пїњ

»Ќ“≈√–ј÷»я “≈–ћ»Ќќ¬ » ѕќЌя“»… ѕќ—–≈ƒ—“¬ќћ ƒ»јЋ≈ “»„≈— »’ —’≈ћ ¬ ”„≈ЅЌќ… » —Ћќ¬ј–Ќќ-—ѕ–ј¬ќ„Ќќ… Ћ»“≈–ј“”–≈

И√ќЎ;Ў;Ў… »Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ЎЎ…………………Ў
ј јƒ≈ћ»„≈— јя »Ќ“≈√–ј÷»я
»Ќ“≈√–ј÷»я “≈–ћ»Ќќ¬ » ѕќЌя“»… ѕќ—–≈ƒ—“¬ќћ ƒ»јЋ≈ “»„≈— »’ —’≈ћ ¬ ”„≈ЅЌќ… » —Ћќ¬ј–Ќќ-—ѕ–ј¬ќ„Ќќ… Ћ»“≈–ј“”–≈
¬. ‘. ћанухов, ј. —. “юр€хин
(ћордовский государственный университет им. Ќ. ѕ. ќгарева)
–ассматриваютс€ вопросы повышени€ интеграционных возможностей личности путем обучени€ разнообразным приемам мышлени€, постижени€ новых образов, терминов и пон€тий с применением учебной и справочной литературы, а также вопросы становлени€ структуры и развити€ пон€ти€-термина с использованием фигурных схем интерпретировани€ диалектики первого символа быти€.
 лючевыге слова: непрерывное образование и развитие личности; нормативно-справочна€ литература; мышление; диалектика развити€ пон€ти€; схема интерпретации; первый символ быти€.
–еформирование высшей школы характеризуетс€ модернизацией педагогической системы, развитием многоуровневой подготовки специалиста, поиском педагогических технологий и путей реализации непрерывного образовани€.   отдельным аспектам поиска этих путей мы обращались ранее [3], однако ограничивались пон€тием целенаправленного образовани€, организованного в государственном образовательном учреждении.  онцепци€ непрерывного образовани€ помимо совершенствовани€ организационных структур предполагает развитие образовательных процессов, модернизаци€ и закрепление которых осуществл€ютс€ регул€рным переизданием соответствующей литературы (учебной, справочной и нормативной) и возобновлением иных материальных носителей информации. „то касаетс€ книгоиздани€, то сегодн€ оно бурно развиваетс€, осваива€ новые технологии. ѕо справедливому замечанию ». ј. Ўишлова, в услови€х коммерциализации рынок предлагает российскому читателю обилие Ђсловарно-энциклопедической продукции. ѕри этом... прогрессируют негативные тенденции.   читателю приход€т наспех составленные книги. содержащие противоречи€ и ошибкиї [10, с. 249Ч256].
Ќепрерывность развити€ личности определ€етс€ ее способностью обучатьс€ разнообразным приемам мышлени€, постигать новые образы, термины и пон€ти€. ¬с€кое же мышление св€зано со
словом, €зыком. ¬ процессе обучени€ весьма важны примеры безупречных приемов мышлени€, накопленных развитыми науками, к каковым следует отнести в первую очередь математику и насыщенные ею науки, такие как физика, геодези€, механика и др. ѕрактика выработала достаточно много различных форм интеграции €зыкового мышлени€ вширь, и много меньше Ч вглубь. ѕоэтому разговор об интеграции терминов и пон€тий начнем не с математической, а с философской точки зрени€, так как на вопрос, с чего начинаетс€ зачатие мысли, мы вслед за философами отвечаем: с быти€. ƒиалектика первого символа быгти€ наиболее полно разработана ј. ‘. Ћосевым [2]. Ѕудем следовать этой диалектике, придержива€сь интерпретации ј. —. “юр€хина [7], точнее табличной ее схемы. ѕервыш символ ј. ‘. Ћосева изобразим в виде трех нижеприведенных фигурных схем осмыслени€ категорий быти€.
ѕерва€ схема содержит один пласт мышлени€. «ададим его таблицей из 3 строк Ч ступеней мышлени€ самых первых категорий быти€ (табл. 1). ¬ 1-й строке полагаем не€вный символ быти€-небыти€ Ч первое начало реального мышлени€. 2-€ строка Ч это анализ: либо быгтие (Ѕ), либо небытие (Ќ) Ч 2 сло€ мышлени€. 3-€ строка: синтез быти€-небыти€ Ч становление новой категории. “аким образом, 1-€ и 3-€ строки таблицы содержат по одному слою мышлени€, а 2-€ Ч 2. »спользу€ символику
© ћанухов ¬. ‘., “юр€хин ј. —., 2011
є 1, 2011
логики высказываний, представим первое начало дизъюнкцией ЅуЌ высказываний быти€ и небыти€; анализ Ч строгой дизъюнкцией ЅууЌ; синтез Ч конъюнкцией ЅлЌ, отражающей становление категории границыг (√).
“ а б л и ц а 1 —хема не€вного символа ЅуЌ
1. ѕервое начало: ЅуЌ
2. “езис: Ѕытие (Ѕ) есть
3. јнтитезис:
Ќебытие (Ќ) тоже есть
4. —интез: ЅлЌ. —тановление √раницы (√)
–анее [1] была доказана адекватность истинностей двух дизъюнкций: ЅуЌ и (ЅууЌ)у(ЅлЌ). ќтсюда следует, что не€вныш символ ЅуЌ эквивалентен €вному символу Ѕу√уЌ трех высказываний, в котором третье высказывание √ представлено конъюнкцией ЅлЌ двух первых. “ем самым совершаетс€ переход от не€вного (ЅуЌ) к €вному (Ѕу√уЌ) символу быти€, выраженному 3 категори€ми. ¬ этом заключаетс€ главный результат диалектики не€вного символа, который приобретает структуру пласта мышлени€, включающего 3 категории (Ѕ, Ќ и √), 3 ступени познани€ (3 строки) и
4 сло€ осмыслени€ категорий быти€.
¬торую и третью схемы диалектики €вного символа дадим в готовом виде (табл. 2 и 3), ограничившись комментари€ми к ним. ќбе таблицы содержат по
5 строк, в которых 1-€ и 5-€ строки включают по одному слою мышлени€, 2-е и 4-е Ч по 2, 3-и Ч по 3.  ажда€ схема образует структуру из 5 ступеней и 9 слоев, сгруппированных в 4 пласта мышлени€.
1-€ строка табл. 2 (5-й слой) Ч это второе начало (отрицание диалектики не€вного символа), представленное дизъюнкцией Ѕу√уЌ трех категорий, адекватной дизъюнкции двух дизъюнкций (Ѕу√)у(√уЌ). ѕласт 2 второй схемы образуетс€ €чейками 5, 6, 7 и 8, структура которых повтор€ет структуру пласта 1 (см. табл. 1). ѕри этом в €чейке 8 снова возникает категори€ границы, но это уже ставша€ граница, в отличие от сло€ 4, в котором фиксировалс€ только факт становлени€ категории √.
ѕласт 3 образуетс€ €чейками 6, 9, 8 и 11; пласт 4 Ч €чейками 7, 8, 10 и 12; пласт 5 Ч €чейками 8, 11, 12 и 13 (см. табл. 2). ≈сли остановимс€ на стадии анализа не€вных символов, соответствующих пластам 3 и 4, то в 3-й строке этой таблицы получим три равноправные категории (бытие, граница и небытие). Ёто и есть Ђтроицаї, три ипостаси Ч неотъемлемые атрибуты мышлени€ (не только быти€, но и вс€кого иного мышлени€). Ѕез подобной Ђтроицыї не обходитс€ ни одно реальное мышление.
ѕродолжив диалектику, отраженную в табл. 2, на стадии синтеза пласта 3 в €чейке 11 получим новую категорию числа, точнее становлени€ количественной меры быти€. Ќа стадии синтеза пласта 4 в €чейке 12 находим категорию инобыти€ числа Ч становлени€ качественной меры быти€. » наконец, раскрыва€ диалектику пласта 5, в €чейке 8 положим не€вный символ √у √ (граница границ). Ќа стадии анализа пласта имеем число (тезис) и инобытие (антитезис). Ќа стадии синтеза (€чейка 13) получим категорию становлени€ меры быти€.
“ а б л и ц а 2 —хема €вного символа Ѕу√уЌ
5. ¬торое начало: Ѕу√уЌ
6. Ѕу√ 7. √уЌ
9. Ѕытие 8. √раница, √у√ 10. Ќебытие
11. „исло („) Ч Ѕл√ 12. »нобытие (») Ч Ќл√
13. —тановление (—) Ч „л»
“ а б л и ц а 3 —хема символа „у —у »
14. “ретье начало: „у—у»
15. „у — 16. —у»
18. „исло 17. —тановление —у— 19. »нобытие
20. Ќаличное бытие (ЌЅ) Ч „л— 21.‘актическое бытие (‘Ѕ) Ч —л»
22. Ёманаци€ (Ё) Ч ЌЅл‘Ѕ
¬ табл. 3 1-€ строка (14-й слой)Ч это третье начало (отрицание отрицани€), представленное дизъюнкцией „у—у», адекватной дизъюнкции двух дизъюнкций (Ѕу√)у(√уЌ). «десь пласт 6 образуетс€ €чейками 14, 15, 16 и 17;
»Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
пласт 7 Ч €чейками 15, 18, 17 и 20; пласт
8 Ч €чейками 16, 17, 19 и 21; пласт 9 Ч €чейками 17, 20, 21 и 22. Ќа стадии синтеза в трех последних пластах мышлени€ формируютс€ ставшие категории быти€: наличного (определенного качества) Ч в €чейке 20, фактического (определ€емого совокупностью качеств) Ч в €чейке 21, эманации Ч в €чейке 22.
2 сло€ (20-й и 21-й), по ј. ‘. Ћосеву, могут взаимно соотноситьс€ друг с другом и определ€ть гегелевскую категорию Ђдл€-себ€-бытиеї, включающую вс€кое свое небытие. Ёманаци€ же есть исхож-дение (про€вление) быти€ вещи во всей своей определенности дл€ всего иного, дл€ другого быти€. Ёманаци€ несет в себе все предшествующие категории, поэтому она и есть первыгй символ быг-ти€. —имвол же Ч это сама действительность (и сущность, и €вление вещи).
—овокупностью трех схем (см. табл. 1Ч3) очерчена целостна€ схема первого символа. ќна содержит 22 сло€ в
9 пластах мышлени€. ѕо утверждению ј. ‘. Ћосева, Ђдл€. диалектики сущности. мы должны следовать образцу первого символа. ћысль всегда есть мысль. и развиваетс€ она всегда по одним и тем же законам. .√егель при помощи триады (см. табл. 1. Ч јвт.) Ч метода. узкого и стеснительного Ч получал самые замечательные результаты. ... ” нас же схема, гораздо более пространна€ и гибка€... » наш <символ> вовсе не схема, а только лишь то, что открывает наши глаза на предмет и заставл€ет его видетьї [2, с. 580Ч581].
¬озвраща€сь к естественным наукам, отметим, что в них встречаетс€ много примеров как частичной (в рамках гегелевской триады), так и более глубокой проработки пон€тий (по схеме первого символа), выраженных в терминах данных наук. Ќо и в естественных, и в прикладных науках редко встречаютс€ ссылки на диалектику развити€ их специфических пон€тий. Ётот факт €вл€етс€ следствием исторически трудно складывающейс€ стихийной диалектики, присущей конкретным наукам.
¬ рамках изучени€ и познани€ уже сложившихс€ наук достаточно нелегко построить гармоничное и стройное их изложение без диалектических схем. √рафическа€, таблична€ или ина€ удачна€ форма интерпретации этих схем создает образы, легко схватываемые субъектом, изучающим данную науку. ќни запоминаютс€, воспроизвод€тс€ и многократно используютс€, что и требуетс€ при освоении и усвоении любой науки.
¬ данной статье мы не будем приводить примеров проработки специфических пон€тий по всей схеме первого символа быти€, ограничившись частичными схемами.
¬ качестве первого примера рассмотрим диалектику отношени€ одного (ќ) и многого (ћ) в математике, представив первое начало дизъюнкцией ќућ (табл. 4).
“ а б л и ц а 4
—хема становлени€ категории числа
1. ќућ
2. ќдно (ќ)
3. ћногое (ћ)
4. „исло („) Ч ќлћ
Ќа стадии анализа имеем: одно Ч тезис; многое Ч антитезис. »х синтез, представленный конъюнкцией ќућ, есть число, точнее становление категории числа. „тобы получить ставшее число, надо продолжить диалектику €вного символа ќу„ућ трех категорий (табл. 5).
“ а б л и ц а 5 —хема €вного символа числа
5. ќу„ућ
6. ќу „ 7. „ућ
9. ќдно 8. „исло 10. ћногое
11. ќл„ 12. „лћ
13. ќл„лћ
¬ €чейке 8 получим категорию ставшего числа как результат конъюнкции (ќу„)л(„ућ) двух дизъюнкций. «атем, продолжив диалектику, в 3-й строке обнаружим, что категори€ числа встала в один р€д с категори€ми единичного
є 1, 2011
(одного) и общего (многого) [4; 8]. “акой констатацией математики обычно ограничиваютс€, счита€ ее достаточной.
ќднако диалектику можно продолжить, рассмотрев результаты синтеза названных категорий, после чего дать наименовани€ новым категори€м, отвечающим €чейкам 11, 12 и 13. ѕредоставим это дело самим математикам.
ќбратимс€ к другому примеру. ћеханика определ€етс€ как наука о механическом движении и взаимодействии материальных тел [8; 9]. ¬ самом этом определении содержитс€ диалектическа€ структура пласта 1 (табл. 6). Ѕез комментариев пон€тно, что в качестве определ€ющих основоположений здесь вз€ты категории движени€ (ƒ и взаимодействи€ (¬), а категори€ тела (“) Ч станов€ща€с€, котора€ уточн€етс€ при последующем выборе соответствующих моделей тела в механике.
“ а б л и ц а 6 —хема дефиниции науки механики
1. ƒу¬- - ћеханика
2. ƒвижение (ƒ) 3. ¬заимодействие (¬)
4. (ƒл“) Ч “ело (√) материальное
јналогично стро€тс€ определени€ механического движени€, системы отсчета и подавл€ющего числа других пон€тий классической механики, причем не только в теоретических, но и в прикладных ее разделах. –ассмотрим пример из прикладной механики и проследим за формированием пон€ти€ деформации в технической теории раст€жени€ стержн€.
ѕусть в момент времени “0 однородный призматический стержень имеет длину № , в момент времени “ Ч длину № . Ќе вдава€сь в причины, вызывающих изменение длин, величины №0 и №1 можно вз€ть в качестве исходных принципов и рассмотреть диалектику не€вного символа, представленного дизъюнкцией №0у№1 (табл. 7).
¬ 3-й строке, на стадии синтеза, конъюнкцию однородных величин №0 и №1 представим разностью ј№=№1 - №0, т. е. станов€щейс€ категорией абсолютной деформации, котора€ про€вл€етс€ при
быстром переводе и повторении взгл€дов на стержень в моменты времени “0 и “1. ѕри сокращении интервала времени ј“ глаз начинает различать величину ƒ№.
“ а б л и ц а 7 —хема становлени€ пон€ти€ деформации
1. ѕервое начало: №0у№1
2. № 0 Ч исходна€ длина 3. №1 Ч конечна€ длина
4. ƒ№ = №1 - №0
–азвитие категории деформации проследим путем построени€ схемы €вного символа №0уј№у№1 трех исходных категорий (табл. 8).
“ а б л и ц а 8 —хема €вного символа деформации
5. ¬торое начало: №0уƒ№у№1
6. №уƒ№ 7. ƒ№у№1
9. №о 8. ƒ№ 10. №1
ѕ. ™о = Ў№й 12. Ї1 = ƒ№/№1
13. ƒ™ = ™≥ - о=- ^
¬ 3-й строке таблицы деформаци€ ј№ встала в один р€д с категори€ми длин №0 и №1. ѕо отношению к длинам деформаци€ ј№ €вл€етс€ категорией другого рода, несмотр€ на то что все они имеют одинаковую размерность (длину). Ќа стадии синтеза (в пластах мышлени€ 3 и 4) в €чейках 11 и 12 порождаютс€ новые категории, выражаемые конъюнкци€ми неоднородных высказываний №0лј№ и ј№л№ 1. ѕоэтому конъюнкции представл€ютс€ не разност€ми, а отношени€ми соответствующих категорий. ¬ результате в €чейке 11 получим величину относительной условной деформации е0 = ј№/ №0; в €чейке 12 Ч относительной истинной деформации е1 = ј№/№1.
ѕласт 5, образованный сло€ми 8, 11, 12 и 13, на стадии синтеза (в €чейке 13) завершаетс€ конъюнкцией однородных высказываний (е0ле1). —ледовательно, снова можно использовать разность је = е1 - е0 (вторую разность). ќднако с учетом обозначений, прин€тых дл€ первой разности (ј№ = №1 - №0), втора€ разность будет равна произведению тех же деформаций (-е0е1) (см. табл. 8), что
»Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
служит свидетельством завершени€ интеграции пон€ти€ вглубь. ѕри этом сохран€етс€ возможность его интеграции в направлении других координатных осей; что и делаетс€ в обширной учебной литературе по механике деформируемого твердого тела.
¬ заключение приведем пример из новой прикладной науки Ч космической геодезии. «десь пока мало учебной литературы, но есть большой список нормативно-технических изданий со своей терминологией.
ќграничимс€ пон€тием фазовых измерений в спутниковых наблюдени€х [5; 6], которое формируетс€ структурой из трех терминов (табл. 9).
“ а б л и ц а 9 —хема становлени€ пон€тий фазовых измерений
1. ћетоды обработки данных в спутниковых наблюдени€х (ѕу¬)
2. ѕервые разности (ѕ) 3. ¬торые разности (¬)
4. ѕл¬ Ч “ретьи разности (“)
ѕервые разности Ч это метод получени€ разности фазовых измерений при наблюдени€х одного спутника двум€ приемниками. ¬торые разности Ч метод получени€ разности первых разностей при наблюдении в одно врем€ (эпоху) двум€ приемниками двух спутников. “ретьи разности Ч метод, при котором получают разности вторыгхразностей при наблюдении двум€ приемниками двух спутников в две разные эпохи. ѕри этом исключаютс€: в первом случае Ђуходї показаний часов на спутнике; во втором Ч погрешности показани€ часов (на спутнике и в приемнике); в третьем Ч неоднозначность фазовых измерений. ¬ данном примере поражает сочетание точности формулировок и безупречности диалектики пон€тий, а также их результативность в достижении поставленных целей.
ћы надеемс€, что предложенные схемы реализации первого символа ј. ‘. Ћосева позвол€т, нар€ду с другими мерами, повысить качество подготовки специалистов, снизить вышеуказанные негативные тенденции и избежать многих противоречий и ошибок при подготовке к изданию как учебной, так и словарно-справочной литературы.
—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ
1. јбрамов, ¬. ј. √рафическа€ интерпретаци€ и образы преобразований в схематизме мышлени€ / ¬. ј. јбрамов, ј. —. “юр€хин // √уманитарные науки: в поиске нового : сб. науч. тр. Ч —аранск, 2009. Ч ¬ып. 7. Ч —. 3Ч17.
2. Ћосев, ј. ‘. —амое само // Ћосев ј. ‘. —амое само : соч. Ч ћ., 1999. Ч —. 423Ч634.
3. ћанухов, ¬. ‘. Ќепрерывное образование применительно к картографо-геодезической специальности / ¬. ‘. ћанухов, Ќ. √. »влиева,
A. —. “юр€хин // √еодези€ и картографи€. Ч 2009. Ч є 8. Ч —. 58Ч63.
4. ћатематический энциклопедический словарь / гл. ред. ё. ¬. ѕрохоров. Ч ћ. : —ов. эн-цикл., 1988. Ч 847 с.
5. –“ћ 68-14-01. —путникова€ технологи€ геодезических работ. “ермины и определени€. Ч ћ. : ÷Ќ»»√ји , 2001. Ч 28 с.
6. —путниковые методы определени€ координат пунктов геодезических сетей : учеб. пособие /
B. ‘. ћанухов, ќ. —. –азумов, ј. ». —пиридонов, ј. —. “юр€хин. Ч —аранск : »зд-во ћордов. унта, 2009. Ч 108 с.
7. “юр€хин, ј. —. ƒиалектика первого символа быти€ в графической интерпретации // ¬естн. ћордов. ун-та. Ч 2004. Ч є 1/2. Ч —. 125Ч136.
8. “юр€хин, ј. —. ќсновы теоретической и прикладной механики деформируемого твердого тела : слов.-справ. / ј. —. “юр€хин, ¬. ƒ. „еркасов, ¬. ћ. ћанухов ; под ред. ¬. ƒ. „еркасова. Ч 2-е изд., испр. и доп. Ч —аранск : »зд-во ћордов. ун-та, 2009. Ч 236 с.
9. ‘изическа€ энциклопеди€ : в 5 т. / гл. ред. ј. ћ. ѕрохоров. Ч ћ. : Ѕольша€ –ос. энцикл., 1992. Ч “. 3. Ч 672 с.
10. Ўишлов, ». ј. ¬ажнейшие отечественные технические энциклопедии / ». ј. Ўишлов // ћашиностроение, наука, техника, образование : сб. тр. V ¬серос. науч.-практ. конф. : в 2 т. / ћордов. гос. ун-т. Ч –узаевка, 2006. Ч “. 2. Ч —. 249Ч256.
ѕоступила 15.11.10.

пїњ