пїњ

¬Ћ»яЌ»≈ —≈ћ≈…Ќџ’ ќ“ЌќЎ≈Ќ»… Ќј –ќƒ»“≈Ћ№— »≈ ”—“јЌќ¬ »

”ƒ  159.922
¬Ћ»яЌ»≈ —≈ћ≈…Ќџ’ ќ“ЌќЎ≈Ќ»… Ќј –ќƒ»“≈Ћ№— »≈ ”—“јЌќ¬ » –адостева ј.√.
‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђѕермский государственный гуманитарно-педагогический университетї,
ѕермь, e-mail: batagen@gmail.com
—тать€ посв€щена рассмотрению родительских позиций, установок на рождение и воспитание детей. »нтерес к изучению данного вопроса продиктован тем, что не вс€ка€ супружеска€ пара психологически готова к рождению и воспитанию детей, несмотр€ на то, что репродуктивна€ функци€ €вл€етс€ одной из основных функций семьи. ћногие люди создают семьи, ещЄ не созрев дл€ этого и не облада€ необходимыми дл€ воспитани€ детей знани€ми и опытом. ќгромное значение имеют не только душевные качества, жизненный опыт и характер родителей, но и те причины, обсто€тельства, в св€зи с которыми рождаетс€ ребЄнок. ¬ажным представл€етс€ рассмотрение характеристик семьи, вли€ющих на формирование и развитие ребЄнка, обусловленных генетически и социально. ѕсихологические и социальные проблемы материнства и в целом родительства станов€тс€ приоритетной областью научных исследований и практической работы, так как от родительских установок и воспитани€ зависит будущее детей, а значит, и будущее общества.
 лючевые слова: семь€, материнство, родительство, родительские установки, детско-родительские отношени€, беременность, личность
THE INFLUENCE OF FAMILY RELATIONS TO PARENTAL ATTITUDES Radosteva A.G.
Perm State Pedagogical University, Perm, e-mail: batagen@gmail.com
The article considers the parental positions, attitudes to birth and parenting. Interest in this subject stems from the fact that not all spouses psychologically prepared for birth and parenting, despite the fact that reproductive function is one of the main functions of the family. Many people create a family, being unprepared, they do not possess the necessary knowledge and experience to educate children. Not only mental qualities, experience and character of the parents are of great importance, but also the reasons and conditions that makes it possible for a child is born. Meaningful consideration of the characteristics of the family, influencing the formation and education of the child caused genetically and socially. Because the future of the child and whole society depends on parental attitudes and parenting - the psychological and social problems of motherhood and parenting upon the whole become a priority sphere of research and practical work.
Keywords: family, maternity, parenting, parental attitudes, child-parent relations, pregnancy, personality
—емь€ - это открыта€ система, члены которой наход€тс€ во взаимосв€зи, взаимовли€нии и взаимодействии друг с другом и с окружающими системами.
–азвитие семьи - это закономерна€ последовательность изменений, протекающих во времени, в процессе которых по€вление тех или иных качеств функционировани€ или организации, обусловленных предыдущей стадией, определ€ет качества последующей стадии.
ќдной из основных функций семьи €вл€етс€ репродуктивна€ функци€. ќднако в современных услови€х на первый план выступают проблемы социального характера, и на семью, ожидающую ребЄнка, психотравмирующее вли€ние оказывает нестабильна€ экономическа€ и политическа€ ситуаци€, что отражаетс€ в по€влении Ђсоциальной тревогиї [10]. ¬ таких услови€х проблема деторождени€ сопр€жена с часто неразрешимыми противоречием. — одной стороны, дети - это фактор стабилизации семьи, а с другой - это неотвратима€ масса проблем: от неприемлемых условий дл€ жизнеобеспечени€ детей, до складывающихс€ со временем или обостр€ющихс€
ранее существовавших деформированных взаимоотношений между супругами.
ѕроблему детности - бездетности можно рассматривать в контексте мотивации, планировани€ и регулировани€ деторождени€. Ќа уровне семьи обнаруживаетс€ вли€ние таких факторов, как представлени€ супругов об удовлетворенности жилищнобытовыми услови€ми, характер распределени€ об€занностей, совместимость ролевых позиций супругов, их отношение к образу жизни, особенности досуга, прочность брака, особенности переживани€ личностью стадий становлени€ брачно-семейных отношений. Ќа уровне личности существуют следующие факторы: установка на деторождение, чадолюбие, отношение к трудност€м, характер воспри€ти€ жизненных обсто€тельств, мера ответственности. “аким образом, на возникновение потребности в родительстве и развитие родительской роли необходимо учитывать вли€ние целого р€да жизненных обсто€тельств [15, 16].
¬ проведенном нами исследовании, посв€щенном изучению родительских установок в стурктуре личности женщин, также был затронут вопрос мотивации рождени€
ребенка. »спытуемым было предложено выразить своЄ отношение к р€ду мотивов рождени€ ребенка. —реди мотивов было предложено: стремление к бессмертию, повторение себ€ в ребЄнке; выражение благодарности любимому человеку; рождение и воспитание человека, какого ещЄ не было; укрепить отношени€ в семье, Ђприв€затьї к себе партнЄра; вынудить партнЄра женитьс€; чтобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботитьс€; улучшить жилплощадь; показать родител€м, что
“аким образом, мы видим, что в современном обществе женщины независимо от налич€-отсутстви€ или ожидани€ ребенка практически единообразно распредел€ют мотивы его рождени€. Ќа первый план выход€т мотивы, св€занные непосредственно с самим ребенком, что делает его самоцелью, а не средством достижени€ иных целей.
ѕотребность иметь детей, с одной стороны, социально обусловлена: формируютс€ социальные представлени€ о материнстве и отцовстве, установка иметь детей; и индивидуальным образом: чадолюбие, установка по отношению к ценности детей, процессу их воспитани€ и численности. — другой стороны, эта потребность генетически обусловлена, так как св€зана с инстинктами материнства и отцовства [1]. ћатеринский инстинкт
стала взрослой; вынудить родителей смиритьс€ с браком; быть как все; родить Ђдл€ здоровь€ї; просто хочу иметь ребЄнка; получить материальные выгоды; изменить социальный статус.
¬ыборка испытуемых состо€ла из беременных женщин - 203 человека, женщин, имеющих детей в возрасте до 5 лет, -233 человека и женщин, не имеющих детей, - 154 человека. ¬сего 590 человек.
»ерархи€ мотивов представлена в таблице.
направлен на вынашивание потомства, заботу о нЄм. ќтцовский инстинкт менее устойчив, более сексуально детерминирован и ориентирован главным образом на защиту материнства и потомства.  ак материнский, так и родительский инстинкт - прежде всего преломление инстинкта самосохранени€ в виде инстинкта продолжени€ рода. Ѕез инстинкта самосохранени€ невозможно вынашивание, то есть сохранение беременности. —ама беременность обусловлена инстинктом материнства и имеет своей целью продолжение рода. —ледовательно, можно говорить о взаиморазвитии инстинктов самосохранени€, материнства (отцовства), продолжени€ рода [5].
¬рем€ возникновени€ потребности в родительстве жестко не св€зано с момен-
»ерархи€ мотивов рождени€ ребенка
Ѕеременные ∆енщины с детьми ∆енщины без детей
ѕросто хочу иметь ребЄнка ѕросто хочу иметь ребЄнка ѕросто хочу иметь ребЄнка
–ождение и воспитание человека, какого ещЄ не было –ождение и воспитание человека, какого ещЄ не было –ождение и воспитание человека, какого ещЄ не было
¬ыражение благодарности любимому человеку ¬ыражение благодарности любимому человеку ¬ыражение благодарности любимому человеку
„тобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботитьс€ „тобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботитьс€ „тобы был хоть один близкий человек, о котором можно было бы заботитьс€
—тремление к бессмертию, повторение себ€ в ребЄнке —тремление к бессмертию, повторение себ€ в ребЄнке —тремление к бессмертию, повторение себ€ в ребЄнке
»зменить социальный статус »зменить социальный статус »зменить социальный статус
–одить Ђдл€ здоровь€ї ”крепить отношени€ в семье, Ђприв€затьї к себе партнЄра ”крепить отношени€ в семье, Ђприв€затьї к себе партнЄра
”крепить отношени€ в семье, Ђприв€затьї к себе партнЄра –одить Ђдл€ здоровь€ї –одить Ђдл€ здоровь€ї
”лучшить жилплощадь Ѕыть как все Ѕыть как все
Ѕыть как все ѕолучить материальные выгоды ”лучшить жилплощадь
ѕоказать родител€м, что стала взрослой ”лучшить жилплощадь ѕоказать родител€м, что стала взрослой
ѕолучить материальные выгоды ѕоказать родител€м, что стала взрослой ѕолучить материальные выгоды
¬ынудить родителей смиритьс€ с браком ¬ынудить родителей смиритьс€ с браком ¬ынудить родителей смиритьс€ с браком
¬ынудить партнЄра женитьс€ ¬ынудить партнЄра женитьс€ ¬ынудить партнЄра женитьс€
том наступлени€ беременности, так как беременность не всегда €вл€етс€ результатом намеренных действий по удовлетворению потребности в материнстве или отцовстве. „асто беременность наступает в результате удовлетворени€ другой потребности - сексуальной. —ледовательно, возможны различные варианты развити€, когда беременность:
а) может наступить на фоне уже сложившейс€ потребности в родительстве,
б) может послужить условием еЄ возникновени€,
в) может не повлечь за собой никаких изменений в мотивационно-потребностной сфере, когда по€вление ребенка не сопровождаетс€ по€влением ценностного отношени€ к нему и не влечет по€вление потребности в любви и уходе.
¬ последнем случае родительство или не наступает (прерывание беременности или прерывание отношений мужчин с беременной женщиной), или Ђвстраиваетс€ї в актуальное содержание потребностно-мо-тивационной сферы личности и побуждаетс€ иными потребност€ми, что порождает широкий круг мотивов, не всегда адекватных дл€ воспитани€ ребЄнка [6].
Ќе вс€ка€ супружеска€ пара психологически готова к рождению и воспитанию детей. —лучаетс€, что многие люди создают семьи, ещЄ не созрев дл€ этого и не облада€ необходимыми дл€ воспитани€ детей знани€ми и опытом. ќдно из необходимых качеств, которым должны обладать родители, это ответственность за развитие семьи в целом, взаимоотношени€ с другими членами семьи и т.д. ƒругим важным качеством €вл€етс€ моральна€ готовность к воспитанию своих детей [16].
ѕо мнению Ќ.ј. √ительсон [2], по важности и актуальности аспект желанности дл€ ребЄнка находитс€ в одном р€ду с любовью к нему, ответственностью за него, защитой, обеспечением. ¬новь обраща€сь к характеристикам испытуемых, прин€вшим участие в нашем исследовании родительских установок, интерес представл€ет анализ планированности - незапланирован-ности беременности и рождени€ ребенка. “ак, из 203 беременных женщин свою беременность планированной назвали 146, что составл€ет 72 % от общего количества беременных. —оответсвенно, 57 человек (28 %) имели незапланированную беременность. »з 233 женщин, имеющих детей, планированным их по€вление назвали 150 (64 %). Ќезапланированными были дети у 83 женщин (36 %). “аким образом, треть испытуемых из числа беременных и имеющих детей женщин имели незапланированную беременность. — одной стороны, процент достаточно велик и мог бы служить тревожным сигналом, говор€щим о незрелости,
неподготовленности женщин к материнству и, как следствие, привод€щий к нарушению семейного цикла семьи. ѕоследстви€ воздействи€ данной трудности на семью могут быть разнообразными: нарушение воспитательных функций семьи, супружеских отношений и т.п.  ак правило, нарушение жизнеде€тельности семьи ведЄт к неудовлетворению потребностей, в том или ином отношении тормозит развитие личности, обусловливает возникновение состо€ний неудовлетворенности, нервно-психического напр€жени€, тревоги.
— другой стороны, поскольку все незапланированные беременности либо уже закончились рождением ребенка (у испытуемых с детьми), либо женщины готов€тс€ к родоразрешению (беременные), то можно говорить о том, что данные беременности не €вл€ютс€ нежеланными. ¬ данном случае по классификации семейных трудностей непланированна€, но желанна€ беременность характеризуетс€ резкой сменой образа жизни семьи, Ђналожениемї на другие трудности, но €вл€етс€ св€занной с этапами жизненного цикла семьи.
Ќе об€зательно нежеланность детей -всегда однозначное и категорическое пон€тие, есть и более тонкие его градации. ј.». «ахаров [5] выдел€ет несколько категорий детей:
- случайным, то есть не ожидаемым в данное врем€ оказываетс€ ребЄнок у слишком молодых, не озабоченных рождением детей родителей или, наоборот, в семь€х, где есть один или два ребЄнка и нет конкретного желани€ иметь детей, впрочем, нет и отрицательного отношени€ к уже возникшей беременности;
- вынужденный - по€вл€етс€, когда его ещЄ не ждали, возможно, до заключени€ брака. “огда факт беременности и становитс€ об€зательной, нередко вынужденной причиной брака;
- преждевременные дети в принципе желанные, но по€вл€ютс€ раньше времени, когда родители ещЄ не готовы психологически. ¬осполн€ть недостающие чувства к ребЄнку приходитьс€ по мере его роста;
- несоответствующий по полу ребЄнок тоже имеет проблемы в развитии, вызванные неадекватным воспитанием со стороны родителей.   мальчику относ€тс€ как к девочке и наоборот. „аще встречаетс€ у единственных или первых (старших) детей, в то врем€ как про вторых (младших) правильнее говорить как о лишних по полу дет€х.
Ќа формирование чувства материнства, отцовства большое вли€ние оказывает детский опыт. Ёто главный фактор, который ложитс€ в основу планировани€ будущей семьи, считает ¬. —атир [12]. ќдна из важнейших закономерностей - неосознанна€ тенденци€ повтор€ть модель отношений своих родителей
в собственной семье. ѕсихологический механизм этого процесса следующий: человек усваивает путем неосознанного подражани€ поведени€ значимых дл€ него людей по отношению друг к другу. –ебЄнок обучаетс€ своей будущей роли, мысленно отождествл€€ (идентифициру€) себ€ с родителем того же пола.
¬нимание следует удел€ть и тому, какое место в структуре семьи ребЄнок занимал среди сиблингов и в целостной структуре семейных отношений в целом, а также типу этой структуры. ќбнаружена тенденци€ воспроизводить в своей новой семье место, которое человек занимал среди си-блингов. ¬ целом сценарий социализации (по ƒружинину ¬.Ќ.) выгл€дит так:
1) дети первоначально получают в качестве образца модель отношений с супругами в родительской семье;
2) затем они проигрывают эти отношени€, выступа€ в разных рол€х с сиблингами;
3) на основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизвод€т структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье [4].
»сследовани€ ј. Ўутценбергер [17] показывают, что передаютс€ из поколени€ в поколение обычаи и привычки в браке, возраст на момент замужества (женитьбы) и рождени€ детей, число детей, особенности их воспитани€.
ѕечниковой ≈.ё. и ÷ветковой Ќ.ј. [8] было проведено исследование с беременными женщинами и их супругами по вы€влению эффективных и неэффективных неосознанных установок, унаследованных от предыдущих поколений, а также основных детерминант, вз€тых обоими супругами из родительских семей. Ќа основании полученных данных был сделан вывод об их существенном вли€нии на актуальное состо€ние сознани€ и, как следствие, на возможность или невозможность зачати€ и успешного вынашивани€ ребЄнка.
–одительское отношение к будущему ребЄнку основываетс€ на родительских представлени€х и установках. –одительские представлени€ включают установки, ценности, воспри€тие ребЄнка и родительской роли, представлени€ и ожидани€, св€занные с развитием ребЄнка. –одительские установки определ€ют готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально-ценностного отношени€ к элементам данной ситуации. »сследовани€ —авиной ≈.ј. показывают, что на характер установок вли€ют социально-экономический статус родителей и удовлетворенность браком супругов [11]. –одительские представлени€ остаютс€ относительно неизменными в течение достаточно длительного периода времени и оказывают значительное вли€ние на развитие ребЄнка [7, 12].
Ќа родительское отношение к ребЄнку и его воспитание оказывает вли€ние и характер взаимоотношений супругов. „увства супругов к своему будущему ребЄнку нельз€ отделить от эмоциональных переживаний, возникающих по поводу всей семейной ситуации в целом, а также от чувств к супругу (супруге).
 аждый ребЄнок рождаетс€ в уникальной совокупности всевозможных факторов, даже у одних и тех же родителей и зачатие, и беременность, и рождение ребЄнка происходит в определенной атмосфере, котора€ вли€ет на ребЄнка в будущем.
¬. —атир [12] выдел€ет вли€ние следующих факторов:
^ физическое состо€ние во врем€ беременности;
> соответствие новорожденного психофизическим нормам;
^ неудовлетворенность отношени€ми с супругом, либо его отсутствие;
^ кризисный период жизни одного из супругов или семьи в целом;
> материальное положение семьи;
> многодетность;
> уровень образованности родителей; их образ жизни и мировоззрени€.
ѕо мнению ƒобр€кова ».¬. [3], семь€, ожидающа€ рождени€ ребЄнка, стоит на пороге серьезных изменений, а значит, семейна€ система становитс€ у€звимой, еЄ функционирование характеризуетс€ нестабильностью. »зменени€ эмоциональной жизни беременной женщины как жены и матери ведут также к перемене внутрисемейных отношений, так что кажда€ беременность неизбежно сопровождаетс€ семейным кризисом. ѕо€вление ребЄнка мен€ет состав семейных подсистем, перестраивает отношени€ членов семьи и нередко ставит под угрозу существование всей системы семьи. ≈го рождение измен€ет роли супругов, им приходитс€ приспосабливатьс€ к новому образу жизни, к выросшим психическим и физическим нагрузкам, ограничени€м общего досуга и т.д. ≈сли все эти и другие задачи приходитс€ решать быстро, а к ним ещЄ прибавл€ютс€ нерешенные проблемы из ранее бывших этапов развити€ семьи, то сама ситуаци€ становитс€ стрессором. ћногое зависит от стадии жизненного цикла семьи, в которой по€вл€етс€ ребЄнок. „асто его рождение €вл€етс€ результатом бессознательного желани€ мужа и жены разрешить семейные проблемы, их надежды на то, что рождение малыша улучшит их отношени€, сделает ближе друг к другу. –ождение ребЄнка в критической ситуации (а зачастую - попытка разрешить еЄ с помощью беременности и родов) отрицательно вли€ет на успешность установлени€ эмоциональных св€зей родителей с ребЄнком, на
взаимоотношени€ между супругами, способствует формированию отклонений семейного воспитани€.
“аким образом, стиль воспитани€ и родительские позиции начинают формироватьс€ задолго до рождени€ ребЄнка. ќгромное значение имеют не только душевные качества, жизненный опыт и характер родителей, но и те причины, обсто€тельства, в св€зи с которыми рождаетс€ ребЄнок. ¬ажными характеристиками семьи, вли€ющими на формирование и развитие ребЄнка, €вл€ютс€: наличие этой семьи (в т.ч. обоих родителей в ней), состо€ние взаимоотношений, планирование беременности, еЄ желанность, мотивы беременности, степень выраженности у супругов инстинктов материнства и отцовства, опыт детства супругов в родительской семье. Ёти факторы взаимосв€заны. ќдни из них обусловлены генетически (инстинкты), другие - социально (например, традиции воспитани€ в родительской семье).
–ассмотрев теоретические аспекты проблемы, можно сделать вывод, что психологические и социальные проблемы материнства и шире - родительства - должны стать приоритетной областью научных исследований и практической работы. ќт родительских установок и воспитани€ зависит будущее детей, а значит и будущее государства.
—тать€ подготовлена а рамках ѕроекта є 02-‘ ѕрограммы стратегического развити€ ѕ√√ѕ”.
—писок литературы
1. јбрамченко ¬.¬.,  оваленко Ќ.ѕ. ѕеринатальна€ психологи€: теори€, методологи€, опыт. - —ѕб., 2001. - 348 с
2. √ительсон Ќ.ј. ѕраво каждого ребЄнка - право быть желанным // ћать, ребенок, семь€: современные проблемы. —борник материалов научно-практической конференции. -—ѕб., 2001. - —. 24-29
3. ƒобр€ков ».¬., Ћазарева ».ѕ. «доровые роды -счастливый малыш. - —ѕб., 1998. - 267 с.
4. ƒружинин ¬.Ќ. ѕсихологи€ о современной семье: результаты исследований. // —емейна€ психологи€ и семейна€ терапи€. - 2001. - є 3. - —. 3-18.
5. «ахаров ј.». –ебЄнок до рождени€ и психотерапи€ последствий психических травм. - —ѕб., 1998. - 144 с
6. «ахарова ≈.». Ћичностные изменени€, св€занные с по€влением ребенка. // ∆урнал практического психолога. - 2003. - є 4-5. - —. 38^6.
7.  овалева ё.¬., —ергиенко ≈.ј. »сследование представлений беременных о будущем ребЄнке и отношени€ к нему. ћедико-психологические аспекты современной пе-ринатологии. // ћатериалы III ¬сероссийской научно-практической конференции по пренатальному воспитанию. - ћ., 2001. - —. 104-109.
8. ѕечникова ≈.ё., ÷веткова Ќ.ј. Ѕесплодие как следствие неосознанного проигрывани€ будущими родител€ми сценариев своих предков. –оль и возможности психосоматической коррекции при работе с такими семь€ми // ѕеринатальна€ психологи€ и медицина. ћатериалы ¬сероссийской конференции. - »ваново, 2001. - —. 198-201.
9. ѕищик ¬.». ѕсихологические аспекты проблемы неофициальных браков // —емейна€ психологи€ и семейна€ терапи€. - 2001. - є 4. - —. 23-32.
10. ѕогудина ≈. ¬. —оциальна€ тревога у беременных // ∆урнал практического психолога. - 2002. - є 1. - —. 99-102.
11. —авина ≈.ј. –одительские представлени€ и установки: пон€тие, виды и структура // —емейна€ психологи€ и семейна€ терапи€. - 2001. - є 3. - —. 85-95.
12. —атир ¬. ¬ы и ваша семь€. - ћ., 2000. - 320 с.
13. —истемна€ семейна€ психотерапи€ / под ред. Ё. √. Ёйдемиллера. - —ѕб., 2002. - 368 с.
14. —пиреева ≈.Ќ., Ћидерс ј.√ ”довлетворенность браком в зависимости от структурно-функциональных характеристик семьи // ∆урнал практического психолога. -2001. - є 5-6. - —. 184-191.
15. ‘илиппова √ √. ѕсихологи€ материнства и ранний онтогенез. - ћ., 1999.
16. Ўнейдер Ћ.Ѕ. ѕсихологи€ семейных отношений. -ћ., 2000. - 512 с.
17. Ўутценбергер ј. “рансгенерационные св€зи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы. - ћ., 2001. - 240 с.
References
1. Abramchenko V. V., Kovalenko N. P. Perinatal Тnaj a psihologija: teorija, metodologija, opyt. SPb., 2001. 348 р.
2. GitelТson N.A. Pravo kazhdogo rebjonka pravo bytТ zhelannym. // MatТ, rebenok, semТja: sovremennye problemy. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoj konferencii. SPb.. 2001. рр. 24-29.
3. Dobrjakov I.V., Lazareva I.P Zdorovye rody schastlivyj malysh. SPb., 1998. 267 p.
4. Druzhinin V.N. Psihologija o sovremennoj semТe: rezulТtaty issledovanij. // Semejnaja psihologija i semejnaja tera-pija. 2001. no. 3. рр. 3-18.
5. Zaharov A.I. Rebjonok do rozhdenija i psihoterapija pos-ledstvij psihicheskih travm. SPb., 1998. 144 р.
6. Zaharova E.I. Lichnostnye izmenenija, svjazannye s po-javleniem rebenka. // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2003. no. 4-5. pp. 38^6.
7. Kovaleva Ju.V., Sergienko E.A. Issledovanie predstav-lenij beremennyh o budushhem rebjonke i otnoshenija k nemu. Mediko-psihologicheskie aspekty sovremennoj perinatologii // Materialy III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po prenatalТnomu vospitaniju. M., 2001, pp. 104-109.
8. Pechnikova E.Ju., Cvetkova N.A. Besplodie kak sled-stvie neosoznannogo proigryvanija budushhimi roditeljami sce-nariev svoih predkov. RolТ i vozmozhnosti psihosomaticheskoj korrekcii pri rabote s takimi semТjami // PerinatalТnaja psihologi-ja i medicina. Materialy Vserossijskoj konferencii. Ivanovo, 2001. pp. 198-201.
9. Pishhik VI. Psihologicheskie aspekty problemy neoficialТnyh brakov // Semejnaja psihologija i semejnaja tera-pija. 2001. no. 4. pp. 23-32.
10. Pogudina E.V. SocialТnaja trevoga u beremennyh // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2002. no. 1, pp. 99-102.
11. Savina E.A. RoditelТskie predstavlenija i ustanovki: ponjatie, vidy i struktura // Semejnaja psihologija i semejnaja terapija. 2001. no. 3, pp. 85-95.
12. Satir V. Vy i vasha semТja. M., 2000. 320 p.
13. Sistemnaja semejnaja psihoterapija / Pod red. Je. G. Je-jdemillera. SPb., 2002. 368 p.
14. Spireeva E.N., Liders A.G. UdovletvorennostТ brakom v zavisimosti ot strukturno-funkcionalТnyh harakteristik semТi // Zhurnal prakticheskogo psihologa. 2001. no. 5-6, pp. 184-191.
15. Filippova G.G. Psihologija materinstva i rannij on-togenez. M., 1999.
16. Shnejder L.B. Psihologija semejnyh otnoshenij. M., 2000. 512 p.
17. Shutcenberger A. Transgeneracionnye svjazi, semejnye tajny, sindrom godovshhiny, peredacha travm i prakticheskoe ispolТzovanie genosociogrammy. M., 2001. 240 p.
–ецензенты:
ўебетенко ј.»., д.псх.н., профессор, ‘Ѕ√ќ” ¬ѕќ Ђѕермский государственный институт искусства и культурыї, г. ѕермь;
’русталева “.ћ., д.псх.н., профессор, кафедра теоретической и прикладной психологии, ‘Ѕ√ќ” ¬ѕќ Ђѕермский государственный гуманитарно-педагогический университетї, г. ѕермь.
–абота поступила в редакцию 15.07.2013.

пїњ