пїњ

»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈  ќћѕ№ё“≈–Ќџ≈ “≈’ЌќЋќ√»»  ј  —–≈ƒ—“¬ќ ѕќ¬џЎ≈Ќ»я »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“» —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ ¬ ¬”«ј’  ”Ћ№“”–џ » »— ”——“¬

”ƒ  378. 147
»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌџ≈  ќћѕ№ё“≈–Ќџ≈ “≈’ЌќЋќ√»»  ј  —–≈ƒ—“¬ќ ѕќ¬џЎ≈Ќ»я »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ-“≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“» —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ ¬ ¬”«ј’  ”Ћ№“”–џ » »— ”——“¬ Ќикишина ¬.ё.
√ќ” ¬ѕќ Ђћосковский государственный университет культуры и искусствї, ћосковска€
область, ’имки, e-mail: fedvic@bk.ru
Ќеобходимость повышени€ эффективности управленческой де€тельности в сфере культуры ставит перед высшей школой задачу формировани€ информационно-технологической компетентности специалистов. √еоинформационные системы (√»—) €вл€ютс€ широко примен€емым инструментом современного менеджмента и поэтому требуют целенаправленного изучени€ в вузах в качестве одной из профессионально-ориентированных компьютерных систем. ¬ статье раскрыто содержание экспериментальной методики формировани€ информационно-технологической компетентности у будущих специалистов-менеджеров средствами геоинформационных систем.
 лючевые слова: высшее профессиональное образование, социокультурна€ сфера, информатизаци€, компетентность, компетенци€, информационно-технологическа€ компетентность, информационные технологии, геоинформационные системы
INNOVATIVE COMPUTER TECHNOLOGY AS A MEANS OF IMPROVING THE INFORMATION AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS Nikishina V.J.
Moscow state university of culture and arts, Moscow region, Khimki, e-mail: fedvic@bk.ru
The necessity to increase the efficiency of managerТs practical activities set universities a task to form an information and technological competence of specialists. A Geographic Information System (GIS) is a computer system which can use in all spheres of management. It proposes to study these professional information technologies in universities. In the article is disclosed the contents of the experimental method of forming the information and technological competence of future specialist-managers by means of geoinformation systems.
Keywords: higher education, social and cultural sphere, informatization, the competence, information and technological competence, information technology, geoinformation systems
јктивное включение –оссии в процесс Ќовые виды информационных технологий
формировани€ единого европейского об- создают реальные возможности дл€ их ис-
разовательного пространства существенно пользовани€ в системе образовани€ с целью
актуализировало инновационные процессы формировани€ специальных компетенций у
в университетском образовании. Ёто св€за- будущих специалистов.
но с усилением понимани€ роли методики, ќдной из них €вл€етс€ технологи€ геоосознани€ того, что традиционные класси- информационных систем (√»—), функции
ческие дл€ российского университетско- которых заключаютс€ в сборе, передаче,
го образовани€ методы обучени€ должны хранении, обработке и выдаче информации
обогащатьс€ активно-де€тельностными о территории, пространственных свойствах
способами обучени€ на основе компетент- различных объектов. √лавное преимуще-
ностного подхода в рамках практико-ори- ство √»— перед другими компьютерными
ентированного профессионального образо- системами заключено в наборе средств соз-
вани€ и, таким образом, повышать качество дани€ и объединени€ баз данных с возмож-
образовани€, под которым понимаетс€ ност€ми их географического анализа и на-
способность образовательного процесса гл€дной визуализации в виде различных
удовлетвор€ть потребности обучающихс€ в карт, графиков, диаграмм, пр€мой прив€зке
таком уровне знаний, навыков, умений, ко- друг к другу всех атрибутивных (описатель-
торый позволит им быть востребованными ных) и графических данных.
профессиональной средой, успешно адап- √еоинформационные системы €вл€ют-
тироватьс€ в социальной жизни, быть по- с€ эффективным инструментом в социаль-
лезным обществу и государству. но-культурной сфере дл€ выбора места и
¬ св€зи с этим одним из основных тре- определени€ зон размещени€ центров досу-
бований профессиональной подготовки га, парков культуры и отдыха, кинотеатров,
специалистов в любой области культуры центров физической культуры и спорта,
€вл€етс€ включение в учебный процесс ин- ночных клубов, государственных, коммер-
новационных компьютерных технологий. ческих, частных и других учреждений куль-
Ў ‘”Ќƒјћ≈Ќ“јЋ№Ќџ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я єS, 2G11 Ў
туры; размещени€ наружной рекламы и оптимизации финансовых и трудовых ресурсов, задействованных в проводимых культурных акци€х и меропри€ти€х. Ёто касаетс€ также учета и инвентаризации культурных объектов, охран€емых государством (артефактов, музеев, галерей, достопримечательностей и т.д.), их анализа и оценки.
–азработка методики преподавани€ гео-информационных дисциплин дл€ определенных сфер предметной де€тельности, в частности управленческой, предусматривает применение как классических (принцип научности, межпредметный, междисциплинарный принцип интеграции знаний, принципы нагл€дности, когнитивной коммуникации, систематичности и последовательности), так и новых дидактических принципов, ориентированных на профессиональную де€тельность. —реди последних можно выделить такие, как:
- принцип обеспечени€ операционнотехнологической активности обучаемых, который наиболее €рко про€вл€етс€ в процессе формировани€ практических навыков работе с √»— как с информационной системой, обеспечивающей формирование умений принимать решени€ в современной информационной среде;
- принцип конструировани€ действующей информационной модели профессионального объекта управлени€, построенной на основе √»—-технологий;
- принцип формировани€ и развити€ личности, основанный на включении развити€ личностных качеств обучаемых в структуру педагогического процесса.
’арактер учебных дисциплин по √»— и степень их дифференциации завис€т от вуза, от степени разработанности учебных планов. ƒл€ специалистов в прикладной сфере нужен акцент прежде всего на методы использовани€ геоинформационных систем. јнализ номенклатуры информационно-управленческих специальностей в вузах культуры и искусств показал, что геоинфор-мационна€ система €вл€етс€ незаменимым инструментом дл€ менеджеров любого типа, так как на основе своевременных, достоверных сведений √»— поможет смоделировать ситуацию, построить прогнозы, вы€вить и экстраполировать тенденции развити€ объектов, самосто€тельно сделать умозаключени€.
¬ структуру методики формировани€ информационно-технологической компетентности на основе освоени€ дисциплины Ђ√еоинформационные системыї включены следующие компоненты: цель, формируемые компетенции в результате освоени€ дисциплины, структура и содержание, об-
разовательные технологии, оценочные средства, информационные ресурсы.
 омпонент Ђцельї данной методики включает в себ€ содействие развитию информационно-технологической компетентности у будущих менеджеров, позвол€ющей решать совокупность типичных профессиональных задач с помощью квалифицированного использовани€ профессионально (предметно)-ориентированных компьютерных систем, таких как √»—.
ƒл€ достижени€ этой цели определены задачи:
- обеспечить первоначальное прин€тие студентами идеи важности географического подхода;
- привить понимание будущими специалистами в сфере управлени€ культурой проблем организации пространства и умение работы с пространственными данными;
- дать представление студентам о возможност€х геоинформационных технологий и формах их применени€ в профессиональной де€тельности;
- сформировать информационно-технологические компетенции, включающие готовность осуществл€ть постановку и моделирование пространственных управленческих задач; упор€дочивать, систематизировать, структурировать данные и знани€; интерпретировать полученные результаты; предвидеть последстви€ принимаемых решений и делать соответствующие выводы с помощью геоинформационных систем.
- сформировать умени€ рефлексировать и анализировать развитие собственного опыта решени€ пространственных задач в социальном управлении и выстраивать план самообразовательной де€тельности по этой проблеме.
‘ормируемые компетенции в результате освоени€ дисциплины
¬ качестве результата освоени€ содержани€ геоинформатики и √»— выделены компетенции, обеспечивающие де€тельностное про€вление »“  специалиста в сфере управлени€ культурой. ѕри этом должны быть задействованы структурные компоненты »“ :
> мотивационно-ценностный - наличие желани€, потребности, мотивации к получению знаний, умений, навыков в области геоинформатики и геоинформационных технологий, а также побуждени€ к использованию их в своей профессиональной де€тельности;
> когнитивный - знать о возможност€х геоинформационных технологий и формах их применени€ в профессиональной де€тельности, а также мировоззренческие, естественные и технические знани€, отра-
жающие систему современного информационного общества;
^ операциональный - уметь использовать геоинформационные технологии, примен€ть способы и действи€, определ€ющие операционную основу поисковой познавательной де€тельности, опыт в сфере поисковой де€тельности геоинформационного программного обеспечени€ (ѕќ) и технических ресурсов, опыт отношений Ђчеловек-электронна€ картаї.
 омпонент Ђструктура и содержаниеї определ€ет особенности построени€ учебного курса.
»зучение дисциплины Ђ√еоинформаци-онные системыї позвол€ет студентам закрепить и расширить полученные ранее базовые знани€ об информационных системах. √»— - одна из разновидностей информационных систем, но современные геоинфор-мационные системы сочетают в себе черты других автоматизированных информационных систем: управлени€, автоматизированного проектировани€, документационного обеспечени€, научных исследований, картографических и др. ¬ данном курсе определ€етс€ место √»— среди других информационных систем и рассматриваетс€ их взаимосв€зь.
”читыва€ описанные выше дидактические принципы обучени€ применительно к геоинформационным системам, имеет смысл обозначить две дидактические задачи, которые ложатс€ на этот курс:
- дать основные положени€ теории геоинформатики, методы управлени€ геоин-формационной системой;
- создать определенные дидактические ситуации, чтобы студенты смогли использовать современные методы прин€ти€ решений с помощью √»— в будущей профессиональной сфере.
“аким образом, необходимо сформировать две составл€ющие учебной дисциплины: общетеоретическую и прикладную. включающую в себ€ командные тренинги, деловые игры по прин€тию решений, анализу ситуаций, по исследованию геоинфор-мационных систем дл€ управлени€ и т. п. ѕри этом акцент в подготовке специалистов должен ставитьс€, прежде всего, на решении управленческих задач с помощью профессионально-ориентированных систем.
—одержание курса разрабатывалось исход€ из требований профессиональной де€тельности менеджера. ¬ этом смысле можно говорить не о курсе общей геоинформатики, а о профилированной учебной дисциплине.
 омпонент Ђобразовательные технологииї организует процесс освоени€ со-
держани€ учебного курса Ђ√еоинформаци-онные системыї.
ќсобенность учебного курса заключаетс€ в интегративности и междисциплинарных св€з€х информационных и управленческих дисциплин. “еоретические и практические способы вы€влени€, решени€ и предупреждени€ управленческих проблем, опыт практической де€тельности менеджера по прин€тию решений в информационной среде имеют междисциплинарный характер и направлены на интеграцию материала базовых курсов, таких как менеджмент, маркетинг, информационные технологии, управленческие решени€, логистика, информационно-аналитическа€ де€тель-
ность, компьютерные технологии аналитики, аналитические продукты и услуги и других.
ѕрименение √»—, как информационной технологии, дает возможность эффективно использовать новые педагогические технологии в образовании и методике обучени€, использующие современные де€тельностные модели, такие как Ђобучение в сотрудничествеї, Ђметод проектовї Ђкейс-методї. ѕоэтому об€зательной составл€ющей экспериментальной методики формировани€ информационно-технологической компетентности у будущих специалистов-менед-жеров средствами геоинформационных систем было включение студентов в активную профессиональную де€тельность, тем самым дава€ им возможность про€вить свои креативные способности.
“аким образом, геоинформационные технологии позвол€ют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Ќаполнив образовательный процесс качественно новыми формами и содержанием, можно рассчитывать на его ожидаемый ко -нечный результат - формирование компетенций, адекватных современному информационному обществу.
¬ качестве средств оценки знаний студентов используетс€ электронное портфолио, в который вход€т творческие работы, создаваемые в процессе изучени€ геоинформатики, а также проекты, выполненные с применением геоинформационных технологий и т.д. ѕортфолио представл€ет собой инструмент самооценки собственного познаваемого, творческого труда обучающегос€, рефлексии его собственной де€тельности, то есть средство оценки уровн€ подготовки будущего менеджера.
»спользование электронного портфолио дл€ подготовки менеджеров в насто€щее врем€ очень актуально в св€зи с жиз-
‘”Ќƒјћ≈Ќ“јЋ№Ќџ≈ »——Ћ≈ƒќ¬јЌ»я є8, 2011
ненной необходимостью использовани€ информационных и геоинформационных технологий в профессиональной информационной и управленческой де€тельности.
ќсновным информационным ресурсом €вл€етс€ учебно-методический комплекс нового поколени€ по дисциплине Ђ√еоин-формационные системыї, построенный с учетом современных педагогических и цифровых информационных технологий.
ѕо форме инновационный ”ћ  по √»— не претерпел изменений - это рабоча€ программа, курс лекций, практические зан€ти€, практические вопросы и другие традиционные составл€ющие, а вот содержание было модифицировано с учетом инновационного подхода.
¬озможности современных компьютерных средств позвол€ют усилить вли€ние такой рутинной составл€ющей учебно-методического комплекса, как основна€ и дополнительна€ литература, котора€ используетс€ в образовательном процессе. ¬ ходе опытно-методической работы автором было начато формирование электронной коллекции публикаций, как из периодических изданий, так и специальных фундаментальных исследований, что поможет студенту при самоподготовке, расширит его профессиональный кругозор.
¬ целом, формирование информационно-технологической компетентности в процессе преподавани€ геоинформатики
оказываетс€ эффективным, если создаетс€ система стимулов, соответствующих потребност€м и интересам будущих специалистов, осуществл€етс€ мотивирование их познавательной де€тельности за счет организации соответствующих условий обучени€.
—писок литературы
1. Ѕерл€нт ј.ћ. ѕроблемы √»—-образовани€ в –оссии / ј.ћ. Ѕерл€нт, ≈.√.  апралов, ». . Ћурье // √»—-ќбозрение, 1996.- ¬есна. - —. 52-53.
2. «еер Ё.‘. ћодернизаци€ профессионального образовани€: компетентностный подход // ќбразование и наука-2004.- є3.- —. 42-52.
3. «имн€€ ».ј.  лючевые компетентности как результативно-целева€ основа компетентностного подхода в образовании - ћ.: »сследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- 12 с.
4. ‘едорова ¬.ё. √еоинформационные технологии как инструмент повышени€ качества профессионального образовани€ в высшей школе // ¬естн. ћоск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - є 4. - —. 151-154.
–ецензенты:
≈ршова Ћ.¬., д.п.н., декан факультета искусств, профессор Ўуйского педагогического университета, г. Ўу€;
—трельцова ≈.ё., д.п.н., профессор, зав. кафедрой истории народной художественной культуры ћосковского государственного университета культуры и искусства, г. ’имки, ћосковска€ обл.
–абота поступила в редакцию 01.03.2011.

пїњ