ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Частно-государственное партнерство как фактор развития региональной инновационной
политики в Российской Федерации и Омской области Медведева М.Л.
Медведева Марина Леонидовна / Medvedeva Marina Leonidovna - кафедра государственного, муниципального
управления и таможенного дела, магистрант Омский государственный технический университет, факультет элитного образования и магистратуры, г. Омск
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью дополнительного инвестирования бюджета как страны в целом, так и отдельных регионов. Одним из методов дополнительного инвестирования рассматриваются средства частных лиц. Существуют предприятия, которые не могут быть полностью приватизированы, однако, имеют значительный дефицит денежных средств. Частно-государственное партнерство выступает компромиссом в решении таких задач.
Ключевые слова: государство, власть, бизнес, инвестор, партнерство. Keywords: state, power, business, investor, partnership.
Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия в этих сферах, имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как частно-государственное партнерство (ЧГП). Частно-государственное партнерство можно охарактеризовать как среднесрочный и долгосрочный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности. Партнерство способно обеспечить снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей, расширить возможности привлечения управленческих кадров, новой техники и технологий, повысить качество обслуживания конечных пользователей [1, с.7].
В отличие от большинства зарубежных государств, в России частно-государственное партнерство все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Хотя результаты такого партнерства уже можно наблюдать. Все чаще с участием экспертов, аналитиков, ученых, представителей органов государственной власти проходят общественные слушания, научные семинары и круглые столы, посвященные выработке предложений по развитию частно-государственного партнерства в России. В органах государственной власти субъектов РФ создаются структурные подразделения по вопросам ЧГП, при министерствах, Государственной Думе созданы экспертные советы по ЧГП, реализуются проекты с применением институтов ЧГП [3].
Рассмотрим основные проблемы, связанные с внедрением ЧГП в России. Данные опроса Ассоциации менеджеров России (АМР), проведенного совместно с Программой развития ООН свидетельствуют о том, что бизнесмены неохотно сотрудничают с государством в рамках проектов ЧГП. Это связано с их опасениями по поводу высокого уровня коррупции и бюрократии. Именно на этот недостаток ссылается 38,1 % из 176 опрошенных компаний. Еще 31,8% заявили, в свою очередь, о низкой ответственности государственных структур за результат и сроки согласований. В процессе опроса выяснилось, что бизнес-риски волнуют только четверть опрошенных, а риски, связанные с протестами населения и общественных организаций - только 3,4%.
В то же время основным преимуществом ЧГП 43,2% опрошенных была названа возможность привлечения бюджетных средств, а 40,9% назвали в качестве главного преимущества доступ к ранее закрытым секторам экономики. Отметим, что 2009 году из инвестфонда было потрачено 70 миллиардов рублей бюджетных денег, а в 2010 году около 180 миллиардов рублей.
Учитывая возрастающую степень политической и регулятивной поддержки, можно предположить, что осуществлению проектов ЧГП в России будут благоприятствовать следующие факторы: значительная гибкость в разделении рисков между государственными и частными участниками проектов; заложенные в ЧГП механизмы финансовой поддержки (в сочетании с уже оказываемой политической поддержкой они должны способствовать снижению рисков по инвестиционным проектам); предусмотренная компенсация инвесторам убытков, связанных с неблагоприятными изменениями в законодательстве [2, с. 32].
Для того, чтобы партнерство успешно работало, необходимо сочетание многих факторов, имеющих отношение, как к представителям обеих сторон партнерства, так и к среде, в которой они взаимодействуют в процессе реализации проекта. Что касается партнера со стороны государства, то международный и российский опыт свидетельствуют о том, что органы государственной и местной власти должны проявить политическую волю и взять на себя инициативу по привлечению бизнеса к совместной реализации проектов по оказанию услуг населению, если это является экономически оправданным. Создание ЧГП - дело новое и требует от государственных и муниципальных служащих, вовлеченных в их создание и осуществление контроля их деятельности, новых знаний, умений и навыков, которые приобретаются в процессе учебы и участия в реализации конкретных проектов. При этом органы государственной власти и местного самоуправления должны предлагать жизнеспособные проекты и иметь необходимые права [1, с. 56].
Частный сектор должен также проявлять инициативу и обладать соответствующим потенциалом. Необходимо наличие профессионально подготовленных, сильных в финансовом отношении, кредитоспособных партнеров.
Что касается общей среды, то важным фактором для успешной реализации ЧГП является наличие предсказуемой и устойчивой конъюнктуры рынка. Это необходимо для того, чтобы риск, принимаемый партнером из частного сектора, был для него приемлемым (например, эффективность правовой защиты частной собственности, надежность финансовых рынков, устойчивое финансовое положение подрядчика, прозрачность закупок). Помимо этого, важно обеспечить представление о партнерстве как о справедливом, открытом предприятии, создающемся в интересах общества. Таким образом, проведенный анализ западного и российского опыта позволяет выявить следующие условия успешного развития проектов ЧГП в России: обеспечение реализации проекта достаточными финансовыми средствами; наличие необходимой инфраструктуры для реализации проекта, в том числе создание специализированной компании осуществляющей проект ЧГП; обеспечение гарантий сбыта, в т.ч. гарантий тарифного регулирования с учетом интересов инвестора; участие в проекте подготовленных и квалифицированных сторон - инвестора и государственного органа; наличие технико-экономического обоснования и бизнес-плана проекта с учетом признанных международных методик и условий финансирования; наличие долгосрочных государственных финансовых гарантий, в т.ч. налоговых и иных льгот; наличие всех правовых условий для осуществления проекта, в т.ч. контрактов, лицензии и др.; наличие профессионального руководства проектом, обладающего опытом и знаниями как в проектом финансировании, так и в области строительства и эксплуатации объекта; справедливое распределение проектных рисков между всеми участниками проекта [2, с. 57-58].
С целью выявления динамики инвестиционных проектов, реализуемых по принципу ЧГП, проведем анализ статистической информации. Динамику инвестиционных проектов по областям применения в Российской Федерации можно проследить в таблице 1.
Таблица 1
Количество инвестиционных проектов, реализуемых по принципу ЧГП в Российской Федерации
№ п/п Область применения Количество проектов Темп роста
2010г 2011г 2012г 2011/2010 2012/2011
1 Нефтехимическая промышленность 93 97 111 104,3% (+4,3%) 114,4% (+14,4%)
2 Дорожное строительство 34 48 71 141,2% (+41,2%) 147,9% (+47,9%)
3 ЖКХ 80 112 140 140% (+40%) 125% (+25%)
4 Жилищное строительство 215 350 408 162,8% (+62,8%) 116,6% (+16,6%)
5 Пищевая и перерабатывающая промышленность 52 63 77 121,2% (+21,2%) 122,2% (+22,2%)
Рост количества инвестиционных проектов в нефтехимической промышленности обусловлен благоприятной конъюнктурой на углеводородное сырье на мировом рынке. Увеличение инвестиционных проектов в сфере дорожного строительства произошло в связи возобновления работы «Дорожного фонда». В инвестиционных проектах ЖКХ главную роль сыграла реформа ЖКХ. В сфере жилищного строительства рост обусловлен стремительным освоением новых земельных участков, где государство подводит коммуникации, а частные инвесторы осуществляют застройку территории. В сфере пищевой и перерабатывающей промышленности динамика не такая существенная, т.к. емкость развития данной отрасли ограничена действующими предприятиями.
Проанализируем также динамику инвестиционных проектов по областям применения в Омской области (таблица 2).
Таблица 2
Количество инвестиционных проектов, реализуемых по принципу ЧГП в Омской области
№ п/п Область применения Количество проектов Темп роста
2010г 2011г 2012г 2011/2010 2012/2011
1 Нефтехимическая промышленность 3 3 5 100% (+0%) 166,7% (+66,7%)
2 Дорожное строительство 1 2 4 200% (+100%) 200% (+100%)
3 ЖКХ 2 4 7 200% (+100%) 175% (+75%)
4 Жилищное строительство 7 13 18 185,7% (+85,7%) 138,5% (+38,5)
5 Пищевая и
перерабатывающая 3 4 5 133,3% 125%
промышленность (+33,3%) (+25%)
Рост количества инвестиционных проектов в нефтехимической отрасли произошел из -за «переходящих объектов» (Газпромнефть, Титан). В связи с переходом мазутных котельных на газ, необходимо переоборудование котельных, что повлекло за собой необходимость дополнительного финансирования. Выход из сложившейся ситуации был найден с помощью средств частных инвесторов, таким образом, произошло увеличение количества инвестиционных проектов, реализуемых по принципу ЧГП. Рост количества инвестиционных проектов в области жилищного строительства обусловлен также как и в Российской Федерации интенсивным освоением земельных участков для строительства малоэтажного жилья. В сфере пищевой и перерабатывающей промышленности увеличение произошло из-за модернизации действующего производства.
Проанализировав имеющиеся статистические данные (таблица 1, таблица 2) можно констатировать, что количество проектов ЧГП увеличивается с каждым годом как в Российской Федерации так и в Омской области. Это связано со следующими причинами: во-первых, это восстановление платежеспособности частных инвесторов после кризиса; во-вторых, доступность к кредитным ресурсам; в-третьих, более широкие возможности со стороны государства, в связи с доходами от реализации нефтепродуктов на мировом рынке.
Правительство Омской области заинтересовано в привлечении в экономику региона любых инвестиций для обеспечения развития приоритетных отраслей экономики. По оценке Омского Правительства, наиболее привлекательными для инвесторов отраслями являются химическая, нефтехимическая, нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, пищевая промышленность, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс.
Специалисты характеризуют Омскую область как регион с умеренным уровнем инвестиционного риска, что важно для развития инвестиционной активности, поскольку процесс снижения рискованности гораздо более продолжителен и трудоемок, чем повышение инвестиционного потенциала.
Литература
1. Исправникова Н.Р. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления. Глобализация и социальные изменения: матер. науч. конф. М., 2006. с.365.
2. Квасов И.Н. Частно-государственное партнерство как фактор развития предпринимательства в системе государственного и муниципального управления: [Текст] монография / И. Н. Квасов, О. П. Кузнецова. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. 134 с.
3. Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования / А. А. Спиридонов // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. [Электронный ресурс]. URL: http://pppcenter.ru/ru/press-center/smi-o-centre/19032010. (Дата обращения: 15.06.2014).