пїњ

‘акторы, определ€ющие необходимость использовани€ национальных подвижных игр и физических упражнений в практике физического воспитани€ школьников „еченской –еспублики

имеющему аналогов в мире, позвол€ющему получать все характеристики движени€ €хты в любой точке траектории, с заданным интервалом рассто€ни€ или времени, дефрагментировать траекторию на отдельные составл€ющие и оценивать качество выполнени€ маневров по управлению €хтой с позиции изменени€ скорости еЄ движени€ в любой момент нахождени€ под контролем системы. ѕолученные файлы трека, можно передавать по сети в любое место, где есть интернет. “ренер может корректировать процесс совершенствовани€ технической подготовленности €хтсменов, не наход€сь физически с ними в местах проведени€ ”“— или соревнований. Ёто открывает новые возможности дл€ оптимизации тренировочного процесса спортсменов, не собира€ их единовременно в одном месте, где по погодным услови€м они должны решать различные задачи совершенствовани€ технической подготовленности и привлечению к работе с ними наиболее квалифицированных специалистов
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. јкименко, ¬.». ¬ведение в специализацию. ѕарусный спорт : учебнометодическое пособие I ¬.». јкименко, —.ј. ћашовец, ».¬. –усакова ; —.-ѕетерб. гос. акад. физ. культуры им. ѕ. ‘. Ћесгафта. - —ѕб. : [б.и.], 2004. - 90 с.
2. √ригорьев, Ќ.¬. ѕарусный спорт : учебное пособие I Ќ.¬. √ригорьев, Ѕ.Ѕ. Ћо-бач-∆ученко. - ћ. : ‘изкультура и спорт, 1954. - 233 с.
3. Ћавров, ».ѕ. ѕарусный спорт : учебное пособие дл€ тренеров I ».ѕ. Ћавров. -ћ. : ‘изкультура и спорт, 1966. - 255 с.
 онтактна€ информаци€: fdsr1@mail.ru
”ƒ  373.1:371.8
‘ј “ќ–џ, ќѕ–≈ƒ≈Ћяёў»≈ Ќ≈ќЅ’ќƒ»ћќ—“№ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я Ќј÷»ќЌјЋ№Ќџ’ ѕќƒ¬»∆Ќџ’ »√– » ‘»«»„≈— »’ ”ѕ–ј∆Ќ≈Ќ»… ¬ ѕ–ј “» ≈ ‘»«»„≈— ќ√ќ ¬ќ—ѕ»“јЌ»я Ў ќЋ№Ќ» ќ¬ „≈„≈Ќ— ќ…
–≈—ѕ”ЅЋ» »
—аид-јли ћахмудович јслаханов, кандидат педагогических наук,
„еченский государственный педагогический институт,
„еченска€ –еспублика, г. √розный
јннотаци€
¬ статье представлены материалы исследований автора по вы€влению факторов, определ€ющих необходимость использовани€ национальных подвижных игр и физических упражнений в практику физического воспитани€ школьников „еченской –еспублики. Ќародно-национальные средства физического воспитани€ содействуют дальнейшему расширению мировоззрени€ школьников, их идейно-нравственному воспитанию. ќни несут в себе историко-познавательную ценность, приобщают к богатейшему наследию общества, активно содействуют патриотическому и интернациональному воспитанию.
 лючевые слова: национальные подвижные игры, „еченска€ –еспублика, физическое воспитание школьников.
FACTORS DEFINING THE NECESSITY IN APPLICATION OF NATIONAL OUTDOOR GAMES AND PHYSICAL EXERCISES IN PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING OF PUPILS AT CHECHEN REPUBLIC SCHOOLS
Said-Ali Mahmudovich Aslahanov, the candidate of pedagogical sciences,
The Chechen State Pedagogical Institute,
Chechen Republic, Grozny
Annotation
The article presents the materials of authorТs researches on revealing the factors defining the necessity of national outdoor games and physical exercises application in practice of physical training of
pupils at schools of the Chechen Republic. Folk-national means of physical training contribute to the further expansion of schoolchildrenТs world outlook, their ideologically moral education. They bear in themselves historical-informative value, attach to the richest heritage of society, promote actively the patriotic and international education.
Keywords: national outdoor games; the Chechen Republic; physical training of pupils at schools.
јнализ де€тельности общеобразовательной школы „еченской –еспублики в области физического воспитани€ школьников показывает, что в силу этнических и климатогеографических условий, слабой материальной базы, €зыковых трудностей в усвоении терминологии упражнений, недостаточной обеспеченности квалифицированными кадрами, реализаци€ требований учебной программы в полном объеме не представл€етс€ возможным.
Ќеобходимость разработки этой проблемы обосновываетс€ следующими мотивами:
- во-первых, затруднительностью выполнени€ некоторых разделов школьной программы из-за климатогеографических условий республики, слабостью материальной базы и нехваткой специалистов физического воспитани€;
- во-вторых, вопросы использовани€ национальных средств физического воспитани€ в системе уроков физической культуры в качестве дополнительного к государственной программе материала не нашли должного отражени€ в общепедагогической литературе с точки зрени€ использовани€ их в образовательно-воспитательных цел€х;
- в-третьих, на практике и в литературе не существует описани€ отбора и систематизации (классификации) чечено-ингушских национальных средств физического воспитани€, не определена их роль и место в физическом воспитании школьников.
»нтерес педагогов к подвижным играм, к их наиболее полноценному использованию в учебно-воспитательном процессе объ€сн€етс€ возросшими требовани€ми и вниманием к проблеме оздоровлени€ и воспитани€ подрастающего поколени€, утверждени€ социалистического образа жизни. Ќар€ду с общеобразовательными задачами в процессе физического воспитани€ решаютс€ и частные задачи, что ставит перед специалистами физического воспитани€ проблему рационального использовани€ богатейшего арсенала национальных средств физического воспитани€, выработки исходных (частных) требований к его применению. ¬ средней общеобразовательной школе уроки с подвижными играми направлены на решение не только учебно-воспитательных, но и оздоровительных задач. Ќа начальном этапе ознакомление и применение подвижных игр, родственных по структуре и характеру тем двигательным действи€м, которые изучаютс€ на зан€ти€х гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной (кроссовой) подготовкой, плаванием, помогает первичному усвоению учениками элементов изучаемого движени€ и создает благопри€тные предпосылки дл€ их дальнейшего изучени€. Ќа этапе совершенствовани€ двигательных действий неоднократное повторение технических приемов и действий в облегченных услови€х помогает скорейшему развитию у учащихс€ навыков в выполнении движений в целостном виде.
ќбразовательна€ направленность подвижных игр на уроках физической культуры заключаетс€ в обучении детей играм. ”читель объ€сн€ет и показывает ученикам наиболее целесообразные игровые ситуации.
¬ процессе игры дети выступают в определенные взаимоотношени€ между собой, и это об€зывает их соблюдать установленные правила игры. ¬ результате у детей про€вл€ютс€ такие нравственно ценные качества как честность и справедливость, дисциплинированность и ответственность, уважительное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
»з всего сказанного следует, что одним из наиболее эффективных средств воспитани€ детей €вл€ютс€ игры и эмоционально насыщенные двигательные действи€ игрового характера. ѕравильно организованна€ и умело направленна€ педагогом игрова€ де€-
тельность приносит дет€м ни с чем не сравнимую радость, обогаща€ в то же врем€ их мир чувств и представлений. ¬месте с тем она способствует их общему развитию, причем не только физическому, но и умственному, нравственному, эстетическому.
ћежду тем, в комплексной программе по физическому воспитанию школьников, подвижные игры не конкретизированы, до сих пор не установлены факторы, определ€ющие необходимость использовани€ национальных подвижных игр в практике физического воспитани€ школьников „еченской –еспублики. — целью вы€влени€ этих факторов, был проведен опрос специалистов по физическому воспитанию школьников. ¬ опросе прин€ли участие 137 респондентов. –езультаты опроса представлены в таблице 1.
»сследование показало, что от правильного подбора и точного определени€ места национальных подвижных игр в структуре урока, степени их содействи€ реализации образовательно-воспитательных задач, зависит, в конечном счете, качество постановки процесса физического воспитани€ школьников.
ќпределенный интерес в этой св€зи представл€ют результаты [1-5], содержащие рекомендации по методике проведени€ уроков физической культуры с использованием подвижных игр. ќснову подвижных игр составл€ют творчески разнообразные активные двигательные действи€, мотивированные сюжетом (темой, идеей) и частично ограниченные правилами.
“аблица1
–ангова€ структура факторов, определ€ющих необходимость использовани€ национальных подвижных игр и физических упражнений в практику физического ___________________воспитани€ „еченской –еспублики (п=137)____________________
«начимость (ранговое место) ‘акторы –анговый показатель, %
1 Ќациональные традиции физического воспитани€ школьников в „еченской –еспублике 19,8
2 ќтсутствие современных педагогических технологий обучени€ в практике физического воспитани€ школьников 17,7
3 Ќевозможность выполнени€ всех разделов школьной программы из-за климатогеографических условий республики 15,1
4 Ќаличие слабой материально-технической базы по физическому воспитанию школьников 14,2
5 Ќеобходимость быстрейшего оздоровлени€ нации и подрастающего поколени€ в послевоенный период 10,8
6 Ќедооценка роли и значени€ национальных средств физического воспитани€ 9,9
7 ќстра€ нехватка специалистов по физическому воспитанию школьников 7,3
8 языковые трудности в усвоении общеприн€той терминологии физических упражнений 5,2
ќтбор игр осуществл€етс€ на основе педагогических требований к ним, при этом учитываетс€ возраст детей, их физическое развитие, двигательна€ подготовленность, место проведени€, количество играющих, наличие инвентар€ и другие факторы.
Ќациональные средства физического воспитани€ - игры, виды спорта, упражнени€, создаваемые народом применительно к особенност€м общественного стро€, всего хоз€йственного уклада и психического склада людей, имеют большую социальную значимость, так как содействуют решению общеобразовательных задач и представл€ют собой важный фонд обогащени€ российской системы физического воспитани€.
“аким образом, народно-национальные средства физического воспитани€ содействуют дальнейшему расширению мировоззрени€ школьников, их идейно-нравственному воспитанию. ќни несут в себе историко-познавательную ценность, приобщают к богатейшему наследию общества, активно содействуют патриотическому и интернациональ-
ному воспитанию. явл€€сь источником обогащени€ системы физического воспитани€, они не только обеспечивают воспитание физическое, но и способствуют реализации ведущей задачи общеобразовательной школы - подготовке всесторонне развитой личности.
¬џ¬ќƒ: ¬ы€вленные в ходе исследовани€ факторы, определ€ющие необходимость использовани€ национальных подвижных игр, позвол€ют оптимизировать процесс физического воспитани€ школьников „еченской –еспублики с учетом местных условий.
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. ¬ыдрин, ¬.ћ. √енезис национального и интернационального в физической культуре / ¬.ћ. ¬ыдрин, √. ј. –ешетнева // “еори€ и методика физического воспитани€. -
1985. - є 4. - —. 22-23.
2. ∆уков, ћ.Ќ. ѕодвижные игры : учебник дл€ студ. пед. вузов / ћ.Ќ. ∆уков. -ћ. : јкадеми€, 2002. - 235 с.
3.  ороев, ¬.√. Ќекоторые исторические аспекты формировани€ народной системы физического воспитани€ осетин / ¬.√.  ороев // “еори€ и практика физической культуры. - 1996. - є 12. - —. 5-6.
4.  равец, ј.√. ѕедагогические услови€ эффективности развити€ физических способностей учащихс€ 6-8 классов средствами подвижных игр : автореф. дис. ... канд. пед. наук /  равец ј.√. - ћ., 1982. - 23 с.
5. языев, √. ј. “уркменские национальные средства физического воспитани€ на уроках физической культуры в школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / языев √. ј. - ћ.,
1986. - 21 с.
 онтактна€ информаци€: sdd-bae@mail.ru
”ƒ  796.07
ћ≈∆ƒ»—÷»ѕЋ»Ќј–Ќќ≈ ѕ–ќ≈ “»–ќ¬јЌ»≈ ¬ ѕ–ќ√–јћћ≈ ƒ»—÷»ѕЋ»Ќџ Ђ“≈ќ–»я » ћ≈“ќƒ» ј »«Ѕ–јЌЌќ√ќ ¬»ƒј —ѕќ–“јї
—ергей »горевич Ѕаландин, аспирант,
Ќациональный государственный университет физической культуры, спорта и здоровь€ имени ѕ. ‘. Ћесгафта, —анкт-ѕетербург,
(Ќ√” им. ѕ. ‘. Ћесгафта, —анкт-ѕетербург)
јннотаци€
¬ статье рассматриваетс€ проблема формировани€ компетенций бакалавров по направлению Ђ‘изическа€ культурї ѕредставлена методика междисциплинарного проектировани€ в рамках дисциплины “еори€ и методика избранного вида спорта (“ић»¬—), а также результаты экспериментального использовани€ междисциплинарного проектировани€ в подготовке студентов.
 лючевые слова: бакалавр по направлению Ђ‘изическа€ культураї, компетенции, междисциплинарные св€зи, учебное проектирование.
INTERDISCIPLINARY DESIGNING WITHIN THE PROGRAM УTHEORY AND METHODS OF CHOSEN KIND OF SPORTФ
Sergey Igorevich Balandin, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
The article considers the issue of forming the competence of Bachelors of Physical Education. ^e methodology of the interdisciplinary designing in frames of the discipline ЂTheory and methods of chosen kind of sportї has been presented both with the results of experimental application of the interdisciplinary designing method in training of students.
Keywords: Bachelors of Physical Education, competence, interdisciplinary relations, educational

пїњ