пїњ

Ѕ»ЅЋ»ќ“≈„Ќќ≈ ќЅ—Ћ”∆»¬јЌ»≈ ¬ “јћЅќ¬— ќћ –≈√»ќЌ≈ ¬ 1930-≈ √√

Ѕ»ЅЋ»ќ“≈„Ќќ≈ ќЅ—Ћ”∆»¬јЌ»≈ ¬ “јћЅќ¬— ќћ –≈√»ќЌ≈ ¬ 1930-е гг.
». ¬. ”–ј≈¬ј
¬ статье представлена характеристика организации библиотечного обслуживани€ в “амбовском регионе в 1930-е гг. ѕриводитс€ описание основных направлений работы библиотек, форм и методов, примен€емых в обслуживании пользователей библиотек.
 лючевые слова: “амбовский регион, библиотечное обслуживание, пропаганда книг.
÷ентральное место в работе библиотек “амбовского кра€ в 1930-е гг. по коммунистическому воспитанию занимала пропаганда общественно-политической литературы. ќбластные и районные газеты систематически освещали состо€ние партийной пропаганды, печатали отзывы слушателей о лекци€х. — но€бр€ 1938 г. по март 1940 г. Ђ“амбовска€ правдаї опубликовала 160 статей работников библиотек о том, как проходит работа по партийной агитации. Ќа страницах газеты размещались рекомендательные списки партийной литературы [27].
¬о врем€ избирательных кампаний библиотеки активно включались в агитационно-массовую работу. Ѕиблиотекари взаимодействовали с избирательными комисси€ми, помогали агитаторам в подборе необходимой литературы. “ак, большинство специалистов библиотеки им. ј. —. ѕушкина работали агитаторами на избирательном участке є 8, где была организована читальн€ дл€ обслуживани€ избирателей. «десь проводились беседы и консультации по вопросам выборов в местные советы депутатов труд€щихс€. Ѕиблиотека через методический кабинет и передвижной фонд оказывала помощь сельским библиотекам: было проведено два методических совещани€ сельских библиотекарей, избачей и культармейцев [1 ].
—отрудники библиотек организовывали книжные выставки (Ђ„то читать по советскому строительству и перевыборной кампании этого годаї) [9], выступали с докладами, проводили лекции и беседы об избирательной системе ———–, изучали Ђѕоложение о выборахї и  онституцию ———– [8].
¬ажным средством повышени€ идейно-политического уровн€ населени€ €вл€лось самообразование. ¬о многих случа€х библиотеки становились базами этой работы. “ак, при ÷ентральной окружной библиотеке работал консультационный
пункт по самообразованию I и II ступени по программе заочного общеобразовательного (педагогического) института. –абота данного консультпункта осуществл€лась под руководством бывшего инспектора ќтдела народного образовани€ Ќ. —. √о-лубинского. ќн €вл€лс€ Ђорганизатором-педагогом и руководителем над 30 учител€ми, которые работали при консультпункте библиотеки как общественники консультанты-рецензентыї [11]. ƒо начала 1930-х гг. была открыта только группа малограмотных, где проводились зан€ти€ в объеме программы школы I ступени. ќбучающиес€ (рабочие - 5 чел., кресть€не - 4 чел., служащие - 6 чел.) были полностью обеспечены бесплатными учебными пособи€ми.
ѕозже были открыты еще две группы: одна -в объеме программы школы семилетки, втора€ -школы II ступени.  оличество самообучающихс€ увеличилось до 50-80 чел. [10].
¬ 1930-1931 гг. работа консультпункта значительно расширилась - он за короткий срок превратилс€ в целую общеобразовательную школу - заочный сектор ќбщеобразовательного института с количеством учащихс€ свыше 250 человек. ÷ентральна€ библиотека проводила лекции со световыми картинками и с демонстрацией соответствующих кинофильмов. Ѕыл организован и значительно расширен передвижной лекционно-диапозитивный фонд, который обслуживал лекторский и преподавательский персонал г. “амбова.  роме того, ÷Ѕ вела консультационную работу по другим видам заочного обучени€, обеспечива€ лектории и организации диапозитивами, проекционными фонар€ми и т. п. [20].
–абота в помощь самообразованию получила новый импульс после выхода постановлени€ ÷  ¬ ѕ (б) от 8 окт€бр€ 1933 г. Ђќб улучшении дела
самообразовани€ї, которое об€зывало Ђорганизовать консультации по самообразованию при государственных и профсоюзных краевых (областных), районных, фабрично-заводских, клубных и политотдельских библиотеках, с привлечением к консультационной работе квалифицированных пропагандистовї [33].
¬ ÷ентральной библиотеке была организована специальна€ выставка книг Ђ—амообразовательна€ работаї, подобраны подсобные €щики книг дл€ самоучек и малограмотных, создан кружок Ђƒрузей книгиї, который проводил меропри€ти€ дл€ малограмотных.
ћетодический кабинет библиотеки разрабатывал планы чтени€ Ђ„то читать начинающему читателю из произведений ћ. √орькогої, Ђ„то читать начинающему читателю из произведений ј.». √ерценаї. ¬ методическом кабинете регул€рно проводились консультации по художественной литературе и по вопросам новой истории, истории ¬ ѕ (б) и  онституции ———–.
29 сельских советов “амбовского района были полностью снабжены передвижками дл€ малограмотных; при организации таких передвижек предварительно проводилс€ учет малограмотных [11, л. 1-об, 2].
— середины 1930-х гг. нарастала напр€женность в международных отношени€х. Ќеобходимость достроить в кратчайшие сроки народно-хоз€йственный и оборонный комплекс, укрепить советскую идеологию заставили государство серьезно усилить интерес к идеологической сфере, частью которой €вл€лись библиотеки.
ѕримерно с середины 1930-х гг. библиотеки начали все шире распростран€ть литературу о героическом прошлом –оссии, дореволюционных полководцах-монархистах, двор€нах-геро€х и других Ђклассово чуждыхї де€тел€х, внесших важный вклад в благососто€ние ќтечества в государственно-административной, дипломатической, экономической, военной област€х. ”сто€вшиес€ догмы про Ђтупую темную империалистически-захватническую армиюї, Ђбездарных крепостников-генераловї, как и другие, им подобные, рушились на глазах. ѕредставить такое еще недавно было просто немыслимо [17].
ћасштабна€ программа военно-патриотической пропаганды начала последовательно проводитьс€ библиотеками в жизнь: были разработаны планы чтени€ дл€ разных читательских групп по таким актуальным вопросам, как Ђ расна€ јрми€ на современном этапеї, Ђ¬ооруженные силы - оплот обороны ———–ї, Ђ¬ожди и герои  расной јрмииї... ¬ библиотеках регул€рно проводились вы-
ставки литературы и громкие чтени€ на темы: Ђ«ащита ќтечества - св€щенный долг каждого гражданина ———–ї, Ђ»з истории войнї, Ђ»зучай военное делої. ¬ библиотеках устраивались вечера Ђ расна€ јрми€ в художественной литературеї, читательские конференции по военным произведени€м ј. ј. ‘адеева, ћ. ј. Ўолохова [14].
 ак и в предыдущие годы в обслуживании читателей важное место занимала разъ€снительна€ работа по коллективизации. Ѕиблиотеки активно пропагандировали решени€ советской власти по созданию колхозов.  ажда€ библиотека брала на себ€ об€зательство - включить в колхозы не менее 25 бедн€цко-середн€цких хоз€йств, дл€ чего работники библиотек организовывали передвижки или устраивали подворные обходы книгонош, выдел€ли чтецов дл€ громких читок из числа библиотекарей или общественников, проводили разъ€снительные беседы по вопросам коллективизации [18]. “ак, в с. –акша разъ€снительную работу с кресть€нами вели 44 человека, подобна€ работа проводилась в —ампурской, ћучкапской районных и других библиотеках округа.
¬ окт€бре 1930 г. по всей “амбовщине проводилс€ Ђƒень коллективизации и урожа€ї. Ѕиблиотеки не могли остатьс€ в стороне от подготовки и проведени€ праздника.   этому меропри€тию в селах “амбовского района были организованы книжные выставки на сельскохоз€йственную тему; культбригады, выезжавшие в районы, вели агитацию за колхозы, давали практические советы, привозили литературу о коллективизации.
¬ декабре 1931 г. библиотека металлистов организовала лыжный пробег в подшефное село, участники которого не только доставили литературу по колхозному движению, но и провели две разъ€снительные беседы. ќтчеты, включающие эти данные, не могут €вл€тьс€ объективными источниками, поскольку сведени€, представленные в них, были преувеличены и искажены. “аким образом, можно усомнитьс€ в эффективности проведени€ данных меропри€тий.
–уководство железной дороги отправило в село агитпоезд, который в своем составе имел киноустановку, радио и литературу по коллективизации. ∆елезнодорожна€ библиотека посылала в деревню бригады, которые в достаточном количестве снабжали литературой.
ѕодобные бригады создавали и в библиотеке ѕедагогического техникума, при которой был организован посто€нный кабинет по агрохимии, в нем устраивались выставки сельскохоз€йственной литературы.
¬ ÷ентральной окружной библиотеке регул€рно устраивались выставки книг к сельскохоз€йственным кампани€м, вывешивались рекомендательные списки литературы, в подшефные колхозы направл€лась кинопередвижка, колхозные базары обслуживались книгой и газетой через работников читален с привлечением общественности.
—отрудники библиотек активно готовились к проведению меропри€тий, посв€щенных полевым работам и севу. ѕеред библиотеками была поставлена задача: к весенне-посевной кампании распространить сельскохоз€йственные книги в сельской местности, довести их до Ђнизовогої читател€.  нигоиздательские организации должны были по имеющимс€ у них планам выпустить литературу к весеннему севу.
¬ период посевной кампании большинство учреждений, занимавшихс€ распространением книг, включились в выполнение маршрута весенней культурной эстафеты, основной задачей которой €вл€лось распространение книги в массы колхозников, рабочих совхозов, батраков и средн€ков как через библиотеки, так и путем продажи.
“амбовский ќсоавиахим к весенней посевной кампании 1931 г. приобрел и отправил в деревню 15 сельскохоз€йственных библиотечек стоимостью 25 руб. кажда€ [32]. ƒанные, представленные в отчетах, вызывают сомнени€ в их достоверности, поскольку, учитыва€ сложности сельскохоз€йственного труда в данный период, кресть€не вр€д ли имели возможность посещать библиотеки. “акже в источниках не удалось обнаружить сведений о количестве лиц, посещавших массовые меропри€ти€, проводимые библиотеками в период весеннего сева.
¬ период индустриализации перед библиотеками была поставлена задача - повсеместно распростран€ть политехнические знани€, передовой производственный опыт и всеми силами убеждать народ в необходимости укрепл€ть экономику ———– как условие независимости, благополучной и мирной жизни самих граждан.
ƒл€ реализации программы производственного просвещени€ была разработана система меропри€тий. ѕрежде всего, библиотекари сами знакомились с актуальными политехническими проблемами. —ледующим шагом становились громкие чтени€ соответствующей литературы и беседы о прочитанном, которые могли проводитьс€ как в библиотеках, так и на предпри€ти€х.
ƒл€ более подготовленных читателей библиотекари организовывали вечера вопросов и ответов. јктивной формой пропаганды политехнических знаний €вл€лись конкурсы на лучшего читател€ производственной книги.
»нтересный опыт имела клубна€ библиотека фабрики им. Ќогина (г. “амбов) по внедрению технической грамоты и книги среди рабочих. “ам по инициативе библиотекар€ сфотографировали весь технологический процесс по пр€дению и ткачеству и распространили эти диапозитивы по рабочим казармам. ƒл€ проведени€ лекций с показом диапозитивов привлекли специалистов фабрики. –езультаты получились поразительные: если в декабре 1930 г. 17 % пользователей спрашивали техническую книгу, то в €нваре 1931 г. требовани€ на техническую литературу увеличились более чем вдвое [29].
— середины 1930-х гг. содержание библиотечной работы по производственному просвещению измен€етс€ в св€зи с ростом образовательного уровн€ читателей, а также новыми задачами индустриализации. ¬тора€ п€тилетка шла под сталинским лозунгом: Ђ адры решают все!ї. ѕодъем производительности труда превратилс€ в решающий фактор развити€ народного хоз€йства. ¬ периодических издани€х публиковались призывы и обращени€ к трудовому народу, активизировавшие массы на выполнение и перевыполнение п€тилетнего плана, регул€рно сообщалось о трудовых подвигах советских людей. ¬ ———– широко развернулось социалистическое соревнование. Ѕыли востребованы жизнью такие новшества в организации труда, как движение многостаночников, скоростные методы работы, совмещение профессий и др., что обобщенно называлось стахановским движением. Ѕурный его рост поставил перед библиотеками задачу пропаганды литературы о зачинател€х движени€, их передовом опыте, коммунистических методах труда. ѕропаганда самой идеи соревновани€ сочеталась в библиотеках с помощью в выполнении конкретных об€зательств и планов соревнующихс€. “рудовые коллективы обеспечивались требуемой производственной литературой, библиотеки устраивали дл€ них лекции и консультации специалистов, широко извещали о достижени€х победителей [15].
ѕризнаком ло€льности власти €вл€лс€ сформированный круг чтени€ и пропаганда его шла через периодические издани€. –аботники библиотек организовывали обходы квартир стахановцев, изучали их интересы и фиксировали заказы на литературу. “ак, один из самых активных читателей ÷ентральной библиотеки г. “амбова слесарь завода Ђ омсомолецї ». ». ќгородников не только читал техническую литературу, классиков художественной литературы и аккуратно следил за новинками, но и про€вл€л большой интерес к брошюрам по текущей политике, к литературе по истории партии [3]. ¬ личной библиотеке кузнеца „еремисина из колхоза им. —талина ћинаевского сельского совета “ам-
бовского района были такие издани€, как Ђјзбука ленинизмаї ј. Ћеонтьева, Ђќ фашистской диктатуреї и др. [23] —одержание домашних библиотек соответствовало тенденци€м эпохи.
¬ 1930-е гг. в советском обществе продолжал господствовать государственный атеизм. ƒл€ научно-атеистической пропаганды библиотеки г. “амбова использовали книги √. ј. √урева ЂЌаука и религи€ о вселеннойї, Ђ’’-летие отделени€ церкви от государстваї, ≈. ярославского ЂЅибли€ дл€ верующих и неверующихї, Ђ–елиги€ - опиум народаї и др.
«начительное внимание библиотекари удел€ли эстетическому воспитанию населени€. ѕрежде всего де€тельность библиотек была направлена на пропаганду лучших произведений русской и зарубежной классики [16].
—реди форм массовой работы, распространенных в библиотеках 1930-х гг., были книжные выставки и литературные вечера, целью которых €вл€лось знакомство читателей с творчеством писателей, с отдельными художественными произведени€ми.
Ќапример, ќ√»« и ÷ентральна€ библиотека г. “амбова организовали 25 ма€ 1931 г. вечер, посв€щенный приезду ћ. √орького в ———–. Ѕыл сделан доклад о творчестве ћ. √орького, устроена выставка его произведений. Ѕыло проведено 214 читок-бесед, 8 литературных вечеров и читательских конференций по произведени€м ј.—. ѕушкина, ћ. √орького, ј.». √ерцена и т. д. [6].
¬ 1935 г. 25-ю годовщину со дн€ смерти Ћ. Ќ. “олстого ÷ентральна€ библиотека г. ћор-шанска отметила р€дом меропри€тий. Ѕыли оформлены три выставки, отражающие главные этапы жизни и творчества великого писател€.
¬ “амбовской районной библиотеке, а также в городском клубе пионеров 19 и 20 но€бр€ прочитаны доклады о литературной де€тельности Ћ. Ќ. “олстого, проведены читки его произведений и беседы о нем. ѕодобраны материалы дл€ выставки в подшефной библиотеке ƒонского сельсовета [2].
„асто литературные вечера проводились объединенными силами р€да культурно-просветительных учреждений города. “ак, в марте 1936 г. горкомом комсомола совместно с ÷ентральной городской библиотекой был проведен вечер, посв€щенный творчеству Ќ. ј. ќстровского [31].
¬ €нваре 1936 г. в ÷ентральной городской библиотеке состо€лс€ литературный вечер, на котором обсуждалс€ роман ћ. √орького Ђћатьї.
¬ 1920-е - 1930-е гг. одной из самых распространенных форм культурного досуга в библиотеках €вл€лось проведение Ђгромких чтенийї. »х по-
пул€рность была вызвана малограмотностью и неграмотностью немалой части населени€, а также простотой в организации. √ромкие чтени€ с последующим обсуждением прочитанного, так называемые читки-беседы, проводились, как в стенах библиотеки, так и в трудовых коллективах, позвол€ли знакомить читателей с новинками поступающей литературы [19, с. 15-16].
¬ проведении читок и бесед сельским библиотекам часто оказывали помощь шефствующие над ними городские библиотеки. Ќапример, за врем€ конкурса на лучшую сельскую библиотеку Ђбиблиотекой авиашколы, шефствующей над библиотеками трех колхозов, на специальных собрани€х колхозников проведен разбор литературных произведений - Ђ ак закал€лась стальї Ќ. ј. ќстровского и Ђѕодн€та€ целинаї ћ. ј. Ўолохова. ќбщий итог конкурса - в 17-ти колхозных библиотеках проведено более 30 бесед, читок и разборов литературно-художественных произведений [21].
¬ 1930-е гг. библиотечна€ работа приобретает более углубленный характер: от простой попул€ризации книги происходит переход к руководству чтением. Ѕиблиотекари были превращены в агитаторов и пропагандистов, которые должны были пропагандировать литературу, соответствующую тенденци€м времени.
Ќапример, сотрудники библиотеки городского парткабинета Ђтщательно следили за формированием круга чтени€ читателей. —истематически помогали им подбирать подход€щие дл€ их уровн€ книги. ѕри беседе с читателем библиотекарь узнавал, какие трудности встретились ему, что оказалось непон€тным в книге, рекомендовал справочники, энциклопедии. ≈сли книга оказывалась не по силе, то давали читателю более попул€рную, более легкую книгуї [7]. ¬ ѕервомайском отделении ÷ентральной библиотеки г. “амбова Ђрекоменду€ то или иное произведение, библиотекарь указывал, какую следует прочесть общественно-политическую литературу. Ќапример, читател€м Ђѕодн€той целиныї ћ. ј. Ўолохова библиотекарь рекомендовал произведение ».¬. —талина Ђ√оловокружение от успеховї и др. Ётим, безусловно, ценным нововведением, заботы библиотеки о читател€х не исчерпывались. „итател€м-матер€м библиотекарь подбирал книги по вопросам воспитани€ детей, стахановцам рекомендовал литературу по стахановскому движениюї [4]. ѕо данным сведени€м можно сделать вывод о том, что подбор литературы читател€м осуществл€лс€ в соответствии с политикой, проводимой советской властью. »здани€, которые библиотекари рекомендовали своим пользовател€м, нельз€ соотнести с досуговым чтением, в основном
это были книги, нав€зываемые советской эпохой. —оветское государство стремилось поставить работу библиотекарей на службу коммунистической идеологии, превратив их в инструмент пропаганды. ќтныне они предназначались дл€ того, чтобы внедрить в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах социалистического строительства.
Ќормой становитс€ изучение читательского спроса. ÷ентральной городской библиотекой г. “амбова было установлено, что в 1936 г. запросы на произведени€ писателей-классиков выросли на 30 % по сравнению с предыдущим годом. Ќаиболее попул€рны были произведени€ Ћ. Ќ. “олстого (они были выданы за исследуемый период - полтора мес€ца, - 171 раз), ј. ћ. √орького (127), ј. —. ѕушкина (101), ». —. “ургенева (81) [26]. ¬о многом это было св€зано со школьной программой и меропри€ти€ми, проводимыми в учебных заведени€х. ¬ конце 1936 - начале 1937 гг., в св€зи с приближающимс€ 100-летием со дн€ смерти ј. —. ѕушкина, увеличилс€ интерес к произведени€м великого русского поэта. — августа 1936 г.по €нварь 1937 г. его произведени€ требовались читател€ми ÷ентральной городской библиотеки 251 раз [24].
„асто поступали запросы на произведени€ Ќ. ј. ќстровского, ». ј. √ончарова, ћ. ≈. —алтыкова-ўедрина, ј. ѕ. „ехова и др. »з зарубежных писателей попул€рностью пользовались ћ. “вен, ƒж. Ћондон, ¬. √юго, ¬. —котт, ќ. де Ѕальзак. „итатели про€вл€ли интерес к произведени€м авторов, которые в художественной форме показывали борьбу за социализм: Ђ ак закал€лась стальї Ќ. ј. ќстровского, Ђѕодн€та€ целинаї ћ. ј. Ўолохова. ќчень попул€рен был по€вившийс€ в 1935 году роман тамбовского писател€ Ќ. ≈. ¬ирты Ђќдиночествої о борьбе с антоновщиной [30].
ƒл€ изучени€ интересов читателей в каждом отделе имелась книга предложений и пожеланий, книга отзывов на прочитанные книги.
¬ 1930-е гг. изменилась форма отчетности, в библиотечном обслуживании стали выдел€ть стахановцев. —реди читателей росла дол€ рабочих: если в 1934 г. ÷ентральна€ городска€ библиотека насчитывала среди читателей только 230 рабочих, то в окт€бре 1935 г. их было уже более 500 [28].
¬се еще серьезной проблемой €вл€лись частые задержки книг читател€ми, которые иногда и не возвращали их в библиотеки. “ак, в ÷ентральной библиотеке каждый седьмой абонент задерживал книгу, в результате чего в 1930 г. пропало 12 % всего количества книг [12], а в 1932 г. - 16 % [13].
¬ ÷ентральной библиотеке г. “амбова всем читател€м, задержавшим книги, посылалось по три
письменных напоминани€. Ќа читателей, не возвративших книги по этим напоминани€м, дело передавалось в суд. “олько в 1930 г. 48 человек, не сдавших книги, отвечали перед народным судом. ¬ других библиотеках неаккуратным читател€м устраивали агитсуд в стенах библиотеки, а фамилии заносились на черную доску [11, л. 2].
¬ апреле 1933 г. библиотека —оюза госторговли и кооперации просила всех читателей в трехдневный срок вернуть вз€тые книги. «а несвоевременный возврат книг был введен штраф 25 коп. за один день [5]. Ќемного позже с 1 августа 1933 г. та же библиотека ввела залог за книги - 3 рубл€. Ќаучно-политические книги выдавались без залога. «а просроченный день взималс€ штраф 10 коп. [22].
14 сент€бр€ 1934 г. —Ќ  –—‘—– прин€л постановление Ђќб ответственности за сохранность книжного фондаї, где подчеркивалось, что книга €вл€етс€ социалистической собственностью и Ђвсе лица, пользующиес€ книгами государственных и общественных библиотек, несут материальную ответственность за их сохранность и возврат библиотеке. Ћица, виновные в похищении книг, умышленной их порче или преступно-халатном обращении с книгами, привлекаютс€ к уголовной ответственности и независимо от этого об€заны возместить причиненный ими библиотеке материальный ущербї [25, с. 116]. Ёто в какой-то мере сн€ло проблему читательской задолженности.
¬ рассматриваемый период библиотекари выступили с инициативой создани€ единого библиотечного билета - государственного документа, выдаваемого каждому рабочему и служащему.
јнализ статей газеты Ђ“амбовска€ правдаї показал, что в рассматриваемый период далеко не лучшим образом была поставлена де€тельность по организации обслуживани€ читателей в некоторых городских, сельских библиотеках и избах-читальн€х. ¬о многом это было св€зано с недостаточным финансированием де€тельности библиотек, а также со стремлением органов власти окончательно заидеологизировать их работу.
¬ целом 1930-е гг. стали периодом коренных сдвигов в развертывании культурно-просветительной, народно-хоз€йственной и политической пропаганды в библиотеках. ћасштабы библиотечной пропаганды произведений печати значительно увеличились. –адикальным образом расширилс€ охват книгой массового читател€ - рабочих, новаторов и рационализаторов производства, стахановцев, ударников промышленного и сельскохоз€йственного производства, женщин-работниц и колхозниц, детей и молодежи. ќсобенно широко развер-
нулась библиотечна€ работа в помощь политическому и общему самообразованию, производственной пропаганде. ¬с€ работа по пропаганде книги в библиотеках прежде всего св€зывалась с решением важнейших политических и народно-хоз€йственных задач, с социалистической реконструкцией промышленного и сельскохоз€йственного производства, культурной революцией.
ќдно из центральных мест в обслуживании читателей занимала пропаганда общественно-политической литературы, в первую очередь трудов  . ћаркса, ‘. Ёнгельса, ¬. ». Ћенина, материалов съездов и пленумов ÷  ¬ ѕ(б), директивных документов партийных и советских органов, изданий по истории партии, произведений —талина и других руководителей партии и советского правительства, широко пропагандировались среди читателей  онституци€ ———– и –—‘—–.
¬ эти годы дл€ пропаганды произведений печати среди читателей широко использовались самые разнообразные формы и методы: чтени€, беседы о прочитанных книгах, читательские конференции, библиотечные плакаты, книжные выставки и др. ќсобое внимание удел€лось использованию в работе с читател€ми рекомендательной библиографии, библиографических указателей, планов и кругов чтени€, программ чтени€ в помощь читател€м.
Ћитература
1. јвраменко ѕ. “амбовска€ городска€ центральна€ библиотека им. ј.—. ѕушкина (краткий исторический очерк) //  расный библиотекарь. 1937. є 9. —. 34.
2. јвраменко ѕ. “олстовские дни в библиотеках // “амбовска€ правда. 1935. 23 но€б. —. 2.
3. јрхив ÷ентральной библиотеки приводитс€ в пор€док // “амбовска€ правда. 1935. 12 окт. —. 4.
4. Ѕиблиотека на окраине // “амбовска€ правда. 1936. 18 ма€. —. 4.
5. Ѕиблиотека союза госторговли и кооперации. // “амбовска€ правда. 1933. 26 апр. —. 2.
6. ¬ библиотеках (к юбилею ћаксима √орького) // “амбовска€ правда. 1932. 23 сент. —. 2.
7. ¬иноградов Ѕиблиотека городского парткабинета // “амбовска€ правда. 1936. 9 ма€. —. 2.
8. √ј“ќ. ‘. –-1404. ќп. 1. ƒ. 131. Ћ. 2.
9. √ј“ќ. ‘. –-1405. ќп. 1. ƒ. 57. Ћ. 144.
10. √ј“ќ. ‘. –-1475. ќп. 1. ƒ. 35. Ћ. 23. ќб.
11. √ј“ќ. ‘. –-1475. ќп. 1. ƒ. 41. Ћ. 1. ќб. 2.
12. √ј“ќ. ‘. –-1475. ќп. 1. ƒ. 44. Ћ. 1-2.
13. √ј“ќ. ‘. –-1475. ќп. 1. ƒ. 48. Ћ. 5.
14. √лазков ћ. Ќ. ћассовые библиотеки и частна€ жизнь (1930-е гг.) // ¬стреча. 2007. є 1. —. 16.
15. √лазков ћ. Ќ. ћассовые библиотеки в контексте культурно-исторического пути –оссии 1921-1941 гг.: монографи€. ћ., 2004. —. 156.
16. √лазков ћ. Ќ. ћассовые библиотеки —оветской –оссии в 1925 - 1929 гг.: лекци€. ћ., 1999. —. 168.
17. √лазков ћ. Ќ. ѕериодизаци€ отечественной истории библиотечного дела. XX век // Ѕиблиотековедение. 2000. є 5. —. 107.
18. √лазков ћ. Ќ. ѕришла книга в село // ¬стреча. 2002. є 8. —. 21.
19. √лазков ћ. Ќ. —в€зь времен // ¬стреча. 2000. є 8. —. 15-16.
20. «аочное отделение при ÷ентральной библиотеке // “амбовска€ правда. 1931. 13 окт. —. 4.
21. »тоги библиотечного конкурса // “амбовска€ правда. 1936. 3 февр. —. 4.
22.  луб —оюза – √“ Ѕиблиотека —оюза госторговли и кооперации /  луб —оюза – √“ // “амбовска€ правда. 1933. 17 авг. —. 4.
23.  овыль —. Ѕиблиотека кузнеца „еремисина // “амбовска€ правда. 1936. 6 €нв. —. 2.
24. Ћюбимые писатели // “амбовска€ правда. 1937. 10 €нв. —. 4.
25. ћатериалы к истории библиотечного дела в ———– (1917-1959 гг.). Ћ., 1960. —. 116.
26. Ќ.  . „итатель требует произведени€ классиков // “амбовска€ правда. 1936. 4 окт. —. 4.
27. ќчерки истории “амбовской организации  ѕ——. ¬оронеж, 1984. —. 244-245.
28. —ветлов, јл. „то читает рабочий // “амбовска€ правда. 1935. 12 окт. —. 4.
29. “ехническую книгу - в массы // “амбовска€ правда. 1931. 31 ма€. —. 3.
30. ’роника // “амбовска€ правда. 1936. 24 февр.
—. 4.
31. ’роника // “амбовска€ правда. 1936. 23 марта.
—. 2.
32. „то нового? // “амбовска€ правда. 1931. 19 апр.
—. 4.
33. Ўтамм —. ». ”правление народным образованием в ———– (1917 - 1936 гг.): историко-правовое исследование. ћ., 1985. —. 106.
* * *
LIBRARY SERVICE IN THE TAMBOV REGION IN 1930s.
I. V. Urayeva
In article the characteristic of the organization of library service in the Tambov region in the 1930s is presented. The description of the main directions of work of libraries, forms and the methods applied in service of users of libraries is provided.
Key words: Tambov region, library service, promotion of books.

пїњ