пїњ

“≈––»“ќ–»јЋ№Ќјя ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ќ—“ќ„Ќќ… ѕ–”——»»

”ƒ  911.37 (430)
Ќ. ј.  лименко, ј. ¬. Ћевченков
“≈––»“ќ–»јЋ№Ќјя ќ–√јЌ»«ј÷»я ¬ќ—“ќ„Ќќ… ѕ–”——»»
–ассматриваютс€ основные этапы развити€ системы территориального управлени€ ¬осточной ѕруссии как отражение динамики политических, экономических и общественных факторов.
This article examines the main stages of territorial administration system development in Eastern Prussia in terms of political, economical and social dynamics.
 лючевые слова: территориальна€ организаци€, административно-территориальное деление,
территориальное управление.
Keywords: territorial organisation, administrative territorial division, territorial administration.
“ерриториальна€ организаци€ стран и их частей находитс€ в неразрывной св€зи с политической структурой государства и складываетс€ исторически в зависимости от того, какие основные функции осуществл€ет государство, какую политику оно проводит на местах, в какой степени население участвует в политической жизни. “ак или иначе, особенности территориальной организации определ€ютс€ параметрами оптимальности реализации органами государственной или муниципальной власти их полномочий в сфере регулировани€ общественно-политических процессов и выражаютс€ в особенност€х административно-территориального устройства.
«а более чем 700-летний период своей истории территори€ ¬осточной ѕруссии многократно испытывала изменение пространственной организации и административно-территориального делени€. Ќачина€ с прусского периода (с VI в.) на основе анализа общественных, политических и экономических условий, а также проводимых правительственных реформ выдел€ютс€ несколько этапов развити€ систем территориального управлени€ [9].
1. ѕериод общинно-родовых владений пруссов (до второй половины XII в.)
–анн€€ пространственна€ структура Ѕалтийского региона восточнее р. ¬ислы (до VI в.) сформировалась в услови€х общинно-родового стро€. ¬ этот период из одиннадцати прусских земель (областей) на территории современной  алининградской области располагались —амби€, Ќадрави€, северные части Ќатангии, ¬армии и Ѕартен, а также юг —каловии. „исленность населени€ ѕруссии в середине XIII в. во всех одиннадцати земл€х составл€ла, по подсчетам польского историка ’. Ћовм€нского, около 170 тыс. человек. Ќаиболее многолюдной из п€ти прусских земель была —амби€, далее по убывающей следовали ¬арми€, Ќатанги€, Ќадрави€, и совсем незначительно была заселена —калови€. √раницы этих земель были во многом условными, проходили по естественным природным рубежам, территориально объедин€€ владени€ отдельных родов (семейств). ѕри отсутствии четких критериев выделени€ прост-ранственных структур принципиальное значение имели возможности организации транспортного сообщени€ различных территорий, в первую очередь по рекам (рис. 1, а). “аким образом землевладени€ были приурочены к территори€м основных речных бассейнов. ÷ентрами владений €вл€лись укрепленные рвами и валами городища. ¬месте с развивающимис€ в их окрестности кресть€нскими хуторами они образовывали волости.
Ќа данном этапе следует с осторожностью говорить о действительном существовании административно-территориального делени€ ввиду отсутстви€ у прусских племен зачатков государственности. “олько с середины XII в. наметилс€ процесс разложени€ общинного стро€ и образование государства с административно-территориальным делением как политико-правовой надстройки общества.
2. ѕериод колонизации “евтонским орденом (XIII Ч XIV вв.).
Ќаступление на прусские земли “евтонского ордена началось в 1224 г. и развивалось широким фронтом с юга ( ульмской области) на северо-восток вдоль базисной линии долин рек ¬исла, Ќогат и вдоль судоходного залива ‘ришес ’афф (¬ислинского залива). ¬ этом ключе образовалось типично колониальное разделение территории: лентообразные, ориентированные одной стороной к базисной линии области управлени€. ќрденское государство было разделено на округа, или административные районы, Ч комтурства и церковные области (епископства). ¬ то врем€ как в самой  ульмской области (исходной точке завоевани€) комтурства были относительно малы, при продвижении на северо-восток они становились большими по площади и приобретали лентообразные очертани€. Ѕыла выстроена прочна€, св€занна€ с друг другом, хорошо снабжаема€ система крепостей, от которых широким фронтом велись военные действи€ в глубь прусской территории (рис. 1,б).
¬естник –оссийского государственного университета им. ».  анта. 2010. ¬ып. 1. —. 119Ч125.
б
а
в
г
д е
–ис. 1. Ётапы развити€ систем территориального управлени€ ¬осточной ѕруссии (территори€ современной  алининградской области): а - XII в., б - ’ЎЧ’≤” вв., в - ’”≤-’”ѕ вв., г - XVIII в., д - ’√’-’’ вв., е - 1941 г. (проект)
(составитель Ќ. ј.  лименко на основе [8; 9])
“ак как очень часто рассто€ни€ между замками комтуров были значительными, образовывались управленческие единицы второго пор€дка (фогтства, попечительства), которые выполн€ли функции управлени€ и безопасности и, по сути, определ€ли направлени€ колонизационных переселенческих потоков. ¬ поздний период, начина€ с середины XV в., многие восточные и южные фогтства и попечительства получили самосто€тельность, что обусловило постепенное исчезновение колониальной ленточной формы старых комтурств [4].
¬ плотно заселенных област€х больших комтурств в качестве низшего уровн€ территориальной организации образовывали каммерамты (по мнению √. ћортензена, полностью соответствовавшие старым прусским земл€м), которые в зависимости от выполн€емых функций подраздел€лись на амты (лесные или рыболовные) [7]. ¬ функции каммерамтов входили сбор налогов и судопроизводство над прусским населением.
¬ XV в. в результате ослаблени€ и упадка орденского государства значительные части (Ёльбинг, ћариенбург,  ульмска€ земл€, епископства ¬арми€ и  ульм) отошли ѕольше, а резиденци€ ¬еликого магистра в 1457 г. переехала в  Єнигсберг. ¬ целом орден создал систему управлени€, котора€ пережила века и впоследствии сохранилась без коренных изменений.
3. ѕериод образовани€ прусского герцогства и двор€нского управлени€ (’”1 Ч ’”ѕ вв.).
ѕосле секул€ризации (отделени€ государства от церкви), проведенной в 1525 г., старые ленточные территории комтурств были окончательно заменены системой из 38 главных амтов, ставших основной единицей территориального управлени€. ¬ главные амты были преобразованы все полусамосто€тельные
попечительства и фогтства. ‘ункции комтуров теперь перешли к главным управл€ющим амтов, которые также ведали судопроизводством, выполн€ли полицейский надзор и имели особые полномочи€ на случай войны. ¬ первое врем€ светско-кн€жской власти руководители амтов назначались из числа бывших рыцарей ордена, в более позднее врем€ это были представители местного двор€нства. Ќизший уровень территориального управлени€ образовывали старостаты, в функции которых входило выполнение общественных повинностей и осуществление полицейских функций на вверенной территории (например, в амте »нстербург существовало 13 старостатов).
¬о второй половине XVI в. дл€ целей сбора налогов и податей были образованы три налоговых района (Ђкрайсыї) Ч —амби€, Ќатанги€ и ќберланд, во главе которых сто€л налоговый консорциум, состо€щий из представителей местного двор€нства и городов, независимый от центральной герцогской власти.
¬ целом главные амты, структура и размеры которых соответствовали запросам аграрно ориентированного феодального общества, в герцогский период показали себ€ действенными единицами управлени€ как дл€ населени€, так и дл€ развити€ территории (рис. 1,в).
4. ѕериод образовани€ абсолютистского государства (XVIII в.).
¬ 1618 г. ѕрусси€ стала частью общего бранденбургско-прусского государства. ¬ св€зи с этим ее внутреннее устройство изменилось мало, так как основы государственного управлени€ были направлены не на реформы, а на закрепление существующих структур, на интенсификацию управленческой де€тельности и экономию средств и персонала.
–еформы управлени€ начались с 1720 г. и были св€заны с созданием провинциальных учреждений в прусском королевстве Ч палат военных и государственных имуществ (каммер-департаментов), в об€занности которых входило материальное снабжение расквартированной армии, сбор налогов, податей и арендной платы. ¬ышесто€щим органом управлени€ дл€ провинциальных палат была √енеральна€ высша€ финансова€, военна€ и имущественна€ директори€ в Ѕерлине, основанна€ в 1723 г. “аким образом, с установлением абсолютизма все местное управление сосредоточиваетс€ в руках правительственных чиновников (инспекторов и комиссаров). Ѕыло сформировано государственное централизованное территориальное управление, обособленное от функций судопроизводства.
»нститут глав амтов был заменен королевскими ландратами, которые именем корол€ решали экономические и управленческие задачи. ¬ качестве низшей правовой инстанции в 1751 г. были образованы дев€ть юстиц-коллегий (в составе трех-п€ти амтов). ¬ 1752 г. были также учреждены дес€ть новых ведомств ландратов с соответствующими территориальными образовани€ми, которые по бранденбургскому образцу назвали крайсами (районами) (рис. 1,г). ¬ ведомстве ландрата —амбии было образовано три, в Ќатангии Ч четыре и в ќберланде Ч три новых района [6].
5. –еформы Ўтайна - ’арденберга и введение трехуровневой системы управлени€ (XIX - перва€ половина XX в.).
√осударственные реформы, начатые в 1807 г. под вли€нием кризиса феодально-крепостнических отношений в германской деревне и отмены личной крепостной зависимости кресть€н, принципиально изменили систему территориального управлени€. Ћандратские районы (крайсы) были заново организованы и территориально уменьшены (за основу делени€ были вз€ты размеры церковных приходов).  аммер-департаменты (палаты) как средние инстанции были реорганизованы в правительственные округа (максимальна€ численность населени€ установлена в размере 30 тыс. человек) во главе с президентом [2]. —тарое герцогское правительство в  Єнигсберге было реорганизовано в провинциальное правительство во главе с обер-президентом. ¬ 1819 г. из состава  Єнигсбергского округа был выделен правительственный округ Ћитва с центром в √умбиннене. Ќа низовом уровне все виды общинного владени€ были отменены и образована едина€ и всеобща€ единица Ч земска€ (сельска€) община с административной и судебной властью патримониального характера (рис. 1,д). —огласно районному уложению (1828), сослови€ крайса имели право на выборность и представительство. »збираемые районные собрани€ (крайстаг) имели сугубо коммунальные цели и состо€ли из владельцев имений района, депутатов городов и представителей сельских общин. ¬ 1872 г. сословное представительство было заменено репрезентацией социальных групп крайса. Ќова€ организаци€ уездных собраний стала характеризоватьс€ участием в них представителей землевладени€, городских общин и кресть€нского сослови€; преобладающее значение класса крупных помещиков было значительно ослаблено [5]. »сполнительным органом самоуправлени€ в районах стала районна€ управа, котора€ совмещала функции органов самоуправлени€ и общегосударственного управлени€ и имела также полномочи€ административной юстиции в низшей инстанции. “аким путем органам районного самоуправлени€ был придан авторитет правительственных учреждений. Ќо сочетание самоуправлени€ с управлением правительственным не пошло далее районов. –айон раздел€лс€ на волости или городские участки, которые были чисто условной административно-полицейской единицей [3].
ƒанное устройство районов и центральных мест сохран€лось практически без изменений до 1945 г. “ем не менее в конце 1939 г. после захвата территорий бывшей ¬осточной ѕруссии войсками √ермании в
новых политических услови€х была предприн€та попытка анализа и разработки новой схемы административно-территориального управлени€ на основе теории центральных мест. —реди наиболее значимых работ здесь Ч проект –ейзера, выполненный в 1941 г. (рис. 1,е) [8].
”ровни территориального управлени€, существовавшие в различные исторические периоды в ¬осточной ѕруссии, приведены в таблице.
”ровни территориального управлени€ ¬осточной ѕруссии
“ип и уровень государственного устройства XII в. .в в VI X IЧ XII .в в IIV X IЧ IIV X .в > X и и X X 1 X X
“ип Ч ќрденское государство ѕрусское герцогство јбсолютна€ монархи€ ‘едеративна€ республика
1-й уровень «емли (области)  омтурства, епископства Ќалоговые районы  аммер- департаменты, юстиц- коллегии ѕровинции
2-й уровень ¬олости ‘огтства, попечительства √лавные амты Ћандраты ѕравительственные округа
3-й уровень √ородища, хутора  аммерамты —таростаты –айоны —ельские районы
—писок литературы
1. Ѕокман ’. Ќемецкий орден. ћ., 2004.
2. »вановский ¬. √осударственное право // »звести€ и ученые записки  азанского университета. 1895. є 5; 1896. є 11.
3. ќмельченко ќ.ј. –азвитие самоуправлени€ в √ермании в XIX в. // »нституты самоуправлени€: историкоправовое исследование. ћ., 1995. —. 223 Ч 247.
4. ’орев Ѕ. —. “ерриториальна€ организаци€ общества. ћ., 1981.
5. Hauf R. Die preufiische Verwaltung des Regierungsbezirks Konigsberg 1871 Ч 1920. Grote; Koln, 1980.
6. Horn A. Die Verwaltung Ostpreufiens seit der Secularisation. 1525 Ч 1875. Beitrage zur deutschen Rechts-, Verfassungs- und Verwaltungsgeschichte. Konigsberg, 1890.
7. Mortensen H., Mortensen G. Die Besiedlung des nordostlichen Ostpreufiens bis zum Beginn des 17. Jahrhunderts. Leipzig, 1937.
8. Reiser D. Ostpreufiische Untersuchungen zur Frage der landlichen Zentralen Orte. Leipzig, 1941.
9. Rutz W. Phasen Staatlicher Raumordnung im ehemaligen Ostpreufien / / Nordostarchiv. Zeitschrift fur Kulturgeschichte und Landeskunde. 1991. Heft 102.
ќб авторах
Ќ. ј.  лименко Ч канд. геогр. наук, начальник отдела научных программ и проектов »нститута Ѕалтийского региона, доц., –√” им. ».  анта, natklim@mail.ru
ј. ¬. Ћевченков Ч кацд. геогр. наук, доц., –√” им. ».  анта, levchenkov5@gmail.com
Authors
Dr. N. Klimenko, head of the Division of Research Programmes and Projects at the Institute of the Baltic Sea Region, Associate Professor, Department of Socio-economic Geography and Geopolitics, IKSUR, Socio-economic.
Dr. A. Levchenkov, Associate Professor, Department of Socio-economic Geography and Geopolitics, IKSUR, levchenkov5@gmail.com

пїњ