пїњ

“≈ќ–≈“»„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ Ё‘‘≈ “»¬Ќќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я –≈√»ќЌќћ

¬.¬. —ћ»–Ќќ¬
“≈ќ–≈“»„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ Ё‘‘≈ “»¬Ќќ√ќ ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я –≈√»ќЌќћ
¬ ходе рыночных преобразований, происход€щих в –оссии, все больше про€вл€етс€ тенденци€ изменени€ форм и методов государственного воздействи€ на социально-экономические процессы, основное направление которой состоит в смещении акцентов от отраслевого управлени€, господствовавшего в централизованной экономике, к территориальному. ÷елью регулировани€ развити€ регионов и их систем в рыночной среде €вл€етс€ обеспечение условий дл€ структурной перестройки и устойчивого роста производства, улучшени€ социального и экологического положени€ [4].
¬ современных услови€х социально-экономического развити€ –оссийской ‘едерации необходимы качественно новые подходы в разработке и реализации региональной политики. ¬се уровни управлени€ должны быть нацелены на повышение эффективности системы регионального управлени€. ќрганизаци€ эффективной системы управлени€ в соответствии с современными требовани€ми предполагает создание новых управленческих структур, адекватных измен€ющимс€ услови€м хоз€йствовани€.
—амой распространенной точкой зрени€ по поводу соотношени€ качества и эффективности в управлении €вл€етс€ признание того, что качество €вл€етс€ одним из критериев эффективности. Ќапример, “. ѕитерс и –. ”отермен утверждают, что: Ђ...одним из оптимальных способов повышени€ эффективности €вл€етс€ всемерное повышение качестваї [3, с. 33].
ѕоскольку одним из существенных аспектов управлени€ €вл€етс€ функциональный, то качественна€ определенность как системы управлени€, так и ее элементов преимущественно св€зана с функци€ми, которые выполн€ютс€ ими. »менно через функции и выражаетс€ качество системы управлени€. —истема остаетс€ данной системой, т.е. обладает своим качеством, лишь постольку, поскольку она выполн€ет свою функцию. ¬ управлении, следовательно, самотож-дественность объекта св€зана с его способностью выполн€ть заданные функции, а не с иными про€влени€ми его существовани€. “аким образом, особый интерес к функционированию в управлении обусловил выделение функционального аспекта качества системы. јнализ качественной определенности в ее функциональном аспекте позвол€ет ввести пон€тие эффективности. Ёто возможно на том основании, что функциональность предполагает наличие вполне определенного эффекта (действи€) в тех взаимодействи€х, в которых про€вл€етс€ качественна€ определенность объекта. »менно качество элементов принципиально ограничивает возможности функционировани€ синтезированной из них системы. ќпределенное качество системы в целом и ее отдельных элементов обусловливает эффективность как самой системы, так и ее отдельных элементов. —ама возможность изменить эффективность системы зависит от изменени€ качества ее элементов или ее структуры [6].
¬ современных услови€х механизм государственного управлени€ социально-экономическим развитием региона отражен в региональной политике, котора€ осуществл€етс€ на основе следующих принципов [7]:
- последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;
- учет в решени€х центральных органов управлени€ интересов и особенностей регионов, которых эти решени€ касаютс€;
- повышение самосто€тельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправлени€.
–егиональна€ политика государства - целевые действи€ государства, направленные на сбалансирование условий де€тельности регионов и их результатов, повышение эффективности использовани€ совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий дл€ повышени€ эффективности де€тельности отдельных регионов. ћожно выделить цепь основных видов целей государственного управлени€: общественно-политические, социальные, духовные, экономические, организационные, де€тельностно-праксиологические, информационные и разъ€снительные [1, с. 209].
÷ел€ми государственного управлени€ €вл€ютс€ определение долгосрочной стратегии социально-экономического развити€ страны, создание оптимальных условий ее реализации дл€ обеспечени€ реального и устойчивого роста материального благососто€ни€ граждан. ¬ области управлени€ производственными процессами цели государства состо€т в том, чтобы обеспечить хоз€йственную самосто€тельность и высокую активность управл€емых объектов, их умение действовать в услови€х как внутренней, так и международной конкуренции.
ќрганизационные цели государственного управлени€ заключаютс€ в создании системы функциональных и организационных структур, их институциализа-ции, способной обеспечить соответствующее вли€ние субъекта управлени€ на объект управлени€. ѕри этом предполагаютс€ оптимизаци€ человеческого фактора и конкретизаци€ де€тельности всех структур и составных частей управл€емой системы на основе максимального приближени€ к совершенной де€тельности с точки зрени€ ее эффективности.
√лавной целью регионального управлени€ €вл€етс€ повышение степени удовлетворени€ социально-экономических потребностей населени€, проживающего на территории конкретного региона, на основе комплексного развити€. ќбоснованный с точки зрени€ способности региональной власти осуществл€ть свои функции уровень хоз€йственно-экономической самосто€тельности региона вли€ет на эффективность регионального управлени€. ѕо мере приобретени€ регионами реальной самосто€тельности (обособлени€ хоз€йственных и финансовых структур, децентрализации управлени€) формируетс€ нова€, собственно региональна€ сфера интересов и ответственности.   наиболее значимым региональным интересам относ€тс€ [1, с. 303]:
1) соответствие уровн€ и образа жизни населени€ государственным и иным стандартам;
2) наличие бюджетно-финансовых и прочих материальных источников (собственности и др.);
3) потенциальные возможности дл€ использовани€ имеющихс€ ресурсов, мест приложени€ труда, интеллекта;
4) наличие инфраструктуры дл€ развити€ внутри- и межрегиональных св€зей;
5) природоресурсный и экологический потенциал региона;
6) стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации.
¬ современных услови€х региональна€ политика призвана сглаживать различные диспропорции и кризисы в аспекте социального и экономического развити€ регионов.
–егиональна€ политика государства должна быть, прежде всего, политикой недопущени€ и сглаживани€ резких территориальных диспропорций. ќтсюда и неизбежное вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы. «десь необходим тонкий баланс централизации и децен-
трализации, державности и автономности, естественных различий и неизбежного нивелировани€. ¬ соответствии с этим региональное развитие следует рассматривать как многоаспектную проблему, требующую дл€ своего решени€ системы мер в различных Ђплоскост€хї, включа€ социальную, экономическую, политическую, правовую, культурную, демографическую, этническую и др. [1, с. 320].
ќсновной задачей государственной региональной политики €вл€етс€, с одной стороны, сн€тие искусственных ограничений на мобильность ресурсов, а с другой - создание специального механизма, позвол€ющего сдерживать рост межрайонных различий. —реди компонентов региональной политики выдел€ют [7]:
- социальные - направлены на социальную защиту и поддержку населени€, развитие и поддержание в соответствующем состо€нии объектов социальной инфраструктуры;
- экономические - повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.
ќсновными инструментами государственного регулировани€ экономики регионов –оссии в насто€щее врем€ €вл€ютс€ федеральные целевые программы развити€ регионов, свободные экономические зоны. Ёто обусловлено, во-первых, наличием реально действующих органов управлени€, с которыми можно координировать действи€ по реализации целевых программ. ¬о-вторых, по субъектам ‘едерации имеетс€ наиболее полный объем статистической информации, необходимой как дл€ разработки программ, так и дл€ контрол€ параметров их выполнени€ [4].
ќднако эффективность их реализации, по мнению многих экспертов, €вл€етс€ очень низкой. ќдной из причин, обусловливающих это, €вл€етс€ в значительной степени стихийный характер распределени€ инвестиций из федерального бюджета по субъектам федерации. ¬ число регионов как с высокими, так и низкими объемами федеральных инвестиций на душу населени€ попадают одновременно и высоко-, и низкоразвитые субъекты федерации.
ѕреодоление стихийности в распределении федеральных средств может быть достигнуто на основе разработки и использовани€ совершенного организационного механизма государственной поддержки регионов, основанного, прежде всего, на научно обоснованных критери€х выбора объектов государственного регулировани€.
Ќеобходимо учитывать, что территориальные образовани€ –оссийской ‘едерации имеют различи€ в области законодательства по подходам, которые они примен€ют дл€ социально-экономического развити€. ‘едеральный уровень всегда стремилс€ разрешить проблемы регионального развити€, использу€ при этом стандартные инструменты и подходы.
¬ св€зи с усложнением социально-экономических систем и увеличением функций государства в современном мире все большее распространение получают сложные, многоуровневые системы управлени€. ¬ подобных структурах основные элементы системы управлени€ разделены на несколько уровней. ”ровни управлени€ представл€ют собой организационно обособленные элементы, вы€вл€емые в структурах территориального управлени€.
ћежду разными уровн€ми системы осуществл€етс€ разделение полномочий, ответственности и функций по вертикали власти. ¬ рамках закрепленных за ними полномочий элементы системы имеют право самосто€тельного прин€ти€ управленческих решений. ¬ышесто€щий уровень управлени€ имеет право вмешиватьс€ в текущую де€тельность нижесто€щего уровн€ только в том случае, когда последний не справл€етс€ с выполнением своих функций. Ёлементы одно-
го уровн€ управлени€ могут напр€мую взаимодействовать на решение своих задач, мину€ вышесто€щий уровень управлени€. ¬заимодействие между уровн€ми системы за пределами существующего разделени€ полномочий и функций осуществл€етс€ на договорной основе.
ќсновным принципом формировани€ компетенции каждого уровн€ власти €вл€етс€ наибольша€ эффективность выполнени€ на соответствующем уровне определенных функций и задач. ѕри этом следует выделить основные принципы, которые необходимо соблюдать при распределении функций между уровн€ми структуры территориального управлени€ [7]:
- принцип субсидиарности, т.е. максимальное приближение конкретной функции территориального управлени€ к потребителю функции. ѕринцип субсидиарности основан на том, что более высокий уровень управлени€ может вмешиватьс€ в действи€ более низкого лишь в той мере, в какой последний про€вил свою неспособность к эффективному управлению. ¬мешательство вышесто€щих уровней управлени€ в де€тельность нижесто€щих допускаетс€ только при наличии определенных условий, при которых такое воздействие может считатьс€ законным и целесообразным, распределение функций необходимо начинать с исследовани€ возможности их реализации частными производител€ми, в случае их неэффективности - нижним уровнем территориальной структуры управлени€, наиболее приближенным к населению и т.д.;
- принцип достаточности полномочий, т.е. полномочи€ уровн€ управлени€, реализующего функцию, должны быть необходимыми и достаточными дл€ ее эффективной реализации;
- принцип соответстви€ полномочий и ответственности, т.е. ответственность за выполнение определенной функции не должна превышать объем предоставленных полномочий, но и не должна быть меньше этих полномочий;
- принцип обеспеченности ресурсами, т.е. реализаци€ конкретной функции на соответствующем уровне территориального управлени€ должна быть обеспечена необходимыми информационными, материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.
¬ услови€х децентрализации функций государственного управлени€ и расширени€ самоуправлени€ на региональном уровне происходит усиление значимости процедуры выработки самосто€тельной стратегии социальноэкономического развити€ региона в целом, его районов и муниципальных образований и проведение региональной политики, соответствующей этой стратегии.
—ледует учитывать, что процессы регионального управлени€ характеризуютс€ сложностью, информативностью, комплексным характером процессов прин€ти€ управленческих решений и предполагают их системное исследование. »сследование рассматриваетс€ как процесс выработки новых знаний, €вл€€сь при этом одним из видов познавательной де€тельности. ’арактеризуетс€ объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью; имеет два уровн€ эмпирический и теоретический [5, с. 516]. “аким образом, потребуетс€ разработка новых механизмов информационной и аналитической поддержки прин€ти€ решений, €вл€ющихс€ составл€ющей регионального управлени€, удовлетвор€ющих информационно-аналитическим потребност€м региональных и муниципальных органов власти территории.
Ќа основе вышеизложенного анализа теоретических аспектов эффективного управлени€ регионом можно сделать вывод, что регион - социально-экономическа€ система, характеризующа€с€ иерархичностью управлени€, активностью отдельных ее подсистем и имеюща€ сложную внутреннюю структуру. ¬заимодействие подсистем в рамках данной структуры определ€етс€ функциональными св€з€ми, специфика которых определена сложившимис€ на определенный момент со-
циальными, экономическими, политическими, правовыми, институциональными и другими услови€ми.
¬ современной отечественной научной литературе при разработке эффективной стратегии развити€ территории провод€т анализ существующего социальноэкономического потенциала в двух плоскост€х: социальной и производственноэкономической [2].
—оциальна€ плоскость характеризует состо€ние внеэкономических (политических, правовых, культурных) сил и механизма их саморазвити€.
ѕроизводственно-экономическа€ плоскость отражает состо€ние п€ти воспроизводственных сфер, определ€ющих возможный рост народнохоз€йственной производительности труда или эффективности хоз€йства региона:
1) сферы образовани€ и подготовки кадров;
2) области научно-технического развити€;
3) организационно-управленческих структур;
4) сферы охраны здоровь€ человека, защиты природных ресурсов и окружающей среды;
5) производственной сферы.
—осто€ние каждой из выделенных сфер определ€етс€ ее ресурсной базой, кадрами, существующими технологи€ми, формами организации экономического механизма.
ƒостижение потенциально возможного уровн€ эффективности развити€ территории возможно лишь при максимально полном использовании всех объективных и субъективных ресурсов.
÷елью концепции эффективного социально-экономического развити€ субъектов –оссийской ‘едерации €вл€етс€ создание эффективного механизма управлени€, который должен гибко реагировать на возможные изменени€ ситуации в обществе [7].
Ќеобходимо отметить, что региональное развитие - это режим функционировани€ региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровн€ и качества жизни населени€, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хоз€йственного, ресурсного и экологического потенциалов территории. ѕри этом исследование процессов воспроизводства требует изучени€ динамики региона, координации прин€ти€ решений, анализа процессов роста. ÷еленаправленный выбор управл€ющих решений в рамках заданной стратегии развити€ региона должен определ€ть такие пропорции общественного воспроизводства (достижение баланса использовани€ ресурсов в системе), которые в максимальной степени способствуют удовлетворению потребностей населени€ в регионе и повышению качества его жизни. Ёто основна€ целева€ задача регионального управлени€.
ќсновными признаками регионального развити€ €вл€ютс€ [1, с. 323]:
- устойчивость - важнейший признак территориального развити€ - предполагает длительность сохранени€ условий дл€ воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно-ресурсной, хоз€йственной, экологической и других составл€ющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации;
- сбалансированность - особа€ дл€ каждой региональной системы пропорци€ ранее указанных составл€ющих ее потенциала, обеспечивающа€ устойчивость и социальную ориентацию развити€ системы;
- социальна€ ориентаци€ - наиболее очевидный и наименее учитываемый признак территориального развити€ - это оценка направленности и количественных параметров региона по тому, как они вли€ют на уровень и качество жизни населени€.
¬се эти составл€ющие наход€тс€ во взаимосв€зи и взаимозависимости друг с другом, €вл€ютс€ звень€ми одной системы - системы устойчивого развити€. »гнорирование любой составл€ющей приведет к невозможности функционировани€ всей системы в режиме развити€.
”правление развитием региона - это управление взаимно согласованными программами (проектами) развити€ всех сфер жизнеде€тельности региона в соответствии с поддержанными населением приоритетами, федеральными и региональными интересами, прин€тыми к исполнению на законной или договорной основе, предусматривающими использование необходимых ресурсов, с определенными мерами и установленными сроками [1, с. 324].
“аким образом, эффективное управление региональным развитием - это целенаправленно организованна€ совокупность социальных, экономических, политических, правовых, институциональных и других воздействий на услови€ устойчивого развити€ отдельных территориальных образований и взаимосв€зей между ними с целью обеспечени€ эффективного воспроизводства регионального потенциала.
Ћитература
1.  озбаненко ¬.ј. √осударственное управление: основы теории и организации: ”чебник: ¬ 2 т. ћ.: —татус, 2002. 478 с.
2. ћартынов ј. Ёкономическа€ и социальна€ политика: проблема согласовани€ // ќбщество и экономика. 1999. є 2.
3. ѕитерс “., ”отермен –. ¬ поисках эффективного управлени€ (опыт лучших компаний). ћ.: »Ќ‘–ј-ћ, 1986. 285 с.
4. —еребр€кова Ћ.ј. ќбщие подходы к выбору регионов - объектов государственного регулировани€ // ¬естник —ев ав√“”. —ер. ЂЁкономикаї. 2003. є 3 (11).
5. —оветский энциклопедический словарь. ћ.: —оветска€ энциклопеди€, 1981. 1600 с.: с ил.
6. —олодка€ ћ.—. Ќадежность, эффективность, качество систем управлени€ // Credo. 1999. є 5 (17).
7. ”ткин Ё.ј., ƒенисов ј.‘. √осударственное и региональное управление: ”чеб. пособие. ћ.: » ‘ ЂЁ ћќ—ї, 2002. 320 с.
—ћ»–Ќќ¬ ¬јЋ≈–»… ¬Ћјƒ»—Ћј¬ќ¬»„ родилс€ 1971 г. ќкончил „увашский государственный университет.  андидат экономических наук, преподаватель кафедры отраслевой экономики „увашского университета. ќбласть научных интересов - исследование конкурентоспособности и эффективности социально-экономического развити€ региона. ѕо исследуемому направлению опубликовано более 30 научных работ.

пїњ