пїњ

“≈ќ–≈ћј √ЋќЅјЋ№Ќќ… ÷»¬»Ћ»«ј÷»ќЌЌќ…  ј“ј—“–ќ‘џ: ќ—Ќќ¬јЌ»я » ¬џ¬ќƒ»ћџ≈ —Ћ≈ƒ—“¬»я

”ƒ : 008+13 ЅЅ  ё 212.2
ј. ¬. «ахаров
“≈ќ–≈ћј √ЋќЅјЋ№Ќќ… ÷»¬»Ћ»«ј÷»ќЌЌќ…  ј“ј—“–ќ‘џ:
ќ—Ќќ¬јЌ»я » ¬џ¬ќƒ»ћџ≈ —Ћ≈ƒ—“¬»я
¬олгоградский государственный технический университет E-mail: Ulysses1@yandex.ru
¬ статье подвод€тс€ итоги исследований глобальной цивилизационной катастрофы. »х результатом €вл€етс€ философска€ теорема, обобщающа€ наблюдаемые в начале третьего тыс€челети€ процессы потери цивилизационных смыслов экзистенции человека. јвтор доказывает, что цивилизационна€ катастрофа обретает реальность только в том случае, если одновременно тер€ютс€ все категориальные смыслы жизни.
 лючевые слова: цивилизаци€, катастрофа, смысл жизни, теорема глобальной цивилизационной катастрофы.
A. V. Zakharov
GLOBAL CIVILIZATIONAL CATASTROPHE THEOREM:
ARGUMENTS AND CONSEQUENCES
Volgograd State Technical University
The paper describes the results of the global civilizational catastrophe studies performed by its author. The results are formulated in the global civilizational catastrophe theorem, which summarizes the actual trends of human existence sense losses. Author proves that the global civilizational catastrophe becomes real if and only if all basic senses of life are lost simultaniouly.
Keywords: Civilization, catastrophe, the sense of life, global civilizational catastrophe theorem.
¬ данной статье автор подводит итоги своих исследований обессмысливани€ экзистенции человека в эпоху глобальной цивилизационной катастрофы. »х закономерным итогом стала формулировка философской теоремы глобальной цивилизационной катастрофы. ¬ данной теореме обобщаютс€ сущностные аспекты цивилизационной катастрофы.
ѕеред формулировкой философской теоремы цивилизационной катастрофы необходимо сделать р€д вводных замечаний. ¬ частности, дать определение цивилизации, а также доказать, что в начале третьего тыс€челети€ она пребывает в ситуации катастрофы. ѕосле формулировки теоремы цивилизационной катастрофы, исход€ из ее положений, даютс€ прогнозы развити€ цивилизационной катастрофы.
ќтправной точкой исследовани€ стало положение о том, что спецификой экзистенции человека, а также какого-либо человеческого коллектива, €вл€етс€ наличие сознани€, технических средств и социальных отношений. ѕоскольку ни один из перечисленных феноменов быти€ человека не сводим к другому, а отсутствие хот€ бы одного из них делает невозможным ни индивидуальную, ни коллективную полноценную человеческую экзистенцию, возможно обоснованно именовать сознание, технику и социальность категори€ми быти€ человека. “ак как цивилизаци€ €вл€етс€ определенным качеством быти€ человека, ей должна быть свойственна специфика сознани€, технических
орудий, а также социальных отношений. »з данного положени€ вытекает необходимость поиска, либо создани€ такой дефиниции цивилизации, в которой бы отражались перечисленные категории быти€ человека.
ќтличительные черты цивилизационного сознани€ и техники, по мнению автора, отражены в определении цивилизации, созданном американским этнографом XIX в. Ћ. ћорганом в результате нескольких дес€тилетий изучени€ различных обществ. —огласно Ћ. ћоргану, цивилизаци€ представл€ет собой этап развити€ человечества, который начинаетс€ с Ђприменени€ алфавита и создани€ литературных пам€тников и распадаетс€ на цивилизацию древнюю и современнуюї. ѕомимо этого исследователь отмечает, что основным материалом технических орудий цивилизации €вл€етс€ железо, создание которого цивилизаци€ унаследовала от предшествующих ей этапов развити€ человечества [1, с. 10].
јмериканский исследователь создал дефиницию цивилизации, отражающую качественный признак цивилизационного сознани€, а именно его способность выражать себ€ и познавать бытие, использу€ символические системы дл€ письма. “акже возможно прин€ть идею ученого о том, что на прот€жении нескольких тыс€челетий истории цивилизации и даже в XXI в. железо €вл€етс€ основным материалом, из которого производ€тс€ различные технические оруди€, без которых, в буквальном смысле, ци-
вилизаци€ немыслима. ƒругими словами, возможно использовать параметры письменности и материала, предложенные Ћ. ћорганом, дл€ отражени€ специфики цивилизационного сознани€ и техники. ќднако американский исследователь не указал специфики цивилизационной социальности. ƒанный факт требует исследовани€ других дефиниций цивилизации.
‘. Ёнгельс определ€ет цивилизацию как Ђступень общественного развити€, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объедин€ющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производ€т переворот во всем прежнем обществеї [2, с. 196]. ƒалее он уточн€ет, что Ђсв€зью цивилизованного общества служит государство, которое во все типические периоды €вл€етс€ государством именно господствующего класса и остаетс€ во всех случа€х машиной дл€ подавлени€ угнетенного, эксплуатируемого классаї [2, с. 199]. ƒанна€ характеристика цивилизационной социальности справедлива, поскольку многочисленные исторические примеры: повсеместное распространение в феодальных обществах средневековой ≈вропы таких форм социально-экономических отношений как барщина и оброк, в азиатских обществах того же периода - государственного налогообложени€ сельских общин, в современных капиталистических обществах - процентов, взимаемых с банковских ссуд, доказывают, что экономическа€ эксплуатаци€ €вл€етс€ одним из важнейших аспектов цивилизационных социальных отношений.
¬ итоге возможно дать следующую дефиницию: цивилизаци€ - де€тельность человека, либо коллектива, использующего дл€ достижени€ каких-либо целей письменность, технические средства, созданные из железа, социальность, основным отношением которой €вл€етс€ эксплуатаци€ неимущих классов, а также идеальные и материальные результаты подобной де€тельности. —оответственно, возможно сделать следующие выводы: специфическими цивилизационными смыслами экзистенции человека €вл€ютс€: познание быти€ посредством письменных источников, а в насто€щее врем€ всех информационных ресурсов, созданных благодар€ существованию записываемых символических систем, например, видеофайлов и т. д.; различные виды де€тельности, в которой примен€ютс€ оруди€, изготовленные из железа; а также социальные отношени€, так или иначе св€занные с эксплуатацией социальных классов.
¬ результате глобального распространени€ технических средств, созданных в ’’ в., а именно электронных средств хранени€ и передачи информации, автоматических, роботизированных систем, примен€емых в промышленном производстве, сельском хоз€йстве и т. д., наблюдаетс€ процесс повсеместной потери цивилизационных смыслов человеческой экзистенции. ¬ доказательство данного положени€ достаточно перечислить следующие факты: в насто€щее врем€ количество информации, накопленное в различных област€х науки, превышает возможности их познани€, по крайней мере, отдельным индивидом. ƒостаточно отметить, что в начале августа 2013 года по запросу Ђдетали машинї электронный каталог –оссийской государственной библиотеки предлагает 1000 изданий [3] и ровно столько же по запросу Ђрелиги€ї [4]. ≈сли предположить, что дл€ осознани€, то есть вдумчивого прочтени€ с выписками, одной работы в среднем требуетс€ недел€, то на изучение указанных разделов знани€ познающий субъект потратит дев€тнадцать лет, что означает невозможность отслеживать современные исследовани€, число которых также велико, поскольку известно, что в начале XXI в. в мире выходит около одного миллиона научных статей в год [5, с. 166]. ƒругими словами, в современных информационных услови€х только редкий человек, обладающий выдающейс€ силой воли, большим количеством свободного времени и материальными средствами, может стать специалистом практически в любой области знаний. ¬ области технической де€тельности также тер€ютс€ смыслы жизни, наполн€вшие экзистенцию человека на прот€жение тыс€челетий. ƒостаточно отметить, что в сельском хоз€йстве —Ўј в конце 1990-х гг. было зан€то около 3,3 млн чел. [6, с. 32], которые, использу€ передовые технологии, не только обеспечили продовольственную безопасность страны, но и прочное лидерство —Ўј на мировом рынке сельскохоз€йственных товаров. Ќапример, от 28 до 35 % мирового рынка пшеницы обеспечиваетс€ продукцией, произведенной американскими фермерами [6, с. 318]. —оответственно, бессмысленной становитс€ эксплуатаци€ больших масс людей, что означает обессмысливание как методов использовани€ классов, социальных групп и т. д., так и противосто€ние подобным методам.
ƒругими словами, тер€етс€ значительна€ часть смыслов социальных отношений, прису-
щих цивилизации. јвтор полагает, что бессмысленность жизни €вл€етс€ достаточным условием цивилизационной катастрофы - исторического периода, в котором существуют услови€ дл€ самоуничтожени€ человечества, поскольку жизнь без смысла практически непереносима дл€ большинства людей. Ќе случайно ј.  амю назвал проблему самоубийства, тесно св€занную с проблемой смысла жизни, основной проблемой философии ’’ в. Ђ≈сть лишь одна по-насто€щему серьезна€ философска€ проблема - проблема самоубийства. –ешить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, -значит, ответить на фундаментальный вопрос философии. ¬се остальное - имеет ли мир три измерени€, руководствуетс€ ли разум дев€тью или двенадцатью категори€ми - второстепенно. (...) я вижу, как много людей умирает, прид€ к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитойї [7, с. 7-8].
¬ итоге на основании имеющихс€ фактов возможно вывести теорему глобальной цивилизационной катастрофы. ÷ивилизационна€ катастрофа в аспекте обессмысливани€ экзистенции человека обретает реальность в том случае, когда большинство человечества осознает бессмысленность познани€, технической де€тельности и социальных отношений цивилизационного типа. “отальное обессмысливание всех категорий человеческого быти€, существующих в специфической цивилизационной форме, - необходимое условие цивилизационной катастрофы, поскольку в каком-либо ином варианте, например, в ситуации цивилизационного кризиса потер€нные смыслы одной из категорий экзистенции человека могут частично либо полностью компенсироватьс€ сохранением смыслов, относ€щихс€ к другим категори€м человеческой экзистенции. “ак в XXI в. и познание, и техническа€ де€тельность человека тер€ют смысл, поскольку, как было показано выше, даже отдельные дисциплины в начале третьего тыс€челети€ вследствие накоплени€ больших объемов информации, относ€щихс€ к ним, €вл€ютс€ необъ€тными дл€ осознани€ отдельным субъектом. јвтоматизаци€ техники делает бессмысленным многие виды производства, а также специфические виды взаимодействи€ человека и техники, такие как использование технических средств в военных цел€х. —оответственно, тер€ют смысл и социальные отношени€ цивилизационного типа, сутью которых €вл€етс€ эксплуатаци€ одного класса
другим, поскольку без эксплуатации человека человеком при низком уровне развити€ техники в предыдущие исторические эпохи было невозможно накопление ресурсов, необходимых дл€ создани€ различных резервных фондов государства, а также возведени€ общественно необходимых ирригационных сооружений и т. д. ¬ услови€х цивилизационных кризисов, которые неоднократно возникали в истории в результате вторжений захватчиков на территории тех или иных цивилизаций, в обсто€тельствах обессмысливани€ познавательной де€тельности сохран€лась необходимость труда, а также поддержани€ социальных отношений с целью сохранени€ какого-либо общества. ѕримером подобной ситуации €вл€етс€ судьба эллинистического ≈гипта, интеллектуальна€ жизнь которого практически прекратилась после уничтожени€ јлександрийской библиотеки, однако его население нашло новые смыслы своей экзистенции в сохранении своей жизни.
»спользу€ предложенную формулу теоремы, возможно количественно исчисл€ть степень катастрофичности состо€ни€ той или иной категории цивилизации, а также цивилизации как целостности. ќднако дл€ этой цели необходим реестр цивилизационных смыслов экзистенции человека, сгруппированный по каждой из упом€нутых категорий быти€ человека. ѕодобный реестр дает возможность без труда установить смыслы жизни человека, обусловленные цивилизацией, которые тер€ютс€ в результате внедрени€ современных технических средств. —оздание подобного реестра представл€ет собой задачу, котора€ вр€д ли может быть решена одним исследователем по причине крайнего многообрази€ областей познани€, существующих в XXI в.; видов де€тельности, так или иначе св€занных с применением технических средств, а также социальных отношений цивилизационного типа. ќптимизм всел€ет тот факт, что виды де€тельности человека не бесконечны. —оответственно, становитс€ возможным прогнозирование развити€ цивилизационной катастрофы, по крайней мере, ее вли€ни€ на смысловые аспекты экзистенции человечества. “акже становитс€ возможным создавать реестр ацивилизационных смыслов быти€ человека, фиксиру€ виды де€тельности, которые не соответствуют критери€м цивилизационно-сти. Ќапример, интуитивное познание, понимаемое как мгновенное осознание истины, не €вл€етс€ цивилизационным, поскольку не ис-
пользует письменную информацию, а также информацию, созданную благодар€ существованию письма, например, электронные тексты, видеофайлы и т. д., необходимые дл€ выведени€ истинного суждени€ субъектом, использующим цивилизационные методы познани€.
ѕомимо возможности создани€ реестров смыслов, из данной теоремы возможно сделать два следующих вывода. ѕервый: чем больше видов цивилизационной де€тельности обессмысливаютс€, тем веро€тней повышение уровн€ деструктивной де€тельности, поскольку жизнь без смысла €вл€етс€ крайне болезненной, практически невыносимой дл€ человека. ƒанный вариант развити€ цивилизационной катастрофы возможно назвать негативным сценарием.
¬торой: поскольку стремление к смыслу имманентно природе человека, в услови€х потери цивилизационных смыслов возможно обоснованно прогнозировать рост интереса к аци-вилизационным смыслам жизни. Ќапример, в случае глобальной потери смысла технической де€тельности, возможно прогнозировать рост интереса человечества к де€тельности в различных област€х научного и художественного творчества. ¬ результате потери смысла цивилизационных социальных отношений, содержанием которых, как было отмечено выше, €вл€етс€ экономическа€ эксплуатаци€, возможно обоснованно прогнозировать попытки построить различными коллективами социальные отношени€, принципом которых, например, будет €вл€тьс€ взаимопомощь групп, обладающих различными ресурсами, либо бескорыстна€ помощь обладателей каких-либо ресурсов
группам, которые ими не владеют. ƒанный вариант развити€ цивилизационной катастрофы возможно назвать ее позитивным сценарием.
¬ итоге возможно констатировать два варианта развити€ цивилизационной катастрофы. ¬ услови€х существовани€ современных технологий, в частности, оружи€ массового поражени€, развитие цивилизационной катастрофы по ее негативному сценарию вызывает обоснованные опасени€. –азвитие цивилизационной катастрофы по ее позитивному сценарию возможно при условии нахождени€ и распространени€ достаточного количества ацивилизационных смыслов экзистенции человека. —ледует отметить, что в данном проекте сложно недооценить роль философии, понимаемой как вид человеческой де€тельности, изучающей и создающей смыслы.
Ѕ»ЅЋ»ќ√–ј‘»„≈— »… —ѕ»—ќ 
1. ћорган, Ћьюис √. ƒревнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации / Ћьюис √. ћорган ; пер. с англ. под ред. ћ. ќ.  освена. - Ћенинград : »зд-во »н-та народов —евера ÷»  ———–, 1935. - ќбл., XVI. - 350 с.
2. Ёнгельс, ‘. ѕроисхождение семьи, частной собственности и государства / ‘. Ёнгельс. - Ћ. : √осполитиздат, 1947. - 222 с.
3. ƒетали машин // –оссийска€ государственна€ библиотека. 2013. и №.: http://old.rsl.ru. (дата обращени€ 3.08.2013).
4. –елиги€ // –оссийска€ государственна€ библиотека. 2013. и №.: http://old.rsl.ru. (дата обращени€ 3.08.2013).
5. ’окинг, —. ћир в ореховой скорлупке / —. ’окинг ; пер. с англ. ј. —ергеева. - —ѕб. : јмфора, 2007. - 218 с.
6. Ёкономика —Ўј / под ред. ¬. Ѕ. —уп€на. - —ѕЅ. : ѕитер, 2003. - 651 с.
7.  амю, ј. —очинени€. ¬ 5 т. “. 2 / ј.  амю; пер. с фр. -’арьков: ‘олио, 1997. - 527 с.

пїњ