пїњ

»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ≈ –ј«¬»“»≈ ¬”«ќ¬ ¬ –≈√»ќЌ≈: —»ћЅ»ќ« Ќќ¬ј÷»… » “–јƒ»÷»…

¬естник „ел€бинского государственного университета. 2014. є 15 (344). Ёкономика. ¬ып. 45. —. 81-88.
”ƒ  378.4 ЅЅ  „448.0
»ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ≈ –ј«¬»“»≈ ¬”«ќ¬ ¬ –≈√»ќЌ≈: —»ћЅ»ќ« Ќќ¬ј÷»… » “–јƒ»÷»…
Ѕ. —. ѕавлов*, ¬. Ќ.  озлов**, Ћ. ѕ. Ѕердник**
*»нститут экономики ”рќ –јЌ, ≈катеринбург, –осси€,
**‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђ„ел€бинский государственный университетї, „ел€бинск, –осси€
ќдной из основополагающих социально-экономических детерминант развити€ рыночных отношений в –оссии €вл€етс€ регионализаци€ профессионального образовани€. ќпредел€€ содержание и сущность этого процесса, авторы анализируют его неоднозначное вли€ние на формирование спроса и предложени€ кадров специалистов в рамках делового сотрудничества вузов с предпри€ти€ми региона. –ассматриваютс€ также некоторые актуальные проблемы жизненного самоопределени€ юношей и девушек, их ценностные ориентиры в сфере профессионального образовани€ и трудозан€тости, вли€ние на этот процесс семьи, вуза, среды ближайшего окружени€.
 лючевые слова: вуз, новации, качества специалиста, компетенции, профессиональное образование, образовательные услуги, работодатели, регионализаци€, рынок труда.
ѕод инноваци€ми мы понимаем не все новое, что возникает и существует в действительности, а лишь то, что возникает и имеет будущее, что способствует прогрессивному и созидательному развитию. »нновации Ч это источник, движуща€ сила развити€ и саморазвити€. “акое понимание инновации, на наш взгл€д, позвол€ет правильно отличать истинные инновации от мнимых, от псевдо- и квазиинноваций.
»нновации не стоит абсолютизировать Ч пишет Ћ. Ћ. ¬орошилова Ч они также устаревают и тер€ют импульсы движущей силы развити€. ѕсевдоинновации тоже могут выступать в качестве нового, но они от этого не перестают быть кажущимис€ инноваци€ми, так как не содержат потенций будущего и не способны выступать источником развити€. ¬страива€ дефиницию Ђинновационное развитиеї в систему пон€тий, раскрывающих проблему развити€, мы определ€ем следующую логическую цепочку: инновации Ч изменени€ Ч развитие Ч инновационное развитие [1].
¬ стратегии инновационного развити€ системы профессионального образовани€ нужно прежде всего ответить на основные вопросы, в частности зачем и каким образом должен развиватьс€ образовательный процесс в насто€щее врем€, чтобы реализовать прожективное видение, миссию и достичь желаемых целей в будущем. »нновационна€ стратеги€ как бы осуществл€ет видение долгосрочной перспективы, взгл€д Ђиз будущего в насто€щееї. —тратеги€ определ€ет
основные детерминанты процесса Ч Ђчто изменитьї и Ђкак изменитьї. ќтветы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развити€ профессионального образовани€ как системы в целом.
—ущность инновационной стратегии развити€ конкретных вузов (в качестве первичных единиц социального института) состоит в предвидении изменений не только (и не столько) его де€тельности в выпуске достаточного числа специалистов соответственно профессионально-производственным потребност€м предпри€тий реальной экономики. ѕерманентно стоит задача по выработке решений, обеспечивающих гармоническое и устойчивое развитие этого жизненно важного воспроизводственного процесса. —тратеги€ должна Ђпредставитьї желаемую трансформацию всех сфер учебно-воспитательного процесса вуза, его взаимосв€зь с процессами социокультурной социализации будущих специалистов.
»нновации, по преимуществу, €вл€ютс€ инноваци€ми качества. ќни обретают смысл тогда, когда улучшают качество системы, качество производства основного продукта. Ќапример, по отношению к вузовскому образованию это утверждение будет означать улучшение качества потенциальных возможностей самого вуза, улучшение качества учебного процесса, улучшение качества выпускника, приобретение им разных компетенций Ч и универсальных, и профессиональных. ¬ рамках статьи остановимс€ на некоторых аспектах обозначенной проблемы.
¬ажнейшей детерминантой всех аспектов социально-экономических св€зей в период перехода к рыночным отношени€м и их развити€ €вл€етс€ усиление региональных начал. –егиональна€ образовательна€ политика все больше начинает детерминироватьс€ региональными проблемами зан€тости и трудоустройства населени€, миграции, экологии и здоровь€, безопасности и пор€дка, градостроительными проблемами и проблемами малого бизнеса.  аждый российский регион призван создавать свою собственную систему образовани€, не противоречащую общероссийской, со своими структурами, системами финансировани€ и управлени€, дл€ выполнени€ конкретных социальных целей и в соответствии с этим строит нужную ему образовательную политику. –егионализаци€ становитс€ Ђсоциальным заказомї общества. ћожно считать, что регионализаци€ высшего образовани€ Ч важнейша€ часть национальной системы образовани€, выполн€юща€ целый комплекс функций.
—ами по себе процессы становлени€ регио-нальности нового типа в услови€х –оссии нос€т противоречивый, болезненный (порой парадоксальный) характер, требу€ не только большей выверенности политической практики, но и большей восприимчивости научно-философской мысли к региональным феноменам. ѕо нашему мнению, регионализаци€ системы образовани€, с формально-юридических позиций, есть не что иное как разделение полномочий и Ђпредметов ведени€ї федерального центра (федеральных органов власти и управлени€) и субъектов ‘едерации в области образовани€ в рамках единого (общенационального) образовательного пространства и на основе единых правовых и организационноуправленческих рамок.
ѕри этом предпосылкой эффективного управлени€ развитием системы высшего образовани€ €вл€етс€ адекватное понимание ее социальной природы, функций, внутренней структуры. ќсобое значение в современных услови€х имеет социологический анализ проблем системы функционировани€ высшего образовани€ в –оссии, детерминируемых прежде всего своеобразием хода социально-экономических реформ [2].
 омплекс исследований, проведенных в 20082014 гг. авторами статьи, позвол€ет более предметно и доказательно анализировать актуальные проблемы трансформации систем профессионального образовани€ в регионе, взаимосв€зь традиционных и инновационных процессов и €в-
лений, детерминирующих количественные и качественные параметры воспроизводства кадров специалистов дл€ нужд социопроизводственного комплекса ”рала. ¬ частности, один из комплексных опросов имел следующие характеристики.
¬ 2011-2012 гг. было проведено комплексное социологическое исследование, св€занное с анализом ресурсов инновационного развити€ высшего профессионального образовани€ в регионе, включавшее анкетные опросы по квотно-репрезентативной выборке представителей четырех групп респондентов Ч субъектов процесса воспроизводства кадров специалистов с высшим образованием Ч Ђ¬”«-”ралї. ¬ их числе были: 1000 студентов IV-V курсов уральских вузов (≈катеринбург, Ќижневартовск, „ел€бинск) Ч Ђ—“ї1; 250 экспертов Ч ведущих преподавателей этих вузов Ч ЂЁѕї; 600 молодых специалистов (выпускников вузов) с предпри€тий реальной экономики ”рала Ч Ђћ—ї; 150 экспертов Ч работодателей и ведущих менеджеров этих же предпри€тий Ч ЂЁ–ї.
–еформирование системы российского профессионального образовани€ в сочетании с его регионализацией обусловило р€д острых противоречий и трудностей, с преодолением которых св€зана де€тельность большинства руководителей и коллективов высших учебных заведений страны. —реди из них можно выделить противоречи€:
- между объективной необходимостью кардинальных и глубоких реформ системы профессионального образовани€, в частности обеспечени€ объективно растущих требований к материально-техническому, научно-методическому и информационному оснащению учебно-воспитательного процесса, и реальными возможност€ми государства обеспечить ее ресурсами, средствами;
- между стремлением государства при развитии демократического характера образовани€ с опорой на местное самоуправление к делегированию функций из федерального ведени€ в региональное и необходимостью удержани€ страте-
1¬ выборку вузов были включены: ”ральский федеральный университет (”р‘”), ”ральский государственный университет путей сообщени€ (”р√”ѕ—); Ќижневартовский государственный гуманитарный университет (Ќ√√”), „ел€бинский государственный университет („ел√”), „ел€бинский государственный педагогический университет („√ѕ”), ёжно”ральский государственный университет (ё”р√”) и др.
гических функций в сфере образовательной политики в компетенции государства без перекладывани€ их на региональные учебные заведени€;
- между потребностью региональных органов управлени€ системы образовани€ в соответствии нормативно-правовой базой их практической де€тельности и неоперативностью разработки такой базы на федеральном уровне;
- между необходимостью реконструкции региональной сети учреждений профессионального образовани€, приведени€ номенклатуры и мощности вузов в соответствие с потребност€ми региона, с одной стороны, и государственной политикой в области образовани€ Ч с другой.
Ёто способствует формированию региональных замкнутых рынков труда и образовательных услуг и, как следствие, усилению разрыва между элитным столичным стандартом образовани€ и провинциальным, тем самым ведет к потере (деформации) системности федерального образовани€.
¬ конечном счете реализаци€ и общественной, и государственной потребности в образовании происходит на уровне личности. ѕотребность в образовательных услугах Ч это спрос, который предъ€вл€ют личность и общество на те или иные образовательные услуги [3]. —тремление к высшему образованию объ€сн€етс€ комплексом экономических и социально-психологических факторов. ¬о-первых, образование открывает путь к творческому, менее контролируемому и более самосто€тельному труду. ¬о-вторых, т€га к образованию обусловлена ростом внутренней потребности в увеличении своих знаний. ¬-третьих, образование обеспечивает получение профессии, дает возможность приобретени€ социального опыта и защиту от безработицы, Ђзащитуї от призыва в армию на период обучени€ в вузе.
ѕреобладающим мотивом при выборе профессии дл€ одних €вл€етс€ необходимость получени€ хорошего образовани€, дл€ других Ч получени€ Ђнужной бумажкиї, дл€ третьих это способ получени€ отсрочки от армии. ќтсюда и различные установки по отношению к учебе и к будущей работе по полученной в вузе специальности. —овременный рынок труда Ђприветствуетї полипрофессиональную подготовку и способность работника, которые достигаютс€ последовательным (а зачастую и параллельным) выбором (пересмотром первоначального выбора) и, соответственно, последующим освоением дополни-
тельных (дополн€ющих основную) профессий. ѕодобный Ђпрофессиональный катамаранї служит дл€ молодого человека (и в дальнейшем, по мере его взрослени€) гарантией профессионального успеха, основой социально-психологической уверенности в своем благопри€тном профессиональном (и в целом социальном) будущем.
¬ последние годы в российских вузах все более Ђкрепнетї система платного обучени€ студентов, при этом государство выдел€ет определенные субсидии на Ђбесплатноеї, бюджетное обучение. ¬ анкетах дл€ экспертов (ЂЁѕї и ЂЁ–ї) сто€л вопрос: Ђ ак ¬ы считаете, нужно ли при приеме абитуриентов на бюджетные места отдавать предпочтение молодым люд€м Ч выходцам из социально незащищенных слоев и УспецифическихФ групп населени€? ≈сли да, то кому в первую очередь? ¬ыберите не более 5-6 вариантов УпервоочередниковФї. Ќиже представлены ответы респондентов (в процентах от общего числа опрошенных экспертов; в числителе указано количество давших ответ преподавателей вузов, в знаменателе Ч производственных руководителей):
- дети-инвалиды Ч 57 / 45
- социальные сироты Ч 47 / 50
- дети из Ђбедныхї семей Ч 39 / 51
- дети, имеющие неординарные художественные способности
(поют, танцуют, рисуют и т. д.) Ч 32 / 23
- воспитанники детских домов Ч 29 / 27
- дети из семей, пострадавших
от войн Ч 28 / 34
- выходцы из села Ч 27 / 22
- дети из неполных семей Ч 24 / 35
- перспективные молодые
спортсмены Ч 20 / 5
- дети из неблагополучных семей Ч 7 / 18
- абитуриенты из детских колоний Ч 0 / 9
- представители других социальных
групп Ч 5 / 11
≈сть и другой аспект проблемы. —егодн€шние выпускники средних школ сто€т перед трудным выбором Ч куда пойти (поехать) учитьс€. ѕеред ними, казалось бы, широкое поле возможностей: местный (или столичный, или даже иностранный), бесплатный (или платный, или даже очень дорогой) вуз, трудна€ или легка€ специальность, четырех- или п€тилетн€€ образовательна€ программа. — одной стороны, чем шире выбор, тем лучше дл€ выпускников. — другой стороны, позавидовать нынешним выпускникам трудно.
» глобальна€, и российска€ экономика, и общество мен€ютс€ настолько быстро, что не €сно даже, как структурировать задачу поиска и выбора подход€щего образовани€, на какие именно параметры смотреть [4; 5].
÷енностные и в целом жизненные ориентации и планы молодых людей про€вл€ютс€ в мотивах выбора ими высшего учебного заведени€ дл€ своей профессиональной учебы. Ќа вопрос анкеты (Ђ¬”«-”ралї) Ђ„ем ¬ас привлекает (привлекал) вуз, в котором ¬ы учитесь сейчас (учились и закончили в прошлом)?ї голоса респондентов из двух указанных групп распределились следующим образом (в процентах от общего числа опрошенных по каждой группе: в числителе Ч студенты (общее количество 1000 человек), в знаменателе Ч молодые специалисты (600 человек)):
- в этом вузе можно получить хорошую
профессию, необходимую в новых Ђрыночныхї услови€х Ч 63 / 70
- мне нрав€тс€ профессии, которым
здесь учат Ч 56 / 44
- возможность учитьс€ вместе
со своими друзь€ми Ч 27 / 25
- просто так сложились
обсто€тельства Ч 28 / 21
- близость учебного заведени€
к дому, к семье родителей Ч 23 / 23
- возможность Ђосмотретьс€ї,
пока не определитс€ насто€щее профессиональное призвание Ч 20 / 10
- отсрочка от армии Ч 15 / 12
- здесь легче учитьс€, проще
программа обучени€ Ч 12 / 19
- здесь проще получить диплом Ч 12 / 13
- высока€ стипенди€, бесплатное
питание и т. д. Ч 6 / 3
- другие факторы, обсто€тельства Ч 10 / 6
ќпрос показал, что больша€ часть выпускников уральских школ стремитс€ поступить в вузы исход€ из их профессиональной привлекательности. ¬месте с тем 30-40 % абитуриентов подают за€влени€ в уральские (скорее всего, не только уральские) вузы в силу условий и обсто€тельств, весьма опосредованно св€занных с профессиональным самоопределением и предпочтени€ми (Ђза компаниюї с друзь€ми, решение жилищнобытовых вопросов, использование факта учебы в вузе дл€ отсрочки от армии, пролонгаци€ безде€тельного врем€препровождени€). ќбщий вывод здесь однозначен. ¬ насто€щее врем€ техническим вузам (да и не только им) нужны более
эффективные подходы к обеспечению притока хорошо подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов.
–оссийский экономический кризис, св€занный с процессом становлени€ рыночной системы, оказал и продолжает оказывать вли€ние на большую часть социализирующихс€ молодых росси€н, в результате чего в системе ценностно-профессиональных ориентаций и структуре мотиваций профессиональной де€тельности закономерно происходит сдвиг в сторону экономической детерминанты. ¬ первую очередь заметно падение ценностей профессионализма и профессиональной приверженности в сознании подростков и юношества. ¬се более утрачиваетс€ самосто€тельное ценностное содержание профессиональной де€тельности [6].
»сследовани€ авторов показывают, что практически все предпри€ти€ регионов, где проводились опросы, испытывают недостаток технического персонала высокой квалификации. ¬ первую очередь специалисты необходимы, чтобы заполнить вакансии компьютерных ученых, инженеров по вычислительной технике, системных аналитиков и программистов.
Ќашим респондентам Ч студентам курсов р€да вузов (Ђ¬”«-”ралї) задавалс€ вопрос: Ђ ак ¬ы считаете, какими качествами должны обладать выпускники, чтобы быть востребованными на рынке труда?ї ќтветы на него можно в какой-то мере восприн€ть как Ђпрорисовкуї виртуального портрета современного молодого специалиста, конкурентоспособного на региональном рынке труда. ѕо степени предпочтительности личностные качества выпускников уральских вузов были проранжированы следующим образом (в процентах от общего числа опрошенных Ч 1000 человек): Ђтрудолюбиеї Ч 56 %; Ђпрофессионализм в работеї Ч 55 %; Ђобщительность, умение ладить с окружающими Ч 53 %; Ђжизненный оптимизм, вера в свои силыї Ч 48 %; Ђцелеустремленность, желание сделать трудовую карьеруї Ч 46 %; Ђстремление совершенствовать профессиональное мастерствої Ч 37 %ї; Ђпредприимчивостьї Ч 28 %; Ђхороша€ теоретическа€ подготовкаї Ч 27 %; Ђсильна€ вол€ї Ч 27 %. «начительно меньшее число голосов набрали такие качества, как Ђмобильность, способность мен€ть местожительство, окружениеї (23 %); Ђспособность переносить удары судьбыї (17 %); Ђфизическа€ выносливостьї (16 %); Ђжесткость позиции, если уверен в своей
правотеї (13 %); Ђспособность мен€ть свои убеждени€, если они не отвечают реальностиї (12 %).
»сследование показало, что, по мнению значительной части экспертов, профессиональные и личностные качества молодых специалистов, выпускаемых региональными вузами, не соответствуют требовани€м современного производства. ¬ наибольшем дефиците в профессиональной подготовке молодых специалистов, по мнению экспертов, сегодн€ наход€тс€ такие качества, как владение оргтехникой (Ђдефицитї 75 %), практическими навыками (55 %), самосто€тельность (45 %), пор€дочность (45 %), организаторские способности (40 %), умение общатьс€ с людьми (35 %) и др.
»з-за низкой активности предпри€тий и законодательных сложностей с взаимными об€зательствами двух партнеров Ђ¬”«-«аводї, пока не получает большого развити€ так называемый целевой прием. ¬ чем основные причины? ћы обратились с вопросом к 150 руководител€м и организаторам уральских производств (Ђ¬”«-”ралї) и получили такие ответы: Ђѕо моему мнению, предпри€ти€ и организации Ќ≈ ∆≈Ћјё“ воспользоватьс€ услугами вузов дл€ подготовки необходимых специалистов по следующим причинамї (в процентах от общего числа опрошенных Ч 150 человек):
- зачем Ђтратитьс€ї на подготовку
Ђсвоихї специалистов, когда можно найти Ђготовыхї на региональном рынке труда Ч 65
- не надеютс€, что стипендиаты
от предпри€ти€ будут хорошо и прилежно учитьс€ и из них будет толк в будущем Ч 36
- за п€ть лет подготовки в вузе Ђмного
воды утечетї и молодой специалист может не понадобитьс€ Ч 29
- после окончани€ вуза специалист найдет возможность Ђускользнутьї от выполнени€
своих об€зательств и не будет работать на предпри€тие Ч 28
- предпри€ти€ не знакомы
с образовательными программами специальностей (особенно новых) Ч 21
- предпри€ти€ не устраивает качество
подготовки специалистов в вузе Ч 14
- вузы берут слишком большую плату
за свои услуги Ч 3
ћожно утверждать, что из-за отсутстви€ нормативно-правовой базы, регулирующей отношени€ между вузами и выпускниками, с одной стороны, и структурами, выступающими в роли работода-
телей,Ч с другой, последние в большинстве своем потребительски относ€тс€ к Ђпродукцииї высших учебных заведений, рассматрива€ вузы в качестве своеобразных доноров-альтруистов [7].
‘ормирование той или иной компетенции как определ€ющей профессионально-личностные качества специалиста предполагает актуализацию мотивации студента, его активную, целеустремленную адаптацию к учебному процессу. ќ трансформации мотиваций в сфере профессиональной социализации молодых людей на ”рале свидетельствуют данные нашего опроса. Ќа вопрос Ђ¬ чем вы видите основные причины практически УповальногоФ безответственного отношени€ молодых людей к получению своего профессионального образовани€?ї ответили руководители предпри€тий, производств, подразделений (в процентах от общего числа опрошенных Ч 150 человек):
- студенты особо не задумываютс€
о своей дальнейшей трудовой де€тельности, о своей
конкурентоспособности на рынке
труда Ч 52
- платное обучение диктует кафедрам
и преподавател€м снисходительно относитьс€ к нерадивым студентам, дабы не потер€ть доходы Ч 46
- у работающих студентов существенно ограничены возможности дл€ серьезных
зан€тий в вузе Ч 33
- молодые люди поддаютс€ общему настроению Ч учитьс€ без особого
Ђнапр€гаї Ч 30
- низка€ требовательность к студентам со стороны администрации вуза Ч 28
- молодые люди не приучены к труду
и трудност€м Ч 29
- отсутствие потребности получить
серьезные профессиональные знани€ Ч 25
- виноваты преподаватели, которые не могут заинтересовать студентов
серьезно относитьс€ к учебе Ч 17
- студенты надеютс€ и после окончани€
вуза Ђсидеть на шееї родителей Ч 10
- что-то другое Ч 7
”своению же программ дисциплин, вход€щих
в стандарт той или иной специальности, св€зано прежде всего с готовностью студента к нелегкому (не побоимс€ этого слова) учебному познавательному труду [8; 9].
¬полне пон€тно, что ведущим мотивом учебы дл€ подавл€ющего большинства студентов
€вл€етс€ мотив экономического характера. ”местным здесь будет привести мнение представителей четырех групп наших респондентов по поводу уровн€ заработной платы, которым будет оцениватьс€ труд молодых инженеров на производстве. Ќа вопрос анкеты Ђќцените, пожалуйста, какой величины должен быть сегодн€ среднемес€чный заработок у молодого специалиста (мужчины), закончившего вуз, чтобы жить более или менее нормально (содержать семью, воспитывать детей)ї (Ђ¬”«-”ралї) были получены следующие ответы (см. таблицу):
ѕриемлемый уровень заработной платы выпускников уральских вузов, по мнению опрошенных (в процентах от общего числа анектируемых)
Ќетрудно видеть, что уровень заработка, не превышающий 20 тыс. р., посчитали Ђнормальнымї лишь 12 % студентов Ч Ђзавтрашних инженеровї, и 6 % молодых специалистов (инженеров сегодн€шних). Ђ«ри в корень!ї Ч советовал  . ѕрутков. √лавный Ђкореньї низкого престижа профессии Ђинженерї в –оссии, пробуксовки в подготовке таких кадров в технических вузах Ч высока€ текучесть и старение инженерного кадрового корпуса на предпри€ти€х. ¬се это сказываетс€ на обесценивании инженерного труда, снижении его социальной и экономической привлекательности. ¬ равной мере обесцениваетс€ и труд преподавательского корпуса, призванного готовить Ђдостойные кадры инженеровї дл€ –оссии.
Ќаши исследовани€ рынка спроса на специальности в высшей школе утверждают нас во мнении, что в современных услови€х проблемы взаимодействи€ Ђвуз Ч предпри€тиеї перенос€тс€ на уровень отдельных вузов и предпри€тий. Ќа этапе подготовки молодых специалистов вза-
имодействие Ђвуз Ч предпри€тиеї фактически смещаетс€ в сторону взаимодействи€ собственно вуза и молодого специалиста, который выступает в качестве продавца своей рабочей силы. Ќа уровне учебного заведени€ формируетс€ представление о модели молодого специалиста, котора€ соответствует ситуации на рынке труда и услови€м конкретных производств. Ќа уровне отдельного студента это про€вл€етс€ в саморегул€ции индивидуального образовательного процесса, получении дополнительных видов знаний и т. д.
» вуз, и студент вырабатывают свои механизмы достижени€ соответстви€ или несоответстви€ этим требовани€м. Ќа уровне вуза это про€вл€етс€ в подготовке специалистов по конъюнктурным специальност€м, в осуществлении целевой подготовки. Ќа уровне отдельного студента это саморегул€ци€ индивидуального образовательного процесса, получение дополнительных видов знаний и т. д. ¬опрос о св€зи производства и системы обучени€ сегодн€ решаетс€, как правило, следующим образом: дл€ реализации конкретной производственной цели крупные предпри€ти€ делают заказ на подготовку необходимых специалистов всех уровней в соответствующих вузах или открывают на свои средства учебный комплекс, обеспечива€ тем самым свое производство нужными работниками. ѕодготовка специалистов стала восприниматьс€ вузами как применение новой технологии в производстве.
¬ ежегодном послании ѕрезидента –‘ ‘едеральному собранию 12 декабр€ 2013 г. пр€мо подчеркивалось: Ђ...дл€ обновлени€ всей системы высшего образовани€ нужно использовать потенциал лучших вузов, делегировав им право и полномочи€ по оценке качества образовани€, в том числе с их помощью добитьс€ того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда, а экономика и общество получили реальную отдачуї [10].
¬месте с тем вр€д ли старани€ми одного вуза (даже Ђсверххорошегої и Ђсверхкрупногої) под силу решение столь объемных и сложных задач по воспроизводству качественных и количественных параметров молодой смены специалистов высшей квалификации. ÷елесообразна консолидаци€ усилий не только флагманов вузовского образовани€. ¬ процесс существенной и целенаправленной трансформации воспроизводственного образовательного процесса также должны быть включены все обеспечивающие (составл€ющие) его социальные институты, в первую очередь родители, семь€, школа.
ѕриемлема€ величина ежемес€чного заработка, тыс. р. √ру ппа
¬уз ѕредпри€тие
—“ Ёѕ ћ— Ё–
ƒо 15 3 8 1 1
ќт 15 до 20 9 24 5 16
ќт 20 до 30 27 25 35 39
ќт 30 до 40 25 28 22 30
—выше 40 37 15 36 12
—реднее значение 34,1 28,1 33,7 28,7
—писок литературы
1. ¬орошилова, Ћ. Ћ. »нновации и конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг / Ћ. Ћ. ¬орошилова // –ос. предпринимательство. 2002. є 11 (35) —. 76-81.
2. ѕавлов, Ѕ. —. –ынки труда и образовательных услуг в контексте социальной безопасности региона (на материалах межрегиональных социологических исследований) / Ѕ. —. ѕавлов, ¬. ¬. Ѕагин, Ќ. ј. Ћон-шакова. ≈катеринбург ; „ита : »н-т экономики ”рќ –јЌ, 2003. 93 с.
3. ѕавлов, Ѕ. —. ¬оспроизводство человеческого потенциала в регионе: теоретические и методические аспекты социально-экономического анализа (на примере ”рала) / Ѕ. —. ѕавлов. ≈катеринбург : »н-т экономики ”рќ –јЌ, 2014. 575 с.
4. ћиронов, ћ. ѕ. ¬ыбор и освоение профессии риска как социологическа€ проблема (на материалах учебных заведений √ѕ— ћ„—) / ћ. ѕ. ћиронов, Ѕ. —. ѕавлов, ¬. √. ѕопов. ≈катеринбург : »Ё ”рќ –јЌ : ”рј√—, 2005. 230 с.
5.  озлов, ¬. Ќ. ѕредпочтени€ абитуриентов и их родителей. —оциологический анализ на примере „ел€бинского государственного университета / ¬. Ќ.  озлов, ≈. ≈. ∆ирнова, Ќ. ј. Ѕугуева. Saarbrucken : Lambert Academic Publishing, 2012. 66 с.
6. Ѕерсенев, ¬. Ћ. ќсобые грани современной российской экономики и не только / ¬. Ћ. Ѕерсенев, —. √ ¬аженин, Ѕ. —. ѕавлов // Ёкономика региона. 2011. є 1. —. 264-267.
7. “атаркин, ј. ». ѕроблемы развити€ социального партнерства на муниципальном рынке труда (на примере ”рала) / ј. ». “атаркин, Ѕ. —. ѕавлов. ћ. : Ёкономика, 2009. 436 с.
8. ѕавлов, Ѕ. —. —емейна€ политика в регионе: симбиоз экономического и нравственного / Ѕ. —. ѕавлов // ∆урн. экон. теории. 2010. є 3. 16 с.
9.  озлов, ¬. Ќ.  ачество профессионального образовани€ в „ел€бинском государственном университете: мнение студентов / ¬. Ќ.  озлов // ¬естн. „ел€б. гос. ун-та. 2012. є 9 (263). Ёкономика. ¬ып. 37. —. 110-119.
10. ѕослание ѕрезидента –‘ ¬ладимира ѕутина ‘едеральному —обранию [Ёлектронный ресурс] // –ос. газ. 2013. 13 дек. URL: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html
—ведени€ об авторах
ѕавлов Ѕорис —ергеевич Ч доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник »нститута экономики ”рќ –јЌ, ≈катеринбург, –осси€. pavlov_boris@mail.ru
 озлов ¬адим Ќиколаевич Ч кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры социальной работы и социологии „ел€бинского государственного университета, „ел€бинск, –осси€. kozlovvn@list.ru
Ѕердник Ћюдмила ѕавловна Ч кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии „ел€бинского государственного университета, „ел€бинск, –осси€. socioloqy@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. є 15 (344).
Economy. Issue. 45. P. 81-88.
INNOVATIVE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES IN THE REGION: SYMBIOSIS OF TRADITIONS AND INNOVATIONS
B. S. Pavlov
Doctor of Philosophy, professor, leading researcher Institute of Economics of RAS, Russia. pavlov_boris@mail.ru
V. N. Kozlov
Senior Researcher, PhD, professor of Social Work and Sociology CSU, Chelyabinsk, Russia. kozlovvn@list.ru
L. P. Berdnik
An assistant professor of social work and sociology CSU, PhD in Sociology, Chelyabinsk, Russia. socioloqy@csu.ru
One of the fundamental socio-economic determinants of the development of market relations in Russia is the regionalization of professional education. Determining the content and nature of this process, the authors
analyze its ambiguous effect on the formation of the supply and demand of specialists within the business cooperation companies and universities in the region. We also consider some actual problems of future life boys and girls, and their value orientations in the field of vocational education and employment, the impact on this process family and university environment entourage.
Keywords: university, innovations, quality specialis, competence, vocational training, educational services, employers, regionalization, the labor market.
References
1. Voroshilova, L. L. Innovacii i konkurentosposobnost vuza na rynke obrazovatelnyh uslug [Innovation and competitiveness of the university in the education market] / L. L. Voroshilova // Ros. predprinimatelТstvo. 2002. є 11 (35) S. 76-81.
2. Pavlov, B. S. Rynki truda i obrazovatelnyh uslug v kontekste socialnoj bezopasnosti regiona (na materi-alah mezhregionalnyh sociologicheskih issledovanij) [Labor markets and educational services in the context of social security in the region (on materials interregional sociological research)] / B. S. Pavlov, V. V. Bagin, N. A. Lonshakova. Ekaterinburg ; Chita : In-t jekonomiki UrO RAN, 2003. 93 s.
3. Pavlov, B. S. Vosproizvodstvo chelovecheskogo potenciala v regione: teoreticheskie i metodicheskie as-pekty socialno-jekonomicheskogo analiza (na primere Urala) [Reproduction of human capacity in the region: theoretical and methodological aspects of socio-economic analysis (for example, the Urals)] / B. S. Pavlov. Ekaterinburg : In-t ekonomiki UrO RAN, 2014. 575 s.
4. Mironov, M. P. Vybor i osvoenie professii riska kak sociologicheskaja problema (na materialah uchebnyh zavedenij GPS MChS) [Selection and development of the profession of risk as a sociological problem (On materials schools FMS MOE)] / M. P. Mironov, B. S. Pavlov, V. G. Popov. Ekaterinburg : IE UrO RAN : UrAGS, 2005. 230 s.
5. Kozlov, V. N. Predpochtenija abiturientov i ih roditelej. Sociologicheskij analiz na primere Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Preferences applicants and their parents. Sociological analysis on the example of Chelyabinsk State University] / V. N. Kozlov, E. E. Zhirnova, N. A. Bugueva. Saarbrucken : Lambert Academic Publishing, 2012. 66 s.
6. Bersenev, V. L. Osobye grani sovremennoj rossijskoj ekonomiki i ne tolko [Special brinks of the Russian economy, and not only] / V. L. Bersenev, S. G. Vazhenin, B. S. Pavlov // Ekonomika regiona. 2011. є 1.
S. 264-267.
7. Tatarkin, A. I. Problemy razvitija socialnogo partnerstva na municipalnom rynke truda (na primere Urala) [Problems of development of social partnership at the municipal labor market (for example, the Urals)] / A. I. Tatarkin, B. S. Pavlov. M. : Ekonomika, 2009. 436 s.
8. Pavlov, B. S. Semejnaja politika v regione: simbioz ekonomicheskogo i nravstvennogo [Family policy in the region: symbiosis of economic and moral] / B. S. Pavlov // Zhurn. ekon. teorii. 2010. є 3. 16 s.
9. Kozlov, V. N. Kachestvo professionalnogo obrazovanija v Cheljabinskom gosudarstvennom universitete: mnenie studentov [The quality of vocational education in Chelyabinsk State University: studentsТ opinion] / V. N. Kozlov // Vestn. Cheljab. gos. un-ta. 2012. є 9 (263). Ekonomika. Vyp. 37. S. 110-119.
10. Poslanie Prezidenta RF Vladimira Putina Federalnomu Sobraniju [Annual Message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly December 12, 2013] [Elektronnyj resurs] // Ros. gaz. 2013. 13 dek. URL: http://www.rg.ru/2013/12/12/poslanie.html

пїњ