пїњ

¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈ ’ј–ј “≈–ј ЌјЋќ√ќ¬џ’ ќ“ЌќЎ≈Ќ»… ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ Ќј —“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ ЌјЋќ√ќ¬џ’ “≈ќ–»…

------------------------------------------- © ћ.–. ѕинска€, 2009
”ƒ  336.22 ћ.–. ѕинска€
¬ќ«ƒ≈…—“¬»≈ ’ј–ј “≈–ј ЌјЋќ√ќ¬џ’ ќ“ЌќЎ≈Ќ»… ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ Ќј —“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈ ЌјЋќ√ќ¬џ’ “≈ќ–»…
сторически налоги св€зывают с по€влением государства. ѕервые формы налоговых платежей были предназначены дл€ обеспечени€ интересов публичной власти: финансировани€ государственных расходов. ƒл€ теоретического обосновани€ экономикополитических отношений по поводу формировани€ централизованных финансовых ресурсов, складывающихс€ в государстве, формировались и развивались различные научные концепции, обосновывающие роль налогов в регулировании экономики. ќни представл€ли собой частные и общие налоговые теории.
„астные налоговые теории рассматривают установление налогового режима в отношении отдельных налогов или соотношение различных видов налогов, количества налогов, их качественного состава, ставки налога. ќбщие налоговые теории обосновывают необходимость и предназначение налога, исследуют особенности отношений, складывающихс€ между экономическими агентами и государством в процессе формировани€, распределени€ и перераспределени€ централизованных финансовых ресурсов государства.
ярким примером частной налоговой теории €вл€етс€ теори€ о едином налоге, проповедуема€ физиократами (от греческих слов Ђфизисї - природа, Ђкратосї -власть). ќсновоположником этой теории €вл€етс€ ‘рансуа  енэ (1694-1774) -крупнейший французский политэконом.
‘.  енэ считал, что налогом надо облагать только чистый продукт, как единственный подлинный экономический Ђизлишекї. Ћюбые другие налоги обремен€ют хоз€йство. „то же получалось? “е самые феодалы-землевладельцы, на которых ‘.  енэ возлагал столь важные и почетные социальные функции, должны были на деле платить все налоги. ¬ тогдашней ‘ранции дело обсто€ло как раз наоборот: они не платили никаких налогов.
¬ XIX в. американский экономист √енри ƒжордж (1839-1897), выдвинувший идею Ђединого земельного налогаї, рассматривал его как средство обеспечени€ всеобщего достатка и Ђсоциального мираї. ¬ своей работе Ђѕрогресс и бедностьї (1879) причину низкой заработной платы и безработицы он видит в искусственном дефиците земли, обусловленным неравным распределением общественных земель. ќн предлагает подн€ть налог на неиспользуемые земли, социализиру€, таким образом, ренту без дополнительного налогового бремени, и отказатьс€ от прочих налогов, называ€ их барьерами дл€ торговли, зан€тости и формировани€ капитала.
ѕризнава€ положительные моменты единого налога, св€занные, в частности, с простотой его исчислени€ и сбора, тем не менее, следует отметить, что в чистом виде эта теори€ утопична и практически неприменима. ќднако в сочетании с другими системами налогообложени€ она мо-
жет сыграть положительную роль. »деи, лежащие в основе теории единого налога, частично воплощены и в налоговой системе –оссийской ‘едерации: в упрощенной системе налогообложени€, системе налогообложени€ в виде единого налога на вмененный доход дл€ отдельных видов де€тельности.
¬месте с тем, ни в одном государстве налогова€ система не строитс€ на единственном налоге, разнообразие налоговых отношений предполагает присутствие различных объектов налогообложени€, что можно считать залогом устойчивости и эффективности налоговой системы.
ѕерва€ обща€ налогова€ теори€ - теори€ обмена. ќна основываетс€ на возмездном характере налога. —мысл этой теории: через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападени€ извне, поддержанию пор€дка и т.д. ¬ рамках этой теории исследовалс€ вопрос о выгоде сторон, и это близко к современному суждению о налоге как о цене за услуги государства. ќбмен не был эквивалентным, но взаимовыгодным дл€ обеих сторон: экономические агенты получали выгоду в виде экономии на издержках, св€занных с защитой и охраной их собственности, а государство получало необходимые финансовые ресурсы дл€ своего существовани€.
Ёти идеи были полностью восприн€ты дальнейшими учени€ми в рамках классической политической экономии, и в последующем легли в основу всех еЄ направлений и течений, даже тех, которые оппозиционны друг другу. Ќи одно общество не придумало никакой более достойной альтернативы налоговым отношени€м между государством и его экономическими субъектами, поэтому объективный характер налогов ни в какой теории не подвергаетс€ сомнени€м. ¬ дальнейших исследовани€х во главу угла было поставлено исследование справедливости (рацио-
нальности) налогообложени€, и основные теоретические дискуссии велись вокруг следующих вопросов: может ли государство дл€ достижени€ общественных целей использовать силу и каким образом?  аково вли€ние государственных меропри€тий и каковы границы государственного вмешательства в экономику?  ак достичь справедливого распределени€ общественных благ?  акова должна быть плата за услуги, предоставл€емые государством свои гражданам?
ћетодологические основы классической политэкономии базировались на концепции Ђестественных правї и Ђобщественного договораї, котора€ была абстракцией, идеальным образом рыночного хоз€йства, где все люди - простые товаропроизводители, действующие в услови€х совершенной конкуренции. «аметим, что в классической политической экономии не содержитс€ однозначного ответа на вопрос о первенстве государства или налогов. Ёта концепци€ отражала не реальный процесс происхождени€, становлени€ и развити€ государства, а программные требовани€ податного населени€: купцов, ремесленников, кресть€н, позднее также буржуазии, рабочих, которые, в отличие от духовенства и двор€нства, платили подати и боролись с абсолютистским государством.
“рактовка происхождени€ государства и права как результата свободного договора свободных индивидов ведет происхождение от теории Ђобщественного договораї (социального контракта). Ёта концепци€ родилась в эпоху религиозных войн, когда осв€щенна€ традици€ми феодальна€ регламентаци€ стала постепенно уступать место сознательному регулированию гражданского общества. Ёто было врем€ обостренного понимани€ справедливости, честность и бизнес казались многим несовместимыми. Ќа первый план вышли проблемы развити€ контрактной
этики, культуры соблюдени€ договоров. ѕроисходит коренное переосмысление прав и свобод, дарованных каждому индивиду Ђот рождени€ї.
ќсновоположниками теории общественного договора были английские философы “омас √оббс (1588-1679) и ƒжон Ћокк (1632-1704), в трудах которых мы находим обоснование пон€ти€ частной собственности как необходимой предпосылки гражданского общества и договорную интерпретацию полномочий государственной власти. »х теори€ положила начало новому гражданскому правосознанию и сделала возможной постановку вопроса о взаимных об€зательствах государства и граждан.
—обственно о налогах “. √оббс упоминает достаточно кратко в главе 24 Ђќ питании государства и о произведении им потомстваї своего труда ЂЋевиафанї. ќсобое внимание он удел€л исследованию роли государства в экономике. ¬ качестве основной он считал функцию государства в распределении общественного богатства. ќн выделил следующие подфункции: распределение земель между
подданными, установление правил внутренней и внешней торговли, создание и развитие системы денежного обращени€. —реди основных налогов он признавал поземельный налог, акцизы и пошлины. ѕри этом королевские земли он считал ненадежной статьей дохода.
ƒ. Ћокк развил и углубил теорию общественного договора “. √оббса. ќсновным отличием в его воззрени€х было утверждение о возможности расторжени€ гражданами со своей стороны заключенный с верховной властью договор, в каком праве “. √оббс им отказывал. ¬ области налоговых отношений ƒ. Ћокк придерживалс€ принципа добровольного согласи€ граждан с возлагаемым на них налоговым бременем. ќн писал: Ђ—праведливо, что правительства не могут содер-
жатьс€ без больших расходов, и каждый, кто пользуетс€ своей долей защиты, должен платить из своего имущества свою долю на его содержание. Ќо все же это должно делатьс€ с его собственного согласи€, то есть с согласи€ большинства, которое дает его либо само, либо через избранных им представителей. ¬едь если кто-либо будет претендовать на право накладывать и взимать налоги с народа своей собственной властью и без такого согласи€ со стороны народа, то он тем самым пос€гает на основной закон собственности и преп€тствует осуществлению цели правительства. ¬едь каким правом собственности могу € обладать на то, что другой может по праву вз€ть себе, когда ему заблагорассудитс€?ї
Ќесмотр€ на €рко выраженный теологический характер воззрений этих мыслителей, в их теории четко прослеживаетс€ иде€ о налоге как части имущества, которую следует отдать государству в обмен на охрану остальной его части. ќбмен носит не об€зательно эквивалентный, но выгодный характер. Ќациональное собрание ‘ранции в XVIII веке объ€вило налог Ђобщим долгом всех граждан и ценой тех выгод, которые доставл€ет им обществої.
 ак видим, √оббс и Ћокк приблизились к пониманию рациональности, получившему дальнейшее развитие в классической политэкономии. »сследованием данной категории занимались, в частности, в рамках шотландской философии нравственности (ј. —мит, ƒ. –икардо, ƒ. ём, ј. ‘ергюссон, ‘. ’атчисон), сформулировавшей индивидуалистскую концепцию рационального поведени€ в обществе. Ўотландский экономист и философ ј. —мит (1723-1790) развил мысль о том, что при определенных услови€х частные интересы действительно могут гармонически сочетатьс€ с интересами общества, а в достижении такой гармонии одну из определ€ющих ролей играют налоги.
 лассическа€ теори€ налогов (теори€ налогового нейтралитета), основоположниками которой по праву считаютс€ ј. —мит и ƒ. –икардо, возникла в результате развити€ отдельных положений и разрозненных комментариев, сделанных английским экономистом, родоначальником буржуазной классической политической экономии ”. ѕетти (1623-1687). ¬ Ђ“рактате о налогахї в I главе Ђќ различных видах государственных расходовї он выдел€л следующие виды государственных расходов: военные расходы, расходы на содержание правителей (в т.ч. расходы по отправлению правосуди€), расходы на содержание пастырей человеческих душ и руководителей их совести, расходы на школы и университеты, расходы на содержание сирот, найденных и подкинутых детей, а также вс€кого рода немощных людей, и, кроме того, людей, которые нуждаютс€ в получении работы, расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные дл€ блага пользовани€ всех.
—реди причин, которые увеличивают и делают более т€гостными различные виды государственных доходов, ”. ѕетти выдел€л нежелание населени€ оплачивать их, что объ€сн€лось высоким налоговым бременем, а также тем, что проволочкой и сопротивлением можно было вовсе избавитьс€ от налогов.  роме того, население было уверено, что собранные суммы расхищаютс€ или неправильно расходуютс€, или же они неравномерно взимаютс€ и распредел€ютс€.
ј. —мит в работе Ђ»сследовани€ о природе и причинах богатства народовї (1776 ) провел исследование структуры доходов и расходов государства, описал основные принципы справедливого налогообложени€ и проанализировал современные ему налоги. Ќалогообложение он характеризовал в контексте высокой идеи Ђочевидной и простой системы естествен-
ной свободыї. ¬ критике Ђединого налогаї, предложенного физиократами, он отстаивал идею налогообложени€ соответственно ренте. ј. —мита прин€то считать основоположником теории производства и распределени€. ≈го фундаментальный труд и в насто€щее врем€ не утратил своей актуальности. ѕроанализировав современные ему налоговые системы развитых государств, ј. —мит выступил за систематизацию налогового администрировани€, недопущение установлени€ чрезмерного налогового бремени ввиду оказываемого им депрессивного действи€ на национальную экономику, сокращени€ или полной отмены таможенных пошлин дл€ стимулировани€ внешней торговли.
—амым известным последователем и сторонником идей ј. —мита был английский ученый ƒавид –икардо (1772-1823). ≈го главный труд ЂЌачала политической экономии и налогового обложени€ї, увидевший свет в 1817 г., стал классическим в экономической науке. ƒ. –икардо создал концепцию капиталистической прибыли как главного источника налогообложени€, а земельной ренты - как побочного. Ћюбые налоги, исход€ из этой концепции, имеют характер непроизводительных расходов и тормоз€т накопление. Ќалоги станов€тс€ средством обмена части прибыли на общественный пор€док и спокойствие. ѕозиции ƒ. –икардо служили основой формировани€ налоговой политики р€да европейских государств того времени.
»з работ основоположников экономической мысли (”. ѕетти, ј. —мита, ƒ. –икардо и др.) можно извлечь практически однотипное обоснование необходимости налога. ¬ той или иной интерпретации налогообложение объ€сн€етс€ ими как добровольное пода€ние во благо развити€ нации. ќтсюда и русское слово Ђподатьї - от слова Ђпода€ниеї, т.е. добровольное пожертвование средств во им€
общего блага. ѕо их мнению, налоги есть основной вид государственных доходов дл€ покрыти€ затрат по содержанию правительства.
 онцепци€ рационального поведени€ в обществе €вилась камнем преткновени€, который привел к разделению классической политической экономии во второй половине XIX века на две ветви: марксистскую политэкономию и неоклассическую экономику, основоположником которой был јльфред ћаршалл (1842-1924)1. —торонники первого направлени€ подвергли критическому пересмотру принципы рационального эгоизма, а сторонники вто-рого, напротив, продолжали считать их основой подлинно научного анализа.
¬ марксистской экономической теории налогам не удел€лось практически никакого внимани€. —читалось, что посредством государственных налогов капиталисты эксплуатируют кресть€н, а система налогов неизбежно ведет к обнищанию мелкой земельной собственности.  арл ћаркс (1818-1883) сформулировал экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда (общественной стоимостью). ќн считал, что в ходе производственного процесса капиталисты получают за счет рабочих прибавочную стоимость, оставл€€ им только необходимую дл€ существовани€ заработную плату. ÷ентральной дл€ самого ћаркса выступала иде€ коммунизма - процедуры уничтоже-
1ќ том, насколько сильное вли€ние на развитие экономической науки оказали труды ј.ћаршалла, показывает тот факт, что уже в конце XIX века термин Ђполи-тическа€ экономи€ї (political economy) как название экономической теории постепенно выходит из широкого употреблени€, смен€€-€сь термином Ђэкономиксї (economics - в честь названи€ книги ј. ћаршалла ЂPrinciples of economicsї).
ни€ частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление средствами производства; а сопр€женное упразднение капитала будет означать также упразднение наемного труда. ѕредставители современных марксистских теорий, которые практически всегда отвергают ортодоксальный и официальный советский марксизм (Ђсталинизмї) 1930-1980-х, выступавший, как правило, под наименованием Ђмарксизм-ленинизмї, изучение сторон рыночного хоз€йства (с исходной задачей его совершенствовани€) заменили на познание закономерностей движени€ всей социально-экономичес-кой системы. ¬ теоретической концепции был заложен при этом параметр не экономического эффекта, а, напротив, - социального дисбаланса в распределении создаваемого продукта.
¬ отличие от марксистской теории, в неоклассической экономике, исследование категории справедливости (рациональности), в том числе применительно к налогообложению, получило дальнейшее развитие. ј. ћаршалл подчеркнул роль взаимного обмена между людьми. –ациональной неоклассики считали максимизацию полезности индивидов в пределах ресурсов, имеющихс€ в их распор€жении, их знаний, ожиданий в отношении действий других партнеров. –ациональные индивиды не только способны соотнести выгоды и издержки своих действий, но и понимают последстви€ своей де€тельности. ќтличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-
математическое моделирование.
ѕредставители неоклассической теории обращают основное внимание на самосто€тельную хоз€йственную де€тельность отдельных людей и выступают за ограничение или даже за полный отказ от государственного регулировани€ экономики. —инонимом пон€тию Ђнеоклассиче-
l0l
ска€ экономическа€ теори€ї часто считают Ђэкономический либерализмї.
—реди ученых неоклассической школы значительный вклад в теорию налогов внес в конце XIX - нач. ’’ веков профессор политической экономии  олумбийского университета Ёдвин –о-берт јндерсон —елигмен (1861-1939). ¬ своих трудах Ђѕрогрессивное налогообложение в теории и практикеї и Ђѕроблемы переложени€ налоговї он ратовал за использование критери€ платежеспособности. –ассмотрение вопроса о налогах в св€зи с проблемами производства и распределени€ позволило ему расширить область теории налогообложени€. —елигмен разработал убедительное обоснование прогрессивного подоходного налога. ќднако он осторожно подходил к использованию этого финансового инструмента, рекоменду€ вначале примен€ть пропорциональные ставки налога, а уже после вводить элементы прогрессивного налогообложени€.
¬ налоговой теории —елигмену принадлежит заслуга проведени€ важного различи€ между Ђсферой охватаї, то есть местом, где окончательно взимаютс€ налоги (в современной экономической теории этому пон€тию соответствует термин Ђбаза налогообложени€ї), и Ђбременем охватаї, которое св€зано с процессом переложени€ налогов. »зучение проблемы охвата раскрывает результаты действи€ налоговой системы. ќн также отмечал, что капитализаци€ и трансформаци€ служат способами уклонени€ от налогового бремени. ѕод трансформацией имелось в виду вызванное налогообложением изменение методов производства, то есть повышение эффективности производства, которое позвол€ет справитьс€ с налогом без последующего его переложени€.
ѕо мнению —елигмена, не все налоги перекладываютс€ на потребител€. ≈сли, например, монополист стремитс€ переложить все налоговое брем€, то это может
привести к снижению продаж, которое принесет потери более серьезные, чем налоговые выплаты. ¬ конечном счете, мера переложени€ налога определ€етс€ различной эластичностью спроса и предложени€. Ёту точку зрени€ в насто€щее врем€ раздел€ют не все экономисты.
¬ работе ЂЁссе о налогообложенииї —елигмен проводит скрупулезный анализ истории налогообложени€ и современных ему налоговых систем. ќн указывает на тот факт, что воспри€тие налогообложени€ плательщиками как естественного общественного института есть результат длительного развити€ экономико-политических отношений и €вл€етс€ на самом деле недавно достигнутым результатом. “акже он отмечает, что пон€тие справедливости в налогообложении имеет тенденцию к изменению в зависимости от изменени€ общественных отношений. ќн приходит к выводу, что как все €влени€ общественной жизни, налогообложение есть по сути историческа€ категори€.
¬ подтверждение собственной теории —елигмен приводит, в частности, эволюцию пон€тий, св€занных с налоговыми отношени€ми граждан и государства. »сследу€ этимологию пон€ти€ Ђналогї, он проанализировал основные европейские €зыки (английский, немецкий, французский, италь€нский), а также латынь, и выдел€ет семь стадий изменени€ терминологии: подарок, содействие, одолжение, пожертвование, об€зательство, принуждение, ставка.
“руды —елигмена по проблемам налогообложени€, где он теоретически обосновал принципы прогрессивного подоходного налогообложени€, финансов, а также экономической истории до сих пор не потер€ли свою актуальность.
Ќеоклассическа€ теори€ господствовала до 1930-х годов, когда лидерство в экономической науке перехватили последователи английского экономиста ƒжона
ћейнарда  ейнса (1883-1946) - представители кейнсианской экономической теории. ¬ течение примерно 40 лет неоклассика оставалась в оппозиции основному течению экономической теории, но затем идеи ограничени€ государственного вмешательства снова стали завоевывать попул€рность. ’от€ и в начале XXI века неоклассическа€ теори€ сохран€ет статус основного течени€ современной экономической науки, однако уже в 1990-е годы обозначилс€ ее кризис. ћногие экономисты считают, что Ђвторое пришествиеї неоклассики тоже приходит к концу, и современна€ экономическа€ теори€ стоит на пороге новой научной революции.
¬ отличие от неоклассиков, кейнсианцы отвергли идею невмешательства государства в хоз€йственную жизнь и разрабатывали теории макроэкономического регулировани€. “еори€  ейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве.  ейнсианство в противоположность либералистским экономическим иде€м доказывало необходимость государственного вмешательства в ход экономических процессов.  ейнс был главным идеологом и основоположником теории и практики регулировани€ экономики путем использовани€ налоговых рычагов. ќн сформулировал теорию государственных финансов, представл€ющую собой важнейшую составную часть кейнсианской, а впоследствии - неокейнсианской экономической теории. —вой вклад в разработку экономической системы ƒж.  ейнса внесли ј. ’ансен, ѕ. —амуэльсон, √. Ёкли, –. ћасгрейв и др.
ƒж.  ейнс одним из первых за€вил, что Ђавтоматический регул€торї, эта по выражению ј. —мита Ђневидима€ рукаї, котора€ помимо сознательного стремлени€ людей служить интересам общества направл€ет их действи€ в общественное русло, терпит крах. ѕуть к спасению
ƒж.  ейнс видел в государственном вмешательстве в экономику.  лючом к пониманию экономических неур€диц и изменени€ роли государства в экономике €вилось пон€тие Ђэффективного спросаї как величины спроса, обеспеченного доходами.  ризисные €влени€, считал ƒж. ћ.  ейнс, случаютс€ из-за того, что эффективный спрос недостаточен, т. е. покупаетс€ мало товаров. —огласно  ейнсу, основным инструментом проведени€ политики управлени€ спросом €вл€лс€ государственный бюджет, рассматривающийс€ как стабилизирующий фактор воспроизводства. ¬арьиру€ разницу между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий, государство может выдел€ть приоритеты в развитии. ѕричем догма сбалансированного бюджета отвергалась.
“еори€ ƒж.  ейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государства в общественном воспроизводстве и означала разрыв с прежними представлени€ми, существовавшими в экономической теории, о значении государственных финансов. “еори€ ƒж.  ейнса признавала невозможность автоматического достижени€ равновесного состо€ни€ экономики из-за высокой степени неопределенности хоз€йственной системы промышленных стран, неравномерного распределени€ богатства, несовпадением условий сбережений и инвестировани€, жесткости цен (особенно на рынках труда и ссудного капитала). “еоретические построени€ ƒж. ћ.  ейнса, хот€ в них и встречаетс€ такие пон€ти€, как Ђпредельна€ склонность к сбережени€мї, Ђсклонность к потреблениюї, Ђсклонность к накоплениюї, т.е. относ€щиес€, на первый взгл€д, больше к психологическим факторам, нос€т сугубо практический характер, конкретны и базируютс€ на экономических расчетах.
 ризис государственного регулировани€ рыночной экономики на основе кейнсианских рецептов, который с полной силой про€вилс€ в 70-е годы, привел к активным поискам новых методов оздоровлени€ экономики, которые были найдены в новых €влени€х в экономической науке
- экономической теории предложени€. —овременный неоконсерватизм, в основе которого лежат неоклассические воззрени€, можно условно разделить на два основных течени€ - экономическую теорию предложени€ и монетаризм.
Ёкономическа€ теори€ предложени€ была сформулирована в конце 1970-х годов американскими учеными √. —тайном, ј. Ћэффером (род. 1940). ќни рассматривали налоги как фактор экономического развити€ и регулировани€. ƒанна€ теори€ исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно вли€ет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. ѕоэтому в сторонники данной теории предлагали снизить налоговые ставки и предоставить всевозможные налоговые льготы корпораци€м. ќни считали, что снижение налогового бремени приводит к бурному экономическому росту. —торонники новой финансовой стратегии считали, что предложение должно опережать спрос, так как оно мен€етс€ быстрее и имеет большее значение, а одним из важнейших: факторов стимулировани€ предложени€ служит уменьшение налогов. — помощью налоговой кривой профессор ј. Ћэффер пыталс€ доказать, что увеличение налогов в —Ўј отрицательно воздействует на общественное воспроизводство (производительность труда, накопление, инвестиции).
ќсновным средством проведени€ политики новой теории €вл€ютс€ финансовые рычаги; налоги, расходы, государственные кредиты. ќдним из основных по-
стулатов теории Ђэкономики предложени€ї было уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. ќсоба€ роль при этом отводилась государственным финансам, в частности, предусматривалось, во-первых, сокращение налогов; во-вторых, сокращение государственных расходов; в-третьих, уменьшение количества денег в обращении с помощью соответствующей политики в области государственного кредита.
јвторы новой налоговой теории сформулировали два Ђнравственныхї вывода. ѕервый вывод гласил, что насколько увеличилс€ налог, настолько он уменьшает товарный труд, т.е. настолько увеличиваетс€ стремление отдельного индивида к вложению труда в сферы де€тельности, не подлежащие обложению налогами. ¬торой вывод устанавливал зависимость между налогами и сбережени€ми: налоговое брем€ уменьшает размеры сбережений. Ќравственные выводы этой теории €рко свидетельствовали, что одним из главных способов регулировани€ экономического подъема €вл€етс€ снижение налогов.
Ќалогова€ теори€ монетаризма была выдвинута в 1950-х годах профессором экономики „икагского университета, лауреатом Ќобелевской премии 1976 года ћилтоном ‘ридменом (1912-2006) и основана на количественной теории денег. ѕо его мнению, регулирование экономики может осуществл€тьс€ через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентов. ѕри этом через налоги изымаетс€ излишнее количество денег. ћонетаристы считают, что государственное вмешательство в экономику блокирует действие стихийных регул€торов, вместо того, чтобы дополн€ть их. —ами возможности государства ограничены: оно способно создавать дополнительный спрос (давать госзаказы, увеличивать
налоги, заниматьс€ эмиссией денег), но не может увеличить товарное предложение (поскольку услуги государства есть пр€мой вычет из ¬Ќѕ).
¬ыдвига€ на передний план свободу, монетаристы своеобразно трактуют проблему равенства. ѕо мнению
ћ. ‘ридмена, единственно справедливое равенство - это равенство возможностей, когда каждый человек должен иметь если не равные, то, по крайней мере, близкие возможности строить свою жизненную карьеру. ѕринцип равенства результатов (уравнивани€ доходов, в том числе через инструменты налоговой политики) монетаристы категорически отвергают, не без основани€ усматрива€ в ней несправедливую уравниловку, котора€ лишает людей стремлени€ боротьс€ за Ђместо под солнцемї. ѕо их мнению, рыночный механизм Ђневидимой рукиї дает каждому свободу выбора, обеспечива€ тем самым равенство возможностей соревноватьс€ за более высокие доходы и социальный статус. »менно монетаризм стал идеологическим знаменем многих либеральных реформ последней трети ’’ века - тэтчеризма в ¬еликобритании, рейганомики в —Ўј, гайдароэкономики в –оссии.
Ќесмотр€ на то, что представители неоклассической теории проделали глубокие исследовани€ социально-эко-
номической природы налогов, принципов налогообложени€, их оппозиционеры -сторонники институциональной экономики считают ограниченным понимание ими рациональности.
»нституционализм сформировалс€ на американской почве, вобрав в себ€ многие идеи немецкой исторической школы, английских фабианцев, французской социологической традиции. Ђ—тарыйї институционализм возник в конце XIX века и оформилс€ как течение в 20-30-х годах ’’ века, зан€в серединную позицию между экономикс и марксизмом. ’арактер-
ной чертой воззрений представителей этой школы была попытка повернуть экономическую теорию к социальным проблемам. —амо пон€тие Ђинституционализмї ввел ”. √амильтон, который считал, что институт - это распространенный способ мышлени€ и действи€, запечатленный в привычках групп и обыча€х народа. — его точки зрени€, институты фиксируют усто€вшиес€ процедуры, отражают общее согласие, сложившуюс€ в обществе договоренность. ѕод институтами понимаютс€: обычаи, корпорации, государство и т.д.
Ѕольшой вклад в развитие старого институционализма внес ƒ.–. оммонс (1862-1945), который ввел пон€тие трансакции (сделки). ¬ работе Ђ»нституциональна€ экономическа€ теори€ї (1934) в структуре трансакции он выдел€ет три основных элемента: переговоры, прин€тие об€зательства и его выполнение, а также он характеризует различные виды трансакций: торговые, управленческие, рационирующие. ѕо мнению  оммонса, трансакционный процесс - это процесс определени€ Ђразумной ценностиї, котора€ завершаетс€ контрактом, реализующим Ђгарантии ожиданийї.
Ќесмотр€ на то, что институциональна€ теори€ у€звима дл€ критики, в отличие от классической политэкономии, в центре внимани€ оказываютс€ не слаба€ покупательна€ способность и неэффективный потребительский спрос, не низкий уровень сбережений и инвестиций, а значение системы ценностей, проблемы отчуждени€, традиции и культуры. ј рассмотрение ресурсов и технологии ув€зываетс€ с общественной ролью знаний и проблемами защиты окружающей среды.
— приближением к концу 20 века интерес к институциональным исследовани€м снова начал возрастать. —ери€ значительных работ стала по€вл€тьс€ уже в 70х годах. ѕоследние три дес€тилети€ - этап
рождени€ целого блока новых произведений, который условно можно назвать обобщающим термином Ђнеоинституционализмї.
Ќеоинституционализм возник на пут€х преодолени€ ограниченности понимани€ неоклассиками рациональности, он ввел в научный оборот категорию трансакционных издержек (или издержек взаимодействи€ субъектов) и, тем самым, Ђраздвинулї прин€тые в неоклассике рамки анализа. ѕри анализе реальной экономики неоклассики делают свои выводы, которые действительны лишь при условии строгого соблюдени€ определенных, благопри€тных дл€ ее развити€ условий. ѕри несоблюдении этих условий различи€ между научной абстракцией и реальностью могут быть просто колоссальными, что, достига€ известного масштаба, трансакционные издержки могут превратитьс€ в ведущий фактор, определ€ющий дальнейшее направление развити€ всей экономической системы.
ѕолитическа€ экономи€ неоинституционализма охватывает два основных направлени€. ѕервое исследует собственно экономические процессы и их движущие силы, исход€ из предпосылки о том, что Ђправила игрыї и политические предпочтени€ €вл€ютс€ существенным фактором развити€ экономики. »ными словами, сторонники этой концепции изначально нацелены на решение чисто экономических проблем - стимулирование инвестиций, обеспечение стабильного денежного обращени€ и твердой национальной валюты, достижение бюджетного равновеси€, поддержание м€гкой налоговой политики и т.д. ѕри этом они убеждены, что в национальном хоз€йстве действуют не только экономические стимулы и частные эгоистические интересы, но и чисто институциональные факторы, от которых во многом зависит общий успех дела.
Ќаиболее €рким представителем первого направлени€ институциональной экономики €вл€етс€ лауреат Ќобелевской премии 1986 года ƒжеймс ћак-√илл Ѕьюкенен (род. 1919), специалист и разработчик теории общественного выбора и концепции конституциональной экономики. ¬ своих работах Ѕьюкенен предлагал использовать теории политики и управлени€ дл€ формировани€ институтов и правил развити€ общества и недопущени€ автократического режима. ¬ работе Ђƒемократи€ в дефицитеї (1978) (соавтор ¬агнер –.≈.) рассмотрено конституционное требование сбалансированного бюджета. ¬ статье Ђ¬ласть налогообложени€ї (1980) обосновывались ограничени€ правительства в области налогообложени€. Ёта иде€ получила дальнейшее развитие в работах Ѕьюкенена и Ѕреннена Ђ¬ласть обложить налогом - аналитические фонды финансовой конституцииї (1980) и Ђќснование правилї (The Reason of Rules) (1985).
ѕредставители второго направлени€ институциональной экономики (ƒж. јльт, —. ’аггарт, –.  ьюит) исследуют Ђполитический рынокї ради него самого. ѕри этом богатый теоретический арсенал экономической науки используетс€ как универсальный инструмент, вполне пригодный дл€ разработки проблем политического устройства общества. Ќесмотр€ на €вный политологический уклон, исследовани€ в данной области имеют большую практическую ценность с точки зрени€ экономической теории. ¬ частности, эффективность государственной машины напр€мую вли€ет на успешность государственного регулировани€ и уровень политических трансакционных затрат, которые через налоговую систему ложатс€ на экономику.
—ледует отметить, что институционализм имеет целевые задачи, схожие с кейнсианством, оба направлени€ ориен-
тированы на активизацию экономической роли государства. ѕри этом кейнсианство предлагало правительствам многих стран совокупность конкретных методов решени€ задач в финансовой сфере, в том числе в области налогообложени€, а институционализм призывал государство к более четкому контролю над формированием в обществе Ђправил игрыї.
—овременный институционализм сумел обратить внимание мировой научной мысли на значимость учета одного из
1. јнтологи€ экономической классики. ¬ 2-х т. - ћ.: 1993.
2. –икардо ƒ. Ќачала политической экономии и налогового обложени€. »збранное. / ƒ. –икардо; (пер. с англ.; предисл. ѕ.Ќ.  лю-кина). - ћ.: Ёксмо, 2007. (јнтологи€ экономической мысли)
3. ѕинска€ ћ.–. ќсновы теории налогов и налогообложени€ / ѕод научн. ред. д.э.н., проф. ¬.—. Ѕарда: ћонографи€. - ћ.: »здательство Ђѕалеотипї, 2004.
4. —мит ј. »сследование о природе и причинах богатства народов. “ом 2, книга 5. -
факторов: неопределенности и непредсказуемости в поведении деловых партнеров. ¬ св€зи с этим институциональный анализ более объективно оценивает экономическую реальность. ѕоэтому при анализе налоговых отношений между государством и экономическими агентами, на которые большое вли€ние оказывает волюнтаризм, наиболее перспективным представл€етс€ применение методологии институциональной экономики.
---------------- —ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ
ћ.-Ћ.: √осударственное социально-
экономическое издательство, 1935.
5. ‘инансово-кредитный энциклопедический словарь / ѕод общ. ред. ј.√. √р€зновой.
- ћ.: ‘инансы и статистика, 2002.
6. Ёнциклопедический словарь Ѕрокгауз и ≈фрон. Ѕиографии: в 12 т. / ќтв. ред. ¬.ћ.  ареев, ћ.Ќ. ’итров. - ћ.: Ѕольша€ российска€ энциклопеди€, 1991-1994.
7. Ёнциклопеди€ Ђ ругосветї, 2007. -http://slovari.vandex.ru/dict/ kragosvet/ article
8. Edwin R.A. Seligman Essays in Taxa-
tion. - New York, Augustus M. Kelley Publishers, 1969.1233 '
Ч  оротко об авторе ----------------------------------------------------------------
ѕинска€ ћ.–. - кандидат экономических наук, доцент кафедры ЂЌалоги и налогообложениеї, ‘√ќ” ¬ѕќ Ђ‘инансова€ академи€ при ѕравительстве –оссийской ‘едерацииї.
–ецензент д-р экон. наук, проф. Ќ.’. ¬афина, кафедра Ђћикроэкономикаї ‘√ќ” ¬ѕќ Ђ‘инансова€ академи€ при ѕравительстве –оссийской ‘едерацииї
‘айл:
 аталог:
Ўаблон:
«аголовок:
—одержание:
јвтор:
 лючевые слова:
«аметки:
ƒата создани€:
„исло сохранений:
ƒата сохранени€:
—охранил:
ѕолное врем€ правки: 7 мин.
ƒата печати: 24.03.2009 0:17:00
ѕри последней печати страниц: 11
слов: 5 229 (прибл.)
знаков: 29 810 (прибл.)
16_ѕинска€
Ќ:\Ќовое по работе в универе\√»јЅ-2009\√»јЅ-5\–убрика —:\и8ег8\“ан€\јррЅа1а\ оаттІ\ћ1сго80й\Ўаблоны\ огта1.Єо  лассическа€ школа как идеологическа€ база теории налогов ѕинска€ ћил€уша –ашитовна
12.03.2009 18:25:00 7
16.03.2009 18:33:00 ѕользователь

пїњ