пїњ

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ЅјЋјЌ—»–ќ¬јЌЌќ… —»—“≈ћџ ѕЋјЌ»–ќ¬јЌ»я –ј«¬»“»я —≈Ћ№— ќ√ќ ’ќ«я…—“¬ј Ќј –≈√»ќЌјЋ№Ќќћ ”–ќ¬Ќ≈

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ —ЅјЋјЌ—»–ќ¬јЌЌќ… —»—“≈ћџ ѕЋјЌ»–ќ¬јЌ»я –ј«¬»“»я —≈Ћ№— ќ√ќ ’ќ«я…—“¬ј Ќј –≈√»ќЌјЋ№Ќќћ ”–ќ¬Ќ≈
ƒ.ј. ’удин, ћ.ј. ћеньшикова
јннотаци€. ѕроводитс€ анализ механизм формировани€ сбалансированной системы планировани€ развити€ сельского хоз€йства на региональной уровне с учетом внедрени€ элементов и концептуальных направлени€ совершенствовани€ развити€ сельского хоз€йства региона.
 лючевые слова: план, сельское хоз€йство, планирование, јѕ , регион, региональное развитие, критериальные параметры, концептуальные положени€, реструктуризаци€ систем планировани€.
¬ аспекте изучени€ сущности планировани€ развити€ сельского хоз€йства региона немаловажным моментом €вл€етс€ раскрытие специфики пон€ти€ сбалансированного планировани€. Ќа современном этапе в экономической литературу существует множество публикаций по данному вопросу. ¬ этой св€зи, во-первых, стоит отметить, что применительно к социальноэкономической системе сбалансированность в самом общем виде может быть определена как способность системы сравнительно быстро возвращатьс€ в исходное состо€ние либо достигать новой, более высокой точки на траектории своего развити€. ¬о-вторых, необходимо выделить основные критериальные параметры сбалансированного планировани€ развити€ сельского хоз€йства региона, к числу которых, на наш взгл€д, в первую очередь стоит отнести следующие:
- максимизаци€ чистые выгоды развити€ сельского хоз€йства региона при сохранении доступности природных ресурсов и обеспечении их качества во времени;
- увеличение не только реального дохода на душу населени€ региона, но также обеспечение роста и других показателей общественного благососто€ни€;
- формирование структурных позитивных изменений в экономике и обществе.
¬-третьих, возникает вопрос ресурсного, инвестиционно и инновационного обеспечени€ данного развити€ [3]. ¬ этой св€зи необходимо выделить р€д направлений, аккумул€ци€ которых будет способствовать повышению устойчивости социально-экономического развити€ сельского хоз€йства региона:
- признание в качестве целевой функции развити€ рост благососто€ни€ сельского населени€;
- обеспечение экологической безопасности с учетом интересов будущих поколений и их права на здоровую среду обитани€;
- сохранность природных ресурсов путем использовани€ возобновл€емых ресурсов с темпом, не превышающим темп их естественного восстановлени€ и оптимизации эффективности использовани€ невозобновл€емых ресурсов с учетом возможности их замены на основе достижений технического прогресса;
- признание необходимости достижени€ высоких темпов нового качества экономического роста как промежуточного показател€ развити€.
ƒанные механизмы формировани€ критериальных параметров и ресурсного обеспечение сбалансированного планировани€ развити€ сельского хоз€йства региона отражены на рисунке 1.
¬ целом можно сделать вывод, что сбалансированное развитие предполагает системный подход к рассмотрению экономических, социальных и экологических процессов в регионе, стро€щийс€ формировании системообразующих принципов и концептуальных основах реализации парадигмы устойчивого социальноэкономического развити€.
¬ этой св€зи можно выдвинуть р€д положений, теоретические обосновывающие формирование сбалансированной системы планировани€ развити€ сельского хоз€йства региона [2]:
- система должна находитьс€ в окрестности траектории сбалансированного социально-экономического развити€, где ее основные мезопоказатели обоснованы и адаптированы к существующим социальноэкономическим особенност€м развити€ территории;
- существует эффективный механизм, который способен парировать все возможные возмущени€ сбалансированного развити€ и удерживать систему в окрестности целевых параметров и критериев сбалансированного развити€ с учетом принципа динамического равновеси€;
- ресурсы системы распредел€ютс€ между ее элементами достаточно эффективно, чтобы не вызывать внутри нее антагонистических противоречий и способствовать формированию вектора сбалансированного развити€ социально-экономических параметров региона;
- в систему должна поступает достоверна€ информаци€ от мониторинговых образований о ее состо€нии и состо€нии внешней среды, а управл€юща€ подсистема в этой св€зи должна быть способна эту информацию переработать и прин€ть грамотные, адекватные управленческие решени€ дл€ различных уровн€х социальноэкономического развити€ с учетом специфики индивидуального развити€ институциональных единиц;
- эффективное управленческое решение должно принимаетс€ с учетом текущего и возможных будущих состо€ний сбалансированности системы, а показатели ретроспективного развити€ должны использовани€ дл€ построени€ вариативных тенденций развити€;
- в иерархической системе обработка информации развити€ социально-экономической региональной системы прин€тие решений должно быть рационально распределено между всеми ее элементами с учетом принципа эффективности;
- социально-экономическа€ региональна€ система сельского хоз€йства должна находитс€ в достаточно гармонических отношени€х с внешней средой с целью повышени€ эффективности организации и синергетики управленческого процесса на региональном уровне;
- механизмы преемственности и изменчивости развити€ системы сельского хоз€йства региона должны обеспечивать плавную адаптацию к внешним услови€м и способствовать формированию параметров сбалансированного социально-экономического развити€ региона с учетом эффективного прин€ти€ управленческих решений на региональном уровне [1].
Ќа наш взгл€д, в современных услови€х развити€ отечественной экономики переход региона к сбалансированному планированию развити€ сельского хоз€йства региона должно осуществл€етс€ управл€емо, в соответствии с разработанным вектором развити€ и соблюдением баланса основных интересов всех субъектов региональной системы.
¬ этой св€зи формирование направлений повышение эффективности планировани€ развити€ сельского хоз€йства региона в услови€х существующей парадигмы управлени€ должно основыватьс€ на следующих концептуальных положени€х:
- основой эффективного и результативно ориентированного развити€ сельского хоз€йства региона €вл€етс€ комплексный подход, то есть рассмотрение всех сфер жизнеде€тельности региона как системы взаимосв€занных компонентов;
- формирование стратеги€ устойчивого развити€ сельского хоз€йства региона в значительной мере должно определ€етс€ величиной и особенност€ми потенциалов данного региона;
- важным направлением социально-экономического развити€ сельского хоз€йства региона необходимо считать определение зон (точек) устойчивости, что позволит определить перспективные направлени€ развити€ и на них сконцентрировать усили€ исход€ из целесообразности использовани€ того или иного ресурса (и путей его использовани€);
- базовым принципом повышени€ эффективности планировани€ развити€ сельского хоз€йства региона должен стать принцип Ђбаланса интересовї, который позвол€ет обеспечить соблюдение интересов предпри€тий и организаций различных форм собственности, субъектов управлени€ разного иерархического уровн€ и населени€;
–есурсное обеспечение сбалансированного социальноэкономического развити€ региона
–исунок 1 -  ритериальные параметры и ресурсное обеспечение сбалансированного планировани€
развити€ сельского хоз€йства региона
- формирование модели регионального менеджмента, обеспечивающего комплексное развитие сельского хоз€йства региона;
- реструктуризацию региональной экономической подсистемы с учетом хоз€йственной емкости локальной экосистемы и исход€ из требований развити€ социальной подсистемы; обеспечени€ повышени€ благососто€ни€ населени€.
–еализаци€ данных концептуальных положений требует внедрение и создание элементов реструктуризаци€ региональной экономической подсистемы планировани€ сельского хоз€йства, котора€ должна базироватьс€ на следующих факторных системообразующих организационно-ориентированных интервенци€х
- создание новой региональной модели сельского хоз€йства, обеспечивающей стабильное экономическое развитие с учетом допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- реконструкцию региональной системы сельского хоз€йства и осуществление хоз€йственной де€тельности с учетом хоз€йственной емкости локальных экосистем;
- создание системы экономических стимулов и механизмов, способствующих разработке и внедрению при производстве сельскохоз€йственной продукции новых технологий и хоз€йственных стратегий, не нарушающих устойчивости биосферы;
- уменьшение разрыва в уровне и качестве жизни различных групп населени€ региона (искоренение бедности и нищеты, формирование социально справедливого общества, осуществление мер по оздоровлению населени€, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению сани-тарно- эпидемиологического благополучи€ и т. д.);
- обеспечение, с одной стороны, рыночного разделени€ интересов субъектов региональной системы јѕ , а с другой Ч их гармононизацию в результате согласовани€ в рамках социального партнерства;
- обеспечени€ повышени€ благососто€ни€ населени€ (рисунок 2).
—ледовательно, дл€ формировани€ стратегии планировани€ развити€ сельского хоз€йства региона и последующей еЄ реализации необходимо в первую очередь определить системообразующую доминату на всех уровн€х управлени€, что позволит более рационально использовать имеющиес€ ресурсы, скоординировать продвижение вперед на различных направлени€х де€тельности. «атем разработать и публично обсудить систему целей и программы их реализации. “аким образом, основой устойчивого развити€ региональных систем €вл€етс€ создание в регионах собственных доктрин и программ устойчивого развити€[4].
–исунок 2 -  онцептуальные положени€ повышени€ уровн€ сбалансированности социально-экономического
развити€ регионов
јдаптаци€ предложенных факторных системообразующих организационно-ориентированных компетенций требует разработки единого критериальнофакторного и количественно обоснованного методологического аппарата, позвол€ющего не только оценить уровень социально-экономического развити€ региона на современном этапе, но разработать комплекс индикатор его росте на среднесрочную перспективу на всех уровн€х управлени€ и включающий в себ€:
- проведение ретроспективного комплексного анализа состо€ни€ региона (компонентов и их св€зей);
- формирование системы критериальных оценочных показателей развити€ его благососто€ни€;
- адаптаци€ вариативных моделей дальнейшего развити€ региона.
¬ целом можно сделать вывод, что реализаци€ предложенных концептуальных положений повышени€ уровн€ эффективности планировани€ сельского хоз€йства региона должно позволить сформировать такой режим функционировани€ региональной социальноэкономической системы, который будет ориентирован на позитивную динамику параметров благососто€ни€ населени€, обеспеченную устойчивым, сбалансированным воспроизводством социального, производственно-
го, финансового, ресурсного и экологического потенциалов территории.
—писок использованных источников
1. ƒуданов, ».». јнализ механизмов планировани€ регионального јѕ  / ».». ƒуданов // Ёкономика сельскохоз€йственных и перерабатывающих предпри€тий. - 2010. - є12. - —.23-31.
2. Ћасков, ¬. —аморегулирование и регулирование планирование сельского хоз€йства региона / ¬. Ћасков// Ёкономист. - 2008. - є5. - —.40-45.
3. Ќосов, ј. ”правление конкуренцией предпри€тий јѕ  на региональном уровне /ј.Ќосов,  .¬. Ќекрасовский// Ё ќ. - 2010. - є11. - —.118.
4. “имофеенко, ј.ѕ. ћакропрограммирование в рыночной экономике / ј.ѕ. “имофеенко // јѕ : экономика, управление. - 2010. - є10. - —.27-32.
»нформаци€ об авторах
’удин ƒенис јлександрович, аспирант ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђ урский государственный университетї.
ћеньшикова ћари€ јлексеевна, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинг и управление персоналом ‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђ урский государственный университетї, тел. (4712) 56-22-29.

пїњ