пїњ

¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» —ќ«ƒјЌ»я ћ”Ќ»÷»ѕјЋ№Ќќ√ќ Ѕ»«Ќ≈—-»Ќ ”Ѕј“ќ–ј — »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ћ ћ≈’јЌ»«ћќ¬ ћ≈∆ћ”Ќ»÷»ѕјЋ№Ќќ…  ќќѕ≈–ј÷»»

Ћадыгин ¬.¬.
¬ќ«ћќ∆Ќќ—“» —ќ«ƒјЌ»я
ћ”Ќ»÷»ѕјЋ№Ќќ√ќ
Ѕ»«Ќ≈—-»Ќ ”Ѕј“ќ–ј
— »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ћ
ћ≈’јЌ»«ћќ¬
ћ≈∆ћ”Ќ»÷»ѕјЋ№Ќќ…
 ќќѕ≈–ј÷»»
јннотаци€
ћежмуниципальна€ коопераци€ €вл€етс€ достаточно эффективным способом хоз€йствовани€ во многих странах мира. “ем не менее ее потенциал в –оссии €вно недооценен. ¬ статье даетс€ обоснование и предлагаетс€ методика создани€ одной из наиболее жизнеспособных инфраструктур поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне - бизнес-инкубатора - на принципах межмуниципального сотрудничества.
 лючевые слова: малый бизнес, поддержка малого предпринимательства, местное самоуправление, бизнес-инкубатор, межмуниципальное сотрудничество, услуги.
јнализ муниципальных практик бизнес-инкубировани€1 в –оссии показывает2, что данна€ инфраструктура достаточно жизнеспособна, но не всегда эффективна и в вопросах поддержки малого бизнеса, и в содействии социально-экономическому развитию муниципальных образований в целом. ” первых российских бизнес-инкубаторов (далее - Ѕ»), которые успешно поддерживали Ђбизнес выживани€ї, сейчас просто не хватает ресурсов (площадей, средств, идей), чтобы перестроитьс€ на инкубирование
Ђбизнеса развити€ї. Ќе случайно в поисках лучших решений наиболее прогрессивные директора Ѕ» стрем€тс€ свернуть с тупикового пути развити€ в сторону коммуникации и партнерства (так, например, —ерпуховский бизнес-инкубатор начал развивать межмуниципальное сотрудничество [3; 9]). “е же крупномасштабные проекты по созданию Ѕ», которые существуют в насто€щее врем€ (например, г. «аречный —вердловской области [4; 5; 6; 7]), вр€д ли послужат толчком к дальнейшему развитию муниципальных образований: деньги федеральные, - идеи региональные. «начит, и бизнес там будет поддерживатьс€ тот, который выгоден дл€ региона, а муниципалитетам достанетс€ роль Ђбедного родственникаї.
ѕодобные взаимоотношени€ дискредитируют саму идею поддержки малого предпринимательства на местах, затрудн€ют создание функциональной городской среды, капитализацию человеческого потенциала и в конечном счете - формирование гражданского общества. ”странению этих проблем может помочь, во-первых, их осознание как государством и городскими администраци€ми, так и местным сообществом, а во-вторых, попытка решить их, например, путем создани€ межмуниципальных бизнес-инкубаторов (ћћЅ»), де€тельность которых в первую очередь будет направлена на инкубирование тех фирм, которые содействуют развитию данного Ђмежмуниципального сообществаї. ќднако тут существует одно условие: решение о создании ћћЅ» должно быть не популистским, а осознанным; должны существовать желание и инициатива на местах, а не руководство Ђсверхуї. ‘ункци€ же государства должна ограничиватьс€ оказанием помощи при необходимости, в том числе финансовой.
—уществует несколько преимуществ создани€ бизнес-инкубаторов на межмуниципальном уровне. ¬о-первых, это возможность получени€ универсального механизма поддержки предпринимательства на общей территории. —овместно развива€ малый бизнес, муниципальные образовани€ способствуют улучшению социальной обстановки, повышению зан€тости населени€, формированию конкурентной среды и развитию потребительского рынка, возрождению забытых промыслов и ремесел. ѕомимо инкубировани€ начинающих предпри€тий Ѕ» может оказывать услуги уже действующим предпри€ти€м, например, провод€ маркетинговые исследовани€, консультации, обучение предпринимателей ведению бизнеса, составление бизнес-планов и т.д.
¬о-вторых, этот способ поможет выделить и поддержать наиболее приоритетные направлени€ развити€ бизнеса, которые в том числе способны не только решать наиболее острые проблемы местного сообщества, но и помогать муниципалитетам справитьс€ с собственными функци€ми.
ћожно выделить несколько важных направлений де€тельности муниципалитетов, которые легче решать сообща:
- эффективное выполнение возложенных государственных полномочий
в услови€х жесткого дефицита ресурсов;
- реализаци€ потенциала территории;
- продвижение товаров и услуг местных производителей и т.д.
—ейчас в отдельных субъектах –оссийской ‘едерации более половины
вопросов местного значени€ передаютс€ поселени€ми на уровень районов, в частности: создание условий дл€ предоставлени€ транспортных услуг населению, содержание и строительство автомобильных дорог, создание условий дл€ обеспечени€ жителей услугами св€зи, общепита, торговли и бытового обслуживани€, размещение муниципального заказа на поставки товаров. „асть подобных функций вполне могут вз€ть на себ€ малые предпри€ти€, размещенные в межмуниципальном Ѕ». –аботы по формированию муниципального заказа также могут осуществл€тьс€ в рамках данной структуры, где есть возможность привлечь компетентных специалистов из других муниципалитетов или со стороны.
»нкубируемые фирмы должны оказывать все виды услуг лучше и с меньшими издержками, чем муниципальные организации, что, в конечном счете, приведет к экономии бюджетных средств. ¬ Ѕ» можно также разместить компании по управлению объектами коммунальной инфраструктуры, что на сегодн€шний день €вл€етс€ достаточно актуальной задачей.
–еализаци€ потенциала территории подразумевает, например, вы€вление и использование рекреационных зон дл€ формировани€ туристического бизнеса. —пециально ориентированные малые предпри€ти€ в рамках межмуниципального Ѕ» могут зан€тьс€ разработкой достаточно попул€рного сейчас в мире экотуризма одновременно в нескольких муниципальных образовани€х.
ќдной из непосредственных задач муниципалитетов, занимающихс€ социально-экономическим развитием территории, €вл€етс€ помощь малым предпри€ти€м (ћѕ) в поиске средств и создании условий дл€ выхода на внешний рынок (федеральный или региональный). «начительно эффективнее оказывать такую помощь совместно и с использованием такой структуры поддержки, как Ѕ». ¬ данном случае бизнес-инкубатор не ограничиваетс€ только поддержкой ћѕ, но в нем существует маркетингова€ организаци€, котора€ оказывает помощь в продвижении товаров и услуг. —уществует и целый р€д других направлений, дл€ реализации которых эффективно создание бизнес-инкубатора.
ћетодика создани€ межмуниципального бизнес-инкубатора
ѕредварительный этап работы по созданию и запуску межмуниципального бизнес-инкубатора заключаетс€ в исследовании состо€ни€ муниципальных образований с целью вы€влени€ существующих проблем и определени€ приоритетных направлений социально-экономического развити€, в диагностике состо€ни€ малого предпринимательства на исследуемой территории, а также в анализе полученных результатов. ≈сли результаты анализа покажут, что совместна€ де€тельность муниципальных образований по поддержке малого предпринимательства будет стимулировать его развитие и способствовать повышению социально-экономического потенциала территорий, то может быть прин€то решение о создании бизнес-инкубатора в рамках межмуниципальной кооперации.
Ѕезусловно, при создании межмуниципального бизнес-инкубатора речь должна идти об инкубаторе универсального или смешанного использовани€, поскольку специализаци€ несет в себе дополнительные риски, кроме того, достаточно сложно подобрать профиль дл€ подобной структуры. ¬ то же врем€ всегда есть р€д общих задач, требующих решени€, поэтому самый оптимальный вариант - это универсальный бизнес-инкубатор с приоритетными направлени€ми инкубировани€, определ€емыми учредител€ми. “ак, в подобной структуре поддержки ћѕ можно выделить несколько рабочих мест - фирмы, в создании и функционировании которых нуждаетс€ сообщество, будут претендовать на них по специальному конкурсу. ”слови€ нахождени€ данных фирм в бизнес-инкубаторе должны быть льготными: бесплатное размещение на определенный срок (например, 1 год), дополнительные бесплатные услуги и т.д. “аким образом, бизнес-инкубатор станет целенаправленным инструментом межмуниципальной политики.
 онцепци€ использовани€ площадей бизнес-инкубатора
¬ каждом муниципальном образовании можно найти пустые, неиспользуемые производственные помещени€, даже частично технически оснащенные. »спользование подобных зданий под бизнес-инкубатор позволит сэкономить средства муниципалитетов и эффективно использовать муниципальное имущество. ¬озможно использование помещений в нескольких ћќ. Ѕезусловно, проблема поиска помещений под Ѕ» €вл€етс€ одной из самых болезненных, но чем оперативнее она будет решена, тем скорее можно будет приступить к дальнейшим действи€м. ¬озможен вариант, когда помещени€ под бизнес-инкубатор передаютс€ одним или несколькими муниципальными образовани€ми в качестве имущественного взноса по договору безвозмездного пользовани€.
ѕо мнению экспертов, муниципальные бизнес-инкубаторы в –оссии могут успешно функционировать на территории 500 м2 и более [2, с. 6]. ¬ идеале, здание, в котором размещаетс€ инкубатор, должно иметь как офисные, так и производственные помещени€ в пригодном дл€ использовани€ состо€нии. –азмер одного рабочего места производственных площадей должен составл€ть не менее 100 м2, а офисных - 16-18 м2.
 ак правило, первоначальный срок размещени€ предпри€тий составл€ет три года с возможной пролонгацией договора до п€ти лет3. — новыми фирмами составл€етс€ договор об услови€х инкубировани€, причем об€зательно должен оговариватьс€ механизм расторжени€ договора в том случае, если арендатор использует помещение не по назначению, частично или полностью прекратил свою де€тельность, занимаетс€ не оговоренными в его уставе видами де€тельности и т.п.
–азмер компенсационной платы4 за Ђинкубированиеї должен быть дифференцирован и возрастать по мере продолжительности пребывани€ ћѕ в стенах Ѕ». ƒл€ расчета компенсационной платы наиболее эффективно использовать систему коэффициентов, подразумевающую, что сумма, равна€ затратам инкубатора, поделенным на количество рабочих мест, беретс€ за
единицу (1) при расчете стоимости одного рабочего места. ѕредпри€ти€ в первый год инкубировани€ за рабочее место плат€т 0.6 (60% этого числа), во второй год инкубировани€ - 0.8 (80%), а в третий год - 1 (100%). “е же фирмы, которые по р€ду объективных причин изъ€вл€ют желание остатьс€ в Ѕ» еще на два года сверх положенного времени, об€заны выплачивать за место 1.2 и 1.5 цены за четвертый и п€тый год инкубировани€ соответственно. ¬ результате подобна€ схема позвол€ет компенсировать издержки от инкубировани€ новичков за счет уже развившихс€ фирм.
 онцепци€ финансировани€
”чредител€м бизнес-инкубатора еще на стадии проектировани€ следует иметь четкое видение того, как должно происходить его финансирование на всех этапах существовани€ Ѕ». ѕервоначальные расходы на подготовку здани€ и закупку оргтехники дл€ совместного пользовани€ должны покрыватьс€ за счет средств учредителей. ¬озможно получение грантов на ремонт, оснащение рабочих мест, закупку оборудовани€ по программе ћЁ– –‘ [см., напр., 1], а также за счет иностранных грантов. ¬ то же врем€ включение инкубаторов в эти программы может существенно затормозить процесс их создани€, а также осложнить дальнейшее функционирование.
 апитальный ремонт помещений, сдаваемых в аренду, могут проводить сами инкубируемые фирмы (на услови€х зачета арендной платы). “екущие расходы (заработна€ плата директора и бухгалтера, совместное использование услуг секретар€, использование общей оргтехники и совместных помещений (столова€, комната дл€ переговоров, санузлы и т.д.), консультации и прочие сервисные услуги) покрываютс€ за счет компенсационных выплат.  оммунальные платежи (свет, газ, вода, электроэнерги€) каждый арендатор оплачивает дополнительно в соответствии с расходами или занимаемой площадью.
ѕри оптимальном размере помещени€ бизнес-инкубатора и прозрачной политике по оказанию платных услуг удаетс€ в течение достаточно короткого времени начать самосто€тельно привлекать дополнительные ресурсы дл€ обеспечени€ функционировани€ и развити€ Ѕ».
 онцепци€ услуг, оказываемых бизнес-инкубатором
”слуги, которые оказывает межмуниципальный бизнес-инкубатор объектам малого предпринимательства, можно подразделить на внешние и внутренние. ¬нутренние услуги оказываютс€ тем ћѕ, которые на конкурсной основе вошли в состав бизнес-инкубатора.
  услугам, которые оказываютс€ инкубируемым фирмам, в об€зательном пор€дке должны относитьс€ следующие:
- гибкое, ориентированное на возможности молодого предпри€ти€ предложение по льготной аренде площадей дл€ размещени€ производства и оказани€ услуг;
- централизованные услуги секретариата, телефон, телефакс, почта;
- современна€ коммуникационна€ техника, компьютеры, доступ в »нтернет;
- помещение дл€ переговоров, конференц-залы, наход€щиес€ в общем пользовании;
- помещени€ дл€ отдыха, столова€ или кухн€ и т.д.
¬се остальные услуги следует отнести в разр€д внешних. Ѕезусловно, они ориентированы не только и не столько на внешних клиентов, так как во многих случа€х оказываютс€ на безвозмездной основе инкубируемым фирмам. “ем не менее, во-первых, список внешних услуг и принципы их оказани€ варьируютс€ в зависимости от ресурсов того или иного бизнес-инкубатора. ¬о-вторых, помимо поддержки малого предпринимательства дополнительна€ роль внешних услуг заключаетс€ в привлечении в Ѕ» финансовых средств на покрытие издержек и развитие.  ак показывает накопленный опыт, наибольшим спросом пользуютс€ следующие виды услуг:
- юридические - оказываютс€ в рамках Ѕ» как внутренним, так и внешним клиентам. Ёто юридические консультации (дл€ инкубируемых фирм должны предоставл€тьс€ бесплатно), услуги по предоставлению юридического адреса, регистрации и перерегистрации организаций и т.д.;
- бухгалтерские - регистраци€ в качестве работодател€, получение медицинских страховых полисов, ведение трудовых книжек, начисление заработной платы наемным работникам, начисление налогов по заработной плате наемных работников, ведение расчетного счета, составление и предоставление отчетности в налоговый орган и в фонды, заполнение деклараций на имущественный и социальный налоговые вычеты (жилье, учеба, лечение) и т.д.;
- образовательные - это, во-первых, обучение населени€ азам предпринимательства и проведение базовых курсов дл€ безработных граждан (осуществл€етс€ при непосредственной помощи и сотрудничестве со службами зан€тости муниципалитетов и региона); во-вторых, проведение дл€ внутренних и внешних клиентов курсов повышени€ квалификации, обучающих семинаров и тренингов, в том числе посв€щенных изменени€м в законодательстве, по€влению различных программ государственной поддержки ћѕ и т.д.; в-третьих, предоставление сторонним образовательным организаци€м помещений дл€ оказани€ собственных образовательных услуг, св€занных с поддержкой малых предпри€тий;
- финансовые. - подразумевают развитие в бизнес-инкубаторе таких услуг, как микрокредитование (необходим значительный кредитный портфель), создание кредитно-потребительских кооперативов, сотрудничество с банками и поручительство;
- консалтинг - включает целый р€д разнообразных направлений, начина€ от консультировани€ по вопросам ведени€ отчетности и изменений в законодательстве и заканчива€ предложени€ми по дальнейшему развитию бизнеса и решению нестандартных проблем;
- шеф-сопровождение - данный вид услуг необходим в тех случа€х, когда у ћѕ возникают проблемы преодолени€ административных барьеров
как на муниципальном, так и на региональном и федеральном уровн€х. ƒл€ того чтобы эти услуги оказывались в Ѕ» наиболее эффективно, в составе его учредителей и администрации (директор), а также попечительского совета должны присутствовать достаточно известные и обладающие административным ресурсом люди;
- маркетинговые услуги и услуги продвижени€ производимой продукции;
- формирование и сбор необходимых предпринимателю документов дл€ участи€ в федеральных и региональных программах поддержки малого и среднего бизнеса;
- прочие виды услуг - помощь предпринимател€м в составлении бизнес-планов, подборе персонала дл€ предпри€тий, поиске помещений дл€ размещени€ после инкубации и т.д.
¬ыбор организационно-правовой формы ћћЅ»
ѕредпочтительно, чтобы бизнес-инкубатор имел организационно-правовую форму некоммерческой организации - например, Ђфондї или Ђнекоммерческое партнерствої, - так как данна€ структура поддержки малого предпринимательства не должна быть ориентирована на получение прибыли.
Ќормами российского законодательства, определ€ющими возможность создани€ Ѕ» в форме ‘онда в рамках межмуниципальной кооперации, €вл€ютс€ ‘едеральный закон є 131-‘« от 6 окт€бр€ 2003 г. Ђќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерацииї, √ражданский кодекс –‘, Ѕюджетный кодекс –‘ (ст. 69.1, ч. 2 ст. 78.1), ‘едеральный закон є 7-‘« от 12.01.1996 Ђќ некоммерческих организаци€хї, ‘едеральный закон є 115-‘« от 21.07.2005 Ђќ концессионных соглашени€хї (ч. 6 ст. 29), ‘едеральный закон є 135-‘« от 26.07.2006 Ђќ защите прав конкуренцииї [8].
 онцепци€ развити€
¬о-первых, дл€ того чтобы эффективно развиватьс€, бизнес-инкубатору необходимо иметь возможность самосто€тельно решать р€д вопросов, касающихс€ перспектив собственного развити€. ¬ том случае, например, если решение о начале оказани€ нового вида услуг должно быть не просто одобрено директором, но еще согласовано и одобрено во всех муниципальных структурах, возможность Ѕ» реагировать оперативно на изменение рыночного спроса будет сильно ограничена. ѕеречень таких вопросов должен быть оговорен в ”чредительных документах (”ставе) бизнес-инкубатора.
¬о-вторых, перечень осуществл€емых бизнес-инкубатором функций не должен быть закрытым. √ибкость, посто€нный Ђпереборї потенциальных услуг позвол€ют выдел€ть наиболее перспективные из них и таким образом привлекать в Ѕ» все новые и новые средства на функционирование, поддержку инкубируемых фирм, стимулирование сотрудников, дальнейшее
развитие. »меет смысл более подробное изучение и внедрение практик по стимулированию сотрудников на разработку и оказание новых услуг, реализуемую в рамках —ерпуховского бизнес-инкубатора.
Ќаконец, об€зательно должен существовать аналитический центр во главе с директором бизнес-инкубатора.   направлени€м де€тельности центра могут относитьс€:
- посто€нный поиск потенциальных партнеров;
- генераци€ идей по организации разнообразных проектов, привлечению клиентов, ресурсов, созданию положительного образа Ѕ» в глазах предпринимателей и чиновников;
- изыскание дополнительных источников финансировани€;
- мониторинг государственных и международных программ поддержки ћѕ, в которых Ѕ» может прин€ть участие.
ќсновные шаги по созданию межмуниципального бизнес-инкубатора
ѕосле того как главы муниципальных образований достигают предварительной договоренности и заключают соглашение о межмуниципальном сотрудничестве, а представительные органы этих ћќ принимают решение об утверждении ћћЅ», можно приступать ко второму этапу - разработке документации бизнес-инкубатора.
ѕредставительные органы муниципальных образований, выступа€ от имени учредителей, не только принимают решение о создании данной организации, но и утверждают ”став ћћЅ», назначают директора и бухгалтера. ¬ ”ставе содержатс€ основные положени€, касающиес€ де€тельности бизнес-инкубатора, его взаимоотношений с учредител€ми, налоговыми органами, органами государственной статистики и т.д.
”ставом предусматриваетс€ создание —овета учредителей, 2/3 мест в котором занимают учредители Ѕ», а 1/3 - его сотрудники и директор.   компетенции —овета учредителей относитс€ решение следующих вопросов: изменение ”става; определение приоритетных направлений де€тельности; определение принципов формировани€ и использовани€ имущества; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; учреждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана и внесение в него изменений; реорганизаци€ и ликвидаци€ организации и т.д.
¬ ”ставе бизнес-инкубатора, созданного на основе межмуниципальной кооперации, об€зательно должны оговариватьс€ пропорции, в которых муниципалитеты вправе распор€жатьс€ местами в Ѕ». Ќапример, можно предложить следующую формулу расчета количества рабочих мест, которыми может распор€жатьс€ самосто€тельно один муниципалитет - учредитель Ѕ». у
г =Ч-Ч * (т - €)?
ь-
где г - искомое количество рабочих мест;
V. - вклад ьтого муниципалитета в де€тельность Ѕ» (в рубл€х);
п
^ V - общий вклад всех муниципалитетов в де€тельность Ѕ» (в рубл€х);
1
п - количество муниципалитетов, €вл€ющихс€ учредител€ми Ѕ»; т - общее количество мест в Ѕ»;
5 - количество мест в Ѕ» дл€ фирм, пользующихс€ особыми льготами. ƒл€ оптимального функционировани€ заданного формулой принципа необходимо обобщение р€да дополнительных условий:
- через определенный срок Ђвкладї каждого муниципалитета в бизнес-инкубатор пересматриваетс€ на —овете учредителей дл€ корректировки долей;
- решение об инкубировании льготных фирм (э) принимает Ђрасширенна€ї  онкурсна€ комисси€;
- если муниципалитет полностью израсходовал положенное ему количество мест и тем не менее его фирмы все еще заинтересованы в услугах Ѕ», он вправе обратитьс€ к другим ћќ с просьбой предоставить свои свободные места: в таком случае решение об инкубировании данных фирм принимаетс€ этими муниципалитетами Ђсовместнойї  онкурсной комиссией.
ќдновременно с формированием учредительной документации ведетс€ работа по оформлению документов на передачу одним или несколькими ћќ помещений в безвозмездное пользование, а также начинаетс€ разработка документов, регламентирующих де€тельность бизнес-инкубатора. ¬ число этих документов вход€т:
- положение о  онкурсной комиссии, включающее предложени€ по ее численному и персональному составу;
- положение о пор€дке проведени€ конкурса проектов ћѕ, которые будут размещатьс€ в межмуниципальном бизнес-инкубаторе, отражающее пор€док приема проектов на конкурс, процедуру проведени€ конкурса и критерии отбора проектов;
- регламент размещени€ малых предпри€тий в ћћЅ», в котором утверждаютс€ услови€ (критерии), при которых предприниматель может быть размещен в Ѕ» или ему может быть отказано в таковом; организаци€ и общие принципы взаимодействи€ бизнес-инкубатора и его клиентов (в том числе услови€ пользовани€ помещени€ми, пор€док оказани€ услуг и их оплаты, механизм расторжени€ договора о размещении в Ѕ» и т.п.); пр€док и услови€ выхода предпри€тий из Ѕ»;
- положение о ѕопечительском совете (если такой орган будет образован), создающемс€ из представителей власти и бизнеса, имеющих авторитет в городе и регионе, способных лоббировать бизнес-инкубатор на различных уровн€х. ¬ этом документе должны быть отражены функции —овета, а также регламент работы (частота заседаний, динамика ротации и пр.). —остав ѕопечительского совета должен быть определен в отдельном распор€дительном документе администрации Ѕ»;
- примерный договор между бизнес-инкубатором и инкубируемой организацией о размещении в бизнес-инкубаторе и оказании/получении комплекса услуг, предусматривающий варианты взаимоотношений бизнес-инкубатора и клиента, наиболее приемлемые дл€ Ѕ» и защищающие обе стороны с правовой точки зрени€;
- утверждаемый администрацией Ѕ» перечень услуг, оказываемых бизнес-инкубатором по всем возможным направлени€м помощи с указанием цены и с разъ€снением ценовой политики применительно к различным типам внутренних и внешних клиентов бизнес-инкубатора: услови€ бесплатного предоставлени€ услуг, льготы, преференции, предоставление услуг с оплатой в рассрочку и пр.
ќсобенности создани€  онкурсной комиссии дл€ межмуниципального бизнес-инкубатора
ѕринцип создани€ и работы  онкурсной комиссии в межмуниципальном бизнес-инкубаторе имеет свою специфику. «а каждым муниципальным образованием, как уже говорилось выше, закрепл€етс€ определенное количество рабочих мест, кроме того, существуют рабочие места дл€ наиболее приоритетных дл€ территории фирм, пользующихс€ особыми льготами. ”частие в  онкурсной комиссии, решающей вопрос о размещении организации на закрепленном за определенным муниципальным образованием месте, представителей всех ћќ нелогично и св€зано со значительными транзакционными издержками. ѕоэтому в ѕоложении о  онкурсной комиссии необходимо указать на различный пор€док присутстви€ членов  омиссии в зависимости от типа решаемых вопросов. ѕо сути, можно говорить о существовании трех типов вопросов, выносимых на рассмотрение  онкурсной комиссии.
1. ¬опросы о размещении фирм на месте, закрепленном за определенным муниципальным образованием. ¬ этом случае в составе  омиссии должны присутствовать представители данного ћќ, директор и сотрудники ћћЅ».  омиссии этого типа собираютс€ наиболее часто.
2. ¬опросы о размещении дополнительных фирм муниципального образовани€, если оно уже израсходовало все причитающиес€ ему места.  ак упоминалось выше, в рамках отдельного договора свободные места могут быть предоставлены другим муниципальным образовани€м, вход€щим в состав учредителей межмуниципального бизнес-инкубатора. ¬ этом случае в составе  омиссии должны присутствовать представители двух муниципальных образований, директор и сотрудники ћћЅ». ћќ-Ђпросительї не имеет права участвовать в непосредственном прин€тии решени€ о размещении фирмы, его основной задачей €вл€етс€ представление фирмы остальным участникам  онкурсной комиссии.
3. ¬опросы о размещении фирм с особыми льготами. “ак как подразумеваетс€, что функционирование подобной фирмы будет полезно дл€ всех муниципальных образований-учредителей и св€зано с созданием положительных экстерналий на общей территории, решение о разме-
щении принимаетс€ совместно. ¬ составе  онкурсной комиссии в таком случае должны присутствовать представители всех ћќ, директор и сотрудники межмуниципального бизнес-инкубатора. ‘ормирование такой комиссии св€зано с высокими организационными издержками, что накладывает определенные ограничени€ на частоту сбора комиссий этого типа.
Ќа этапе подготовки к регистрации и непосредственно регистрации межмуниципального бизнес-инкубатора провод€тс€ также ремонт и реконструкци€ выделенного под него помещени€, закупка мебели и оргтехники. ќтветственность за проведение работ, наЄм подр€дных организаций дл€ ремонта возлагаютс€ на директора и бухгалтера бизнес-инкубатора.
Ќа этом же этапе разрабатываютс€ и утверждаютс€ должностные инструкции сотрудников бизнес-инкубатора и провод€тс€ подбор и наЄм персонала Ѕ». ¬ажным €вл€етс€ проведение об€зательного обучени€ персонала нового межмуниципального бизнес-инкубатора технологи€м бизнес-инкубировани€, специфике работы с клиентами и арендаторами, продвижению услуг Ѕ» на рынке и основным навыкам взаимодействи€ с общественностью и государственными и муниципальными органами. ќбучение персонала может проводитьс€ консультантами по бизнес-инкубированию, экспертами (например, ќќќ Ђќ—“-≈¬–ќ- онсалтингї) и специалистами других бизнес-инкубаторов или консультантами Ќационального содружества бизнес-инкубаторов (Ќ—Ѕ»).
ѕосле завершени€ работы над пакетом регламентирующих документов, подготовкой помещений бизнес-инкубатора к приему клиентов и комплектованием штата бизнес-инкубатора начинаетс€ этап работ, св€занный с подготовкой и проведением конкурса на право размещени€ в ћћЅ».
ѕроведение конкурса, в частности, подразумевает разработку и доведение до сведени€ заинтересованных лиц условий участи€ в нем. “ак, например, услови€ конкурса могут предусматривать запрет на подачу за€вок, св€занных с определенным видом бизнеса.
»нформаци€ о конкурсе должна также содержать описание процедуры подачи за€вки, экспертизы и отбора проектов.
 ритерии отбора предпринимательских проектов дл€ инкубировани€ должны быть подробно описаны в ѕоложении о размещении малых предпри€тий в Ѕ», €вл€ющемс€ одним из об€зательных документов, регламентирующих де€тельность создаваемого ћћЅ».
  основным критери€м отбора проектов можно отнести следующие:
- юридическа€ чистота и прозрачность бизнеса;
- экономическа€ эффективность и рыночный потенциал проекта;
- соответствие проекта приоритетам поддержки предпринимательства в данных муниципальных образовани€х;
- эффективность проекта с точки зрени€ реализации приоритетов социально-экономической политики муниципалитетов;
- соответствие проекта внутренним требовани€м де€тельности ћћЅ» (размер запрашиваемых площадей, планируемый объем потреблени€ услуг бизнес-инкубатора и т.д.);
- соответствие минимальным квалификационным требовани€м, определенным дл€ данного бизнес-инкубатора.
ѕредставл€емые на конкурс предпринимательские проекты должны содержать:
- обоснование экономической эффективности проекта:
1) обоснование конкурентоспособности товаров и услуг малого предпри€ти€: описание выгод и преимуществ, возможных рынков, конкурентов;
2) прогноз оборота товаров и услуг, перспективы де€тельности на выбранном рынке (в том числе региональном и федеральном);
- обоснование финансировани€ будущего проекта:
1) концепци€ финансировани€ (соотношение собственных и привлеченных средств);
2) инвестиционный план;
- описание предпринимательской квалификации претендента. ѕретенденты на размещение в бизнес-инкубаторе должны представить
 онкурсной комиссии следующие основные документы:
- анкету и описание предпринимательского опыта;
- концепцию, котора€ характеризует планируемый к производству продукт, его рыночную перспективу, конкурентоспособность, сбыт и потребность в площади;
- бизнес-план, планы по экономике и организации производства, в которые включены план товарооборота и затрат, а также прогноз достижени€ целевых показателей де€тельности и т.д.
 онкурсна€ комисси€ может также потребовать предоставлени€ дополнительных документов, характеризующих проект (например, договор с банком о кредитовании, если проект предполагает привлечение заемных средств) или претендента, исход€ из специфики де€тельности бизнес-инкубатора и установленных дл€ арендаторов Ѕ» ограничений.
ѕосле подготовки и проведени€ конкурса, экспертизы и отбора проектов малых предпри€тий на размещение в ћћЅ» с победител€ми конкурса заключаютс€ соглашени€ о размещении их предпри€тий в инкубаторе, как уже говорилось выше. —оглашени€ регламентируют не только услови€ обслуживани€ арендатора бизнес-инкубатором, но и взаимные права и об€занности сторон, а также (в об€зательном пор€дке) срок действи€ (обычно не более двух-трех лет) и услови€ расторжени€ соглашени€ в случае выхода (добровольного или принудительного) малого предпри€ти€ из инкубатора.
ѕри процедуре добровольного выхода из бизнес-инкубатора (например, в случае досрочного достижени€ необходимой рыночной эффективности инкубируемого предпри€ти€ или по иным причинам) арендатор должен письменно уведомить о своем намерении администрацию Ѕ» и освободить занимаемые им площади в течение заранее оговоренного в соглашении срока (например, мес€ца). ¬ течение этого периода проводитс€ заседание  онкурсной комиссии, на котором отбираетс€ следующий претендент на размещение в межмуниципальном бизнес-инкубаторе. ¬арианты юридического и бухгалтерского оформлени€ отношений бизнес-инкубатора и клиента пере-
сматриваютс€ ежегодно вместе со специалистами-юристами, исход€ из действующего законодательства. ѕодписание договора с бизнес-инкубатором €вл€етс€ основанием дл€ Ђвселени€ї арендаторов на предоставленные им площади и начала их производственной де€тельности.
— этого момента межмуниципальный бизнес-инкубатор можно считать функционирующим, хот€ некоторое врем€ потребуетс€ на настройку и Ђотладкуї работы всех служб и сервисов Ѕ».
¬ажно, чтобы с самого начала создани€ бизнес-инкубатора его персонал и администраци€ четко осознавали миссию, цели и задачи своей де€тельности и следовали определенным принципам и правилам, способствующим созданию прозрачной, справедливой и честной среды дл€ развити€ малого предпринимательства и установлению партнерских отношений как с арендаторами и клиентами Ѕ», так и с администраци€ми муниципальных образований.  ак свидетельствует отечественный опыт бизнес-инкубировани€, полноценной структурой поддержки малого предпринимательства на определенной территории может стать только тот бизнес-инкубатор, который не просто на должном уровне выполн€ет свои функции и развиваетс€, но, во-первых, попул€рен среди предпринимателей благодар€ репутации профессиональной консалтинговой организации, во-вторых, располагает необходимыми ресурсами за счет тесного сотрудничества с муниципалитетами и, наконец, находитс€ на хорошем счету у региональных и федеральных должностных лиц. ј это достигаетс€ во многом благодар€ заслугам сотрудников бизнес-инкубатора и его директора.
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. ѕриказ ћинэкономразвити€ –‘ є 59 Ђќ мерах по реализации в 2010 году меропри€тий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательстваї от 16.02.2010.
2. Ѕизнес-инкубаторы как инструмент содействи€ развитию экономике на муниципальном уровне / под ред. ’.Ѕерра и Ќ.јлександровой. - —ѕб., 2000. -54 с.
3. √орбунов ¬.Ћ.,  аганов ¬.Ў., ћартынюк ¬.Ќ. Ѕизнес-инкубаторы, предпринимательство, экономика (ћонографи€). - ћ.: —овременна€ экономика и право, 2007. - 244 с.
4. ћучник ј. Ѕизнес-инкубатор приглашает! URL: http://gazeta555.narod.ru/ 1522/04.html.
5. ћучник ј. Ѕизнес-инкубатор: не прошло и трех лет. Ќачало: http://gazeta555. narod.ru/1480/09.html, продолжение: http://gazeta555.narod.ru/1480/10.html.
6. ћучник ј. ¬.ћ. ћучник: город не обеднел умными головами. URL: http:// gazeta555.narod.ru/1503/11.html.
7. ћучник ј.   добру ли сэкономили миллион? URL: http://gazeta555.narod.ru/ 1482/10.html#6.
8. –агозина Ћ.√. ѕравовое обеспечение и практика осуществлени€ различных форм межмуниципальной кооперации в –оссии и за рубежом. »нститут экономики города, 2009 год. URL: http://www.urbaneconomics.ru/download. php?dl_id=3077.
9. —оздание муниципального бизнес-инкубатора, работающего по принципу самоокупаемости (пример г. —ерпухова ћосковской области). - Ѕиблиотека лучшей практики в сфере муниципального управлени€, 2010. URL: http:// www.urbaneconomics.ru/projects/?mat_id=1&page_id=2.
ѕ–»ћ≈„јЌ»я
Ѕизнес-инкубатор (далее - Ѕ») - это Ђорганизаци€, котора€ создает наиболее благопри€тные услови€ дл€ стартового развити€ малых предпри€тий. Ѕ» предоставл€ют им комплекс услуг и ресурсов, который включает в себ€ обеспечение предпри€тий площад€ми на льготных услови€х, обучение персонала, консалтинг, доступ к информационной базе, хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включа€ посто€нную помощь в управлении предпри€тием и специализированные программы обучени€, а также доступ к финансированию и предоставление существенных ценовых льготї [3, с.9].
ѕодробный анализ де€тельности бизнес-инкубаторов в городах —ерпухов, ‘р€зино, ƒмитров и пр. - см., например: Ћадыгин ¬.¬. ѕрактики развити€ института бизнес-инкубировани€ на муниципальном уровне в регионе на примере ћосковской области. Ђ»нституциональное развитие регионов в услови€х модернизации российской экономикиї: материалы III молодежной научно-практической конференции с международным участием при поддержке ќксфордского российского фонда, –оссийского гуманитарного научного фонда (27-29 апрел€ 2011 года) / отв. ред. ¬.Ѕ. јкулов. - ѕетрозаводск: »зд-во ѕетр√”, 2011. - 304 с.
—рок пребывани€ фирмы в Ѕ» сверх предусмотренных трех лет зависит в первую очередь от возможностей помещени€ бизнес-инкубатора, а также соображений экономической рациональности.
 омпенсационную плату - деньги, уплачиваемые фирмами за услуги инкубировани€ - нельз€ называть Ђарендной платойї хот€ бы даже на том основании, что помимо оборудованного помещени€ им на бесплатной основе предоставл€етс€ р€д дополнительных услуг (например, бухгалтерские услуги, консалтинг и т.д.).
2
3
4

пїњ