Факторы, определяющие необходимость использования национальных подвижных игр и физических упражнений в практике физического воспитания школьников Чеченской Республики

имеющему аналогов в мире, позволяющему получать все характеристики движения яхты в любой точке траектории, с заданным интервалом расстояния или времени, дефрагментировать траекторию на отдельные составляющие и оценивать качество выполнения маневров по управлению яхтой с позиции изменения скорости её движения в любой момент нахождения под контролем системы. Полученные файлы трека, можно передавать по сети в любое место, где есть интернет. Тренер может корректировать процесс совершенствования технической подготовленности яхтсменов, не находясь физически с ними в местах проведения УТС или соревнований. Это открывает новые возможности для оптимизации тренировочного процесса спортсменов, не собирая их единовременно в одном месте, где по погодным условиям они должны решать различные задачи совершенствования технической подготовленности и привлечению к работе с ними наиболее квалифицированных специалистов
ЛИТЕРАТУРА
1. Акименко, В.И. Введение в специализацию. Парусный спорт : учебнометодическое пособие I В.И. Акименко, С.А. Машовец, И.В. Русакова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2004. - 90 с.
2. Григорьев, Н.В. Парусный спорт : учебное пособие I Н.В. Григорьев, Б.Б. Ло-бач-Жученко. - М. : Физкультура и спорт, 1954. - 233 с.
3. Лавров, И.П. Парусный спорт : учебное пособие для тренеров I И.П. Лавров. -М. : Физкультура и спорт, 1966. - 255 с.
Контактная информация: fdsr1@mail.ru
УДК 373.1:371.8
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕЧЕНСКОЙ
РЕСПУБЛИКИ
Саид-Али Махмудович Аслаханов, кандидат педагогических наук,
Чеченский государственный педагогический институт,
Чеченская Республика, г. Грозный
Аннотация
В статье представлены материалы исследований автора по выявлению факторов, определяющих необходимость использования национальных подвижных игр и физических упражнений в практику физического воспитания школьников Чеченской Республики. Народно-национальные средства физического воспитания содействуют дальнейшему расширению мировоззрения школьников, их идейно-нравственному воспитанию. Они несут в себе историко-познавательную ценность, приобщают к богатейшему наследию общества, активно содействуют патриотическому и интернациональному воспитанию.
Ключевые слова: национальные подвижные игры, Чеченская Республика, физическое воспитание школьников.
FACTORS DEFINING THE NECESSITY IN APPLICATION OF NATIONAL OUTDOOR GAMES AND PHYSICAL EXERCISES IN PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING OF PUPILS AT CHECHEN REPUBLIC SCHOOLS
Said-Ali Mahmudovich Aslahanov, the candidate of pedagogical sciences,
The Chechen State Pedagogical Institute,
Chechen Republic, Grozny
Annotation
The article presents the materials of author’s researches on revealing the factors defining the necessity of national outdoor games and physical exercises application in practice of physical training of
pupils at schools of the Chechen Republic. Folk-national means of physical training contribute to the further expansion of schoolchildren’s world outlook, their ideologically moral education. They bear in themselves historical-informative value, attach to the richest heritage of society, promote actively the patriotic and international education.
Keywords: national outdoor games; the Chechen Republic; physical training of pupils at schools.
Анализ деятельности общеобразовательной школы Чеченской Республики в области физического воспитания школьников показывает, что в силу этнических и климатогеографических условий, слабой материальной базы, языковых трудностей в усвоении терминологии упражнений, недостаточной обеспеченности квалифицированными кадрами, реализация требований учебной программы в полном объеме не представляется возможным.
Необходимость разработки этой проблемы обосновывается следующими мотивами:
- во-первых, затруднительностью выполнения некоторых разделов школьной программы из-за климатогеографических условий республики, слабостью материальной базы и нехваткой специалистов физического воспитания;
- во-вторых, вопросы использования национальных средств физического воспитания в системе уроков физической культуры в качестве дополнительного к государственной программе материала не нашли должного отражения в общепедагогической литературе с точки зрения использования их в образовательно-воспитательных целях;
- в-третьих, на практике и в литературе не существует описания отбора и систематизации (классификации) чечено-ингушских национальных средств физического воспитания, не определена их роль и место в физическом воспитании школьников.
Интерес педагогов к подвижным играм, к их наиболее полноценному использованию в учебно-воспитательном процессе объясняется возросшими требованиями и вниманием к проблеме оздоровления и воспитания подрастающего поколения, утверждения социалистического образа жизни. Наряду с общеобразовательными задачами в процессе физического воспитания решаются и частные задачи, что ставит перед специалистами физического воспитания проблему рационального использования богатейшего арсенала национальных средств физического воспитания, выработки исходных (частных) требований к его применению. В средней общеобразовательной школе уроки с подвижными играми направлены на решение не только учебно-воспитательных, но и оздоровительных задач. На начальном этапе ознакомление и применение подвижных игр, родственных по структуре и характеру тем двигательным действиям, которые изучаются на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной (кроссовой) подготовкой, плаванием, помогает первичному усвоению учениками элементов изучаемого движения и создает благоприятные предпосылки для их дальнейшего изучения. На этапе совершенствования двигательных действий неоднократное повторение технических приемов и действий в облегченных условиях помогает скорейшему развитию у учащихся навыков в выполнении движений в целостном виде.
Образовательная направленность подвижных игр на уроках физической культуры заключается в обучении детей играм. Учитель объясняет и показывает ученикам наиболее целесообразные игровые ситуации.
В процессе игры дети выступают в определенные взаимоотношения между собой, и это обязывает их соблюдать установленные правила игры. В результате у детей проявляются такие нравственно ценные качества как честность и справедливость, дисциплинированность и ответственность, уважительное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Из всего сказанного следует, что одним из наиболее эффективных средств воспитания детей являются игры и эмоционально насыщенные двигательные действия игрового характера. Правильно организованная и умело направленная педагогом игровая дея-
тельность приносит детям ни с чем не сравнимую радость, обогащая в то же время их мир чувств и представлений. Вместе с тем она способствует их общему развитию, причем не только физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому.
Между тем, в комплексной программе по физическому воспитанию школьников, подвижные игры не конкретизированы, до сих пор не установлены факторы, определяющие необходимость использования национальных подвижных игр в практике физического воспитания школьников Чеченской Республики. С целью выявления этих факторов, был проведен опрос специалистов по физическому воспитанию школьников. В опросе приняли участие 137 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Исследование показало, что от правильного подбора и точного определения места национальных подвижных игр в структуре урока, степени их содействия реализации образовательно-воспитательных задач, зависит, в конечном счете, качество постановки процесса физического воспитания школьников.
Определенный интерес в этой связи представляют результаты [1-5], содержащие рекомендации по методике проведения уроков физической культуры с использованием подвижных игр. Основу подвижных игр составляют творчески разнообразные активные двигательные действия, мотивированные сюжетом (темой, идеей) и частично ограниченные правилами.
Таблица1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость использования национальных подвижных игр и физических упражнений в практику физического ___________________воспитания Чеченской Республики (п=137)____________________
Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель, %
1 Национальные традиции физического воспитания школьников в Чеченской Республике 19,8
2 Отсутствие современных педагогических технологий обучения в практике физического воспитания школьников 17,7
3 Невозможность выполнения всех разделов школьной программы из-за климатогеографических условий республики 15,1
4 Наличие слабой материально-технической базы по физическому воспитанию школьников 14,2
5 Необходимость быстрейшего оздоровления нации и подрастающего поколения в послевоенный период 10,8
6 Недооценка роли и значения национальных средств физического воспитания 9,9
7 Острая нехватка специалистов по физическому воспитанию школьников 7,3
8 Языковые трудности в усвоении общепринятой терминологии физических упражнений 5,2
Отбор игр осуществляется на основе педагогических требований к ним, при этом учитывается возраст детей, их физическое развитие, двигательная подготовленность, место проведения, количество играющих, наличие инвентаря и другие факторы.
Национальные средства физического воспитания - игры, виды спорта, упражнения, создаваемые народом применительно к особенностям общественного строя, всего хозяйственного уклада и психического склада людей, имеют большую социальную значимость, так как содействуют решению общеобразовательных задач и представляют собой важный фонд обогащения российской системы физического воспитания.
Таким образом, народно-национальные средства физического воспитания содействуют дальнейшему расширению мировоззрения школьников, их идейно-нравственному воспитанию. Они несут в себе историко-познавательную ценность, приобщают к богатейшему наследию общества, активно содействуют патриотическому и интернациональ-
ному воспитанию. Являясь источником обогащения системы физического воспитания, они не только обеспечивают воспитание физическое, но и способствуют реализации ведущей задачи общеобразовательной школы - подготовке всесторонне развитой личности.
ВЫВОД: Выявленные в ходе исследования факторы, определяющие необходимость использования национальных подвижных игр, позволяют оптимизировать процесс физического воспитания школьников Чеченской Республики с учетом местных условий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выдрин, В.М. Генезис национального и интернационального в физической культуре / В.М. Выдрин, Г. А. Решетнева // Теория и методика физического воспитания. -
1985. - № 4. - С. 22-23.
2. Жуков, М.Н. Подвижные игры : учебник для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков. -М. : Академия, 2002. - 235 с.
3. Короев, В.Г. Некоторые исторические аспекты формирования народной системы физического воспитания осетин / В.Г. Короев // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12. - С. 5-6.
4. Кравец, А.Г. Педагогические условия эффективности развития физических способностей учащихся 6-8 классов средствами подвижных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кравец А.Г. - М., 1982. - 23 с.
5. Языев, Г. А. Туркменские национальные средства физического воспитания на уроках физической культуры в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Языев Г. А. - М.,
1986. - 21 с.
Контактная информация: sdd-bae@mail.ru
УДК 796.07
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА»
Сергей Игоревич Баландин, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования компетенций бакалавров по направлению «Физическая культур» Представлена методика междисциплинарного проектирования в рамках дисциплины Теория и методика избранного вида спорта (ТиМИВС), а также результаты экспериментального использования междисциплинарного проектирования в подготовке студентов.
Ключевые слова: бакалавр по направлению «Физическая культура», компетенции, междисциплинарные связи, учебное проектирование.
INTERDISCIPLINARY DESIGNING WITHIN THE PROGRAM “THEORY AND METHODS OF CHOSEN KIND OF SPORT”
Sergey Igorevich Balandin, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article considers the issue of forming the competence of Bachelors of Physical Education. ^e methodology of the interdisciplinary designing in frames of the discipline «Theory and methods of chosen kind of sport» has been presented both with the results of experimental application of the interdisciplinary designing method in training of students.
Keywords: Bachelors of Physical Education, competence, interdisciplinary relations, educational