пїњ

“≈Ќƒ≈Ќ÷»» –ј«¬»“»я “”–»—“— ќ… —‘≈–џ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ “ј“ј–—“јЌ

”ƒ  338.486
√.’.јрсланова, ».ј.ёркина, Ћ.–яруллина
“≈Ќƒ≈Ќ÷»» –ј«¬»“»я “”–»—“— ќ… —‘≈–џ ¬ –≈—ѕ”ЅЋ» ≈ “ј“ј–—“јЌ.
¬ статье описана значимость сферы туризма в целом, рассмотрена туристско-рекреационна€ сфера республики “атарстан. ќтмечена динамика развити€ туристской индустрии в –еспублике “атарстан.
 лючевые слова: туризм, туристска€ сфера.
G.H.Arslanova, IAYurkina, L.R.Yarullina THE TENDENCIES OF TOURISM SPHERE DEVELOPMENT IN TATARSTAN REPUBLIC
The article discloses the importance of the sphere of tourism on the whole, in particular in studies the recreational sphere of Tatarstan republic. It highlights the dynamics of the industry of tourism in Tatarstan republic.
Key words: tourism, tourism sphere.
–оссийска€ ‘едераци€ обладает значительным туристко-рекреационным потенциалом, но на сегодн€шний день не занимает на мировом туристическом рынке лидирующего места, принима€ лишь 2 миллиона иностранных туристов при общем потоке в 2011 году пор€дка 37 млн. человек. ѕо оценке ¬семирной туристической организации, –осси€ может ежегодно принимать не менее 70 миллионов российских и иностранных туристов.(4 )
—ледовательно, Ђтуризмї и Ђрекреаци€ї €вл€ютс€ актуальными направлени€ми и требуют больше внимани€. –ассмотрим оба эти пон€ти€. „то их св€зывает?
 ак и многие авторы, ƒ.¬.—евасть€нов считает, что туризм - это временные выезды (путешестви€) граждан –‘, иностранных граждан и лиц без гражданства с посто€нного места жительства в оздоровительных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных цел€х без зан€ти€ оплачиваемой де€тельностью в стране временного пребывани€. ѕо его же мнению, рекреаци€ - отдых и восстановление сил, израсходованных человеком в процессе труда (2).
“аким образом, можно сказать, что рекреаци€ €вл€етс€ одним из видов туризма. ¬ насто€щее врем€ роль туризма, отдыха и рекреации неуклонно растет. —овременна€ жизнь человека становитс€ настолько насыщенной событи€ми, производственными стрессами, нервно-психическими нагрузками, усталостью труда, что человек не может обойтись без отдыха, периодической перемены обстановки.  аждый человек самосто€тельно выбирает свой вид отдыха. ќн может быть пассивным, активным, познавательным, спортивным, включает изменение окружающей обстановки и характера труда. ¬ наше врем€ туризм становитс€ престижным видом отдыха, а туриндустри€ -привлекательным видом предпринимательской де€тельности.
ƒанна€ отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит четыре рубл€ суммарного дохода в других отрасл€х экономики. “акой же умножающий коэффициент и в зан€тости: одно рабочее место приводит к по€влению четырех рабочих мест в отрасл€х, соучаствующих в производстве туристского продукта. Ќапример, в “урции дл€ обслуживани€ российских туристов создано 800 тыс. рабочих мест, а денежные средства, привозимые турецкими Ђчелнокамиї, исчисл€ютс€ миллиардами долларов. –осси€, облада€ рекреационными ресурсами, не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, не может обеспечить подобных результатов. ¬ насто€щее врем€ туристско-рекреационна€ сфера находитс€ в состо€нии, далеком от оптимального. Ќа ее долю приходитс€ чуть более 1% мирового туристского потока. Ёто св€зано с р€дом причин внешнего и внутреннего пор€дка.
  внешним причинам можно отнести сокращение рекреационного пространства страны, малоэффективное использование богатого туристского потенциала страны, вследствие чего многие районы просто выпадают из туристско-рекреационной сферы. ќдновременно практическое сокращение государством финансировани€ туристско-рекреационной сферы, сокращение спроса на преобладавшие прежде путешестви€ и отдых внутри страны привели к увеличению спроса на поездки в зарубежные центры туризма.
—ерьезнейша€ проблема в развитии внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий проживани€, питани€ и перевозок, важнейших компонентов туристского рынка. ќрганизованный отдых на родине практически уравн€лс€ по стоимости с пребыванием на побережье —редиземного мор€, при этом различи€ в комфорте и спектре рекреационных зан€тий остаютс€ разительными.
ќтсутствует также государственна€ рекламна€ поддержка создани€ позитивного туристского имиджа страны, чем мы и отстаем от зарубежных стран.
Ќемаловажно и то, что над управленцами регионального уровн€ довлело желание создать верхний элитный сектор туристско-рекреационных услуг дл€ иностранцев, не провод€ предварительной основательной работы по формированию условий отдыха и туризма дл€ своих соотечественников. ƒл€ элитного продукта в туристско-рекреационной сфере де€тельности особенно важно предварительное создание особой благопри€тной среды, а это возможно только в случае:
- если будут созданы нормальные услови€ дл€ отдыха и туризма наших сограждан;
- развитие туристско-рекреационного бизнеса будет рассматриватьс€ населением как достойное поле дл€ приложени€ своего труда.
ќднако главна€ особенность туристско-рекреационной сферы - моральное старение внутреннего
туристского продукта, или предлагаемых на туристском рынке видов и сценариев отдыха и туризма.
ƒанна€ ситуаци€ ни в коей мере не €вл€етс€ тупиковой, напротив, в мировой туристско-рек-реационной сфере наблюдаютс€ тенденции, которые вывод€т российский потенциал на достаточно выигрышные позиции. јналитики туристско-рекреационной сферы все чаще примен€ют термины Ђзеленый туризмї, Ђландшафтный туризмї, Ђэкотуризмї, под которыми понимаетс€ некий альтернативный вид отдыха и рекреации, ориентированный на новые ценности, прежде всего на тесное общение с природой.
ќдно из лидирующих мест в туристской индустрии –оссии занимает –еспублика “атарстан: среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили за последние 2 года 12%, и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более чем на 5%. ѕо числу обслуженных туристов республика €вл€етс€ лидером в ѕриволжском федеральном округе - 25%. ѕо данным √оскомстата –еспублики “атарстан, если в 2003 году республику посетило около 568 тыс.человек, из них с целью досуга и отдыха 25%, с деловыми и профессиональными цел€ми - 53,8%, дл€ лечени€ и профилактики - 19,2%, в прочих цел€х - 2%, то в 2009 году республику посетило около 977 тыс.человек, из них с деловыми и профессиональными цел€ми - 54,5%, с целью отдыха, досуга и рекреации - 23%, дл€ лечени€ и профилактики - 15,2%, прочее - 7,3%. јнализ современного состо€ни€ туризма в “атарстане показывает, что в последние годы эта сфера в целом развиваетс€. ѕо данным официальной статистики, в 2006 году объем туристско-рекреационных и санаторно-курортных услуг в –еспублике “атарстан составил в целом 1млрд. 762млн. руб.   концу 2010 года эта цифра увеличилась в 2,5 раза. “ак, санаторно-оздоровительные услуги на данный период составл€ли примерно 2163 млн.руб., а в 2011 - 2325 млн. руб. (4) ѕо сведени€м территориального органа ‘едеральной службы государственной статистики по –еспублике “атарстан в 1-3 кварталах 2011 года наш регион посетило 819449 туристов.
1-ый квартал 2012 года, по данным –осстата, показал рост выездного турпотока на 23%: на отдых за рубеж росси€не совершили 2776,6 тыс.поездок. ƒанные за €нварь-март 2011года значительно скромнее: выезд вырос лишь на 7,5%. ¬ 2010 году рост составил 12%. ¬ среднем ежегодный рост туристских прибытий в республику составл€ет, по экспертной оценке, 12%. Ђ»нтерфакс-туризм- азань в 2013 году планирует прин€ть около 2 млн туристовї, - за€вил министр по делам молодежи, спорта и туризму “атарстана –афис Ѕурганов на туристическом форуме Ђќриентиры будущегої. “ак же он отметил, что в 2013 году туризм принес “атарстану пор€дка 6 млрд. рублей (6). Ђ оличество туристов, прибывающих в  азань, увеличилось более чем на 15 % после проведени€ ”ниверсиады. Ёто не удивительно: проведение широкомасштабных спортивных меропри€тий укрепл€ет авторитет и повышает привлекательность туристического направлени€ на международном рынке. ƒальнейшему росту въездного туризма в –оссии способствуют гр€дущие спортивные меропри€ти€ - ќлимпийские игры в —очи и чемпионат мира по футболу 2018 годаї, - за€вил руководитель ‘едерального агентства по туризму јлександр –адьков 6 августа 2013 года.
“уризм как феномен 21 века начинает выполн€ть гуманитарную миссию - обеспечивает отдых и оздоровление населени€, формиру€ общественную мораль и добрый пор€док. «десь туризм €вл€етс€ средством открытого доступа к человеческим ценност€м, культурному наследию, духовному оздоровлению, средством развити€ интеллекта.
»менно таким Ђхарактеромї отличаетс€ наша республика, располага€ богатейшим историко-куль-турным потенциалом, который определ€етс€:
- богатыми природно-ресурсными возможност€ми;
- уникальным культурно-историческим наследием;
- разнообразным этнографическим составом;
- выгодным географическим положением;
- наличием мегаполиса - г. азани.
¬се это делает республику идеальным регионом дл€ развити€ различных видов туризма. Ќа основе имеющегос€ потенциала туристских предпочтений в качестве приоритетных видов туризма, развивающихс€ на территории –“, можно выделить такие виды, как лечебно-оздоровительный, культурно-позна-вательный, потребительский, бизнес-туризм, экологический, паломнический и т.д. ѕерспективными видами туризма €вл€ютс€ рекреационный, спортивный, сельский и социальный туризм. (4)
ƒо последнего времени туризм в нашей стране ассоциируетс€ со спортом и оздоровлением.
ѕервые этапы развити€ туризма в “атарстане были, скорее, св€заны с внутренним - спортивным - туризмом. ¬се программы в сфере туризма были направлены на развитие активных видов отдыха.  ак правило, развитие происходило в пределах города или на уровне соревнований среди учебных учреждений городов –еспублики. XX век вошел в историю как врем€ становлени€ массового туризма. ¬ этот период туризм в “атарстане характеризуетс€ познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. јктивно развиваетс€ познавательный, развлекательный, оздоровительный, тематический туризм. ¬ XXI век мир вошел под высоко подн€тым знаменем туризма. » сейчас уже почти не осталось уголков земли, куда бы ни ступала нога туриста.
“атарстану есть что предложить туристам: это и великолепные природные услови€, и исторические места, и древн€€ архитектура, и современные гостиницы, развлекательные центры, аквапарки, дельфинарии, и горнолыжные спортивные комплексы, и многое другое. ¬ “атарстане активно возвод€тс€ объекты физкультурно-спортивной и гостиничной инфраструктуры, стро€тс€ дороги и мосты, развиваетс€ транспортное сообщение. ќтрасль туризма на этом фоне становитс€ все более значимой в структуре республиканской экономики. Ќапример,
железнодорожный вокзал Ђ азань-1ї - это крупнейший российский узел железных дорог по более 35 направлени€м. √лавное здание железнодорожного вокзала €вл€етс€ пам€тником архитектуры начала ’’ века. „ерез  азань проходит международный туристический поезд ћосква-ѕекин (поезд Ђ÷арское золотої), а также крупный железнодорожный маршрут ћосква- ¬ладивосток (поезд Ђ«олотой орелї) (4 ).
ќбщий пассажиропоток международного аэропорта Ђ азаньї за первые семь мес€цев 2012 года составил 789 526 человек (рост к аналогичному периоду 2011 года 23, 4 % ).
ќдним из основных факторов, вли€ющих на развитие туризма в определенной стране, €вл€етс€ попул€рность этого региона в глазах большинства населени€. ≈сли страна богата событи€ми, оставившими после себ€ неизгладимый след в истории, несомненно, будет попул€рна среди туристов. Ѕолее того, люди целенаправленно будут совершать далекие поездки ради посещени€ тех мест, где совершались исторические событи€, важность которых ценитс€ сегодн€шним днем.
Ћюди пересекают мор€ и океаны, чтобы попасть на знаменитые, красочные карнавалы в Ѕразилии, посетить нескончаемые танцевальные фестивали на острове »бица, присутствовать на мировых спортивных олимпийских играх (2). ¬месте с тем проведение ¬семирной летней универсиады в г.  азани в 2013 году, предсто€щие чемпионат по водным видам спорта в 2015 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году повысили событийную привлекательность туристко-рекреационного комплекса республики.
Ћитература
1.ќсновы туризма: учебник / ј—. усков, ё.ј ƒжалад€н. - ћ.:  Ќќ–”—, 2008. - 400с.
2. ќсновы страноведени€ и международного туризма: учеб.пособие дл€ вузов / ƒ.¬. —евасть€нов. - ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2008. - 256с.
3. Ёкологический туризм и экологи€ туризма: учеб.пособие дл€ студ.высш.учеб.заведений / ≈.ё.  олбовский . - ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2006. - 256с.
4. ƒолгосрочна€ целева€ программа Ђ–азвитие сферы туризма в –еспублики “атарстан на 2013-1016 годыї.
5. www “ј“ј–јћ. ru
6. Ђ»нтерфакс-туризмї.
7. www Ђѕриволжьеї.
l.Osnovy turizma: uchebnik / A.S.Kuskov, Ju.A Dzhaladjan. - M.: KNORUS, 2008. - 400s.
2. Osnovy stranovedenija i mezhdunarodnogo turizma: ucheb.posobie dlja vuzov / D.V. Sevast'janov. - M.: Izdatel'skij centr ЂAkademijaї, 2008. - 256s.
3. Jekologicheskij turizm i jekologija turizma: ucheb.posobie dlja stud.vyssh.ucheb.zavedenij / E.Ju. Kolbovskij . - M.: Izdatel'skij centr ЂAkademijaї, 2006. -256s.
4. Dolgosrochnaja celevaja programma ЂRazvitie sfery turizma v Respubliki Tatarstan na 2013-1016 godyї.
5. www TATARAM.ru
6. ЂInterfaks-turizmї.
7. www ЂPrivolzh'eї.

пїњ