пїњ

»Ќ“≈√–ј÷»я ѕ–≈ƒѕ–»я“»… –≈√»ќЌј ¬ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ…  Ћј—“≈–

 онцессии в области недропользовани€ Ч это передача концедентом концессионеру прав на поиск, разведку и добычу природных ресурсов.
 онцессии в области инфраструктуры Ч это передача концедентом концессионеру прав на владение и пользование объектами инфраструктуры, наход€щимис€ в собственности государства или муниципального образовани€.   таким объектам могут относитьс€ объекты коммунальной и дорожной инфраструктуры, объекты систем образовани€ и здравоохранени€ и прочие объекты, заключение концессионных соглашений в отношении которых допускаетс€ нормами российского законодательства.
ƒоговор коммерческой концессии регулируетс€ главой 54 √ражданского кодекса –оссийской ‘едерации и представл€ет собой самосто€тельный вид договора. ÷елью коммерческой концессии €вл€етс€ продвижение на рынке новых товаров, работ, услуг. Ёта форма концессии позвол€ет использовать опыт и положительные результаты де€тельности предпринимателей, уже имеющих определЄнных имидж на рынке.
ѕо типу концессионного соглашени€ (контракта) можно выделить следующие типы концессий:
¬ќ“ Ч строительство, управление, передача;
FBOOT Ч финансирование, строительство, владение, передача;
BOL Ч строительство, управление (эксплуатаци€), лизинг;
DBOM Ч проектирование, строительство, эксплуатаци€, ремонт;
DBOT Ч проектирование, строительство, эксплуатаци€, передача;
BOD Ч строительство, эксплуатаци€, поставки;
BOOST Ч строительство, владение, эксплуатаци€, субсидирование, передача;
BRT Ч строительство, аренда, передача;
BTO Ч строительство, передача, эксплуатаци€ [6, с. 7].
јнализ методологических основ применени€ концессии в качестве механизма реализации инновационной политики позвол€ет сделать следующие выводы: эффективность использовани€ концессионного механизма дл€ внедрени€ инноваций в инфраструктурных отрасл€х обусловлена тем, что концессионер, стрем€сь снизить издержки при реализации концессионного проекта, ищет пути повышени€ эффективности функционировани€ объекта концессии и труда работников за счЄт применени€ наиболее эффективных технических решений, внедрени€ инновационных технологий.
Ћитература
1. ‘едеральный закон от 21.07.2005 года є 115-‘« Ђќ концессионных соглашени€хї.
2. ¬арнавский ¬.√. √осударственно-частное партнЄрство. Ч ћ.: »ћЁћќ –јЌ, 2009. ¬ 2-х т. “. 1 Ч 312 с.
3. ¬едель ∆. јдминистративное право ‘ранции. Ч ћ.: ѕрогресс, 1973 Ч 474 с.
4. √линкин ≈.ј. ¬месте весело шагать... ѕроблемы реализации концессионного механизма как формы государственно-частного партнЄрства // ћеждународна€ экономика. Ч 2009 Ч є 10 Ч —. 35-42.
5. √осударственно-частное партнЄрство: теори€ и практика. Ч ћ.: »зд. дом √” ¬ЎЁ, 2010 Ч 284 с.
6.  ондратьев ¬.Ѕ.  онцессии в экономике: страна, регион, город. Ч ћ.: »ћЁћќ, 2001 Ч 95 с.
7. Ћебедева ћ.ё. ѕроблемы применени€ закона Ђќ концессионных соглашени€хї в аэропортах –оссийской ‘едерации // “ранспортное право. Ч 2006. Ч є 3. Ч —. 24-29.
8. ћатвеев ƒ.Ѕ. √осударственно-частное партнЄрство: зарубежный и российский опыт. Ч —ѕб.: Ќаука, 2007 Ч 171 с.
9. —осна —.ј.  онцессионные соглашени€: теори€ и практика Ч ћ.: Ќестор академик ѕаблишерс, 2002 Ч 251 с.
»Ќ“≈√–ј÷»я ѕ–≈ƒѕ–»я“»… –≈√»ќЌј ¬ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ…  Ћј—“≈–
√.ѕ. Ѕел€ков,
профессор, советник губернатора, заместитель председател€ президиума  Ќ÷—ќ –јЌ, заместитель председател€ совета ректоров (г.  расно€рск),
доктор экономических наук
Ё.¬. —тепанова,
доцент кафедры экономики и менеджмента —ибирского ‘едерального университета (г.  расно€рск), кандидат экономических наук evstepanova@inbox.ru
¬ статье рассматриваетс€ инновационна€ система региона, субъекты инновационного развити€. ƒаетс€ определение инновационного кластера, раскрываютс€ особенности формировани€ инновационного кластера на начальном этапе, а также стимулирование кластерных инициатив. ќпределены основные направлени€ развити€ инновационного кластера.
 лючевые слова: инновационна€ система, инновационный кластер, стимулирование кластерных инициатив, интеграци€
”ƒ  334 ЅЅ  65.04
–азвитие инновационной де€тельности €вл€етс€ одним из приоритетных направлений развити€ в –оссийской ‘едерации. ѕри этом  расно€рский край €вл€етс€ одним из немногих регионов –оссии, в которых имеютс€ практически все услови€ дл€ активного развити€ инновационной сферы.
»нновационное развитие региональной экономики предполагает кластеризацию экономики, создание на территории
региона Ђточек инновационного ростаї и формирование элементов инновационной системы.
—труктура экономики кра€, сегодн€шнее состо€ние промышленности и предпринимательства, характеризующиес€ сырьевой направленностью и высокой степенью физического или морального износа производственных мощностей, потерей рынков высокотехнологичной продукции и переходом на им-
портозамещение, требует немедленных и эффективных действий по развитию инновационной де€тельности как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе. Ќеобходимость внедрени€ новаторства в регионе в насто€щее врем€ имеет острейшую актуальность, задержка в развитии инновационной де€тельности может привести край к переходу к самому негативному сценарию развити€ с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейс€ промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградации региона в целом.
ѕеревод экономики –оссии на инновационный путь развити€ требует создани€ инновационной системы в регионах. ¬ажную роль в построении инновационной системы территории выполн€ют технопарки, бизнес-инкубаторы, создающие услови€ дл€ инновационного развити€ субъектов региона. Ќа территории кра€ создан и функционирует –егиональный инновационный центр.  онцепци€ Ђ–егионального инновационного центраї базируетс€ на идее бизнес-акселератора, в свою очередь основанной на создании и развитии быстрорастущих инновационных предпри€тий. ¬ течение трех лет планируетс€ создание более 30 абсолютно новых предпри€тий, ведущих инновационную де€тельность. ѕроект Ђ–»÷ї предполагает комплексный подход к процессу создани€, поддержки и развити€ инновационного бизнеса в регионе. Ђ–»÷ї осуществл€ет сопровождение инновационных проектов от точки Ђпоиска проектаї до точки Ђпродвижени€ и сбыта инновационной продукции на рынкеї. –еализаци€ проектов строитс€ на принципе частно-государственного партнерства. ќдним из возможных вариантов взаимодействи€ бизнеса и органов государственной власти €вл€етс€ софинан-сирование реализации проекта за счет средств федерального и/или краевого инвестиционных фондов.
ќсновные направлени€ де€тельности центра:
Ч поиск и внедрение новых технологий и разработок;
Ч аудит и подготовка проектов к коммерциализации;
Ч привлечение инвестиций;
Ч софинансирование инновационных проектов;
Ч трансфер инновационных технологий и проектов.
 раевой инновационно-технологический бизнес-инкубатор
( –»“Ѕ») €вл€етс€ элементом инновационный системы кра€. √лавна€ задача бизнес-инкубатора Ч коммерциализаци€ и внедрение научно-технических разработок. ”чреждение предоставл€ет инновационным предпри€ти€м помещени€ в аренду, оказывает консультационные, бухгалтерские, юридические услуги, помогает подготовить бизнес-план, оценить потенциальный рынок инновационного продукта, привлечь финансирование, защитить интеллектуальную собственность, лицензировать готовый продукт.
 онцепци€ долгосрочного социально-экономического развити€ –оссийской федерации, утвержденна€ распор€жением ѕравительства –‘ от 17.11.2008 є 1662-р, предусматривает создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. ѕриоритетными направлени€ми в нашей стране €вл€ютс€ информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экологи€ и рациональное природопользование. –азработка этих направлений ведетс€ в рамках государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохоз€йственных, международных и региональных программ и проектов.
”спех инновационной де€тельности в значительной степени определ€етс€ формами ее организации и способами финансовой поддержки. Ёффективной формой развити€ инновационного потенциала территории €вл€ютс€ инновационные кластеры, получившей распространение в большинстве развитых стран в —Ўј, √ермании, »талии, ‘ранции и т.д.
ћы определ€ем кластер как интегрированную структуру со множеством взаимосв€зей и взаимозависимостей. ¬ажным элементом кластера €вл€етс€ инфраструктура как совокупность экономических субъектов и механизмов, обеспечивающа€ эффективное взаимодействие производителей и потребителей продукции кластера в процессе еЄ создани€ и распространени€. —труктура кластера кроме производителей и потребителей включает посредников, инвесторов, информационную инфраструктуру, государственные организации, инфраструктуру меж-
дународных св€зей. —овокупность элементов и св€зей между субъектами можно рассматривать как источник вли€ни€ на внешнюю среду. »зменени€ внешней среды привод€т в свою очередь к изменени€м экономических интересов субъектов кластера: к возникновению, исчезновению, изменению. Ќеобходимо направить изменени€ на инновационный путь развити€ дл€ повышени€ конкурентоспособности кластера и региона в целом.
“енденции развити€ кластерных структур мирового промышленного производства имеют инновационную направленность. ¬ услови€х нестабильности внешней среды возникает необходимость обеспечени€ посто€нной мобильности производственных процессов и предполагает определение четкой стратегии кластера. ”частники кластера Ч это множество юридических лиц, которые заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера дл€ удовлетворени€ своих интересов. ѕотребности рынка ориентированы на инновационную продукцию. ƒл€ этого необходимо обеспечить управл€емость участников кластера, раздел€ющих общую миссию инновационной направленности. ”слови€ми дл€ формировани€ общей миссии кластера и дальнейшей разработки стратегии участниками кластера €вл€ютс€:
Ч совместна€ де€тельность в рамках общей структуры управлени€ промышленных и научных организаций;
Ч тесна€ взаимосв€зь перспективных маркетинговых исследований;
Ч наличие единых инновационных и инвестиционных программ;
Ч проведение Ќ»ќ – Ќ»»,  Ѕ по основным стратегическим направлени€м бизнеса;
Ч компьютеризаци€ и информатизаци€ управленческих процедур совместной де€тельности науки и производства;
Ч использование систем стимулировани€ творческой активности персонала;
Ч защита собственных Ђноу-хауї, обеспечение экономической и технологической безопасности.
 ластерна€ модель €вл€етс€ более предпочтительной дл€ инновационного развити€ территорий, так как имеет следующие преимущества:
Ч обеспечение концентрации разрозненного промышленного и научно-технического потенциала на основных направлени€х стратегического развити€ кластера;
Ч оптимизаци€ затрат на Ќ»ќ – за счет единой направленности производственной и товарной стратегии кластера;
Ч создание условий дл€ государственного регулировани€, путем привлечени€ государственных средств;
Ч привлечение инвестиций к финансированию коммерчески эффективных Ќ»ќ – и создани€ на этой базе производств;
Ч использование франчайзинговых отношений, аутсорсинга, субконтрактных отношений между участниками кластера.
¬ услови€х быстрого инновационного развити€ возникает необходимость в высоком уровне инновационной активности участников кластера дл€ достижени€ общих стратегических целей. ѕроизводство и инноваци€ не всегда интегрируютс€. ƒл€ обеспечени€ инновационного развити€ кластера необходим механизм, направл€ющий взаимодействие участников кластера по инновационному пути развити€. »нновационное развитие кластера определ€етс€ стади€ми жизненного цикла. Ќа каждой стадии жизненного цикла срабатывает определенный механизм, обеспечивающий эффективность кластера в зависимости от степени вовлечени€ в де€тельность его участников.
ћеханизм функционального обеспечени€ инновационной де€тельности кластера необходим дл€ создани€ условий эффективного взаимодействи€ его участников: инновационное обеспечение, инвестирование с целью коммерциализации инновационных разработок, внедрение в производство и финансовое обеспечение. ћеханизмы, позвол€ющие осуществить инновационный процесс, составл€ют систему инновационных механизмов и включают следующие группы:
механизмы организации инновационной де€тельности;
механизмы разработки и внедрени€ инноваций;
механизмы финансировани€ и стимулировани€ инновационной де€тельности;
механизмы технологического трансферта;
механизмы интеллектуальной собственности.
—истема инновационных механизмов обеспечивает эффективный инновационный процесс на макро, мезо и микро
уровн€х. —истема инновационных механизмов де€тельности кластера относитс€ к мезоуровню и €вл€етс€ составной частью инновационной стратегии развити€ региона.
 ластер €вл€етс€ гибкой и подвижной структурой, благодар€ разнообразию экономических интересов взаимодействующих субъектов кластера. Ёкономическа€ заинтересованность предпри€тий кластера, как интегрированной структуры, определ€етс€ в следующих направлени€х:
Ч ограниченность ресурсов;
Ч привлечение инвестиций в бизнес;
Ч эффект специализации (экономи€, возникающа€ при сосредоточении материальных и трудовых ресурсов на конкретном виде де€тельности);
Ч распределение рисков;
Ч налоговые льготы;
Ч стабильность, либо развитие хоз€йственной де€тельности.
ћотивы интеграции предпри€тий раздел€ютс€ на 4 группы.
1) —тратегические:
Ч приспособление к конъюнктуре существующего рынка (потребители, продукты, технологии);
Ч освоение новых рынков.
2) ќрганизационно-экономические:
Ч собственна€ едина€ инфраструктура;
Ч оптимизаци€ бизнес-процессов;
Ч экономи€ на транзакционных издержках;
Ч взаимна€ заинтересованность;
Ч возможность реализации взаимовыгодных проектов;
Ч получение синергетических затрат.
3) —оциальные:
Ч сохранение рабочих кадров;
Ч дополнительные рабочие места;
Ч формирование потенциального сло€ предпринимателей;
Ч снижение социальной напр€женности.
4) “ехнико-экономические:
Ч желание более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал;
Ч альтернативные варианты использовани€ сырь€, материалов, технологии. [1]
ќпределим основные выгоды дл€ бизнеса от развити€ кластера, которые могут состо€ть из повышени€ эффективности и снижении издержек в текущей де€тельности, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий и рынков. ѕредпри€ти€ могут получить подобные выгоды посредством:
Ч повышени€ эффективности системы поставок сырь€, компонентов и комплектующих;
Ч доступности и качества специализированного сервиса;
Ч доступа к различного рода финансовым ресурсам;
Ч доступности и качества возможностей дл€ проведени€ Ќ»ќ –;
Ч доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;
Ч построение сети формальных и неформальных отношений, дл€ передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
Ч создани€ системы дл€ вы€влени€ коллективных выгод и опасностей, формировани€ общего видени€ и продуктивной стратегии развити€ кластера.
»нновационный процесс направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. »нновационный процесс представл€ет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему распространению результатов. ¬ общем плане, инновационный процесс Ч это последовательна€ цепь событий, в ходе которой новшество Ђвызреваетї от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распростран€етс€ в хоз€йственной практике.
»нновационный процесс включает в себ€ семь элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.
  этим элементам относ€тс€:
Х инициаци€ инновации;
Х маркетинг инновации;
Х выпуск (производство) инновации;
Х реализаци€ инновации;
Х продвижение инновации;
Х оценка экономической эффективности инновации;
Х диффузи€ (распространение) инновации.
Ќачалом инновационного процесса €вл€етс€ инициаци€. »нициаци€ Ч это де€тельность, состо€ща€ в выборе цели инновации, постановке задачи, выполн€емой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом обосновании и в материализации идеи. ћатериализаци€ идеи означает превращение идеи в товар (имущество, новый продукт и т.д.).
ѕосле обосновани€ нового продукта провод€тс€ маркетинговые исследовани€ предлагаемой инновации, в ходе которых изучаетс€ спрос на новый продукт, определ€етс€ объем выпуска продукта, определ€ютс€ потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выход€щему на рынок. «атем производитс€ продажа инновации, то есть по€вление на рынке небольшой партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузи€.
ѕродвижение инновации представл€ет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организаци€ процесса торговли и др.). –езультаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаютс€ статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитываетс€ экономическа€ эффективность инновации.
»нновационный процесс заканчиваетс€ диффузией инновации. ƒиффузи€ (лат. diffusio Ч распространение, растекание) инновации представл€ет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.
—ложным этапом инновационного процесса €вл€етс€ начальный этап, инициаци€ инновации. ¬озникает необходимость в создании особой структуры, объедин€ющей участников инновационного процесса. ќпыт развитых стран показывает эффективность развити€ инновационного процесса в кластерной форме организации предпри€тий.
Ќа начальном этапе формировани€ инновационного кластера большую роль играют инициаторы интеграции предпри€тий в кластер. ќпыт показывает, что наиболее вли€тельными участниками этого процесса €вл€ютс€ промышленные лидеры, администраци€ региона и инновационные структуры.  ластерные инициативы стали центральной чертой активизации роста и повышени€ конкурентоспособности кластеров. ƒанный подход приобрел наибольшую попул€рность в области создани€ и укреплени€ кластеров.
 ластерные инициативы это организованные региональные отраслевые сети, объедин€ющие экономических партнеров и нацеленные на улучшение инновационной де€тельности и международной конкуренции.  ластерные инициативы это инструмент реализации кластерной политики региона. ѕрактика реализации кластерной политики в разных странах показала выгоды кластерных инициатив. ѕерспектива получени€ компани€ми и регионами потенциальных выгод от реализации кластерных инициатив побуждает правительства регионов и другие государственные структуры к запуску политик кластерного стимулировани€. ѕоощрение кластерных инициатив осуществл€етс€ на основе трех важных видов де€тельности:
Ч повышение производительности (путем использовани€ специализированных видов ресурсов, доступа к информации, синергизма, и доступа к государственным товарам);
Ч ускорение инновационной работы (посредством проведени€ совместных исследований и более интенсивной конкуренции);
Ч формирование новых предпри€тий (зан€ти€ ниш и расширени€ границ кластерной карты).
 оопераци€ участников кластерной инициативы €вл€етс€ основой дальнейшего развити€. —ледствием роста зависимости конкурентоспособности регионов от инновационной способности целых предпри€тий и отраслей (а не от отдельных компаний) становитс€ повышение важности кооперации дл€ увеличени€ упом€нутой способности. –еализаци€ совместных проектов способствует не только возможному использованию синергетического потенциала отдельных фирм, но и решительному и систематическому укреплению экономической структуры в целом.
 омпании целевой группы часто характеризуютс€ наличием повышенной заинтересованности в совместных проектах с участием других фирм или учреждений, выполн€ющих Ќ»ќ –. ”пом€нутые проекты могут осуществл€тьс€ в следующих област€х:
Ч Ќ»ќ – Ч ѕодготовка специалистов;
Ч ѕроизводство Ч ќрганизаци€;
Ч ћаркетинг Ч »нформационные технологии;
Ч Ћогистика Ч »нтернационализаци€;
1)»нициирование и поддержка кооперативных проектов
«адачей кластерной инициативы €вл€етс€ выдвижение,
стимулирование и обеспечение сотрудничества между компани€ми, университетами, а также учреждени€ми-исполнител€ми Ќ»ќ –.
2)  оопераци€ с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и образовательными учреждени€ми и специализированными сервисными центрами
¬ажным элементом обеспечени€ высокой степени надежности инновационных проектов €вл€етс€ привлечение к участию в них научно-исследовательских, опытно-конструкторских и образовательных учреждений, а также специализированных организаций сервисного обслуживани€.
3) –азработка специальных схем поддержки дл€ кооперативных проектов
ƒл€ привлечени€ компаний к сотрудничеству важно разработать соответствующие основы дл€ поддержки указанной де€тельности. —ледует сформулировать основные направлени€ вспомогательных программ, обеспечивающих распределение грантов, ориентированных на покупател€.
4) ѕоддержка сотрудничества
—отрудничество с кластерными инициативами из других регионов €вл€етс€ важным дл€ сохранени€ конкуренции и высоко инновационного характера кластерной инициативы.
ƒл€ оценки эффективности формировани€ кластера необходимы основные индикаторы кластерных инициатив. ѕроведению оценки кластерной инициативы должно предшествовать определение измеримых индикаторов. ƒанные показатели обеспечивают качество оценки и могут быть использованы в качестве основных рубежей дл€ сравнени€ с другими инициативами.
ƒл€ каждой кластерной инициативы должны быть определены следующие индикаторы:
1)  лючевые цифры:
 оличество партнерских компаний в кластерной инициативе;
—овокупный товарооборот партнерских компаний кластерной инициативы;
—овокупное количество персонала партнерских компаний в кластерной инициативе
2)  валификаци€:
 оличество меропри€тий, организованных в рамках кластерной инициативы;
 оличество участников этих меропри€тий;
 оличество совместных проектов в кластерной инициативе;
3) —овместные проекты:
 оличество компаний, участвующих в этих проектах в кластерной инициативе
”ровень кластерной инициативы (грант, сопоставленный с инвестиционными затратами)
¬ категорию прочих показателей могут быть включены:
Ч дол€ ћи—ѕ в кластерной инициативе;
Ч количество посещений фирм в кластерной инициативе;
Ч количество лиц/организаций, участвующих в кластерной инициативе;
Ч дол€ государственного финансировани€ совместных проектов в кластерной инициативе;
Ч дол€ государственного финансировани€ кластерной инициативы;
Ч количество анализов, удовлетвор€ющих покупател€ и выполненных в течение года в рамках кластерной инициативы.
”спех инновационного кластера в значительной степени зависит от способов осуществлени€ финансовой поддержки. »сточниками финансировани€ инновационных кластеров могут быть предпри€ти€, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные
фонды, органы местного управлени€, частные лица и т.д. ¬се они участвуют в хоз€йственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной де€тельности.
¬ развитых странах финансирование инновационной де€тельности осуществл€етс€ как из государственных, так и из частных источников. ƒл€ большинства стран «ападной ≈вропы и —Ўј характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов дл€ Ќ»ќ – между государственным и частным капиталом.
ѕринципы организации финансировани€ должны быть ориентированы на множественность источников финансировани€ и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной де€тельности.
  сожалению, сегодн€шнее состо€ние инновационной де€тельности и инвестиционного климата в –оссии далеко от идеала. Ќа сегодн€шний день уменьшившиес€ объемы государственного финансировани€, нехватка собственных средств предпри€тий и отсутствие стратегического мышлени€ у их руководителей не восполн€ютс€ притоком частного капитала.
»сточники и формы финансировани€ инноваций можно классифицировать по следующим характеристикам:
ѕо видам собственности источники финансировани€ дел€тс€ на:
Х государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствовани€, пакеты акций, имущество государственной собственности);
Х инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хоз€йствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.
Ёто инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. —юда же относ€тс€ собственные средства предпри€тий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
Ќа уровне государства и субъектов ‘едерации источниками финансировани€ €вл€ютс€:
Х собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;
Х привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;
Х заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
Ќа уровне предпри€ти€ источниками финансировани€ €вл€ютс€:
Х собственные средства (прибыль, амортизационные отчислени€, страховые возмещени€, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
Х привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступлени€ и пр.;
Х заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
¬ажным финансовым источником различных форм инновационной де€тельности €вл€ютс€ бюджетные ассигновани€, за счет которых выполн€ютс€ целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Ѕюджетные ассигновани€ формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
 ластерна€ форма организации промышленного производства сочетает кооперацию и конкуренцию, создает особый режим осуществлени€ инновационной де€тельности, благопри€тные институциональные услови€ функционировани€ и направлена на достижение синергетического эффекта (инфраструктурного, кооперационного, агломерационного) дл€ предпри€тий, участников кластера.
—ледствием роста зависимости конкурентоспособности регионов от инновационной способности целых предпри€тий и отраслей (а не от отдельных компаний) становитс€ повышение важности кооперации дл€ увеличени€ упом€нутой способности. –еализаци€ совместных проектов способствует не только возможному использованию синергетического потенциала от-
3 1
дельных фирм, но и решительному и систематическому укреплению экономической структуры в целом.
¬ современных услови€х функционировани€ промышленности и регионов особую важность приобретает не только открытие новых рынков, но и поиск новых партнеров, и привлечение их к сотрудничеству, разработка и реализаци€ инновационных продуктов.
ѕреимуществами кластерного подхода на региональном уровне €вл€ютс€ следующие аспекты функционировани€ региональной экономики.
¬о-первых, региональные инновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе сложившуюс€ устойчивую систему распространени€ новых технологий, знаний, продукции, так называемую технологическую сеть, котора€ опираетс€ на совместную научную базу.
¬о-вторых, предпри€ти€ кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществл€ть внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций.
¬-третьих, важной особенностью инновационно-промышленных кластеров €вл€етс€ наличие в их структуре гибких предпринимательских структур Ч малых предпри€тий, которые позвол€ют формировать инновационные точки роста экономики региона.
¬-четвертых, региональные промышленные кластеры чрезвычайно важны дл€ развити€ малого предпринимательства: они обеспечивают малым фирмам высокую степень специализации при обслуживании конкретной предпринимательской ниши, так как при этом облегчен доступ к капиталу промышленного предпри€ти€, а также активно происходит обмен иде€ми и передача знаний от специалистов к предпринимател€м. [4]
“аким образом, ииновационный кластер Ч это система взаимосв€занных технологической и территориальной общностью предпри€тий, организаций, инфраструктурных объектов, финансовых институтов, научно-исследовательских, внедренческих и инвестиционных фирм, обеспечивающа€ оптимально функционирование всех структурных элементов на основе инновационных продуктов и технологий.[3]
ќсновными направлени€ми развити€ инновационного кластера региона €вл€ютс€:
1) в области модернизации предпри€тий базовых отраслей региона:
Ч привлечение на территорию региона в качестве резидентов технопарков и промышленных парков национальных и международных компаний и “Ќ , способных ускорить технологическое перевооружение предпри€тий региона;
Ч стимулирование инвестиционной и инновационной де€тельности предпри€тий с использованием инвестиционных налоговых кредитов, гарантий  расно€рского кра€, других налоговых и неналоговых механизмов;
Ч создание льготного механизма привлечени€ предпри€ти€ми, реализующими программы технического перевооружени€, долгосрочных заемных средств
2) в области интеграции инновационной системы  расно€рского кра€ в инновационную систему —‘ќ и –оссии:
Ч создание узнаваемого бренда  расно€рского кра€ и широкое представление его на международном уровне, в том числе по вопросам инновационного развити€;
Ч установление взаимодействи€ различных элементов инновационной инфраструктуры –оссии и —‘ќ через участие кра€ в работе межрегиональных и федеральных консультативносовещательных органах по вопросам развити€ инновационной де€тельности в –оссии и —‘ќ;
Ч проведение межрегиональных и международных общественно-значимых меропри€тий производственно-технической направленности;
¬ажной характеристикой интеграционных процессов в регионе €вл€етс€ совершенствование взаимодействи€ субъектов инновационной системы с помощью механизма заинтересованности участников инновационного кластера.
11 августа 2011 участники встречи в ходе визита министра инвестиций и инноваций региона јндре€ ¬ольфа в –есурсный центр —ибирского государственного аэрокосмического университета им. академика ћ.‘. –ешетнева (—иб√ј”) определили необходимость создани€ кластера инновационных технологий.  ластер инновационных технологий будет включать уже имеющиес€ мощности —иб√ј”, —‘” и краевого бизнес-инкубатора ( –»“Ѕ»).
Ђќбъедин€€ компетенции, сосредоточенные в центрах инновационных разработок, мы стремимс€ к эффекту синергии, когда результат превосходит сумму слагаемых.  осмические технологии —иб√ј”, наработки их коллег из —ибирского федерального университета и возможности вновь созданной ультрасовременной технологической цепочки краевого бизнес-инкубатора отлично дополн€ют и усиливают друг друга. Ќужно лишь скоординировать их действи€, как в реализации проектов, так и в последипломной подготовке кадровї, Ч подытожил јндрей ¬ольф.
—тороны договорились о совместной разработке программы, в которой найдетс€ также место другим инновационным предпри€ти€м. ќдной из целей создани€ кластера €вл€етс€ облегчение целевого финансировани€ за счет средств федерации, а также кратное увеличение заинтересованности частных инвесторов.
 ластерный подход предлагает эффективные инструменты дл€ стимулировани€ инновационного развити€ региона, которое в итоге может состо€ть в увеличении зан€тости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности.
Ћитература
1. Ѕел€ков √.ѕ. »нтеграционные процессы в экономике: проблемы, поиски, решени€. Ч ћ.: »зд-во ћј»: ƒоброе слово. Ч 2003. Ч 244 с.
2. Ѕел€ков √.ѕ., ѕанов ».ћ. ‘ормирование интегрированных структур лесопромышленного комплекса в регионе. Ч  расно€рск: —иб√“”, 2002. Ч 129 с.
3. ћигран€н ј.ј. “еоретические аспекты формировани€ конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой [Ёлектнонный ресурс]. Ч –ежим доступа: http: //www/krsu/edu/kg/v3/a15.html.3агл.с экрана.
4. ѕроскура ƒ.¬., –огова ≈.ћ. “еоретические аспекты формировани€ региональной кластерной политики // ѕроблемы современной экономики. Ч 2008. Ч є 4.

пїњ