пїњ

»Ќ¬јЋ»ƒџ » ќЅў≈—“¬ќ

—ќ÷»јЋ№Ќјя ƒ»ј√Ќќ—“» ј
DOI: 10.14515/monitoring.2014.4.07 ”ƒ  364.652-056.26:316
ј.Ќ. Ѕольницка€ »Ќ¬јЋ»ƒџ » ќЅў≈—“¬ќ
»Ќ¬јЋ»ƒџ » ќЅў≈—“¬ќ
THE DISABLED PERSONS AND SOCIETY
ЅќЋ№Ќ»÷ јя јйталина Ќиколаевна Ч кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник јкадемии наук –еспублики —аха (якути€). E-mail: aitalina_575@mail.ru.
јннотаци€. ¬ современном мире провозглашаетс€ равенство прав и свобод граждан, невзира€ на индивидуальные особенности, различи€, в том числе выраженные в нарушении здоровь€. ¬ силу объективных условий жизнеде€тельности и наличи€ барьеров дл€ эффективного участи€ в жизни общества граждан с нарушени€ми здоровь€ (инвалидов) научные дискуссии о необходимости полной реализации их прав не утихают. ¬ российском обществе интерес к вопросам доступности среды инвалидов существенно возрос после прин€ти€ в 2006 г. √енеральной јссамблеей ќќЌ  онвенции о правах инвалидов, котора€ актуализировала необходимость комплексного решени€ вопросов по повышению уровн€ реализации прав инвалидов. —тать€ написана в цел€х изучени€ проблем интеграции инвалидов в общество Ч условий жизнеде€тельности в различных сферах общества. Ёмпирической базой исследовани€ послужили результаты анкетного опроса инвалидов –еспублики —аха (якути€). —делан обзор составл€ющих жизнеде€тельности инвалидов: уровень жизни, зан€тость, образование, доступность, качество
оказываемых медицинских, социальных и реабилитационных услуг, жилищные услови€. »сследование позволило дать характеристику, выделить особенности социальной жизни инвалидов, проживающих в отдаленном регионе –оссии, а также наметить возможные направлени€ социальной политики в отношении инвалидов.
 лючевые слова: инвалид, доступна€ среда,
BOLNITSKAYA Aytalina Nikolaevna - PhD in Sociology, leading researcher, Academy of Sciences of the Sakha Republic (Yakutia). E-mail: aitalina_575@mail.ru.
Abstract. The modern world declares the equal rights and freedoms of citizens, despite specific features and distinctions. Due to barriers that prevent the visually impaired persons from active participation in social life, scientific discussions on how to help them to fulfill their rights keep going. The question of the accessible environment was raised after the adoption of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities by the UN General Assembly in 2006. The article is targeted at examining the problems of the integration of the disabled persons into society. The empirical basis of the study is the data of the questionnaire survey conducted among the residents of the Republic of Sakha (Yakutia). The study covered standards of life, employment, education, accessibility and quality of medical, social and rehabilitation services, and living conditions of the disabled. According to the results of the study, the social life of the disabled living in a remote region of Russia was described; a number of social policies were proposed.
Keywords: the disabled, accessible environment,
социальна€ защита, социальна€ политика.
social protection, social policy
ѕодписав в 2008 г.  онвенцию о правах инвалидов, котора€ была прин€та резолюцией 61/106 √енеральной јссамблеей 13 декабр€ 2006 г., –осси€ выразила готовность к соблюдению международных стандартов в сфере экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. ¬ рамках реализации этой международной нормы утверждена государственна€ программа –оссийской ‘едерации Ђƒоступна€ средаї на 2011-2015 гг., основной целью которой стало формирование условий дл€ беспреп€тственного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнеде€тельности. Ёто, несомненно, важный шаг дл€ изменени€ отношени€ российского общества к инвалидам, которых, по данным ¬семирной организации здравоохранени€, насчитываетс€ более 1 млрд человек, что составл€ет 15% населени€ мира.
ћеждународна€ классификаци€ функционировани€, ограничений жизнеде€тельности и здоровь€ определ€ет инвалидность как так называемый зонтичный термин дл€ обозначени€ нарушений, ограничений в действи€х или в участии [4]. ‘изические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушени€ требуют особых медико-лечебных и реабилитационных меропри€тий, с одной стороны, и целого комплекса социальных мер по организации общего и профессионального образовани€ и трудоустройства, регулированию вопросов выплаты пенсий, пособий, компенсаций и обеспечени€ льгот, а также пространственной доступности объектов социальной инфраструктуры Ч с другой. Ќасколько реализованы эти составл€ющие прав инвалидов в российском обществе? –ечь идет о качестве и объеме медицинских, реабилитационных, образовательных услуг, уровне образовани€, трудоустройстве инвалидов, удовлетворенности размером пенсий, компенсаций, самоощущении в отношении общества к инвалидам и т.д. Ќе все характеристики реализации прав инвалидов можно получить посредством статистических данных, р€д показателей вы€вл€етс€ только благодар€ опросам самих инвалидов, когда нужна€ информаци€ получаетс€, как говоритс€, из первых рук.
 роме статистических данных, мы использовали результаты анкетных опросов инвалидов –еспублики —аха (якути€), проведенных в 2012-2013 гг. ¬ыборка Ч 1426 человек. ќпросы проводили в 16 районах республики и в г. якутске. ѕри формировании выборочной совокупности примен€ли многоступенчатую стратифицированную выборку.
¬ отличие от экономических традиций утилитаризма, рассматривающего развитие общества на основе суммарной полезности, ј. —ен [6] резонно отмечает, что уровень благососто€ни€ необходимо определ€ть по степени справедливого распределени€ материальных благ и учету интересов разных групп населени€. »нтегральный показатель качества жизни включает показатель ожидаемой продолжительности жизни. ѕринима€ во внимание тот факт, что это обобщенный показатель, адекватно отражающий здоровье населени€, можно утверждать, что степень реализации прав инвалидов, уровень инвалидности имплицитно включен в интегральный показатель качества жизни. ќценка развити€ общества с позиции учета интересов слабых социальных групп говорит о стремлении к социальной справедливости, т.е. к созданию условий дл€ полной реализации инвалидами своих жизненных стратегий, а также об изменении воспри€ти€ обществом инвалидности как чего-то ненормального, что не вписываетс€ в повседневность здорового человека.
»нвалиды Ч разнообразна€ по социальным и медицинским признакам группа общества, ее возможности и ограничени€ коррелируют с такими факторами, как характер и степень нарушений функций организма, возраст, гендер, материальное положение, место
120 _
проживани€ и пр. ѕо возрастному признаку, т.е. периоду развити€ человека на определенном этапе онтогенеза, инвалидов можно разделить на две группы: дети и взрослые. ¬озраст установлени€ инвалидности имеет принципиальное значение дл€ социализации инвалидов. ¬ этом плане дети-инвалиды Ч особа€ категори€, поскольку первичные паттерны усвоени€ общественного опыта формируютс€ у них через призму объективных физиологических и социальных ограничений. „еловек вписан в социальную реальность по набору своих социальных признаков: гендер, брачный статус, уровень образовани€, професси€ и т.д.  аждый из них может стать ключевым при реализации конкретного жизненного проекта. ќсобенность социализации детей-инвалидов заключаетс€ в том, что инвалидность скрыто или €вно становитс€ системообразующим признаком, определ€ющим уровень достижени€ других социальных признаков, очерчива€ его габитус, т.е. Ђсхемы воспри€ти€, мышлени€ и действи€ї [2, с. 64].
ѕотребности человека с объективными физическими или психическими ограничени€ми жизнеде€тельности имеют специфический характер. ¬нутреннее состо€ние психологического или функционального ощущени€ недостаточности чего-либо определ€етс€ принадлежностью к той или иной подгруппе инвалидов. »нвалиды I группы более у€звимы и менее инициативны, им прежде всего необходима материальна€ помощь со стороны государства. »нвалиды с нарушени€ми сенсорных и статодинамических функций нуждаютс€ в специальных устройствах и приспособлени€х. ћолодым инвалидам важно обеспечить доступ к системе общего и профессионального образовани€, содействовать их трудоустройству, в то врем€ как пожилые заинтересованы в первую очередь в качественных медицинских услугах. Ќаиболее у€звимыми группами €вл€ютс€ инвалиды детства, инвалиды с психическими нарушени€ми и инвалиды в преклонном возрасте. »менно эти группы чаще других сталкиваютс€ с отчуждением, безработицей и бедностью, уровень образовани€ у них, как правило, низкий.
ѕо оценкам специалистов, подавл€юща€ часть инвалидов (70%) входит в группу бедных слоев населени€ [1].  роме того, подмечено, что бедность может быть как следствием, так и причиной инвалидизации. Ќапример, результаты ¬семирного обзора в области здравоохранени€ свидетельствуют о более высокой распространенности инвалидности в странах с низким доходом, чем в странах с более высоким доходом [7]. “аким образом, борьба с бедностью €вл€етс€ одной из форм профилактики инвалидизации.
ѕоказатели качества жизни инвалидов –еспублики —аха (якути€) в силу объективных причин отличаютс€ от среднереспубликанских значений по структуре доходов и расходов, уровню доходов и оплаты труда. ¬ структуре доходов из-за высокой безработицы основную часть занимают социальные выплаты, прежде всего пенси€ по инвалидности, размер которой удовлетвор€ет только 38% респондентов. —труктура расходов инвалидов существенно отличаетс€ от структуры расходов всего населени€, вырисовыва€ контуры, характерные дл€ его бедной части, Ч с большой долей затрат на еду Ч 45%, что примерно на 10% выше среднего показател€ по республике. —редний размер заработной платы инвалидов составл€ет всего 37,8% от среднеустановленной заработной платы по республике, а средний душевой доход семей опрошенных Ч 45,7% от среднереспубликанского уровн€.
ѕоказатели уровн€ жизни, отражающие удовлетворение научно обоснованных потребностей, согласуютс€ с субъективным показателем уровн€ жизни Ч ее самооценкой. ѕо итогам исследовани€, средн€€ оценка своего места в социальной иерархии составила 4,6 в шкале из 10 пунктов. “ака€ картина, как правило, объ€сн€етс€ пассивной программой жизненного проекта из-за свыкани€ с мыслью об ущербности, бессилии и тщетности усилий.
121 _
ѕо оценкам ћеждународной организации труда, инвалиды €вл€ютс€ одной из самых у€звимых социальных групп на рынке труда. Ќаше исследование это подтверждает. ѕосто€нную работу имели лишь 28% опрошенных. Ќизкий показатель трудоустройства коррелирует с низким уровнем образовани€. ¬ысшее профессиональное образование имели только 14% наших респондентов. ’от€ формально законы –оссии гарантируют инвалидам необходимые услови€ дл€ получени€ образовани€ и профессиональной подготовки и признаетс€ право на равенство возможностей доступа и получени€ образовани€, декларируетс€ инклюзивность образовани€ на всех уровн€х, в реальной жизни учебных заведений, приспособленных к потребност€м инвалидов, практически нет. ѕриведение в соответствие действующих учреждений Ч трудоемкое и дорогосто€щее меропри€тие, а строительство новых учебных заведений по новым техническим регламентам, национальным стандартам, строительным нормам и правилам Ч дело отдаленного будущего.
Ќа всю республику действует один профессиональный интернат, где обучаютс€ инвалиды. “ака€ ситуаци€ отражает общероссийскую практику отсутстви€ единой программы обеспечени€ доступности ссузов и вузов (правовых, финансовых, академических, информационных и инфраструктурных институтов). ћногие вузы –‘ реализуют собственные программы развити€ доступной среды.  ак правило, они продиктованы традици€ми образовательного учреждени€ в этой области. –азвитие доступной среды Ч это пока в значительной степени инициатива и ответственность самих профессиональных коллективов образовательных учреждений. ¬недрение современных стандартов доступности подразумевает формирование образовательных программ и методик в соответствии с различными видами нозологий, оснащение специальной техникой, оборудованием, программное обеспечение.
”€звимой группой, вынужденной сталкиватьс€ с непреодолимыми барьерами, €вл€ютс€ семьи с детьми-инвалидами школьного возраста, особенно проживающие в сельской местности, которые вынуждены отправл€ть своих детей в специальные интернаты, наход€щиес€ в большинстве своем в столице республики. ¬ сельской местности условий дл€ обучени€ и реабилитации ребенка-инвалида нет. Ќередко здесь не хватает обычных учителей, не говор€ уже о педагогах, обученных работать с детьми-инвалидами.
ƒоступность Ч один из основополагающих принципов  онвенции о правах инвалидов, поэтому неудивительно, что государственна€ программа –‘ получила название Ђдоступна€ средаї. Ёто емкое пон€тие, включающее комплекс мер по обеспечению беспреп€тственного доступа инвалидов к объектам и услугам, подразумевающий равный с другими людьми доступ к физическому окружению, включа€ школы, жилые дома, медицинские учреждени€ и рабочие места, а также к транспорту, информации и св€зи. ¬ыполнение данной задачи представл€ет сложность не только по масштабу меропри€тий и охвату сфер жизнеде€тельности инвалидов. ѕринима€ меры по обеспечению доступности, необходимо учитывать разнородность нарушений функций организма людей с инвалидностью, требующих дл€ доступа к объектам специальных инженерных и конструкторских, а к услугам Ч методических решений. ѕространственна€ организаци€ должна быть приспособлена и дл€ инвалидов-кол€сочников, и дл€ инвалидов по зрению, и дл€ инвалидов по слуху, т.е. объекты должны быть универсальными с точки зрени€ доступности дл€ разных категорий инвалидов, с различными характером и степенью ограничений.
—праведливости ради надо отметить, что организаци€ пространства в республике, с точки зрени€ удобства и доступности, плохо решаетс€ и дл€ вполне здоровых людей. ƒаже в столице отсутствует вн€тна€ система водоотведени€, котора€ ежегодно в весенний сезон представл€ет и дл€ вполне мобильных горожан трудности при перемещении по затопленным
122 _
улицам. ѕоэтому приведение пространства в соответствие с требовани€ми международных норм по обеспечению доступности объектов социальной инфраструктуры выгл€дит утопическим проектом. Ќа данном этапе стандартна€ практика приведени€ объектов социальной инфраструктуры в соответствие с потребност€ми инвалидов включает внедрение отдельных элементов доступности: пандусов, перил и поручней. ќчень часто такие сооруженные наспех по разнар€дке сверху конструкции станов€тс€ нелепыми и уродливыми декораци€ми, не выполн€ющими свои функции по назначению.
44% опрошенных инвалидов считают, что объекты городской, поселковой и сельской среды –еспублики —аха (якути€) практически не оснащаютс€ средствами доступа дл€ инвалидов. 70% граждан с нарушени€ми функций опорно-двигательного аппарата приходитс€ преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 72% Ч при пользовании социальными услугами.  роме того, 64% респондентов Ч инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещени€ спортивных сооружений и учреждений культуры.
ƒл€ определени€ самых важных потребностей инвалидов в анкету был включен вопрос о том, в чем инвалиды нуждались более всего. Ѕольшинство ответивших на данный вопрос (66%) назвали качественное медицинское обслуживание, далее следуют материальна€ помощь со стороны государства (57%), бесплатные лекарства (52%) и улучшение жилищных условий (42%).
¬озможность получить необходимую медицинскую помощь Ч одно из неотъемлемых социальных прав инвалидов. Ёта возможность определ€етс€ такими параметрами системы предоставлени€ медицинских услуг, как территориальна€ доступность, наличие медицинского персонала, своевременность и удобство предоставлени€ медицинских услуг, их качество и объем. Ќадо признать, что сфера медицинских услуг в отдаленных регионах –‘ существенно уступает центральным. –езультаты социологического исследовани€ подтверждают это: 63% респондентов отмечают низкий уровень оказываемых медицинских услуг в целом. –ечь идет, во-первых, о недостаточно высоком уровне квалификации врачей, во-вторых, об отсутствии некоторых узких специалистов и, в-третьих, о слабом оснащении медицинским оборудованием. ќтсутствие некоторых узких специалистов ощущаетс€ даже в столице республики, не говор€ уже о сельской местности, жители которой €вл€ютс€ самыми у€звимыми категори€ми в плане реализации социальных прав в сфере получени€ качественных медицинских услуг. ¬ р€де районов проблема состоит в том, чтобы обеспечить наличие хот€ бы штатного врача. ќна решаетс€ системой об€зательного распределени€, а по сути принудительного направлени€ молодых специалистов в отдаленные районы. ѕон€тно, что в таких услови€х сложно избежать движени€ кадров. Ќесмотр€ на всевозможные республиканские программы стимулировани€, молодые специалисты воспринимают подобное положение вещей как вынужденную отработку смены. “аким образом, из-за отсутстви€ адекватной медицинской помощи в отдаленных районах республики инвалиды, проживающие в сельской местности, наиболее ущемлены в своих правах Ч в получении соответствующего стандартам объема и качества медицинских услуг. Ќекоторые инвалиды проживают в населенных пунктах, где вообще нет элементарных медпунктов, не то что необходимых реабилитационных услуг.
Ѕольшой попул€рностью среди пожилых и инвалидов пользуетс€ санаторно-курортное лечение в республиканских санаторно-курортных учреждени€х. „исло инвалидов, получивших путевки в такие учреждени€, в течение многих лет в 2 и более раз устойчиво меньше числа тех, кто имеет право и желает его реализовать, хот€ они разительно уступают по качеству
123 _
материально-технической базы крупным российским образцам. ѕостроенные еще в советское врем€, не приспособленные дл€ людей с ограниченными возможност€ми, некоторые из них даже представл€ют травмоопасность дл€ инвалидов и пожилых. »х попул€рность объ€сн€етс€ тем, что в течение некоторого времени человек может пожить на полном пансионе в благоустроенном доме вместе с другими представител€ми сообщества инвалидов. ”читыва€ неблагопри€тные бытовые услови€ инвалидов, особенно проживающих в сельской местности, эти учреждени€ многими сел€нами расцениваютс€ как насто€щий курорт.
ћедицинские услуги Ч часть комплекса гарантированных государством реабилитационных услуг инвалидам. ÷ель реабилитации заключаетс€ в восстановлении социального статуса инвалида, социальной адаптации путем восстановлени€ или компенсации нарушенных или утраченных способностей к нормальной социальной жизнеде€тельности [5, с. 5]. ќсновными учреждени€ми, оказывающими реабилитационные услуги, €вл€ютс€ реабилитационные центры. ¬ республике действуют 9 таких центров дл€ инвалидов. »х де€тельность удовлетвор€ет лишь 52% семей с детьми-инвалидами и 54% взрослых инвалидов, остальные либо не удовлетворены, либо затруднились ответить. ¬ качестве причин, как правило, указываютс€ низка€ квалификаци€ специалистов и низкий уровень обеспеченности специальным медицинским оборудованием. — прин€тием в 2009 г. закона Ђќ дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в –еспублике —аха (якути€)ї была решена проблема оплаты проездных расходов дл€ желающих получить реабилитационные услуги. »нвалидам, а также сопровождающим лицам инвалидов I группы или детей-инвалидов предоставл€етс€ право 1 раз в 2 года бесплатно проехать до места получени€ реабилитационных услуг.
ћобильность инвалидов могут существенно облегчить современные технические средства реабилитации (“—–), обеспечение которыми осуществл€етс€ на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболевани€ми, последстви€ми травм и дефектами. —огласно российскому законодательству, они дел€тс€ на специальные средства дл€ ухода, передвижени€, ориентировани€, обучени€ и образовани€, дл€ зан€тий трудовой де€тельностью, общени€ и обмена информацией; протезные издели€, специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.   сожалению, такие средства вызывают много нареканий. “олько 23% опрошенных нами инвалидов удовлетворены их качеством, отмеча€ неудобство, ненадежность и непрочность “—–. ƒруга€ проблема Ч низкий уровень обеспеченности этими средствами. —огласно опросу, среди тех, кто нуждалс€ в них в полной мере либо частично были обеспечены ими только 41% инвалидов. ¬ большей степени, как и следовало ожидать, в них нуждаютс€ жители сельской местности.  роме того, респонденты называют такие трудности, как нечеткость некоторых положений правового регулировани€, привод€щей к выделению “—–, не соответствующих показани€м инвалида, проблемы процедурного характера, в том числе внесение изменений в индивидуальную программу реабилитации в части обеспечени€ “—– и др.
»нвалиды имеют право либо бесплатно получить “—–, либо приобрести их за свой счет, а затем получить компенсацию стоимости технического средства. ƒо 2011 г. действовали правила, при которых инвалиду предоставл€лась 100-процентна€ компенсаци€ стоимости самосто€тельно приобретенных. ќднако из-за 3-кратного увеличени€ бюджетных сумм на эти цели Ч с 5 до 16% в период действи€ правила, т.е. с 2008 по 2010 г., она не оправдала себ€. ѕри этом, как считают в ћинистерстве здравоохранени€ –‘, увеличение расходов произошло из-за того, что самосто€тельно приобретаемые инвалидами “—–, как правило, обладают
124 _
дополнительными потребительскими функци€ми, не имеющими отношени€ к цел€м реабилитации. ќчевидно, что государство в очередной раз жертвует качеством оказываемых услуг в обмен на оптимизацию бюджетных расходов.
 омфортные жилищные услови€ особенно актуальны дл€ инвалидов, поскольку благоустройство, техническое состо€ние дома, наличие специальных приспособлений имеют пр€мое отношение к физическому и психическому самочувствию граждан, у которых есть проблемы со здоровьем. ѕо результатам опроса, каждый третий инвалид живет в неблагоустроенном жилье. Ќеблагоустроенное или частично благоустроенное жилье преимущественно у сельских жителей (72%). ѕон€тно, что в услови€х низкого качества жиль€ (износ, ветхость) и уровн€ его благоустройства (наличие канализации, водопровода), отсутстви€ специальных устройств доступа дл€ маломобильных инвалидов опрошенные назвали эту проблему одной из самых острых. –еализаци€ права инвалидов на жилье, отвечающее социальным нормам, Ч одна из самых сложных задач, сто€щих сегодн€ перед государством. ≈е решение подразумевает развитие широких форм предоставлени€ и приобретени€ жиль€, а также программ по ремонту имеющегос€ жиль€ дл€ малообеспеченных инвалидов (особенно живущих в ветхих, неблагоустроенных домах в сельской местности).
Ќеотъемлемым компонентом реализации прав инвалидов в государстве выступает их представление об отношении к ним общества. ѕо мнению 64,6% респондентов, общество к ним несправедливо. ѕри этом дол€ тех, кто считает, что отношение за последние 5 лет улучшилось, составила 69%. »наче говор€, большинство признают наличие социальной несправедливости и примерно столько же полагают, что отношение общества улучшилось. Ёти результаты отнюдь не исключают друг друга. ѕоказатель Ђотношение обществаї Ч рациональна€ и эмоциональна€ оценка тенденций в системе социальной поддержки инвалидов, в сфере признани€ их прав на доступность среды, а также общее впечатление о внимании и заботе со стороны людей к этой категории. ј Ђнесправедливость по отношению к инвалидамї Ч более конкретный вопрос об оценке реализации их прав. ћожно сказать, что внимание общества к проблемам инвалидов, согласие с направлени€ми социальной политики по отношению к ним признаетс€, но вместе с тем отмечаютс€ пробелы в реализации намеченных и декларированных прав инвалидов.
—егодн€ неотъемлемым элементом общественной жизни стал риск Ч такие пон€ти€, как Ђгруппы рискаї и Ђобщество рискаї прочно вошли в повседневную и научную практику. ќсобн€ком держатс€ риски, существование которых обусловлено самим фактом существовани€ человека. »менно таким €вл€етс€ риск получени€ инвалидности. –ассмотрение инвалидности как социального риска актуализирует применение современных научных методов исследовани€, включа€ вопросы его исчислени€, воспри€ти€, оценки, согласи€ на риск, отбора риска. “олько с помощью современных методов изучени€ инвалидности можно установить факторы, вли€ющие на здоровье, утрату трудоспособности, выработать правильное представление о роли и функци€х субъектов правоотношений в системе социальной защиты инвалидов, определить приоритеты государственной политики в области социальной защиты инвалидов (социальной поддержки, социального страховани€), распределить полномочи€ между разными уровн€ми власти и финансовые расходы по организации защиты между основными субъектами; разработать адекватную рыночным отношени€м модель социальной политики в отношении инвалидов.
—оциальна€ политика по усилению прав инвалидов должна развиватьс€ параллельно с разработкой научно обоснованной системы оценки инвалидности и постепенным
125 _
ужесточением норм и правил назначени€ инвалидности, уточнением критериев предоставлени€ права на пользование услугами, регулированием оказани€ услуг, включа€ установление стандартов и их об€зательное применение.
√осударство должно активно вовлекать в процесс оказани€ социальных и реабилитационных услуг некоммерческие организации на региональном и местном уровн€х. ’от€ в законах –еспублики —аха (якути€) отмечаетс€ необходимость прин€ти€ целевых муниципальных программ по разработке и реализации за счет средств местных бюджетов муниципальных целевых программ в области социальной поддержки инвалидов, местные власти по причине жестких финансовых ограничений не тороп€тс€ их принимать. √осударство должно разработать более действенные механизмы развити€ в рамках муниципальных образований Ч сельских и городских поселений Ч программы государственных средств и средств бизнеса, в том числе с привлечением некоммерческих организаций на основе социального заказа таких востребованных социальных услуг, как социальное такси, сиделки, трудотерапи€ и многое другое. ќднако такие формы социальной поддержки инвалидов могут развиватьс€ только при наличии предложени€ на рынке социальных услуг. —егодн€ в республике в основном действуют единичные небольшие некоммерческие организации, работа которых, как правило, опираетс€ на энтузиазм отдельных представителей сообщества инвалидов.  репких некоммерческих организаций, подобных общероссийским, с опытом, материально-технической и методологической базой, высококлассными специалистами, оказывающими комплекс медицинских, социальных, психологических, юридических и прочих услуг инвалидам, нет. ¬ласть и общество постепенно приход€т к пониманию необходимости развити€ таких форм помощи инвалидам, преимущества которых заключаютс€ в том, что они, во-первых, расшир€ют спектр социальных услуг, тем самым увеличива€ возможности реализации прав инвалидов, во-вторых, оказывают помощь, котора€, будучи востребованной, не предусмотрена государственными мерами социальной поддержки инвалидов, в-третьих, расшир€ют охват пользователей социальных услуг. ¬ этих услови€х необходима вн€тна€ программа развити€ системы социальной защиты инвалидов с привлечением некоммерческих организаций.
¬ части обеспечени€ доступности инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнеде€тельности предстоит долга€ и трудна€ комплексна€ (организационна€, правова€, финансова€, информационна€, методологическа€) работа, направленна€ на приведение сфер образовани€, труда, медицины, социальных услуг в соответствие с потребност€ми и интересами инвалидов.  лючева€ цель социальной политики состоит в том, чтобы инвалиды не только имели права, но и могли их в полной мере реализовать. »менно к решению этой амбициозной задачи должно стремитьс€ общество, включа€ и власть, и бизнес, и общественные организации.
Ћитература
1 ќ'Ѕрайен ƒ. »нвалидность и бедность. 2006. URL: http://aupamnet.ru/ pages/sozial/invalidnostj_i_bednostj/oglavlenie.html.
2 Ѕурдье ѕ. —оциологи€ социального пространства. ћ. : »н-т эксперимент. социологии. —ѕб. : јлетей€, 2005. 288 с.
3 Ћуман Ќ. ѕон€тие риска // Thesis. 1994. ¬ып. 5. —.135-160.
4 ћеждународна€ классификаци€ функционировани€, ограничений жизнеде€тельности и здоровь€ : ћ ‘ / ¬семир. ќрг. «дравоохранени€ ∆енева,
126 _
2001. 299 с.
5 ќрганизационно-методические и правовые основы социально-средовой реабилитации инвалидов : метод. пособие. —ѕб. : —ѕбЌ÷Ёѕ– им. јльбрехта, 2012. 210 с.
6 —ен ј. –азвитие как свобода. ћ. : Ќовое изд-во, 2004. 432 с.
7 World Health Survey. Geneva, 2002-2004 // World Health Organization : [веб-сайт]. URL: http://www.who.int/healthinfo/survey/en.

пїњ