пїњ

»Ќ“≈√–ј÷»я –ј«Ќџ’ ¬»ƒќ¬ »— ”——“¬ј  ј  ”—Ћќ¬»≈ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я Ќј„јЋ »«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќќ… √–јћќ“Ќќ—“» ƒ≈“≈… ƒќЎ ќЋ№Ќќ√ќ ¬ќ«–ј—“ј

»Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
кинского муниципального района разработаны программы Ђ–азвитие сети общеобразовательных учреждений  овыл-кинского муниципального района на 2007Ч2010 годыї и Ђ¬ведение системы профильного обучени€ в общеобразовательных учреждени€х  овылкинского муниципального района на 2007Ч2011 годыї. Ёти документы позволили усовершенствовать структуру системы управлени€ –есурсным центром, котора€ строитс€ на принципах коллегиальности, сотрудничества, социального партнерства руководителей школ, педагогов, учащихс€, их родителей и общественности. Ќепосредственное управление сетевым взаимодействием возложено на муниципальный  оординационный совет профильного обучени€, созданный при администрации района.
–ассмотренные организационно-педагогические услови€, как показывает их экспериментальна€ отработка, действительно способствуют практической индивидуализации образовательного процесса в рамках сетевой и внутришколь-ной моделей организации профильного обучени€.
—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ
1.  онцепци€ профильного обучени€ на старшей ступени общего образовани€ // ¬естн. образовани€. Ч 2002. Ч є 5. Ч —. 3Ч95.
2.  рутецкий, ¬. ј. ѕсихологи€ обучени€ и воспитани€ школьников / ¬. ј.  рутецкий. Ч ћ. : ѕросвещение, 1976. Ч 304 с.
3. Ќемова, Ќ. ¬. ѕрофильное обучение: актуальные вопросы и ответы : метод. пособие дл€ рук. школ / Ќ. ¬. Ќемова. Ч ћ. : јѕ  и ѕ–ќ, 2004. Ч 76 с.
ѕоступила 22.01.10.
»Ќ“≈√–ј÷»я –ј«Ќџ’ ¬»ƒќ¬ »— ”——“¬ј  ј  ”—Ћќ¬»≈ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я Ќј„јЋ »«ќЅ–ј«»“≈Ћ№Ќќ… √–јћќ“Ќќ—“» ƒ≈“≈… ƒќЎ ќЋ№Ќќ√ќ ¬ќ«–ј—“ј*
—. ¬.  ахнович (ћордовский государственный педагогический институт им. ћ. ≈. ≈всевъева)
¬ статье рассматриваетс€ изобразительна€ грамотность как средство самовыражени€ дошкольников в художественно-творческой де€тельности. »сследуютс€ возможности разных видов искусства на зан€ти€х изобразительной де€тельностью.
 лючевыге слова: интеграци€ разных видов искусства; эстетическое и нравственное воспитание; культура межличностных отношений детей раннего и дошкольного возрастов; изобразительна€ грамотность; художественно-творческа€ де€тельность.
¬ услови€х модернизации российско- зительной де€тельности дошкольников
го образовани€ и его обновлени€ с це- способствует более основательному из-
лью повышени€ качества образователь- учению той или иной темы. ѕо законам
ных услуг особую актуальность приоб- синергетики (». ѕригожин, √. ’акен,
ретают вопросы интеграции. ѕричем ”. –. Ёшби) мышление детей охватыва-
интеграционные процессы должны за- ет информацию с помощью различных
трагивать не только сферы общего и про- процессов воспри€ти€ на основе органов
фессионального образовани€, но и до- чувств Ч зрени€, слуха, ос€зани€, кине-
школьную педагогику. »нтеграци€ раз- стетических ощущений. ”чебна€ инфор-
ных видов искусства в процесс изобра- маци€ усваиваетс€ детьми наиболее
* »сследование выполнено при финансовой поддержке –√Ќ‘ в рамках научно-исследовательского проекта –√Ќ‘ Ђ‘ормирование начал изобразительной грамотности у детей раннего возраста (от 1 года до 3 лет)ї (є 07-06-00652а).
©  ахнович —. ¬., 2010
111!111…1»1!Ў є 1,
прочно на таких зан€ти€х, где они пребывают в движении, имеют возможность самосто€тельно находить суть проблемы, про€вл€ть собственную инициативу в ее решении.
јктуальность интеграции разных видов искусства определ€етс€ необходимостью создани€ психолого-педагоги-ческих условий, обеспечивающих индивидуальное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его потенциальных художественных способностей в де€тельности, субъектности в межличностных отношени€х. Ёстетическое воспитание позвол€ет ребенку познавать окружающий мир в образах, знаках, символах. ќбществом признаетс€ тот факт, что образование представл€ет собой не только приобретение социального опыта, но и духовное становление. ¬ насто€щее врем€ образование детей рассматриваетс€ в единстве с воспитанием и развитием. ¬о всемирном докладе по мониторингу программы ёЌ≈— ќ Ђќбразование дл€ всехї за 2007 г. (EEA Global Monitorinq Report, 2007) указываетс€, что дети младшего возраста, каковыми следует считать детей от рождени€ до поступлени€ в школу, также нуждаютс€ в образовании с использованием особых гуманистических методов.
»зобразительна€ де€тельность, на основе которой и возможна интеграци€ разных видов искусства, способствует всестороннему развитию ребенка. ≈ще древние греки знали, что развитие ребенка зависит от того, как он рисует, т. е. логично представл€ет образ предмета. –исование и сегодн€ признаетс€ основным видом изобразительного искусства и преподаетс€ как отдельный предмет в школе и высших учебных заведени€х.
ќсобенное внимание к изобразительной де€тельности ребенка удел€етс€ в экономически развитых странах, например в —Ўј и японии. “ак, американска€ исследовательница детского творчества Ѕ. ƒжефферсон еще в 1963 г. отмечала, что введение в обучение детей предметов эстетического цикла помогает им осваивать предметы естествознани€ (математику, химию, физику) и что обуче-
ние, основанное на искусстве, должно быть приоритетным.
японский ученый –. »осида утверждает, что экономика страны непосредственно зависит от того, как поставлено обучение детей изобразительной де€тельности. ” маленьких детей легче формировать эстетический вкус; он сохранитс€ на всю последующую жизнь и будет той основой, на которой будущий конструктор, модельер или просто рабочий сможет эффективно заниматьс€ своей профессиональной де€тельностью. –исование, лепка, аппликаци€ помогают ребенку выделить отличительные признаки предмета, по которым можно точно утверждать, что изображен именно этот предмет. ” человека, знакомого с техникой изобразительной де€тельности, образное мышление, необходимое любому специалисту, достигает высокого уровн€ развити€. ѕриоритет изобразительной де€тельности над всеми другими, по мнению €понских ученых, позвол€ет их стране долгое врем€ занимать лидирующие позиции по производству вычислительной техники, дизайну автомобилей и выпуску предметов роскоши.
¬ дошкольной педагогике традиционно изобразительна€ де€тельность (рисование, лепка, аппликаци€) считаетс€ одним из видов художественно-творческой де€тельности. ƒругими ее видами €вл€ютс€ конструирование, музыкальна€, игрова€, культурно-досугова€ (художественно-речева€, театрализованна€) де€тельность. —ледует подчеркнуть, что они раздел€ютс€ на продуктивные (изобразительна€ де€тельность, конструирование) и процессуальные (игрова€, культурно-досугова€ и отчасти музыкальна€). ¬ процессуальной де€тельности важен не столько результат, сколько процесс, вли€ющий на личностное становление ребенка. ѕреимущество продуктивной де€тельности заключаетс€ в наличии материального продукта труда (рисунка, лепки, аппликации или постройки, бумажной конструкции, поделки), который можно сохранить, вернутьс€ к нему, добавить в него какие-то детали, переделать и различно использовать в
»Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
каких-либо цел€х.  роме того, изобразительна€ де€тельность и конструирование предоставл€ют возможность свободного самовыражени€ и про€влени€ ребенком себ€ как особой творческой индивидуальности.
’удожественно-творческа€ де€тельность несет в себе огромный педагогический потенциал, который до сих пор недостаточно исследован. ¬ процессе обозначенной де€тельности происходит развитие личности ребенка, итогом которого выступают присвоенные индивидуумом формы культуры. ѕо мысли ¬. ¬. ƒавыдова, этот процесс есть Ђразработанный путь развити€ его сознани€ї [1, с. 53].
»скусство, в частности изобразительное, оказывает воздействие на развитие познавательных способностей и творческой активности ребенка, так как затрагивает его эмоциональную сферу. ¬ св€зи с этим уместно привести данные Ћ. √. —авенковой: Ђ— помощью современного оборудовани€ удалось зафиксировать ДэмоцииУ и ДголосаУ мозга. ќказалось, что в нем нет отдельных участков, отвечающих за те или иные виды де€тельности. ¬ мозге действуют некие системы и конструкции, звень€ которых наход€тс€ как в коре, так и в подкорке. ќни посто€нно мен€ютс€: к уже жестким (привычным) подключаютс€ новые Ч гибкие, необходимые дл€ нетипичных действий, по€вл€ющихс€ впервые. —ледовательно, количество систем с ростом информации, получаемой мозгом, посто€нно увеличиваетс€. ¬ажную роль в этом процессе играют эмоционально-чувственна€ сфера и творческа€ активность личности, развитие которых напр€мую зависит от зан€тий искусствомї [3, с. 17Ч18].
»зобразительное искусство позвол€ет ребенку гармонизировать психическое и физическое развитие, поскольку воздействует еще и психотерапевтически, устран€€ психологические барьеры в общении не через слова, а посредством изображени€. –ебенок как бы проектирует свое психическое состо€ние на изображение, а взрослому остаетс€ лишь его проанализировать, разгадать смысл.
ќбщение ребенка с другими детьми и педагогом в процессе художественнотворческой де€тельности помогает осознанию, выделению и обобщению им отдельных частей изображаемых предметов, €влений, составл€ет основу успешного развити€ когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер личности. ¬ рисунке, лепке, аппликации, поделке, конструкции отражение действительности предстает в виде художественного изображени€. ѕроцесс создани€ реалистического образа не мыслитс€ без познавательных (гносеологических) процессов, что обусловлено необходимостью выдел€ть отличительные особенности предмета или €влени€. ¬ первый момент представлени€ об образе у ребенка неполные, а ощущени€, подаваемые в сенсорный центр головного мозга, разрозненные. «адача педагога на этом этапе Ч поговорить с ним, помочь проанализировать форму.
Ќевозможно представить человека, который бы исключил из своей жизни коллектив, совместную с другими де€тельность и не нуждалс€ бы в общении с себе подобными. ¬ св€зи с этим важно создать такие услови€, при которых дошкольник будет чувствовать себ€ в коллективе комфортно. “ем самым реализуетс€ его потребность в общении, в освоении действительности.
ƒл€ хорошего делового сотрудничества большое значение имеют благопри€тные межличностные отношени€, поэтому важно научить детей устанавливать их.
ѕсихологи ћ. ». Ћисина, ¬. ». ћухина, ¬. ј. ѕетровский и др. определ€ют коммуникативные умени€ как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность общени€ и совместимость с другими людьми в совместной де€тельности. Ќаш многолетний опыт работы с детьми свидетельствует, что общение, направленное на достижение результата, всегда приводит к духовному единению с воспитанниками. ƒети надолго сохран€ют в пам€ти опыт положительных взаимоотношений как с педагогом, так и со сверстниками.
11111111111* є 1,
¬ключение детей дошкольного возраста в художественно-творческую де€тельность создает возможность усвоени€ культуры межличностных отношений, в том числе специфических национальных и конфессиональных особенностей. »зучение прикладных видов искусств, традиционных дл€ этого региона, обеспечивает формирование чувства гордости за свой край, за труд мастеров, желание как можно лучше узнать культуру своего народа, изучать родной €зык.
Ќа наш взгл€д, на основе изобразительной де€тельности возможны различные межпредметные св€зи. ѕриведем примеры интеграции изобразительной де€тельности дошкольников с зан€ти€ми грамотой и математикой.
Ќа зан€ти€х грамотой дет€м предлагаетс€ в начертани€х букв найти различные знакомые предметы. Ќапример, буква Ђјї напоминает крышу у деревенского домика, Ђќї Ч озеро и т. п.  онечно, знание букв не гарантирует быстрого научени€ чтению, так как нужно еще уметь складывать буквы в слоги. Ќа помощь приходит изобразительна€ де€тельность. Ќарисуем весь алфавит вместе с ребенком и вырежем буквы в виде карточек. “еперь, складыва€ буквы, легко получить слова, причем недостающие буквы можно тут же нарисовать. ”читыва€ исследовани€ в области методики обучени€ чтению, начинать надо со знакомства с гласными буквами (а, о, у, и). ѕервые слова, которые читает ребенок, должны состо€ть из двух гласных звуков: ау, уа, иа, ио. Ђјуї Ч кричат дети, когда заблудились в лесу; Ђуаї Ч плачет малыш; Ђиаї Ч кричит ослик; Ђиої Ч лошадка. «атем следуют слова, где перва€ буква Ч гласна€: ам, ум, ай, ах, ох. Ђјмї Ч скушал конфетку; Ђумї Ч показал на головку; Ђайї Ч уколол пальчик, Ђахї Ч как красиво; Ђохї Ч устал. ¬озникшие образы отражаютс€ в рисунках.
»зобразительна€ де€тельность помогает сделать обучение естественным процессом. “ак, внешне ребенок играет, рисует, наклеивает, делает поделки из глины и пластилина, а на самом деле он
учитс€. ѕричем такое обучение доставл€ет ребенку радость исследовани€, творчества.
Ќаписание цифр на зан€ти€х математикой также можно изучать по сходству с предметами, которые ребенок способен изобразить. ѕри этом рекомендуем использовать стихотворение —. я. ћаршака Ђ¬еселый счетї.
¬от один иль единица, очень тонка€, как спица,
ј вот это цифра два.
ѕолюбуйтесь, какова:
¬ыгибает двойка шею,
¬олочитс€ хвост за нею.
„ита€ стихотворение, педагог демонстрирует дет€м поочередно спицу дл€ в€зани€ и иллюстрацию с изображением лебед€, пишет соответствующие цифры. «атем дети рисуют спицу и лебед€ и запоминают, какие цифры соотнос€тс€ с изображением.
¬озможны также интегрированные творческие зан€ти€ с изучением различных форм музыкальных произведений (марш, вальс и др.), на которых дети рисуют музыку красками. “акие зан€ти€ развивают правое полушарие головного мозга, обеспечива€ развитие интуиции. »нтуици€ (от лат. тЎЎо Ч созерцание) означает способность постигать истину средствами ее непосредственного усмотрени€ без логических доказательств. ƒл€ детей раннего и дошкольного возрастов важной €вл€етс€ возможность с помощью передвижений предметов и непосредственного экспериментировани€ изучать опытным путем окружающий их мир.
ќдна из главных функций правого полушари€ Ч холистическа€, или нелинейна€, котора€ особенно развита у художников. ќна заключаетс€ в том, что человек способен охватить проблему целиком. –азвива€ правое полушарие у детей, мы подготавливаем их психическую де€тельность к формированию образного мышлени€. Ќо в силу того что левое полушарие отвечает за вербальную информацию, логическое мышление, обучение в основном сводитс€ к его раз-
»Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я
витию, что, на наш взгл€д, обедн€ет образовательный потенциал художественно-творческой де€тельности.
” детей важно сформировать познавательный интерес к окружающему миру, желание учитьс€ без принуждени€, получа€ удовольствие от образовательного процесса. »зобразительное искусство как нельз€ лучше подходит дл€ реализации поставленных задач. »звестно, что Ђ90 % сведений об окружающей действительности поступают к нам через зрение. «рительна€ комбинировка и навыки визуализации условий мысленно решаемых задач €вл€ютс€ основой всех видов творческого мышлени€ї [2, с. 349].
¬ нашем исследовании под изобразительной грамотностью понимаютс€ умелость руки и владение приемами работы с различными материалами, сфор-
мированность у воспитанников зрительной системы, перцептивных зрительных действий, умений различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении, а также владение основными средствами выразительности (цветом, линией, чувством ритма) и знани€ми о перспективе, композиции, светотени и первоначальными знани€ми об основах теории и истории изобразительного искусства.
≈стественно, что в дошкольном возрасте можно сформировать лишь основы изобразительной грамотности, но благодар€ зан€ти€м изобразительным искусством у детей развиваютс€ психические процессы, важные дл€ дальнейшего обучени€ (таблица).
”ровень коррел€ции освоени€ начал изобразительной грамотности с развитием психических познавательных процессов, баллы
”ровень изобразительной грамотности
¬оспри€тие
ћышление
–ечь
¬ысокий
—редний
Ќизкий
86Ч100
36Ч85
1Ч35
66Ч100
26Ч65
1Ч25
56Ч100
16Ч55
1Ч15
ћы делаем акцент на развитии у детей раннего возраста общих и специальных способностей. ќбщие способности будут необходимы им дл€ освоени€ других видов де€тельности, в том числе учебной информации. —пециальные способности выражаютс€ в развитии положительных чувств к изобразительной де€тельности и в овладении основными приемами работы с художественными материалами.
¬ажной составл€ющей педагогической работы по формированию начал изобразительной грамотности мы считаем духовное развитие ребенка, его эмоционально-волевое становление, ключевую роль в котором играет семейное воспитание. ќбщение в процессе обозначенной де€тельности духовно объедин€ет родителей с детьми.
ѕодчеркнем, что художественнотворческа€ де€тельность позвол€ет прежде всего развивать ребенка, а не готовить его к карьере профессиональ-
ного художника. ÷ель данной де€тельности Ч развитие у детей всех психических процессов, что обеспечивает естественную подготовку воспитанников к последующему обучению другим видам де€тельности, например, письму и чтению. Ѕудущее педагогической науки лежит в основах интеграционных процессов, которые обеспечивают разностороннее развитие ребенка.
—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ
1. ƒавыдов, ¬. ¬. ѕроблемы развивающего обучени€: опыт практического и экспериментального исследовани€ / ¬. ¬. ƒавыдов. Ч ћ. : ѕедагогика, 1986. Ч 453 с.
2. –оссийска€ педагогическа€ энциклопеди€ : в 2 т. / гл. ред. ¬. ¬. ƒавыдов. - ћ. : Ѕольша€ российска€ энциклопеди€, 1993. Ч “. 1. Ч 608 с.
3. —авенкова, Ћ. √. ѕолихудожественное образование как фактор развити€ детей и юношества / Ћ. √. —авенкова // ѕедагогика. Ч 2006. Ч є 5. Ч —. 17Ч23.
ѕоступила 16.06.09.

пїњ