пїњ

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —»—“≈ћџ  Ћё„≈¬џ’ ѕќ ј«ј“≈Ћ≈… ќ—Ќќ¬Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ѕ–≈ƒѕ–»я“»… ѕќ –≈ћќЌ“” Ћќ ќћќ“»¬ќ¬

Ёкономические науки ¬естник Ќижегородского университета им. Ќ.». Ћобачевского, 2012, є 2 (1), с. 244-247
”ƒ  657.47
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —»—“≈ћџ  Ћё„≈¬џ’ ѕќ ј«ј“≈Ћ≈… ќ—Ќќ¬Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ѕ–≈ƒѕ–»я“»… ѕќ –≈ћќЌ“” Ћќ ќћќ“»¬ќ¬
© 2012 г. ».≈. ћизиковский, ј.Ќ. ћилосердова
Ќижегородский госуниверситет им. Ќ.». Ћобачевского
mossad1313@ rambler.ru
ѕоступила иредакцию 29.04.2011
—труктуризаци€ железнодорожной отрасли как конгломерата предпри€тий, имеющих широкие финансово-хоз€йственные полномочи€, предполагает принципиально новые подходы к организации их деловой активности. –емонт локомотивов и их модернизаци€ €вл€ютс€ одной из наиболее важных сфер де€тельности по обеспечению работы отрасли. ќбновление приемов и способов организации и управлени€ предпри€тий, в функции которых входит реализаци€ задач данной сферы, - это одно из главных условий обеспечени€ результативности их де€тельности. –ассматриваетс€ формирование системы ключевых показателей производственной де€тельности ремонтных депо. Ётот процесс €вл€етс€ важным инструментом повышени€ качества управлени€, формировани€ информационной базы оценки работы и прин€ти€ оптимальных управленческих решений.
 люченые слона: сбалансированна€ система показателей, стратегическа€ карта основной де€тельности депо по ремонту локомотивов.
–еформирование железнодорожной отрасли предполагает значительные преобразовани€ в организации производственной де€тельности предпри€тий, прежде всего переориентацию их менеджмента с относительно формальных подходов по выполнению заданий вышесто€щих органов управлени€ на широкое использование эффективных технологий выработки управленческих решений. ‘ормирование центров финансово-хоз€йственной ответственности предполагает делегирование широких управленческих полномочий руководител€м хоз€йствующих субъектов, критери€ми оценки работы которых станов€тс€ полученные результаты самосто€тельно прин€тых решений в ув€зке с общекорпоративными стратеги€ми.
ќдним из важных сегментов производственной де€тельности железнодорожной отрасли €вл€етс€ ремонт локомотивов, потребител€ми продукции которого €вл€ютс€ депо по эксплуатации подвижного состава. –азвитие инфраструктуры железнодорожного транспорта предполагает расширение традиционных ремонтных работ локомотивов инновационной составл€ющей в виде их модернизации. ѕридание статуса хоз€йственной самосто€тельности ремонтным депо, безусловно, открывает дл€ них возможности существенного роста производственного потенциала, внедрени€ новых технологий, формировани€ эффективного менеджмента, создани€ основ внутриотраслевой конкуренции.
јнализ существующей системы управлени€ ремонтными депо позволил прийти к выводу о
том, что в ее основе лежат агрегированные показатели финансово-бухгалтерской отчетности. ¬полне очевидно, что усложнение управленческой работы, придание ей свойств многофункциональности и многоплановости требует заметного расширени€ состава используемых в управлении показателей, направленного на разумную детализацию всех аспектов основной де€тельности. «апросы менеджмента в услови€х институционализации эффективных форм и методов выработки управленческих воздействий предполагают наличие показателей, позвол€ющих с максимальной информативностью отражать текущее состо€ние производственно-хоз€йственной де€тельности в прочной ув€зке с прин€тыми стратеги€ми.
√ армонизаци€ системы показателей €вл€етс€ важным инструментом формировани€ методологической основы прин€ти€ оперативных решений и выработки долгосрочных стратегий по оптимизации внутрихоз€йственных процессов, установлению взаимовыгодных св€зей с контрагентами, стабилизации финансового состо€ни€, повышени€ квалификации персонала, привлечени€ инвесторов. ѕроведенные нами исследовани€ позволили прийти к выводу, что наиболее оптимальную конструкцию процесс гармонизации показателей примет на основе теорий видных зарубежных ученых –.  аплана и ƒ. Ќортона [1-4]; ћ.√. Ѕрауна [5], ’.–. ‘ридага и ¬. Ўмидта [6]; …. –ууса, —. ѕайка и Ћ. ‘ер-нстрем [7].
¬ этих трудах как нельз€ лучше сформулирована и дополнена научна€ концепци€ формировани€ сбалансированной системы показателей, авторами которой €вл€ютс€ признанные американские исследователи  аплан и Ќортон. Ќосителем этих показателей €вл€етс€ Ђстратегическа€ картаї (или Ђнагл€дный отчетї), €вл€юща€с€ основой внутрихоз€йственного документационного обеспечени€ эффективного менеджмента. –азработка набора взаимосв€занных ключевых показателей производственной де€тельности ремонтных депо €вл€етс€ первым шагом в сложной работе по внедрению стратегических карт в систему корпоративного управлени€ депо по ремонту локомотивов.
—тратегические карты отражают сбалансированные (системно св€занные) финансовые и нефинансовые показатели в четырех разрезах: Ђ лиентыї, Ђ¬нутренние процессыї, Ђќбучение и развитие персоналаї, Ђ‘инансыї.  аждый из разделов состоит из подразделов, имеющих иерархическую структуру: верхний уровень иерархии занимает подраздел Ђ÷елиї, средний - логически следующие из них Ђ«адачиї, и нижний уровень занимают отражающие результаты решени€ задач, необходимых дл€ достижени€ намеченных целей, Ђ лючевые показателиї.
Ќам представл€етс€, что при адаптации Ђнагл€дного отчетаї к специфике корпоративного менеджмента ремонтных депо эти разделы должны сохран€тьс€ с незначительными изменени€ми: Ђ лиентыї, Ђѕроизводственные процессыї, Ђѕерсоналї, Ђ–асходыї. —труктуру раздела Ђ лиентыї необходимо адаптировать к специфике де€тельности ремонтных депо: в нем следует отражать требовани€ клиентов, представл€ющие собой стратегические цели рассматриваемых хоз€йствующих субъектов. Ёти цели €вл€ютс€ системообразующим элементом всей системы показателей. ¬месте с тем структуру разделов Ђѕроизводственные процессыї, Ђѕерсоналї, Ђ–асходы следует оставить без изменений.
Ќиже приведена одна из версий структурировани€ стратегической карты основной де€тельности депо по ремонту локомотивов.
—тратегическа€ карта основной де€тельности депо по ремонту локомотивов
–аздел 1. Ђ Ћ»≈Ќ“џї
 лючевые требовани€ клиентов:
1. Ѕезотказность локомотивов на линии.
2. Ёкономичность движени€.
–аздел 2. Ђѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬≈ЌЌџ≈ ѕ–ќ÷≈——џї
÷ель 1.1. ѕроведение качественного ремонта в установленные сроки.
«адача 1.1.1: ¬недрение пооперационного контрол€ качества.
 лючевой показатель:
 оэффициент качества технологических операций  —“:
  _  ст
—“  с Т
где:  ст - количество бракованных операций (не соответствующих требовани€м стандартов качества);  с - количество проверенных операций.
«адача 1.1.2: –азработка технического регламента проведени€ ремонтных работ и контроль его исполнени€.
 лючевой показатель:
”дельный вес ”¬“ технологических операций, выполненных согласно прин€тому технологическому регламенту проведени€ ремонта локомотивов в общем объеме выполненных технологических операций:
 Д
” =
¬“
 
где:  ¬ - количество операций, выполненных согласно прин€тому технологическому регламенту,  — - количество выполненных технологических операций.
«адача 1.1.3:  онтроль выполнени€ графика планово-предупредительного ремонта локомотивов.
 лючевые показатели:
 оэффициент прохождени€ локомотивами планово-предупредительного ремонта  лп:
  =  тти   ““Ћ Ч
 нн
где:  лн - количество локомотивов, не прошедших планово-предупредительный ремонт, согласно графику,  нн - общее количество обслуживаемых локомотивов в эксплуатации.
 оэффициент заходов локомотивов на неплановый ремонт  пн:
к _  пс пн к >
 пл
где:  пс - количество неплановых ремонтов,  пл - количество плановых ремонтов.
«адача 1.1.4. —нижение времени простоев локомотивов на ремонт.
 лючевой показатель:
 оэффициент простоев на ремонт  рв: к _ рн ¬ ,
л
где: ¬р - врем€ простоев на ремонт, ¬л - врем€ работы локомотивов на линии.
“ребование 2: ÷ель 2.1: ѕовышение энергоэффективности движени€ локомотивов.
«адача 2.1.1: ќснащение локомотивов системами рекуперационного торможени€.
 лючевые показатели:
”дельный вес ”ро локомотивов с установленной рекуперационной системой торможени€ в общем объеме обслуживаемых локомотивов:
” _
ро тг Т
 ЌЌ
где:  ро - количество локомотивов, оснащенных рекуперационной системой торможени€.
«адача 2.1.2 ќснащение локомотивов гибридными двигател€ми
 лючевые показатели:
”дельный вес ”рк локомотивов с установленным гибридным двигателем то в общем объеме обслуживаемых локомотивов:
” _
–к у Т
 ЌЌ
где:  рк - количество локомотивов, оснащенных гибридными двигател€ми.
‘ормирование третьего раздела, отражающего ключевые показатели качества трудовых ресурсов осуществл€етс€ на основании задач, поставленных в разделе 2.
–аздел 3. Ђѕ≈–—ќЌјЋї
÷ель 3.1. ѕовышение квалификации персонала.
«адача 3.1.1. ќбучение контролеров качества.
 лючевой показатель:  оличество  ко контролеров, прошедших профессиональную подготовку.
«адача 3.1.2. ќбучение слесарей-ремонтни-ков работе согласно техническому регламенту.
 лючевой показатель:  оличество  сл
слесарей-ремонтников, прошедших обучение.
¬ разделе Ђ–асходыї должна отражатьс€ финансова€ составл€юща€ поставленных задач. ¬ качестве ключевого показател€ мы предлагаем выбрать потери от брака.
–аздел 4. Ђ–ј—’ќƒџї.
÷ель 4.1. ѕовышение эффективности расходов на ремонт локомотивов.
«адача 4.1.1. —нижение стоимости потерь от брака.
 лючевые показатели:
”дельный вес ”пр расходов на устранение брака при ремонте локомотивов в общем объеме расходов на ремонт локомотивов:
– ” _-ћ у мт р >
где: –м - расходы на устранение брака, –с - расходы на ремонт локомотивов.
”дельный вес ”нп стоимости бракованной продукции, не подлежащей восстановлению, в стоимости товарной продукции ремонтного депо:
у _ Ѕѕ
бѕ “ѕ Т
где: Ѕѕ - стоимость бракованной продукции, не подлежащей восстановлению, “ѕ - стоимость товарной продукции ремонтного депо.
«адача 4.1.2. —нижение расходов на топливо и электроэнергию, обеспечивающих т€гу поездов.
 лючевой показатель:
”дельный вес ”рм расходов на топливо и электроэнергию, обеспечивающих т€гу поездов, в общем объеме расходов локомотивного хоз€йства:

у ___ тэ
–м ~ р 5 лх
где: –тэ - расходы на топливо и электроэнергию, обеспечивающих т€гу поездов, –лх - расходы локомотивного хоз€йства.
«адача 4.1.3 —нижение стоимости потерь от простоев локомотивов на ремонт.
 лючевой показатель: ”дельный вес ”рп стоимости потерь от простоев локомотивов на ремонт в общем объеме расходов локомотивного хоз€йства:
– ” _Ч–ѕ1 рп р Т лх
где: –рп - стоимость потерь от простоев локомотивов на ремонт.
—истемные св€зи элементов системы ключевых показателей основной де€тельности ремонтных депо представимы в виде сетевого графа (рис.).
»спользование стратегических карт позвол€ет не только дополнить систему внутрихоз€йственной отчетности. ќна, по нашему мнению, €вл€етс€ информационной моделью продвижени€ предпри€ти€ к успешному развитию, способствует ув€зке в единое целое стратегии и оперативной де€тельности организации, позвол€ет гибко и адаптивно реагировать на все изменени€ сложной ткани пространства хоз€йственной де€тельности предпри€ти€. »спользование подобных технологий позвол€ет создавать единую платформу управлени€ с реальными и потенциальными инвесторами, тем самым обеспечивать инкорпорирование отечественного реального сектора экономики в мировую экономическую среду.
–ис. —хема взаимосв€зей ключевых показателей основной де€тельности ремонтных депо
—писок литературы
1.  аплан –. —тратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. ћ.: ¬иль€мс, 2006. 384 с.
2.  аплан –., Ќортон ƒ. —балансированна€ система показателей. ћ.: ќлимп-Ѕизнес 2008. 320 с.
3.  аплан –., Ќортон ƒ. —тратегические карты. “рансформаци€ нематериальных активов в материальные результаты. ћ.: ќлимп-Ѕизнес, 2007. 512 с.
4.  аплан –., Ќортон ƒ. —балансированна€ система показателей: ќт стратегии к действию. ћ.: ќлимп-Ѕизнес, 2004. 304 с.
5. Ѕраун ћ.√. —балансированна€ система показателей: Ќа маршруте внедрени€ / ѕер. с англ. ё. —аку-лина. ћ.: јльпина Ѕизнес Ѕукс , 2005. 226 с.
6. ‘ридаг ’.–., Ўмидт ¬. —балансированна€ система показателей. ћ: ќмега-Ћ, 2011. 144 с.
7. –уус …., ѕайк —., ‘ернстрЄм Ћ. »нтеллектуальный капитал: ѕрактика управлени€. —ѕб.: ¬ысша€ школа менеджмента, »ƒ —ѕб√”, 2010. 436 с.
FORMING A SYSTEM OF KEY ACTIVITY INDICATORS OF LOCOMOTIVE REPAIR ENTERPRISES
I.E. Mizikovsky, A.N. Miloserdova
The railway industry is structured as a conglomerate of businesses with extensive financial and economic powers, therefore, new approaches to organizing their business activities are required. Repair and retrofitting of locomotives is one of the most important spheres of activity in this industry. Updating the techniques and methods of organization and management of enterprises in this sphere is one of the main conditions to ensure the effectiveness of their activities. This article discusses the formation of a system of key performance indicators for repair depots. This process is an important tool to improve the quality of management, to form the information base for performance evaluation and to make better management decisions.
Keywords: balanced system of indicators, strategy map of key activities of a locomotive repair depot.

пїњ