пїњ

»Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ –≈√»ќЌјЋ№Ќџ≈ ¬џ—ќ ќЁ‘‘≈ “»¬Ќџ≈ Ќј”„Ќќ-»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈  Ћј—“≈–џ

рекомендуемой литературе; подготовка к семинарским, практическим и лабораторным зан€ти€м; выполнение контрольных домашних заданий и др.
—оотношение времени, отводимого на аудиторную и самосто€тельную работу, в мировой практике составл€ет 1:3,5. “акое соотношение основываетс€ на огромном дидактическом потенциале —–—. —амосто€тельна€ работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной де€тельности; овладению приемами процесса познани€; развитию познавательных способностей.
—амосто€тельна€ работа носит де€тельностный характер. ”слови€ми, обеспечивающими ее успешное выполнение, €вл€ютс€ мотивированность учебного задани€; четка€ постановка познавательных задач; алгоритм, метод выполнени€ работы, знание студентом способов ее выполнени€; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представлени€; определение видов консультационной помощи; форм контрол€ (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и др.). ƒл€ организации и успешного функционировани€ самосто€тельной работы студентов необходимы: комплексный подход к организации —–— по всем формам аудиторной работы; сочетание всех уровней (ти-
пов) —–—; обеспечение контрол€ за качеством выполнени€ (требовани€, консультации) [1].
“аким образом, переход на двухуровневую систему обучени€ предполагает кардинальную перестройку образовательного процесса и позвол€ет повысить эффективность использовани€ бюджетных средств, создавать услови€ дл€ наилучшей подготовки студентов, а также предоставл€ет возможность продолжени€ учебы в любом европейском вузе. –еализаци€ данного процесса должна быть неразрывно св€зана с сохранением традиций российской высшей школы, готовностью к инноваци€м и воспитанию нового поколени€ квалифицированных специалистов.
—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ
1. јверина, ќ. ».  омпетентностный подход к бухгалтерскому образованию / ќ. ». јверина // —овершенствование системы бухгалтерского учета, анализа и аудита в услови€х инновационных преобразований в экономике региона. Ч —аранск, 2011. Ч „. 2. Ч —. 15Ч20.
2. Ѕолонска€ деклараци€. —овместное за€вление европейских министров образовани€ (г. Ѕолонь€, 19 июн€ 1999 г.) [Ёлектронный ресурс]. Ч –ежим доступа: http://www.yojo.ru.
3. ≈ремина, ќ. ¬. ¬озможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов /
ќ. ¬. ≈ремина // ¬ысш. образование в –оссии. Ч 2010. Ч є 12. Ч —. 144Ч146.
ѕоступила 16.05.12.
”ƒ  378.014.3
»Ќ“≈√–ј÷»я ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ –≈√»ќЌјЋ№Ќџ≈ ¬џ—ќ ќЁ‘‘≈ “»¬Ќџ≈ Ќј”„Ќќ-»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈  Ћј—“≈–џ
». Ќ. ≈фимова (Ќижегородский государственный университет им. Ќ. ». Ћобачевского)
ќбсуждаютс€ проблемы формировани€ и развити€ новой модели инновационной экономики, образовани€ и бизнеса Ч региональных научно-инновационных кластеров. –ассматриваютс€ место, роль и функции кластерных составл€ющих: региональной власти, вузов, предпри€тий, бизнес-структур и т. д. ƒоказываетс€, что де€тельность кластеров позволит принимать как на федеральном, так и на региональном уровн€х меры по созданию условий дл€ развити€ отраслей экономики и социальной сферы с учетом конкурентных преимуществ каждого региона.
 лючевыге слова: региональный кластер; инновации; вуз; власть; предпри€ти€; бизнес-структуры; сети; политика; национальный исследовательский университет.
© ≈фимова ». Ќ., 2012
є 3, 2012
Ќа современном этапе социальноэкономического развити€ –оссии одним из главных факторов, определ€ющих перспективы российского общества и государственности, €вл€етс€ не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений власти, бизнеса и общества.
√осударственна€ инициатива по стимулированию процессов модернизации и инноваций не могла пройти мимо подавл€ющего числа сильных университетов. ¬узы рассматриваютс€ в качестве основных участников модернизационных процессов, результатами которых должны стать рождение новой, несырьевой, экономики страны, возврат конкурентных позиций –оссии, ее образовательной и инновационной системе и, возможно, даже повышение качества жизни населени€.  онкурентные преимущества обеспечивают себе те вузы, которые обладают высоким интеллектуальным потенциалом, позвол€ющим создавать уникальные компетенции и наращивать активы [1].
÷елью нашего исследовани€ стало вы€вление системы и условий эффективного взаимодействи€ государственной власти и вузов, предпри€тий и бизнеса, различных научных центров и зон роста, основных направлений этого взаимодействи€ в услови€х модернизации и развити€ инновационной де€тельности региона.
»нновационное развитие подразумевает третий путь в отличие от административного и полностью рыночного, т. е. создание новой управленческой модели Ч кластера, в котором предусмотрено об€зательное участие государства, предпри€ти€, вуза и, возможно, бизнеса с потенциальным лидерством каждого из них на определенном этапе развити€ и при этом формирование общего кластерного пространства согласи€. »сточником развити€ в данной модели выступает вуз. ќдна из ключевых функций вуза в кластерной модели Ђтройной спиралиї Ч ведение разработок и исследований, научна€ де€тельность. — другой стороны, вуз должен быть предпринимательским и в части образовательного процесса, и в части регламентов и процедур управлени€. »менно така€ кластерна€ модель
имеет право на жизнь в нашей стране, если только роль лидеров в формировании и развитии новой инновационной системы возьмут на себ€ сильные вузы, главным образом национальные исследовательские. —ейчас, когда обсуждаетс€ нова€ —тратеги€ инновационного развити€ –оссии до 2020 г., роль в ее реализации сильнейших университетов –оссии должна возрасти.
ѕеред каждым вузом стоит сложнейша€ задача формировани€ нового управленческого, инженерно-технического поколени€, способного обеспечить инновационное развитие –оссии, а в терминах упом€нутой —тратегии инновационного развити€ Ч формировани€ инновационного человека.
 онцепцией долгосрочного социально-экономического развити€ –оссийской ‘едерации, утвержденной распор€жением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 17.11.08 є 1662-р, предусматриваютс€ создание сети территориальнопроизводственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, и формирование р€да инновационных высокотехнологичных кластеров.
¬ соответствии с ћетодическими рекомендаци€ми ћинэкономразвити€ по реализации кластерной политики в субъектах –оссийской ‘едерации развитие территориальных кластеров в –оссии €вл€етс€ одним из условий повышени€ конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.
¬ Ќижегородской области в сфере региональной инновационной политики уже созданы управленческие структуры, регулирующие инновационное развитие региона. ќсновным условием эффективного функционировани€ инноваций любого уровн€ выступает плодотворное взаимодействие науки, образовани€, финансировани€, стратегии правительства региона, а также формирование сетей взаимосв€зей между предпри€ти€ми, бизнес-структурами и т. д.
‘ормированию таких сетей в регионе способствуют территориальна€ близость кластеров, едина€ инфраструктура, общие социокультурные и другие ус-
лови€. »менно сети как система устойчивого взаимодействи€ кластеров обеспечивают движение новейших технологий и развитие научно-технического потенциала региона. Ќаличие инновационных сетей позволит участникам рынка инноваций узнать возможности и требовани€ друг к другу, приспособитьс€ к ним, снизив тем самым издержки конкуренции. ¬остребованность кластерных программ должна отражать приоритетную позицию кластеров в развитии того или иного региона.
ƒл€ реализации кластерной политики нашего региона считаем необходимым:
1) обозначить основные цели создани€ и принципы организации, субъекты, типы и стадии развити€ кластера;
2) сформулировать принципы и направлени€ кластерной политики, меры по ее реализации. ѕровести разграничение полномочий при реализации кластерной политики между федеральным и региональным уровн€ми власти;
3) проработать механизмы поддержки правительством Ќижегородской области и ѕравительством –‘: целева€ направленность выделенных средств, финансирование конкретных меропри€тий;
4) обеспечить информационное сопровождение кластерной политики и де€тельности кластера;
5) развивать кластерный бренд.
”частники, желающие создать кластер, должны подать за€вку на конкурсной основе, предоставив проекты, реализаци€ которых будет способствовать развитию региона, а также социальные проекты.
ќсновной положительной составл€ющей дл€ участников кластера будет получение государственной поддержки на реализацию проектов. ¬узы смогут адаптироватьс€ к потребност€м руководства региона и бизнес-структур как участников кластера в сфере подготовки специалистов с нужными профессиональными компетенци€ми, а также учитывать их при планировании исследовательских программ научных школ. ѕравительство региона сможет обеспечить проведение исследовательских работ по развитию
инфраструктуры, расширить потенциал международной кооперации, модернизировать производства, ускорить нововведени€, осуществл€ть обмен знани€ми, стимулирование сбыта инновационных продуктов при помощи информационных и коммуникационных услуг и т. д.
”частие в региональном кластере позволит предпри€ти€м, малому и среднему бизнесу существенно снизить барьеры выхода на рынок за счет специализации требований в рамках самого кластера, повысить эффективность закупки информационных рекламных продуктов, развить собственный имидж за счет положительной репутации участников кластера, иметь возможность выхода на международные рынки.
¬ход€щие в кластер вузы должны создать такой организационный механизм, который будет отвечать за технологическое внедрение фундаментальных исследований, проводить анализ рынков дл€ будущей инновационной продукции, заниматьс€ продвижением наукоемких инновационных продуктов. ¬узы должны работать в среде, где высоко развиты и предпринимательство, и изобретательство. »менно в ней происходит замена простой линейной модели инноваций на более сложную. ¬заимосв€зь вуза и бизнеса позволит систематизировать процесс коммерциализации результатов исследований. „тобы исследовани€ были ориентированы на нужды промышленности, необходим рабочий диалог между вузом и бизнесом.
Ќижегородска€ область €вл€етс€ одной из ведущих по инновационности, имеет высокий показатель коммерциализации разработок, использует большое число передовых технологий, производит инновационную продукцию. —читаем, что региональна€ власть способна создать здесь инновационный кластер.
—оздание регионального научно-инновационного кластера как одного из российских центров компетенции на базе Ќижегородского государственного университета им. Ќ. ». Ћобачевского Ч Ќационального исследовательского университета полностью соответствует сути концепции долгосрочного развити€ наше-
є 3, 2012
го региона и –оссии в целом. ЌЌ√” на прот€жении нескольких лет взаимодействует как с правительствами ‘едерации и региона, так и с промышленным сектором, бизнесом, исследовательскими центрами и Ќ»», коммерческими и общественными организаци€ми и т. д. ¬ университете сложились дес€тки всемирно известных научных школ. »мена их основателей вход€т в золотой фонд российской науки. ЌЌ√” €вл€етс€ базовым университетом Ќижегородского научного центра –јЌ. ¬ 2010Ч2011 гг. ЌЌ√” выиграл 4 проекта по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждени€ высшего профессионального образовани€.
  основным задачам проектов, в том числе по формированию условий дл€ создани€ региональных кластеров, относ€тс€ создание в вузе исследовательской лаборатории международного класса, получение инновационных научных результатов мирового уровн€, подготовка высококлассных специалистов, трансфер в экономику перспективных разработок.
¬ ЌЌ√” в насто€щее врем€ разработаны следующие проекты:
1) ЂЁкстремальные световые пол€ и их приложени€ї Ч подготовлен кафедрой общей физики радиофизического факультета (соруководитель проекта со стороны ЌЌ√” Ч профессор ћ. ». Ѕакунов). ѕроект предполагает приглашение дл€ научной работы в ЌЌ√” известного французско-американского ученого в области лазерной физики, директора »нститута экстремальных световых полей в ѕариже профессора ∆ерара ћуру (Gerard Mourou) и создание под его руководством лазерной лаборатории мирового класса.
Ќа базе новой лаборатории будут развернуты широкие экспериментальные и теоретические исследовани€ по генерации световых полей с экстремально высокой пиковой мощностью и экстремально малой длительностью импульса, по взаимодействию таких полей с веществом, а также по разработке компактных источников терагерцового, м€гкого рентгеновского и ультрафиолетового из-
лучений дл€ приложений к биомедицине и созданию новых систем безопасности;
2) Ђ¬неклеточный матрикс в мозгеї Ч подготовлен на базе кафедры нейродинамики и нейробиологии биологического факультета (соруководитель проекта со стороны ЌЌ√” Ч доктор физико-математических наук ¬. Ѕ.  азанцев). ѕроект будет осуществл€тьс€ в ЌЌ√” под руководством одного из ведущих ученых в области науки о мозге, создател€ нового направлени€ в нейронауке по изучению синаптических функций внеклеточного матрикса в головном мозге млекопитающих профессора »таль€нского института технологий (√ену€, »тали€) ј. Ё. ƒит€тева.
–ешение поставленных в проекте научных задач позволит в кратчайшие сроки создать на базе ЌЌ√” современный научно-образовательный центр в области науки о мозге и вывести проводимые исследовани€ на уровень современных научных стандартов;
3) Ђ–адиофизические принципы биомедицинских технологий, медицинского приборостроени€ и акустической диагностикиї Ч подготовлен кафедрой акустики радиофизического факультета (соруководитель проекта со стороны ЌЌ√” Ч профессор —. Ќ. √урбатов).
ѕроект предполагает приглашение дл€ научной работы в ЌЌ√” известного российского ученого в области нелинейной акустики, заведующего кафедрой акустики ћосковского государственного университета академика ќ. ¬. –уденко и создание под его руководством лаборатории Ђбиомедицинских технологий, медицинского приборостроени€ и акустической диагностикиї (ћеЄ№аЏ), котора€ обеспечит выполнение научных исследований и координацию работ подразделений университета по следующим направлени€м: акустическа€ диагностика и высокоинтенсивный ультразвук; лазерные и —¬„ медицинские приборы. ¬ течение 2011Ч2013 гг. в ћеЄ№аЏ будут проходить фундаментальные исследовани€ с целью создани€ медицинских приборов, производство которых в результате выполнени€ проекта будет организовано на рос-
сийских предпри€ти€х, в частности на предпри€ти€х Ќижегородского региона;
4) Ђ¬заимодействие атмосферы, гидросферы и поверхности суши: физические механизмы, методы мониторинга и контрол€ планетарных пограничных слоев и качества окружающей средыї Ч подготовлен на базе кафедры электродинамики радиофизического факультета (соруководитель проекта со стороны ЌЌ√” Ч профессор ј. ¬.  удрин) и будет выполн€тьс€ в ЌЌ√” под руководством одного из ведущих ученых в области физики атмосферы, директора по научной работе ќтделени€ атмосферных наук ’ельсинкского университета, профессора ‘инского метеорологического института —. —. «илитинкевича.
ѕроект предусматривает создание в ЌЌ√” лаборатории мирового класса, де€тельность которой будет нацелена на проведение комплексных исследований физических процессов в планетарных пограничных сло€х в атмосфере и гидросфере, а также на разработку и создание оборудовани€ дл€ мониторинга и контрол€ состо€ни€ окружающей среды.
–ешение поставленных в проекте задач откроет новые возможности дл€ проведени€ в вузе передовых исследований и разработок в области наук о «емле и радиофизических методов исследовани€ природных сред, обеспечит проблемноориентированную подготовку высококвалифицированных специалистов по профилю лаборатории из числа студентов и аспирантов ЌЌ√”, создаст предпосылки дл€ их ускоренной интеграции в международное научное пространство.
¬ 2010 г. ЌЌ√” стал победителем конкурса, проводимого по ѕостановлению ѕравительства –‘ є 218 Ђќ государственной поддержке создани€ высокотехнологичных производствї, в рамках которого вуз и «јќ Ђ¬олгостальконст-рукци€ї совместно реализуют проект Ђ—оздание мобильной высокотехнологичной установки по переработке и утилизации отходов нефтеперерабатывающих предпри€тий (кислых гудронов). ѕроизводство нового поколени€ св€зующих дл€ асфальтобетонных смесей (битумов)ї. Ќаучный руководитель Ч про-
фессор ј. ƒ. «орин (химический факультет ЌЌ√”). ѕроект разработан ÷ентром сетевой интеграции ЌЌ√” (руководитель Ч профессор ». я. ќрлов).
ќдин из первых в –оссии научно-образовательный центр по нанотехнологи€м Ђ‘изика твердотельных наноструктурї был создан в ЌЌ√” в 1998 г. Ќќ÷ оснащен уникальным оборудованием, сосредоточенным в 4 лаборатори€х центра. ¬ 2007 г. в ЌЌ√” был открыт научно-образовательный центр ЂЌанотехнологииї. ƒанные Ќќ÷ы €вл€ютс€ центрами развити€ перспективных технологий, обеспечива€ переход от исследований и разработок к внедрению новых технологий в производство. Ќанотехнологические центры ЌЌ√” в ближайшие годы должны стать точками роста инновационной экономики. »сследовани€ ведутс€ совместно с крупнейшими научными центрами –оссийской академии наук, российскими и зарубежными научно-инновационными центрами и предпри€ти€ми высоких технологий (Ђ√азпромї, Ђ–осатомї, Intel, Microsoft, National Instruments, Ђћераї, Teleca и др.).
¬ 2010 г. ЌЌ√” с программой Ђ–азвитие комплексной инновационной инфраструктуры Ќижегородского государственного университета им. Ќ. ». Ћобачевского (Ќационального исследовательского университета) дл€ эффективного трансфера результатов исследований и разработок в реальный сектор экономикиї стал победителем открытого конкурса по отбору программ развити€ инновационной инфраструктуры, включа€ поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образовани€.  онкурс был организован ћинистерством образовани€ и науки –‘ в цел€х формировани€ инновационной среды, развити€ взаимодействи€ между образовательными учреждени€ми и промышленными предпри€ти€ми.
ѕо уровню развити€ образовательной де€тельности ЌЌ√” находитс€ на 11Ч 13-м местах из 57 мест в системе рейтинговани€ вузов –‘, а по уровню развити€ научно-исследовательской де€тель-
є 3, 2012
ности Ч на 15Ч18-м. ѕо уровню развити€ социальной де€тельности университет занимает 11Ч14-е места, что подтверждает востребованность ЌЌ√” среди прочих вузов Ќижегородской области. ѕо уровню развити€ бренда ЌЌ√” принадлежит 23-е место в системе рейтинговани€ вузов страны [2].
¬ 2011 г. Ќижегородский университет вошел в ‘едеральную целевую программу Ђ–азвитие фармацевтической и медицинской промышленности –оссийской ‘едерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективуї. ÷ель проекта Ч создание на базе ЌЌ√” «оны –оста медицинского приборостроени€ и высоких биомедицинских технологий как одного из российских центров компетенции, обладающего долей рынка и конкурентоспособного в секторах, соответствующих направлени€м научно-инновационного развити€ «оны –оста.
«она –оста медицинского приборостроени€ Ч это медико-биологический кластер. ќн включает п€ть специализированных дивизионов Ч образовательный, научно-исследовательский, медицинский, производственный и дивизион ћ»ѕ, создаваемые дл€ комплексного решени€ задачи модернизации отечественного медицинского приборостроени€ и развити€ инновационной де€тельности на территории Ќижегородской области и ѕриволжского федерального округа.
—оздание «оны –оста на базе ЌЌ√” им. Ќ. ». Ћобачевского можно и нужно рассматривать как адекватный ответ на изменившиес€ требовани€ руководства страны, предъ€вл€емые к вузу как одному из национальных исследовательских университетов –оссии. Ёта мера соответствует государственной инновационной политике –оссии, выступающей стратегическим инструментом в обеспечении экономической безопасности и достижении высокой динамики роста экономики страны, а также свидетельствует о готовности властей всех уровней к оказанию всесторонней поддержки процессам интеграции интеллектуального потенциала вузов и объединени€ усилий учебных, научных и производственных
организаций при создании структур, аналогичных «оне –оста, таких как региональные научно-инновационные кластеры.
ƒл€ решени€ научно-образовательных задач ЌЌ√” взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправлени€, культурными и общественными учреждени€ми и организаци€ми, промышленными предпри€ти€ми, другими вузами, с различными центрами и т. д., что подтверждает наличие всех условий и субъектов дл€ создани€ регионального научно-инновационного кластера. Ќациональный исследовательский университет при этом в целом играет роль интегратора знаний в регионе.
ƒе€тельность регионального научноинновационного кластера Ч это конверси€ нового знани€ в экономические, социальные, экологические блага.
ѕроведенный анализ взаимодействи€ при создании регионального научно-инновационного кластера исполнительных и законодательных органов власти, вузов, бизнес-структур и предпри€тий, научных центров и зон роста показал, что его реализаци€ направлена на решение актуальной задачи создани€ в –оссийской ‘едерации сети специализированных инновационных кластеров дл€ комплексного решени€ задачи модернизации экономики страны.
¬ ходе исследовани€ были получены следующие новые научные результаты:
Ч доказана необходимость согласовани€ формальных и неформальных институтов в контексте легитимизации норм и процедур взаимодействи€ власти, вузов, бизнес-структур и предпри€тий как основополагающего услови€ становлени€ эффективной системы их взаимодействи€;
Ч определен механизм взаимодействи€ кластерных структур, представл€ющий собой совокупность принципов и методов, а также экономических и правовых форм и технологий, организационных структур, в рамках которых стро€тс€ отношени€ между политической, образовательной и хоз€йственной власт€ми в регионе;
Ч вы€влены факторы, преп€тствующие становлению эффективного механизма взаимодействи€ власти, вузов, предпри€тий и бизнеса с целью привлечени€ инвестиций в регион, и обоснованы пути их преодолени€, лежащие прежде всего в русле качественного реформировани€ природы властных отношений в обществе;
Ч обоснованы ключевые направлени€ реформировани€ государственной поддержки вузов, предпри€тий и бизнеса.
ƒе€тельность региональных кластеров позволит достичь скоординированности прин€ти€ как на федеральном, так и на региональном и местном уровн€х мер по созданию условий дл€ развити€ отрас-
лей экономики и социальной сферы и формированию кластеров опережающего экономического роста с учетом конкурентных преимуществ каждого региона. »ндикатором успешности реализации государственной региональной политики должно быть стабильное повышение качества жизни населени€ страны.
—ѕ»—ќ  »—ѕќЋ№«ќ¬јЌЌќ… Ћ»“≈–ј“”–џ
1. √уськова, Ќ. ƒ. »нвестиции в человеческий
капитал вуза : организационный аспект /
Ќ. ƒ. √уськова, ». Ќ.  раковска€ // ѕроблемы теории и практики управлени€. Ч 2010. Ч є 5. Ч —. 53Ч58
2. Ќациональный рейтинг университетов [Ёлектронный ресурс]. Ч –ежим доступа: http:// unirating.ru/.
ѕоступила 03.03.12.
”ƒ  378(480)
“≈Ќƒ≈Ќ÷»» –ј«¬»“»я —‘≈–џ ¬џ—Ў≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ ≈¬–ќѕ≈…— ќћ —ќё«≈ (на примере ‘инл€ндии)
Ќ. ј. Ѕонюшко, ј. ј. —емченко
(—анкт-ѕетербургский государственный университет экономики и финансов)
Ќа примере ‘инл€ндии рассматриваютс€ лучшие практики развити€ системы высшего профессионального образовани€. ѕроводитс€ сравнительный анализ финской и российской систем высшего образовани€ с точки зрени€ законодательного развити€.
 лючевыге слова: высшее профессиональное образование; ‘инл€нди€; законодательство в области высшего образовани€.
¬ услови€х глобализации мировой экономики и процессов региональной интеграции, стремлени€ к поддержанию конкурентоспособности национальных систем высшего образовани€ повысилс€ интерес к проведению сравнительных исследований в области образовани€. ћеждународные организации, такие как ќрганизаци€ экономического сотрудничества и развити€ (ќЁ—–), публикуют большое количество различных видов экспертных оценок и международной статистики, которые вли€ют на национальную политику в области реформировани€ образовани€ и соответствующие
законодательные инициативы. ¬ то же врем€ их анализ дает объективную оценку национальных процессов с учетом особенностей той или иной страны. ¬ ≈вропейском —оюзе существует система поддержки научных исследований, направленных на развитие приоритетных отраслей народного хоз€йства, экономики в цел€х получени€ лучших практик дл€ дальнейшего их распространени€ на весь ≈—. ¬ рамках конкурсного отбора, дл€ выбора наиболее перспективных проектов с целью дальнейшего финансировани€, ≈— проводит довольно серьезную работу. ќтрицательным моментом, по
© Ѕонюшко Ќ. ј., —емченко ј. ј., 2012

пїњ