пїњ

“≈ќ–≈“»„≈— јя ћќƒ≈Ћ№ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я √ќ“ќ¬Ќќ—“» —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ ‘ј–ћј÷≈¬“»„≈— ќ√ќ ‘ј ”Ћ№“≈“ј   ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ѕ–» »«”„≈Ќ»» јЌјЋ»“»„≈— ќ… ’»ћ»»

”ƒ  543 : 615.1
“≈ќ–≈“»„≈— јя ћќƒ≈Ћ№ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я √ќ“ќ¬Ќќ—“» —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ ‘ј–ћј÷≈¬“»„≈— ќ√ќ ‘ј ”Ћ№“≈“ј   ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ѕ–» »«”„≈Ќ»» јЌјЋ»“»„≈— ќ… ’»ћ»»
Ћитвинова “.Ќ., ёдина “.√.
 убанский государственный медицинский университет,  раснодар, е-mail: tnl_2000@inbox.ru
¬ статье актуализируетс€ проблема формировани€ готовности студентов фармацевтического факультета к профессиональной де€тельности в процессе изучени€ аналитической химии в услови€х реализации ‘√ќ— ¬ѕќ третьего поколени€. јвторами разработана теоретическа€ модель формировани€ готовности к профессиональной де€тельности студентов фармацевтического факультета, направленна€ на создание базы фундаментальных химико-аналитических знаний и практических умений студентов как основы химических компетенций в их взаимосв€зи с будущей профессией, развитие мотивации к профессиональной де€тельности. √отовность студентов фармацевтического факультета к профессиональной де€тельности, формируема€ при изучении аналитической химии, рассматриваетс€ как интегративное пон€тие, и включает такие компоненты, как наличие фундаментальных химико-аналитических знаний; мотивационно-ценностного отношение к ним как профессионально значимым; способность использовать эти знани€ дл€ освоени€ профильных дисциплин и решени€ профессиональных задач; владение комплексом разнохарактерных умений (химико-экспериментальных, расчетных, графических и др.); умение самосто€тельно добывать знани€ и работать в команде. ¬ качестве объедин€ющей, системообразующей и концептуальной основы построени€ модели выбраны интегративно-модульный подход к отбору содержани€ и процессу изучени€ курса аналитической химии на фармацевтическом факультете, а также компетентностна€ ориентаци€ на результаты обучени€.
 лючевые слова: фармацевтическое образование, аналитическа€ хими€, теоретическа€ модель, готовность к профессиональной де€тельности
THE THEORETICAL MODEL OF FORMATION OF READINESS OF PHARMACEUTICAL FACULTY STUDENTS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY WHEN STUDYING ANALYTICAL CHEMISTRY
Litvinova T.N., Yudina T.G.
Kuban State Medical University, Krasnodar, е-mail: tnl_2000@inbox.ru
The problem of formation of readiness of pharmaceutical faculty students to professional work according to Federal State Educational Standard of Higher Professional Education (third generation) in the study of analytical chemistry is raised in the article. The authors developed the theoretical model of formation of readiness of pharmaceutical faculty students to professional work. The formation of readiness is aimed at creating a base of fundamental chemical and analytical knowledge and practical skills of students as the foundation of chemical competences in their relationship with their future profession and at the development of motivation for professional work. Readiness of pharmaceutical faculty students to professional activity, which is formed in the study of analytical chemistry, is regarded as an integrative concept. This concept include several components: availability of fundamental chemical and analytical knowledge, motivation and value attitude to knowledge as professionally important, ability to use this knowledge for the development specialized disciplines and for solving of professional problems, possession complex of different character skills (chemical-experimental, computational, graphics, etc.), ability to independently acquire knowledge and work as a team. The integrative-modular approach to content selection and to the process of analytical chemistry study at pharmaceutical faculty and competence orientation to training results are selected as joining, a system-making and a conceptual basis of this model.
Keywords: pharmaceutical education, analytical chemistry, theoretical model, readiness to professional work
¬ современном мировом сообществе изменени€, происшедшие в характере образовани€, касаютс€ его направленности, целей, содержани€, результатов, и все более отчетливо ориентируют на творческую инициативу, самосто€тельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. —овременные проблемы высшей школы, в том числе фармацевтической, обусловлены присоединением –оссии к Ѕолонскому соглашению, вследствие чего возникла необходимость прин€ти€ компетентностного подхода как одной из стратегий развити€ профессионального образовани€.
¬ √осударственном образовательном стандарте высшего профессионального образовани€ третьего поколени€ (‘√ќ—-3 ¬ѕќ) по специальности Ђ‘армаци€ї [13] (‘√ќ—, 2010) определен объект профессиональной де€тельности специалистов - будущих провизоров, а также перечень профессиональных требований. ’имические дисциплины, в частности, интегративный курс аналитической химии (ј’), играют существенную роль в формировании профессиональных компетенций. ƒл€ обеспечени€ профессиональной де€тельности в соответствии с требовани€ми нормативных документов и запросами времени необходимы
адекватные подходы к подготовке выпускников, которые позвол€т сформировать при изучении аналитической химии готовность студентов фармацевтического факультета к учебно-профессиональной де€тельности в современном, многоаспектном понимании этого пон€ти€.
јнализ требований к подготовке провизоров, практике обучени€ студентов фундаментальным химическим дисциплинам на младших курсах и профильным дисциплинам на старших курсах позволил нам вы€вить целый р€д противоречий, среди которых важными дл€ нашего исследовани€ €вл€ютс€ противоречи€ между:
- потребностью государства и общества в подготовке провизоров на основе реализации ‘√ќ—-3 ¬ѕќ дл€ работы в современных социально-экономических услови€х и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ формировани€ профессиональных компетенций в процессе предметного обучени€ аналитической химии;
- существующим в теории и практике профессионального образовани€ представлением о готовности студентов вуза к учебно-профессиональной де€тельности и неразработанностью путей формировани€ этой готовности у студентов фармацевтического факультета при изучении аналитической химии и др.
–ешение проблемы формировани€ готовности студентов фармацевтического факультета к профессиональной де€тельности при изучении аналитической химии требует разработки и реализации теоретической модели, направленной на создание базы фундаментальных химико-аналитических знаний и практических умений студентов как основы химических компетенций в их взаимосв€зи с будущей профессией, развитие мотивации к профессиональной де€тельности. ѕонимание сущности формировани€ готовности к профессиональной де€тельности уже при изучении фундаментальных дисциплин особенно актуально, так как позвол€ет скорректировать основные направлени€ модернизации фармацевтического образовани€. ѕоэтому целью нашей работы €вл€етс€ разработка теоретической модели формировани€ готовности будущих провизоров к профессиональной де€тельности в процессе изучени€ аналитической химии, адекватной процессу модернизации высшего профессионального образовани€, а также современным требовани€м общества.
»сход€ из поставленной цели, нами сформулирована гипотеза: готовность сту-дентов-фармацевтов к профессиональной де€тельности будет сформирована, если
реализовать теоретическую модель, котора€ €вл€етс€ графическим отображением целостного педагогического процесса обучени€ будущих провизоров аналитической химии и включает комплекс компонентов, направленных на реализацию цели.
ƒл€ организации целостного процесса преемственного обучени€ студентов аналитической химии на фармацевтическом факультете, нацеленного на формирование их готовности к профессиональной де€тельности, следует исходить из понимани€ его как сложной, организованной и динамической системы, котора€ в единстве осуществл€ет предметное химическое образование, а также воспитание и развитие студентов средствами данного предмета. ќсознание целостности, системности и полифункциональности данного процесса наиболее успешно достигаетс€ построением его теоретической модели.
—истемный характер моделировани€ выражаетс€ в том, что модели фиксируют моменты целостности и интегративности как изучаемых химических объектов, так и процесса обучени€ химии в обзорном и абстрактном виде. ¬ философии дана обоснованна€ характеристика методов моделировани€, моделей, их определение и классификаци€ [3]. ¬ психологии и педагогике раскрыты особенности применени€ метода моделировани€ дл€ изучени€ психолого-педагогических процессов [12]. јнализ роли моделей в рамках системного подхода, их виды и функции, применение дл€ построени€ систем обучени€ широко использовались в методических исследовани€х [7, 11, 8].
¬ нашем исследовании мы использовали моделирование как основной метод прогнозировани€ и построени€ теоретической модели формировани€ готовности студен-тов-фармацевтов к профессиональной де€тельности.
ƒл€ отражени€ целостности процесса обучени€ студентов аналитической химии мы использовали структурно-функциональную модель прогностического характера. ¬ качестве объедин€ющей, системообразующей и концептуальной основы построени€ теоретической модели выбрана интегративно-модульна€ концепци€ построени€ и изучени€ курса ј’ на фармацевтическом факультете медицинского вуза. ¬ этой модели мы учли вли€ние внешних факторов, создание положительного образовательного пол€ и выделили теоретико-методологические основы исследовани€, компоненты педагогического процесса (целевой, содержательный, процессуально-де€тельностный, организационно-управленческий, результативно-оценочный), а также определили
этапы формировани€ готовности студентов к профессиональной де€тельности и комплекс педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели.
“еоретическа€ модель (рисунок), €вл€€сь графическим отображением целостного педагогического процесса обучени€ сту-
дентов аналитической химии, развити€ их личности в этом процессе, формировани€ готовности к профессиональной де€тельности, служит методологическим ориентиром и основой прогнозировани€ и проектировани€ инновационной системы предметного обучени€.
¬Ќ≈ЎЌ»≈ ‘ј “ќ–џ
–ынок труда —оциальноэкономические услови€ —оциальный заказ ‘√ќ— третьего поколени€ по специальности Ђ‘армаци€ї
“енденции развити€ химического и фармацевптческого образовани€ ѕерестройка фармацевтического образовани€ на основе компетенгностного подхода
ѕрофессиональна€ де€тельность провизора
’имические компетенции как основа общеку;а>турных и профессиональных компетенций будущего провизора, их формирование при изучении ј’
“ребовани€ к ра звитию личности
“ребовани€ к химико-профессиональной подготовке
÷ель: формирование готовности студентов фармацевтического факультета к профессиональной де€тельности в процессе предметного обучени€ ј’
√отовность будущего провизора к профессиональной де€тельности в ходе предметного обучени€ Ч интегративное пон€тие, включающее ≥ формированное ть комплекса компонентов в их взаимосв€зи с будущей профессией
> мо тивационно -ценностного > знаниевого > интеллектуального > де€тельностного >самоорганизации, самообразовани€ > информационно-коммуникативного > рефлексивно-оценочного
“≈ќ–≈“ѕ ќ-Ћ≤≈“ќƒќЋќ≈≤–≤≈—Џ«≈≈ ќ— Ќќ¬џ
ѕарадигмы, теории, концепции:
√уманистическа€ парадигма. “еории развивающего обучени€, де€тельности, непрерывного образовани€, проблемного обучени€, межпредметных св€зей и межгч>едметной интеграции.  онцепции и теории ѕрофессиональной подготовки студентов;
концепци€ лично сгно
ћетодологические подходы —истемный де€тельностный Ќнгегративно-мо дульный Ћичностноориентированный   омпетентно с тный ѕрофессиональноличностный
ѕринципы дидактики:
Х фундаментальности
Х профессиональной напр ав ленно сти
Х св€зи теории с практикой
Х интеграции
Х последовательности и негр ерывности
Х перцепции
Х положительной мотивации
Х сознательности и
активности
ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ ѕ–≈ѕќƒј¬ј“≈Ћ5^^^^^ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“№ —“”ƒ≈Ќ“ј

ѕроцессу лльно-де€тетьносгнын атмл"
ћетоды
обучени€
ѕроблем
ные
»с следова тельские ѕроекты ые
A jt орн≥м ические I b пер акт ивные
‘ормы
обучени€
ју дит орные\ Ћекции Ћабораторнопрактические зан€ти€ —еминары, миниконференции –асчетные практикумы ”»–—
¬неаудиторн
ые:
–азнообразные виды —–— ¬ыполнение и защита курсовых работ Ќ»–— Ёкскурсии   онсуль т ации
—ред стол обучени€:
материалы! о-технические (лаборатор ии.
компьютер ный класс); дидактичес кие.
информаци
онно-
коммуника
ционные
Ётапы фор≥мир≥ш лин€ готовности к ѕрофессиональной де€тельности: ориентировочный; содержательнотехнологический, практико ориентированный
ќрг ЋЌ1√1 лционно-утд>авленчески» аспект:
”че оно -мет одиче с кий комплекс ”правленческие функцш
педагога и само орт анизаци
студентов
ѕедагогический мониторинг ѕедагогическое воздействие —истема пр€мого и косвенного управлени€
–ечу Ћ№ “Ћя вно- оцгночшш аспект:
 ритерии с формир ованно с ти готовности к
профессиональной де€тельности:
«нание системы
фундамент а.тьных знаний ј’. ¬ладение комплексом умений (ис с ледоват е ль ских, экспериментальных, интеллектуальных, обладающих свойством
широкого переноса,
инфо рмацио нн о -коммуникаттшных, работы в
команде) .владение приемами
самосто€тельной работы,
способами решени€ хим≥тко аналитических задач
профессионального характера –азвитие личностных
качеств Ч мотиваци€, познавательна€ активность, рефлекси€.
”ровни сформнрованности

fc
n


л
ѕедагогические услови€ формировани€ готовности студентов к профессиональной де€тельности при изучении ј’:
÷елостность учебного процесса, его нацеленность на формирование готовности студентов к профессиональной де€тельности, создание положительной образовательной среды.
ќптимальное соотношение в педагогическом процессе традиционных и инновационных методов обучени€, аудиторной и внеаудиторной самосто€тельной работы студентов на основе конструировани€ системы заданий, отражающей структуру учебнопрофессиональной де€тельности.
¬ключение студентов в разнообразные формы аудиторной и внеаудиторнбй де€тельности, способствующих реализатрти их когнитивного и креативного потенциала и развивающих самосто€тельность, рефлексию.
¬ключение элементов профессиональной де€тельности в систему учебных заданий, курсовых проектов.
ќсуществление мониторинга учебных достижений студентов и формировани€ в учебном процессе готовности к профессиональной де€тельности
“еоретическа€ модель формировани€ готовности к профессиональной де€тельности студентов - будущих провизоров в процессе изучени€ аналитической химии
÷елевой компонент теоретической модели включает в себ€ формирование у студентов фармацевтического факультета готовности к профессиональной де€тельности в процессе предметного обучени€ ј’, а также теоретикометодологические основы ее разработки.
ћы рассматриваем готовность студентов фармацевтического факультета к профессиональной де€тельности, формируемой при изучении аналитической химии, как интегративное пон€тие и включаем в него следующие основные компоненты:
- наличие фундаментальных химикоаналитических знаний;
- мотивационно-ценностное отношение к ним как профессионально значимым;
- способность использовать эти знани€ дл€ освоени€ профильных дисциплин и решени€ профессиональных задач;
- владение комплексом разнохарактерных умений (химико-экспериментальных, расчетных, графических и др.);
- умение самосто€тельно добывать знани€ и работать в команде.
√отовность к профессиональной де€тельности будущего провизора невозможна без комплекса химико-аналитических компетенций, составл€ющих основу общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ‘√ќ—-3 ¬ѕќ.
ѕозитивное воспри€тие содержани€ курса аналитической химии обеспечиваетс€
смысловым и аксиологическим насыщением материала, отражающим гуманистическую и профессиональную направленность, что способствует формированию ценностного отношени€ к будущей профессии, обеспечивает положительную мотивацию и, следовательно, осознанное воспри€тие. ћотивы обучени€ включают познавательные и профессиональные потребности студента, опирающиес€ на систему его ценностных отношений.
»спользу€ вклад ученых-психологов, педагогов, методистов в исследование области профессионального образовани€, формировани€ готовности студентов к будущей профессиональной де€тельности (Ѕезрукова, Ѕеспалько, ƒь€ченко, «еер,  лимов, Ћитвинова и др.), мы определили, что наша работа осуществл€етс€ в русле гуманистической парадигмы с опорой на теории де€тельности, развивающего, проблемного обучени€, непрерывного образовани€, межпредметных св€зей и межпредметной интеграции, концепции и теории профессиональной подготовки студентов; концепцию личностно ориентированного обучени€. ќсновными методологическими подходами мы выбрали системный, де€тельностный, интегративно-модульный, личностно-ориентированный, компетентностный, профессионально-личностный.
“еоретическа€ модель проектируетс€ на базе р€да принципов. ћы выдел€ем следующие группы принципов ее проектировани€:
- общепедагогические: гуманизации, интеграции;
- дидактико-методические: научности, системности, фундаментальности, последовательности и непрерывности, сознательности и активности;
- специфические дл€ нашего исследовани€: профессиональной направленности, св€зи химической теории с фармацевтической практикой, перцепции, положительной мотивации.
—одержательный компонент разработан нами на основе общедидактических положений и выделенных в его содержании четырех основных частей - знани€, умени€, ценности, опыт творческой де€тельности [9] (Ћернер, 1980) с учетом современных тенденций развити€ химической науки, что позвол€ет раскрывать структуру и содержание основных блоков учебного предмета, их целевое назначение и методологические функции в учебном процессе. ќсновным методологическим подходом при моделировании этого компонента €вл€етс€ интегративно-модульный, который предполагает компактность химического содержани€ при организующей роли теории по отношению
к фактам. ќн реализуетс€ в генерализованной подаче учебного материала крупными блоками, в типологизации (систематизации) процессов и €влений, в выделении в каждом блоке методологической составл€ющей (знани€ о методах исследовани€ веществ и методах рационального учени€), выборочном изучении наиболее типичных примеров (веществ, процессов, €влений, т.е. минимизаци€ фактов).  онструктивность интегративно-модульного подхода заключаетс€ в том, что он отражает в каждом блоке все его структурные единицы, а также единство теории и практики. —одержание всех блоков курса пронизано актуальными иде€ми химической науки и профессиональной направленности.
¬ажным направлением обучени€ ј’ на фармацевтическом факультете €вл€етс€ его аксиологизаци€. ÷енностное воспри€тие содержани€ курса ј’ происходит при смысловом и аксиологическом насыщении материала, отражающем гуманистическую, экологическую и профессиональную направленность, что с самого начала обучени€ формирует ценностное отношение не только к предмету ј’, но и к будущей профессии провизора, усиливает мотивы и осмысленное воспри€тие. —ознательное отношение к фундаментальному содержанию основ науки, усваиваемое на когнитивном уровне в форме пон€тий и их дефиниций, теорий, законов, символико-графических и других абстракций, предполагает смысловое и аксиологическое насыщение, понимание их смысла, значени€ и функции. —мысловое и аксиологическое насыщение учебного материала, которое происходит вокруг раскрыти€ научных и мировоззренческих идей, комплексных химико-фармацевтических, химико-медицинских, химико-экологических, химико-валеологических проблем, ценностей и методологии познани€, проектировани€, прогнозировани€ и моделировани€ химических процессов и €влений, предполагающих синтез знаний и умений дл€ их решени€, приобщает студентов к творческой де€тельности.
ѕроцессуально-де€тельностный ком-
понент обусловлен поставленными цел€ми обучени€, спецификой содержани€ курса ј’. ≈го организаци€ основана на психоло-го-педагогических закономерност€х и принципах развивающего обучени€. √лавной особенностью учебного процесса €вл€етс€ его максимально де€тельностный характер, который обеспечивалс€ соответствующим планированием учебного процесса, системой заданий дл€ самосто€тельной работы студентов (—–—), учебно-методическим комплексом, подготовленным нами. ќсобое
внимание в реализации процессуально-де€тельностной стороны мы удел€ем выбору форм, методов и средств обучени€, стимул€ции мотивов и активизации учебной де€тельности.
ѕроцессуально-де€тельностный аспект реализуетс€ во взаимодействии, в сотрудничестве и сотворчестве обучаемых и обучающих, а также в работе обучаемых с компьютерами, с литературой. ¬ажнейшим условием осуществлени€ их де€тельности служат средства обучени€ - реальные химические объекты, их нагл€дное изображение, химический эксперимент, учебники, пособи€ и справочники, дидактические материалы, содержащие ориентировочные основы действи€ (ќќƒ). ¬иды де€тельности преподавател€ и студентов конкретизируютс€ и определ€ютс€ цел€ми, содержанием модулей и заложенными в них характером и уровнем де€тельности с последующим усилением ее рефлексии.
—овместна€ де€тельность €вл€етс€ механизмом развити€ учебного процесса и личности студентов.
Ќами выделены следующие этапы формировани€ готовности студентов к профессиональной де€тельности.
ѕервый этап - ориентировочный, который направлен на формирование мотивационно-ценностного и теоретико-знаниевого компонентов готовности.
¬торой этап - содержательно-технологический. Ёто основной этап, на котором происходит формирование химических компетенций, умений работать самосто€тельно и в команде.
“ретий этап - практико-ориентированный, во врем€ которого совершенствуютс€ умени€ примен€ть знани€ на практике, студенты выполн€ют и защищают курсовые работы.
ќрганизационно-управленческий аспект св€зан с гибким рефлексивным управлением качеством образовательного процесса на каждом из этапов обучени€ с помощью специально отобранного дл€ этого материально-технического и методического обеспечени€, а также и педагогического воздействи€ на личность обучаемых. ¬ нашем процессе обучени€ использованы межличностные отношени€ преподавателей и студентов, основанные на взаимном уважении и понимании друг друга. ѕри этом мы используем пр€мое и косвенное управление де€тельностью студентов с учетом расширени€ самоорганизации и самоуправлени€.
Ѕольшое значение мы придаем планированию педагогической и учебной де€тельности, особенно целеполаганию как важному регулирующему фактору учебного процесса, выбору ќќƒ, системе по-
знавательных задач, реализуемых в форме экспериментальных и расчетных задач, системы тестов, упражнений, проблемных заданий, в том числе комплексного химикофармацевтического, химико-медицинского, химико-экологического характера, а также самооценке, самоанализу, самоорганизации и самореализации студентов в процессе их учени€.
–езультативно-оценочный компонент
отражает критерии сформированности готовности к профессиональной де€тельности, определенные ‘√ќ—-3 ¬ѕќ, нормативными документами, включающие химический аспект подготовки специали-ста-провизора. ¬ этом компоненте учитываютс€ готовность к профессиональной де€тельности, сформированна€ в процессе изучени€ ј’, по показател€м и уровн€м, выделенным в нашем исследовании. Ётот компонент св€зан с разными формами кон -трол€ и оценивани€ знаний, умений, мотивов и познавательных потребностей в процессе реализации целей и содержани€ на каждом из этапов обучени€. ќн предполагает наличие диагностики сформированности химических компетенций в процессе усвоени€ курса ј’, основанной на систематической обратной св€зи, а также разработанной системы комплексного оценивани€, содержащей формы, методы, интегративные показатели в рамках каждого модул€ ј’ и по всему курсу, включа€ семестровые зачеты, разработку и защиту курсовых работ, а также заключительный экзамен.
–азработанна€ модель рассматриваетс€ нами как функционально целостна€ система целей и задач междисциплинарного содержани€, взаимосв€занной де€тельности субъектов процесса учени€, единства ди-дактико-методического комплекса, образовательных результатов и управлени€ качеством обучени€.
¬ модели учитываютс€ особенности будущей профессиональной де€тельности студентов, требовани€ к содержанию и процессу обучени€, обусловленные необходимостью его модернизации, а также критерии сформированности готовности к профессиональной де€тельности, которые характеризуют эффективность реализации данной модели.
¬ рамках реализации теоретической модели мы делаем акцент на результаты достижений студентов в процессе действенного освоени€ курса ј’ (их мотивы, интересы, фундаментальные знани€, обобщенные умени€, уровень овладени€ ими, развитие интеллектуальной де€тельности, умени€ решать комплексные задачи с профессиональной направленностью и т.п.).
‘ункционирование модели обеспечиваетс€ комплексом педагогических условий, к которым мы относим:
- ÷елостность учебного процесса, его нацеленность на формирование готовности студентов к профессиональной де€тельности, создание положительной образовательной среды.
- ќптимальное соотношение в педагогическом процессе традиционных и инновационных методов обучени€, аудиторной и внеаудиторной самосто€тельной работы студентов на основе конструировани€ системы заданий, отражающих структуру учебно-профессиональной де€тельности.
- ¬ключение студентов в разнообразные формы аудиторной и внеаудиторной де€тельности, способствующей реализации их когнитивного и креативного потенциала и развивающей самосто€тельность, рефлексию.
- ¬ключение элементов профессиональной де€тельности в систему учебных заданий, курсовых проектов.
- ќсуществление мониторинга учебных достижений студентов и формировани€ в учебном процессе готовности к профессиональной де€тельности.
—писок литературы
1. Ѕезрукова Ќ.ѕ. “еоретико-методологические аспекты модернизации обучени€ аналитической химии в высшей школе // ¬естник  рас√ј”. - 2006. - ¬ып. 10. - —. 384-389.
2. Ѕеспалько ¬.ѕ. —истемно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / ¬.ѕ. Ѕеспалько, √ё. “атур. - ћ.: ¬ысша€ школа, 1989. - 144 с.
3. √астев ё.ј. √омоморфизм и моделирование. Ћогико-алгебраические аспекты моделировани€. - ћ.: Ќаука, 1975. - 150 с.
4. ƒь€ченко ћ.». ѕсихологические проблемы готовности к действительности/ ћ.». ƒь€ченко, Ћ. ј.  андыбович.-ћинск, 1992.- 383 с.
5. «еер Ё.‘. ѕсихолого-дидактические конструкты качества профессионального образовани€ // ќбразование и наука. - 2002.- є 2(14). - —. 31-50.
6.  лимов ≈.ј. ѕсихологи€ профессионала.- ћ.: »н-т практич. психологии, ¬оронеж: Ќѕќ Ђћќ-ƒЁ ї, 1996 -400 с.
7.  узнецова Ќ.≈., ѕилипко Ќ.». ¬иды моделей и их функции при формировании структурных представлений учащихс€ в курсе химии средней школы // —овершенствование содержани€ и методов обучени€ химии в школе: межвуз. сб. науч. тр. Ћ√ѕ». - Ћ., 1979. - —. 9-12.
8. Ћарионова √. ј. ћоделирование психолого-педаго-гических основ подготовки студентов втуза к применению знаний в профессиональной де€тельности // ¬естник ”ћќ по профессионально-педагогическому образованию. - ≈катеринбург, 2000. - ¬ып. 2(27).- —. 185-191.
9. Ћернер ».я. ѕроцесс обучени€ и его закономерности. - ћ.: «нание, 1980. - 96 с.
10. Ћитвинова “.Ќ. “еори€ и практика интегративно-модульного обучени€ общей химии студентов ме-
дицинского вуза. -  раснодар: »зд-во  √ћј, 2001. -265 с.
11. Ћихолетов ¬.¬. “ехнологи€ творчества: теоретические основы, моделирование, практика реализации в профессиональном образовании. - „ел€бинск: »зд-во „√ѕ”, 2001. - 130 с.
12. —алмина Ќ.√ ¬иды и функции материализации в обучении. - ћ.: ћ√”, 1981. - 136 с.
13. ‘√ќ— ¬ѕќ по направлению подготовки (специальности) 060301 ‘армаци€ (квалификаци€ (степень Ђспециалистї) URL: http://www.mnogozakonov.ru /catalog/ date/2010/11/8/ 64362/[cit. 2010. 08.11].
14. ‘ридман Ћ.ћ. Ќагл€дность и моделирование в обучении. - ћ.: «нание. 1984. - 80 с.
References
1. Bezrukova N.P Vestnik Kras GAU. 2006. Vyp. 10. рр. 384-389.
2. BespalТko V.P. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vo spitatelТnogo processa podgotovki specialistov / V.P. BespalТko, G. Ju. Tatur. Moskow: Vysshajashkola, 1989. 144 р.
3. Gastev Ju.A. Gomomorfizm i modelirovanie. Logiko-al-gebraicheskie aspekty modeliro-vanija. M.: Nauka, 1975.150 р.
4. DТjachenko M.I. Psihologicheskie problemy gotovnosti k dejstvitelТnosti / M.I. DТjachenko, L.A. Kandybovich. Minsk, 1992. 383 р.
5. ZeerJe.F. Obrazovanie i nauka, 2002. no. 2(14). pp. 31-50.
6. Klimov E.A. Psihologija professionala. M.; In-t praktich. psihologii, Voronezh: NPO ЂMO-DJeKї, 1996400 p.
7. Kuznecova N.E., Pilipko N.I. Vidy modelej i ih funkcii pri formirovanii strukturnyh predstavlenij uchashhihsja v kurse himii srednej shkoly (Types of models and their functions in the formation of structural representations of students in the course of school chemistry). Improvement of the content and methods of teaching chemistry in school, Leningrad, 1979, pp. 9-12.
8. Larionova G.A. Vestnik UMO poprofessio-nalТno-ped-agogicheskom uobrazovaniju. Ekaterinburg, 2000. Vyp. 2(27). pp. 185-191.
9. Lerner I.Ja. Process obuchenijai ego zakonomernosti. M.: Znanie, 1980. 96 p.
10. Litvinova T.N. Teorijai praktika integrativno-modulТnogo obuchenija obshhej himii studentov medicinskogo vuza. Krasnodar.: Izd-vo KGMA, 2001. 265 p.
11. Liholetov V.V. Tehnologija tvorchestva: teoreticheskie osnovy, modelirovanie, praktika realizacii v professionalТnom obrazovanii. Cheljabinsk: Izd-voChGPU, 2001. 130 p.
12. Salmina N.G. Vidyifunkciimaterializacii v obuchenii. M.: MGU, 1981. 136 p.
13. FGOS VPO po napravleniju podgotovki (specialТnosti) 060301 Farmacija (kvalifika-cija (stepenТ Ђspecialistї) URL: http://www.mnogozakonov.ru /catalog/ date/2010/11/8/ 64362/ [cit. 2010. 08.11].
14. Fridman L.M. NagljadnostТ imodelirovanie v obuche-nii. M.: Znanie. 1984. 80 p.
–ецензент -
“емердашев «.ј., д.х.н., заведующий кафедрой аналитической химии, профессор, член бюро Ќ—ј’ –јЌ, председатель —еверо- авказского отделени€ Ќ—ј’ –јЌ,  убанский государственный университет, г.  раснодар.
–абота поступила в редакцию 08.07.2013.

пїњ