ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

УДК 338.486
Г.Х.Арсланова, И.А.Юркина, Л.РЯруллина
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН.
В статье описана значимость сферы туризма в целом, рассмотрена туристско-рекреационная сфера республики Татарстан. Отмечена динамика развития туристской индустрии в Республике Татарстан.
Ключевые слова: туризм, туристская сфера.
G.H.Arslanova, IAYurkina, L.R.Yarullina THE TENDENCIES OF TOURISM SPHERE DEVELOPMENT IN TATARSTAN REPUBLIC
The article discloses the importance of the sphere of tourism on the whole, in particular in studies the recreational sphere of Tatarstan republic. It highlights the dynamics of the industry of tourism in Tatarstan republic.
Key words: tourism, tourism sphere.
Российская Федерация обладает значительным туристко-рекреационным потенциалом, но на сегодняшний день не занимает на мировом туристическом рынке лидирующего места, принимая лишь 2 миллиона иностранных туристов при общем потоке в 2011 году порядка 37 млн. человек. По оценке Всемирной туристической организации, Россия может ежегодно принимать не менее 70 миллионов российских и иностранных туристов.(4 )
Следовательно, «туризм» и «рекреация» являются актуальными направлениями и требуют больше внимания. Рассмотрим оба эти понятия. Что их связывает?
Как и многие авторы, Д.В.Севастьянов считает, что туризм - это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания. По его же мнению, рекреация - отдых и восстановление сил, израсходованных человеком в процессе труда (2).
Таким образом, можно сказать, что рекреация является одним из видов туризма. В настоящее время роль туризма, отдыха и рекреации неуклонно растет. Современная жизнь человека становится настолько насыщенной событиями, производственными стрессами, нервно-психическими нагрузками, усталостью труда, что человек не может обойтись без отдыха, периодической перемены обстановки. Каждый человек самостоятельно выбирает свой вид отдыха. Он может быть пассивным, активным, познавательным, спортивным, включает изменение окружающей обстановки и характера труда. В наше время туризм становится престижным видом отдыха, а туриндустрия -привлекательным видом предпринимательской деятельности.
Данная отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости: одно рабочее место приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта. Например, в Турции для обслуживания российских туристов создано 800 тыс. рабочих мест, а денежные средства, привозимые турецкими «челноками», исчисляются миллиардами долларов. Россия, обладая рекреационными ресурсами, не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, не может обеспечить подобных результатов. В настоящее время туристско-рекреационная сфера находится в состоянии, далеком от оптимального. На ее долю приходится чуть более 1% мирового туристского потока. Это связано с рядом причин внешнего и внутреннего порядка.
К внешним причинам можно отнести сокращение рекреационного пространства страны, малоэффективное использование богатого туристского потенциала страны, вследствие чего многие районы просто выпадают из туристско-рекреационной сферы. Одновременно практическое сокращение государством финансирования туристско-рекреационной сферы, сокращение спроса на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны привели к увеличению спроса на поездки в зарубежные центры туризма.
Серьезнейшая проблема в развитии внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий проживания, питания и перевозок, важнейших компонентов туристского рынка. Организованный отдых на родине практически уравнялся по стоимости с пребыванием на побережье Средиземного моря, при этом различия в комфорте и спектре рекреационных занятий остаются разительными.
Отсутствует также государственная рекламная поддержка создания позитивного туристского имиджа страны, чем мы и отстаем от зарубежных стран.
Немаловажно и то, что над управленцами регионального уровня довлело желание создать верхний элитный сектор туристско-рекреационных услуг для иностранцев, не проводя предварительной основательной работы по формированию условий отдыха и туризма для своих соотечественников. Для элитного продукта в туристско-рекреационной сфере деятельности особенно важно предварительное создание особой благоприятной среды, а это возможно только в случае:
- если будут созданы нормальные условия для отдыха и туризма наших сограждан;
- развитие туристско-рекреационного бизнеса будет рассматриваться населением как достойное поле для приложения своего труда.
Однако главная особенность туристско-рекреационной сферы - моральное старение внутреннего
туристского продукта, или предлагаемых на туристском рынке видов и сценариев отдыха и туризма.
Данная ситуация ни в коей мере не является тупиковой, напротив, в мировой туристско-рек-реационной сфере наблюдаются тенденции, которые выводят российский потенциал на достаточно выигрышные позиции. Аналитики туристско-рекреационной сферы все чаще применяют термины «зеленый туризм», «ландшафтный туризм», «экотуризм», под которыми понимается некий альтернативный вид отдыха и рекреации, ориентированный на новые ценности, прежде всего на тесное общение с природой.
Одно из лидирующих мест в туристской индустрии России занимает Республика Татарстан: среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили за последние 2 года 12%, и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более чем на 5%. По числу обслуженных туристов республика является лидером в Приволжском федеральном округе - 25%. По данным Госкомстата Республики Татарстан, если в 2003 году республику посетило около 568 тыс.человек, из них с целью досуга и отдыха 25%, с деловыми и профессиональными целями - 53,8%, для лечения и профилактики - 19,2%, в прочих целях - 2%, то в 2009 году республику посетило около 977 тыс.человек, из них с деловыми и профессиональными целями - 54,5%, с целью отдыха, досуга и рекреации - 23%, для лечения и профилактики - 15,2%, прочее - 7,3%. Анализ современного состояния туризма в Татарстане показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается. По данным официальной статистики, в 2006 году объем туристско-рекреационных и санаторно-курортных услуг в Республике Татарстан составил в целом 1млрд. 762млн. руб. К концу 2010 года эта цифра увеличилась в 2,5 раза. Так, санаторно-оздоровительные услуги на данный период составляли примерно 2163 млн.руб., а в 2011 - 2325 млн. руб. (4) По сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан в 1-3 кварталах 2011 года наш регион посетило 819449 туристов.
1-ый квартал 2012 года, по данным Росстата, показал рост выездного турпотока на 23%: на отдых за рубеж россияне совершили 2776,6 тыс.поездок. Данные за январь-март 2011года значительно скромнее: выезд вырос лишь на 7,5%. В 2010 году рост составил 12%. В среднем ежегодный рост туристских прибытий в республику составляет, по экспертной оценке, 12%. «Интерфакс-туризм-Казань в 2013 году планирует принять около 2 млн туристов», - заявил министр по делам молодежи, спорта и туризму Татарстана Рафис Бурганов на туристическом форуме «Ориентиры будущего». Так же он отметил, что в 2013 году туризм принес Татарстану порядка 6 млрд. рублей (6). «Количество туристов, прибывающих в Казань, увеличилось более чем на 15 % после проведения Универсиады. Это не удивительно: проведение широкомасштабных спортивных мероприятий укрепляет авторитет и повышает привлекательность туристического направления на международном рынке. Дальнейшему росту въездного туризма в России способствуют грядущие спортивные мероприятия - Олимпийские игры в Сочи и чемпионат мира по футболу 2018 года», - заявил руководитель Федерального агентства по туризму Александр Радьков 6 августа 2013 года.
Туризм как феномен 21 века начинает выполнять гуманитарную миссию - обеспечивает отдых и оздоровление населения, формируя общественную мораль и добрый порядок. Здесь туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством развития интеллекта.
Именно таким «характером» отличается наша республика, располагая богатейшим историко-куль-турным потенциалом, который определяется:
- богатыми природно-ресурсными возможностями;
- уникальным культурно-историческим наследием;
- разнообразным этнографическим составом;
- выгодным географическим положением;
- наличием мегаполиса - г.Казани.
Все это делает республику идеальным регионом для развития различных видов туризма. На основе имеющегося потенциала туристских предпочтений в качестве приоритетных видов туризма, развивающихся на территории РТ, можно выделить такие виды, как лечебно-оздоровительный, культурно-позна-вательный, потребительский, бизнес-туризм, экологический, паломнический и т.д. Перспективными видами туризма являются рекреационный, спортивный, сельский и социальный туризм. (4)
До последнего времени туризм в нашей стране ассоциируется со спортом и оздоровлением.
Первые этапы развития туризма в Татарстане были, скорее, связаны с внутренним - спортивным - туризмом. Все программы в сфере туризма были направлены на развитие активных видов отдыха. Как правило, развитие происходило в пределах города или на уровне соревнований среди учебных учреждений городов Республики. XX век вошел в историю как время становления массового туризма. В этот период туризм в Татарстане характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Активно развивается познавательный, развлекательный, оздоровительный, тематический туризм. В XXI век мир вошел под высоко поднятым знаменем туризма. И сейчас уже почти не осталось уголков земли, куда бы ни ступала нога туриста.
Татарстану есть что предложить туристам: это и великолепные природные условия, и исторические места, и древняя архитектура, и современные гостиницы, развлекательные центры, аквапарки, дельфинарии, и горнолыжные спортивные комплексы, и многое другое. В Татарстане активно возводятся объекты физкультурно-спортивной и гостиничной инфраструктуры, строятся дороги и мосты, развивается транспортное сообщение. Отрасль туризма на этом фоне становится все более значимой в структуре республиканской экономики. Например,
железнодорожный вокзал «Казань-1» - это крупнейший российский узел железных дорог по более 35 направлениям. Главное здание железнодорожного вокзала является памятником архитектуры начала ХХ века. Через Казань проходит международный туристический поезд Москва-Пекин (поезд «Царское золото»), а также крупный железнодорожный маршрут Москва- Владивосток (поезд «Золотой орел») (4 ).
Общий пассажиропоток международного аэропорта «Казань» за первые семь месяцев 2012 года составил 789 526 человек (рост к аналогичному периоду 2011 года 23, 4 % ).
Одним из основных факторов, влияющих на развитие туризма в определенной стране, является популярность этого региона в глазах большинства населения. Если страна богата событиями, оставившими после себя неизгладимый след в истории, несомненно, будет популярна среди туристов. Более того, люди целенаправленно будут совершать далекие поездки ради посещения тех мест, где совершались исторические события, важность которых ценится сегодняшним днем.
Люди пересекают моря и океаны, чтобы попасть на знаменитые, красочные карнавалы в Бразилии, посетить нескончаемые танцевальные фестивали на острове Ибица, присутствовать на мировых спортивных олимпийских играх (2). Вместе с тем проведение Всемирной летней универсиады в г. Казани в 2013 году, предстоящие чемпионат по водным видам спорта в 2015 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году повысили событийную привлекательность туристко-рекреационного комплекса республики.
Литература
1.Основы туризма: учебник / АС.Кусков, Ю.А Джаладян. - М.: КНОРУС, 2008. - 400с.
2. Основы страноведения и международного туризма: учеб.пособие для вузов / Д.В. Севастьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.
3. Экологический туризм и экология туризма: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е.Ю. Колбовский . - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256с.
4. Долгосрочная целевая программа «Развитие сферы туризма в Республики Татарстан на 2013-1016 годы».
5. www ТАТАРАМ. ru
6. «Интерфакс-туризм».
7. www «Приволжье».
l.Osnovy turizma: uchebnik / A.S.Kuskov, Ju.A Dzhaladjan. - M.: KNORUS, 2008. - 400s.
2. Osnovy stranovedenija i mezhdunarodnogo turizma: ucheb.posobie dlja vuzov / D.V. Sevast'janov. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2008. - 256s.
3. Jekologicheskij turizm i jekologija turizma: ucheb.posobie dlja stud.vyssh.ucheb.zavedenij / E.Ju. Kolbovskij . - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. -256s.
4. Dolgosrochnaja celevaja programma «Razvitie sfery turizma v Respubliki Tatarstan na 2013-1016 gody».
5. www TATARAM.ru
6. «Interfaks-turizm».
7. www «Privolzh'e».