ЧАСТНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ КАК НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТАТАРСТАНА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКИХ ГАЛЕРЕЙ «A LA PRIMA» И «ORIENT BEST ART»)

УДК 069:7:75:011 (470.41)
Э.Ш. Салимзянова
ЧАСТНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ГАЛЕРЕИ КАК НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ТАТАРСТАНА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКИХ ГАЛЕРЕЙ «A LA PRIMA» и «ORIENT BEST ART»).
Галерея является важной структурой современной художественной жизни и культуры, которая сыграла большую роль в истории новейшего искусства всего мира. Частная художественная галерея, как культурный институт, является сравнительно новым явлением в постсоветской культуре России и Республики Татарстан. Данная статья на двух примерах казанских галерей «A la prima» и «Orient Best Art» представляет историю формирования и характер деятельности таких галерей.
Ключевые слова: частные картинные галереи, Казань, «A la prima», «Orient Best Art», современное искусство, картины (произведения), художники, выставки, продажа.
Elmira Shavkatovna Salimzyanova PRIVATE ART GALLERIES AS NEW ELEMENT IN CULTURAL LIFE OF TATARSTAN (ON EXAMPLE OF KAZAN GALLERIES «A LA PRIMA» AND «ORIENT BEST ART»).
Gallery is important structure of modern art life and culture, which has played large role in history of the newest art of whole world. Private art gallery as cultural institute is comparatively new phenomenon in post-Soviet culture of Russia and Republic of Tatarstan. This article represents the history of forming and activity’s character of such galleries on two examples of Kazan galleries «A la prima» and «Orient Best Art».
Key words: private pictorial galleries, Kazan, «A la prima», «Orient Best Art», modern art, pictures (works), artists, exhibitions, sale.
Галерея является важной структурой (ячейкой, институцией, организационной формой) современной художественной жизни и культуры. Картинные галереи сыграли большую роль в истории новейшего искусства всего мира, выступая в качестве важных стимулов художественного процесса и в качестве активного фактора эстетического воспитания общества. Специфика общероссийской, в частности, той ситуации, какая сложилась в современной Республики Татарстан, такова, что частные картинные галереи оказываются здесь новым явлением (прежний, дореволюционный опыт забыт, а новый еще не накоплен). В их деятельности возникают большие трудности, связанные как с материальным обеспечением их функционирования (богатых, состоятельных покупателей в Республике немного), так и с недостаточно последовательной эстетической программой, которой они руководствуются. Нередко такие галереи, вообще, не имеют никакой эстетической программы, оказываются не в состоянии осуществить целенаправленный отбор наиболее интересных и талантливых произведений современных художников и оказать им поддержку. Нередко коллекции, стихийно формируемые в галереях для показа и для продажи, крайне эклектичны, и действительные ценности соседствуют там с кичем, поделками дурного вкуса, копиями и иной продукцией, не имеющей отношения к искусству. Тем не менее деятельность частных картинных галерей, как сравнительно нового и социально перспективного явления в художественной жизни, заслуживает внимания и культурологического анализа. Настоящая статья является одним из первых опытов в культурологической литературе Татарстана представить на двух конкретных примерах, изученных автором, историю формирования и характер деятельности таких галерей.
Бурное развитие художественных галерей было вызвано пробудившимся в эпоху «перестройки» интересом публики к искусству андеграунда и новым творческим тенденциям в постмодернистской культуре, то есть к таким явлениям, какие не были представлены (или были представлены крайне слабо) в традиционных экспозициях государственных художественных музеев. Этот интерес, естественно, постарались использовать возникающие на переломе эпох предпринимательские структуры. Их инициативы оказались тем более востребованными в связи с изменением материального положения художников-профессионалов, заработок которых уже не был обеспечен так, как в годы функционирования при советской власти Союза художников, Художественного Фонда и его местных отделений. Интенсивное развитие туризма, включая приезд иностранцев в города, бывшие прежде «закрытыми» зонами или не попадавшие в сферу активного туристического бизнеса, в значительной мере создало почву для успешной экономической деятельности галерей, в том числе в далекой от столичных центров провинции, поскольку уже можно было рассчитывать на определенный контингент покупателей, интересующихся как русским, так и искусством народов России, в том числе татарским искусством, обладающим своим особенным национальным характером и возрождаемым в новых условиях исламским колоритом. В то же время все более влиятельным становился и отечественный
покупатель из постепенно формирующегося «среднего класса». Анализ деятельности современных частных галерей показывает, что более половины актов продажи произведений искусства совершается в связи со спросом на них внутри страны, и таким образом, эти вещи остаются на родине, пополняя частные коллекции видных деятелей бизнеса, политики и культуры.
До конца ХХ века отечественная наука не рассматривала галереи современного искусства как организации, играющие значительную роль в формировании художественной и культурной жизни общества, задающие вектор развития современного искусства [5, с. 3].
Как правило, частные и муниципальные галереи, являясь участниками и регуляторами арт-рынка, располагают собственным или арендованным помещением, ведут активную выставочную работу. Большинство галерей являются, по сути, выставочными салонами с постоянными и меняющимися экспозициями произведений, предназначенных для продажи. Не многие галереи имеют четко выраженное направление и свой круг художников, занимаются издательской и собирательской деятельностью (формируют собственные коллекции как музейные), организуют программные выставки. Характерными чертами деятельности современных частных галерей является готовность следовать за спросом (без попыток формировать вкус потребителя), способность быстро откликаться на рыночную конъюнктуру и моду. Некоторые галереи формируют коллекции для продажи по предварительным заказам банков и фирм, финансирующих деятельность этих галерей. Большое значение для обеспечения успеха частных галерей имеет установление связей с зарубежными партнёрами и проведение совместных акций [8, с. 242].
Ныне в Татарстане, по данным, собранным мною в процессе полевых исследований, насчитывается 27 художественных галерей, 22 из которых находятся в Казани. 12 из них являются частными [9, с. 293-296].
Остановимся на двух частных галереях «A la prima» и «Orient Best Art», находящихся в центре Казани.
Название галереи «A la prima» (от итальянского alla prima - в первый момент) означает здесь, однако, не разновидность живописной техники, позволяющей создать произведение в один сеанс, без предварительных прописок и подмалевок, как бы на одном дыхании, а указывает скорее на принцип отбора произ-ведений для галереи на основе первых, непосредственных впечатлений и из первых источников (из художественных мастерских, с выставок). При этом самим руководителям галереи, как выяснилось из моего интервью с арт-директором [3], кажется, что в этом названии содержится указание на виртуозное владение художественными средствами, на высокий профессионализм, на некую особенную виртуозность, легкость и гармонию. Название становится, таким образом, частью рекламы, и рассчитано оно на то, чтобы оказать впечатление (самим латинским текстом, искусствоведческой терминологией) на неискушенного зрителя, а также на то, чтобы привлечь иностранных гостей к почти итальянской галерее, открытой в центре Казани.
Устроители художественной галереи «A la prima» манифестируют свои задачи, таким образом, что они намерены максимально полно и всесторонне представить на своей площадке полно современное искусство Республики Татарстан и Поволжья во всем многообразии его стилей и индивидуальностей [11]. Но по сути, такая задача по плечу не всякому гигантскому государственному музею, и конечно, эта галерея не дает никакого «полного представления» о современном искусстве республики или региона.
Сведения, касающиеся истории этой галереи и комплектования ее коллекции почерпнуты автором из интервью с арт-директором О.В.Голубевой1. Сама она утверждает, что, будучи знакомой практически со всеми художниками Казани, она уже к моменту открытия смогла привлечь к сотрудничеству немало интересных самобытных авторов. Это не вполне подтверждается тем впечатлением, какое производит нынешнее собрание этой галереи, в котором как раз отсутствуют известные, яркие художники Татарстана, зато много имен случайных, за которыми угадываются скорее дилетанты, нежели профессионалы. Из интервью с О.В. Голубевой со всей очевидностью вытекает, с какими большими трудностями столкнулись организаторы галереи. «Галерейный бизнес очень тяжелый» - подчеркивает человек, им непосредственно занимающийся. Многое, как уверяет организатор галереи, приходилось делать «на чистом энтузиазме» и, вообще, галерею она рассматривает не столько как источник прибыли, сколько как «работу для души» [3].
Открытая для посетителей 1 марта 2010 года, галерея “A la prima” работает в формате постоянно дей-ствующей выставки-продажи картин и предоставляет возможность, как маститым профессионалам, так и начинающим молодым художникам из Татарстана, Чувашии, Мари Эл, Мордовии и других
1 У этой галереи имеется 3 директора: генеральный директор В.Н Тарабукин, арт-директор О.В.Г олубева и коммерческий директор Д.М. Струлев
регионов реализовывать свои картины. Данная программа реализуется следующим путем: арт-директор О.В.Голу-бева сама занимается поиском художников из различных регионов и устанавливает с ними контакты, в том числе используя интернет-ресурсы, печатную информацию, советы специалистов, следя за общественным мнением и зрительским спросом [3]. По сути при отборе произведений для продажи и экспозиции в галерее превалирует субъективный принцип: выбираются вещи, которые понравились самим галеристам, работы художников, вызвавших у них симпатию; разумеется, при этом учитывается спрос и вкус посетителей.
Со слов О.В.Голубевой, в галерее насчитывается около трех тысяч наименований предметов искус-ства - живописи, графики, скульптуры. Картины выполнены в самых разнообразных стилях - от тра-диционной реалистической манеры (такие вещи широко по-прежнему востребованы зрителями, даже в большей степени, чем авангардные направления) до новейших течений, при этом сама
О.В.Голубева под-черкивает, что ставка изначально делалась на авангардное направление (нынешнее состояние коллекции не позволяет, однако, сделать такой вывод). Стоимость экспонатов колеблется в очень широком диапазоне - от 100 рублей до 100 тысяч рублей. Этот момент весьма показателен для выявления характера галереи, которая отнюдь не является (и видимо, просто не может быть в условиях современной Казани) элитарной, арти-стической структурой, оперирующей высокими художественными ценностями. Задача “хоть что-нибудь” продать обязывает выставлять и продавать изделия, которым, строго говоря, не место в художественной га-лерее. Все произведения выставляются на реализацию, “A la prima ” ничего себе не преобретает. Кроме оп-латы покупки той или иной работы наличными деньгами, здесь можно приобрести интересующий экспонат в кредит или рассрочку.
За два года существования галереи экспонировались работы 360 художников (40% - из Татарстана). Здесь постоянно представлены “старые” работы художников советского периода, начиная с 1950-х гг. Это позволяет галереистам шире привлечь посетителей-покупателей разной возрастной категории и разных вкусов.
Одна за другой проводятся здесь (примерно каждый месяц) тематические и персональные выставки. Деятельность галереи не исчерпывается лишь выставочной - она несет и образовательную функцию. Так художником, арт менеджером галереи A.A.Кyлагиной по субботам проводятся бесплатные экскурсии и профессиональные консультации.
В галерее также предлагаются услуги по исполнению портретов по фотографии, высокопрофессио-нальных копий с работ известных мастеров, реставрации старых полотен и произведений декоративно-при-кладного искусства, росписи стен, интерьеров [11].
Формирование коллекции галереи началось в марте 2010 г. с выставки трех известных казанских ху-дожников, работающих в русле современной концептуальной живописи: A.B.Бyсыгина [1;7], A.И.Доpо-феева [1;7] и Е.Г.Голубцова [1;7] - наиболее известного и яркого представителя современной экспери-ментальной живописи. На этом этапе можно было говорить о целостной программе, об определенном эстетическом векторе галереи, стремившейся представить зрителю современное авангардное направление в искусстве. Но удержать такую целостность, видимо, было невозможно. Началось довольно эклектическое нагромождение работ неоднозначного качества, отобранных с единственной надеждой и задачей - что-либо продать. В пестрое галерейное собрание вошли произведения таких художников, как ВАЛукиянов [12], A.Л.Пpокопьев, Г.В.Прокопьев, С.В.Неустроев, И.И.Мусин, ИК.Юсупова, A.B.Смолина (студентка Казан-ского художественного училища),
З.Ф.Фаттахов; чудовищные по своей безвкусице полотна К.Е. Мак-симова [2]. Именно последние оказались наиболее продаваемыми. Появилась здесь и скупо представленная скульптура (композиции A.A.Сысоева, З.Р.Махатадзе) [3].
Финансовую сторону своей деятельности организаторы галереи стараются хранить в тайне. Сотруд-ничество с тем или иным выбранным художником начинается с составления договора, включающего множество юридических уловок и порою совершенно нестандартных требований (например, обязательства художника оказать галерее какую-либо услугу). С каждой продажи галерея берет себе часть средств (галерея при этом не разглашает, какую именно часть и сколько процентов выручки остается после продажи самому художнику). Никакая государственная помощь галерее не оказывается. За аренду помещения “A la prima” ежемесячно платит 100 тысяч рублей. На вопрос: сколько необходимо денег для того, чтобы иметь собственную галерею, арт-директор ответила, что у них довольно-таки много денег ушло на это дело, но сумму произносить отказалась, сославшись на то, что это является коммерческой тайной [3].
Другой пример, позволяющий выявить во многом аналогичные проблемы, связанные со статусом, ха-рактером и направлением деятельности частных галерей, - это казанская художественная галерея «Orient Best Art», открывшаяся в августе 2011 г. Из ее рекламы следует, что «она создана для тех, кто
интересуется живым современным искусством отечественных и зарубежных художников2. Название галереи в переводе с английского языка - «восточное лучшее искусство» (при этом учредители данного заведения переводами не пользуются, предпочитая афишировать свою галерею на английском языке). В самом начале её деятельности организаторы хотели сделать акцент именно на восточном искусстве, но позже решили отказаться от этой затеи, рассчитав, что продажа «экзотических», восточных экспонатов не принесет прибыли. То, что галерея по сей день носит это название, только вводит в заблуждение посетителей.
Галерея обладает как авторскими произведениями, так и копиями музейных экспонатов, в том числе всемирно известных шедевров. Стоимость выставляемых на продажу работ колеблется от одной тысячи до 30 тысяч рублей. Экспонирование в одном ряду оригинальных творческих произведений и ремесленных копий является наглядным свидетельством той эклектики, которая типична для многих частных худо-жественных галерей, не столько воспитывающих зрителя, сколько насаждающих дурной вкус. Экспонируя копии, владетели галереи не беспокоятся о ее имидже и компрометации среди истинных ценителей искусства. Над всем превалируют коммерческие цели. Создатели и работники галереи - директор и её супруг не имеют искусствоведческого образования.
В галерее «Orient Best Art” можно также заказать портрет с натуры, по фотографии или копию любимой картины [6]. По словам директора галереи ЕА.Матвеевой, в «Orient Best Art» находится около 170 картин 30-ти художников. Среди авторов - Ю.Л.Бердников [10, с.3], Р.Р.Мухамадеев, М.Р.Лхтямова, НА.Сафиуллина, A.Салатов, A.Поляков, A.И.Кyчмин, Е.Ежовкина, С.Догадов, Ш.Х.Шафигуллин, С.Васильева, A.MЖyкова, ТКозлова, ИЯВласова, Р.Ф.Залялетдинов. Все перечисленные художники кроме Ю.Л.Бердникова, не состоят ни в Союзе художников Республики Татарстан, ни в Союзе художников Российской Федерации. Со слов директора [4], галерея принципиально не работает с мастерами, состоящими в Союзе художников, поскольку их произведения ценятся слишком дорого, их трудно реализовать и в их творчестве мало рискованных и оригинальных решений, которые могут поразить и привлечь зрителя своими неожиданными эффектами. Думаю, такая ущербная позиция галереи даже не нуждается в развернутом комментарии.
И в этой галерее авторские произведения современных художников перемешаны с копиями и сувенирной продукцией, привезенной из разных стран, в частности, из Китая.
Подводя итог, хочу отметить, частная художественная галерея, как культурный институт, является сравнительно новым явлением постсоветской культуры. Научный культурологический анализ, аксиологическая характеристика деятельности, направленности, можно сказать, стратегии и политики этих галерей становятся актуальными задачами современных гуманитарных наук. И общественное мнение должно освоить этот феномен, выявить все особенности действия данного инструмента, который может стать эффективным фактором, стимулирующим развитие культуры и искусства, однако, может сыграть и отрицательную роль, способствуя коммерциализации искусства, распространению дурного вкуса и т.д.
Литература
1. Выставка концептуальной живописи известных казанских художников [Электронный ресурс] // Туристический портал города Казани: [сайт]. URL: http://gokazan.ru/event/view/128 (дата обращения: 30.03.2012).
2. Голубцова Т.В. Певец родной земли // Максимов Кондрат Евдокимович (1894-1981). Каталог выставки произведений к 110-летию со дня рождения. Казань: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, 2004. С. 5-10.
3. Личное интервью с директором О.В. Голубевой и арт менеджером галереи
“A la prima” A.A. Кулагиной (27.02.2012, 29.03.2012).
4. Личное интервью с директором художественной галереи «Orient Best Art» E.A. Матвеевой (29.02.2012, 26.03.2012, 28.03.2012).
5. Милюкова Т.М. Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга: науч. дис. канд. иск. Санкт-Петербург, 2004. 168 с.
6. О галереи. Галерея «Orient Best Art» открывает для Вас двери в мир искусств [Электронный ресурс] // ORIENT BEST ART. Галерея интерьерной живописи: [сайт]. URL: http://www.orient-best-art.ru/about (дата обращения: 22.03.2012).
7. ОВТОО «Союз художников России» в Республике Татарстан // «Художники Татарстана» (справочник, посвященный 75-летию Союза художников Татарстана). Казань: Заман, 2011. С. 16 - 238.
8. Российская музейная энциклопедия. Т.1. Москва: Прогресс, РИПОЛ 2001. 414 с.
2 На базе галереи функционирует и багетная мастерская.
9. Салимзянова Э.Ш. Галереи, выставочные залы и художественные салоны Республики Татарстан (конец XX - начало XXI вв.) // Художники Татарстана (справочник, посвященный 75-летию Союза художников Татарстана). Казань: Заман, 2011. С. 293-296.
10. Счастливый пилигрим. Татьяна Бердникова. Юрий Бердников. Павел Бердников. 25 лет творческой деятельности. Живопись. Графика. Скульптура. Каталог выставки (5 мая - 28 мая 2006 года). Казань: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, 2006. 30 с.
11. Художественная галерея «A la prima» - выставки, продажа картин в Казани [Электронный ресурс] // A la prima. RAFTOn!: [сайт]. URL: http://alaprima-kazan.ru/aboutgallery (дата обращения: 23.03.2012).
12. Художники. Лукиянов Викентий Aнатольевич [Электронный ресурс] //ArtNow.ru: [сайт]. URL: http://artnow.ru/ru/gallery/0/11027.html (дата обращения: 30.03.2012).