Факторы развития архитектуры высотных зданий

УДК:72.01 Коротич М. А.
Коротич А. В.
Факторы развития архитектуры высотных зданий
Аннотация
Статья посвящена выявлению и анализу основныхфакторов развития концептуальной и практической архитектуры высотныхзданий и сооружений.
Korotich М. A., Korotich А. V.
Factors of Development of Architecture of High -Altitude Buildings.
The paper is devoted to revealing and the analysis of majorfactors of development of conceptual and practical architecture ofhigh-altitude buildings and constructions.
Ключевые слова: высотные сооружения, эстетика формообразования, тенденции развития, индивидуальность, композиционные приемы, современные строительные технологии.
Коротич
Михаил Андреевич
архитектор
Коротич
Андрей
Владимирович
доктор архитектуры, профессор, зав лабораторией института «УралНИИпроект РААСН»
засл. изобретатель России
Высокая стоимость земельных участков в крупных городах вкупе с экономической эффективностью высотных сооружений обусловили стремительное развитие многоэтажной застройки городских территорий. Высотное строительство, помимо очевидных экономических выгод (повышение плотности застройки и экономия энергоресурсов), имеет важный художественный аспект — высотные сооружения являются выразительными композиционными доминантами в силуэте города.
Не случайно многие города и страны ведут многолетнее архитектурное соревнование, споря о том, чьи небоскребы выше и оригинальнее по формам. Будучи символами технического прогресса, богатства и престижа, высотные здания способствуют развитию экономики, бизнеса и туризма. Данные обстоятельства обусловили высокую значимость новых композиционных и конструктивных идей в творческом процессе формообразования высотных сооружений, а также тщательность выбора оптимального варианта оболочки здания в каждом конкретном случае.
Тенденции развития высотной архитектуры в современный период таковы, что композиционно-эстетические вопросы проектирования внешних оболочек сооружений постепенно
выходят на первый план среди всех прочих.
Связано это с взаимодействием нескольких
факторов.
1 Высокая престижность эстетически совершенной и выразительной внешней архитектурной формы высотных объектов, зачастую являющихся символами городов и государств.
2 Принципиальная конструктивно-технологическая осуществимость зданий высотой до 1200 м, способных иметь весьма сложное геометрическое очертание и поперечное сечение вследствие появления новых методов расчета, конструктивных решений и конструкционных материалов, позволяющих повысить надежность статической работы сооружения со сложным характером нагружения, в том числе в регионах с повышенной сейсмичностью и ветровой активностью.
3 Независимость внешней архитектурной формы высотного здания от его принципиальной конструктивной схемы (очертания внутреннего несущего каркаса).
4 Развитие концепции универсального внутреннего пространства, предполагающей независимость внешней архитектурной формы высотного сооружения от его внутренней функциональной объемно-планировочной структуры.
5 Развитие производства новых отделочных материалов, а также конструктивно-технологическая осуществимость сложных по пластике внешних ограждающих оболочек здания, что способствует расширению спектра художественных выразительных возможностей архитектурного формообразования.
6 Постоянное совершенствование технических систем пожарной безопасности, лифтостроения, оптико-волоконной связи, компьютерных и энергосберегающих технологий, способствующих предельно компактному размещению внутренних коммуникаций, снижению эксплуатационных расходов, а также повышающих информационную и энергетическую оснащенность сооружения и позволяющих зданию адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
При реальной перспективе значительного и ритмичного финансирования постройки (типичная ситуация в случае возведения уникальных высотных зданий в различных странах мира) качественная новизна архитектурной формы оболочки и ее эстетическое совершенство становятся главными факторами, определяющими выбор конкретного варианта архитектурно-художественной концепции экстерьера объекта.
Проекты и постройки выдающихся мастеров современной архитектуры являют собой великолепные при-
меры слияния воедино пластической выразительности и технологической обоснованности формы высотных сооружений.
В современных условиях архитекторы должны обладать более широким и сложным комплексом композиционных приемов, направленных на повышение эстетической выразительности и вариабельности возможных решений оболочек высотных объектов: ответственность за создание художественно полноценного и уникального по своим архитектурным формам здания-символа, способного на десятилетия определить лицо города (а именно к таковым относится каждая высотная градостроительная доминанта), чрезвычайно велика.
У архитектора, проектирующего весьма дорогостоящее и технически сложное высотное сооружение, нет права на композиционную ошибку.
Вместе с тем, отсутствие единой системной теоретической основы архитектурного формообразования высотных зданий, недостаточная изученность способов композиционного моделирования архитектурных форм высотных сооружений затрудняют проведение научных исследований в данной области, равно как и разработку качественно новых предпроектных архитектурно-художественных концепций, что в итоге препятствует созданию полноценных произведений высотной архитектуры.
Исследование авторов позволяет констатировать, что качественный скачок в развитии высотной архитектуры возможен лишь при обязательном взаимодействии шести основных факторов-условий.
1 Динамичный рост общественного (национального, корпоративного, религиозного и др.) самосознания, выражающийся в появлении и стремительном развитии позитивных амбициозных устремлений. Стремление общества в целом, либо его определенных социальных слоев обозначить и зафиксировать свое приоритетное положение в общественной иерархии в определенные исторические периоды развития страны и вызывает к жизни появление шедевров мировой архитектуры, восхищающих последующие поколения в периоды социального (следовательно, и архитектурного) затишья. Поэтому обще-
ственные архитектурные амбиции являются важным стимулом развития очередной новой архитектурной волны.
2 Выражение этих амбиций именно через Архитектуру, а не через какой-нибудь другой вид искусства (например, кино или живопись) либо наряду с ними. В обществе, либо определенных его слоях должно сформироваться соответствующее отношение к Архитектуре как к главному носителю информации о статусе, потенциале и динамике развития, а также достижениях общества (корпорации и т.д.). Все это обусловливает появление зданий-символов с выдающимся характером архитектуры и уникальными техническими характеристиками. Такие сооружения своей необычной формой, гигантскими габаритами и высочайшим качеством строительства резко выделяются из окружающей застройки.
3 Архитектурное воплощение общественных идей-амбиций при весьма значительных (в ряде стран — приоритетных!) финансовых вложениях в процесс проектирования и строительства объектов-символов, которые по стоимости зачастую составляют
не один годовой национальный бюджет, но при этом являются гордостью целых поколений.
4 Наилучшие природно-
климатические условия (нулевая сейсмичность, отсутствие сильных ветров, малое количество осадков, незначительная влажность, стабильная и оптимальная температура воздуха, подходящие грунты и др.).
5 Высокий технологический и культурный уровень развития общественных отношений, обусловливающий высокое качество возведения и послестроительной эксплуатации, а также сохранность уникальных архитектурных объектов.
6 Развитые международные коммуникации, бизнес, торговля, туризм, интенсивные финансовые потоки.
Выпадение какого-либо условия делает становление новаторской высотной архитектуры весьма проблематичным либо невозможным.
В настоящее время главные проблемы концептуальной архитектуры высотных зданий заключаются во вскрытии художественного потенциала формообразования (разработка новых способов и приемов моделирования форм с неизвестными ранее художественно-эстетическими качествами).
Основные проблемы «практической архитектуры» сводятся к выбору, финансированию и качественному возведению наилучшего варианта архитектурного решения проектируемого высотного сооружения. При этом поиск клиентов и инвесторов сегодня становится важным самостоятельным направлением сложного и разнопланового процесса создания произведений архитектуры и чуть ли не главным звеном работы современного архитектора.
В сравнении с музыкой, живописью и скульптурой архитектура имеет материальную базу, обладающую колоссальной стоимостью: в ряде случаев одни только строительные материалы здания стоят десятки миллионов долларов, а возведенный объект — более миллиарда. Поэтому понятно стремление владельца и строителей высотного объекта предельно его удешевить, ускорить и упростить процесс его возведения.
Вследствие этого подавляющее большинство построенных и строящихся сегодня в различных странах
мира высотных зданий (до 97-99%) может быть отнесено к категории «коммерческой недвижимости», сущность которой определяется принципом: «С использованием минимума финансовых средств построить здание, площади которого можно максимально быстро и прибыльно распродать». Ни о каких «архитектурных излишествах» при такой постановке вопроса не может быть и речи.
И лишь небольшое число «высоток» (1-3%) относится к категории «архитектурного эксклюзива», когда задача экономической окупаемости сооружения не является основной или отсутствует вообще, а во главу угла ставится имиджевая задача создания произведения символической архитектуры.
Анализ более 1700 высотных объектов, построенных в различных странах мира, позволил обозначить наиболее характерные композиционные черты, определяющие
сегодняшнюю архитектуру основной массы высотных зданий.
1 Простая, примитивная, предельно упрощенная форма общего объема высотного объекта (пресловутые безликие «функциональные стеклянные коробки»).
2 Полное отсутствие, либо предельно ограниченное использование индивидуальных привлекательных архитектурных деталей внешней оболочки.
3 Массовое использование унифицированных облицовочных фасадных элементов (гнутых металлических реек и панелей, а также стеклопакетов) упрощенной формы.
4 Большие остекленные фасадные поверхности без деталей, вызывающие ощущение монотонности (образующие негативные гомогенные поля зрительного воздействия) и тяжести (общий тон остекленных поверхностей — темный).
5 Отсутствие в структуре внешней оболочки высотного здания участков (элементов), контрастных по форме, цвету, тону, фактуре большим остекленным поверхностям.
6 Зачастую случайное и неудачное расположение высотного объема (комплекса высотных объемов) в городской структуре с позиций функционального зонирования, экологии и градостроительной композиции.
Все вышеназванные черты в совокупности и определяют резко негативное отношение населения, в т.ч. профессионалов, к высотному строительству.
Перспективы поступательного развития архитектуры высотных зданий: от экономической архитектуры «функциональных стеклянных этажерок» — к выразительной архитектуре, базирующейся на фрактальных, торсионных и кристаллографических принципах формообразования и по облику напоминающей органические природные образования — биоформы.
Наступает время, когда психоэнергетическое воздействие объемно-пространственной среды, а не ее функциональная сущность, будет определяющим фактором развития высотной архитектуры.
При этом основным направлением профессиональной деятельности архитекторов-«высотников» будет
являться разработка новых эффективных путей повышения пластической выразительности современной высотной архитектуры, а также прогностическое архитектурное моделирование зданий будущего.
Вывод
В наше время, когда эстетика строительных материалов заслонила собой эстетику формообразования, столь высоко ценимые индивидуальность и пластическая выразительность архитектурного решения высотного объекта могут быть достигнуты лишь путем использования перспективных композиционных приемов «игры формой» в рамках современных строительных технологий.
Иллюстрации. Архитектурные концепции высотных многофункциональных зданий для стран Ближнего Востока. Авторы: Коротич А. В., при участии Коротича М. А. и Коротича И. А. Права авторов защищены.