пїњ

Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“№ » –ј÷»ќЌјЋ№Ќќ—“№ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ѕ≈—≈ЌЌќ√ќ ћј“≈–»јЋј ¬ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»» Ћ»Ќ√¬»—“»„≈— ќ… » —ќ÷»ќ ”Ћ№“”–Ќќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“≈… ” Ѕ”ƒ”ў»’ ”„»“≈Ћ≈… »Ќќ—“–јЌЌќ√ќ я«џ ј

10. ќкрепилов ¬.¬. ¬сеобщее управление качеством. - —ѕб.: —ѕб√”Ё–, 1996 - 454 с.
11. ѕанасюк ¬.ѕ. —истемное управление качеством образовани€ в школе / ѕод ред. ј.». —у-бетто. 20-е изд. - —ѕб.; ћ.: »сследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 239 с.
12. —истемы менеджмента качества. ќсновные положени€ и словарь. - ћ.: √осстандарт –оссии, 2001.
13. —убетто ј.».  лассификаци€ видов, методов и решений по управлению качеством // ћатер. ¬сесоюз. конф.: —истемные исследовани€
проблем управлени€ качеством и автоматизации процессов управлени€ качеством, 27-29 сент€бр€ 1983. - Ћьвов, 1984. - —. 113-120.
14. “иповое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образовани€ (среднем специальном учебном заведении) –оссийской ‘едерации. ”тверждено постановлением правительства –оссийской ‘едерации от 18 июл€ 2008 г. - N∞ 543.
15. ‘ейгенбаум ј.  омплексное управление качеством // ”правление качеством на фирме. -ћ.: »здательство стандартов, 1970. - —. 47-56.
”ƒ  378.147
≈.¬. ¬оробьева
Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“№ » –ј÷»ќЌјЋ№Ќќ—“№ »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»я ѕ≈—≈ЌЌќ√ќ ћј“≈–»јЋј ¬ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»» Ћ»Ќ√¬»—“»„≈— ќ… » —ќ÷»ќ ”Ћ№“”–Ќќ…  ќћѕ≈“≈Ќ“Ќќ—“≈…
” Ѕ”ƒ”ў»’ ”„»“≈Ћ≈… »Ќќ—“–јЌЌќ√ќ я«џ ј
јудирование как действие, вход€щее в состав устной коммуникативной де€тельности, используетс€ в любом устном общении. Ѕез овладени€ этим видом де€тельности невозможно выучить €зык и пользоватьс€ ино€зычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развити€ общества в св€зи с повысившимис€ требовани€ми к овладению речевыми навыками и умени€ми. Ќедооценка аудировани€ может крайне отрицательно сказатьс€ на €зыковой подготовке студентов. –ешению данной проблемы может способствовать использование аутентичных, ценных в познавательном отношении песенных материалов, адекватно отражающих особенности €зыка, жизни, культуры, быта, образа мысли и действительности страны изучаемого €зыка. ѕесн€ на изучаемом €зыке может быть средством формировани€ €зыковой личности студента, его профессиональной компетентности, развити€ его эмоциональной сферы, пам€ти, речевых навыков.
 лючевые слова: песни, аудирование, иностранный €зык, лингвистическа€ компетентность, социокультурна€ компетентность, €зыкова€ личность студента.
–азвитие деловых и личных контактов, рас ширение и укрепление экономических и культурных св€зей между народами выдвигают перед учебными заведени€ми в области обучени€ иностранному €зыку на первый план задачу воспитани€ человека, главным досто€нием которого €вл€ютс€ общечеловеческа€ культура и общечеловеческие ценности. Ёта задача непосредственно св€зана с проблемой Ђвзаимопонимани€ людей, их духовной св€зи и поиска общих путей осуществлени€ прогрессаї [1, с. 24]. ќдним из путей решени€ этой проблемы может быть гуманизаци€ образовани€, т.е. приобщение обучаемых к культурному наследию и духовным ценност€м своего и других народов.
 ультура - это сфера развити€ личности в целом, ценностные ориентации личности, понима-
ние себ€ в мире и мира вокруг себ€, уровень общей культуры, способность к развитию своего творческого потенциала.
÷елью обучени€ иностранному €зыку €вл€етс€ не только приобретение знаний, формирование у студентов навыков и умений, но и усвоение ими сведений лингвистического, лингвострановедческого и социокультурного характера и познани€ новых человеческих отношений и новых ценностей.
¬ познавательном плане на зан€ти€х иностранным €зыком студенты приобретают также определЄнные знани€ о культуре, строе самого €зыка, его особенност€х, сходстве и различии с родным €зыком.
„еловек, владеющий иностранным €зыком, отличаетс€ иным мировоззрением, так как полу-
ченные знани€ дают возможность напр€мую общатьс€ с носител€ми €зыка, позвол€€ при этом совершенствовать свои знани€ как данного €зыка, так и культуры страны изучаемого €зыка.
»ностранный €зык в силу своей специфики нар€ду с выполнением своей основной коммуникативной функции в учебном процессе может осуществл€ть познавательно-коммуникативную функцию. Ёто определ€ет его место в Ђинтегрированных учебных программах и курсахї, которые Ђпомогают формировать у обучаемых более целостную картину мира, в которой сам иностранный €зык выполн€ет специфическую функцию - служит средством познани€ и общени€ї [3, с. 5-6].
ѕесне, как и любому другому произведению искусства, присуща коммуникативна€ функци€, т.е. передача заложенного ее автором содержани€ адресату. ѕри этом в отличие от учебных текстов общекультурного характера, которые, прежде всего, информируют читател€ (или слушател€), т.е. воздействуют на его интеллект и пам€ть, песн€ в качестве лингвистического и социокультурного материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образно-художественную пам€ть. ѕесенный материал отражает черты национального характера, дает возможность ознакомитьс€ с культурой страны, помогает сформировать взгл€ды на мир.
“аким образом, песн€ на изучаемом €зыке может быть средством формировани€ социокультурного и лингвистического компонента €зыковой личности студента, развити€ его эмоциональной сферы, пам€ти, речевых навыков.
„тобы более эффективно осуществл€ть это развитие в ходе обучени€ иностранному €зыку, необходимо, как указывают психологи и методисты, включать студентов в такие виды де€тельности, которые развивают в них сенсорное воспри€тие, интеллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферу, основывающиес€ на эмоциональной пам€ти.
»спользование песенного материала, несомненно, способствует усилению эмоционального аспекта в учебной де€тельности студента, а следовательно, способствует лучшему запоминанию и усвоению €зыкового материала.
ѕоэтому вводимый на музыкальной основе €зыковой материал не воспринимаетс€ как учебный, он запоминаетс€ непроизвольно, без особых умственных усилий, на фоне эмоционально-
го подъема, т.е. под воздействием эмоциональных раздражителей.
“акже музыка может быть использована как эмоциональный фактор дл€ создани€ благопри€тного психологического климата на уроке, способствовать созданию атмосферы сотрудничества педагога и студентов.
јудирование представл€ет собой перцептивную мыслительно-мнемическую де€тельность [5, с. 23]. ќвладение аудированием дает возможность сформировать у студентов социокультурную и лингвистическую компетентности. ќно позвол€ет обучить студентов внимательно вслушиватьс€ в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывани€ и таким образом воспитывать культуру слушани€ не только на иностранном, но и на родном €зыке. ¬оспитательное значение формировани€ умени€ понимать речь на слух, оказывающие в то же врем€ и развивающее воздействие, заключаетс€ в том, что оно положительно сказываетс€ на развитии пам€ти, и прежде всего слуховой пам€ти, столь важной дл€ изучени€ иностранного €зыка.
јудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели, обеспечива€ возможность понимать высказывани€, в данном случае на английском €зыке, одном из самых распространенных €зыков мира; служит и мощным средством обучени€ иностранному €зыку; дает возможность овладевать звуковой стороной изучаемого €зыка, его фонемным составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой.
¬ажным в процессе обучени€ иностранному €зыку €вл€етс€ учЄт физиологических механизмов запоминани€ и воспроизведени€ учебного материала. — точки зрени€ психологии и физиологии, след тем глубже и прочнее, чем большее количество анализаторов принимает участие в воспри€тии и переработке информации.
ѕрактика показывает, что текст песни запоминаетс€ легче и на более длительный срок, чем прозаический текст. “еоретически и практически давно доказано, что рифмующиес€ слова запоминаютс€ легче и лучше, что ввод Ђлогически организованной информации в мозг протекает благопри€тнее, если вербальным стимулам способствуют и другие подкрепл€ющие их стимулыї [4, с. 69-70]. “акими стимулами в данном случае €вл€ютс€ мелодические и ритмические раздражители. Ётому в значительной степени
и способствует использование учебного материала, предъ€вл€емого на музыкальной основе.
¬месте с тем следует подчеркнуть, что отнюдь не вс€кий песенный материал целесообразен и эффективен в учебном процессе. Ёффективным оказываетс€ лишь применение такого песенного материала, у которого выразительным и художественно ценным €вл€етс€ и текст, и мелоди€ в гармоническом соответствии и взаимодействии.
“аким образом, быстрое и устойчивое запоминание текста песен, т.е. лексики и грамматических конструкций, содержащихс€ в песне, обеспечиваетс€ в основном наличием таких факторов как рифма, ритм и мелоди€, причем мелоди€ €вл€етс€ определ€ющим элементом.
јудирование отнюдь не €вл€етс€ легким видом речевой де€тельности, оно часто вызывает наибольшие затруднени€ в процессе изучени€ иностранного €зыка.
ѕоэтому правильным представл€етс€ постепенное и последовательное преодоление трудностей в процессе обучени€.  ак указывают психологи, наиболее эффективной €вл€етс€ така€ тренировка, котора€ осуществл€етс€ в услови€х высокого напр€жени€ психики индивида, мобилизации его воли и внимани€, четкого функционировани€ всех механизмов.
ƒл€ того чтобы направить обучение аудированию на преодоление трудностей и формирование на этой основе умений и навыков, способствующих успешному формированию лингвистической и социокультурной компетентностей необходимо четко представить себе, что эти трудности могут быть обусловлены: 1) характером €зыкового материала; 2) €зыковой формой общени€; 3) смысловым содержанием общени€, композицией; 4) услови€ми предъ€влени€ сообщени€; 5) терминологией (политической, военной, св€занной с различными област€ми искусства, крылатые слова и выражени€, цитаты из художественной литературы). “акже на понимание большое воздействие оказывает наличие или отсутствие развернутого сюжета, его динамичность.
ѕроцесс воспри€ти€ речи на слух отличаетс€ активным целенаправленным характером, св€занным с выполнением сложной мыслительно-мне-мической де€тельности, успешности протекани€ которой содействует высока€ степень концентрации внимани€. ¬нимание возникает с помощью эмоций и развиваетс€ за их счет, однако у человека эмоции всегда про€вл€ютс€ в единстве с воле-
вым процессом. ”спешность аудировани€ в частности зависит от потребности обучаемых узнавать что-либо новое, от наличи€ интереса к теме сообщени€, от создани€ объективной потребности учитьс€, т.е. от так называемых субъективных факторов, способствующих к возникновению установки на познавательную де€тельность.
–ассматрива€ теоретические вопросы использовани€ песенного материала дл€ совершенствовани€ устной и письменной речи студентов, нельз€ не остановитьс€ на некоторых лингво-пси-хологических особенност€х песенного материала как содержательного компонента формировани€ и совершенствовани€ лингвистической и социокультурной компетентностей.
ќдной из таких особенностей €вл€етс€ то, что €зыковой материал подаетс€ в тексте и вс€ работа по совершенствованию речевых навыков и умений строитс€ с соблюдением одного из принципов интенсивного обучени€ - принципа глобального подхода к €зыку при дедуктивном способе его освоени€ (от целого к части). Ёто помогает решать одну из сложных методических проблем, Ђвытекающую из противоречи€ между вынужденным дроблением €зыка на части дл€ поэтапного освоени€ €зыковых €влений и необходимостью воспри€ти€ его как единства дл€ понимани€ функционировани€ всех элементов €зыкаї [2, с. 65].
ƒругой особенностью €вл€етс€ то, что песенный материал может быть наиболее эффективно использован дл€ формировани€ и совершенствовани€ данных компетентностей при Ђкомплексном, т.е взаимосв€занном обучении всем видам речевой де€тельностиї [7, с. 46].
Ёто означает, что использование песенного материала и выполнение упражнений, построенных на €зыковом материале песен, предполагает совершенствование этих компетентностей.
 ак и любой другой €зыковой материал, представленный в едином контексте, песн€ на английском €зыке наиболее эффективно способствует обогащению словар€ обучаемых, знакомству с грамматическими структурами и служит образцом использовани€ их в коммуникативном процессе.
Ѕолее успешному овладению иностранным €зыком способствует вовлечение всех анализаторов обучаемых. ѕри обучении по традиционной методике происходит перераспределение нагрузки на отдельные анализаторы. Ёто объ€сн€етс€ тем, что на уроках иностранного €зыка сту-
денты больше смотр€т, читают про себ€, слушают и иногда пишут, чем говор€т сами. ѕоэтому получаетс€ так, что врем€ их активного говорени€ сводитс€ к очень малой величине при одновременной перегрузке зрительного и слухового анализаторов.
¬ отличие от традиционных упражнений, тексты песен представл€ют собой ситуативный сценарий, включающий св€занную с ситуацией лексику.
«накомство с новым лексико-грамматическим и культурологическим материалом в св€зном тексте облегчает его понимание и усвоение, так как видна функциональна€ значимость каждого €зыкового €влени€. “ак, в процессе выполнени€ упражнений, следующих за первым и вторым исполнением песни, студенты включают в свой активный словарь те новые дл€ них способы передачи мысли на английском €зыке, которые они восприн€ли, слуша€ песню.
–абота с песенным материалом может иногда с успехом заменить традиционные упражнени€, так как песенный текст, как и любой другой €зыковой материал, объединенный одной ситуацией, сравнительно легко поддаетс€ трансформации и активизации. “ем самым создаетс€ необходима€ база дл€ формировани€, развити€ и совершенствовани€ профессиональной компетентности у будущих специалистов.
—ама куплетна€ структура в песне такова, что многие ситуации и слова в ней повтор€ютс€. Ёто может частично объ€сн€тьс€ тем, что незавершенность музыкальной фразы требует повтора того или иного слова или предложени€, и довольно часто в песенных текстах повтор€ютс€ последние строчки строфы. Ёти повторы обеспечивают запоминание отдельных слов и грамматических конструкций.
»з вышеизложенного следует вывод о том, что песенные тексты оказываютс€ весьма перспективным (в дополнение к традиционным упражнени€м) учебным материалом, способствующим повышению эффективности работы по овладению студентами иностранным €зыком и компетентност€ми, необходимыми им в профессиональной де€тельности.
“аким образом, песенный материал, будучи образцом музыкальной ино€зычной культуры и выступа€ в качестве содержательного компонента обучени€ иностранному €зыку, €вл€етс€ средством удовлетворени€ познавательно-коммуникативных и культурологических потребностей
и интересов студентов, а также эффективно способствует формированию у них лингвистической и социокультурной компетентностей.
— другой стороны, благодар€ своей возможности вовлекать эмоциональную сферу молодых людей, музыка может быть использована в качестве важного средства создани€ благопри€тного психологического климата на зан€тии, что в конечном итоге открывает физиологические и психологические резервы обучаемого, в результате чего снижаетс€ утомл€емость, повышаетс€ работоспособность, улучшаетс€ работа пам€ти.
ѕрименение специально подобранных песен способствует постановке четкого произношени€, помогает усвоить слова и словоформы только с правильным ударением. Ќебольшой словарный запас студентов, многочисленные ошибки и недостаточный уровень развити€ лексико-грамматических навыков говорени€ на английском €зыке побуждает использовать в преподавании дидактический материал, который не только обогащает их активный словарь, но легко и прочно запоминаетс€. “аким дополнительным материалом и могут быть песенные тексты. Ќа базе песенных текстов можно проводить самую разнообразную работу по формированию и совершенствованию лингвистической и социокультурной компетентностей, которую целесообразно сочетать с традиционной методикой работы. ѕесенные тексты в лингвистическом и социокультурном аспекте не уступают упражнени€м традиционного типа. ѕоэтому их можно с успехом использовать дл€ развити€ данных компетентностей.
Ѕиблиографический список
1. Ѕабанский ё. . ћетоды обучени€ в современной общеобразовательной школе. - ћ.: ѕросвещение, 1992. - 192 с.
2. ¬довина ≈. . –абота с образцами поэзии на уроках иностранного €зыка как способ воздействи€ на гуманитарную культуру учащихс€ // ¬заимосв€зь общей и профессиональной культуры учител€: ћатериалы конференции. - —ѕб.: »ќ¬ –јќ, 1992. - 108 с.
3. «агорна€ Ћ.ѕ. ќ разработке интегрированного курса Ђ»ностранный €зык + художественное развитиеї // ¬заимосв€зь общей и профессиональной культуры учител€: ћатериалы конференции. - —ѕб.: »ќ¬ –јќ, 1992. - 108 с.
4.  оновалов ¬. ‘. –оль пр€мых и обратных св€зей в формировании и воспроизведении сле-
довых процессов у человека. // ∆урнал высшей нервной де€тельности. - 1992. - є1. - —. 69-70.
5. ћильруд –.ѕ. ‘ормы педагогического воздействи€ учител€ на познавательную де€тельность учащихс€ // »ностранные €зыки в школе. -1996. - є2. - —. 23.
6. —мирновј.ј. ѕроблемы координации в области пам€ти. ¬озрастные и индивидуальные различи€ пам€ти. - ћ.: ѕросвещение, 2002. - 175 с.
7. Ўатилов —.‘. ќ создании рациональной методики обучени€. - ћ.: ѕросвещение, 1990. -128 с.
”ƒ  377.3 + 377.5
ј.√. ¬оронков
–ј«¬»“»≈ Ќј„јЋ№Ќќ√ќ » —–≈ƒЌ≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я ¬ ”—Ћќ¬»я’ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ-„ј—“Ќќ√ќ ѕј–“Ќ≈–—“¬ј
¬ статье рассматриваютс€ основные направлени€ развити€ начального и среднего профессионального образовани€ в услови€х государственно-частного партнерства. ѕредставлена структурно-содержательна€ характеристика единого уровн€ довузовского профессионального образовани€. ¬ы€влены базовые принципы государственно-частного партнерства в сфере профессионального образовани€.
 лючевые слова: государственно-частное партнерство, довузовское профессиональное образование, ресурсный центр.
¬едущие тенденции демократического развити€ общества, становлени€ в –оссии рыночных отношений и другие современные факторы социально-экономического и политического характера обусловливают формирование нового содержани€ и новых принципов управлени€ социальной сферой, к которой относитс€ и система начального и среднего профессионального образовани€. ¬ключение учебных заведений в конкурентную экономическую среду предполагает установление пр€мой св€зи учреждений профессионального образовани€ с рынком труда и учет его потребностей, активное взаимодействие профессиональной школы и предпри€тий, их взаимную ответственность за трудоустройство выпускников, переход от финансировани€ текущих затрат к нормативам финансировани€, учитывающим реальные затраты на подготовку по отдельным специальност€м.
¬ этих услови€х все больше обнаруживают себ€ три группы интересов по отношению к профессиональному образованию - интересы личности, работодател€ и государства (».ѕ. —мирнов). ќни далеко не всегда совпадают и нередко вступают в противоречие, требу€ от образовательных учреждений адаптации к их изменени€м и развити€ института социального партнерства на экономической основе. »менно их согласование способно обеспечить устойчивое развитие системы профессионального образовани€ реги-
она (ј.“. √лазунов, ≈.¬. “каченко). ѕри этом очень важно найти разумный компромисс между личностными и социально-экономическими ориентаци€ми (потребност€ми, приоритетами) в организации процесса профессионального образовани€ в колледжах.
¬ этой св€зи особое значение приобретает проектирование открытой, социально ориентированной образовательной системы со стратегической ориентацией на запросы заказчика (потребител€ образовательных услуг). “ака€ система строитс€ на основе принципов государственно-частного социального партнерства, обеспечивает человеку возможность формировани€ индивидуальной образовательной траектории дл€ дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, согласование интересов и потребностей граждан и рынка труда.
¬ докладе Ђ»нновационное развитие образовани€ - основа повышени€ конкурентоспособности –оссииї на заседании √осударственного совета –‘ 24 марта 2006 года отмечалось, что жизнь исчерпала первоначальное предназначение начального и среднего профессионального образовани€, поставив их перед необходимостью интеграции, котора€ открывает перед ними качественно новые возможности.
ќдной из основных задач государственной политики –оссийской ‘едерации в области образовани€ €вл€етс€ реструктуризаци€ системы

пїњ