пїњ

‘ј “ќ–џ –ј«¬»“»я ћјЋќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј » »Ќ“≈–ѕ–≈“ј÷»я ћ≈«ќ-Ћќ√»—“»—“»„≈— ќ… —»—“≈ћџ

“≈ќ–»я » ѕ–ј “» ј ѕ–≈ƒѕ–»Ќ»ћј“≈Ћ№—“¬ј
THEORY AND PRACTICE OF ENTREPRENEURSHIP
”ƒ  330.33 ЅЅ  65.290.31 T81
“. ј. “уаева
јссистент кафедры бухгалтерского учета и аудита —еверо- авказского горно-металлургический института (√осударственного технологического университета), г. ¬ладикавказ. “ел.: (918)826-36-96, e-mail: mna33@mail.ru.
‘ј “ќ–џ –ј«¬»“»я ћјЋќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—ј » »Ќ“≈–ѕ–≈“ј÷»я ћ≈«ќ-Ћќ√»—“»—“»„≈— ќ… —»—“≈ћџ
( –ецензирована )
јннотаци€. ¬ предлагаемой статье предприн€та попытка применить возможности мезо-логистической системы к исследованию сферы малого бизнеса региональной экономики. јвтором раскрыты основные полномочи€ субъекта малого бизнеса, исследованы факторы, оказывающие воздействие на развитие данной сферы; дана оценка р€да часто используемых элементов бизнес стратегии субъектов малого бизнеса; раскрыто содержание пон€тий Ђкорпоративна€ мезо-логистикаї, Ђмезо-логистическа€ система инфраструктуры малого предпринимательстваї применительно к региональным исследовани€м. ќбоснован вывод о том, что кластерна€ среда наиболее восприимчива к имеющимс€ возможност€м мезо-логистики, что предполагает формирование соответствующего компонента региональной экономической политики.
 лючевые слова: предпринимательство, мезо-логистика, малый бизнес, бизнес стратеги€
“. A. Tuaeva
Assistant of Accounting and Audit Department, North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), Vladikavkaz. Ph.: (918)826-36-96, e-mail: mna33@mail.ru.
SMALL BUSINESS DEVELOPMENT FACTORS AND MESO-LOGISTICS SYSTEM INTERPRETATION
Abstract. The paper discusses the possibilities of meso-logistic system to research the small business sphere of regional economy. The author reveals the main powers of the subject of small business, the factors making impact on development of this sphere. She gives the assessment of a number of often used elements business of strategy of subjects of small business. The scientific article considers the content of the concepts Ђcorporate the meso-logisticsї. It examines Ђmeso-logistics system of infrastructure of small businessї in relation to regional researches. It draws a conclusion that the cluster environment is most susceptible to the available opportunities meso-logistics that assumes formation of the corresponding component of regional economic policy.
Keywords: business, meso-logistics, small business, business strategy.
»сход€ из концептуальных представлений новой институциональной теории, правомерно выделить п€ть основных правомочий предпринимател€, распределение которых определ€ет различные виды фирм: право на остаточный доход после осуществлени€ выплат остальным владельцам ресурсов бизнеса; право на осуществление контрол€ над остальными участниками; право заключени€ контрактов с остальными участниками; право изменени€ членства в фирме; право отчуждени€ того или иного правомочи€ [1].
¬ случае сочетани€ указанных правомочий возникает классическа€ частнопредпринимательска€ фирма, целиком контролируема€ и непосредственно руководима€ ее владельцем, что позвол€ет отнести ее к сфере малого бизнеса. —тагнаци€ в экономике –оссии дополнительно актуализирует процесс консолидации и стратегически ориентированного развити€ малого бизнеса, что обусловливает фокусирование внимани€ исследователей на соответствующих задачах. ќпределим имеющиес€ дл€ такой консолидации возможности.
¬ыделим более высокий уровень мотивации владельцев малого бизнеса по сравнению с менеджерами соответствующего уровн€ в крупных компани€х, объ€сн€емый как материальным фактором Ч правом на остаточный доход, благодар€ которому эффективность предпринимательских усилий напр€мую сказываетс€ на благососто€нии предпринимател€, так и нематериальными факторами, такими, как возможность самореализации, свобода предпринимательства и т.д.
–азмер малого бизнеса, как правило, подразумевает возможность эффективного пр€мого контрол€ собственника над всеми аспектами де€тельности фирмы, что снижает возможность оппортунизма сотрудников и исключает проблему оппортунизма высшего менеджмента, противосто€щего собственникам. »здержки на управление и контроль в малом бизнесе существенно ниже.
Ќаконец, благодар€ непосредственной вовлеченности собственника в бизнес-процессы сокращаетс€ врем€ реакции на рыночные изменени€, по€вл€етс€ возможность более эффективной и гибкой разработки и реализации деловой стра-
тегии. ќсновным же недостатком малого бизнеса €вл€етс€ невозможность реализации эффекта масштаба, возникающего при концентрации ресурсов (материальных, информационных и др.). —уществует несколько путей преодолени€ данного недостатка.
ѕрежде всего, малый бизнес может ориентироватьс€ на сферы деловой активности, в которых эффект масштаба невелик.
ƒалее, малый бизнес может функционировать в рамках Ђсателлитнойї модели, согласно которой малые предпри€ти€ существуют в жесткой бизнес-св€зи с Ђродительскимї предпри€тием, €вл€€сь фактически аналогами его подразделений и пользу€сь необходимыми ресурсами родительского предпри€ти€. ѕри этом право руководителей такого малого бизнеса на остаточный доход повышает их мотивацию по сравнению с руководител€ми внутрифирменных подразделений сопоставимого уровн€, однако одновременно возрастает и сложность управлени€ ими ввиду отсутстви€ административных рычагов воздействи€, что повышает веро€тность оппортунизма.  роме того, полное встраивание в бизнес-процессы Ђродительскогої предпри€ти€ нивелирует преимущества малого бизнеса в области гибкости и инно-вационности бизнес-стратегии, быстроты реакции на запросы рынка.
≈ще одной моделью преодолени€ указанного недостатка €вл€етс€ формирование мезо-логистической бизнес-сети малого бизнеса с раздел€емым доступом к совместной инфраструктуре, позвол€ющей реализовать эффект масштаба. √енезис процессов, происход€щих на мезо-уровне и сопутствующих профильных научных изысканий весьма незначителен во временном интервале [2]. —тановлению мезо-логистических структур предшествовало образование макро- и микро-логис-тических структур. Ёто вызвано тем, что элементы анализа организационной базы мезо-логистических структур, мезо-эко-номика и территориальный менеджмент сформировались относительно недавно.
ƒанное обсто€тельство €вл€етс€ причиной распространенности довольно-таки узкого понимани€ термина Ђмезо-логистикаї, под которой зачастую прин€то понимать внедрение в одну систему р€да
компаний идентичных видов де€тельности либо компании, формирующие международные системы.
¬ значительной части работ, посв€щенных данной проблематике логистика крупной компании приравниваетс€ к мезо-логистике [3].
ќбразование такого класса, как мезо-логистика, осуществл€етс€ на базе определени€ ассоциации как уникального объекта научных изысканий. ‘ункционирование ассоциаций отличаетс€ от микро- и макроэкономики, тем самым формиру€ среднее звено экономики Ч мезо-экономику. ¬ научных публикаци€х, рассматривающих вопросы мезо-логистики, на основе изучени€ строени€ ассоциаций осуществл€етс€ вычленение структуры мезо-логистической системы.
Ѕазовой особенностью мезо-логисти-ческой системы €вл€етс€ еЄ информационна€ база: логистика ассоциации (мезо-логистика) €вл€етс€ в основной своей массе информационной. ѕри этом нагл€дно про€вл€етс€ зависимость, развитость логистической системы, что оказывает непосредственное вли€ние на объемы движени€ информации в сторону увеличени€ и движени€ материальных средств в сторону сокращени€. —редствами мезо-логистики наиболее часто выступают крупные вычислительные сети.
»спользуем концептуальное представление о мезо-логистике, которое дает возможность разрабатывать необходимый инструментарий на региональном уровне предпринимательской де€тельности. —огласно ему, мезо-логистика Ч применение положений теории и методологии логистики на мезо-уровне, то есть адаптаци€ к региональной экономике.
ѕравомерно предположить, что данное понимание мезо-уровн€ логистических изысканий предоставл€ет возможность дл€ более высокого уровн€ их совершенствовани€. ѕредыдущий этап мезо-логистического анализа был св€зан с всеобъемлющим соответствием мезо-ло-гистики, ее структуры и уникальных особенностей экономике ассоциаций. ќднако на сегодн€шний день данное нахождение среднего звена национальной экономики €вл€етс€ недостаточным, не учитывающим комплексного подхода общей теории экономики. Ќеобходимо развить пони-
мание мезо-логистики применительно к развитию предпринимательских сетей и цепей создани€ ценности в широких региональных границах.
ѕредмет мезо-логистики следует представить в виде значительного движени€ материальных средств с установленными отраслевыми, региональными и организационными особенност€ми либо их сочетанием, которые реализуютс€ в экономических системах со следующими, присущими им, свойствами:
Ч включают в себ€ сформированное отраслевое движение (может объедин€ть несколько направлений движени€);
Ч обладают существенной территорией (область либо территориально не св€занна€ межрегиональна€ логистика, выход€ща€ за рамки границы территории);
Ч логистические направлени€ движени€ комбинируютс€ и образуют в некоторой степени автономные логистические подсистемы.
ѕри формировании задач мезо-логис-тической системы, объедин€ющей бизнес-сети малого бизнеса региона и инфраструктуру их функционировани€, особое значение приобретает еЄ интегральна€ функци€ и задача осуществлени€ де€тельности всей мезо-логистической системы формулируетс€ как обнаружение обоюдовыгодного логистического взаимодействи€ всех ее элементов [4].
 роме того, теоретико-исследовательской базой определени€ задач функционировани€ мезо-логистической системы применительно к региональной инфраструктуре малого предпринимательства €вл€ютс€ научные труды, затрагивающие вопросы использовани€ логистических систем в конкурентной борьбе звеньев одной экономической системы: внутри логистической системы конкурентные св€зи предпринимателей переход€т в состо€ние логистического объединени€ стремлений к получению определенных выгод ее субъектов.
ƒл€ этого предлагаетс€ учитывать шесть групп заинтересованных сторон:
1) группа потребителей Ч их обеспеченный спрос €вл€етс€ необходимым условием дл€ практически всех движений экономических потоков;
2) группа поставщиков Ч логистическа€ оптимизаци€ экономических пото-
ков существенно профилируетс€ у поставщиков экономических ресурсов;
3) государства Ч не учитыва€ интересы государства, создаютс€ услови€ дл€ возникновени€ энтропии системы, либо к теневым методам ведени€ бизнеса;
4) группа персонала Ч собственна€ заинтересованность человека к получению каких-либо выгод в рыночной экономике играет ведущую роль в системе экономических интересов;
5) группа собственников Ч как правило, интересы собственников отличаютс€ от интересов персонала и иных субъектов логистической системы;
6) группа кредиторов Ч логистическа€ система сама по себе не способна осуществл€ть свою де€тельность на прот€жении длительного времени без непрерывного притока инвестиций, направленных на совершенствовани€ экономических потоков.
ѕринима€ во внимание приведенный выше комплекс экономических интересов, в дальнейшем можно осуществл€ть проектирование и организацию де€тельности различных логистических систем. ѕоиск общих задач реализации мезо-ло-гистической системы в виде определени€ направлений логистического объединени€ дает возможность установить уникальные характеристики систем данного типа:
а) гармоничность Ч возможность развить конкурентную борьбу до уровн€ логистического объединени€ субъектов экономических потоков, использующих в рамках неантагонистической конкуренции общие объекты инфраструктуры, тем самым снижа€ свои затраты и повыша€ экономические результаты в рамках парадигмы открытого расшир€ющегос€ рынка с ненулевой суммой игры;
б) согласование Ч наличие условий формировани€ союза в рамках логистической системы веро€тных конкурентов путем расширени€ пространства образовани€ деловых св€зей внутри самой системы.
ѕриведенные выше уникальные характеристики систем в полной мере относ€тс€ и к мезо-логистической системе, создают услови€ реализации синергети-
ческого эффекта в ходе осуществлени€ де€тельности системы. ƒе€тельность такой системы сосредоточена на возможной синергии ее субъектов, элементов и инструментов ее развити€.
 ак известно, любой логистической системе присущи определенные качества:
Ч возможность построени€ отношений с субъектами внешней окружающей среды;
Ч наличие командной единицы;
Ч контролируемость;
Ч альтернативы в реализации политики;
Ч интегрированна€ всеобъемлюща€ информационна€ сеть;
Ч стратегически ориентированна€ политика.
ќценим возможности предлагаемой системы с позиций инфраструктуры малого предпринимательства.
 ак известно, на мезо-уровне логистика примен€етс€ дл€ территориальной организации и менеджмента системных текущих процессов национальной экономики в целом с целью поддержани€ необходимого плана еЄ функционировани€ в современных рыночных услови€х. ѕриведенные возможности мезо-логис-тической системы приобретают особое значение дл€ органов регионального менеджмента, поскольку они несут ответственность за развитие региональной экономической системы. ѕредставл€етс€, что указанные возможности существенно расшир€ютс€, если речь идет о применении их по отношению к кластерам, в рамках которых малый бизнес консолидирован и остро нуждаетс€ в адекватной инфраструктуре [5]. — учетом приведенных выше положений правомерен вывод о том, что образование территориальных логистических систем менеджмента жизненно необходимо дл€ активизации сферы малого бизнеса в региональной экономике. јльтернативных подходов к менеджменту инфраструктуры на прот€жении всего жизненного цикла в современных экономических услови€х пока не существует.
ѕримечани€:
1. јльбеков ј.”., √рибов ≈.ћ. «акономерности развити€ транспортно-складской логистики на региональном уровне (на примере –остовской области): монографи€. –остов н/ƒ: »зд-во –√Ёј, 1999.
2. ’илько Ќ.ј., ≈рмоленко ј.ј. —етевые организации: потенциал развити€ региональных экономических систем // ¬естник јдыгейского государственного университета. —ер. Ёкономика. 2011. ¬ып. 4(87).
3.  арнаухов —.Ѕ. Ћогистические системы в экономике –оссии. ћ.: Ѕлаговест-¬, 2002.
4. —емененко ј.»., —ергеев ¬.». Ћогистика. ќсновы теории. —ѕб.: —оюз, 2001.
5. ≈рмоленко ј.ј., ≈рмоленко јнд. ј.  рутизна движени€ –оссии // ¬естник јдыгейского государственного университета. —ер. Ёкономика. 2013. ¬ып. 4.
References:
1. Albekov A. U., Gribov ≈. ћ. Patterns of development of transport and storage logistics at the regional level (on the example of the Rostov region): monograph. Rostov n/D: the RSEU, 1999.
2. Khilko N. A., Ermolenko A. A. Network organization: the development potential of regional economic systems // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2011. Vol. 4 (87).
3. Karnaukhov S.B. Logistic systems in the Russian economy. M.: Blagovest-V, 2002.
4. Semenenko A.I., Sergeev V.I. Logistics. Theory Basics. SPb.: Union, 2001.
5. Ermolenko A. A., Ermolenko And. A. The steepness of the movement in Russia // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2013. Vol. 4.

пїњ