пїњ

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ѕ≈÷»јЋ»—“ј-јЌјЋ»“» ј Ќј ќ—Ќќ¬≈ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ-“–≈Ќ»Ќ√ќ¬џ’ “≈’ЌќЋќ√»…

Ћ. ё. ћонахова, ј. ј. ћонахова
(—анкт-ѕетербург)
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ѕ≈÷»јЋ»—“ј-јЌјЋ»“» ј Ќј ќ—Ќќ¬≈ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ-“–≈Ќ»Ќ√ќ¬џ’ “≈’ЌќЋќ√»…
–азвитие экономики и информационных технологий привело к по€влению новой специальности - аналитик. ¬ то же врем€ система высшего профессионального образовани€ не готовит специалистов такого профил€. ¬ статье рассмотрены модели содержани€ подготовки спе-циалиста-аналитика, а также система тренингов, формирующих тезаумент профессионала в данной области
—овременное функционирование всех сфер бизнеса невозможно без посто€нного мониторинга де€тельности организации и на этой основе выбора оптимальной политики ее развити€ в тактическом и стратегическом планах.
¬ этих услови€х востребованным оказываетс€ новый вид де€тельности специалистов - аналитический, который в насто€щее врем€ реализован в бизнес-практике в такой должностной форме, как аналитик. Ќова€ професси€ становитс€ одной из важнейших в р€ду специальностей, осуществл€ющих теоретическую де€тельность, направленную на перспективу развити€ организации.
“ребовани€ практики уже реализованы в таких профессионалах, как финансовый аналитик, системный аналитик, бизнес-аналитик, бюджетный аналитик, инвестиционный аналитик, кредитный аналитик, аналитик-преподаватель и др. ќднако современное высшее образование не готовит такого рода специалистов. ¬ государственных образовательных стандартах направление Ђаналитикї не указано. ƒанную нишу в государственной образовательной политике зан€ли частные компании, предоставл€ющие спектр услуг по переподготовке и повышению квалификации персонала в области способов и общих методов аналитической де€тельности. ќсновной формой проведени€ такого рода краткосрочных курсов €вл€етс€ тренинг, во врем€ которого слушателю даже с небольшим опытом работы в интенсивной форме предлагаетс€ овладеть теми или иными направлени€ми этой многогранной сферы де€тельности.
јналитик - это специалист с логическим типом мышлени€, способный к анализу и синтезу информации, обладающий отличной пам€тью, умением обращать внимание на детали, способный отфильтровывать из огромного информационного потока нужную информацию, выдел€ть из нее те сведени€, которые могут послужить основанием дл€ существенных выводов. ƒругими словами, преобладающими дл€ такого специалиста €вл€ютс€ аналитические способы де€тельности.
¬ариативным компонентом в модели подготовки специалиста-аналитика €вл€ютс€ знани€ о конкретной экономической сфере, в которой он работает. ќн должен знать и грамотно примен€ть на практике технологии статистических и экономикоматематических исследований, уметь пользоватьс€ инструментами, позвол€ющими их реализовать при решении конкретной задачи и на этой основе прогнозировать с определенной степенью точности дальнейшее развитие исследуемых процессов или €влений. “акими инструментами €вл€ютс€ статистические методы, нашедшие свое отражение в информационно-праксиологических средах - пакетах прикладных программ. ѕодобный блок знаний и умений представл€ет инвариантный компонент модели подготовки специалиста-аналити-ка.
»нвариантный компонент де€тельности специалиста-аналитика, выраженный концептуально, сводитс€ к следующему:
- проведение мониторинга функционировани€ компании на количественном и качественном уровн€х с целью сбора статистического материала;
- обработка и анализ полученных данных в информационно-праксиологических средах специального назначени€;
- интерпретаци€ полученных результатов, котора€ сводитс€ к построению прогнозных моделей и формулированию рекомендаций по тактическому и стратегическому развитию.
“аким образом, целью формировани€ умений аналитической де€тельности специалиста становитс€ обогащение его тезау-мента современным теоретико-прикладным инструментарием в области статистико-прогностических исследований. ѕон€тие тезаумент, как отраженное в сознании индивидуума содержание научно-практического тезауруса, составл€ющее на данный момент времени запас активно используемых знаний, умений и навыков в соответствующей профессиональной сфере, введен Ћ. ё. ћонаховой [3].
¬ данной работе мы представл€ем содержание инвариантного компонента модели подготовки специалиста в области аналитической де€тельности вне зависимости от его профессиональной сферы. ќднако это касаетс€ только теоретической составл€ющей тренингов, тогда как практическа€ - апеллирует к поставленным слушател€ми задачам, непосредственно св€занным с решаемыми ими конкретными проблемами.
“еоретико-практический кейс системы тренингов разделен на два крупных блока.
ѕервый блок - анализ и прогнозирование бизнеса, включающий следующие модули:
- методы определени€ размера выборки дл€ маркетинговых и социологических исследований;
- анализ данных;
- многомерный анализ данных;
- прогнозирование бизнеса.
¬торой блок - контроль качества. Ётот блок содержит такие модули, как:
- методы определени€ размера выборки дл€ управлени€ качеством;
- анализ качества процессов;
- статистическое управление качеством;
- оптимизаци€ технологии - активные эксперименты;
- разработка проектов по улучшению качества;
- анализ измерительных систем.
 аждый модуль определ€ет тему тренинга и реализуетс€ в иформационно-прак-сиологической среде, котора€ рекомендуетс€ слушателю обучающей фирмой или выбираетс€ самим клиентом исход€ из своих предпочтений. ¬ качестве таких сред используютс€ следующие программные продукты: Statistica, SPSS, Minitab, EViews,
Microsoft Excel, Forecast Pro. ѕри этом компани€, заказавша€ тренинг дл€ своих сотрудников, не только выбирает программный инструментарий и модули дл€ изучени€, но и может заказать разработку нового учебного курса в соответствии с возникшими задачами на основе собственных исходных данных. “ренинг может проводитьс€ на предпри€тии или на площадке обучающей фирмы и носить корпоративный характер.
 аждый модуль представлен набором методов с указанием систем ограничений, определ€ющих корректность их применени€ в той или иной ситуации. ѕри работе с каждым слушателем акценты расставл€ютс€ таким образом, чтобы, осваива€ материал, он четко понимал и решал следующие проблемы:
- круг задач, решаемых с помощью того или иного метода;
- суть метода (определ€ющие идеи и реализующий его математической аппарат);
- формы представлени€ исходных данных дл€ анализа;
- способы использовани€ того или иного программного обеспечени€ дл€ проведени€ корректного требуемого анализа;
- методы оптимальной визуализации и интерпретации результатов проведенного анализа;
- построение прогноза и прин€тие оптимального решени€ с наименьшими рисками.
ќбозначим в общих чертах поле тезау-мента обучающегос€, сформированное по результатам каждого из перечисленных тренингов, не каса€сь подробного описани€ усвоенного пон€тийного аппарата.
ѕо окончании тренинга Ђћетоды определени€ размера выборки дл€ маркетинговых и социологических исследованийї обучающийс€ умеет: классифицировать тип
своей исследовательской задачи, выбирать адекватный метод оценки размера выборки и соответствующей ей точности выводов, использовать адекватный инструментарий (программное обеспечение) дл€ проведени€ необходимых расчетов.
¬ результате прохождени€ тренинга Ђјнализ данныхї слушатель уверенно владеет методикой описательного анализа данных, свободно ориентируетс€ в инструментальной среде SPSS, а также знает возможности других статистических пакетов (Microsoft Excel, Statistica, Minitab, Eviews, ForecastPro), системно решает вопросы анализа информационных потоков организации, аргументировано высказывает свою позицию по бизнес-вопросам, грамотно ставит аналитическую задачу и корректно выбирает методы ее решени€.
ѕо итогам тренинга Ђћногомерный анализ данныхї специалист, повышающий свою квалификацию, будет иметь системные знани€ в области прикладного многомерного статистического анализа данных, компетентно интерпретировать и презентовать результаты проведенных им исследований, грамотно ставить задачу и выбирать адекватный метод решени€ с учетом большого числа факторов, вли€ющих на исследуемое €вление или процесс, четко представл€ть, как применить полученные знани€ в своей организации, владеть навыками статистического мышлени€, осуществл€ть профессиональный анализ данных в пакете SPSS.
«акончив тренинг Ђѕрогнозирование бизнесаї специалист в области аналитической де€тельности будет понимать структуру €влений и процессов, завис€щих от времени (временных р€дов), знать последовательности шагов построени€ прогноза, ориентироватьс€ в особенност€х процесса сбора данных дл€ получени€ прогнозов повышенной точности, уметь строить прогноз различными способами в течение нескольких минут и отбирать наилучший, грамотно выдел€ть сезонность и периодичность в де€тельности предпри€ти€ и учитывать их при построении прогноза, уметь анализировать вли€ние промоакций, праздников и иных событий на прогноз де€тельности предпри€ти€, адекватно оценивать точность прогнозов.
¬ тренинге Ђћетоды определени€ размера выборки дл€ управлени€ качествомї слушатель узнает, какой объем должна иметь выборка при решении следующих задач: при организации выборочного и приемочного контрол€ качества продукции (услуг); при тестировании образцов новой продукции (услуг), при сравнительном анализе нескольких продуктов (услуг), технологий и т.п., при планировании исследовани€ по вы€влению ключевых факторов вли€ни€, при оценке надежности работы оборудовани€ или организации.
«авершив тренинг Ђјнализ качества процессовї, обучающийс€ будет уверенно владеть методикой вы€влени€ и доказательства вли€ни€ различных факторов на качество процессов, свободно использовать дл€ реализации методики инструмент Statistica, грамотно ставить задачу и выбирать адекватный метод анализа качества процессов, четко представл€ть, как полученные знани€ реализовать в своей организации, аргументированно доказывать свою позицию.
ѕо окончании тренинга Ђ—татистическое управление качествомї слушатель будет активно использовать способы измерени€ уровн€ качества - важный момент в управлении качеством, свободно владеть методиками статистического анализа качества, профессионально использовать ключевой инструмент контрол€ - контрольную карту, аргументировано делать выбор приоритетного направлени€ дл€ разработки инноваций.
¬ результате прохождени€ тренинга Ђќптимизаци€ технологии - активные экспериментыї повышающий квалификацию специалист должен на научной основе планировать и проводить технологические и социально ориентированные эксперименты, уметь вы€вл€ть ключевые социальнотехнологические параметры, владеть методикой построени€ моделей процессов, использовать алгоритмы поиска оптимальных технологических и социальных режимов функционировани€ предпри€ти€.
ѕо итогам тренинга Ђ–азработка проектов по улучшению качестваї обучающийс€ знает, как на основе статистических методов определ€ть Ђслабые звень€ї в технологических процессах на предпри€тии, уме-
ет использовать методики FMEA, QFD, Pareto дл€ улучшени€ качества, владеет технологией измерени€ стабильности (вариации) и качества процессов различной природы, умеет оценивать эффект от внедрени€ проекта по улучшению качества, имеет представление о технологии оценки вли€ни€ измерительной системы на качество процессов, владеет алгоритмами определени€ факторов, вли€ющих на качество, умеет определ€ть силу их воздействи€ на процессы в компании, а также ранжировать факторы по степени важности, уверенно разрабатывает проекты по улучшению качества, ориентируетс€ в программном обеспечении дл€ разработки проектов.
«акончив тренинг Ђјнализ измерительных системї, специалист в области аналитической де€тельности будет в курсе требований стандартов »—ќ 5725.1-6 и QS-9000 51814.5-2004, узнает алгоритмы оценки и анализа смещени€, линейности, повтор€емости и воспроизводимости измерений, освоит методы оценки измерительной системы по количественному и альтернативному признаку.
¬ зависимости от уровн€ трудности изучаемого материала определ€ютс€ сроки тренинга.
Ёксперимент показал, что отличительными особенност€ми проведени€ такого рода формы повышени€ квалификации €вл€ютс€:
- ориентаци€ на пон€тность и доступность изложени€, соблюдение баланса между теоретическим знанием и его практическим применением;
- систематизаци€ получаемых знаний в виде алгоритмов де€тельности и схем;
- возможность в ходе обучени€ поставить и решить собственную задачу;
- осуществление долговременного консультационного сопровождени€ слушателей после окончани€ тренинга;
- об€зательное тестирование по окончании тренинга;
- предоставление подробных методических разработок и видео-конспектов тренинга.
¬ заключение приведем высказывание одного из слушателей - начальника аналитического отдела крупного автомобильного завода: Ђѕройд€ обучение по курсу Ђјнализ данныхї, был огорчен... тем, что этот курс не был прослушан гораздо раньше. “огда многие задачи, регул€рно возникающие на производстве, можно было бы решить гораздо проще и продуктивнее. ѕон€тна€ и интересна€ подача материала открывает более широкий взгл€д на возможности применени€ статистических методов в производственной и социальной сферах.  урс помогает в важном деле - научитьс€ контролировать и оптимизировать процессы, правильно сосредоточить усили€ на ключевых направлени€х в любой сфере де€тельностиї.
Ћитература
1. Ќэреш  . ћалхотра. ћаркетинговые исследовани€. ѕрактическое руководство. - ћ.: ¬иль€мс, 2002.
2. »патова Ќ. –. ѕостроение системы корпоративной переподготовки и повышени€ квалификации специалистов в услови€х бизнес-образовани€. јвтореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08.-“амбов, 2004.
3. ћонахова Ћ. ё. »нформатизаци€ математического образовани€ в системе профессиональной подготовки военных специалистов. ƒис. ... докт. пед. наук. - ¬еликий Ќовгород, 2005.
4. ћатериала сайта ÷ентра —татистических “ехнологий. -http://nickart.spb.ru/

пїњ