пїњ

“≈––»“ќ–»јЋ№Ќќ≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ≈ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ –≈√»ќЌј’ –ќ——»» ¬ ”—Ћќ¬»я’ –≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я —»—“≈ћџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я: ƒќ—“»∆≈Ќ»я » –»— » »ћ»“ј÷»»

2 015' 0 2
¬Ћј—“№
71
тарной подготовки в высшей школе Ч профессиональна€ ориентаци€. Ч ¬ласть. є 6. —. 55-60.
Ѕодрова ≈.¬., √усарова ћ.Ќ., ћешкова ј.¬. 2008. √осударственна€ политика в –оссийской ‘едерации в области культуры и образовани€ на рубеже ’’Ч’’1 вв. ћ.: »зд-во ћос√”. 202 с.
Ѕодрова ≈.¬., √усарова ћ.Ќ.,  алинов ¬.¬. 2011. ћодернизаци€ инженерного образовани€ как ключевой фактор формировани€ национальной инновационной системы: монографи€. ћ. : »зд-во Ќац. ин-та бизнеса. 340 с.
Ѕодрова ≈.¬. 2014. ќ роли внешнего фактора в контексте модернизации. Ч ¬ласть. є 8. —. 9-14.
¬асильев ё.ј. 2011. ќчень странный российский капитализм. Ч ¬ласть. є 9. —. 4-6.
¬асильев ё.ј. 2012а. ¬згл€д на эпометаморфоз сквозь призму всемирно-исторической точки зрени€. Ч ¬ек глобализации. є 1. —. 46-57.
¬асильев ё.ј. 20126. ќ факторах риска в услови€х капиталистической модернизации в –оссии: цикличность кризисов. Ч ¬ласть. є 10. —. 18-22.
¬ладимиров ј.». 2014. ќ подготовке кадров дл€ нефтегазового комплекса. ћ.: Ќедра. 81 с.
PIRUMOV Alexandr Remal'evich, Cand.Sci.(Tech.Sci.), Associate Professor, Head of the Chair of Engineering Mechanics, Moscow State University of Instrument Engineering and Computer Science (Stromynka str., 20, Moscow, Russia, 107996; alpirumov@mail.ru)
HIGH-QUALITY ENGINEER EDUCATION AS THE BASIS OF TECHNOLOGICAL AND ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
Abstract. The author notes that the reformation of the engineer education has a priority in the processes of Russian modernization. Analyzing the domestic and foreign experience, the author pointed out specific recommendations for salvation of the problem of shortage of engineering personnel in the industry, improvement of the quality of education in technical universities and the growth of attractiveness of scientific and technological activities. According to the author the Russian engineering school, despite the problems of the post-Soviet period, kept the potential for the modern innovative development that will enable the country not only to catch up with the Western states but also to create its own modern high-tech production in Russia.
Keywords: engineering education, innovation, technology, security, Russia, historical experience, modernization
Ћя’ќ¬ ¬иктор ѕавлович Ч к.полит.н. докторант ёжно-–оссийского института управлени€ Ч филиала –јЌ’и √— при ѕрезиденте –‘ (344002, –осси€, г. –остов-на-ƒону, ул. ѕушкинска€, 70)
“≈––»“ќ–»јЋ№Ќќ≈ ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ≈ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈ ¬ –≈√»ќЌј’ –ќ——»» ¬ ”—Ћќ¬»я’ –≈‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я —»—“≈ћџ ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я: ƒќ—“»∆≈Ќ»я » –»— » »ћ»“ј÷»»
јннотаци€. ¬остребованность такой формы самоорганизации, как территориальное общественное самоуправление (“ќ—), а также значительные достижени€ в этом направлении в различных регионах –оссии позвол€ют прогнозировать дальнейшее эффективное развитие “ќ—а. ќднако в свете последних тенденций четко просматриваютс€ риски трансформации “ќ—а, св€занные с повышением политической
72
¬Ћј—“№
2 015'02
ангажированности лидеров “ќ—а и формированием провластного характера функционировани€ этих общественных организаций. Ёто снижает уровень довери€ к ним со стороны населени€ как не соответствующим самой сущности местного самоуправлени€. ќбоснованию этих авторских положений и размышлений посв€щена данна€ стать€.
 лючевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление (“ќ—), “ќ—овское движение, социальна€ активность, общественное участие, самоорганизаци€.
Ќеобходимость территориального общественного самоуправлени€ в услови€х модернизации –оссии и реализации курса на демократизацию общественно-политических отношений не вызывает сомнений и обусловлена потребностью в укреплении реализации свобод граждан в процессе формировани€ самосто€тельных инициатив в решении вопросов социально-экономического развити€ территории проживани€ граждан [ўукина 2014: 63]. ѕоскольку –осси€ Ч страна регионов, необходимо обратитьс€ к региональному опыту функционировани€ “ќ—а с анализом возникающих в этом направлении реформировани€ системы местного самоуправлени€ проблем и перспектив их решени€.
ѕрежде всего, мы хотим остановитьс€ на опыте функционировани€ “ќ—а в –остовской обл., на территории которой така€ форма самоорганизации граждан развиваетс€ достаточно активно, хот€ и не так активно, как, к примеру, в ¬олгоградской обл. или в  раснодарском крае. “ќ— в –остовской обл. реализует свою де€тельность на основании областного закона Ђќ территориальном общественном самоуправлении в –остовской областиї, однако, как отмечают российские исследователи, первые комитеты “ќ—а в –остовской обл. по€вились еще в конце 1980-х гг. Ч задолго до того, как был прин€т областной закон [ алачев, Ћ€хов, ќваким€н 2011]. ѕреимущественно данные объединени€ формировались дл€ благоустройства домов, дворов, подъездов, а также решени€ других проблем и вопросов местного значени€.
≈сли говорить о гендерном составе “ќ—а в –остовской обл., то вы€вл€етс€ численное, надо сказать, подавл€ющее, преимущество женщин: в 2009 г. в органах “ќ— мужчины составл€ли всего лишь 31,2%. ƒа и активность женщины про€вл€ют значительно более высокую, нежели мужчины: как показывают исследовани€, лишь 17% мужчин из органов “ќ— в –остовской обл. отличались активностью [ алачев, Ћ€хов, ќваким€н 2011: 115].
¬ проведенном ростовскими учеными эмпирическом исследовании, в рамках которого они пытались вы€вить специфику отношений органов местного самоуправлени€ и территориального общественного самоуправлени€, было показано, что “ќ— выступает одним из инструментов управлени€ муниципальным образованием, наиболее активно задействованным в сфере благоустройства территории (92%), в области организации и проведени€ культурно-массовых меропри€тий (76%), в сфере работы с молодежью (48%), а также при проведении выборов и обсуждении текущих вопросов управлени€ и развити€ муниципального образовани€ [ алачев, Ћ€хов, ќваким€н 2011: 118].
«начительный опыт в использовании потенциала “ќ—а как инструмента управлени€ социально-экономическим развитием территории накоплен в таких муниципальных образовани€х –остовской обл., как —емикаракорское городское поселение —емикаракорского района,  оксовское сельское поселение Ѕелокалитвинского района, Ѕольшеорловское сельское поселение ћартыновского района, Ћетницкое сельское поселение ѕесчанокопского района и др. [ алачев, Ћ€хов, ќваким€н 2011: 121].
  основным проблемам, которые преп€тствуют развитию такой формы самоорганизации граждан муниципальных образований, как территориальное общественное самоуправление, ростовские ученые относ€т:
Ч низкую активность населени€, граничащую с безразличием, которое и выступает основой игнорировани€ возможности участи€ в “ќ—е;
Ч низкую степень информированности населени€ о такой форме самоорганизации, как “ќ—, и ее возможност€х в решении вопросов местного значени€;
Ч ограничени€ финансового характера системы местного самоуправлени€, что
2 015' 0 2
¬Ћј—“№
73
негативно сказываетс€ на формировании “ќ—а в конкретном муниципальном образовании;
Ч несовершенство нормативно-правовой базы функционировани€ “ќ—а.
—оответственно выстраивались и меры по преодолению указанных проблем,
среди которых необходимо обратить внимание на следующие:
Ч формирование эффективной системы взаимодействи€ комитетов “ќ—а с органами местного самоуправлени€, в рамках которой следует удел€ть внимание более тесному сотрудничеству активистов “ќ—а и представителей местной власти;
Ч содействие развитию сети “ќ—а на территории муниципального образовани€ со стороны органов местного самоуправлени€ путем улучшени€ материально-технического оснащени€ “ќ—а, расширени€ базы информационных ресурсов и возможности их активного использовани€;
Ч разработка и внедрение технологии социального партнерства, в рамках которого необходимо наладить продуктивный и активный диалог между различными инфраструктурными единицами, организаци€ми коммерческого и некоммерческого характера, социальными и профессиональными группами и т.д.;
Ч организаци€ и проведение конкурсов ЂЋучшее поселениеї, ЂЋучший дворї, ЂЋучшее “ќ—ї и др.;
Ч привлечение комитетов “ќ—а к процессу формировани€ бюджета муниципального образовани€;
Ч разработка и внедрение инфраструктурных проектов на базе “ќ—а в рамках софинансировани€;
Ч оказание финансовой поддержки тем меропри€ти€м, которые провод€тс€ “ќ—ом в рамках модернизации инфраструктуры населени€, в частности, субсидирование из регионального бюджета части процентной ставки по кредитам, вз€тым “ќ—ом на реализацию указанных проектов [ алачев, Ћ€хов, ќваким€н 2011: 142143].
—реди проблем, с которыми столкнулись при развитии системы “ќ—а в г. »ркутске, например, стали, помимо низкой информированности населени€ о правах на осуществление местного самоуправлени€, отсутствие четкого понимани€ процедуры регистрации “ќ—а как юридического лица; специфическое понимание своей де€тельности активистами “ќ—а, которые воспринимали “ќ— как контролирующий орган, а также полагали, что их де€тельность должна быть оплачиваемой; устойчивое представление о “ќ—е среди представителей органов местного самоуправлени€ как о конфликтном и бесполезном институте1.
—ледует также учитывать, что не все организации “ќ—а зарегистрированы в данной форме: есть отдельные организации, зарегистрированные в форме органа общественной самоде€тельности (ќќ—), общественной организации (ќќ), общественного движени€ (ќƒ), некоммерческого партнерства (Ќѕ), автономной некоммерческой организации (јЌќ) и др.2, что высвечивает еще один кластер проблем, св€занных с организационной и регистрационной спецификой “ќ—а.
¬есьма активно привлекаютс€ организации “ќ—а к делам местного самоуправлени€ и в других региона –оссии. “ак, в  остромской обл. [—люн€ев 2010: 23-25], в которой создано более 1 000 организаций “ќ—а, органы территориального общественного самоуправлени€ активно привлекают местное население к работам по благоустройству территории, осуществл€ют тесное взаимодействие с органами внутренних дел, пожарной охраной, оказывают содействие службе социальной защиты населени€, опеки и попечительства, осуществл€ют общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хоз€йства, организуют спортивные, праздничные меропри€ти€, конкурсы и концерты.
¬ данной области активно ведетс€ работа в области создани€ советов по вопросам территориального общественного самоуправлени€ при главе городского округа или муниципального района, в полномочи€ которых входит решение проблем взаимо-
1 “ќ— Ч опыт регионов. »з почты ќ ћќ. 2010. Ч ћуниципальна€ –осси€. є 7. —. 13, 17.
2 ќбщественное самоуправление с юридическим лицом. 2011. Ч ћуниципальна€ –осси€. є 7 (23). —. 91-92.
74
¬Ћј—“№
2015'02
действи€ органов “ќ—а с различными структурами и организаци€ми. Ќормативно-правовой базой функционировани€ организаций “ќ—а в  остромской области €вл€етс€ прин€тое в 2006 г. постановление Ђќб организации территориального общественного самоуправлени€ в муниципальных образовани€х областиї. ѕосто€нно провод€тс€ конкурсы на лучшую организацию работы “ќ—а среди муниципальных образований области и среди органов “ќ—а  остромской обл.
ќдним словом, активна€ работа “ќ—а в данной области стала основанием дл€ вывода о том, что не все упираетс€ в финансы, а многое зависит от самих жителей, их организаторских способностей и готовности принимать активное участие в благоустройстве своего места проживани€ [—люн€ев 2010: 26].
ѕо словам ».¬. Ѕабичева, чтобы “ќ— развивалось в стране более эффективно, нужна система образовани€, система подготовки активистов “ќ—а, а также тех служащих, которые будут работать непосредственно с “ќ—ом. » такое образование должно быть предусмотрено не только на местах, но и на региональном и федеральном уровн€х [Ѕабичев 2010: 102].  роме того, полезной может оказатьс€ система медиасопровождени€ де€тельности “ќ—ов [Ѕабичев 2010: 103].
»з интервью с главой администрации ¬олгоградской области ј. Ѕровко также стало €сно, что де€тельность “ќ—а нуждаетс€ в медиаосвещении. ќн отметил, что в процессе выстраивани€ продуктивного диалога немаловажно качество наполнени€ информационного пространства, в котором, благодар€ активности “ќ—а по формированию доступной и объективной дл€ всех пользователей сети »нтернет информации, должна про€вл€тьс€ реальна€ картина работы “ќ—а, целей и задач его де€тельности, т.к. только таким образом можно повысить уровень довери€ к нему и повысить уровень развити€ местного самоуправлени€ в целом1.
¬ ¬олгоградской обл. уровень развити€ “ќ—а Ч один из самых высоких в стране. ѕодход€т к данной проблеме в ¬олгоградской обл. на серьезном уровне, о чем свидетельствуют проводимые в области семинары по проблемам развити€ “ќ—а. ќднако, как отметил ќ.  ерсанов, несмотр€ на высокие достижени€ органов “ќ—а в ¬олгоградской области, ее власти не стрем€тс€ встроить общественный элемент в свою вертикаль. ј между тем “ќ— следует рассматривать как партнеров, а не низовой уровень управлени€, т.к. оно принимает самое активное участие в построении гражданского общества2.
ќ.  ерсанов, председатель правлени€ —овета муниципальных образований ¬олгоградской области, глава јлексеевского муниципального района выделил принципиальные особенности волгоградской модели “ќ—а как инновационной модели [ ерсанов 2011: 15]:
Ч де€тельность “ќ—а в рамках волгоградской модели не рассматриваетс€ обособленно, а характеризуетс€ равноправным участием в партнерских отношени€х с административной властью, гражданским обществом и бизнесом;
Ч целью де€тельности “ќ—а €вл€етс€ повышение качества жизни граждан, построение развитого гражданского общества и не ограничиваетс€ инициативными решени€ми тех или иных вопросов местного значени€;
Ч де€тельность “ќ—а сконцентрирована на образе жизни граждан с использованием организационного потенциала Ђдойти до каждогої, что составл€ет суть взаимодополнени€ управленческих усилий административной власти и гражданского общества;
Ч организаци€ “ќ—а в ¬олгоградской обл. носит массовый, повсеместный, а не локальный характер и базируетс€ на принципах самоорганизации и самоуправлени€, т.е. непосредственного народовласти€;
Ч в основе организационной структуры “ќ—а находитс€ командна€ культура управлени€;
Ч финансова€ поддержка “ќ—а носит грантовый характер, что формирует мотивацию эффективной и долговременной работы по всему комплексу проблем местного населени€.
1 ѕереходим на долгосрочное планирование: интервью главы администрации ¬олгоградской области јнатоли€ Ѕровко. 2011. Ч ћуниципальна€ –осси€ . є 7(23). —. 39-40.
2 —танут ли “ќ—ы школой самоуправлени€? 2011. Ч ћуниципальна€ –осси€. є 8(24). —. 9.
2 015' 0 2
¬Ћј—“№
75
ј вот информационный обмен между городами ÷ентра и —еверо-«апада страны, проход€щий под эгидой —оюза городов ÷ентра и —еверо-«апада –оссии, показал, что не все формы участи€, предусмотренные принципами местного самоуправлени€, могут быть реализованы в данных регионах страны. “ак, практически не провод€тс€ референдумы, слушани€, конференции и т.д., слабо развита сеть органов “ќ—а1.
”частники круглого стола на тему Ђ—овершенствование жилищного, земельного и градостроительного законодательства в цел€х формировани€ рынка доступного арендного жиль€ и развити€ некоммерческого жилищного фонда дл€ граждан, имеющих невысокий уровень доходаї, который прошел в —овете ‘едерации, высказали идею о том, что развитие сектора некоммерческого арендного жиль€ и по€вление арендных домов может стать основой дл€ развити€ “ќ—овского движени€, поскольку “ќ— Ч это единственный установленный законодательством институт, способный объедин€ть проживающих компактно нанимателей жиль€ с целью защиты их интересов в области благоустройства и охраны общественного пор€дка, организации социальной работы с различными категори€ми граждан, оказани€ им социальной помощи и т.д.2
¬ завершение следует отметить, что, безусловно, така€ форма самоорганизации, как “ќ—, нуждаетс€ в самом серьезном внимании со стороны органов местного самоуправлени€, а также органов региональной и федеральной власти как основа развити€ общественного участи€, повышени€ гражданской активности, гражданского участи€ и гражданского сознани€, что в комплексе выступает основой развити€ гражданского общества.
ќчевидно, историческое забвение форм самоорганизации граждан и слаба€ развитость самой культуры гражданской активности, гражданского участи€ не способствуют развитию “ќ—овского движени€ в современной –оссии. Ќо дл€ того, чтобы система ћ—” стала реальной площадкой дл€ диалога общества и власти и реализации принципов гражданского общества, необходимо поступательно преодолевать проблемы в области развити€ “ќ—а, формиру€ эффективную законодательную базу дл€ его функционировани€ и поощр€€ само “ќ—овское движение.
  сожалению, сегодн€ это движение начинает приобретать политизированный характер и, соответственно, формируютс€ риски имитации де€тельности “ќ—а подобно тому, как имитируетс€ многое другое в политической сфере –оссийского государства.
»так, территориальное общественное самоуправление (“ќ—) следует рассматривать как важнейший механизм реализации принципов местного самоуправлени€ и один из немногих реально функционирующих институтов гражданского общества. Ёто делает данную форму общественного участи€ и самоорганизации граждан в услови€х необходимости демократизации общественных отношений и реформировани€ системы ћ—” весьма перспективной, чем и объ€сн€етс€ высокий и глубокий интерес со стороны ученых к территориальному общественному самоуправлению.
¬остребованность такой формы самоорганизации, а также значительные достижени€ в этом направлении в различных регионах –оссии позвол€ют прогнозировать дальнейшее эффективное развитие “ќ—а, однако дл€ этого следует учитывать возникающие на современном этапе его практической де€тельности трудности и проблемы. —реди них наиболее пристальное внимание необходимо обратить на повышение социальной активности и социального участи€ граждан, уровень которых постепенно снижаетс€, в т.ч. по причине роста политической ангажированности “ќ—а; обеспечение роста довери€ населени€ к органам “ќ—а как общественным организаци€м, выражающим интересы местного населени€; более точное определение статуса “ќ— в системе местного самоуправлени€ с четким разграничением полномочий и функций.
1 √орода ÷ентра и —еверо-«апада помер€лись “ќ—ами. 2013.Ч ћуниципальна€ –осси€. є 3(39). —. 90.
2 √осударство всерьез вз€лось за развитие сектора арендного жиль€. 2013. Ч ћуниципальна€ –осси€. є 4 (40). —. 43.
76
¬Ћј—“№
2 015'02
—писок литературы
Ѕабичев ».¬. 2010. ¬ид на “ќ— из √осдумы. Ч ћуниципальна€ –осси€. є 7. —. 99-103.
 алачев ¬.ё., Ћ€хов ¬.ѕ., ќваким€н ћ.ј. 2011. “ерриториальное общественное самоуправление как инструмент социально-экономического развити€ муниципального образовани€ (опыт –остовской области): монографи€. –остов н/ƒ: »÷ ƒ√“”. 161 с.
 ерсанов ќ.¬. 2011. “ќ— как социально-организационна€ модель развити€ местного сообщества. Ч ћуниципальна€ –осси€. є 7 (23). —. 12-18.
—люн€ев ».Ќ. 2010. “ќ— Ч движуща€ сила местного развити€. Ч ћуниципальна€ –осси€. є 4 (10). —. 23-27.
ўукина ћ.ё. 2014. »нициативы территориального общественного самоуправлени€ в российских экопоселени€х. Ч ¬ласть. є 8. —. 62-65.
LYAKHOV Viktor Pavlovich, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Doctoral Candidate of South Russian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (Pushkinskaja str., 70, Rostov-on-Don, Russia, 344002)
TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIAN REGIONS IN SITUATION OF REFORMING THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT: ACHIEVEMENTS AND RISKS OF IMITATION
Abstract. The relevance of such form of self-organization as the territorial public self-government allows predicting its further effective development. However, in the light of recent trends the risks of the territorial public self-government transformation associated with increased political engagement of territorial public self-government leaders and formation of pro-regime character of the functioning of these NGOs are clearly visible. And these tendencies reduce the level of mass confidence to them because such forms of self-organization are not perceived as appropriate to the essence of local self-government. This article is devoted to the study of the validity of the reflections of the author.
Keywords: local self-government, territorial public self-government, territorial public self-government movement, social activity, social participation, self-organization
”ƒ  332.1 (517.3)
–ќƒ»ќЌќ¬ ¬ладимир јлександрович Ч к.полит.н., докторант кафедры истории и регионоведе-ни€ стран јзии Ѕур€тского государственного университета (670000, –осси€, –еспублика Ѕур€ти€, г. ”лан-”дэ, ул. –анжурова, 6а; vladimir198025@yahoo.com)
ѕќЋ»“»„≈— »… ѕ–ќ÷≈—— ¬ ѕќ—“—ќ÷»јЋ»—“»„≈— ќ… ћќЌ√ќЋ»»: ‘ќ–ћјЋ№Ќџ≈ »Ќ—“»“”“џ » Ќ≈‘ќ–ћјЋ№Ќџ≈ ѕ–ј “» »
јннотаци€. ¬ статье рассматриваютс€ основные характеристики политического процесса в ћонголии после ее отказа от социалистической модели развити€. —уществующие демократические институты не всегда отвечают политическим реали€м ћонголии, а неформальные практики борьбы за власть (непотизм, политизаци€ государственно-административного аппарата, электоральна€ коррупци€ и др.) доминируют в политическом процессе. Ёто приводит к снижению эффективности государственного управлени€ и тормозит социально-экономическое развитие страны.
 лючевые слова: ћонголи€, политический процесс, политические институты, неформальные практики

пїњ