пїњ

Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“јЋ№Ќќ≈ »«”„≈Ќ»≈ ‘ј “ќ–ќ¬ Ћ»„Ќќ—“Ќќ-ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ –ј«¬»“»я ѕ≈–—ќЌјЋ№Ќџ’ ¬ќƒ»“≈Ћ≈…

ни€ // Ќедостатки речи у учащихс€ начальных классов массовой школы. - ћ. : ѕросвещение, 1966. -—. 105-129.
5.  орнев ј. Ќ. ќ состо€нии кратковременной пам€ти у детей, страдающих дислексией // ∆урнал невропатологии и психиатрии им. —. —.  орсакова. -1978. - є 10. - —. 3.
6. Ћалаева –. ». Ћогопедическа€ работа в коррекционных классах. - ћ. : ¬ладос, 1998. - 224 с.
7. Ћевашов ќ. ¬. ћежполушарна€ асимметри€ фазического и тонического зрительных каналов и дисбаланс их взаимодействи€ при дислексии // јктуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. - ћ. : Ќ»» ћозга –јћЌ, 2003.
8. Ћевина –. ≈. Ќедостатки произношени€, сопровождающиес€ нарушени€ми чтени€ и письма // Ћогопедическа€ работа в школе. - ћ. : »зд-во јѕЌ –—‘—–, 1953. - —. 3-18.
9. —адовникова ». Ќ. Ћогопедическа€ работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучени€ учащихс€ : јвтореф. - ћ., 1979. - 20 с.
10. “окарева ќ. ј. –асстройства чтени€ и письма (дислексии и дисграфии) // –асстройства речи у детей и подростков. - ћ. : »зд-во ћ√ѕ» им. ¬. ». Ћенина, 1969. - —. 39-45.
11. ’ватцев ћ. ≈. Ћогопеди€. - ћ.: ћедицина, 1959. - —. 85-98.
12. ÷веткова Ћ. —. Ќейропсихологи€ счета, письма, чтени€: нарушение и восстановление. - ћ. : ёристъ, 1997. - 256 с.
13. Ќьокиктьен „. ƒетска€ поведенческа€ неврологи€. “. 2. - ћ., Ђ“еревинфї, 2010. - 159 с.
14. „иркина √. ¬. ќсобенности понимани€ текста учащимис€ с т€желыми нарушени€ми речи // —овременное состо€ние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушени€ми умственного и физического развити€ : тезисы докладов 7-й науч. сессии по дефектологии -ћ., 1975. - —. 576-577.
15. ястребова ј. ¬.  оррекци€ нарушений речи у учащихс€ общеобразовательной школы. - ћ. : ѕросвещение, 1984. - 159 с.
”ƒ  159.9 —оловьев ¬ладислав ёрьевич
ѕсихологический институт –оссийской академии образовани€
vlad_solo vyo v84@mail. ш
Ё —ѕ≈–»ћ≈Ќ“јЋ№Ќќ≈ »«”„≈Ќ»≈ ‘ј “ќ–ќ¬ Ћ»„Ќќ—“Ќќ-ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ –ј«¬»“»я ѕ≈–—ќЌјЋ№Ќџ’ ¬ќƒ»“≈Ћ≈…
¬ статье впервые представл€ютс€ вы€вленные опытно-экспериментальным путем факторы личностно-профессионального развити€ персональных водителей. ƒанные факторы позвол€ют проектировать соответствующие психологические услови€ в рамках внутриорганизационного обучени€ персональных водителей, способствующие их личностно-профессиональному развитию.
 лючевые слова: Ћичностно-профессиональное развитие, факторы, интегральные личностные характеристики, самосознание, концепци€ профессионального развити€ личности, персональные водители.
Ќесмотр€ на достаточно большое количество работ по проблемам профессиональной де€тельности водителей автотранспорта [1; 2; 3; 6; 7; 10; 11; 12], современное состо€ние проблемы профессионализации персональных водителей характеризуетс€ недостаточной общепсихологической проработанностью.
ƒл€ изучени€ факторов личностно-профессионального развити€ персональных водителей необходимы соответствующие теоретикометодологические основани€, выделенные в концепции профессионального развити€ личности Ћ. ћ. ћитиной [4; 5; 8]. —огласно данной концепции такими факторами €вл€ютс€
высокии уровень развити€ интегральных личностных характеристик (направленность, компетентность, гибкость) и профессионального самосознани€. ”ровень развити€ интегральных личностных характеристик и самосознани€ обусловливает 2 модели профессионального труда: модель адаптивного поведени€ (I модель) и модель профессионального развити€ (II модель).
јктуальной научно-практической задачей €вл€етс€ поиск специфического содержани€ характеристик личностно-профессионального развити€ персональных водителей, обусловливающих эффективность их профессиональной де€тельности. — этой целью нами был проведен
© —оловьев ¬. ё., 2011
ѕедагогика. ѕсихологи€. —оциальна€ работа. ёвенологи€. —оциокинетика є 1
189
констатирующий эксперимент [9], который позволил вы€вить факторы личностно-профессионального развити€ персональных водителей. ќн объединил в себе реализацию следующих исследовательских серий:
- I сери€: изучение психологических факторов личностно-профессионального развити€ персональных водителей;
- II сери€: определение факторов-предикторов высокого уровн€ личностно-профессионального развити€ персональных водителей.
ѕри изучении психологических факторов личностно-профессионального развити€ персональных водителей на общей выборке (102 испытуемых - сотрудников федерального государственного учреждени€ Ђ“ранспортный комбинат Ђ–осси€ї ”правлени€ делами ѕрезидента –оссийской ‘едерации, работающих персональными водител€ми чиновников высокого ранга) было проведено экспериментальное исследование с использованием методической программы (I сери€), включающей в себ€ следующие методики: самоактуализа-ционный тест (—ј“) (Ћ. я. √озман и др.); методику диагностики уровн€ субъективного контрол€ ƒж. –оттера (адаптаци€ ≈. ‘. Ѕажина, —. ј. √олынкиной, ј. ћ. Ёткинда); индивидуально-типологический опросник Ћ. Ќ. —обчик; методику диагностики личности на мотивацию к успеху “. Ёлерса; методику диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач “. Ёлерса.
— целью анализа полученных эмпирических данных, сужени€ размерности данных и вы€влени€ общих тенденций, объ€сн€ющих св€зи между переменными, полученные нами с помощью диагностических методик показатели личностно-профессионального развити€ водителей были подвергнуты факторному анализу с включением всех шкал, вход€щих в состав использованных нами методик. ‘акторный анализ проводилс€ методом главных компонент с процедурой варимакс-вращени€ нормализованных переменных. ‘акторизации была подвергнута матрица данных размерностью 102 испытуемых на 29 шкал (впоследствии шкала Ђценностные ориентацииї была исключена из факторного анализа как неоднозначна€ переменна€).
ѕо итогам проведени€ факторного анализа была вы€влена 5-факторна€ структура полу-
ченных эмпирических данных. —уммарна€ информативность всех п€ти факторов составила 0,55, то есть выделенные нами факторы объ€сн€ют 55% суммарной дисперсии переменных, что считаетс€ достаточно приемлемым результатом. ¬се переменные однозначно соотнос€тс€ по высоким факторным нагрузкам только с одним из факторов.
‘актор 1 имеет наибольшую информативность (17%). ƒанный фактор €вл€етс€ однополюсным. ≈го положительный полюс определ€етс€ положительными полюсами шкал: поддержка (0,91), гибкость поведени€ (0,82), спонтанность (0,75), самоприн€тие (0,72), прин€тие агрессии (0,63), контактность (0,8). ¬ход€щие в данный фактор переменные отражают самореализацию водител€ и могут быть проинтерпретированы нами как фактор Ђспособность к саморазвитиюї. јффективный компонент самосознани€ характеризует представленность в факторе такой переменной, как самоприн€тие.
‘актор 2 (информативность 13%). ƒанный фактор также €вл€етс€ однополюсным. ≈го положительный полюс определ€етс€ положительными полюсами следующих шкал: обща€ интер-нальность (0,95), интернальность в области достижений (0,84), интернальность в области неудач (0,72), интернальность в производственных отношени€х (0,78), интернальность в области межличностных отношений (0,52). ƒанный фактор объединил в себе показатели уровн€ субъективного контрол€ над значимыми жизненными ситуаци€ми, способность ими управл€ть и нести ответственность; степень контрол€ по отношению к эмоционально значимым событи€м и ситуаци€м; уровень контрол€ по отношению к отрицательным событи€м и ситуаци€м; степень контрол€ в производственной де€тельности, в отношени€х с коллективом; уровень контрол€ формальных и неформальных отношений с другими людьми, способность вызывать к себе уважение и симпатию.
ќбразующие фактор шкалы отражают способность человека к самодисциплине, показывают степень ответственности и саморегул€ции личности. —огласно концепции профессионального развити€ личности Ћ.ћ. ћитиной [4; 5; 8] в общем и целом они могут быть обозначены как фактор Ђсамоконтрол€ї.
‘актор 3 (информативность 9%). ќн €вл€етс€ однополюсным. ≈го положительные значени€
определ€ютс€ положительными полюсами шкал: экстраверси€ (0,59), ригидность (0,54), эмотивность (0,65), сензитивность к себе (0,5). ¬ целом данные шкалы описывают показатели нейротизма личности. ¬ св€зи с этим данный фактор мы определили как Ђэмоциональна€ гибкостьї.
‘актор 4 (информативность 7%). “оже имеет один полюс, который определ€етс€ положительными полюсами шкал: представлени€ о природе человека (0,84), синерги€ (0,8). ¬ы€вленные шкалы показывают степень отношени€ к другим люд€м, способность к целостному воспри€тию мира, поэтому фактор 4 получил название Ђнаправленность на другого человекаї.
‘актор 5 (информативность 10%). ‘актор 5 бипол€рный. ≈го положительный полюс определ€етс€ положительными полюсами следующих шкал: ориентаци€ во времени (0,65), самоуважение (0,57), познавательные потребности (0,59). ќтрицательный полюс этого фактора определ€етс€ противоположными полюсами указанных шкал: интроверси€ (-0,66), тревожность (-0,72). “о есть отрицательный полюс этого фактора - это экстраверси€ и агрессивность. ƒанное распределение шкал позвол€ет интерпретировать положительный полюс фактора 5 как Ђоткрытость опытуї, а отрицательный - как Ђнизкую интрапсихическую активностьї. ¬ св€зи с этим фактор 5 получил название Ђде€тельностна€ и коммуникативна€ компетентностьї. јффективный компонент самосознани€ характеризует представленность в факторе такой переменной, как самоуважение.
ѕолученные 5 факторов: Ђспособность к саморазвитиюї, Ђсамоконтрольї, Ђэмоциональна€ гибкостьї, Ђнаправленность на другого человекаї, Ђде€тельностна€ и коммуникативна€ компетентностьї - описывают специфические психологические факторы личностно-профессионального развити€ персональных водителей.
II сери€. ¬ этой серии вы€вл€лись основные факторы-предикторы, вли€ющие на показатели личностно-профессионального развити€ персональных водителей. — этой целью проводилс€ сравнительный анализ факторов, детерминирующих личностно-профессиональное развитие персональных водителей, а также экспертные оценки. ¬ качестве показателей личностно-профессионального развити€
выступили личностные характеристики, определ€емые по предложенным нами тестовым методикам. Ёкспертные оценки основывались, прежде всего, на строгом соблюдении водител€ми должностной инструкции.
ћножественный регрессионный анализ (ћ–ј) проводилс€ методом пошагового включени€ показателей и осуществл€лс€ на всей выборке водителей. ¬ качестве зависимых переменных выступили две базовые шкалы самоактуализа-ционного теста (—ј“) (шкалы Ђподдержкаї и Ђориентаци€ во времениї), показывающих общий уровень самоактуализации личности, а также шкала Ђпрофессиональна€ подготовкаї, основанна€ на мнении экспертов.
¬ роли экспертов выступают начальники автоколонн и служба эксплуатации Ђ“ранспортного комбината Ђ–осси€ї ”правлени€ делами ѕрезидента –оссийской ‘едерации. ќни оценивают общий уровень профессиональной подготовки водителей, включающий в себ€ строгое соблюдение должностной инструкции, высокий уровень профессионального мастерства (высока€ классность и культура транспортного обслуживани€, безаварийность и т. п.), а также развитие определенных личностных особенностей, св€занных с умением взаимодействовать с пассажиром. “о есть мнение экспертов отражает общий уровень профессиональной подготовки водителей.
—огласно экспертному мнению происходит группирование водителей в одну из 5 автоколонн транспортного комбината, различающихс€ между собой по степени значимости, определ€емой рангом перевозимых ею чиновников. ¬ зависимости от занимаемой пассажиром должности задаетс€ четка€ иерархическа€ структура автоколонн, и чем выше уровень профессиональной подготовки водителей, тем с более высоким рангом чиновников они работают.
ќпира€сь на мнение экспертов, общий уровень профессиональной подготовки водителей нами оценивалс€ по 5-балльной системе (соответственно иерархии и числу автоколонн) и измер€лс€ следующим образом: чем Ђвесомееї автоколонна, то есть чем выше ранг перевозимых ею чиновников, тем больший балл получал водитель, закрепленный за нею.
“аким образом, водители, закрепленные за первой автоколонной, получали 5 баллов, за третьей - 4 балла, за четвертой - 3 балла,
ѕедагогика. ѕсихологи€. —оциальна€ работа. ёвенологи€. —оциокинетика N∞ 1
191
за второй - 2 балла, за п€той - 1 балл. ѕри этом из каждой автоколонны нами были исследованы приблизительно одинаковое количество водителей: из первой - 20, из второй - 18, из третьей - 20, из четвертой - 21, из п€той - 23.
¬ качестве зависимых переменных во множественном регрессионном анализе (ћ–ј) выступили следующие шкалы, характеризующие степень личностного и профессионального развити€ персональных водителей, - Ђподдержкаї, Ђориентаци€ во времениї, Ђпрофессиональна€ подготовкаї. ¬ роли независимых переменных (предикторов) выступили 5 выделенных нами в I серии факторов. ƒл€ проведени€ такого рода анализа были вычислены факторные оценки дл€ каждого испытуемого нашей экспериментальной выборки.
ѕо результатам трех ћ–ј нами были получены следующие уравнени€ регрессии:
1) Ђѕрофессиональна€ подготовкаї = 2,94 + + 0,31‘1, где ‘1 - фактор 1.
2) Ђѕоддержкаї = 45,1 + 7,8ф1 + 2,3‘5 + + 0,6‘4, где ‘1 - фактор 1, ‘5 - фактор 5, ‘4 - фактор 4.
3) Ђќриентаци€ во времениї = 9,2 + 1,8 +
+ 1,1‘1, где ‘5 - фактор 5, ‘1 - фактор 1.
¬о всех трех случа€х из результатов анализа полученных данных следует, что взаимосв€зь между зависимой переменной и предикторами про€вл€етс€ на статистически значимом уровне (^ = 0,21, F1 = 4,5, р < 0,05; R2 = 0,96, F2 = 333,9, р < 0,001; = 0,77, F3 = 45,6, р < 0,001), постро-
енные линейные регрессии адекватно описывают причинно-следственную взаимосв€зь между зависимой переменной и предикторами, свободные члены статистически значимы (11 = 2,94, р < 0,001; 12 = 45,1, р < 0,001; 13 = 9,2, р < 0,001). ѕолученные линейные регрессии объ€сн€ют в первом случае 5% (я^ = 0,05), во втором - 92% (я22 = 0,92), в третьем - 60% (я^2 = 0,6) дисперсии зависимой переменной соответственно.
“аким образом, из представленных уравнений регрессии видно, что главными факторами, детерминирующими высокий уровень личностно-профессионального развити€ персональных водителей, €вл€ютс€ фактор 1 Ђспособность к саморазвитиюї (¬1 = 0,31, р < 0,05; ¬2 = 7,8, р < 0,001; ¬3 = 1,1, р < 0,001) и фактор 5 Ђде€тельностна€ и коммуникативна€ компетентностьї (¬2 = 2,3, р < 0,001; ¬3 = 1,8, р < 0,001). ¬ход€щие в данные факторы психологические
переменные €вл€ютс€ профессионально значимыми качествами личности водителей, определ€ющими высокий уровень их личностно-профессионального развити€.
»так, вы€вленные в экспериментальном исследовании факторы личностно-профессионального развити€ персональных водителей позвол€ют проектировать технологические средства внутриорганизационного обучени€, способствующие их личностно-профессиональному развитию и, как следствие, повышающие эффективность труда.
Ѕиблиографический список
1. Ѕодров ¬. ј. »нформационный стресс : учеб. пособие дл€ вузов. - ћ. : ѕ≈– —Ё, 2000. - 352 с.
2. ƒымерский ¬. я.,  остин ј. ј. “ехнические средства обучени€ водителей автомобилей : учеб. пособие дл€ учащихс€ техникумов. - ћ. : ¬ысша€ школа, 1982. - 279 с.
3.  лимов ≈. ј. ѕсихологи€ профессионала. - ћ. : »зд-во Ђ»нститут практической психологииї ; ¬оронеж : Ќѕќ ЂћќƒЁ ї, 1996. - 400 с.
4. Ћичность и професси€: психологическа€ поддержка и сопровождение / под ред. Ћ. ћ. ћитиной. -ћ. : јкадеми€, 2005. - 336 с.
5. ћитина Ћ. ћ. ѕсихологи€ развити€ конкурентоспособной личности. - ћ. : ћѕ—» ; ¬оронеж : »зд-во Ќѕќ ЂћќƒЁ ї, 2002. - 400 с.
6. ћитраков ¬. ћ. ѕсихолого-акмеологические услови€ развити€ профессиональной готовности водителей автотранспорта к действи€м в экстремальных ситуаци€х : ƒис. ... канд. психол. наук. - Ўу€, 2004. - 235 с.
7. Ќерсес€н Ћ. —.,  онопкин ќ. ј. »нженерна€ психологи€ и проблема надежности машиниста. -ћ. : “ранспорт, 1978. - 239 с.
8. ѕсихотехнологии и психотехники профессионального развити€ личности / под ред. Ћ. ћ. ћитиной, —. ј. ѕодосинникова. - јстрахань : »зд. дом Ђјстраханский университетї, 2008. - 392 с.
9. —оловьев ¬. ё. ѕсихологические детерминанты и услови€ эффективности внутриорганизацион-ного обучени€ водителей // –оссийский научный журнал. - 2010. - є 18. - —. 225-232.
10. —трелков ё.  . »нженерна€ и профессиональна€ психологи€. - ћ. : јкадеми€, 2005. - 360 с.
11. —убботина Ћ. ё. Ћичность в системе профессиональной подготовки : учеб. пособие. - ярославль : јверсѕресс, 2003. - 102 с.
12. ”тлик ¬. Ё. —оциально-психологические услови€ предупреждени€ конфликтов в дорожном движении : ƒис. ... канд. психол. наук. - ћ., 2006. - 202 с.

пїњ