пїњ

»—“ќ–»„≈— »≈ —¬я«» ћќЌ”ћ≈Ќ“јЋ№Ќќ… ƒ≈ ќ–ј“»¬Ќќ… ∆»¬ќѕ»—»  »“јя » яѕќЌ»»

с “олстым в 1897 году. Ђ–азве историческа€ живопись личности писател€, а многие из них и его вли€ни€ на –епина не обнаруживает тех же мотивов, что и истори- свое творчество. Ќесомненно, что взгл€д Ћ.Ќ. “олсто-
ческие романы “олстого? » не кажетс€ ли религиоз- го на характер взаимоотношений литературы с живо-
на€ живопись √е вдохновенной толстовской верой, со- писью и до наших дней сохран€ет свою теоретичес-
гласно которой Ђхристианствої не мистическа€, а кую и практическую ценность. Ќа слово и мнение Ћ.Ќ.
нравственна€ доктрина? “олстой придает очень боль- “олстого ориентировались в своем творчестве русские
шое значение творчеству √е, который был в последние художники; рождалось духовное единение писател€ и
годы своей жизни лучшим его другомї [9, с. 36]. живописцев, гармонизирующее общество в целом. ќче-
“аким образом, среди современников Ћ.Ќ.“олстого видно, это возможно потому, что Ћ.Ќ. “олстой как никто
трудно назвать им€ художника, который не испыты- другой ощущал особенности своей эпохи. вал в той или иной степени интереса к творчеству и
Ѕиблиографический список
1. —арабь€нов, ƒ.¬. —уриковские чтени€ / Ќаучно-практическа€ конференци€. Ч  расно€рск, 1998.
2. “олстой, Ћ.Ќ. „то такое искусство? // Ћ.Ќ.“олстой. Ћитература, искусство. —ост. ќ. ћихайлов. Ч ћ.: —овременник, 1978.
3. Ћомунов,  .Ќ. Ћев “олстой об искусстве и литературе // Ћев “олстой об искусстве и литературе, “.1. / ѕод ред. ј.√. ћарусич. Ч ћосква, 1958.
4. “олстой, Ћ.Ќ. ѕолн. собр. соч. ћ., 1951. Ч “. 29.
5.  узьмин, ј.». Ћев “олстой и русские художники. Ч Ћитература и живопись. —борник статей. Ч Ћенинград: ЂЌаукаї, 1982.
6. Ћев Ќиколаевич “олстой в изобразительном искусстве. јльбом. јвтор-составитель ≈ршова ќ.≈. и ѕоповкина “. . Ч ћосква, 1979.
7.  узьмина, Ћ.». ¬ поучение потомству... Ћ.Ќ. “олстой и русские художники. // Ђ«вездаї. Ч 1978. Ч є 9.
8. —тасов, ¬.¬. —татьи и заметки. Ч ћ., 1952.
9. Ѕродский, ».ј. Ћев “олстой об искусстве // Ђ’удожникї. Ч 1978. Ч є 9.
10.  исунько, ¬. ¬сеобъемлюща€ душа “олстого // Ђ’удожникї. Ч 1978. Ч є 9.
11. ѕлотников, ¬.».  огда Ћев “олстой начал писать свой трактат об искусстве? // –усска€ литература. Ч 1978. Ч є 3.
—тать€ поступила в редакцию 16.11.08
”ƒ  75 (315)
—ино √уань, аспирант јлт√”, г. Ѕарнаул
»—“ќ–»„≈— »≈ —¬я«» ћќЌ”ћ≈Ќ“јЋ№Ќќ… ƒ≈ ќ–ј“»¬Ќќ… ∆»¬ќѕ»—»  »“јя » яѕќЌ»»
–ассмотрена динамика взаимного вли€ни€ китайского и €понского монументального искусства с VIII по XVIII столетье. јнализируютс€ наиболее интересные пам€тники различных стилей.
 лючевые слова: монохромна€ живопись, €понский декоративна€ живопись, ширма.
Ѕольшинство пам€тников €понской живописи несет следы вли€ни€ китайского стил€ эпохи “ан (618-907 гг.), от которой €понцы восприн€ли гармоничность и мощный созидательный пафос образов. —тиль эпохи “ан стал основой живописи японии. —редневекова€ япони€ была страной, культура которой охотно воспринимала всЄ новое и передовое, что было уже создано к этому времени в  итае. ¬ VII веке под вли€нием  ита€ в японию пришли даосизм, конфуцианство, а также китайска€ иероглифика. Ќачина€ с VIII века, китайское изобразительное искусство оказывало большое вли€ние на дальнейшее формирование и развитие живописи в японии. ¬ XIII веке, после ослаблени€ контактов японии с материком, начинает формироватьс€ €понский национальный стиль. ¬ли€ние китайского искусства на искусство японии носило различный характер. јрхитектура отличалась по форме, но оформление интерьеров (роспись, ширмы) выполн€лись по китайскому образцу. ѕейзажные ширмы из храма “одзи Ч один из наиболее интересных пам€тников, по которому можно судить о постепенном преодолении китайского вли€ни€ и сложении национального €понского стил€ живописи Ч Ђ€мато-эї. »зображенные на них фигуры написаны в китайском стиле, а пейзаж Ч носит чисто €понский характер, так как именно с конца XIII века и на прот€жении XIV века постепенно начинает складыватьс€ друга€ традици€ пейзажной живописи, основанна€ на китайский прообразах. Ёто была принципиально ина€
стиль, материалы, мотив, иде€,
художественна€ система, основой которой был идеализированный концептуальный пейзаж Ч Ђгоры-водыї (кит. Ч шань-шуй, €п. Ч сан суй). Ќужно отметить, что жанр пейзажа Ч Ђшань-шуйї Ч сложилс€ и развивалс€ в  итае на прот€жении длительного времени. ÷елью китайского художника-пейзажиста было не изображение конкретного увиденного уголка природы, а передача общей панорамы мира. ѕричиной такого подхода было то, что искусство живописи  ита€ формировалось под вли€нием философских концепций буддизма и конфуцианства. ќснову данных учений составл€ло представление о природе, как о космосе, задачей живописи был поиск визуальных форм выражени€ представлений о мироздании, закономерност€х и внутренних взаимосв€з€х всех его элементов. Ќа этой основе на прот€жении длительного периода времени складывалась особа€ система выразительных средств китайского живописного пейзажа. ќчагами вли€ни€  ита€ на €понскую культуру с конца XII века стали буддийские монастыри школы ƒзэн, это нашло свое отражение в живописи. ѕримером может служить монохромна€ живопись тушью, основные принципы которой, были восприн€ты €понскими живописцами с готовых образцов канонической системы живописи Ђшань-шуйї. Ёти принципы существенно отличались от приемов живописи Ђ€мато-эї. ¬ истории развити€ €понской декоративной живописи прин€то выдел€ть три этапа: эпоха јдзути-ћамо€ма (1573-1615), перва€ половина XVII века, начало XVIII
века. ‘орма и конструкци€ традиционного €понского жилища зародилась еще в древности, материалом дл€ изготовлени€ служило дерево.   концу XV - началу
XVI века сформировалс€ архитектурный тип €понского здани€, который существенно отличалс€ от европейского. “радиционный дом планировалс€ из расчета роста €понца (1,7 м), а оформление интерьера рассчитывалось с точки зрени€ не сто€щего, а дл€ сид€щего на полу человека [1]. –осписи в интерьере зависели от величины панелей стен и выполн€лись исход€ из того, что пол, на котором главным образом сидели, был основой жизненной поверхности, поэтому нижний край росписей фактически сливалс€ с полом. ¬ интерьере не было никаких объемных предметов, и поэтому роспись воспринималась в свободном пространстве.   середине XVI века сформировалс€ стиль светской архитектуры Ч —Єин-ƒзукури, дл€ которого характерно пр€моугольное в плане здание с кровлей, опирающейс€ на столбы. ¬ыт€нутость сооружени€ по центральной оси создавала проблемы освещени€ помещени€, из-за которых возникали сложности с воспри€тием росписей. ¬о второй половине XVI века по€вл€ютс€ более обширные по площади помещени€. “ак же в эпоху ћамо€ма возникла необходимость в организации пространства дл€ проведени€ Ђчайных церемонийї. ƒекоративна€ живопись в этот период зан€ла ведущее место и стала официальным искусством прав€щих страной военных диктаторов. ¬ декоративной живописи XVI Ч
XVII веков наиболее значимой становитс€ иде€ вечности быти€ окружающего мира. ѕравители, сооружа€ дворцы и замки, стремились к укреплению своей власти и утверждению личной диктатуры. ’арактерным примером декоративной живописи данного периода можно считать росписи ширм, выполненные живописцем “авара€ —отацу. ’арактерной особенностью декоративного решени€ интерьера €понского помещени€ в XVII Ч XVIII веках €вл€лось то, что ширма дл€ него стала аналогом картины в ≈вропе [1]. ≈сли синтез деко-
ративной живописи и архитектуры периода ћамо€ма опиралс€ на универсальность трактовки образов, основанных на архетипах национального сознани€, то в формировании ансамбл€ следующего столети€ на первый план выдвинулись пространственно-пластические св€зи. ѕримером могут служить произведени€ “авара€ —отацу и ќгата  орина, в которых существенно возросла роль орнаментального ритма. —овременное €понское искусство, как и искусство стран јзии в целом, имеет двойную структуру основ. ѕолитика самоизол€ции  ита€ в XVII-XIX веках, целью которой была консерваци€ существующего политического устройства, привела к всЄ нараставшему разрыву с европейской культурой.  итай только с 1952 года стал, открыт дл€ взаимовли€ни€ других стран, а взаимообмен культур ≈вропы и японии произошел на 132 года раньше.  ак следствие этого современное искусство японии возникло на 42 года раньше современного искусства  ита€. япони€ стала основным проводником в изучении европейских школ дл€  ита€. —овременное китайское искусство привносили с собой студенты, вернувшиес€ после обучени€ из японии.  ультура  ита€ имеет много общего с культурой японии, но так же и несет в себе существенные различи€.  итайска€ живопись делает акцент на морали и доброте, €понска€ Ч подчеркивает красоту и декоративность.  итайские художники заостр€ют внимание на философских размышлени€х и теории, €понские Ч большее внимание удел€ют чувствам и интуиции. ѕервоначальна€ роль  ита€ как наставника японии во всех област€х культуры со временем изменилась; после второй мировой войны ведуща€ позици€ традиционного искусства в японии пошатнулась. — 70-х годов XX века наступил период, когда €понцы постигали европейскую живопись, использу€ опыт китайского искусства XX века [2]. ¬ насто€щее, врем€ можно сказать, что япони€, будучи ранее прилежным учеником сама стала учителем в постижении европейского искусства дл€ современного  ита€.
Ѕиблиографический список
1. ƒекоративные росписи японии 16-17 вв. ќт  ано Ёйтоку до ќгата  орина. Ч ћ., 1989.
2. ∆урнал Ђћэшуї (Ђ»скусствої). Ч ѕекин. Ч 1990.
—тать€ поступила в редакцию 14. 01.09
”ƒ  751 .Ћ
≈.ё. Ћичман, соискатель јлт√”, г. ѕавлодар
ѕ–ќ—“–јЌ—“¬ќ  ј«ј’— ќ… —“≈ѕ» ¬ “¬ќ–„≈—“¬≈ ’”ƒќ∆Ќ» ќ¬ 50-60-’ √ќƒќ¬
¬ статье рассматриваетс€ проблема воплощени€ пространства степи в творчестве казахстанских живописцев 50-60-х годов. ќпредел€ютс€ особенности индивидуального стил€ художников: ћ.  енбаева,  . “ельжанова, —. –оманова в передачи самобытности казахской степи.
 лючевые слова: пространство, творческа€ индивидуальность, стиль, образ степи, традици€.
ќсновой творческого потенциала казахского народа €вл€етс€ его первоисточник Ч природно-культурное пространство, которое он осваивал и формировал веками.
 азахский ученый ƒжангильдин Ќ. пишет: Ђ...Ђлицої народа во многом определ€ет своеобразие окружающей его природы, среди которой он вершит свою историюї [1, с. 78]. ≈му вторит русский мыслитель ».ј. »льин: Ђ.Ќациональна€ территори€ не есть пустое пространство Ђот столба до столбаї, но исторически данное и вз€тое духовное пастбище народа, его творческое здание, жилище его гр€дущих поколенийї. “ак и дл€ казахов степь Ч alter ego и воплощенна€ метафора народного духа, историческа€ перспектива (а не просто физическа€ прот€женность), в которой он само-
утверждаетс€, самораскрываетс€, самоидентифициру-етс€ и познает себ€ [2].
¬ казахской философии пон€ти€ природы и человека не существуют друг без друга. ѕонимание природы, как родного пространства, во многом определ€ет основу казахского искусства. ¬ нем наход€т отражение разнообразные формы взаимодействи€ человека и окружающей среды. ћногие исследователи подчеркивают, что ведущим пространственным образом в традиционной казахской культуре €вл€етс€ бесконечна€ горизонтальна€ плоскость, условно обозначаема€ как Ђравнинаї. ќн представл€ет собой отражение бесконечно т€нущихс€ степных просторов.
ѕри традиционном кочевом образе жизни имеет место эстетизаци€ природного ландшафта. ѕриродный

пїњ