пїњ

»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈ ѕќƒ’ќƒџ ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќћ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»» ¬  ќЌ“≈ —“≈ –ј«–јЅќ“ » » –≈јЋ»«ј÷»» Ё‘‘≈ “»¬Ќќ… ћ»√–ј÷»ќЌЌќ… ѕќЋ»“» »

ћеждународные отношени€. ѕолитологи€. –егионоведение ¬естник Ќижегородского университета им. Ќ.». Ћобачевского, 201.3, є 4 (1), с. 313-319
”ƒ  323.2
»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈ ѕќƒ’ќƒџ ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќћ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»» ¬  ќЌ“≈ —“≈ –ј«–јЅќ“ » » –≈јЋ»«ј÷»» Ё‘‘≈ “»¬Ќќ… ћ»√–ј÷»ќЌЌќ… ѕќЋ»“» »
© 2013 г. ј.ѕ. Ўмелев, ќ.ё. Ўмелева
Ќижегородский госуниверситет им. Ќ.». Ћобачевского
A.shmelev1975@gmail .com
ѕоступила в редакцию 12.07.2013
ѕредставлен теоретический анализ инновационных подходов (синергетического, сетевого и др.) в госуправлении применительно к разработке и реализации перспективной и эффективной политики управлени€ миграционными потоками и интеграции мигрантов в –оссии в контексте обеспечени€ национальной безопасности с учетом специфики современных миграционных процессов и их вли€ни€ на социально-экономическую и общественно-политическую подсистемы.
 лючевые слова: миграци€ населени€, миграционна€ политика, государственное управление, синергетический подход, концепци€ Ђполитических сетейї.
ѕроблематика, св€занна€ с миграционными процессами современности, в высшей степени актуальна в свете реализации стратегии системной модернизации государства, осуществл€емой в насто€щий момент в –оссийской ‘едерации. –азличного рода дестабилизирующие факторы, св€занные с миграционными процессами в стране, способны оказывать негативное вли€ние на функционирование российской общественно-политической системы, экономическое, социальное и культурное пространство страны. ѕонимание всей важности выработки и реализации комплексной стратегии в сфере регулировани€ миграционных потоков и управлени€ ими нашло свое отражение как в риторике политических лидеров государства, так и в разработке и прин€тии новой  онцепции государственной миграционной политики –оссийской ‘едерации, а также в р€де других документов, например в проход€щей стадию общественной экспертизы —тратегии государственной национальной политики –оссийской ‘едерации на период до 2025 года. јнализиру€ ситуацию, св€занную с миграционными процессами в –‘, можно констатировать р€д моментов, как то:
- во-первых, выработка и реализаци€ комплексной стратегии управлени€ и регулировани€ миграционными процессами –оссийской ‘едерации необходима была еще в первые годы существовани€ нового государства;
- во-вторых, два дес€тилети€ ситуативного реагировани€ и решени€ локальных проблем в совокупности с неконтролируемыми либо только контролируемыми, но не управл€емыми процессами в сферах эмиграции и иммиграции,
внутренней миграции привели к возникновению р€да вызовов национальной безопасности –оссии;
- в-третьих, можно с достаточно большой степенью уверенности констатировать в перспективе нарастание проблем, св€занных с миграционными процессами, в жизнеде€тельности российского государства и общества. ¬еро€тен процесс эволюции данных проблем из категории Ђвызовї в категорию Ђугрозї.  стати, понимание подобного рода перспектив нашло свое отражение еще в  онцепции регулировани€ миграционных процессов в –оссийской ‘едерации 2003 г. [1]. ¬ данном документе также присутствует тезис о необходимости Ђобеспечени€ национальной безопасности и геополитических интересов –оссийской ‘едерацииї [2], но дефиниции Ђвызовї - Ђугрозаї не используютс€. Ќа наш взгл€д, разработчики стратегии новой российской миграционной политики об€заны учитывать данный момент, не в последнюю очередь опира€сь на работы представителей науки.
Ќаличие вызовов и потенциальных угроз национальной безопасности –оссии легко прослеживаетс€ в случае оценки миграционной ситуации в стране, котора€ характеризуетс€ р€дом моментов, как то:
- во-первых, в начале XXI в. –осси€ стала крупнейшим центром миграции в ¬осточном полушарии и уступает по величине миграционных потоков только —Ўј. “акие данные опубликовал ¬семирный банк (¬Ѕ) в ежегодном обзоре Ђћиграци€ и переводыї (Migration and Remittances Factbook 2008). ¬ –оссию ежегодно
прибывают более 12 млн и одновременно выезжают около 11 млн мигрантов. ѕо мнению ученых, зависимость –оссии от труда мигрантов в ближайшие дес€тилети€ будет нарастать, поскольку потери собственных трудовых ресурсов к 2025 году превыс€т 18-19 млн человек. ¬нешние миграционные потоки во многом покрывают естественную убыль населени€ –оссии, поддержива€ его общую численность примерно на посто€нном уровне в пределах 140 млн чел. (а с учетом незаконных мигрантов
- и больше) [3];
- во-вторых, фактически сочетание внутренних и внешних миграционных потоков рисует весьма пон€тную, но достаточно непри€тную дл€ –оссии картину.  оренное население стремитс€ мигрировать географически по направлени€м Ђёг^-÷ентрї, Ђ—евер^-÷ентрї и Ђ¬ос-ток^-«ападї с выходом за пределы государства в отношении последнего направлени€ - эмиграци€ основной массы выезжающих в ≈вропу, —Ўј и  анаду. ѕо сути, перемещение населени€ –оссийской ‘едерации можно обозначить как центростремительный процесс, перетекание Ђс окраин в центрї. ќсобенно это заметно применительно к ёжному и ƒальневосточному федеральным округам, русскому —еверу. ћожно констатировать факт диаметрально противоположных историческому ходу развити€ –оссийского государства направлений миграции, в первую очередь представителей титульного этноса - русских.  оррелируют с направлени€ми перемещени€ русского населени€ и направлени€ миграционных потоков представителей титульных этносов южных и восточных национально-территориальных образований, что обусловлено р€дом различных факторов (экономические, демографические, социокультурные, внутриполитические, криминальные), воздействующих воедино. ¬нешние миграционные потоки (в первую очередь - иммиграци€), можно сказать, накладываютс€ на внутренние по географическим направлени€м. ‘актически на окраинах идет замещение выбывающего населени€ с трансформацией всего спектра существующих социальных отношений. — другой стороны, можно говорить о поэтапной (волновой -концепци€ Ђволнового переселени€ї введена в научный оборот представител€ми российской науки начала ’’ в. ј.ј.  ауфманом, √. . √ин-сом, ».ј. √урвичем, ј.ј. »саевым) [4] иммиграции, суть которой заключаетс€ в том, что одно поколение осваивает, как правило, близлежащие к месту исхода территории, сохран€€ тесную взаимосв€зь с –одиной. ѕоследующие же поколени€, адаптированные и в различной мере интегрированные в социум принимающего
государства, обладают потенциалом к Ђосвоениюї более удаленного Ђжизненного пространстваї. –оссийска€ ‘едераци€ в какой-то мере все больше и больше становитс€ адаптационным придатком Ђзападнойї территориальнополитической системы, осуществл€ющим первоначальную адаптацию и селективный отбор потенциальных мигрантов в Ђзападноеї сообщество с учетом вакансий и требований последнего. “аким образом, если на данный момент дл€ –оссии характерны процессы Ђутечки умовї и Ђутечки рабочих рукї, то в перспективе можно будет говорить и о Ђперекачкеї и тех и других;
- в-третьих, еще одним важным, на наш
взгл€д, показателем миграционной ситуации в –оссии €вл€ютс€ данные по незакон-
ной/нелегальной миграции. ѕо данным главы ‘едеральной миграционной службы  . –омода-новского, в –оссии (на лето 2011 г.) проживало 12.3 миллиона иностранцев. »з общего числа иностранцев, по данным службы, на нелегальном положении находилось от 3 до 3.5 миллиона человек [5]. ќтносительно незакон-
ной/нелегальной миграции можно отметить два немаловажных момента:
Х с одной стороны, негативное вли€ние на процесс развити€ –оссии в р€де сфер общественной жизни;
Х с другой - сложность в отношении оценки
истинных размеров объемов незакон-
ной/нелегальной миграции в –оссии.  ак правило, официальные данные (цитируем: Ђот 3 до 3.5 миллиона человекї - немалый разбег) существенно отличаютс€ от приводимых различными общественными и научными организаци€ми цифр, помимо этого различаютс€ данные, приводимые различными государственными учреждени€ми. ¬ частности, в статье Ѕ.ј. ’ейфеца [6], приведены следующие данные: Ђѕо данным ‘едеральной миграционной службы ћ¬ƒ –‘, количество нелегальных мигрантов в –оссии составило около 3 млн человек... —пециалисты »нститута социально-экономических проблем народонаселени€ (»—ЁѕЌ) –јЌ, установили, что обща€ численность мигрантов, незаконно наход€щихс€ на территории –оссии, составл€ет 4-4.5 млн человек. ћаксимальные оценки численности нелегальных мигрантов приводит ћ¬ƒ –‘ - 10 млн. “аким образом, расхождени€ в оценках превышает двукратную величинуї;
- в-четвертых, миграционные процессы оказывают существенное вли€ние на ситуацию в стране в целом и в отдельных регионах в частности. Ќапример, наличие значительного количества нелегальных/незаконных мигрантов в крупных городах в услови€х ежедневных кон-
тактов между собой и с местным населением угрожает санитарно-эпидемиологической обстановке в населенном пункте либо регионе. ћатериалы круглого стола, проведенного под эгидой ћеждународной организации по миграции (ћќћ) в начале 2002 г. в ћоскве, позвол€ют говорить о потенциальной возможности возникновени€ в –оссии эпидемиологических вспышек чумы (наиболее веро€тные источники Ђчерной смертиї - ёжна€, ÷ентральна€ и ёго¬осточна€ јзи€, Ѕлижний ¬осток и —еверна€ јфрика) и холеры (наиболее веро€тные источники - »нди€, ѕакистан, Ѕлижний ¬осток).   числу заболеваний, которые Ђактивної распростран€ютс€ мигрантами, относитс€ мал€ри€, завоз которой в –‘ осуществл€етс€ в основном мигрантами, беженцами из стран —Ќ√. —реди других инфекционных болезней, распространение которых представл€ет опасность дл€ населени€ –оссии в насто€щее врем€ и которые в значительной мере обусловлены внутренними и внешними миграци€ми, следует назвать —ѕ»ƒ и ¬»„-инфекцию [7]. ¬ 2007 г. занимавший на тот момент пост министра здравоохранени€ и социального развити€ –‘ ћ. «урабов сообщил, что в начале 2007 г. в ћоскве обследовали более 12 тыс€ч трудовых мигрантов. ” 515 из них вы€влен ¬»„, у 26 - —ѕ»ƒ, у 665 - гепатит ¬, еще 30 человек были больны туберкулезом. 117 обследованных сразу же были госпитализированы [8];
- в-п€тых, конфликтной плоскостью становитс€ культурное пространство, когда аллох-тонное население в услови€х компактного проживани€ пытаетс€ организовать свой быт исход€ из собственных традиций, пор€дков, обычаев и культурных ценностей, не учитыва€ интересы коренных жителей.  ак результат - отмечаемый социологическими организаци€ми и институтами рост экстремизма в –оссии в XXI веке, как в форме мигрантофобии как варианта ксенофобии, так и в целом относительно к государственным институтам, общественным организаци€м, физическим лицам [9]. ƒанный процесс в перспективе способен формировать вызовы государственно-политической безопасности –оссии;
- в-шестых, пристальное внимание следует уделить таким административным единицам –‘, как ёжный, —еверо- авказский федеральные округа и ƒальний ¬осток по причине существенной трансформации этноконфессиональ-ной структуры данных регионов на рубеже XX-XXI вв., во многом св€занной с миграционными процессами. ќтносительно стабильна€ ситуаци€ в республиках — ‘ќ и ё‘ќ, в совокупности с ло€льностью местных политических элит цен-
тру, во многом базируетс€ на существенных финансовых вливани€х в местные экономики, а также на предоставлении налоговых льгот и самосто€тельности в сфере экономики. ¬озможное резкое ухудшение экономической ситуации в стране в целом и, как следствие, в республиках, кра€х и област€х — ‘ќ и ё‘ќ в совокупности с внешними факторами способно вызвать новую волну этносепаратизма. —итуаци€ на ƒальнем ¬остоке характеризуетс€ большим вли€нием экзогенного фактора.  итайска€ государственна€ стратеги€ глобального внешнеэкономического наступлени€ под девизом Ђ»дти вовнеї ориентирована, помимо прочего, на увеличение иммиграции граждан  ита€ в другие страны [10]. ”читыва€ неофициальные данные о количестве мигрантов из  ита€ в этом регионе, рост населени€  Ќ–, диспропорци€ заселенности территорий по обе стороны российско-китайской границы, как наиболее опасный вариант можно прогнозировать в перспективе Ђкосовскуюї модель развити€ ситуации. Ѕолее же веро€тным нам видитс€ следующа€ перспектива: при сохранении формального политического контрол€ центральной власти –‘ над ƒальним ¬остоком и ¬осточной —ибирью с необходимостью поддерживать инфраструктуру социальной сферы в качестве нагрузки на федеральный бюджет, превращение данных регионов в экономическую, сырьевую базу (придаток)  Ќ–. “аким образом, и в ё‘ќ и на ƒальнем ¬остоке в перспективе возможно формирование угрозы территориальной целостности и конституционному строю –оссийской ‘едерации.
 онстатиру€ возможность в перспективе возникновени€ широкого спектра вызовов и угроз национальной безопасности –оссийской ‘едерации, нельз€ не отметить тот факт, что в риторике первых лиц государства приоритетно присутствуют, как правило, только два актуальных аспекта, св€занных с миграционной ситуацией в стране и миграционной политикой: вли€ние миграции на демографическую ситуацию в стране и трудова€ миграци€, а проблема интеграции и адаптации мигрантов, например, стала актуализироватьс€ лишь в последнее врем€. — другой стороны, отсутствует комплексное видение ситуации.  ак результат - существенна€ критика представленного в 2011 году проекта новой  онцепции государственной миграционной политики –оссийской ‘едерации. “ак, зав. лабораторией прогнозировани€ трудовых ресурсов »нститута народно-хоз€йственного прогнозировани€ –јЌ ј.√.  оровкин отмечал следующий принципиальный момент: Ђ¬ представленной концепции миграционной политики наход€т свое отражение два во многом
противоречащих друг другу вектора совершенствовани€ миграционной политики. ѕервый вектор - стимулирующа€ миграционна€ политика... ¬торой вектор - ограничительна€ миграционна€ политика. ќднако эти два вектора задают каждый по отдельности самосто€тельное направление развити€ государственной миграционной политикиї [11]. ѕомимо этого момента в работе ј.√.  оровкина присутствует еще р€д замечаний, более развернуто прописанных в экспертном заключении на проект  онцепции государственной миграционной политики –оссийской ‘едерации от 30.01.2011 г. [12], сделанном кафедрой управлени€ миграционными процессами √осударственного университета управлени€ по поручению  омиссии ќбщественной палаты –оссийской ‘едерации по межнациональным отношени€м и свободе совести под руководством ¬.ј. ¬олоха. ѕривлечение специалистов и видных ученых в сфере миграции, в частности ∆.ј. «айончковской, ».¬. »вахнюк, ≈.¬. “юрюкановой, “.Ќ. ёдиной, —.Ѕ. ягодина и р€да других ученых и практиков, позволило фактически сформировать базовый концепт перспективной политики –‘ в сфере управлени€ миграционными процессами. ќпира€сь на вышеозначенные работы, можно обозначить р€д принципиальных моментов относительно перспективной модели миграционной политики –‘.
»зменивша€с€ конъюнктура развити€ общества (переход на постиндустриальную стадию, рост социальной мобильности, уровн€ образовани€, расширение коммуникативного пространства, изменение ценностной картины мира и пр.) предполагает пересмотр подходов к государственному управлению, а также инструментов, методов, механизмов, тактики действий, стратегии поведени€ власти, прежде всего в отношении категории риска как неотъемлемого элемента политического процесса. »нновационное развитие общества диктует потребность трансформации функционального назначени€ государственного управлени€; создани€ менеджмента управлени€ рисками, основанное на использовании Ђэволюционного ресурсаї общества, позвол€ющего Ђв услови€х неравновесно-сти перейти социуму в новое качественное состо€ние эволюционным путЄм без использовани€ волюнтаристских, административных методовї [13]. ƒанна€ модель ориентирована также на предотвращение проблем, а не на борьбу с ними. ¬ этой св€зи в политологической науке по€вл€ютс€ новые исследовательские подходы к изучению процесса государственного управлени€ - в частности, синергетический подход, концепции Ђполитических сетейї (сетевой под-
ход), нового способа управлени€, основанные на отличных от классических подходов принципах и методах управлени€. “еоретическое осмысление новых подходов и реализаци€ их на практике, на наш взгл€д, способны лечь в основу эффективной политики управлени€ миграционными потоками в –оссии и интеграции мигрантов в принимающее сообщество.
—инергетический подход к анализу управленческой де€тельности св€зан с пересмотром традиционных принципов, методов управлени€, отказом от линейности, редукционизма, иерархичности, с преодолением представлени€ о невозможности существенного воздействи€ индивидуального усили€ на ход осуществлени€ мак-росоциальных процессов, о развитии как безальтернативном поступательном процессе, соразмерности и сопоставимости объЄмов прилагаемых усилий внешних воздействий с объЄмом ожидаемого результата. –азработкой его занималс€ р€д отечественных ученых (јршинов ¬., ¬енгерова ј.Ѕ., √амаюнов —., ƒобронравова ».—.,  н€зева ≈.Ќ.,  урдюмов —.ѕ., Ќазарет€н ј., ѕригожин »., —вирский я. и др.), исходивших из представлени€ о социальной системе как самоорганизующейс€, способной к самосохранению, самосовершенствованию и самовоспроизведению, открытой, взаимодействующей с внешней средой, неравновесной, неустойчивой [14]. —инергетический подход представл€етс€ как Ђтеори€ несилового управлени€, не противоречащего естественному движению объектаї. ћожно выделить два свойства высокоэффективных синергетических систем - об€зательный обмен с внешней средой энергией, веществом, информацией и непременное взаимосодействие (когерентность поведени€ между компонентами системы) [15].
—етевой подход также €вл€етс€ ответом на изменение условий, в которых осуществл€етс€ управление общественными делами, представл€ет современную форму государственного управлени€, отличную от иерархичной и рыночной. ѕредставители Ђсетевой теорииї (концепции Ђполитических сетейї - policy network) в отечественной науке - Ћ.¬. —моргунов, «.—. ¬икторова, ј.ј. ƒегт€рЄв, ј.». —оловьЄв и др. исход€т из понимани€ государства как одного из акторов производства политических решений. —етевой подход к политике и управлению основан на новом понимании характера отношений между государством и обществом, св€занном с отходом от принципа доминировани€ к формату взаимоотношений, базирующихс€ на идее партнерства, согласовании интересов, взаимовыгодном обмене [16], на Ђактивном и сознательном взаимодействии субъектов поли-
тики, вырабатывающих политическое решение и участвующих в его выполнении [17]. ѕолитические сети обладают р€дом характеристик, которые отличают их от иных форм управленческой де€тельности. ¬о-первых, они представл€ют собой такую модель управлени€ публичными делами, котора€ св€зывает государство и гражданское общество. Ёта эмпирически наблюдаема€ структура теоретически описываетс€ как множество разнообразных государственных, частных, общественных организаций и учреждений, имеющих совместный интерес. ¬о-вторых, политическа€ сеть складываетс€ дл€ выработки соглашений в процессе обмена ресурсами, еЄ акторы заинтересованы друг в друге, между ними существует ресурсна€ зависимость. Ёто значит, что существует взаимна€ заинтересованность участников сети друг в друге [18]. ¬-третьих, важным элементом политической сети выступает корпоративный интерес (на рынке - собственный интерес). ¬-четвЄртых, участники сети не выстраиваютс€ в иерархию: с точки зрени€ возможностей формировани€ совместных решений по интересующим их вопросам они равны, соблюдаютс€ не вертикальные, а горизонтальные св€зи [17, с. 107-108]. √осударственные структуры рассматриваютс€ ими в качестве Ђсцепленныхї с другими агентами политики и вынуждены вступать в обмен своими ресурсами с ними (в противоположность идее доминирующей роли государства в выработке политики и его относительной независимости). —етевой подход в противовес идее государственного управлени€, как иерархически организованной системы, предлагает новый тип руководства по принципу Ђуправлени€ без правительстваї. ѕредставители его включают в свои размышлени€ моральное измерение управлени€, идеи, веровани€, ценности, доверие не только имеют значение дл€ политических сетей, они €вл€ютс€ конструктивными дл€ логики взаимодействи€ между членами сети. ƒл€ представителей теории Ђполитических сетейї не институты, а св€зи и отношени€ составл€ют основу изучени€. ѕроблема эффективности управлени€ рассматриваетс€ ими не в аспекте отношени€ Ђцели - средстваї, а в аспекте отношени€ Ђцели - процессыї.  онцепци€ политических сетей модифицирует понимание вла-стноцентрированной политики, замен€€ его представлением о политике взаимной ответственности и об€зательств [17, с. 105].
≈щЄ одним логически близким к предыдущему нетрадиционным подходом в практике государственного управлени€ €вл€етс€ концепци€ нового способа управлени€. ¬ рамках последней функциональное назначение государст-
венного управлени€ сводитс€ к общественной координации, выполн€ть которую призваны не только профессионалы, но и структуры гражданского общества, государственные организации вид€тс€ как открытые дл€ общественной дискуссии. ѕрактическое воплощение данный принцип может найти в рамках реализации миграционной политики в плане осуществлени€ меропри€тий по адаптации и интеграции мигрантов посредством организации курсов изучени€ русского €зыка, истории и культуры, а также де€тельности центров содействи€ адаптации мигрантов. ѕонимание всей важности взаимодействи€ с общественными организаци€ми и сообществами нашло отражение как в политической риторике, например на заседании —овета по межнациональным отношени€м, состо€вшемс€ 24 августа 2012 года в —аранске [19], так и в официальных документах, например в уже упоминавшихс€ выше  онцепции государственной миграционной политики, а также в проекте —тратегии государственной национальной политики –оссийской ‘едерации на период до 2025 года [20].
“аким образом, заложенные в перечисленных выше альтеративных подходах управлени€ принципы (динамизма, развити€, субсидарно-сти, морально-нравственного измерени€ политических отношений и др.) коррелируют с уровнем современного инновационного развити€ российского общества, цел€ми и принципами модернизационной стратегии, составл€ющими основу системы государственного управлени€ на современном этапе. ¬ практическом плане теоретические основани€ можно сформулировать следующим образом:
- во-первых, разработка и реализаци€ эффективной модели управлени€ миграционными процессами в –оссии должны органично сочетатьс€ со стратегическими по своей сути проектами на всех уровн€х (от федерального до местного) в таких сферах, как демографи€, здравоохранение, дошкольное воспитание и школьное образование, жилищна€, налогова€ сферы и пр.; вестись параллельно по р€ду направлений: мониторинг, аналитика, модернизаци€, борьба с коррупцией, информатизаци€, отладка взаимодействи€ всех акторов общественно-политической системы –оссии;
- во-вторых, на наш взгл€д, выбор между стимулирующей миграционной политикой и ограничительной в насто€щий момент уже не актуален. –оссийска€ ‘едераци€ в силу имеющихс€ у нее природных богатств (например, территори€) была, есть и будет весьма привлекательной дл€ потенциальных иммигрантов, то есть останетс€ преимущественно страной-реци-
пиентом. ќграничительный вариант миграционной политики лишь увеличит объем незаконной/нелегальной миграции. ѕоэтому миграционна€ политика должна строитьс€ с приоритетной реализацией интегративной составл€ющей: от предварительной интеграции до выезда из страны-донора, до адаптации и аккультурации по месту прибыти€. ѕри этом необходима тверда€ позици€ государства относительно контрол€ над данным процессом вплоть до реализации комплекса мер по относительной ассимил€ции в рамках технологии Ђм€гкой силыї.  ак показывает опыт мирового сообщества, теоретические концепты Ђплавильного котлаї и Ђмультикуль-турализмаї на практике не эффективны. ѕоэтому следует вернутьс€ к российской/советской модели м€гкой ассимил€ции (обрусени€ с элементами русификации);
- в-третьих, необходима организаци€ системы госучреждений (министерств, институтов, ведомств, организаций) с четким распределением задач и ролей, иерархизацией в цел€х реализации комплексной миграционной политики с учетом преобразований в других сферах жизнеде€тельности государства и общества. Ќеобходимо либо наделить ‘ћ—, обладающую лишь надзорно-контролирующими полномочи€ми, функци€ми координирующей организации в данной сфере либо создать структуру, ответственную за реализацию миграционной политики, способную управл€ть скоординированной де€тельностью всей совокупности задействованных государственных и общественных институтов;
- в-четвертых, государственные структуры должны ограничитьс€ функци€ми модератора процесса, в основу взаимодействи€ должна быть положена иде€ партнЄрства, привлечени€ к решению проблемы структур гражданского общества с целью установлени€ взаимовыгодного сотрудничества, диалога, совместной выработки стратегических решений;
- в-п€тых, миграционна€ политика должна строитьс€ исход€ из постулата одновременного управлени€ иммиграционными, миграционными и внутренними миграционными потоками на всех их стади€х: от момента прин€ти€ решени€ до обустройства на новом месте;
- в-шестых, эффективна€ модель миграционной политики должна быть не только концептуально разработана, но и реализовыватьс€, что предопредел€ет р€д об€зательных мер с целью оценки ее эффективности и модернизации, как то: сн€тие межведомственных противоречий, наделение р€да государственных структур большими об€занност€ми и полномочи€ми в данной сфере (например, ћ»ƒ), более активное участие местных властных структур, активное
взаимодействие с научными учреждени€ми и общественными организаци€ми (например, правозащитными организаци€ми, бизнес-сообществами, диаспоральными и конфессиональными организаци€ми, земл€чествами). ƒиаспоры, в частности, при условии их существовани€ в классическом виде, способны стать весьма эффективным инструментом селективного отбора, предварительной и постмиграци-онной интеграции аллохтонного населени€ в принимающее сообщество;
- в-седьмых, как на международном, так и на федеральном и на региональном уровн€х необходима реализаци€ политики создани€ позитивного дл€ потенциальных мигрантов имиджа –оссии как страны-реципиента; необходимы дальнейша€ разработка и реализаци€ федеральных и региональных целевых программ воспитани€ толерантности и межкультурного согласи€; необходимо, наконец, достаточное финансирование миграционной политики (это, например, один из факторов, детерминирующих невысокую эффективность программы добровольного переселени€ в –оссийскую ‘едерацию соотечественников, поживающих за рубежом) по всем ее направлени€м.
—пи.ок литературы
1.  онцепци€ регулировани€ миграционных про-
цессов в –оссийской ‘едерации. ќдобрена распор€жением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 1 марта 2003 г. є 256-р [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.mid.ru/ns-osndoc.nsf/
0e9272befa 34 209743256c630042d1aa/ 036aa5d55070 с©943256се2 002bdee8?OpenDocument (дата обращени€: 08.03.2011).
2.  онцепци€ государственной миграционной политики –оссийской ‘едерации на период до 2025 года. [Ёлектронный ресурс]. - –ежим доступа: http://news.kremlin.ru/acts/15635/print (дата обращени€: 11.11.2012).
3. –осси€ - магнит дл€ мигрантов [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.ng.ru/economics/ 2008-03-21/6_migranty.html (дата обращени€
12.04.2011).
4. ёдина “.Ќ. ћиграци€: словарь основных терминов: ”чеб. пособие. ћ.: »здательство –√—”; јкадемический проект, 2007. —. 67.
5. ‘ћ— насчитала в –оссии три миллиона нелегалов [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.grani.ru/Politics/Russia/m.183847.html (дата обращени€: 27.07.2011).
6. ’ейфец Ѕ.ј. Ќелегальна€ миграци€ - масшта-
бы и перспективы// ¬осток. 2006. є 5 (41) [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.
situation.ru/app/! а^р 1162.htm (дата обращени€:
27.07.2011).
7. ћиграци€ населени€/ ёдина “.Ќ. ћиграци€: словарь основных терминов: ”чеб. пособие. ћ.: »з-
дательство –√—”; јкадемический ѕроект, 2007. —. 171-182.
8. «урабов: надо активнее проводить медосмотры
мигрантов. «доровье / Ќовости. 09.03.2007 [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.gzt.
т/№еак№/2007/03/09/121600.џт1 (дата обращени€: 13.05.2008).
9.  олобов ќ.ј., Ўмелев ј.ѕ. ƒетерминирующие факторы экстремистской де€тельности представителей молодежи по отношению к мигрантам// »звести€ высших учебных заведений. ѕоволжский регион. ќбщественные науки. 2011. є 1 (17). —. 22-32.
10. √ельбрас ¬. ѕерспективы китайской мигра-
ции на ƒальнем ¬остоке [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.stram-oz.m/?nшmid=19&
а≥!≥с1е=905 (дата обращени€: 30.01.2011).
11.  оровкин ј.√. «амечани€ к проекту  онцеп-
ции государственной миграционной политики –оссийской ‘едерации [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: strategy2020.rian.ru/load/366069649 (дата
обращени€: 30.09.2011).
12. Ёкспертное заключение на проект  онцепции
государственной миграционной политики –оссийской ‘едерации. 30.01.2011 [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=
j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCAQFjAA &шrl=http%3A%2F%2Fwww.fms.gov.ra%2F upload%2 Fiџock%2F726%2Fzaklшcheшe.pdf&ei=24KfU√ќЎcz T4QTшtoGYAg&шsg=AFQjCNHoTFkMK8icx7dZfcND TAYijjQQeQ&sig2=xXRQbRYZ6_xgY3PMdMU1JA& cad=rjt (дата обращени€: 30.09.2011).
13.  апустин ¬.—. јнализ рисков административного управлени€: синергетический подход [Ёлек-
тронный ресурс]. –ежим доступа:
http://nonlin.ru/node/80 (дата обращени€: 04.06.2011).
14. Ќовейший философский словарь /—ост. √ри-цанов ј.ј. ћинск: »зд-во —какун ¬.ћ., 1998. —. 618.
15. —овременна€ прикладна€ теори€ управлени€.
„. II: —инергетический подход в теории управлени€ /ѕод ред.  олесникова ј.ј. ћ.: ‘÷ Ђ»нтеграци€ї -“аганрог: »зд-во “–“”, 2000. 559 с. [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http: //www.ccsd.tsure.ru\ publications/38-monographs/46-mlt5 (дата обращени€:
04.06.2011).
16. ¬икторова «.—. —етевой подход как методологи€ исследовани€ процесса прин€ти€ государственных решений. јвтореферат дисс. ... к. полит. н. ћ., 2009. 22 с. —. 3-4, 12.
17. —моргунов Ћ.¬. —етевой подход к политике и управлению// ѕолис. 2001. є 3. —.103, 105.
18. √осударственна€ политика и управление. ”чебник. ¬ 2 ч. „асть I:  онцепции и проблемы государственной политики и управлени€ / ѕод ред. Ћ.¬. —моргунова. ћ.: –оссийска€ политическа€ энциклопеди€ (–ќ——ѕЁЌ), 2006. —. 236-237.
19. «аседание —овета по межнациональным отношени€м. 24 августа 2012 года, 19:40, —аранск. —тенографический отчЄт о заседании —овета по межнациональным отношени€м [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: // http://news.kremlin.ru/news/ 16292/print (дата обращени€: 27.10.2012).
20. —тратегии государственной национальной политики –оссийской ‘едерации на период до 2025 года. ѕроект по состо€нию на 1 но€бр€ 2012 г. [Ёлектронный ресурс]. –ежим доступа: http://www.oprf.ru/press/news/2012/newsitem/19517 (дат обращени€: 11.11.2012).
INNOVATIVE APPROACHES IN PUBLIC ADMINISTRATION IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN EFFECTIVE MIGRATION POLICY
A.P. Shmelev, O.Yu. Shmeleva
This article focuses on the theoretical analysis of the synergistic and network-based approach (the concept of Ђpolicy networksї) in public administration for the development and implementation of promising and effective policies for managing migration flows and integration of migrants in Russia in the context of national security in view of modern migration processes and their impact on the socio-economic and socio-political spheres.
Keywords: migration, migration policy, public administration, synergistic approach, the concept of Ђpolicy networksї.

пїњ