ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО РЕМОНТУ ЛОКОМОТИВОВ

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (1), с. 244-247
УДК 657.47
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО РЕМОНТУ ЛОКОМОТИВОВ
© 2012 г. И.Е. Мизиковский, А.Н. Милосердова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
mossad1313@ rambler.ru
Поступила иредакцию 29.04.2011
Структуризация железнодорожной отрасли как конгломерата предприятий, имеющих широкие финансово-хозяйственные полномочия, предполагает принципиально новые подходы к организации их деловой активности. Ремонт локомотивов и их модернизация являются одной из наиболее важных сфер деятельности по обеспечению работы отрасли. Обновление приемов и способов организации и управления предприятий, в функции которых входит реализация задач данной сферы, - это одно из главных условий обеспечения результативности их деятельности. Рассматривается формирование системы ключевых показателей производственной деятельности ремонтных депо. Этот процесс является важным инструментом повышения качества управления, формирования информационной базы оценки работы и принятия оптимальных управленческих решений.
Ключеные слона: сбалансированная система показателей, стратегическая карта основной деятельности депо по ремонту локомотивов.
Реформирование железнодорожной отрасли предполагает значительные преобразования в организации производственной деятельности предприятий, прежде всего переориентацию их менеджмента с относительно формальных подходов по выполнению заданий вышестоящих органов управления на широкое использование эффективных технологий выработки управленческих решений. Формирование центров финансово-хозяйственной ответственности предполагает делегирование широких управленческих полномочий руководителям хозяйствующих субъектов, критериями оценки работы которых становятся полученные результаты самостоятельно принятых решений в увязке с общекорпоративными стратегиями.
Одним из важных сегментов производственной деятельности железнодорожной отрасли является ремонт локомотивов, потребителями продукции которого являются депо по эксплуатации подвижного состава. Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта предполагает расширение традиционных ремонтных работ локомотивов инновационной составляющей в виде их модернизации. Придание статуса хозяйственной самостоятельности ремонтным депо, безусловно, открывает для них возможности существенного роста производственного потенциала, внедрения новых технологий, формирования эффективного менеджмента, создания основ внутриотраслевой конкуренции.
Анализ существующей системы управления ремонтными депо позволил прийти к выводу о
том, что в ее основе лежат агрегированные показатели финансово-бухгалтерской отчетности. Вполне очевидно, что усложнение управленческой работы, придание ей свойств многофункциональности и многоплановости требует заметного расширения состава используемых в управлении показателей, направленного на разумную детализацию всех аспектов основной деятельности. Запросы менеджмента в условиях институционализации эффективных форм и методов выработки управленческих воздействий предполагают наличие показателей, позволяющих с максимальной информативностью отражать текущее состояние производственно-хозяйственной деятельности в прочной увязке с принятыми стратегиями.
Г армонизация системы показателей является важным инструментом формирования методологической основы принятия оперативных решений и выработки долгосрочных стратегий по оптимизации внутрихозяйственных процессов, установлению взаимовыгодных связей с контрагентами, стабилизации финансового состояния, повышения квалификации персонала, привлечения инвесторов. Проведенные нами исследования позволили прийти к выводу, что наиболее оптимальную конструкцию процесс гармонизации показателей примет на основе теорий видных зарубежных ученых Р. Каплана и Д. Нортона [1-4]; М.Г. Брауна [5], Х.Р. Фридага и В. Шмидта [6]; Й. Рууса, С. Пайка и Л. Фер-нстрем [7].
В этих трудах как нельзя лучше сформулирована и дополнена научная концепция формирования сбалансированной системы показателей, авторами которой являются признанные американские исследователи Каплан и Нортон. Носителем этих показателей является «стратегическая карта» (или «наглядный отчет»), являющаяся основой внутрихозяйственного документационного обеспечения эффективного менеджмента. Разработка набора взаимосвязанных ключевых показателей производственной деятельности ремонтных депо является первым шагом в сложной работе по внедрению стратегических карт в систему корпоративного управления депо по ремонту локомотивов.
Стратегические карты отражают сбалансированные (системно связанные) финансовые и нефинансовые показатели в четырех разрезах: «Клиенты», «Внутренние процессы», «Обучение и развитие персонала», «Финансы». Каждый из разделов состоит из подразделов, имеющих иерархическую структуру: верхний уровень иерархии занимает подраздел «Цели», средний - логически следующие из них «Задачи», и нижний уровень занимают отражающие результаты решения задач, необходимых для достижения намеченных целей, «Ключевые показатели».
Нам представляется, что при адаптации «наглядного отчета» к специфике корпоративного менеджмента ремонтных депо эти разделы должны сохраняться с незначительными изменениями: «Клиенты», «Производственные процессы», «Персонал», «Расходы». Структуру раздела «Клиенты» необходимо адаптировать к специфике деятельности ремонтных депо: в нем следует отражать требования клиентов, представляющие собой стратегические цели рассматриваемых хозяйствующих субъектов. Эти цели являются системообразующим элементом всей системы показателей. Вместе с тем структуру разделов «Производственные процессы», «Персонал», «Расходы следует оставить без изменений.
Ниже приведена одна из версий структурирования стратегической карты основной деятельности депо по ремонту локомотивов.
Стратегическая карта основной деятельности депо по ремонту локомотивов
Раздел 1. «КЛИЕНТЫ»
Ключевые требования клиентов:
1. Безотказность локомотивов на линии.
2. Экономичность движения.
Раздел 2. «ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ»
Цель 1.1. Проведение качественного ремонта в установленные сроки.
Задача 1.1.1: Внедрение пооперационного контроля качества.
Ключевой показатель:
Коэффициент качества технологических операций КСТ:
К _ Кст
СТ Кс ’
где: Кст - количество бракованных операций (не соответствующих требованиям стандартов качества); Кс - количество проверенных операций.
Задача 1.1.2: Разработка технического регламента проведения ремонтных работ и контроль его исполнения.
Ключевой показатель:
Удельный вес УВТ технологических операций, выполненных согласно принятому технологическому регламенту проведения ремонта локомотивов в общем объеме выполненных технологических операций:
К„
У =
ВТ
К
где: КВ - количество операций, выполненных согласно принятому технологическому регламенту, КС - количество выполненных технологических операций.
Задача 1.1.3: Контроль выполнения графика планово-предупредительного ремонта локомотивов.
Ключевые показатели:
Коэффициент прохождения локомотивами планово-предупредительного ремонта Клп:
К = Ктти К ТТЛ —
Кнн
где: Клн - количество локомотивов, не прошедших планово-предупредительный ремонт, согласно графику, Кнн - общее количество обслуживаемых локомотивов в эксплуатации.
Коэффициент заходов локомотивов на неплановый ремонт Кпн:
к _ Кпс пн к >
Кпл
где: Кпс - количество неплановых ремонтов, Кпл - количество плановых ремонтов.
Задача 1.1.4. Снижение времени простоев локомотивов на ремонт.
Ключевой показатель:
Коэффициент простоев на ремонт Крв: к _ рн В ,
л
где: Вр - время простоев на ремонт, Вл - время работы локомотивов на линии.
Требование 2: Цель 2.1: Повышение энергоэффективности движения локомотивов.
Задача 2.1.1: Оснащение локомотивов системами рекуперационного торможения.
Ключевые показатели:
Удельный вес Уро локомотивов с установленной рекуперационной системой торможения в общем объеме обслуживаемых локомотивов:
У _
ро тг ’
КНН
где: Кро - количество локомотивов, оснащенных рекуперационной системой торможения.
Задача 2.1.2 Оснащение локомотивов гибридными двигателями
Ключевые показатели:
Удельный вес Урк локомотивов с установленным гибридным двигателем то в общем объеме обслуживаемых локомотивов:
У _
Рк у ’
КНН
где: Крк - количество локомотивов, оснащенных гибридными двигателями.
Формирование третьего раздела, отражающего ключевые показатели качества трудовых ресурсов осуществляется на основании задач, поставленных в разделе 2.
Раздел 3. «ПЕРСОНАЛ»
Цель 3.1. Повышение квалификации персонала.
Задача 3.1.1. Обучение контролеров качества.
Ключевой показатель: Количество Кко контролеров, прошедших профессиональную подготовку.
Задача 3.1.2. Обучение слесарей-ремонтни-ков работе согласно техническому регламенту.
Ключевой показатель: Количество Ксл
слесарей-ремонтников, прошедших обучение.
В разделе «Расходы» должна отражаться финансовая составляющая поставленных задач. В качестве ключевого показателя мы предлагаем выбрать потери от брака.
Раздел 4. «РАСХОДЫ».
Цель 4.1. Повышение эффективности расходов на ремонт локомотивов.
Задача 4.1.1. Снижение стоимости потерь от брака.
Ключевые показатели:
Удельный вес Упр расходов на устранение брака при ремонте локомотивов в общем объеме расходов на ремонт локомотивов:
Р У _-М у мт р >
где: Рм - расходы на устранение брака, Рс - расходы на ремонт локомотивов.
Удельный вес Унп стоимости бракованной продукции, не подлежащей восстановлению, в стоимости товарной продукции ремонтного депо:
у _ БП
бП ТП ’
где: БП - стоимость бракованной продукции, не подлежащей восстановлению, ТП - стоимость товарной продукции ремонтного депо.
Задача 4.1.2. Снижение расходов на топливо и электроэнергию, обеспечивающих тягу поездов.
Ключевой показатель:
Удельный вес Урм расходов на топливо и электроэнергию, обеспечивающих тягу поездов, в общем объеме расходов локомотивного хозяйства:
Р
у ___ тэ
Рм ~ р 5 лх
где: Ртэ - расходы на топливо и электроэнергию, обеспечивающих тягу поездов, Рлх - расходы локомотивного хозяйства.
Задача 4.1.3 Снижение стоимости потерь от простоев локомотивов на ремонт.
Ключевой показатель: Удельный вес Урп стоимости потерь от простоев локомотивов на ремонт в общем объеме расходов локомотивного хозяйства:
Р У _—РП1 рп р ’ лх
где: Ррп - стоимость потерь от простоев локомотивов на ремонт.
Системные связи элементов системы ключевых показателей основной деятельности ремонтных депо представимы в виде сетевого графа (рис.).
Использование стратегических карт позволяет не только дополнить систему внутрихозяйственной отчетности. Она, по нашему мнению, является информационной моделью продвижения предприятия к успешному развитию, способствует увязке в единое целое стратегии и оперативной деятельности организации, позволяет гибко и адаптивно реагировать на все изменения сложной ткани пространства хозяйственной деятельности предприятия. Использование подобных технологий позволяет создавать единую платформу управления с реальными и потенциальными инвесторами, тем самым обеспечивать инкорпорирование отечественного реального сектора экономики в мировую экономическую среду.
Рис. Схема взаимосвязей ключевых показателей основной деятельности ремонтных депо
Список литературы
1. Каплан Р. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей. М.: Вильямс, 2006. 384 с.
2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М.: Олимп-Бизнес 2008. 320 с.
3. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 512 с.
4. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей: От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 304 с.
5. Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: На маршруте внедрения / Пер. с англ. Ю. Саку-лина. М.: Альпина Бизнес Букс , 2005. 226 с.
6. Фридаг Х.Р., Шмидт В. Сбалансированная система показателей. М: Омега-Л, 2011. 144 с.
7. Руус Й., Пайк С., Фернстрём Л. Интеллектуальный капитал: Практика управления. СПб.: Высшая школа менеджмента, ИД СПбГУ, 2010. 436 с.
FORMING A SYSTEM OF KEY ACTIVITY INDICATORS OF LOCOMOTIVE REPAIR ENTERPRISES
I.E. Mizikovsky, A.N. Miloserdova
The railway industry is structured as a conglomerate of businesses with extensive financial and economic powers, therefore, new approaches to organizing their business activities are required. Repair and retrofitting of locomotives is one of the most important spheres of activity in this industry. Updating the techniques and methods of organization and management of enterprises in this sphere is one of the main conditions to ensure the effectiveness of their activities. This article discusses the formation of a system of key performance indicators for repair depots. This process is an important tool to improve the quality of management, to form the information base for performance evaluation and to make better management decisions.
Keywords: balanced system of indicators, strategy map of key activities of a locomotive repair depot.