ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

УДК 629.135 ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ И ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Донина Ольга Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики
Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск, Россия
arbuzza@rambler. ru Вагина Елена Евгеньевна, методист
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Ульяновск, Россия
В статье рассматриваются современные технологии социальнопсихологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В частности, защита прав детей-сирот, контроль за условиями их содержания, социальная реабилитация и адаптация, помощь в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Ключевые слова: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения
родителей; социальное обслуживание; социальная работа; технологии социальной работы.
CHARACTERISTICS OF MODERN TECHNOLOGY SOCIAL-PSYCHOLOGICAL WORK WITH ORPHANS AND CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE
Olga Donina, doctor of pedagogical sciences, professor of pedagogy
Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia
arbuzza@rambler. ru Elena Vagina, methodist
Ulyanovsk Institute training and retraining of educators, Ulyanovsk, Russia
The article deals with modern technology and social-psychological work with orphans and children left without parental care. In particular, the protection of the rights of orphans, the control over their living conditions, social rehabilitation and adaptation, employment assistance and housing.
Keywords: orphans; children without parental care; social services; social work; technology; social work.
Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации приняты в полном соответствии с подписанными и признанными ею международными документами. Основными из них являются: «Декларация прав человека и гражданина» (1948); «Декларация прав ребенка» (1959); «Конвенция о правах ребенка» (1989). В частности, в принятой ЮНЕСКО «Конвенции прав ребенка», направленной на обеспечение полноценного развития его личности во всех уголках Земли, утверждается: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства-участники в соответствии со своими национальными законами обеспечивают замену ухода за таким ребенком» (ст. 20).
Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания детей сирот является Конституция Российской
Федерации (в ст. 7 РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека), Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ. Государственная поддержка обеспечивается Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который определяет систему социальных служб, принципы, на которых основывается предоставление социальных услуг, требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку их предоставления. Непосредственно регулирующим вопросы оказания социальной помощи детям-сиротам законом является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996, а также редакции 1998 и 2002 гг.), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей. Важную роль в оказании социальной помощи детям-сиротам играют указы Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» (1992), «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» (1993).
Механизм реализации нормативно-правовой базы оказания помощи детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включает постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, например, «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995). Это Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное Типовое положение выполняет функции примерного. Важную роль в осуществлении социальной помощи детям-
сиротам играют ведомственные акты (Министерства труда и социального развития, Министерства образования, МВД и т.д.), а также правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
В целях защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации проводится целенаправленная и планомерная работа по реализации федеральных законов и других нормативных актов, закрепляющих их права, выделяются из бюджетов необходимые средства на содержание этой категории детей в государственных учреждениях, выплачиваются пособия на детей, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся у родственников, в приемных семьях.
Так, только в интернатных учреждениях комитетов образования и социальной защиты населения Москвы в настоящее время обучается и воспитывается около 3,5 тыс. детей-сирот. В органах опеки и попечительства районных Управ состоит на учете 10,5 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Численность этих детей, особенно оставшихся без родительского попечения, ежегодно увеличивается, в связи с чем проблема социального сиротства и последующего жизнеустройства этих детей, охрана их жилищных прав приобретают особую актуальность.
Выпускники, имеющие в установленном законом порядке право на получение жилого помещения, по выходу из сиротских учреждений обеспечиваются жилищем: получают собственные жилые помещения или вселяются в ранее сохраненные за ними жилые помещения. Вместе с тем возврат выпускников государственных детских учреждений в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Зачастую происходит возврат в асоциальную обстановку, к
лицам, лишенным родительских прав, страдающим алкоголизмом, наркоманией, ведущим аморальный образ жизни, психически больным, а также в жилые помещения, не отвечающие санитарным и техническим требованиям. Для некоторых детей это заканчивается трагически.
Пользуясь тем, что выпускники государственных детских учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана и злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений.
Для того чтобы кардинально изменить сложившуюся ситуацию и улучшить решение названных проблем в соответствии с законодательством РФ Правительством Москвы и региональными органами самоуправления была разработана программа мер по обеспечению прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов и мероприятий по их социальной адаптации в обществе.
Данная программа в области обучения, воспитания и психологопедагогической реабилитации в учреждениях образования и социальной защиты населения включает в себя следующие меры:
- Соблюдение действующего законодательства РФ по защите прав детей-сирот на образование, медицинское обслуживание, жилье и профессиональное обучение, а также защиту прав и законных интересов в период нахождения на полном государственном обеспечении.
- Своевременные выплаты в установленных размерах денежных пособий, стипендий, пенсий, компенсаций и других социальных выплат, предусмотренных законодательством РФ.
- Бесплатный проезд на городском, пригородном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период обучения во всех типах образовательных учреждений.
- Предоставление в первоочередном порядке бесплатного отдыха и оздоровления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом состояния здоровья и медицинских показаний в период обучения и по окончании соответствующих учреждений.
- Развитие служб психолого-педагогической поддержки детей-сирот в учреждениях интернатного типа, внедрение положительного опыта и новых методик психологической адаптации детей-сирот и тестирование степени подготовленности к самостоятельной жизни.
- Своевременную (по окончании интернатов) передачу информации о выпускниках, имеющих отклонения в психическом развитии, в психоневрологические диспансеры и другие лечебные учреждения по месту выделенной жилой площади.
- Меры по повышению уровня информированности воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов по основам жилищного, гражданского, брачно-семейного законодательства, а также основных конституционных прав и обязанностей.
- Проведение на базе городских и районных центров социальной защиты семьи и детей обучающих семинаров и переподготовки работников социальных служб, интернатных учреждений по социально-правовым вопросам защиты прав детей.
- Комплекс мер, направленных на улучшение профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
развитие их творческих способностей, воспитание их в духе уважения к труду и навыков самостоятельной жизни.
- Предоставление данной категории граждан одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования, предметов быта первой необходимости, которыми обеспечиваются воспитанники по окончании интернатного учреждения за счет бюджетных средств.
В области профессиональной ориентации и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается:
- Оказание содействия в трудоустройстве выпускникам из числа детей-сирот - бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, в т.ч. по окончании профессионального обучения.
- Заключение на конкурсной основе договоров с предприятиями по сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест для трудоустройства безработной молодежи, в первую очередь выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.
- Содействие профессиональной подготовке и обучению выпускников детских домов, школ-интернатов, домов-интернатов на базе образовательных учреждений в соответствии с заключенными договорами на профессиональное обучение безработных граждан.
- Осуществление профессиональных консультаций и психологического сопровождения в период трудоустройства выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов, обратившихся в службу занятости.
- Осуществление диагностики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на их профессиональную пригодность с учетом состояния здоровья. Особое внимание при этом обращается на выпускников, имеющих отклонения в психическом развитии (с участием специалистов-психиатров).
- Создание новых специальных рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставление льгот предприятиям, осуществляющим квотирование рабочих мест указанной категории граждан.
- Содействие выпускникам сиротских учреждений в получении высшего образования и выделение в государственных высших и средних специальных учебных заведениях квоты для этих абитуриентов.
- Выплата пособий по безработице и стипендии в установленном размере детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, зарегистрированных в органах занятости и впервые ищущим работу либо получающим новую специальность.
- Рассмотрение вопроса о доплате к заработной плате до среднего городского уровня трудоустроенным на предприятия и в организации выпускникам детских домов, домов-интернатов, школ-интернатов (до достижения ими 23 лет).
При обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью предполагается реализация следующих мер их социальной поддержки:
- Заблаговременное составление списков выпускников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов, нуждающихся в предоставлении жилой площади.
- Своевременное обеспечение благоустроенным жильем детей-сирот -бывших воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.
- Контроль за своевременным внеочередным предоставлением жилых помещений гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с действующим законодательством РФ.
- Своевременное извещение администрации интернатных учреждений образования и социальной защиты, опекунов, попечителей обо всех изменениях, происходящих с жилыми помещениями, закрепленными за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и запрос
согласия законных представителей несовершеннолетних граждан на изменение их жилищных условий.
- Усиление контроля за деятельностью учреждений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременной и качественной подготовкой документов на получение жилых помещений выпускниками в соответствии с установленными требованиями и действующими нормативными документами.
- Регистрация по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с которыми заключены договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями.
В области социальной поддержки и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям самостоятельной жизни предусматриваются следующие меры:
- Организация социального патроната бывших выпускников интернатных учреждений в возрасте до 23 лет на базе действующих центров (отделений) социальной помощи семье и детям.
- Формирование банка данных выпускников интернатных учреждений образования и социальной защиты для осуществления над ними социального патронажа.
- Проведение психолого-педагогической коррекции и поддержки выпускников в вопросах семейной жизни, воспитания собственных детей и других ситуациях в психологических и медико-социальных центрах.
- Оказание адресной социальной поддержки в период нахождения в трудной жизненной ситуации либо в связи с невозможностью преодоления возникших проблем самостоятельно по объективным причинам.
- Принятие мер по защите имущественных и личных неимущественных прав и интересов выпускников, оказание им консультативной, юридической и иной необходимой помощи.
- Проведение благотворительных акций для бывших воспитанников детских домов, домов-интернатов и школ-интернатов.
- Проведение обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выходе из интернатных учреждений и до достижения ими 23 лет.
- Предоставление методического пособия в помощь выпускникам учреждений системы образования и социальной защиты об их правах и дополнительных гарантиях, а также учреждениях и организациях, куда они могут обращаться для решения различных жизненных вопросов.
В целом технология постинтернатной адаптации воспитанников детских домов является очень важной проблемой, т.к. переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полу изолированном мире, соприкасающимся с реальностью только отдельными сторонами. Данному переходу может помочь создание в рамках интернатного учреждения социально-психологической службы, целью которой является создание у детей-сирот среды общения, положительных ценностных представлений, помощь в трудоустройстве, проведение работы по преодолению тяги к негативному образу жизни.
В последнее десятилетие в разных регионах России были организованы разные модели таких служб, проанализированы их положительные и отрицательные результаты деятельности.
Программа постинтернатной адаптации включает следующие задачи:
1) оказание социальной и психологической помощи бывшим воспитанникам детских домов на начальном этапе их самостоятельной жизни;
2) защита прав и интересов выпускников детских домов;
3) сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь воспитанников;
4) вскрытие причин неуспеха их самостоятельного обустройства в жизни;
5) разработка предложений по социально-педагогической коррекции опыта воспитанников с целью их подготовки к позитивному жизненному выбору.
Перечисленные технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, призваны обеспечить качественное улучшение услуг в сфере здравоохранения, образования и ЖКХ, а также сконцентрировать усилия государственных органов власти на сбережении человеческого потенциала. Но, несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения, проблема формирования личности ребенка в условиях закрытого учреждения остается весьма острой и актуальной. Исследования показывают, что лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенка и может проявляться симптомами психических и физических заболеваний. Изоляция ребенка от матери от 0 до 3 лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций, которые не поддаются исправлению. Постоянная смена микросоциальной среды (дом ребенка - дошкольный детский дом - детский дом для детей школьного возраста) наносит существенный ущерб психике ребенка, ухудшает его здоровье. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Только 20% воспитанников сиротских учреждений могут учиться по программам массовых школ. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети, как правило, живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта «прикованность» к одному месту, изолированность детских домов усиливают зависимость детей от учреждения и не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни.
Как отмечает А.Н.Овчинников, адаптация одиноких, лишенных родительского попечения и внимания молодых людей - как детей, так и подростков - носит проблемный характер на личностном и общественном
уровне. Это во многом обусловлено их жизненным опытом, реальной социальной практикой: безнадзорность, бродяжничество, неадекватным
воспитанием в детском доме и др. Гармоничное «вхождение» сироты в общество по окончании интернатного учреждения и по достижении своего совершеннолетия напрямую зависит от знаний, умений и навыков строить социальные отношения, полученных в процессе его социализации. На процесс социализации детей-сирот оказывает влияние система социальной защиты, сложившаяся в настоящее время. Однако, наблюдения показывают, что прежние формы и методы социальной поддержки оказываются неэффективными в современных условиях. Система социальной защиты не защищает сироту в необходимой мере и не обеспечивает надлежащих условий для его развития [2].
Вместе с тем в современной России ситуация усугубляется продолжающимися трансформациями, влияние которых сказывается прежде всего на семье, принимающей на себя основное влияние системных преобразований. По мнению В.И. Жукова, не все семьи успешно адаптируются к новым социально-экономическим реалиям жизни в стране. Этим, а также особенностями демографической ситуации России во многом обусловлен процесс роста числа неполных семей, распространение детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства [5].
В настоящее время одной из наиболее значимых социальных проблем России является преодоление этих негативных явлений, создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе создание и деятельность институтов опеки и попечительства, профессиональной замещающей семьи (усыновление, опека, приемная семья).
Развитие института профессиональной замещающей семьи позволяет приостановить отрицательную тенденцию воспроизводства социального сиротства и как следствие безнадзорности и правонарушений несовершенно-
летних, уменьшить количество воспитанников детских домов, социальных приютов и сократить количество учреждений несемейного воспитания [1].
Результативность воспитания детей в профессиональной замещающей семье, где созданы условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить. У детей, находящихся в таких семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе, им прививаются навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены. Ребенок в семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Профессиональная замещающая семья является более благоприятной средой для развития ребенка [4].
За время пребывания детей в профессиональной замещающей семье происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, заметно улучшить свое поведение. Снимаются проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Дети начинают лучше учиться [4].
По наблюдениям специалистов, принятие ребенка в замещающую семью резко повышает его интеллектуальную, эмоциональную и функциональную сферы. В дальнейшем резкий скачок сменяет более плавный период и, как правило, в большинстве случаев у детей наблюдается положительная динамика: уравновешивается психическое развитие; расширяется кругозор; активно формируются культурно-гигиенические навыки; проявляется стремление и интерес к труду; активизируется творческий потенциал в игре, изодеятельности; появляются успехи в учении и, как следствие, интерес
к школе; стабилизируется эмоциональное состояние; меняется характер общения со сверстниками и взрослыми; улучшается состояние здоровья.
Например, в Самарской области, в рамках комплексного сопровождения профессиональных замещающих семей два раза в год планируется проведение мониторинга качества сопровождения семей, воспитывающих приемных детей.
Обследование проводится с целью изучения уровня здоровья, развития ребенка и выявления проблем в замещающих семьях, а также с целью разработки плана мероприятий по улучшению качества жизни и профилактике отрицательных явлений в данной категории семей.
Алгоритм оценивания эффективности семейного устройства детей-сирот состоит в следующем.
1. Разработка критериев, с помощью которых можно оценить различные аспекты развития ребенка.
2. Подбор конкретных методик для обследования несовершеннолетнего и внутрисемейной ситуации.
3. Организация наблюдения за состоянием и развитием ребенка и его приемной семьи на протяжении всего процесса сопровождения с использованием одних и тех же параметров анализа и оценки.
Оценка уровня здоровья семьи изучается по 5 блокам:
1) физическое здоровье ребенка (состояние здоровья на момент обследования, соответствие физического здоровья возрасту и динамика состояния здоровья);
2) психическое здоровье ребенка (уровень интеллекта, стабильность психоэмоционального состояния);
3) отношение семьи к здоровью (своевременность прохождения диспансеризации, плановых обследований, выполнение рекомендаций специалистов, задействованных в сопровождении профессиональной замещающей семьи);
4) формирование основ здорового образа жизни (условия проживания, организация питания и режима дня, образ жизни семьи);
5) организация семейного досуга и отдыха (условия, необходимые для поддержания и укрепления здоровья).
Критерии оценки социального здоровья замещающих семей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки уровня здоровья замещающей семьи
Уровень здоровья замещающей семьи Критерии оценки
Оптимальный (от 64 до 80 баллов) Родители проявляют ответственное отношение к ребенку и заботятся о его здоровье. Зная о наличии у ребенка хронических заболеваний, о наличии инвалидности, помогают ему в организации лечения (уход дома, своевременное посещение поликлиники, стационарное лечение по показаниям, консультации в областных центрах и клиниках, реализация ИПР, организация санаторнокурортного лечения). Родители выполняют рекомендации специалистов, проводят комплекс оздоровительных мероприятий (своевременно проходят диспансеризацию, лабораторные обследования, соблюдают календарь прививок), что способствует нормальному психофизическому развитию, профилактике заболеваний и укреплению общего соматического состояния и в целом сохранения группы здоровья. Родители формируют в семье навыки здорового образа жизни: организуют правильное питание, выполняют санитарно-гигиенические нормы и требования к пребыванию ребенка в семье. Наличие здорового психологического климата в семье способствует поддержанию стабильного психоэмоционального состояния ребенка, его комфорту и обеспечивает целостное гармоничное развитие согласно возрасту и особенностям развития. Контроль со стороны специалистов, задействованных в сопровождении приемной семьи, проводится редко, с целью профилактики и просветительской работы с родителями.
Нормальный (от 41 до 63 баллов) У ребенка имеются в наличии хронические заболевания, а также частые острые заболевания (ОРВИ, бронхиты, пневмония), которые усугубляют тяжесть основного заболевания. Родители проявляют заботу о ребенке, стараются создавать условия, необходимые для нормального роста и развития, формируют основы здорового образа жизни. Но наблюдается недостаточная активность родителей по укреплению здоровья ребенка (несвоевременное выполнение рекомендаций специалистов, ухудшение соматического состояния). В семье могут возникать кризисы, конфликты, проблемы родительско-детских отношений, вследствие чего создается
неблагополучная психологическая обстановка, что оказывает влияние на изменение сомотического состояния здоровья ребенка. В результате происходит изменение психоэмоционального статуса, что может привести к обострению основного заболевания и инвалидизации. Семья нуждается в помощи со стороны специалистов, задействованных в комплексном сопровождении: необходим систематический контроль с целью выявления проблем семьи, проведения профилактических мероприятий и просветительской работы.
Тревожный (от 16 до 40 баллов) В семье нарушаются права ребенка, состояние здоровья ребенка и членов семьи резко ухудшаются, возможно, по объективным причинам (семья может испытывать материальные проблемы, трудности бытового характера). В семье отсутствует должный уход за ребенком со стороны родителей. Родители ведут нездоровый образ жизни, формируются вредные привычки, отсутствуют нормальные взаимоотношения и доброжелательный психологический климат, необходимый для нормального роста и развития ребенка. Родители игнорируют рекомендации и замечания специалистов по воспитанию, развитию и обучению ребенка, укреплению и охране его здоровья. Семья находится в группе риска, нуждается в систематическом оперативном контроле со стороны специалистов органов опеки и попечительства, в предупреждении негативных явлений и в случае ухудшения условий пребывания ребенка в семье может решаться вопрос об изъятии и возвращении ребенка в учреждение социальной защиты.
Каждый параметр оценивается по 5-балльной шкале, в зависимости от результата. По сумме баллов (по горизонтали) определялся уровень здоровья семьи: оптимальный - от 64 до 80 баллов; нормальный - от 41 до 63 баллов; тревожный - 16 до 40 баллов. Динамика развития ребенка и внутрисемейной атмосферы осуществлялась по шести блокам:
а) познавательная сфера;
б) учебная деятельность;
в) особенности поведения и общения;
г) эмоционально-личностная сфера;
д) игровая сфера;
е) внутрисемейная атмосфера.
Особую остроту в профессиональной замещающей семье приобретает проблема взаимной адаптации семьи и приемного ребенка. Данный процесс
можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой выделяются свои этапы и кризисы, так как вхождение ребенка-сироты в замещающую семью независимо от формы семейного устройства порождает множество проблем. Они обусловлены, с одной стороны, состоянием самой семейной системы, ее ресурсностью и готовностью к приему детей. С другой стороны, ребенок со сформированными в условиях жизни в семье «группы риска» и сиротском учреждении установками поведения и взаимодействия с окружающими, с нарушенным типом привязанности также вносит свои проблемы в становление и развитие замещающей семьи.
Кроме того, на адаптацию замещающей семьи и приемного ребенка влияет равнодушное, а нередко - и отрицательное отношение общества к детям-сиротам. Это отношение переносится и на семьи, которые берут на воспитание детей из сиротских учреждений, что затрудняет привлечение семей для организации замещающей семейной заботы, снижает возможности и темпы деинституализации. Важной проблемой является и профессиональная помощь семье на сложных этапах приучения ребенка к нормальной семейной жизни [3]. Поэтому необходимым условием успешной адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медикопсихологического и социального сопровождения замещающей семьи, которое позволило бы проводить обучение и подготовку семей к приему детей, специально готовить ребенка к помещению в семью, профессионально помогать, ведя семью после помещения в нее ребенка [6]. В противном случае, замещающая семья не сможет выполнить своих задач.
Таким образом, как подчеркивает Н.А.Хрусталькова, психологопедагогическое сопровождение замещающей семьи - это система психологопедагогических мер, направленных на предотвращение семейного неблагополучия, преодоление трудностей воспитания в замещающей семье и обеспечивающих такие психолого-педагогические и социальнопсихологические условия жизнедеятельности замещающих родителей и
ребенка, которые способствуют полноценному развитию и социализации личности приемного ребенка и повышению психолого-педагогической компетентности замещающих родителей.
Деятельность специалистов с замещающей семьей включает три основных составляющих социально-педагогической и психологической поддержки: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая поддержки семьи включает в себя три направления деятельности социального работника: обучение родителей
(предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры и психолого-педагогической компетентности родителей) и помощь в воспитании детей, а также просветительскую деятельность (лектории, семинары-практикумы и т.д.).
Психологическая составляющая поддержки семьи включает в себя два компонента: создание благоприятного микроклимата в семье в период
кратковременного кризиса и коррекцию межличностных отношений.
В посредническую составляющую поддержки семьи входят три пункта: помощь в организации семейного досуга, помощь в координации (активизация различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка) и информирование (обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты).
В основе модели профессионального взаимодействия социального работника с замещающей семьей лежат теоретические и практические основы педагогической поддержки детей в образовании, психологической помощи семье, социально-педагогического патронажа семьи. Принципами организации психолого-педагогического сопровождения замещающих семей обозначены: индивидуально-дифференцированный подход к семье (общий культурный и исторический контекст, в котором развивается семейная система: культурные традиции, нормы и т. д., ориентация на индивидуальные особенности семьи), сотрудничество субъектов поддержки, объединение действий специалистов,
обеспечивающих процесс сопровождения, согласие родителей на помощь и поддержку, ее конфиденциальность; опора на ресурсы семьи.
Целью психолого-педагогического сопровождения замещающих семей является создание психолого-педагогических условий, предотвращающих семейное неблагополучие, помощь в преодолении трудностей воспитания в замещающей семье. Результаты психолого-педагогической сопровождения замещающих семей должны проявиться в гармонизации внутрисемейных отношений и внутреннего мира замещающих родителей, что обеспечивает возможность эффективно выполнять свою родительскую роль, воспитательную функцию; повышение психолого-педагогической компетентности родителей, овладение техниками эффективного взаимодействия с ребенком; повышение уровня психического и личностного развития детей; укрепление социальных связей семьи.
В целом, социальная работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, требует системного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей - органов опеки и попечительства, действующих в регионах институтов уполномоченного по правам ребенка, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлений социальной защиты населения, Фонда для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и т.д. При этом возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений ребенка-сироты с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.
Осмысленное, личностно ориентированное взаимодействие определяет особую роль социальных работников, создающих условия для успешной адаптации детей-сирот в современном мире, способствующих формированию у данной категории нуждающихся необходимых знаний и навыков, активной жизненной позиции.
Литература
1. Модель семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области (приемная семья). - Самара: Министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области, ГУСО «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», 2008.
2. Овчинников А.Н. Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот в воспитательной системе школы-интерната : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Тула, 2002.
3. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология, 2006, № 1. С. 30-35.
4. Отчет по организации передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи Самарской области за 2007 год. - Самара: Министерство по вопросам семьи и демографического развития Самарской области, ГУСО «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», 2008.
5. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учеб.-метод. пособ. / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 192 с.
6. Хрусталькова Н.А. Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи // Педагогика, 2007, № 2. С. 52-58.
Рецензент:
Лукьянова Маргарита Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования