ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕЗО-ЛОГИСТИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
THEORY AND PRACTICE OF ENTREPRENEURSHIP
УДК 330.33 ББК 65.290.31 T81
Т. А. Туаева
Ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита Северо-Кавказского горно-металлургический института (Государственного технологического университета), г. Владикавказ. Тел.: (918)826-36-96, e-mail: mna33@mail.ru.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ МЕЗО-ЛОГИСТИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
( Рецензирована )
Аннотация. В предлагаемой статье предпринята попытка применить возможности мезо-логистической системы к исследованию сферы малого бизнеса региональной экономики. Автором раскрыты основные полномочия субъекта малого бизнеса, исследованы факторы, оказывающие воздействие на развитие данной сферы; дана оценка ряда часто используемых элементов бизнес стратегии субъектов малого бизнеса; раскрыто содержание понятий «корпоративная мезо-логистика», «мезо-логистическая система инфраструктуры малого предпринимательства» применительно к региональным исследованиям. Обоснован вывод о том, что кластерная среда наиболее восприимчива к имеющимся возможностям мезо-логистики, что предполагает формирование соответствующего компонента региональной экономической политики.
Ключевые слова: предпринимательство, мезо-логистика, малый бизнес, бизнес стратегия
Т. A. Tuaeva
Assistant of Accounting and Audit Department, North-Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), Vladikavkaz. Ph.: (918)826-36-96, e-mail: mna33@mail.ru.
SMALL BUSINESS DEVELOPMENT FACTORS AND MESO-LOGISTICS SYSTEM INTERPRETATION
Abstract. The paper discusses the possibilities of meso-logistic system to research the small business sphere of regional economy. The author reveals the main powers of the subject of small business, the factors making impact on development of this sphere. She gives the assessment of a number of often used elements business of strategy of subjects of small business. The scientific article considers the content of the concepts «corporate the meso-logistics». It examines «meso-logistics system of infrastructure of small business» in relation to regional researches. It draws a conclusion that the cluster environment is most susceptible to the available opportunities meso-logistics that assumes formation of the corresponding component of regional economic policy.
Keywords: business, meso-logistics, small business, business strategy.
Исходя из концептуальных представлений новой институциональной теории, правомерно выделить пять основных правомочий предпринимателя, распределение которых определяет различные виды фирм: право на остаточный доход после осуществления выплат остальным владельцам ресурсов бизнеса; право на осуществление контроля над остальными участниками; право заключения контрактов с остальными участниками; право изменения членства в фирме; право отчуждения того или иного правомочия [1].
В случае сочетания указанных правомочий возникает классическая частнопредпринимательская фирма, целиком контролируемая и непосредственно руководимая ее владельцем, что позволяет отнести ее к сфере малого бизнеса. Стагнация в экономике России дополнительно актуализирует процесс консолидации и стратегически ориентированного развития малого бизнеса, что обусловливает фокусирование внимания исследователей на соответствующих задачах. Определим имеющиеся для такой консолидации возможности.
Выделим более высокий уровень мотивации владельцев малого бизнеса по сравнению с менеджерами соответствующего уровня в крупных компаниях, объясняемый как материальным фактором — правом на остаточный доход, благодаря которому эффективность предпринимательских усилий напрямую сказывается на благосостоянии предпринимателя, так и нематериальными факторами, такими, как возможность самореализации, свобода предпринимательства и т.д.
Размер малого бизнеса, как правило, подразумевает возможность эффективного прямого контроля собственника над всеми аспектами деятельности фирмы, что снижает возможность оппортунизма сотрудников и исключает проблему оппортунизма высшего менеджмента, противостоящего собственникам. Издержки на управление и контроль в малом бизнесе существенно ниже.
Наконец, благодаря непосредственной вовлеченности собственника в бизнес-процессы сокращается время реакции на рыночные изменения, появляется возможность более эффективной и гибкой разработки и реализации деловой стра-
тегии. Основным же недостатком малого бизнеса является невозможность реализации эффекта масштаба, возникающего при концентрации ресурсов (материальных, информационных и др.). Существует несколько путей преодоления данного недостатка.
Прежде всего, малый бизнес может ориентироваться на сферы деловой активности, в которых эффект масштаба невелик.
Далее, малый бизнес может функционировать в рамках «сателлитной» модели, согласно которой малые предприятия существуют в жесткой бизнес-связи с «родительским» предприятием, являясь фактически аналогами его подразделений и пользуясь необходимыми ресурсами родительского предприятия. При этом право руководителей такого малого бизнеса на остаточный доход повышает их мотивацию по сравнению с руководителями внутрифирменных подразделений сопоставимого уровня, однако одновременно возрастает и сложность управления ими ввиду отсутствия административных рычагов воздействия, что повышает вероятность оппортунизма. Кроме того, полное встраивание в бизнес-процессы «родительского» предприятия нивелирует преимущества малого бизнеса в области гибкости и инно-вационности бизнес-стратегии, быстроты реакции на запросы рынка.
Еще одной моделью преодоления указанного недостатка является формирование мезо-логистической бизнес-сети малого бизнеса с разделяемым доступом к совместной инфраструктуре, позволяющей реализовать эффект масштаба. Генезис процессов, происходящих на мезо-уровне и сопутствующих профильных научных изысканий весьма незначителен во временном интервале [2]. Становлению мезо-логистических структур предшествовало образование макро- и микро-логис-тических структур. Это вызвано тем, что элементы анализа организационной базы мезо-логистических структур, мезо-эко-номика и территориальный менеджмент сформировались относительно недавно.
Данное обстоятельство является причиной распространенности довольно-таки узкого понимания термина «мезо-логистика», под которой зачастую принято понимать внедрение в одну систему ряда
компаний идентичных видов деятельности либо компании, формирующие международные системы.
В значительной части работ, посвященных данной проблематике логистика крупной компании приравнивается к мезо-логистике [3].
Образование такого класса, как мезо-логистика, осуществляется на базе определения ассоциации как уникального объекта научных изысканий. Функционирование ассоциаций отличается от микро- и макроэкономики, тем самым формируя среднее звено экономики — мезо-экономику. В научных публикациях, рассматривающих вопросы мезо-логистики, на основе изучения строения ассоциаций осуществляется вычленение структуры мезо-логистической системы.
Базовой особенностью мезо-логисти-ческой системы является её информационная база: логистика ассоциации (мезо-логистика) является в основной своей массе информационной. При этом наглядно проявляется зависимость, развитость логистической системы, что оказывает непосредственное влияние на объемы движения информации в сторону увеличения и движения материальных средств в сторону сокращения. Средствами мезо-логистики наиболее часто выступают крупные вычислительные сети.
Используем концептуальное представление о мезо-логистике, которое дает возможность разрабатывать необходимый инструментарий на региональном уровне предпринимательской деятельности. Согласно ему, мезо-логистика — применение положений теории и методологии логистики на мезо-уровне, то есть адаптация к региональной экономике.
Правомерно предположить, что данное понимание мезо-уровня логистических изысканий предоставляет возможность для более высокого уровня их совершенствования. Предыдущий этап мезо-логистического анализа был связан с всеобъемлющим соответствием мезо-ло-гистики, ее структуры и уникальных особенностей экономике ассоциаций. Однако на сегодняшний день данное нахождение среднего звена национальной экономики является недостаточным, не учитывающим комплексного подхода общей теории экономики. Необходимо развить пони-
мание мезо-логистики применительно к развитию предпринимательских сетей и цепей создания ценности в широких региональных границах.
Предмет мезо-логистики следует представить в виде значительного движения материальных средств с установленными отраслевыми, региональными и организационными особенностями либо их сочетанием, которые реализуются в экономических системах со следующими, присущими им, свойствами:
— включают в себя сформированное отраслевое движение (может объединять несколько направлений движения);
— обладают существенной территорией (область либо территориально не связанная межрегиональная логистика, выходящая за рамки границы территории);
— логистические направления движения комбинируются и образуют в некоторой степени автономные логистические подсистемы.
При формировании задач мезо-логис-тической системы, объединяющей бизнес-сети малого бизнеса региона и инфраструктуру их функционирования, особое значение приобретает её интегральная функция и задача осуществления деятельности всей мезо-логистической системы формулируется как обнаружение обоюдовыгодного логистического взаимодействия всех ее элементов [4].
Кроме того, теоретико-исследовательской базой определения задач функционирования мезо-логистической системы применительно к региональной инфраструктуре малого предпринимательства являются научные труды, затрагивающие вопросы использования логистических систем в конкурентной борьбе звеньев одной экономической системы: внутри логистической системы конкурентные связи предпринимателей переходят в состояние логистического объединения стремлений к получению определенных выгод ее субъектов.
Для этого предлагается учитывать шесть групп заинтересованных сторон:
1) группа потребителей — их обеспеченный спрос является необходимым условием для практически всех движений экономических потоков;
2) группа поставщиков — логистическая оптимизация экономических пото-
ков существенно профилируется у поставщиков экономических ресурсов;
3) государства — не учитывая интересы государства, создаются условия для возникновения энтропии системы, либо к теневым методам ведения бизнеса;
4) группа персонала — собственная заинтересованность человека к получению каких-либо выгод в рыночной экономике играет ведущую роль в системе экономических интересов;
5) группа собственников — как правило, интересы собственников отличаются от интересов персонала и иных субъектов логистической системы;
6) группа кредиторов — логистическая система сама по себе не способна осуществлять свою деятельность на протяжении длительного времени без непрерывного притока инвестиций, направленных на совершенствования экономических потоков.
Принимая во внимание приведенный выше комплекс экономических интересов, в дальнейшем можно осуществлять проектирование и организацию деятельности различных логистических систем. Поиск общих задач реализации мезо-ло-гистической системы в виде определения направлений логистического объединения дает возможность установить уникальные характеристики систем данного типа:
а) гармоничность — возможность развить конкурентную борьбу до уровня логистического объединения субъектов экономических потоков, использующих в рамках неантагонистической конкуренции общие объекты инфраструктуры, тем самым снижая свои затраты и повышая экономические результаты в рамках парадигмы открытого расширяющегося рынка с ненулевой суммой игры;
б) согласование — наличие условий формирования союза в рамках логистической системы вероятных конкурентов путем расширения пространства образования деловых связей внутри самой системы.
Приведенные выше уникальные характеристики систем в полной мере относятся и к мезо-логистической системе, создают условия реализации синергети-
ческого эффекта в ходе осуществления деятельности системы. Деятельность такой системы сосредоточена на возможной синергии ее субъектов, элементов и инструментов ее развития.
Как известно, любой логистической системе присущи определенные качества:
— возможность построения отношений с субъектами внешней окружающей среды;
— наличие командной единицы;
— контролируемость;
— альтернативы в реализации политики;
— интегрированная всеобъемлющая информационная сеть;
— стратегически ориентированная политика.
Оценим возможности предлагаемой системы с позиций инфраструктуры малого предпринимательства.
Как известно, на мезо-уровне логистика применяется для территориальной организации и менеджмента системных текущих процессов национальной экономики в целом с целью поддержания необходимого плана её функционирования в современных рыночных условиях. Приведенные возможности мезо-логис-тической системы приобретают особое значение для органов регионального менеджмента, поскольку они несут ответственность за развитие региональной экономической системы. Представляется, что указанные возможности существенно расширяются, если речь идет о применении их по отношению к кластерам, в рамках которых малый бизнес консолидирован и остро нуждается в адекватной инфраструктуре [5]. С учетом приведенных выше положений правомерен вывод о том, что образование территориальных логистических систем менеджмента жизненно необходимо для активизации сферы малого бизнеса в региональной экономике. Альтернативных подходов к менеджменту инфраструктуры на протяжении всего жизненного цикла в современных экономических условиях пока не существует.
Примечания:
1. Альбеков А.У., Грибов Е.М. Закономерности развития транспортно-складской логистики на региональном уровне (на примере Ростовской области): монография. Ростов н/Д: Изд-во РГЭА, 1999.
2. Хилько Н.А., Ермоленко А.А. Сетевые организации: потенциал развития региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2011. Вып. 4(87).
3. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. М.: Благовест-В, 2002.
4. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории. СПб.: Союз, 2001.
5. Ермоленко А.А., Ермоленко Анд. А. Крутизна движения России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. 2013. Вып. 4.
References:
1. Albekov A. U., Gribov Е. М. Patterns of development of transport and storage logistics at the regional level (on the example of the Rostov region): monograph. Rostov n/D: the RSEU, 1999.
2. Khilko N. A., Ermolenko A. A. Network organization: the development potential of regional economic systems // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2011. Vol. 4 (87).
3. Karnaukhov S.B. Logistic systems in the Russian economy. M.: Blagovest-V, 2002.
4. Semenenko A.I., Sergeev V.I. Logistics. Theory Basics. SPb.: Union, 2001.
5. Ermolenko A. A., Ermolenko And. A. The steepness of the movement in Russia // The Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Economy. 2013. Vol. 4.