пїњ

’ј–ј “≈–»—“» ј —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ’ “≈’ЌќЋќ√»… —ќ÷»јЋ№Ќќѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ… –јЅќ“џ — ƒ≈“№ћ»-—»–ќ“јћ» » ƒ≈“№ћ», ќ—“ј¬Ў»ћ»—я Ѕ≈« ѕќѕ≈„≈Ќ»я –ќƒ»“≈Ћ≈…

”ƒ  629.135 ’ј–ј “≈–»—“» ј —ќ¬–≈ћ≈ЌЌџ’ “≈’ЌќЋќ√»… —ќ÷»јЋ№Ќќѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ… –јЅќ“џ — ƒ≈“№ћ»-—»–ќ“јћ» » ƒ≈“№ћ», ќ—“ј¬Ў»ћ»—я Ѕ≈« ѕќѕ≈„≈Ќ»я –ќƒ»“≈Ћ≈…
ƒонина ќльга »вановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
”ль€новский государственный университет, г. ”ль€новск, –осси€
arbuzza@rambler. ru ¬агина ≈лена ≈вгеньевна, методист
”ль€новский институт повышени€ квалификации и переподготовки работников образовани€, г. ”ль€новск, –осси€
¬ статье рассматриваютс€ современные технологии социальнопсихологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимис€ без попечени€ родителей. ¬ частности, защита прав детей-сирот, контроль за услови€ми их содержани€, социальна€ реабилитаци€ и адаптаци€, помощь в трудоустройстве и обеспечении жильем.
 лючевые слова: дети-сироты; дети, оставшиес€ без попечени€
родителей; социальное обслуживание; социальна€ работа; технологии социальной работы.
CHARACTERISTICS OF MODERN TECHNOLOGY SOCIAL-PSYCHOLOGICAL WORK WITH ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE
Olga Donina, doctor of pedagogical sciences, professor of pedagogy
Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia
arbuzza@rambler. ru Elena Vagina, methodist
Ulyanovsk Institute training and retraining of educators, Ulyanovsk, Russia
The article deals with modern technology and social-psychological work with orphans and children left without parental care. In particular, the protection of the rights of orphans, the control over their living conditions, social rehabilitation and adaptation, employment assistance and housing.
Keywords: orphans; children without parental care; social services; social work; technology; social work.
ќказание помощи дет€м, по разным причинам оставшимс€ без попечени€ родителей, €вл€етс€ важнейшим направлением социальной политики государства. —одержание социальной работы с этой категорией детей определ€етс€ приоритетами государственной политики.
Ќормативно-правовые акты –оссийской ‘едерации прин€ты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. ќсновными из них €вл€ютс€: Ђƒеклараци€ прав человека и гражданинаї (1948); Ђƒеклараци€ прав ребенкаї (1959); Ђ онвенци€ о правах ребенкаї (1989). ¬ частности, в прин€той ёЌ≈— ќ Ђ онвенции прав ребенкаї, направленной на обеспечение полноценного развити€ его личности во всех уголках «емли, утверждаетс€: Ђ–ебенок, который временно или посто€нно лишен своего семейного окружени€ или который в его собственных интересах не может оставатьс€ в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставл€емые государством. √осударства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенкомї (ст. 20).
ќсновополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживани€ детей сирот €вл€етс€  онституци€ –оссийской
‘едерации (в ст. 7 –‘ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека), √ражданский кодекс –‘, —емейный кодекс –‘. √осударственна€ поддержка обеспечиваетс€ ‘едеральным законом –‘ Ђќб основах социального обслуживани€ населени€ в –оссийской ‘едерацииї, который определ€ет систему социальных служб, принципы, на которых основываетс€ предоставление социальных услуг, требовани€ к объемам и качеству социальных услуг, пор€дку их предоставлени€. Ќепосредственно регулирующим вопросы оказани€ социальной помощи дет€м-сиротам законом €вл€етс€ ‘едеральный закон Ђќ дополнительных гаранти€х по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителейї (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определ€ет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей. ¬ажную роль в оказании социальной помощи дет€м-сиротам играют указы ѕрезидента –‘ Ђќ первоочередных мерах по реализации ¬семирной декларации об обеспечении выживани€, защиты и развити€ детей в 90-е годыї (1992), Ђќ профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их правї (1993), Ђќ мерах по предупреждению брод€жничества и попрошайничестваї (1993).
ћеханизм реализации нормативно-правовой базы оказани€ помощи дет€м сиротам и дет€м, оставшимс€ без попечени€ родителей, включает постановлени€ и распор€жени€ ѕравительства –оссийской ‘едерации, например, Ђќб утверждении типового положени€ об образовательном учреждении дл€ детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителейї (1995). Ёто “иповое положение регулирует де€тельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. ƒл€ негосударственных образовательных учреждений дл€ детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, данное “иповое положение выполн€ет функции примерного. ¬ажную роль в осуществлении социальной помощи дет€м-
сиротам играют ведомственные акты (ћинистерства труда и социального развити€, ћинистерства образовани€, ћ¬ƒ и т.д.), а также правовые акты субъектов –оссийской ‘едерации.
ќсновное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимис€ без попечени€ родителей, заключаетс€ в защите их прав, контроле за услови€ми их содержани€, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
¬ цел€х защиты прав детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, в –оссийской ‘едерации проводитс€ целенаправленна€ и планомерна€ работа по реализации федеральных законов и других нормативных актов, закрепл€ющих их права, выдел€ютс€ из бюджетов необходимые средства на содержание этой категории детей в государственных учреждени€х, выплачиваютс€ пособи€ на детей, наход€щихс€ под опекой (попечительством), воспитывающихс€ у родственников, в приемных семь€х.
“ак, только в интернатных учреждени€х комитетов образовани€ и социальной защиты населени€ ћосквы в насто€щее врем€ обучаетс€ и воспитываетс€ около 3,5 тыс. детей-сирот. ¬ органах опеки и попечительства районных ”прав состоит на учете 10,5 тыс. детей в возрасте до 18 лет. „исленность этих детей, особенно оставшихс€ без родительского попечени€, ежегодно увеличиваетс€, в св€зи с чем проблема социального сиротства и последующего жизнеустройства этих детей, охрана их жилищных прав приобретают особую актуальность.
¬ыпускники, имеющие в установленном законом пор€дке право на получение жилого помещени€, по выходу из сиротских учреждений обеспечиваютс€ жилищем: получают собственные жилые помещени€ или всел€ютс€ в ранее сохраненные за ними жилые помещени€. ¬месте с тем возврат выпускников государственных детских учреждений в ранее сохраненные за ними жилые помещени€ не способствует их нормальной дальнейшей жизни. «ачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к
лицам, лишенным родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещени€, не отвечающие санитарным и техническим требовани€м. ƒл€ некоторых детей это заканчиваетс€ трагически.
ѕользу€сь тем, что выпускники государственных детских учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к услови€м самосто€тельной жизни, а получаема€ выпускником заработна€ плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещени€, криминальные элементы, недобропор€дочные лица путем обмана и злоупотреблени€ доверием сирот добиваютс€ совершени€ ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. ¬се это ведет к росту числа лиц, утрачивающих посто€нное место жительства, занимающихс€ брод€жничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.
ƒл€ того чтобы кардинально изменить сложившуюс€ ситуацию и улучшить решение названных проблем в соответствии с законодательством –‘ ѕравительством ћосквы и региональными органами самоуправлени€ была разработана программа мер по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов и меропри€тий по их социальной адаптации в обществе.
ƒанна€ программа в области обучени€, воспитани€ и психологопедагогической реабилитации в учреждени€х образовани€ и социальной защиты населени€ включает в себ€ следующие меры:
- —облюдение действующего законодательства –‘ по защите прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жилье и профессиональное обучение, а также защиту прав и законных интересов в период нахождени€ на полном государственном обеспечении.
- —воевременные выплаты в установленных размерах денежных пособий, стипендий, пенсий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных законодательством –‘.
- Ѕесплатный проезд на городском, пригородном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, в период обучени€ во всех типах образовательных учреждений.
- ѕредоставление в первоочередном пор€дке бесплатного отдыха и оздоровлени€ дет€м-сиротам и дет€м, оставшимс€ без попечени€ родителей, с учетом состо€ни€ здоровь€ и медицинских показаний в период обучени€ и по окончании соответствующих учреждений.
- –азвитие служб психолого-педагогической поддержки детей-сирот в учреждени€х интернатного типа, внедрение положительного опыта и новых методик психологической адаптации детей-сирот и тестирование степени подготовленности к самосто€тельной жизни.
- —воевременную (по окончании интернатов) передачу информации о выпускниках, имеющих отклонени€ в психическом развитии, в психоневрологические диспансеры и другие лечебные учреждени€ по месту выделенной жилой площади.
- ћеры по повышению уровн€ информированности воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов по основам жилищного, гражданского, брачно-семейного законодательства, а также основных конституционных прав и об€занностей.
- ѕроведение на базе городских и районных центров социальной защиты семьи и детей обучающих семинаров и переподготовки работников социальных служб, интернатных учреждений по социально-правовым вопросам защиты прав детей.
-  омплекс мер, направленных на улучшение профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей,
развитие их творческих способностей, воспитание их в духе уважени€ к труду и навыков самосто€тельной жизни.
- ѕредоставление данной категории граждан одежды, обуви, м€гкого инвентар€, оборудовани€, предметов быта первой необходимости, которыми обеспечиваютс€ воспитанники по окончании интернатного учреждени€ за счет бюджетных средств.
¬ области профессиональной ориентации и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, предусматриваетс€:
- ќказание содействи€ в трудоустройстве выпускникам из числа детей-сирот - бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, в т.ч. по окончании профессионального обучени€.
- «аключение на конкурсной основе договоров с предпри€ти€ми по сохранению имеющихс€ и созданию новых рабочих мест дл€ трудоустройства безработной молодежи, в первую очередь выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.
- —одействие профессиональной подготовке и обучению выпускников детских домов, школ-интернатов, домов-интернатов на базе образовательных учреждений в соответствии с заключенными договорами на профессиональное обучение безработных граждан.
- ќсуществление профессиональных консультаций и психологического сопровождени€ в период трудоустройства выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов, обратившихс€ в службу зан€тости.
- ќсуществление диагностики детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, на их профессиональную пригодность с учетом состо€ни€ здоровь€. ќсобое внимание при этом обращаетс€ на выпускников, имеющих отклонени€ в психическом развитии (с участием специалистов-психиатров).
- —оздание новых специальных рабочих мест дл€ детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, и предоставление льгот предпри€ти€м, осуществл€ющим квотирование рабочих мест указанной категории граждан.
- —одействие выпускникам сиротских учреждений в получении высшего образовани€ и выделение в государственных высших и средних специальных учебных заведени€х квоты дл€ этих абитуриентов.
- ¬ыплата пособий по безработице и стипендии в установленном размере дет€м-сиротам и дет€м, оставшимс€ без попечени€ родителей, зарегистрированных в органах зан€тости и впервые ищущим работу либо получающим новую специальность.
- –ассмотрение вопроса о доплате к заработной плате до среднего городского уровн€ трудоустроенным на предпри€ти€ и в организации выпускникам детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов (до достижени€ ими 23 лет).
ѕри обеспечении детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей жилой площадью предполагаетс€ реализаци€ следующих мер их социальной поддержки:
- «аблаговременное составление списков выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов, нуждающихс€ в предоставлении жилой площади.
- —воевременное обеспечение благоустроенным жильем детей-сирот -бывших воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.
-  онтроль за своевременным внеочередным предоставлением жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, в соответствии с действующим законодательством –‘.
- —воевременное извещение администрации интернатных учреждений образовани€ и социальной защиты, опекунов, попечителей обо всех изменени€х, происход€щих с жилыми помещени€ми, закрепленными за детьми-сиротами и детьми, оставшимис€ без попечени€ родителей, и запрос
согласи€ законных представителей несовершеннолетних граждан на изменение их жилищных условий.
- ”силение контрол€ за де€тельностью учреждений по обеспечению жилыми помещени€ми детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, своевременной и качественной подготовкой документов на получение жилых помещений выпускниками в соответствии с установленными требовани€ми и действующими нормативными документами.
- –егистраци€ по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, с которыми заключены договоры безвозмездного пользовани€ жилыми помещени€ми.
¬ области социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, к услови€м самосто€тельной жизни предусматриваютс€ следующие меры:
- ќрганизаци€ социального патроната бывших выпускников интернатных учреждений в возрасте до 23 лет на базе действующих центров (отделений) социальной помощи семье и дет€м.
- ‘ормирование банка данных выпускников интернатных учреждений образовани€ и социальной защиты дл€ осуществлени€ над ними социального патронажа.
- ѕроведение психолого-педагогической коррекции и поддержки выпускников в вопросах семейной жизни, воспитани€ собственных детей и других ситуаци€х в психологических и медико-социальных центрах.
- ќказание адресной социальной поддержки в период нахождени€ в трудной жизненной ситуации либо в св€зи с невозможностью преодолени€ возникших проблем самосто€тельно по объективным причинам.
- ѕрин€тие мер по защите имущественных и личных неимущественных прав и интересов выпускников, оказание им консультативной, юридической и иной необходимой помощи.
- ѕроведение благотворительных акций дл€ бывших воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.
- ѕроведение об€зательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, при выходе из интернатных учреждений и до достижени€ ими 23 лет.
- ѕредоставление методического пособи€ в помощь выпускникам учреждений системы образовани€ и социальной защиты об их правах и дополнительных гаранти€х, а также учреждени€х и организаци€х, куда они могут обращатьс€ дл€ решени€ различных жизненных вопросов.
¬ целом технологи€ постинтернатной адаптации воспитанников детских домов €вл€етс€ очень важной проблемой, т.к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен дл€ любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полу изолированном мире, соприкасающимс€ с реальностью только отдельными сторонами. ƒанному переходу может помочь создание в рамках интернатного учреждени€ социально-психологической службы, целью которой €вл€етс€ создание у детей-сирот среды общени€, положительных ценностных представлений, помощь в трудоустройстве, проведение работы по преодолению т€ги к негативному образу жизни.
¬ последнее дес€тилетие в разных регионах –оссии были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты де€тельности.
ѕрограмма постинтернатной адаптации включает следующие задачи:
1) оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов на начальном этапе их самосто€тельной жизни;
2) защита прав и интересов выпускников детских домов;
3) сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;
4) вскрытие причин неуспеха их самосто€тельного обустройства в жизни;
5) разработка предложений по социально-педагогической коррекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору.
ѕеречисленные технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимис€ без попечени€ родителей, призваны обеспечить качественное улучшение услуг в сфере здравоохранени€, образовани€ и ∆ ’, а также сконцентрировать усили€ государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала. Ќо, несмотр€ на то, что в данной области происход€т заметные позитивные изменени€, проблема формировани€ личности ребенка в услови€х закрытого учреждени€ остаетс€ весьма острой и актуальной. »сследовани€ показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развити€ ребенка и может про€вл€тьс€ симптомами психических и физических заболеваний. »зол€ци€ ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к т€желым последстви€м дл€ интеллекта и личностных функций, которые не поддаютс€ исправлению. ѕосто€нна€ смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом дл€ детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. ƒети, воспитывающиес€ в интернатных учреждени€х, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. ќни позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатс€. “олько 20% воспитанников сиротских учреждений могут учитьс€ по программам массовых школ. ќтечественна€ система воспитани€ в сиротских учреждени€х основана на том, что дети, как правило, живут и учатс€ в одном и том же учреждении. Ёта Ђприкованностьї к одному месту, изолированность детских домов усиливают зависимость детей от учреждени€ и не способствуют формированию навыков самосто€тельной жизни.
 ак отмечает ј.Ќ.ќвчинников, адаптаци€ одиноких, лишенных родительского попечени€ и внимани€ молодых людей - как детей, так и подростков - носит проблемный характер на личностном и общественном
уровне. Ёто во многом обусловлено их жизненным опытом, реальной социальной практикой: безнадзорность, брод€жничество, неадекватным
воспитанием в детском доме и др. √армоничное Ђвхождениеї сироты в общество по окончании интернатного учреждени€ и по достижении своего совершеннолети€ напр€мую зависит от знаний, умений и навыков строить социальные отношени€, полученных в процессе его социализации. Ќа процесс социализации детей-сирот оказывает вли€ние система социальной защиты, сложивша€с€ в насто€щее врем€. ќднако, наблюдени€ показывают, что прежние формы и методы социальной поддержки оказываютс€ неэффективными в современных услови€х. —истема социальной защиты не защищает сироту в необходимой мере и не обеспечивает надлежащих условий дл€ его развити€ [2].
¬месте с тем в современной –оссии ситуаци€ усугубл€етс€ продолжающимис€ трансформаци€ми, вли€ние которых сказываетс€ прежде всего на семье, принимающей на себ€ основное вли€ние системных преобразований. ѕо мнению ¬.». ∆укова, не все семьи успешно адаптируютс€ к новым социально-экономическим реали€м жизни в стране. Ётим, а также особенност€ми демографической ситуации –оссии во многом обусловлен процесс роста числа неполных семей, распространение детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства [5].
¬ насто€щее врем€ одной из наиболее значимых социальных проблем –оссии €вл€етс€ преодоление этих негативных €влений, создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, в том числе создание и де€тельность институтов опеки и попечительства, профессиональной замещающей семьи (усыновление, опека, приемна€ семь€).
–азвитие института профессиональной замещающей семьи позвол€ет приостановить отрицательную тенденцию воспроизводства социального сиротства и как следствие безнадзорности и правонарушений несовершенно-
летних, уменьшить количество воспитанников детских домов, социальных приютов и сократить количество учреждений несемейного воспитани€ [1].
–езультативность воспитани€ детей в профессиональной замещающей семье, где созданы услови€, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить. ” детей, наход€щихс€ в таких семь€х, быстрее происходит социальна€ адаптаци€ в окружающем мире, значительно улучшаютс€ успехи в учебе, им прививаютс€ навыки ведени€ домашнего хоз€йства, личной гигиены. –ебенок в семье становитс€ активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовли€ние, общение с представител€ми разных поколений, приемными родител€ми, их детьми и родственниками. ѕрофессиональна€ замещающа€ семь€ €вл€етс€ более благопри€тной средой дл€ развити€ ребенка [4].
«а врем€ пребывани€ детей в профессиональной замещающей семье происход€т значительные изменени€ в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаютс€ санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Ћюбовь, внимание, участие приемных родителей позвол€ют приемным дет€м избавитьс€ от вредных привычек, заметно улучшить свое поведение. —нимаютс€ проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повышаетс€ самооценка ребенка, происходит прин€тие ими конструктивных моделей общени€, поведени€, жизненного сценари€. ƒети начинают лучше учитьс€ [4].
ѕо наблюдени€м специалистов, прин€тие ребенка в замещающую семью резко повышает его интеллектуальную, эмоциональную и функциональную сферы. ¬ дальнейшем резкий скачок смен€ет более плавный период и, как правило, в большинстве случаев у детей наблюдаетс€ положительна€ динамика: уравновешиваетс€ психическое развитие; расшир€етс€ кругозор; активно формируютс€ культурно-гигиенические навыки; про€вл€етс€ стремление и интерес к труду; активизируетс€ творческий потенциал в игре, изоде€тельности; по€вл€ютс€ успехи в учении и, как следствие, интерес
к школе; стабилизируетс€ эмоциональное состо€ние; мен€етс€ характер общени€ со сверстниками и взрослыми; улучшаетс€ состо€ние здоровь€.
Ќапример, в —амарской области, в рамках комплексного сопровождени€ профессиональных замещающих семей два раза в год планируетс€ проведение мониторинга качества сопровождени€ семей, воспитывающих приемных детей.
ќбследование проводитс€ с целью изучени€ уровн€ здоровь€, развити€ ребенка и вы€влени€ проблем в замещающих семь€х, а также с целью разработки плана меропри€тий по улучшению качества жизни и профилактике отрицательных €влений в данной категории семей.
јлгоритм оценивани€ эффективности семейного устройства детей-сирот состоит в следующем.
1. –азработка критериев, с помощью которых можно оценить различные аспекты развити€ ребенка.
2. ѕодбор конкретных методик дл€ обследовани€ несовершеннолетнего и внутрисемейной ситуации.
3. ќрганизаци€ наблюдени€ за состо€нием и развитием ребенка и его приемной семьи на прот€жении всего процесса сопровождени€ с использованием одних и тех же параметров анализа и оценки.
ќценка уровн€ здоровь€ семьи изучаетс€ по 5 блокам:
1) физическое здоровье ребенка (состо€ние здоровь€ на момент обследовани€, соответствие физического здоровь€ возрасту и динамика состо€ни€ здоровь€);
2) психическое здоровье ребенка (уровень интеллекта, стабильность психоэмоционального состо€ни€);
3) отношение семьи к здоровью (своевременность прохождени€ диспансеризации, плановых обследований, выполнение рекомендаций специалистов, задействованных в сопровождении профессиональной замещающей семьи);
4) формирование основ здорового образа жизни (услови€ проживани€, организаци€ питани€ и режима дн€, образ жизни семьи);
5) организаци€ семейного досуга и отдыха (услови€, необходимые дл€ поддержани€ и укреплени€ здоровь€).
 ритерии оценки социального здоровь€ замещающих семей представлены в таблице 1.
“аблица 1
 ритерии оценки уровн€ здоровь€ замещающей семьи
”ровень здоровь€ замещающей семьи  ритерии оценки
ќптимальный (от 64 до 80 баллов) –одители про€вл€ют ответственное отношение к ребенку и забот€тс€ о его здоровье. «на€ о наличии у ребенка хронических заболеваний, о наличии инвалидности, помогают ему в организации лечени€ (уход дома, своевременное посещение поликлиники, стационарное лечение по показани€м, консультации в областных центрах и клиниках, реализаци€ »ѕ–, организаци€ санаторнокурортного лечени€). –одители выполн€ют рекомендации специалистов, провод€т комплекс оздоровительных меропри€тий (своевременно проход€т диспансеризацию, лабораторные обследовани€, соблюдают календарь прививок), что способствует нормальному психофизическому развитию, профилактике заболеваний и укреплению общего соматического состо€ни€ и в целом сохранени€ группы здоровь€. –одители формируют в семье навыки здорового образа жизни: организуют правильное питание, выполн€ют санитарно-гигиенические нормы и требовани€ к пребыванию ребенка в семье. Ќаличие здорового психологического климата в семье способствует поддержанию стабильного психоэмоционального состо€ни€ ребенка, его комфорту и обеспечивает целостное гармоничное развитие согласно возрасту и особенност€м развити€.  онтроль со стороны специалистов, задействованных в сопровождении приемной семьи, проводитс€ редко, с целью профилактики и просветительской работы с родител€ми.
Ќормальный (от 41 до 63 баллов) ” ребенка имеютс€ в наличии хронические заболевани€, а также частые острые заболевани€ (ќ–¬», бронхиты, пневмони€), которые усугубл€ют т€жесть основного заболевани€. –одители про€вл€ют заботу о ребенке, стараютс€ создавать услови€, необходимые дл€ нормального роста и развити€, формируют основы здорового образа жизни. Ќо наблюдаетс€ недостаточна€ активность родителей по укреплению здоровь€ ребенка (несвоевременное выполнение рекомендаций специалистов, ухудшение соматического состо€ни€). ¬ семье могут возникать кризисы, конфликты, проблемы родительско-детских отношений, вследствие чего создаетс€
неблагополучна€ психологическа€ обстановка, что оказывает вли€ние на изменение сомотического состо€ни€ здоровь€ ребенка. ¬ результате происходит изменение психоэмоционального статуса, что может привести к обострению основного заболевани€ и инвалидизации. —емь€ нуждаетс€ в помощи со стороны специалистов, задействованных в комплексном сопровождении: необходим систематический контроль с целью вы€влени€ проблем семьи, проведени€ профилактических меропри€тий и просветительской работы.
“ревожный (от 16 до 40 баллов) ¬ семье нарушаютс€ права ребенка, состо€ние здоровь€ ребенка и членов семьи резко ухудшаютс€, возможно, по объективным причинам (семь€ может испытывать материальные проблемы, трудности бытового характера). ¬ семье отсутствует должный уход за ребенком со стороны родителей. –одители ведут нездоровый образ жизни, формируютс€ вредные привычки, отсутствуют нормальные взаимоотношени€ и доброжелательный психологический климат, необходимый дл€ нормального роста и развити€ ребенка. –одители игнорируют рекомендации и замечани€ специалистов по воспитанию, развитию и обучению ребенка, укреплению и охране его здоровь€. —емь€ находитс€ в группе риска, нуждаетс€ в систематическом оперативном контроле со стороны специалистов органов опеки и попечительства, в предупреждении негативных €влений и в случае ухудшени€ условий пребывани€ ребенка в семье может решатьс€ вопрос об изъ€тии и возвращении ребенка в учреждение социальной защиты.
 аждый параметр оцениваетс€ по 5-балльной шкале, в зависимости от результата. ѕо сумме баллов (по горизонтали) определ€лс€ уровень здоровь€ семьи: оптимальный - от 64 до 80 баллов; нормальный - от 41 до 63 баллов; тревожный - 16 до 40 баллов. ƒинамика развити€ ребенка и внутрисемейной атмосферы осуществл€лась по шести блокам:
а) познавательна€ сфера;
б) учебна€ де€тельность;
в) особенности поведени€ и общени€;
г) эмоционально-личностна€ сфера;
д) игрова€ сфера;
е) внутрисемейна€ атмосфера.
ќсобую остроту в профессиональной замещающей семье приобретает проблема взаимной адаптации семьи и приемного ребенка. ƒанный процесс
можно представить как сложную динамику образовани€ новой семейной системы, в которой выдел€ютс€ свои этапы и кризисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. ќни обусловлены, с одной стороны, состо€нием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей. — другой стороны, ребенок со сформированными в услови€х жизни в семье Ђгруппы рискаї и сиротском учреждении установками поведени€ и взаимодействи€ с окружающими, с нарушенным типом прив€занности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи.
 роме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ребенка вли€ет равнодушное, а нередко - и отрицательное отношение общества к дет€м-сиротам. Ёто отношение переноситс€ и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудн€ет привлечение семей дл€ организации замещающей семейной заботы, снижает возможности и темпы деинституализации. ¬ажной проблемой €вл€етс€ и профессиональна€ помощь семье на сложных этапах приучени€ ребенка к нормальной семейной жизни [3]. ѕоэтому необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье €вл€етс€ разработка комплексной системы педагогического, медикопсихологического и социального сопровождени€ замещающей семьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, вед€ семью после помещени€ в нее ребенка [6]. ¬ противном случае, замещающа€ семь€ не сможет выполнить своих задач.
“аким образом, как подчеркивает Ќ.ј.’русталькова, психологопедагогическое сопровождение замещающей семьи - это система психологопедагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучи€, преодоление трудностей воспитани€ в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социальнопсихологические услови€ жизнеде€тельности замещающих родителей и
ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
ƒе€тельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составл€ющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.
ќбразовательна€ составл€юща€ поддержки семьи включает в себ€ три направлени€ де€тельности социального работника: обучение родителей
(предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей, а также просветительскую де€тельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).
ѕсихологическа€ составл€юща€ поддержки семьи включает в себ€ два компонента: создание благопри€тного микроклимата в семье в период
кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.
¬ посредническую составл€ющую поддержки семьи вход€т три пункта: помощь в организации семейного досуга, помощь в координации (активизаци€ различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положени€ конкретного ребенка) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).
¬ основе модели профессионального взаимодействи€ социального работника с замещающей семьей лежат теоретические и практические основы педагогической поддержки детей в образовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажа семьи. ѕринципами организации психолого-педагогического сопровождени€ замещающих семей обозначены: индивидуально-дифференцированный подход к семье (общий культурный и исторический контекст, в котором развиваетс€ семейна€ система: культурные традиции, нормы и т. д., ориентаци€ на индивидуальные особенности семьи), сотрудничество субъектов поддержки, объединение действий специалистов,
обеспечивающих процесс сопровождени€, согласие родителей на помощь и поддержку, ее конфиденциальность; опора на ресурсы семьи.
÷елью психолого-педагогического сопровождени€ замещающих семей €вл€етс€ создание психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодолении трудностей воспитани€ в замещающей семье. –езультаты психолого-педагогической сопровождени€ замещающих семей должны про€витьс€ в гармонизации внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей, что обеспечивает возможность эффективно выполн€ть свою родительскую роль, воспитательную функцию; повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействи€ с ребенком; повышение уровн€ психического и личностного развити€ детей; укрепление социальных св€зей семьи.
¬ целом, социальна€ работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимис€ без попечени€ родителей, требует системного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей - органов опеки и попечительства, действующих в регионах институтов уполномоченного по правам ребенка, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлений социальной защиты населени€, ‘онда дл€ детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и т.д. ѕри этом возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений ребенка-сироты с социальной средой благодар€ своей профессиональной компетенции.
ќсмысленное, личностно ориентированное взаимодействие определ€ет особую роль социальных работников, создающих услови€ дл€ успешной адаптации детей-сирот в современном мире, способствующих формированию у данной категории нуждающихс€ необходимых знаний и навыков, активной жизненной позиции.
Ћитература
1. ћодель семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, в —амарской области (приемна€ семь€). - —амара: ћинистерство по вопросам семьи и демографического развити€ —амарской области, √”—ќ Ђќбластной социально-реабилитационный центр дл€ несовершеннолетнихї, 2008.
2. ќвчинников ј.Ќ. ѕедагогические услови€ социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната : диссертаци€ ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 “ула, 2002.
3. ќслон ¬.Ќ. ѕроблемы сопровождени€ замещающей профессиональной семьи // ƒефектологи€, 2006, є 1. —. 30-35.
4. ќтчет по организации передачи детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, в приемные семьи —амарской области за 2007 год. - —амара: ћинистерство по вопросам семьи и демографического развити€ —амарской области, √”—ќ Ђќбластной социально-реабилитационный центр дл€ несовершеннолетнихї, 2008.
5. —оциально-педагогические технологии семейного устройства и воспитани€ детей-сирот и детей, оставшихс€ без попечени€ родителей: ”чеб.-метод. пособ. / ѕод ред. √.».  лимантовой. - ћ.: »зд-во –√—”, 2008. - 192 с.
6. ’русталькова Ќ.ј. —истема комплексного сопровождени€ профессионально-замещающей семьи // ѕедагогика, 2007, є 2. —. 52-58.
–ецензент:
Ћукь€нова ћаргарита »вановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ”ль€новского института повышени€ квалификации и переподготовки работников образовани€

пїњ