пїњ

‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ… √ќ“ќ¬Ќќ—“»   —ќ÷»јЋ№Ќќ… јƒјѕ“ј÷»» ” Ќ≈—ќ¬≈–Ў≈ЌЌќЋ≈“Ќ»’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў»“≈Ћ≈…

”ƒ  159.9
‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»≈ ѕ—»’ќЋќ√»„≈— ќ… √ќ“ќ¬Ќќ—“»   —ќ÷»јЋ№Ќќ… јƒјѕ“ј÷»» ” Ќ≈—ќ¬≈–Ў≈ЌЌќЋ≈“Ќ»’ ѕ–ј¬ќЌј–”Ў»“≈Ћ≈…
© 2012 √.—.«ал€щев
ѕоволжска€ государственна€ социально-гуманитарна€ академи€
—тать€ поступила в редакцию 20.02.2012
¬ статье обсуждаетс€ пон€тие психологической готовности к социальной адаптации и раскрываетс€ его системна€ уровнева€ структура. Ќа основании теоретического анализа обосновываетс€ структура и содержание программы развити€ психологической готовности к социальной адаптации у несовершеннолетних правонарушителей. Ёкспериментально доказываетс€ больша€ эффективность предлагаемой программы в сравнении с существующими программами по развитию социальных навыков.
 лючевые слова: психологическа€ готовность к социальной адаптации, делинквентное поведение.
»спользование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних - одно из направлений де€тельности органов внутренних дел. ќсновной задачей указанных учреждений €вл€етс€ коррекци€ поведени€, обучение и подготовка к общественно полезной де€тельности несовершеннолетних путем применени€ к воспитанникам психолого-педагогических методов с об€зательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду.
ѕсихологическими факторами, которые затрудн€ют социальную адаптацию, €вл€ютс€ нарушени€ когнитивной, эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловой сферы личности. ќтсутствие ценностей, прин€тых в обществе, приводит к убеждению в невозможности добитьс€ в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, зан€ть достойное положение среди своих сверстников. ѕроисходит разрушение позитивных норм, ценностей, взамен которых усваиваютс€ антиобщественные нормы и формы поведени€. ¬се это приводит к снижению психологической готовности делинквент-ных подростков к успешной адаптации после отбывани€ наказани€. ѕсихологическа€ готовность к социальной адаптации отдельно не изучалась в литературе, однако существуют исследовани€, в которых данный феномен рассматриваетс€ как один из ведущих факторов, вли€ющих на успешную социализацию несо-
«ал€щев √леб —ергеевич, старший психолог отдела охраны ‘едерального казенного лечебно-профилактического учреждени€ Ђобластна€ соматическа€ больница главного управлени€ федеральной службы исполнени€ наказаний –оссии по —амарской области, соискатель кафедры психологии образовани€. E-mail: vip. zalyashev@mail. ru
вершеннолетних правонарушителей1. ѕсихологическа€ готовность может рассматриватьс€ как психическое состо€ние и как устойчива€ характеристика. —н€тие противоречи€ между этими двум€ подходами возможно через рассмотрение психологической готовности как системы диспозиций личности в контексте теории ¬.ј.ядо-ва. —огласно ј.√.јсмолову, в структуре психологической готовности следует выдел€ть смысловой, целевой и операциональный уровни, которым соответствуют уровни ценностных ориентаций, базовые социальные установки и фиксированные установки в иерархической системе диспозиций личности ¬.ј.ядова. ѕри этом более высокие уровни системы оказывают системообразующее, детерминирующее и организующее вли€ние на более низкие уровни. —оответственно, именно ценностные ориентации оказываютс€ наиболее важным уровнем в системе психологической готовности делинквент-ных подростков к социальной адаптации. —овременные исследовани€ достоверно показывают нарушени€ ценностно-смысловой сферы у подростков-правонарушителей, привод€щие к негативной динамике их поведени€2.
¬ наших исследовани€х было показано, что главной особенностью ценностной сферы осужденных несовершеннолетних правонарушителей в сравнении с правопослушными сверстниками €вл€етс€ разрыв, несоответствие между декларируемыми ценност€ми и ценност€ми, реали-
1 ƒь€ченко ћ.».,  андыбович Ћ.ј. ѕсихологические проблемы готовности к де€тельности. - ћн.: 1976.
2 —м., например: Ѕашкатов ».ѕ. ѕсихологи€ групп несовершеннолетних правонарушителей. Ч ћ.: 1993; ƒолгова ј.». —оциально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. Ч ћ.: 1981;  овалев ќ.√., ”шатиков ј.»., ƒеев ¬.√.  риминальна€ психологи€. Ч –€зань: 1997; ѕсихосоциальна€ коррекци€ и реабилитаци€ несовершеннолетних с девиантным поведением / ѕод ред. —.ј.Ѕеличевой. Ч ћ.: 1999.
»звести€ —амарского научного центра –оссийской академии наук, т. 14, єє2(3), 2012
зуемыми в поведении3. ѕри декларации воспитанниками ∆¬  ценностей самосто€тельности и достижени€ они фрустрируютс€ на поведенческом уровне, а действительно реализуемые ценности гедонизма и стимул€ции не всегда осознаютс€ и рефлексируютс€. Ёти результаты были положены в основу разработки программы формировани€ психологической готовности несовершеннолетних осужденных к социальной адаптации. ќсновыва€сь на том, что ценностные ориентации, €вл€€сь центральным, системообразующим фактором психологической готовности как интегральной характеристики, мы считаем, что формирование ценностных ориен-таций, способствующих социальной адаптации, будет направл€ть развитие соответствующих социальных установок и навыков. », наоборот, если сделать акцент на формировании социальных навыков и аттитюдов в отрыве от ценностных ориентаций, то последние, вступа€ в противоречие с формируемыми свойствами, будут противодействовать психокоррекционной работе и снижать ее эффективность. ¬едущими механизмами формировани€ ценностных образований €вл€ютс€ непосредственное переживание ситуации выбора4 и рефлекси€ оснований и последствий совершенного выбора5.
¬ качестве формы реализации программы был избран групповой тренинг. ќсновной задачей тренинга в субъектном подходе €вл€етс€ не формировании определенной системы ценностей, представлений, отношений и навыков, а развитие способности быть субъектом в выборе и реализации собственных ценностных представле-ний6. ¬ качестве основных методических средств и приемов нами были использованы: 1) группова€ дискусси€; 2) методика решени€ задачи на смысл (ƒ.ј.Ћеонтьев); 3) методика предельных смыслов (ƒ.ј.Ћеонтьев7); 4) ролевые игры;
3 «ал€щев √. —. ќсобенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей // »звести€ —амарского научного центра –јЌ. - 2011. -“ом.13. - є 2(6). - —. 1382 - 1387. [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа http: / /www.ssc.smr.ru/media / journals /izvestia/2011 /2011 2 1382 1387.pdf (20.02.2012); ќн же. —равнительный анализ ценностно-смысловой сферы у осужденных подростков и учащихс€ общеобразовательных школ // »звести€ —амарского научного центра –јЌ. - 2011. - “ом.14. - є 2(2). -—. 371 - 376. [Ёлектронный ресурс] –ежим доступа http: / /www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2012 /2012 2(2)371 376.pdf (20.02.2012).
4 ¬асилюк ‘.≈. ѕсихологи€ переживани€. - ћ.: 1984.
5 Ѕудинайте √.Ћ.,  орнилова “.¬. Ћичностные ценности и личностные предпочтени€ студента // ¬опросы психологии. - 1993. - є5. - —. 99 - 105.
6 ¬ачков ». ¬., ƒер€бо —.ƒ. ќкна в мир тренинга. ћетодологические основы субъектного подхода к групповой работе. - —ѕб.: 2004.
7 Ћеонтьев ƒ.ј. ѕсихологи€ смысла. - ћ.: 1999.
5) элементы психодрамы (Ђбудущее в прошедшемї, Ђпрошедшее в будущемї; 6) элементы арттерапии (проективное рисование); 7) шеринг.
Ёффективность реализации программы была исследована в ходе экспериментального исследовани€, в котором использовалс€ комплекс психодиагностических методик дл€ диагностики как уровн€ психологической готовности к социальной адаптации в целом, так и его отдельных компонентов.
ƒл€ обеспечени€ достоверности и надежности результатов обща€ выборка делинквентных подростков - воспитанников ∆игулевской воспитательной колонии дл€ несовершеннолетних (∆¬ ), общей численностью 108 человек, была разделена на три группы: 1) Ёкспериментальна€ группа, в которой проводилась апробаци€ программы по формированию психологической готовности к социальной адаптации у делинквентных подростков. «ан€ти€ проводились как автором программы, так и сотрудниками ∆¬  дл€ того, что бы исключить вли€ние на результаты развивающего эксперимента такой побочной переменной как личность ведущего (всего 36 человек); 2)  онтрольна€ группа 1, на которую не осуществл€лось воздействие (всего 40 человек); 3)  онтрольна€ группа 2 (далее  2), в которой сотрудниками ∆¬  реа-лизовывалась программа по формированию социальных навыков, разработанна€ специалистами кафедры общей психологии и психологии развити€ —ам√”8 (всего 29 человек).
ƒл€ создани€ комфортной и развивающей среды на групповых психокоррекционных зан€ти€х данные группы делинквентных подростков делились поровну так, чтобы численность каждой из них не превышала 14 - 16 человек и чтобы группы оставались гетерогенными.
ƒл€ оценки уровн€ сформированности ценностного компонента в структуре психологической готовности была использована методика —. Ўварца дл€ изучени€ ценностей личности. ƒл€ диагностики операционального компонента был использован опросник социальных навыков, разработанный сотрудниками √ќ” яќ Ђ÷ентр помощи дет€мї на основании модели социального поведени€ ј.ѕ.√ольдштейна и апробированный в работе с подростками из детских домов и школ-интернатов9. ¬ качестве общего показател€ сформированности психологической готовности к социальной адаптации была ис-
8 “ехнологи€ формировани€ социальных навыков / ѕод общ. ред. —.¬.Ѕерезина,  .—.Ћисецкого - —амара: 2005.
9 —одержание и организаци€ психолого-педагогического сопровождени€ индивидуального развити€ воспитанников детских домов и школ-интернатов. ¬ып. 1/—ост. ».Ќ.ѕахомова и др. - ярославль: 2005.
пользована шкала социальной компетентности ј.ћ.ѕрихожан, разработанна€ по типу шкалы социальной компетентности ≈.ƒолла и направлена на вы€вление уровн€ социальной компетентности подростков. Ѕыла использована верси€ шкалы, предназначенна€ дл€ оценки уровн€ социальной компетентности взрослыми, близко взаимодействующими с диагностируемым подростком. ¬ качестве экспертов, отвечающих на вопросы методики, выступили сотрудники ∆¬ , непосредственно взаимодейт-вующие с осужденными.
ѕеред началом реализации программы формирующего эксперимента было проведено сравнение всех групп по выраженности каждого используемого диагностического показател€. ќднофакторный дисперсионный анализ и критерий х2 ѕирсона не вы€вили различий ни по одному из них в каждой из групп воспитанников ∆¬ , что говорит о сбалансированности экспериментальой и контрольных групп по всем диагностическим критери€м.
ѕосле проведени€ формирующего эксперимента была проведена повторна€ диагностика сформированности всех компонентов психологической готовности к социальной адаптации. ƒалее дл€ более детального изучени€ произошедших изменений были проанализированы обнаруженные сдвиги по каждому диагностическому параметру в каждой группе.
јнализ результатов по профилю ценности методики —.Ўварца, отражающего уровень развити€ декларируемых ценностей, показал, существенные изменени€ произошли только в отношении двух ценностей, а именно, более значимыми стали ценности доброты (^=2,35; р<0,05) и стимул€ции ^=3,42; р<0,01). ÷енность доброты, по данным ¬.Ќ. арандышева10, входит в число ведущих ценностей адаптированных подростков, что свидетельствует о том, что реализаци€ программы способствует сближению декларируемых ценностей делинквент-ных подростков с их сверстниками, не про€вл€ющих признаков делинквентного поведени€. ¬ то же врем€ рост декларируемой значимости ценности стимул€ции не соответствует структуре значимых ценностей правопослушных подростков, который был диагностирован на первом этапе. “ем не менее, эта ценность €вл€етс€ одной из ведущих дл€ делинквентных подростков в поведении, поэтому данный результат показывает, что программа способствует осознанию противоречивости делинквентными подростками их ценностной сферы и способствует ее гармонизации. Ётот вывод подтверждаетс€ тем,
10  арандашев ¬.Ќ. ћетодика Ўварца дл€ изучени€ ценностей личности: концепци€ и методическое руководство. - —ѕб.: 2004.
что в контрольных группах никаких различий между первым и вторым срезом в уровне значимости декларируемых ценностей вы€влено не было. “ем не менее, следует заключить, что в целом реализаци€ программы вли€ет на изменение значимости декларируемых ценностей в небольшой степени.
Ќа уровне ценностей, реализуемых в поведении, эффект от проведени€ программы оказалс€ более выраженным. «десь наблюдаетс€ существенный рост значимости ценностей самосто€тельности (^=2,42; р<0,05) и достиже-ний(^=3,37; р<0,01) , а также заметное снижение значимости реализации в поведении ценностей гедонизма (^=2,13; р<0,05) и стимул€ции (^=4,03; р<0,01). ѕри этом в контрольной группе никаких изменений обнаружено не было. ¬ группе, в которой реализовывались зан€ти€ по программе технологии формировани€ социальных навыков, выросла значимость только ценности самосто€тельности как на декларируемом, так и на реализуемом уровне. Ёто означает, что целенаправленное формирование социальных навыков не приводит к существенным изменени€м в ценностной сфере, и поэтому обнаруженные различи€ следует считать следствием реализации предлагаемой программы формировани€ психологической готовности к социальной адаптации. ћы видим, что после реализации программы растет реализуемость ценностей, св€занных с реализацией собственных целей и снижаетс€ значимость в поведении ценностей, св€занных с ситуативным удовлетворением актуальных потребностей. “аким образом, полученные результаты показывают, что реализаци€ программы действительно способствует гармонизации ценностной сферы несовершеннолетних осужденных и преодолению разрыва между декларируемыми и реализуемыми ценност€ми.
„то касаетс€ операционального компонента психологической готовности к социальной адаптации - уровн€ сформированности социальных навыков - то до проведени€ формирующего эксперимента в экспериментальной группе был диагностирован в целом низкий уровень их развити€. “ак, из 36 человек высокий уровень развити€ социальных навыков был диагностирован только у одного из них (2,8%), средний - у 11 (30,6%). —оответственно, более чем у половины испытуемых социальные навыки оказались развитыми ниже среднего уровн€: дл€ 17 испытуемых (47,2%) был диагностирован низкий уровень их сформированности и еще дл€ 7 испытуемых (19,4%) был диагностирован уровень, соответствующий социальной дезадаптации. ѕодобные результаты были обнаружены и в
»звести€ —амарского научного центра –оссийской академии наук, т. 14, є2(3), 2012
контрольных группах (различи€ статистически незначимы).
ѕосле реализации программы в экспериментальной группе были обнаружены значимые положительные изменени€ в развитии социальных навыков. “ак, количество испытуемых, у которых сформированность социальных навыков соответствовала уровню социальной дезадаптации, снизилось до 3 (8,3%), а количество испытуемых, у которых был диагностирован высокий уровень развити€ социальных навыков, увеличилось с 1 до 7 (что составл€ет 19,4%). “акже увеличилось количество испытуемых со средним уровнем развити€ социальных навыков (с 11 до 16, на 13,9%) и уменьшилось - с низким (с 17 до 10, на 19,4%). Ёти изменени€ €вл€ютс€ статистически значимыми (х2 =8,84; р<0,05), что позвол€ет с уверенностью утверждать, что реализаци€ программы также способствует развитию социальных навыков.
—ледует отметить, что подобные изменени€ были обнаружены и в группе, в которой реали-зовывалась программа по технологии развити€ социальных навыков, однако там различи€ оказались еще более значимыми (х2 =11,96; р<0,01). Ёто неудивительно, поскольку в данном случае диагностируетс€ именно тот компонент психологической готовности к социальной адаптации, на развитие которого и направлена данна€ программа. ¬ контрольной же группе никаких значимых изменений обнаружено не было. “аким образом, становитс€ €вным основное различие между предлагаемой нами программой и программой формировани€ социаль-
ных навыков. ≈сли последн€€ способствует эффективному развитию только операционального компонента психологической готовности к социальной адаптации - собственно социальных навыков - и практически никак не вли€ет на более высокие уровни психологической готовности, св€занные с ценностными ориентаци€ми, то наша программа, предложенна€ в насто€щей работе, затрагивает различные уровни психологической готовности к социальной адаптации и приводит к значимой положительной динамике на каждом из них.  онечно, на уровне социальных навыков эффект от реализации предлагаемой программы не так заметен, но это св€зано с тем, что основной упор в ней сделан на развитие именно ценностных ориентаций. –азвитие социальных навыков здесь - не самоцель, но результат работы с более высокими уровн€ми психологической готовности к социальной адаптации. “ем не менее, основным показателем эффективности реализации программы €вл€етс€ общий уровень психологической готовности к социальной адаптации, который оценивалс€ сотрудниками ∆¬  по шкале социальной компетентности ј.ћ.ѕрихожан. ќбщий уровень социальной компетентности и готовности к социальной адаптации оценивалс€ двум€ сотрудниками ∆¬  независимо дл€ каждого испытуемого. ѕо результатам качественного анализа результатов был определен общий уровень социальной компетентности, отражающий психологическую готовность к социальной адаптации. –езультаты его диагностики в экспериментальной группе представлены на рис. 1.
80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%
3 (9%)
0 (0%)
¬ысокий
18 (51%)
9 (26%)
—редний
26 (74%)
14 (40%)
Ќизкий
ƒо
реализации программы
ѕосле реализации программы
ѕоказатели социальной компетентности
указано количество человек и дол€ от общего числа испытуемых в экспериментальной группе
–ис. 1. –езультаты диагностики обобщенных показателей социальной компетентности в экспериментальной группе до и после реализации программы
 ак следует их приведенного рисунка, в экспериментальной группе наблюдаетс€ выраженна€ положительна€ динамика роста социальной компетентности, причем эта динамика неслучайна и статистически значима на высоком уровне (х2 =9,6; р<0,01). ¬ группе, в которой была реализована программа по технологии формировани€ социальных навыков, также наблюдаетс€ подобна€ динамика, однако она €вл€етс€ менее выраженной и статистически не значимой (р>0,05). ¬ контрольной группе кака€-либо динамика отсутствует вовсе. ѕоэтому следует заключить, что предлагаема€ программа, направленна€ на формирование и развитие ценностных ориентаций и социальных навыков личности в отношении выбора и способов реализации собственных жизненных ценностей, способствует повышению уровн€ психологической готовности личности к социальной адаптации. ≈е эффективность объ€сн€етс€ тем, что в процессе ее реализации в комплексе развиваютс€ все компоненты психологической готовности - ценностный, целевой и операциональный. »менно поэтому результаты от ее реализации способствуют большей готовности к социальной адаптации в сравнении с другими программами, направленными на развитие лишь отдельных ее компонентов.
“аким образом, проведенное исследование позвол€ет с уверенностью сделать следующие выводы: 1) ÷енностные ориентации личности занимают одно из ведущих мест в структуре
психологической готовности несовершеннолетних правонарушителей к процессу успешной социализации. ÷енностно-смыслова€ сфера определ€ет формирование смыслов и целей жизнеде€тельности человека, а также способы их достижени€. ѕри этом содержание ценностно-смысловой сферы личности неразрывно св€зано с социальными услови€ми и социальными нормами общества и в значительной степени определ€ет общую направленность личности - как просоциальную, так и антисоциальную. 2) Ќеэффективность процессов социализации приводит к обеднению и деформации ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей и €вл€етс€ одним из центральных факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий. 3) –абота по формированию психологической готовности к социальной адаптации будет эффективной в том случае, если основное внимание в ней будет уделено работе с ценностной сферой, поскольку именно ценностный компонент €вл€етс€ ведущим и системообразующим в структуре психологической готовности. 4) ѕредлагаема€ в работе программа, направленна€ на развитие ценностных ориентаций и формирование социальных навыков и навыков целеполагани€ эффективно способствует формированию психологической готовности к социальной адаптации.
FORMING PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SOCIAL ADAPTATION AMONG
DELINQUENT ADOLESCENTS
© 2012 G.S.Zalyaschev
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The term psychological readiness for social adaptation is discussed and its systematic and leveled structure is revealed. The structure and the content of the program that provides the forming of psychological readiness for social adaptation among delinquent adolescents are substantiated following the theoretical analysis that has been done. Greater effects of the proposed program are shown experimentally in comparison with the effects of the programs of social skills' development.
Keywords: psychological readiness for social adaptation, delinquent behavior.
Gleb Sergeyevich Zalyaschev, Senior Psychologist at the Department of Custody at Federal State Health-Care Institution ЂRegional Somatic Hospital of the Chief of Federal Penitentiary Service of Russia on Samara regionї; Post-graduate student, Psychology of Education Department. E-mail: vip. zalyashev@mail. ru

пїњ