пїњ

‘акторы развити€ архитектуры высотных зданий

”ƒ :72.01  оротич ћ. ј.
 оротич ј. ¬.
‘акторы развити€ архитектуры высотных зданий
јннотаци€
—тать€ посв€щена вы€влению и анализу основныхфакторов развити€ концептуальной и практической архитектуры высотныхзданий и сооружений.
Korotich ћ. A., Korotich ј. V.
Factors of Development of Architecture of High -Altitude Buildings.
The paper is devoted to revealing and the analysis of majorfactors of development of conceptual and practical architecture ofhigh-altitude buildings and constructions.
 лючевые слова: высотные сооружени€, эстетика формообразовани€, тенденции развити€, индивидуальность, композиционные приемы, современные строительные технологии.
 оротич
ћихаил јндреевич
архитектор
 оротич
јндрей
¬ладимирович
доктор архитектуры, профессор, зав лабораторией института Ђ”ралЌ»»проект –јј—Ќї
засл. изобретатель –оссии
¬ысока€ стоимость земельных участков в крупных городах вкупе с экономической эффективностью высотных сооружений обусловили стремительное развитие многоэтажной застройки городских территорий. ¬ысотное строительство, помимо очевидных экономических выгод (повышение плотности застройки и экономи€ энергоресурсов), имеет важный художественный аспект Ч высотные сооружени€ €вл€ютс€ выразительными композиционными доминантами в силуэте города.
Ќе случайно многие города и страны ведут многолетнее архитектурное соревнование, спор€ о том, чьи небоскребы выше и оригинальнее по формам. Ѕудучи символами технического прогресса, богатства и престижа, высотные здани€ способствуют развитию экономики, бизнеса и туризма. ƒанные обсто€тельства обусловили высокую значимость новых композиционных и конструктивных идей в творческом процессе формообразовани€ высотных сооружений, а также тщательность выбора оптимального варианта оболочки здани€ в каждом конкретном случае.
“енденции развити€ высотной архитектуры в современный период таковы, что композиционно-эстетические вопросы проектировани€ внешних оболочек сооружений постепенно
выход€т на первый план среди всех прочих.
—в€зано это с взаимодействием нескольких
факторов.
1 ¬ысока€ престижность эстетически совершенной и выразительной внешней архитектурной формы высотных объектов, зачастую €вл€ющихс€ символами городов и государств.
2 ѕринципиальна€ конструктивно-технологическа€ осуществимость зданий высотой до 1200 м, способных иметь весьма сложное геометрическое очертание и поперечное сечение вследствие по€влени€ новых методов расчета, конструктивных решений и конструкционных материалов, позвол€ющих повысить надежность статической работы сооружени€ со сложным характером нагружени€, в том числе в регионах с повышенной сейсмичностью и ветровой активностью.
3 Ќезависимость внешней архитектурной формы высотного здани€ от его принципиальной конструктивной схемы (очертани€ внутреннего несущего каркаса).
4 –азвитие концепции универсального внутреннего пространства, предполагающей независимость внешней архитектурной формы высотного сооружени€ от его внутренней функциональной объемно-планировочной структуры.
5 –азвитие производства новых отделочных материалов, а также конструктивно-технологическа€ осуществимость сложных по пластике внешних ограждающих оболочек здани€, что способствует расширению спектра художественных выразительных возможностей архитектурного формообразовани€.
6 ѕосто€нное совершенствование технических систем пожарной безопасности, лифтостроени€, оптико-волоконной св€зи, компьютерных и энергосберегающих технологий, способствующих предельно компактному размещению внутренних коммуникаций, снижению эксплуатационных расходов, а также повышающих информационную и энергетическую оснащенность сооружени€ и позвол€ющих зданию адекватно реагировать на изменени€ внешней и внутренней среды.
ѕри реальной перспективе значительного и ритмичного финансировани€ постройки (типична€ ситуаци€ в случае возведени€ уникальных высотных зданий в различных странах мира) качественна€ новизна архитектурной формы оболочки и ее эстетическое совершенство станов€тс€ главными факторами, определ€ющими выбор конкретного варианта архитектурно-художественной концепции экстерьера объекта.
ѕроекты и постройки выдающихс€ мастеров современной архитектуры €вл€ют собой великолепные при-
меры сли€ни€ воедино пластической выразительности и технологической обоснованности формы высотных сооружений.
¬ современных услови€х архитекторы должны обладать более широким и сложным комплексом композиционных приемов, направленных на повышение эстетической выразительности и вариабельности возможных решений оболочек высотных объектов: ответственность за создание художественно полноценного и уникального по своим архитектурным формам здани€-символа, способного на дес€тилети€ определить лицо города (а именно к таковым относитс€ кажда€ высотна€ градостроительна€ доминанта), чрезвычайно велика.
” архитектора, проектирующего весьма дорогосто€щее и технически сложное высотное сооружение, нет права на композиционную ошибку.
¬месте с тем, отсутствие единой системной теоретической основы архитектурного формообразовани€ высотных зданий, недостаточна€ изученность способов композиционного моделировани€ архитектурных форм высотных сооружений затрудн€ют проведение научных исследований в данной области, равно как и разработку качественно новых предпроектных архитектурно-художественных концепций, что в итоге преп€тствует созданию полноценных произведений высотной архитектуры.
»сследование авторов позвол€ет констатировать, что качественный скачок в развитии высотной архитектуры возможен лишь при об€зательном взаимодействии шести основных факторов-условий.
1 ƒинамичный рост общественного (национального, корпоративного, религиозного и др.) самосознани€, выражающийс€ в по€влении и стремительном развитии позитивных амбициозных устремлений. —тремление общества в целом, либо его определенных социальных слоев обозначить и зафиксировать свое приоритетное положение в общественной иерархии в определенные исторические периоды развити€ страны и вызывает к жизни по€вление шедевров мировой архитектуры, восхищающих последующие поколени€ в периоды социального (следовательно, и архитектурного) затишь€. ѕоэтому обще-
ственные архитектурные амбиции €вл€ютс€ важным стимулом развити€ очередной новой архитектурной волны.
2 ¬ыражение этих амбиций именно через јрхитектуру, а не через какой-нибудь другой вид искусства (например, кино или живопись) либо нар€ду с ними. ¬ обществе, либо определенных его сло€х должно сформироватьс€ соответствующее отношение к јрхитектуре как к главному носителю информации о статусе, потенциале и динамике развити€, а также достижени€х общества (корпорации и т.д.). ¬се это обусловливает по€вление зданий-символов с выдающимс€ характером архитектуры и уникальными техническими характеристиками. “акие сооружени€ своей необычной формой, гигантскими габаритами и высочайшим качеством строительства резко выдел€ютс€ из окружающей застройки.
3 јрхитектурное воплощение общественных идей-амбиций при весьма значительных (в р€де стран Ч приоритетных!) финансовых вложени€х в процесс проектировани€ и строительства объектов-символов, которые по стоимости зачастую составл€ют
не один годовой национальный бюджет, но при этом €вл€ютс€ гордостью целых поколений.
4 Ќаилучшие природно-
климатические услови€ (нулева€ сейсмичность, отсутствие сильных ветров, малое количество осадков, незначительна€ влажность, стабильна€ и оптимальна€ температура воздуха, подход€щие грунты и др.).
5 ¬ысокий технологический и культурный уровень развити€ общественных отношений, обусловливающий высокое качество возведени€ и послестроительной эксплуатации, а также сохранность уникальных архитектурных объектов.
6 –азвитые международные коммуникации, бизнес, торговл€, туризм, интенсивные финансовые потоки.
¬ыпадение какого-либо услови€ делает становление новаторской высотной архитектуры весьма проблематичным либо невозможным.
¬ насто€щее врем€ главные проблемы концептуальной архитектуры высотных зданий заключаютс€ во вскрытии художественного потенциала формообразовани€ (разработка новых способов и приемов моделировани€ форм с неизвестными ранее художественно-эстетическими качествами).
ќсновные проблемы Ђпрактической архитектурыї свод€тс€ к выбору, финансированию и качественному возведению наилучшего варианта архитектурного решени€ проектируемого высотного сооружени€. ѕри этом поиск клиентов и инвесторов сегодн€ становитс€ важным самосто€тельным направлением сложного и разнопланового процесса создани€ произведений архитектуры и чуть ли не главным звеном работы современного архитектора.
¬ сравнении с музыкой, живописью и скульптурой архитектура имеет материальную базу, обладающую колоссальной стоимостью: в р€де случаев одни только строительные материалы здани€ сто€т дес€тки миллионов долларов, а возведенный объект Ч более миллиарда. ѕоэтому пон€тно стремление владельца и строителей высотного объекта предельно его удешевить, ускорить и упростить процесс его возведени€.
¬следствие этого подавл€ющее большинство построенных и стро€щихс€ сегодн€ в различных странах
мира высотных зданий (до 97-99%) может быть отнесено к категории Ђкоммерческой недвижимостиї, сущность которой определ€етс€ принципом: Ђ— использованием минимума финансовых средств построить здание, площади которого можно максимально быстро и прибыльно распродатьї. Ќи о каких Ђархитектурных излишествахї при такой постановке вопроса не может быть и речи.
» лишь небольшое число Ђвысотокї (1-3%) относитс€ к категории Ђархитектурного эксклюзиваї, когда задача экономической окупаемости сооружени€ не €вл€етс€ основной или отсутствует вообще, а во главу угла ставитс€ имиджева€ задача создани€ произведени€ символической архитектуры.
јнализ более 1700 высотных объектов, построенных в различных странах мира, позволил обозначить наиболее характерные композиционные черты, определ€ющие
сегодн€шнюю архитектуру основной массы высотных зданий.
1 ѕроста€, примитивна€, предельно упрощенна€ форма общего объема высотного объекта (пресловутые безликие Ђфункциональные стекл€нные коробкиї).
2 ѕолное отсутствие, либо предельно ограниченное использование индивидуальных привлекательных архитектурных деталей внешней оболочки.
3 ћассовое использование унифицированных облицовочных фасадных элементов (гнутых металлических реек и панелей, а также стеклопакетов) упрощенной формы.
4 Ѕольшие остекленные фасадные поверхности без деталей, вызывающие ощущение монотонности (образующие негативные гомогенные пол€ зрительного воздействи€) и т€жести (общий тон остекленных поверхностей Ч темный).
5 ќтсутствие в структуре внешней оболочки высотного здани€ участков (элементов), контрастных по форме, цвету, тону, фактуре большим остекленным поверхност€м.
6 «ачастую случайное и неудачное расположение высотного объема (комплекса высотных объемов) в городской структуре с позиций функционального зонировани€, экологии и градостроительной композиции.
¬се вышеназванные черты в совокупности и определ€ют резко негативное отношение населени€, в т.ч. профессионалов, к высотному строительству.
ѕерспективы поступательного развити€ архитектуры высотных зданий: от экономической архитектуры Ђфункциональных стекл€нных этажерокї Ч к выразительной архитектуре, базирующейс€ на фрактальных, торсионных и кристаллографических принципах формообразовани€ и по облику напоминающей органические природные образовани€ Ч биоформы.
Ќаступает врем€, когда психоэнергетическое воздействие объемно-пространственной среды, а не ее функциональна€ сущность, будет определ€ющим фактором развити€ высотной архитектуры.
ѕри этом основным направлением профессиональной де€тельности архитекторов-Ђвысотниковї будет
€вл€тьс€ разработка новых эффективных путей повышени€ пластической выразительности современной высотной архитектуры, а также прогностическое архитектурное моделирование зданий будущего.
¬ывод
¬ наше врем€, когда эстетика строительных материалов заслонила собой эстетику формообразовани€, столь высоко ценимые индивидуальность и пластическа€ выразительность архитектурного решени€ высотного объекта могут быть достигнуты лишь путем использовани€ перспективных композиционных приемов Ђигры формойї в рамках современных строительных технологий.
»ллюстрации. јрхитектурные концепции высотных многофункциональных зданий дл€ стран Ѕлижнего ¬остока. јвторы:  оротич ј. ¬., при участии  оротича ћ. ј. и  оротича ». ј. ѕрава авторов защищены.

пїњ