пїњ

„ј—“Ќџ≈ ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ √јЋ≈–≈»  ј  Ќќ¬џ… ЁЋ≈ћ≈Ќ“ ¬  ”Ћ№“”–Ќќ… ∆»«Ќ» “ј“ј–—“јЌј (Ќј ѕ–»ћ≈–≈  ј«јЌ— »’ √јЋ≈–≈… ЂA LA PRIMAї » ЂORIENT BEST ARTї)

”ƒ  069:7:75:011 (470.41)
Ё.Ў. —алимз€нова
„ј—“Ќџ≈ ’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ √јЋ≈–≈»  ј  Ќќ¬џ… ЁЋ≈ћ≈Ќ“ ¬  ”Ћ№“”–Ќќ… ∆»«Ќ» “ј“ј–—“јЌј (Ќј ѕ–»ћ≈–≈  ј«јЌ— »’ √јЋ≈–≈… ЂA LA PRIMAї и ЂORIENT BEST ARTї).
√алере€ €вл€етс€ важной структурой современной художественной жизни и культуры, котора€ сыграла большую роль в истории новейшего искусства всего мира. „астна€ художественна€ галере€, как культурный институт, €вл€етс€ сравнительно новым €влением в постсоветской культуре –оссии и –еспублики “атарстан. ƒанна€ стать€ на двух примерах казанских галерей ЂA la primaї и ЂOrient Best Artї представл€ет историю формировани€ и характер де€тельности таких галерей.
 лючевые слова: частные картинные галереи,  азань, ЂA la primaї, ЂOrient Best Artї, современное искусство, картины (произведени€), художники, выставки, продажа.
Elmira Shavkatovna Salimzyanova PRIVATE ART GALLERIES AS NEW ELEMENT IN CULTURAL LIFE OF TATARSTAN (ON EXAMPLE OF KAZAN GALLERIES ЂA LA PRIMAї AND ЂORIENT BEST ARTї).
Gallery is important structure of modern art life and culture, which has played large role in history of the newest art of whole world. Private art gallery as cultural institute is comparatively new phenomenon in post-Soviet culture of Russia and Republic of Tatarstan. This article represents the history of forming and activityТs character of such galleries on two examples of Kazan galleries ЂA la primaї and ЂOrient Best Artї.
Key words: private pictorial galleries, Kazan, ЂA la primaї, ЂOrient Best Artї, modern art, pictures (works), artists, exhibitions, sale.
√алере€ €вл€етс€ важной структурой (€чейкой, институцией, организационной формой) современной художественной жизни и культуры.  артинные галереи сыграли большую роль в истории новейшего искусства всего мира, выступа€ в качестве важных стимулов художественного процесса и в качестве активного фактора эстетического воспитани€ общества. —пецифика общероссийской, в частности, той ситуации, кака€ сложилась в современной –еспублики “атарстан, такова, что частные картинные галереи оказываютс€ здесь новым €влением (прежний, дореволюционный опыт забыт, а новый еще не накоплен). ¬ их де€тельности возникают большие трудности, св€занные как с материальным обеспечением их функционировани€ (богатых, состо€тельных покупателей в –еспублике немного), так и с недостаточно последовательной эстетической программой, которой они руководствуютс€. Ќередко такие галереи, вообще, не имеют никакой эстетической программы, оказываютс€ не в состо€нии осуществить целенаправленный отбор наиболее интересных и талантливых произведений современных художников и оказать им поддержку. Ќередко коллекции, стихийно формируемые в галере€х дл€ показа и дл€ продажи, крайне эклектичны, и действительные ценности соседствуют там с кичем, поделками дурного вкуса, копи€ми и иной продукцией, не имеющей отношени€ к искусству. “ем не менее де€тельность частных картинных галерей, как сравнительно нового и социально перспективного €влени€ в художественной жизни, заслуживает внимани€ и культурологического анализа. Ќасто€ща€ стать€ €вл€етс€ одним из первых опытов в культурологической литературе “атарстана представить на двух конкретных примерах, изученных автором, историю формировани€ и характер де€тельности таких галерей.
Ѕурное развитие художественных галерей было вызвано пробудившимс€ в эпоху Ђперестройкиї интересом публики к искусству андеграунда и новым творческим тенденци€м в постмодернистской культуре, то есть к таким €влени€м, какие не были представлены (или были представлены крайне слабо) в традиционных экспозици€х государственных художественных музеев. Ётот интерес, естественно, постарались использовать возникающие на переломе эпох предпринимательские структуры. »х инициативы оказались тем более востребованными в св€зи с изменением материального положени€ художников-профессионалов, заработок которых уже не был обеспечен так, как в годы функционировани€ при советской власти —оюза художников, ’удожественного ‘онда и его местных отделений. »нтенсивное развитие туризма, включа€ приезд иностранцев в города, бывшие прежде Ђзакрытымиї зонами или не попадавшие в сферу активного туристического бизнеса, в значительной мере создало почву дл€ успешной экономической де€тельности галерей, в том числе в далекой от столичных центров провинции, поскольку уже можно было рассчитывать на определенный контингент покупателей, интересующихс€ как русским, так и искусством народов –оссии, в том числе татарским искусством, обладающим своим особенным национальным характером и возрождаемым в новых услови€х исламским колоритом. ¬ то же врем€ все более вли€тельным становилс€ и отечественный
покупатель из постепенно формирующегос€ Ђсреднего классаї. јнализ де€тельности современных частных галерей показывает, что более половины актов продажи произведений искусства совершаетс€ в св€зи со спросом на них внутри страны, и таким образом, эти вещи остаютс€ на родине, пополн€€ частные коллекции видных де€телей бизнеса, политики и культуры.
ƒо конца ’’ века отечественна€ наука не рассматривала галереи современного искусства как организации, играющие значительную роль в формировании художественной и культурной жизни общества, задающие вектор развити€ современного искусства [5, с. 3].
 ак правило, частные и муниципальные галереи, €вл€€сь участниками и регул€торами арт-рынка, располагают собственным или арендованным помещением, ведут активную выставочную работу. Ѕольшинство галерей €вл€ютс€, по сути, выставочными салонами с посто€нными и мен€ющимис€ экспозици€ми произведений, предназначенных дл€ продажи. Ќе многие галереи имеют четко выраженное направление и свой круг художников, занимаютс€ издательской и собирательской де€тельностью (формируют собственные коллекции как музейные), организуют программные выставки. ’арактерными чертами де€тельности современных частных галерей €вл€етс€ готовность следовать за спросом (без попыток формировать вкус потребител€), способность быстро откликатьс€ на рыночную конъюнктуру и моду. Ќекоторые галереи формируют коллекции дл€ продажи по предварительным заказам банков и фирм, финансирующих де€тельность этих галерей. Ѕольшое значение дл€ обеспечени€ успеха частных галерей имеет установление св€зей с зарубежными партнЄрами и проведение совместных акций [8, с. 242].
Ќыне в “атарстане, по данным, собранным мною в процессе полевых исследований, насчитываетс€ 27 художественных галерей, 22 из которых наход€тс€ в  азани. 12 из них €вл€ютс€ частными [9, с. 293-296].
ќстановимс€ на двух частных галере€х ЂA la primaї и ЂOrient Best Artї, наход€щихс€ в центре  азани.
Ќазвание галереи ЂA la primaї (от италь€нского alla prima - в первый момент) означает здесь, однако, не разновидность живописной техники, позвол€ющей создать произведение в один сеанс, без предварительных прописок и подмалевок, как бы на одном дыхании, а указывает скорее на принцип отбора произ-ведений дл€ галереи на основе первых, непосредственных впечатлений и из первых источников (из художественных мастерских, с выставок). ѕри этом самим руководител€м галереи, как вы€снилось из моего интервью с арт-директором [3], кажетс€, что в этом названии содержитс€ указание на виртуозное владение художественными средствами, на высокий профессионализм, на некую особенную виртуозность, легкость и гармонию. Ќазвание становитс€, таким образом, частью рекламы, и рассчитано оно на то, чтобы оказать впечатление (самим латинским текстом, искусствоведческой терминологией) на неискушенного зрител€, а также на то, чтобы привлечь иностранных гостей к почти италь€нской галерее, открытой в центре  азани.
”строители художественной галереи ЂA la primaї манифестируют свои задачи, таким образом, что они намерены максимально полно и всесторонне представить на своей площадке полно современное искусство –еспублики “атарстан и ѕоволжь€ во всем многообразии его стилей и индивидуальностей [11]. Ќо по сути, така€ задача по плечу не вс€кому гигантскому государственному музею, и конечно, эта галере€ не дает никакого Ђполного представлени€ї о современном искусстве республики или региона.
—ведени€, касающиес€ истории этой галереи и комплектовани€ ее коллекции почерпнуты автором из интервью с арт-директором ќ.¬.√олубевой1. —ама она утверждает, что, будучи знакомой практически со всеми художниками  азани, она уже к моменту открыти€ смогла привлечь к сотрудничеству немало интересных самобытных авторов. Ёто не вполне подтверждаетс€ тем впечатлением, какое производит нынешнее собрание этой галереи, в котором как раз отсутствуют известные, €ркие художники “атарстана, зато много имен случайных, за которыми угадываютс€ скорее дилетанты, нежели профессионалы. »з интервью с ќ.¬. √олубевой со всей очевидностью вытекает, с какими большими трудност€ми столкнулись организаторы галереи. Ђ√алерейный бизнес очень т€желыйї - подчеркивает человек, им непосредственно занимающийс€. ћногое, как увер€ет организатор галереи, приходилось делать Ђна чистом энтузиазмеї и, вообще, галерею она рассматривает не столько как источник прибыли, сколько как Ђработу дл€ душиї [3].
ќткрыта€ дл€ посетителей 1 марта 2010 года, галере€ УA la primaФ работает в формате посто€нно дей-ствующей выставки-продажи картин и предоставл€ет возможность, как маститым профессионалам, так и начинающим молодым художникам из “атарстана, „увашии, ћари Ёл, ћордовии и других
1 ” этой галереи имеетс€ 3 директора: генеральный директор ¬.Ќ “арабукин, арт-директор ќ.¬.√ олубева и коммерческий директор ƒ.ћ. —трулев
регионов реализовывать свои картины. ƒанна€ программа реализуетс€ следующим путем: арт-директор ќ.¬.√олу-бева сама занимаетс€ поиском художников из различных регионов и устанавливает с ними контакты, в том числе использу€ интернет-ресурсы, печатную информацию, советы специалистов, след€ за общественным мнением и зрительским спросом [3]. ѕо сути при отборе произведений дл€ продажи и экспозиции в галерее превалирует субъективный принцип: выбираютс€ вещи, которые понравились самим галеристам, работы художников, вызвавших у них симпатию; разумеетс€, при этом учитываетс€ спрос и вкус посетителей.
—о слов ќ.¬.√олубевой, в галерее насчитываетс€ около трех тыс€ч наименований предметов искус-ства - живописи, графики, скульптуры.  артины выполнены в самых разнообразных стил€х - от тра-диционной реалистической манеры (такие вещи широко по-прежнему востребованы зрител€ми, даже в большей степени, чем авангардные направлени€) до новейших течений, при этом сама
ќ.¬.√олубева под-черкивает, что ставка изначально делалась на авангардное направление (нынешнее состо€ние коллекции не позвол€ет, однако, сделать такой вывод). —тоимость экспонатов колеблетс€ в очень широком диапазоне - от 100 рублей до 100 тыс€ч рублей. Ётот момент весьма показателен дл€ вы€влени€ характера галереи, котора€ отнюдь не €вл€етс€ (и видимо, просто не может быть в услови€х современной  азани) элитарной, арти-стической структурой, оперирующей высокими художественными ценност€ми. «адача Ухоть что-нибудьФ продать об€зывает выставл€ть и продавать издели€, которым, строго говор€, не место в художественной га-лерее. ¬се произведени€ выставл€ютс€ на реализацию, УA la prima Ф ничего себе не преобретает.  роме оп-латы покупки той или иной работы наличными деньгами, здесь можно приобрести интересующий экспонат в кредит или рассрочку.
«а два года существовани€ галереи экспонировались работы 360 художников (40% - из “атарстана). «десь посто€нно представлены УстарыеФ работы художников советского периода, начина€ с 1950-х гг. Ёто позвол€ет галереистам шире привлечь посетителей-покупателей разной возрастной категории и разных вкусов.
ќдна за другой провод€тс€ здесь (примерно каждый мес€ц) тематические и персональные выставки. ƒе€тельность галереи не исчерпываетс€ лишь выставочной - она несет и образовательную функцию. “ак художником, арт менеджером галереи A.A. yлагиной по субботам провод€тс€ бесплатные экскурсии и профессиональные консультации.
¬ галерее также предлагаютс€ услуги по исполнению портретов по фотографии, высокопрофессио-нальных копий с работ известных мастеров, реставрации старых полотен и произведений декоративно-при-кладного искусства, росписи стен, интерьеров [11].
‘ормирование коллекции галереи началось в марте 2010 г. с выставки трех известных казанских ху-дожников, работающих в русле современной концептуальной живописи: A.B.Ѕyсыгина [1;7], A.».ƒоpо-феева [1;7] и ≈.√.√олубцова [1;7] - наиболее известного и €ркого представител€ современной экспери-ментальной живописи. Ќа этом этапе можно было говорить о целостной программе, об определенном эстетическом векторе галереи, стремившейс€ представить зрителю современное авангардное направление в искусстве. Ќо удержать такую целостность, видимо, было невозможно. Ќачалось довольно эклектическое нагромождение работ неоднозначного качества, отобранных с единственной надеждой и задачей - что-либо продать. ¬ пестрое галерейное собрание вошли произведени€ таких художников, как ¬јЋуки€нов [12], A.Ћ.ѕpокопьев, √.¬.ѕрокопьев, —.¬.Ќеустроев, ».».ћусин, » .ёсупова, A.B.—молина (студентка  азан-ского художественного училища),
«.‘.‘аттахов; чудовищные по своей безвкусице полотна  .≈. ћак-симова [2]. »менно последние оказались наиболее продаваемыми. ѕо€вилась здесь и скупо представленна€ скульптура (композиции A.A.—ысоева, «.–.ћахатадзе) [3].
‘инансовую сторону своей де€тельности организаторы галереи стараютс€ хранить в тайне. —отруд-ничество с тем или иным выбранным художником начинаетс€ с составлени€ договора, включающего множество юридических уловок и порою совершенно нестандартных требований (например, об€зательства художника оказать галерее какую-либо услугу). — каждой продажи галере€ берет себе часть средств (галере€ при этом не разглашает, какую именно часть и сколько процентов выручки остаетс€ после продажи самому художнику). Ќикака€ государственна€ помощь галерее не оказываетс€. «а аренду помещени€ УA la primaФ ежемес€чно платит 100 тыс€ч рублей. Ќа вопрос: сколько необходимо денег дл€ того, чтобы иметь собственную галерею, арт-директор ответила, что у них довольно-таки много денег ушло на это дело, но сумму произносить отказалась, сославшись на то, что это €вл€етс€ коммерческой тайной [3].
ƒругой пример, позвол€ющий вы€вить во многом аналогичные проблемы, св€занные со статусом, ха-рактером и направлением де€тельности частных галерей, - это казанска€ художественна€ галере€ ЂOrient Best Artї, открывша€с€ в августе 2011 г. »з ее рекламы следует, что Ђона создана дл€ тех, кто
интересуетс€ живым современным искусством отечественных и зарубежных художников2. Ќазвание галереи в переводе с английского €зыка - Ђвосточное лучшее искусствої (при этом учредители данного заведени€ переводами не пользуютс€, предпочита€ афишировать свою галерею на английском €зыке). ¬ самом начале еЄ де€тельности организаторы хотели сделать акцент именно на восточном искусстве, но позже решили отказатьс€ от этой затеи, рассчитав, что продажа Ђэкзотическихї, восточных экспонатов не принесет прибыли. “о, что галере€ по сей день носит это название, только вводит в заблуждение посетителей.
√алере€ обладает как авторскими произведени€ми, так и копи€ми музейных экспонатов, в том числе всемирно известных шедевров. —тоимость выставл€емых на продажу работ колеблетс€ от одной тыс€чи до 30 тыс€ч рублей. Ёкспонирование в одном р€ду оригинальных творческих произведений и ремесленных копий €вл€етс€ нагл€дным свидетельством той эклектики, котора€ типична дл€ многих частных худо-жественных галерей, не столько воспитывающих зрител€, сколько насаждающих дурной вкус. Ёкспониру€ копии, владетели галереи не беспоко€тс€ о ее имидже и компрометации среди истинных ценителей искусства. Ќад всем превалируют коммерческие цели. —оздатели и работники галереи - директор и еЄ супруг не имеют искусствоведческого образовани€.
¬ галерее ЂOrient Best ArtФ можно также заказать портрет с натуры, по фотографии или копию любимой картины [6]. ѕо словам директора галереи ≈ј.ћатвеевой, в ЂOrient Best Artї находитс€ около 170 картин 30-ти художников. —реди авторов - ё.Ћ.Ѕердников [10, с.3], –.–.ћухамадеев, ћ.–.Ћхт€мова, Ќј.—афиуллина, A.—алатов, A.ѕол€ков, A.». yчмин, ≈.≈жовкина, —.ƒогадов, Ў.’.Ўафигуллин, —.¬асильева, A.M∆yкова, “ озлова, »я¬ласова, –.‘.«ал€летдинов. ¬се перечисленные художники кроме ё.Ћ.Ѕердникова, не состо€т ни в —оюзе художников –еспублики “атарстан, ни в —оюзе художников –оссийской ‘едерации. —о слов директора [4], галере€ принципиально не работает с мастерами, состо€щими в —оюзе художников, поскольку их произведени€ цен€тс€ слишком дорого, их трудно реализовать и в их творчестве мало рискованных и оригинальных решений, которые могут поразить и привлечь зрител€ своими неожиданными эффектами. ƒумаю, така€ ущербна€ позици€ галереи даже не нуждаетс€ в развернутом комментарии.
» в этой галерее авторские произведени€ современных художников перемешаны с копи€ми и сувенирной продукцией, привезенной из разных стран, в частности, из  ита€.
ѕодвод€ итог, хочу отметить, частна€ художественна€ галере€, как культурный институт, €вл€етс€ сравнительно новым €влением постсоветской культуры. Ќаучный культурологический анализ, аксиологическа€ характеристика де€тельности, направленности, можно сказать, стратегии и политики этих галерей станов€тс€ актуальными задачами современных гуманитарных наук. » общественное мнение должно освоить этот феномен, вы€вить все особенности действи€ данного инструмента, который может стать эффективным фактором, стимулирующим развитие культуры и искусства, однако, может сыграть и отрицательную роль, способству€ коммерциализации искусства, распространению дурного вкуса и т.д.
Ћитература
1. ¬ыставка концептуальной живописи известных казанских художников [Ёлектронный ресурс] // “уристический портал города  азани: [сайт]. URL: http://gokazan.ru/event/view/128 (дата обращени€: 30.03.2012).
2. √олубцова “.¬. ѕевец родной земли // ћаксимов  ондрат ≈вдокимович (1894-1981).  аталог выставки произведений к 110-летию со дн€ рождени€.  азань: √осударственный музей изобразительных искусств –еспублики “атарстан, 2004. —. 5-10.
3. Ћичное интервью с директором ќ.¬. √олубевой и арт менеджером галереи
УA la primaФ A.A.  улагиной (27.02.2012, 29.03.2012).
4. Ћичное интервью с директором художественной галереи ЂOrient Best Artї E.A. ћатвеевой (29.02.2012, 26.03.2012, 28.03.2012).
5. ћилюкова “.ћ. ’удожественна€ галере€ в современной культуре —анкт-ѕетербурга: науч. дис. канд. иск. —анкт-ѕетербург, 2004. 168 с.
6. ќ галереи. √алере€ ЂOrient Best Artї открывает дл€ ¬ас двери в мир искусств [Ёлектронный ресурс] // ORIENT BEST ART. √алере€ интерьерной живописи: [сайт]. URL: http://www.orient-best-art.ru/about (дата обращени€: 22.03.2012).
7. ќ¬“ќќ Ђ—оюз художников –оссииї в –еспублике “атарстан // Ђ’удожники “атарстанаї (справочник, посв€щенный 75-летию —оюза художников “атарстана).  азань: «аман, 2011. —. 16 - 238.
8. –оссийска€ музейна€ энциклопеди€. “.1. ћосква: ѕрогресс, –»ѕќЋ 2001. 414 с.
2 Ќа базе галереи функционирует и багетна€ мастерска€.
9. —алимз€нова Ё.Ў. √алереи, выставочные залы и художественные салоны –еспублики “атарстан (конец XX - начало XXI вв.) // ’удожники “атарстана (справочник, посв€щенный 75-летию —оюза художников “атарстана).  азань: «аман, 2011. —. 293-296.
10. —частливый пилигрим. “ать€на Ѕердникова. ёрий Ѕердников. ѕавел Ѕердников. 25 лет творческой де€тельности. ∆ивопись. √рафика. —кульптура.  аталог выставки (5 ма€ - 28 ма€ 2006 года).  азань: √осударственный музей изобразительных искусств –еспублики “атарстан, 2006. 30 с.
11. ’удожественна€ галере€ ЂA la primaї - выставки, продажа картин в  азани [Ёлектронный ресурс] // A la prima. RAFTOn!: [сайт]. URL: http://alaprima-kazan.ru/aboutgallery (дата обращени€: 23.03.2012).
12. ’удожники. Ћуки€нов ¬икентий Aнатольевич [Ёлектронный ресурс] //ArtNow.ru: [сайт]. URL: http://artnow.ru/ru/gallery/0/11027.html (дата обращени€: 30.03.2012).

пїњ