ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ БЕЛАРУСИ

Усоский В.Н.
доктор экономических наук, профессор
Минского государственного лингвистического университета, Республика Беларусь, г. Минск
УДК 332.87
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ БЕЛАРУСИ
Исследуются теоретико-методологические и практические аспекты функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в рамках сложившихся противоречивых тенденций его развития. Проводится сравнительный анализ условий осуществления рыночной и поэтапной эволюционной реформы в экономике Беларуси. Представлена авторская концепция трансформации системы ЖКХ, включающая проведение организационно-управленческой реформы в системе Министерства ЖКХ; создание системы целевых персонифицированных государственных субсидий, направляемых конкретным категориям финансово недостаточно обеспеченных граждан; формирование системы научно обоснованных затрат, превышение которых жестко ограничивается.
Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, поэтапная эволюционная реформа, научно обоснованные затраты, жесткие бюджетные ограничения.
THE TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THE REPUBLIC OF BELARUS
The author investigates theoretical and methodological aspects of the housing and communal services functioning in the conditions of the contradictory tendencies of its development. The conditions of the possibilities of gradual reform in this field are being analyzed. The author suggests a conception of the housing and communal services transformation. This includes the reformation in the Ministry of Housing and Communal Services that presupposes the formation of the system of scientifically-grounded expenses. The excess of these expenses must be strictly limited.
Key words: housing and communal services, gradual reform, scientifically-grounded expenses, strict budget constraints.
Проводимые в экономике Беларуси рыночные реформы (1992-2014) в незначительной степени затронули отрасль жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), где переплетены интересы субъектов коммунальной и частной форм собственности, возникшие в период приватизации государственного жилищного фонда. Жилье является значимым для людей активом, находящимся в «горячей зоне» перекрещивающихся интересов граждан и государства. ЖКХ работает в сложных условиях, когда из-за его финансовой недостаточности затруднено расширенное воспроизводство жилищного фонда, невысоки доходы и сбережения граждан. Специфика финансовых источников расширенного воспроизводства жилищного фонда, форма организации и управления им, система оплаты его содержания жильцами и субсидиарная поддержка государства, которое финансирует ЖКХ, представляет собой систему отношений, которая сложилась в советский период создания экономики ускоренной индустриализации.
Жилье имеет большое социально-экономическое значение, является базовым условием для жизнедеятельности населения и поддержания жизнеспособности нации. При приватизации части городского жилищного фонда сложилось положение, при котором
собственниками большинства квартир в многоквартирных домах стали частные лица. В то же время общие конструкционные элементы жилищного фонда, инженерная инфраструктура коммунального хозяйства и земля остались в государственной собственности. Помещения же общего пользования в многоквартирных домах оказались в ведении сразу двух собственников - государства (реальный собственник, несущий социально-экономическую ответственность) и собственников квартир (формальные собственники, не несущие адекватной экономической ответственности). В результате массовой приватизации жилья в экономике Беларуси качественно изменилась система отношений собственности на жилье. В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданину - собственнику жилья принадлежит на праве собственности не только квартира, но и доля в праве собственности на общее имущество дома. Тем не менее государство продолжает нести социально-экономическую ответственность за функционирование всего многоквартирного дома как сложного имущественного комплекса. Почти все многоквартирные дома в стране (135,5 тыс.) [1, с. 352] имеют статус совместных домовладений и находятся на балансе местных органов власти, что свидетельствует о дисбалансе
отношений собственности в многоквартирных домах между гражданами и государством.
Трансформация прав собственности на жилье и недвижимость в экономике страны еще не привела к формированию ипотеки. Под ипотекой понимается отношение имущественных интересов субъектов собственности к земле и находящейся на ней недвижимости, когда участок земли и строения на нем образуют единство прав собственности. Поэтому собственник земли является одновременно собственником зданий и сооружений на ней. Без формирования ипотечного рынка не может возникнуть условий для долгосрочного кредитования банками жилищного строительства граждан за счет аккумулируемых на денежном рынке сбережений.
В ЖКХ наблюдается «сужающееся» воспроизводство городского жилищного фонда, значительная часть которого ветшает, происходит нарастание износа многоквартирных домов, уменьшается ценность квартир. Платежи жильцов не покрывают расходов ЖКХ на проведение капитального ремонта. Структура источников, используемых на цели капитального ремонта в последние годы, такова: платежи нанимателей и собственников жилья - 52-54 %, средства местных бюджетов - 43-46 %, 2-5 % - прочие источники (средства предприятий, кредиты банков и др.) [2, с. 16]. Чем выше уровень износа жилого фонда, тем выше затраты на его текущий ремонт. Жилищная проблема усугубляется еще и тем, что критический износ жилья может привести к тому, что может наступить время, когда государство будет поставлено перед необходимостью массового удовлетворения нужд формальных частных собственников приватизированных квартир и нанимателей жилья. Эти граждане, десятилетиями оплачивая счета за капитальный ремонт, могут оказаться перед фактом отсутствия возможностей получения нового жилья по причине массового вывода из строя старого жилья. Например, в Минске дома сроком эксплуатации более 31 года составляют 67,4 % жилого фонда, 25-30 лет - 12,1 % [2, с. 32]. Закон падающей отдачи от инвестиций неумолим. Существуют технологические пределы на проведение капитального ремонта старого жилья, которое требует капиталовложений, превышающих стоимость строительства нового жилья. В этом случае становится выгоднее строить новое жилье, чем проводить капитальный ремонт изношенного жилого фонда. Неопределенность прав собственности на имущественный комплекс многоквартирного дома и износ жилья при невозможности решения проблемы его расширенного воспроизводства создает проблему для государства.
Граждане возмещают услуги ЖКХ по действующим тарифам только на 25 % от общей суммы затрат на содержание жилья. Остальные затраты компенси-
руют бюджеты местных властей, средства предприятий, которые осуществляют перекрестное субсидирование ЖКХ. Принцип платности вводится для решения жилищной проблемы, государством поставлена цель по поэтапному росту доли платежей граждан в цене возмещения затрат услуг ЖКХ. Происходит переход от принципа бесплатного распределения жилья к принципу его покупки за счет личных доходов и кредитов банков. Однако граждане, даже будучи собственниками 86 % жилья, не могут оказывать влияние на количество, качество и цену покупаемых ими услуг ЖКХ. Отказаться от предоставления некачественных услуг невозможно, поэтому стоит проблема реформирования ЖКХ в целях создания механизмов обратных связей, которые позволили бы собственникам и пользователям жилья воздействовать на повышение эффективности работы ЖКХ.
Сложившиеся квазирыночные отношения, то есть отношения, имитирующие условия и результаты рыночной конкуренции [3] между ЖКХ и жильцами, государственное регулирование цен на услуги ЖКХ, низкая эффективность предприятий ЖКХ не создают стимулов к окупаемости растущих затрат, «подгоняющих» рост цен. Низкий уровень возмещения затрат платежами жильцов вынудил государство установить норматив роста цен на услуги ЖКХ за счет средств граждан - не более 5 долларов в год. Невысокие доходы граждан не позволяют повышать тарифы. Источниками возмещения затрат по услугам ЖКХ являются: 1) платежи населения по тарифам; 2) субсидии из бюджета на возмещение части затрат по себестоимости и на расходы, не относимые на себестоимость; 3) арендная плата и собственные доходы организаций ЖКХ; 4) возмещение части затрат по коммунальным услугам населению за счет более высоких тарифов на коммунальные услуги для юридических лиц (перекрестное субсидирование). Отдельно из бюджета финансируются: капитальный ремонт жилищного фонда и его тепловая реабилитация; текущее содержание и ремонт объектов благоустройства; ремонт и замена лифтов в жилых домах; установка приборов учета в жилищном фонде; реконструкция котельных и других объектов коммунального хозяйства.
Действующий механизм возмещения затрат не позволяет стабилизировать финансовое положение ЖКХ, рентабельность реализованной продукции которого в 2008-2014 годах составляет 2-4 %. Поэтому на госбюджет ложится нагрузка по поддержке ЖКХ, получающего субсидии, которые финансируют жилье и объекты инфраструктуры. Субсидии носят деперсо-нифицированный характер и не направлены на покрытие нужд целевых категорий финансово недостаточно обеспеченных граждан. Первым элементом реформы, нацеленной на повышение эффективности ЖКХ, должно стать изменение объекта субсидирования.
Реформы системы ЖКХ, затрагивающие подавляющее большинство граждан с небольшим уровнем доходов, должны заключаться в эволюционной модернизации ныне действующей системы. По мере вызревания предпосылок для поэтапного проведения рыночной реформы государство должно контролировать деятельность Министерства ЖКХ (МЖКХ), регулируя структуру предложения услуг ЖКХ, контролируя уровень тарифов естественных монополий и размеры их затрат. Параллельно государством должны создаваться условия для формирования конкурентных рыночных механизмов. Государство должно осуществлять лицензируемый доступ частных фирм на рынок для продажи конкурентоспособных услуг более высокого качества и по более низким ценам.
Для поэтапного рыночного реформирования системы ЖКХ необходима четкая идентификация критериев рыночной экономики, определение специфики проявления рыночных отношений в данной отрасли, выявление фундаментальных основ сложившейся системы административного управления МЖКХ, которое совмещает исполнение функций государства - собственника жилищного фонда и органа по его регулированию и обслуживанию. Здесь заключено фундаментальное противоречие. Для адекватного понимания сущности квазирыночных структур ЖКХ необходима четкая идентификация ведомственно-территориальной системы управления ЖКХ, которая порождает деперсонифицированные потоки движения денег, что поддерживает неэффективность отрасли. В этих условиях возможно только поэтапное формирование конкурентного рынка по мере роста реальных доходов граждан. Программа реформ включает в себя: 1) проведение организационной и управленческой реформы в системе МЖКХ; 2) создание системы целевых персонифицированных субсидий, направляемых конкретным категориям финансово недостаточно обеспеченных граждан; 3) формирование системы научно обоснованных затрат.
Под централизованным контролем МЖКХ и исполкомов находится производство услуг коммунальными предприятиями, которые являются естественными монополиями на условия производства (вода, канализация, газ, электроэнергия). Монопольный характер предложения услуг естественных монополий обусловлен особенностями технологической организации производства, которая исключает возможности конкурентного выбора коммунальных услуг потребителем. Естественные монополии имеют сетевую структуру организации, представляя собой технологическую цепочку: источник производства, передающую и распределяющую систему (сети) и потребительские установки. Производство и потребление услуг составляют начальную и конечную стадии единой и неразрывной цепи технологического про-
цесса. Структура услуг, уровень цен и качество услуг диктуются естественными монополистами потребителям коммунальных услуг.
Централизованная система регулирования МЖКХ и исполкомы решают единую задачу, удовлетворяя потребности жильцов, потребляющих интегрированный полезный эффект системы услуг ЖКХ. Коммунальные услуги предоставляются естественными монополиями на условия производства, где конкурентного рынка, а потому свободных рыночных цен быть не может. По этой причине государство контролирует технологические стандарты, цены, объемы, структуру и качество услуг.
Мировой опыт развития ЖКХ свидетельствует о том, что часть жилищных услуг предоставляется на рыночной основе, а другая часть финансово недостаточно обеспеченные субъекты получают в форме удешевления до ступа к рыночным благам. В развитых странах используется система целевого субсидирования государством услуг ЖКХ при выделении строго определенных категорий финансово недостаточно обеспеченных жильцов. Этот опыт необходимо использовать, поэтапно реформируя систему ЖКХ. В Беларуси сложилась практика деперсонифицированного субсидирования государством жилищных услуг с усредненным единым уровнем субсидируемого тарифа на единицу жилой площади (целевой физический параметр), а не через определение целевых групп финансово недостаточно обеспеченных граждан. Недифференцированный доступ всех категорий граждан к жилищным субсидиям ведет к неэффективному перемалыванию бюджетных средств. Необходима персонификация услуг ЖКХ по четко определенным категориям жильцов путем их перевода на прямое обслуживание коммунальными службами по конкретным услугам (водоснабжение по счетчикам и т. д.).
Под рыночной системой оплаты жилищных услуг и обслуживания жилья как единого имущественного комплекса мы понимаем компенсацию полных издержек на расширенное воспроизводство жилья, что сейчас покрывается из доходов граждан и финансируется из госбюджета. Проблемы, связанные с проведением текущего и капитального ремонта и коммунальным обслуживанием жильцов, являются взаимосвязанными факторами цикла расширенного воспроизводства жилищного фонда, которые определяют фундаментальные процессы восстановления стоимости и потребительной стоимости жилья. «Квартирная плата» на рынке отражает полные издержки на расширенное воспроизводство жилья. Доход, присваиваемый владельцем жилья от сдаваемой в аренду квартиры, выражает полные издержки на расширенное воспроизводство жилья, куда включается процентный и рентный доход на жилье. Жилье - это капитальное благо, приносящее процентный и рентный доход,
что позволяет воспроизводить его на расширенной основе. На рынке стоимость жилищного строительства влияет на размер «квартирной платы» и стоимость жилья. В рыночной экономике НЭПа (19221929) система ЖКХ функционировала на этих основаниях. Крупный советский ученый Н.В. Герасимов писал: «В постановлении ЦИК и СНК СССР «О квартирной плате и мерах по регулированию пользования жилищами в городских поселениях» от 4 июня 1926 года указывалось, что ставки квартплаты в городских поселениях «устанавливаются с таким расчетом, чтобы она включала в зависимости от категорий плательщиков: а) стоимость эксплуатации и нормальную амортизацию жилищ... с соответственным понижением для жилищ неблагоустроенных и расположенных на окраинах, б) оплату процентов на стоимость строений - на нужды восстановления и расширения жилищного фонда». Таким образом, в целом в основу квартплаты был положен принцип платности» [4, с. 100]. Исходя из стоимости жилищного строительства, устанавливались ставки квартирной платы. «Минимальные ставки квартплаты., во-первых, полностью возмещали стоимость эксплуатации и нормальную амортизацию жилищ, то есть были установлены на уровне, который обеспечивает полную стоимость использованного полезного эффекта жилья. Во-вторых, квартплата в любом случае не была ниже минимальных ставок. Следовательно, принцип полной платности жилья распространялся на всех без исключения граждан. В-третьих, ставки квартплаты, устанавливавшиеся больше минимальных, превышали стоимость эксплуатации и нормальной амортизации жилищ. Добавочная стоимость шла на нужды восстановления и расширения жилищного фонда, представляла собой оплату процентов на стоимость строений» [4, с. 101-102].
Рыночных условий для деятельности субъектов не создано, если происходит: 1) воспроизводство текущих (не полных, а «усеченных») затрат (что и является «полным хозрасчетом», где отсутствует самостоятельное (из собственных средств) воспроизводство капитальных затрат); 2) если предприятия работают в условиях «мягких бюджетных ограничений» [5], порождая отрицательный финансовый результат; 3) если административный субъект директивно контролирует порядок взаимосвязей между получателем услуг и их поставщиками, принудительно отбирая поставщиков и «связывая» их с потребителями продукции напрямую, рассматривая предприятия как «производственные узлы», а не субъекты рынка.
Квартплата выражает системный комплекс жилищных услуг. Она тем точнее отражает рыночную цену жилья, чем ближе к рынку арендуемого жилья. Владельцы жилья, сдавая его в аренду, эксплуатиру-
ют жилье и землю как капитальные блага, присваивая полезный эффект жилья-капитала (процентный и рентный доход). Сдавая в Минске однокомнатную квартиру за 250 долл. в месяц, ее владелец за год получит доход в 3 000 долл., а за 25 лет (нормативный срок капитального ремонта жилья) - 75 000 долл. В зависимости от качества и местоположения цена однокомнатной квартиры составляет 45 000-50 000 долл. Оплатив налоги, владелец однокомнатной квартиры «отбивает» цену жилья и получает процентный и рентный доход на капитал. Он может построить новое жилье за счет арендатора, осуществив расширенное воспроизводство жилья.
В формировании стратегии развития системы ЖКХ ключевое место занимает решение проблем расширенного воспроизводства жилья, рост доходов и сбережений граждан, направляемых на восстановление стоимости жилья и замену ветшающего жилья. Только по мере роста долгосрочных сбережений граждан возможно поэтапное увеличение цен на услуги ЖКХ и «перекладывание» расходов по оплате их рыночной стоимости на зрелых собственников жилья. Поэтапная реформа предполагает выделение категорий финансово недостаточно обеспеченных граждан и оценку величины выделяемых им целевых субсидий, изменение характера финансирования организаций ЖКХ, создание прозрачных каналов финансирования и персонификацию движения средств. Необходимо создание системы целевого контроля государства над расходами организаций ЖКХ через систему экономически обоснованных затрат по утвержденным нормам и нормативам для пресечения бесхозяйственности в ЖКХ. Каждая из статей затрат предприятия должна нормироваться, это и есть основа их экономии. Экономически обоснованная калькуляция затрат составляется для того, чтобы предприятия ее точно выполняли, что создает условия для их экономически рационального поведения, а также формирует механизм рыночной ответственности производителей перед потребителями. Экономически обоснованные затраты являются действенным механизмом контроля за поведением производителей. Если совокупность экономически обусловленных затрат всех используемых факторов производства на предприятии отсутствует как система, то в этом случае их невозможно экономическими методами вынудить эффективно функционировать. Количественная необоснованность расходов предприятия порождает количественную необоснованность требуемых от государства субсидий, невозможность формирования экономически обусловленного финансового результата. Только при условии перевода предприятий ЖКХ на работу по экономически обоснованным затратам возможно рациональное расходование средств государства и граждан.
Список литературы:
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2014 г. - Минск: Минстат, 2013. - 640 с.
2. Анализ структуры услуг ЖКХ и системы их оплаты населением Республики Беларусь: отчет о НИР (промежуточный). - Минск: ГНУ НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 2012. - 97 с.
3. Корнаи Я. Дефицит / Я. Корнаи: пер. с англ. - М.: Наука, 1990. - 608 с.
4. Герасимов Н.В. Совершенствование соцобеспече-ния семьи, здравоохранения, распределения и оплаты жилья / Н.В. Герасимов. - М.: Наука и техника, 1981. - 136 с.
5. Корнаи Я. Путь к свободной экономике / Я. Кор-наи. - М.: Экономика, 1990. - 152 с.
List of literature:
1. Statistical Yearbook of the Republic of Belarus. 2014.
- Minsk: Ministry of Statistics, 2013. - 640 p.
2. Analysis of the structure of housing services and the system of payment by the population of the Republic of Belarus: research report (interim). - Minsk: SSI SREI Ministry of Economy of the Republic of Belarus, 2012.
- 97 p.
3. Kornai J. Deficit // J. Kornai: Per. from English. - M.: Science, 1990. - 608 p.
4. Gerasimov N.V. Improving the welfare of the family, health, distribution and payment of housing / N.V. Gerasimov. - M.: Science and Technology, 1981. - 136 p.
5. Kornai J. Path to a free economy / J. Kornai - M.: Economics, 1990. - 152 p.
Блинов А.О.
доктор экономических наук, академик РАЕН, профессор кафедры общего менеджмента ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Москва
Угрюмова Н.В.
кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Челябинского филиала ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия, г. Челябинск
УДК 338.46:332.83
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЖКХ
В связи с возникшей необходимостью совершенствования системы управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры рассматриваемая в настоящей статье тема является весьма актуальной. Необходимость разработки комплексного подхода к созданию экономического механизма управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства также обуславливает новые управленческие подходы к развитию социально-экономических систем ЖКХ.
Одной из важнейших отраслей народного хозяйства, является отрасль жилищно-коммунального хозяйства, поскольку она отвечает за обеспечение нормальных условий жизнеобеспечения человека. На сегодняшний день уделяется много внимания процессу реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства, в котором основной акцент в управлении сделан на собственника жилья. Тенденции развития отрасли определяют все новые проблемы в осуществлении реформы: неготовность собственников к самостоятельному управлению жилым фондом, нежелание бизнеса вкладывать средства в развитие жилищно-коммунального хозяйства и т. п. Важными направлениями совершенствования управления отраслью жилищно-коммунального хозяйства должны выступать мероприятия по устранению указанных проблем.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, реформа ЖКХ, жилищно-коммунальная услуга, коммунальные системы жизнеобеспечения, система долгосрочного планирования, эффективность управления жилищно-коммунальной сферой.
ADMINISTRATIVE ASPECTS DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS UTILITIES
Due to the perceived need to improve the system of housing management and communal infrastructure considered in this article is very relevant topic. The need to develop an integrated approach to the creation of the economic mechanism of management of public utility services, also presents new management approaches to the development of socio-economic systems of public utilities.