пїњ

“≈Ќƒ≈Ќ÷»» –ј«¬»“»я ∆»Ћ»ўЌќ- ќћћ”ЌјЋ№Ќќ√ќ ’ќ«я…—“¬ј ¬ Ё ќЌќћ» ≈ Ѕ≈Ћј–”—»

”соский ¬.Ќ.
доктор экономических наук, профессор
ћинского государственного лингвистического университета, –еспублика Ѕеларусь, г. ћинск
”ƒ  332.87
“≈Ќƒ≈Ќ÷»» –ј«¬»“»я ∆»Ћ»ўЌќ- ќћћ”ЌјЋ№Ќќ√ќ ’ќ«я…—“¬ј ¬ Ё ќЌќћ» ≈ Ѕ≈Ћј–”—»
»сследуютс€ теоретико-методологические и практические аспекты функционировани€ отрасли жилищно-коммунального хоз€йства (∆ ’) в рамках сложившихс€ противоречивых тенденций его развити€. ѕроводитс€ сравнительный анализ условий осуществлени€ рыночной и поэтапной эволюционной реформы в экономике Ѕеларуси. ѕредставлена авторска€ концепци€ трансформации системы ∆ ’, включающа€ проведение организационно-управленческой реформы в системе ћинистерства ∆ ’; создание системы целевых персонифицированных государственных субсидий, направл€емых конкретным категори€м финансово недостаточно обеспеченных граждан; формирование системы научно обоснованных затрат, превышение которых жестко ограничиваетс€.
 лючевые слова: жилищно-коммунальные услуги, поэтапна€ эволюционна€ реформа, научно обоснованные затраты, жесткие бюджетные ограничени€.
THE TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
The author investigates theoretical and methodological aspects of the housing and communal services functioning in the conditions of the contradictory tendencies of its development. The conditions of the possibilities of gradual reform in this field are being analyzed. The author suggests a conception of the housing and communal services transformation. This includes the reformation in the Ministry of Housing and Communal Services that presupposes the formation of the system of scientifically-grounded expenses. The excess of these expenses must be strictly limited.
Key words: housing and communal services, gradual reform, scientifically-grounded expenses, strict budget constraints.
ѕроводимые в экономике Ѕеларуси рыночные реформы (1992-2014) в незначительной степени затронули отрасль жилищно-коммунального хоз€йства (∆ ’), где переплетены интересы субъектов коммунальной и частной форм собственности, возникшие в период приватизации государственного жилищного фонда. ∆илье €вл€етс€ значимым дл€ людей активом, наход€щимс€ в Ђгор€чей зонеї перекрещивающихс€ интересов граждан и государства. ∆ ’ работает в сложных услови€х, когда из-за его финансовой недостаточности затруднено расширенное воспроизводство жилищного фонда, невысоки доходы и сбережени€ граждан. —пецифика финансовых источников расширенного воспроизводства жилищного фонда, форма организации и управлени€ им, система оплаты его содержани€ жильцами и субсидиарна€ поддержка государства, которое финансирует ∆ ’, представл€ет собой систему отношений, котора€ сложилась в советский период создани€ экономики ускоренной индустриализации.
∆илье имеет большое социально-экономическое значение, €вл€етс€ базовым условием дл€ жизнеде€тельности населени€ и поддержани€ жизнеспособности нации. ѕри приватизации части городского жилищного фонда сложилось положение, при котором
собственниками большинства квартир в многоквартирных домах стали частные лица. ¬ то же врем€ общие конструкционные элементы жилищного фонда, инженерна€ инфраструктура коммунального хоз€йства и земл€ остались в государственной собственности. ѕомещени€ же общего пользовани€ в многоквартирных домах оказались в ведении сразу двух собственников - государства (реальный собственник, несущий социально-экономическую ответственность) и собственников квартир (формальные собственники, не несущие адекватной экономической ответственности). ¬ результате массовой приватизации жиль€ в экономике Ѕеларуси качественно изменилась система отношений собственности на жилье. ¬ соответствии со статьей 273 √ражданского кодекса –еспублики Ѕеларусь гражданину - собственнику жиль€ принадлежит на праве собственности не только квартира, но и дол€ в праве собственности на общее имущество дома. “ем не менее государство продолжает нести социально-экономическую ответственность за функционирование всего многоквартирного дома как сложного имущественного комплекса. ѕочти все многоквартирные дома в стране (135,5 тыс.) [1, с. 352] имеют статус совместных домовладений и наход€тс€ на балансе местных органов власти, что свидетельствует о дисбалансе
отношений собственности в многоквартирных домах между гражданами и государством.
“рансформаци€ прав собственности на жилье и недвижимость в экономике страны еще не привела к формированию ипотеки. ѕод ипотекой понимаетс€ отношение имущественных интересов субъектов собственности к земле и наход€щейс€ на ней недвижимости, когда участок земли и строени€ на нем образуют единство прав собственности. ѕоэтому собственник земли €вл€етс€ одновременно собственником зданий и сооружений на ней. Ѕез формировани€ ипотечного рынка не может возникнуть условий дл€ долгосрочного кредитовани€ банками жилищного строительства граждан за счет аккумулируемых на денежном рынке сбережений.
¬ ∆ ’ наблюдаетс€ Ђсужающеес€ї воспроизводство городского жилищного фонда, значительна€ часть которого ветшает, происходит нарастание износа многоквартирных домов, уменьшаетс€ ценность квартир. ѕлатежи жильцов не покрывают расходов ∆ ’ на проведение капитального ремонта. —труктура источников, используемых на цели капитального ремонта в последние годы, такова: платежи нанимателей и собственников жиль€ - 52-54 %, средства местных бюджетов - 43-46 %, 2-5 % - прочие источники (средства предпри€тий, кредиты банков и др.) [2, с. 16]. „ем выше уровень износа жилого фонда, тем выше затраты на его текущий ремонт. ∆илищна€ проблема усугубл€етс€ еще и тем, что критический износ жиль€ может привести к тому, что может наступить врем€, когда государство будет поставлено перед необходимостью массового удовлетворени€ нужд формальных частных собственников приватизированных квартир и нанимателей жиль€. Ёти граждане, дес€тилети€ми оплачива€ счета за капитальный ремонт, могут оказатьс€ перед фактом отсутстви€ возможностей получени€ нового жиль€ по причине массового вывода из стро€ старого жиль€. Ќапример, в ћинске дома сроком эксплуатации более 31 года составл€ют 67,4 % жилого фонда, 25-30 лет - 12,1 % [2, с. 32]. «акон падающей отдачи от инвестиций неумолим. —уществуют технологические пределы на проведение капитального ремонта старого жиль€, которое требует капиталовложений, превышающих стоимость строительства нового жиль€. ¬ этом случае становитс€ выгоднее строить новое жилье, чем проводить капитальный ремонт изношенного жилого фонда. Ќеопределенность прав собственности на имущественный комплекс многоквартирного дома и износ жиль€ при невозможности решени€ проблемы его расширенного воспроизводства создает проблему дл€ государства.
√раждане возмещают услуги ∆ ’ по действующим тарифам только на 25 % от общей суммы затрат на содержание жиль€. ќстальные затраты компенси-
руют бюджеты местных властей, средства предпри€тий, которые осуществл€ют перекрестное субсидирование ∆ ’. ѕринцип платности вводитс€ дл€ решени€ жилищной проблемы, государством поставлена цель по поэтапному росту доли платежей граждан в цене возмещени€ затрат услуг ∆ ’. ѕроисходит переход от принципа бесплатного распределени€ жиль€ к принципу его покупки за счет личных доходов и кредитов банков. ќднако граждане, даже будучи собственниками 86 % жиль€, не могут оказывать вли€ние на количество, качество и цену покупаемых ими услуг ∆ ’. ќтказатьс€ от предоставлени€ некачественных услуг невозможно, поэтому стоит проблема реформировани€ ∆ ’ в цел€х создани€ механизмов обратных св€зей, которые позволили бы собственникам и пользовател€м жиль€ воздействовать на повышение эффективности работы ∆ ’.
—ложившиес€ квазирыночные отношени€, то есть отношени€, имитирующие услови€ и результаты рыночной конкуренции [3] между ∆ ’ и жильцами, государственное регулирование цен на услуги ∆ ’, низка€ эффективность предпри€тий ∆ ’ не создают стимулов к окупаемости растущих затрат, Ђподгон€ющихї рост цен. Ќизкий уровень возмещени€ затрат платежами жильцов вынудил государство установить норматив роста цен на услуги ∆ ’ за счет средств граждан - не более 5 долларов в год. Ќевысокие доходы граждан не позвол€ют повышать тарифы. »сточниками возмещени€ затрат по услугам ∆ ’ €вл€ютс€: 1) платежи населени€ по тарифам; 2) субсидии из бюджета на возмещение части затрат по себестоимости и на расходы, не относимые на себестоимость; 3) арендна€ плата и собственные доходы организаций ∆ ’; 4) возмещение части затрат по коммунальным услугам населению за счет более высоких тарифов на коммунальные услуги дл€ юридических лиц (перекрестное субсидирование). ќтдельно из бюджета финансируютс€: капитальный ремонт жилищного фонда и его теплова€ реабилитаци€; текущее содержание и ремонт объектов благоустройства; ремонт и замена лифтов в жилых домах; установка приборов учета в жилищном фонде; реконструкци€ котельных и других объектов коммунального хоз€йства.
ƒействующий механизм возмещени€ затрат не позвол€ет стабилизировать финансовое положение ∆ ’, рентабельность реализованной продукции которого в 2008-2014 годах составл€ет 2-4 %. ѕоэтому на госбюджет ложитс€ нагрузка по поддержке ∆ ’, получающего субсидии, которые финансируют жилье и объекты инфраструктуры. —убсидии нос€т деперсо-нифицированный характер и не направлены на покрытие нужд целевых категорий финансово недостаточно обеспеченных граждан. ѕервым элементом реформы, нацеленной на повышение эффективности ∆ ’, должно стать изменение объекта субсидировани€.
–еформы системы ∆ ’, затрагивающие подавл€ющее большинство граждан с небольшим уровнем доходов, должны заключатьс€ в эволюционной модернизации ныне действующей системы. ѕо мере вызревани€ предпосылок дл€ поэтапного проведени€ рыночной реформы государство должно контролировать де€тельность ћинистерства ∆ ’ (ћ∆ ’), регулиру€ структуру предложени€ услуг ∆ ’, контролиру€ уровень тарифов естественных монополий и размеры их затрат. ѕараллельно государством должны создаватьс€ услови€ дл€ формировани€ конкурентных рыночных механизмов. √осударство должно осуществл€ть лицензируемый доступ частных фирм на рынок дл€ продажи конкурентоспособных услуг более высокого качества и по более низким ценам.
ƒл€ поэтапного рыночного реформировани€ системы ∆ ’ необходима четка€ идентификаци€ критериев рыночной экономики, определение специфики про€влени€ рыночных отношений в данной отрасли, вы€вление фундаментальных основ сложившейс€ системы административного управлени€ ћ∆ ’, которое совмещает исполнение функций государства - собственника жилищного фонда и органа по его регулированию и обслуживанию. «десь заключено фундаментальное противоречие. ƒл€ адекватного понимани€ сущности квазирыночных структур ∆ ’ необходима четка€ идентификаци€ ведомственно-территориальной системы управлени€ ∆ ’, котора€ порождает деперсонифицированные потоки движени€ денег, что поддерживает неэффективность отрасли. ¬ этих услови€х возможно только поэтапное формирование конкурентного рынка по мере роста реальных доходов граждан. ѕрограмма реформ включает в себ€: 1) проведение организационной и управленческой реформы в системе ћ∆ ’; 2) создание системы целевых персонифицированных субсидий, направл€емых конкретным категори€м финансово недостаточно обеспеченных граждан; 3) формирование системы научно обоснованных затрат.
ѕод централизованным контролем ћ∆ ’ и исполкомов находитс€ производство услуг коммунальными предпри€ти€ми, которые €вл€ютс€ естественными монополи€ми на услови€ производства (вода, канализаци€, газ, электроэнерги€). ћонопольный характер предложени€ услуг естественных монополий обусловлен особенност€ми технологической организации производства, котора€ исключает возможности конкурентного выбора коммунальных услуг потребителем. ≈стественные монополии имеют сетевую структуру организации, представл€€ собой технологическую цепочку: источник производства, передающую и распредел€ющую систему (сети) и потребительские установки. ѕроизводство и потребление услуг составл€ют начальную и конечную стадии единой и неразрывной цепи технологического про-
цесса. —труктура услуг, уровень цен и качество услуг диктуютс€ естественными монополистами потребител€м коммунальных услуг.
÷ентрализованна€ система регулировани€ ћ∆ ’ и исполкомы решают единую задачу, удовлетвор€€ потребности жильцов, потребл€ющих интегрированный полезный эффект системы услуг ∆ ’.  оммунальные услуги предоставл€ютс€ естественными монополи€ми на услови€ производства, где конкурентного рынка, а потому свободных рыночных цен быть не может. ѕо этой причине государство контролирует технологические стандарты, цены, объемы, структуру и качество услуг.
ћировой опыт развити€ ∆ ’ свидетельствует о том, что часть жилищных услуг предоставл€етс€ на рыночной основе, а друга€ часть финансово недостаточно обеспеченные субъекты получают в форме удешевлени€ до ступа к рыночным благам. ¬ развитых странах используетс€ система целевого субсидировани€ государством услуг ∆ ’ при выделении строго определенных категорий финансово недостаточно обеспеченных жильцов. Ётот опыт необходимо использовать, поэтапно реформиру€ систему ∆ ’. ¬ Ѕеларуси сложилась практика деперсонифицированного субсидировани€ государством жилищных услуг с усредненным единым уровнем субсидируемого тарифа на единицу жилой площади (целевой физический параметр), а не через определение целевых групп финансово недостаточно обеспеченных граждан. Ќедифференцированный доступ всех категорий граждан к жилищным субсиди€м ведет к неэффективному перемалыванию бюджетных средств. Ќеобходима персонификаци€ услуг ∆ ’ по четко определенным категори€м жильцов путем их перевода на пр€мое обслуживание коммунальными службами по конкретным услугам (водоснабжение по счетчикам и т. д.).
ѕод рыночной системой оплаты жилищных услуг и обслуживани€ жиль€ как единого имущественного комплекса мы понимаем компенсацию полных издержек на расширенное воспроизводство жиль€, что сейчас покрываетс€ из доходов граждан и финансируетс€ из госбюджета. ѕроблемы, св€занные с проведением текущего и капитального ремонта и коммунальным обслуживанием жильцов, €вл€ютс€ взаимосв€занными факторами цикла расширенного воспроизводства жилищного фонда, которые определ€ют фундаментальные процессы восстановлени€ стоимости и потребительной стоимости жиль€. Ђ вартирна€ платаї на рынке отражает полные издержки на расширенное воспроизводство жиль€. ƒоход, присваиваемый владельцем жиль€ от сдаваемой в аренду квартиры, выражает полные издержки на расширенное воспроизводство жиль€, куда включаетс€ процентный и рентный доход на жилье. ∆илье - это капитальное благо, принос€щее процентный и рентный доход,
что позвол€ет воспроизводить его на расширенной основе. Ќа рынке стоимость жилищного строительства вли€ет на размер Ђквартирной платыї и стоимость жиль€. ¬ рыночной экономике ЌЁѕа (19221929) система ∆ ’ функционировала на этих основани€х.  рупный советский ученый Ќ.¬. √ерасимов писал: Ђ¬ постановлении ÷»  и —Ќ  ———– Ђќ квартирной плате и мерах по регулированию пользовани€ жилищами в городских поселени€хї от 4 июн€ 1926 года указывалось, что ставки квартплаты в городских поселени€х Ђустанавливаютс€ с таким расчетом, чтобы она включала в зависимости от категорий плательщиков: а) стоимость эксплуатации и нормальную амортизацию жилищ... с соответственным понижением дл€ жилищ неблагоустроенных и расположенных на окраинах, б) оплату процентов на стоимость строений - на нужды восстановлени€ и расширени€ жилищного фондаї. “аким образом, в целом в основу квартплаты был положен принцип платностиї [4, с. 100]. »сход€ из стоимости жилищного строительства, устанавливались ставки квартирной платы. Ђћинимальные ставки квартплаты., во-первых, полностью возмещали стоимость эксплуатации и нормальную амортизацию жилищ, то есть были установлены на уровне, который обеспечивает полную стоимость использованного полезного эффекта жиль€. ¬о-вторых, квартплата в любом случае не была ниже минимальных ставок. —ледовательно, принцип полной платности жиль€ распростран€лс€ на всех без исключени€ граждан. ¬-третьих, ставки квартплаты, устанавливавшиес€ больше минимальных, превышали стоимость эксплуатации и нормальной амортизации жилищ. ƒобавочна€ стоимость шла на нужды восстановлени€ и расширени€ жилищного фонда, представл€ла собой оплату процентов на стоимость строенийї [4, с. 101-102].
–ыночных условий дл€ де€тельности субъектов не создано, если происходит: 1) воспроизводство текущих (не полных, а Ђусеченныхї) затрат (что и €вл€етс€ Ђполным хозрасчетомї, где отсутствует самосто€тельное (из собственных средств) воспроизводство капитальных затрат); 2) если предпри€ти€ работают в услови€х Ђм€гких бюджетных ограниченийї [5], порожда€ отрицательный финансовый результат; 3) если административный субъект директивно контролирует пор€док взаимосв€зей между получателем услуг и их поставщиками, принудительно отбира€ поставщиков и Ђсв€зыва€ї их с потребител€ми продукции напр€мую, рассматрива€ предпри€ти€ как Ђпроизводственные узлыї, а не субъекты рынка.
 вартплата выражает системный комплекс жилищных услуг. ќна тем точнее отражает рыночную цену жиль€, чем ближе к рынку арендуемого жиль€. ¬ладельцы жиль€, сдава€ его в аренду, эксплуатиру-
ют жилье и землю как капитальные блага, присваива€ полезный эффект жиль€-капитала (процентный и рентный доход). —дава€ в ћинске однокомнатную квартиру за 250 долл. в мес€ц, ее владелец за год получит доход в 3 000 долл., а за 25 лет (нормативный срок капитального ремонта жиль€) - 75 000 долл. ¬ зависимости от качества и местоположени€ цена однокомнатной квартиры составл€ет 45 000-50 000 долл. ќплатив налоги, владелец однокомнатной квартиры Ђотбиваетї цену жиль€ и получает процентный и рентный доход на капитал. ќн может построить новое жилье за счет арендатора, осуществив расширенное воспроизводство жиль€.
¬ формировании стратегии развити€ системы ∆ ’ ключевое место занимает решение проблем расширенного воспроизводства жиль€, рост доходов и сбережений граждан, направл€емых на восстановление стоимости жиль€ и замену ветшающего жиль€. “олько по мере роста долгосрочных сбережений граждан возможно поэтапное увеличение цен на услуги ∆ ’ и Ђперекладываниеї расходов по оплате их рыночной стоимости на зрелых собственников жиль€. ѕоэтапна€ реформа предполагает выделение категорий финансово недостаточно обеспеченных граждан и оценку величины выдел€емых им целевых субсидий, изменение характера финансировани€ организаций ∆ ’, создание прозрачных каналов финансировани€ и персонификацию движени€ средств. Ќеобходимо создание системы целевого контрол€ государства над расходами организаций ∆ ’ через систему экономически обоснованных затрат по утвержденным нормам и нормативам дл€ пресечени€ бесхоз€йственности в ∆ ’.  ажда€ из статей затрат предпри€ти€ должна нормироватьс€, это и есть основа их экономии. Ёкономически обоснованна€ калькул€ци€ затрат составл€етс€ дл€ того, чтобы предпри€ти€ ее точно выполн€ли, что создает услови€ дл€ их экономически рационального поведени€, а также формирует механизм рыночной ответственности производителей перед потребител€ми. Ёкономически обоснованные затраты €вл€ютс€ действенным механизмом контрол€ за поведением производителей. ≈сли совокупность экономически обусловленных затрат всех используемых факторов производства на предпри€тии отсутствует как система, то в этом случае их невозможно экономическими методами вынудить эффективно функционировать.  оличественна€ необоснованность расходов предпри€ти€ порождает количественную необоснованность требуемых от государства субсидий, невозможность формировани€ экономически обусловленного финансового результата. “олько при условии перевода предпри€тий ∆ ’ на работу по экономически обоснованным затратам возможно рациональное расходование средств государства и граждан.
—писок литературы:
1. —татистический ежегодник –еспублики Ѕеларусь. 2014 г. - ћинск: ћинстат, 2013. - 640 с.
2. јнализ структуры услуг ∆ ’ и системы их оплаты населением –еспублики Ѕеларусь: отчет о Ќ»– (промежуточный). - ћинск: √Ќ” Ќ»Ё» ћинэкономики –еспублики Ѕеларусь, 2012. - 97 с.
3.  орнаи я. ƒефицит / я.  орнаи: пер. с англ. - ћ.: Ќаука, 1990. - 608 с.
4. √ерасимов Ќ.¬. —овершенствование соцобеспече-ни€ семьи, здравоохранени€, распределени€ и оплаты жиль€ / Ќ.¬. √ерасимов. - ћ.: Ќаука и техника, 1981. - 136 с.
5.  орнаи я. ѕуть к свободной экономике / я.  ор-наи. - ћ.: Ёкономика, 1990. - 152 с.
List of literature:
1. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2014.
- Minsk: Ministry of Statistics, 2013. - 640 p.
2. Analysis of the structure of housing services and the system of payment by the population of the Republic of Belarus: research report (interim). - Minsk: SSI SREI Ministry of Economy of the Republic of Belarus, 2012.
- 97 p.
3. Kornai J. Deficit // J. Kornai: Per. from English. - M.: Science, 1990. - 608 p.
4. Gerasimov N.V. Improving the welfare of the family, health, distribution and payment of housing / N.V. Gerasimov. - M.: Science and Technology, 1981. - 136 p.
5. Kornai J. Path to a free economy / J. Kornai - M.: Economics, 1990. - 152 p.
Ѕлинов ј.ќ.
доктор экономических наук, академик –ј≈Ќ, профессор кафедры общего менеджмента ‘√ќЅ” ¬ќ Ђ‘инансовый университет при ѕравительстве –оссийской ‘едерацииї, –осси€, г. ћосква
”грюмова Ќ.¬.
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга „ел€бинского филиала ‘√ќЅ” ¬ќ Ђ‘инансовый университет при ѕравительстве –оссийской ‘едерацииї, –осси€, г. „ел€бинск
”ƒ  338.46:332.83
”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ„≈— »≈ ј—ѕ≈ “џ –ј«¬»“»я —ќ÷»јЋ№Ќќ-Ё ќЌќћ»„≈— »’ —»—“≈ћ ∆ ’
¬ св€зи с возникшей необходимостью совершенствовани€ системы управлени€ жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры рассматриваема€ в насто€щей статье тема €вл€етс€ весьма актуальной. Ќеобходимость разработки комплексного подхода к созданию экономического механизма управлени€ предпри€ти€ми жилищно-коммунального хоз€йства также обуславливает новые управленческие подходы к развитию социально-экономических систем ∆ ’.
ќдной из важнейших отраслей народного хоз€йства, €вл€етс€ отрасль жилищно-коммунального хоз€йства, поскольку она отвечает за обеспечение нормальных условий жизнеобеспечени€ человека. Ќа сегодн€шний день удел€етс€ много внимани€ процессу реформировани€ отрасли жилищно-коммунального хоз€йства, в котором основной акцент в управлении сделан на собственника жиль€. “енденции развити€ отрасли определ€ют все новые проблемы в осуществлении реформы: неготовность собственников к самосто€тельному управлению жилым фондом, нежелание бизнеса вкладывать средства в развитие жилищно-коммунального хоз€йства и т. п. ¬ажными направлени€ми совершенствовани€ управлени€ отраслью жилищно-коммунального хоз€йства должны выступать меропри€ти€ по устранению указанных проблем.
 лючевые слова: жилищно-коммунальное хоз€йство, реформа ∆ ’, жилищно-коммунальна€ услуга, коммунальные системы жизнеобеспечени€, система долгосрочного планировани€, эффективность управлени€ жилищно-коммунальной сферой.
ADMINISTRATIVE ASPECTS DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS UTILITIES
Due to the perceived need to improve the system of housing management and communal infrastructure considered in this article is very relevant topic. The need to develop an integrated approach to the creation of the economic mechanism of management of public utility services, also presents new management approaches to the development of socio-economic systems of public utilities.

пїњ