пїњ

—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ¬јЌ»≈ ћ≈“ќƒ» » ќ÷≈Ќ » Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“» ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ѕ–≈ƒѕ–»я“»… —‘≈–џ ѕ–≈ƒќ—“ј¬Ћ≈Ќ»я ЁЌ≈–√ќ—Ѕџ“ќ¬џ’ ”—Ћ”√

ленаправленна€ политика регионального правительства в стимулировании отдельных предпри€тий, способных значительно повысить свои показатели в области качества и конкурентоспособности.
Ћитература
1. јрхипов ё.–., яковлев ј.≈. Ёкономическа€ и социальна€ географи€ „увашской –еспублики: учеб. пособие. „ебоксары: »зд-во „уваш. ун-та, 1998. 304 с.
2. Ѕелов √.¬., Ѕыцкевич ¬.ћ. “ехнологии промышленного менеджмента. ћ.: ћеталлурги€, 2000. 288 с.
3. ¬ахитов ƒ.–., “азиев ».¬., “имир€сов ¬.√. Ћизинг: зарубежный опыт и российска€ практика.  азань: “аглимат, 2000. 92 с.
4.  ураков Ћ.ѕ. –егиональные экономические системы в современных услови€х // —овершенствование работы информационных структур в новых услови€х: сб. науч. тр. семинара-совещани€ руководителей региональных подразделений √лавгоссв€зьнадзора –оссийской ‘едерации. „ебоксары: ќбщественный центр поддержки и развити€ науки, образовани€ и культуры, 1998. —. 3-29.
—≈ћ≈Ќќ¬ ¬Ћјƒ»—Ћј¬ Ћ№¬ќ¬»„. —м. с. 460.
”ƒ  330.131.5
ќ.Ќ. — ¬ќ–÷ќ¬
—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ¬јЌ»≈ ћ≈“ќƒ» » ќ÷≈Ќ » Ё‘‘≈ “»¬Ќќ—“» ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ѕ–≈ƒѕ–»я“»… —‘≈–џ ѕ–≈ƒќ—“ј¬Ћ≈Ќ»я ЁЌ≈–√ќ—Ѕџ“ќ¬џ’ ”—Ћ”√
 лючевые слова: эффективность, энергосбытовые услуги.
–ассмотрены подходы к оценке эффективности де€тельности предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг.
O.N. SKVORTSOV IMPROVEMENT OF METHODS FOR ESTIMATING THE EFFICIENCY OF FIRMS PROVIDING ENERGY RETAILING SERVICES Key words: efficiency, energy retail services.
Approaches to estimating the efficiency of firms providing energy retailing services are considered in the article.
ќдним из основных условий обеспечени€ эффективности де€тельности предпри€тий €вл€етс€ применение в управлении современных методов исследовани€, требующих разработки адекватных современным услови€м показателей дл€ оценки эффективности. јнализ используемых в насто€щее врем€ методик оценки эффективности де€тельности предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг показал, что их применение недостаточно стимулирует персонал указанных предпри€тий к улучшени€м, а также не в полной мере соотноситс€ с цел€ми и стратегией предпри€тий. Ёто подтверждает необходимость системной работы в области маркетинга и диагностики бизнес-процессов с выведением на рабочую доску управл€ющего звена некоторой совокупности показателей эффективности.
¬ качестве инструмента стимулировани€ персонала предпри€тий к повышению эффективности автором разработана система оценки эффективности производственных подразделений предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг как самосто€тельных бизнес-единиц, которые в совокупности определ€ют конечный результат предпри€ти€ (табл. 1).
ƒл€ всех показателей задаютс€ три уровн€ результативности: база, норма, цель. ¬ышеуказанные уровни результативности, а также весовой коэффициент ключевых показателей в расчете рейтингового коэффициента уста-
навливаютс€ исход€ из степени важности того или иного показател€ на основе опыта, интуиции или методом экспертных оценок. ѕо окончании финансового периода оцениваютс€ фактические показатели подразделени€. ѕосле оценки фактических показателей определ€етс€ результат (1, 2).
–езультат є 1 = (фактЧбаза) х 100%, (1)
(норма - база)
где факт - фактическое значение показател€; база - худшее допустимое значение, от которого начинаетс€ отсчет результата; норма - уровень, который должен достигатьс€ об€зательно с учетом всевозможных факторов и возможностей подразделени€.
–езультат є 2 = (факт - норма> х 100%, (2)
(цель - норма)
где факт - фактическое значение показател€; норма - уровень, который должен достигатьс€ об€зательно с учетом всевозможных факторов и возможностей подразделени€; цель - сверхнормативный уровень, к которому нужно стремитьс€.
“аблица 1
–ейтинг эффективности де€тельности производственного подразделени€
 лючевые показатели т X .5 Ђ 13 в- е » ? о к Ѕаза, % Ќорма, % ÷ель, % ‘акт, % 5? 01 2 га 5 6 8 ќ. Ёффективность от нормы –езультат є 2, % Ёффективность от цели
”ровень реализации электроэнергии 0,55 94 98 100 100 150,0 82,5 100 55,0
ƒол€ кредиторской задолженности в общем объеме продаж 0,05 4 7 10 10 200,0 10,0 100 5,0
ѕоказатель выполнени€ плана затрат 0,15 100 97 95 95 166,7 25,0 100 15,0
ƒол€ дебиторской задолженности юридических лиц в объеме продаж юридических лиц 0,20 35 33 30 30 250,0 50,0 100 20,0
ƒол€ дебиторской задолженности потребителей, приравненных к населению в их объеме продаж 0,05 115 107 100 100 187,5 9,4 100 5,0
–ейтинговый коэффициент эффективности: 176,88 100
–езультат є 1 отражает степень выполнени€ или перевыполнени€ нормы. “ак, если фактический показатель ниже нормы, то частный результат по нему от 0 до 100%. ≈сли же факт превосходит норму, то частный результат выше 100%. –езультат є 2 отражает степень достижени€ целевого показател€. “ак, если фактический показатель выше нормы, но ниже цели, то частный результат по нему от 0 до 100%. ≈сли же факт превосходит цель, то частный результат выше 100%.  оэффициенты эффективности рассчитываютс€ как произведение результата на весовые коэффициенты. –ейтинговый коэффициент эффективности рассчитываетс€ как сумма коэффициентов эффективности.
ƒанна€ система оценки отражает соревновательный принцип работы подразделений. ќсновной целью применени€ данной методики €вл€етс€ стимулирование системной планомерной работы по улучшению указанных показателей. ¬ качестве инструмента дл€ достижени€ и улучшени€ показате-
лей выстраиваетс€ система оплаты труда персонала подразделений в зависимости от достигнутых результатов.
—истемный подход к оценке эффективности требует разработки и применени€ оптимального набора показателей эффективности в процессе реализации выбранной стратегии развити€ предпри€ти€. ” многих предпри€тий сферы услуг может возникнуть сложность в выборе среди множества существующих показателей, поскольку все поместить в одну систему и сохранить удобство пользовани€ сложно. ¬ св€зи с этим автором предлагаетс€ набор ключевых показателей эффективности предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг, которые можно свести в единую приборную панель дл€ управленческого аппарата предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг (табл. 2).
“аблица 2
 лючевые показатели эффективности предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг
‘ункциональные подсистемы предпри€ти€ Ќаименование показател€
“ехнологическа€ ќбъем продаж дополнительных услуг в объеме продаж всего ассортимента продукции и услуг
–ентабельность продаж дополнительных услуг
„иста€ приведЄнна€ стоимость дополнительных услуг (NPV)
¬нутренн€€ норма доходности дополнительных услуг (IRR)
ќрганизационна€ ƒол€ рынка
ѕрирост клиентской базы
Ћо€льность клиентов
”ровень реализации дополнительных услуг
¬оспри€тие соотношени€ цена/качество клиентом в сравнении с конкурентами
—оциальна€ “екучесть кадров
 валификаци€ сотрудников
–ентабельность фонда оплаты труда
Ёкономическа€ ѕолезный отпуск электроэнергии
ѕолезный отпуск электроэнергии в точке безубыточности
«апас прочности
¬ыручка от реализации продукции и услуг
—ебестоимость
„иста€ прибыль
–ентабельность собственного капитала (ROE)
‘инансовый леверидж
 оэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
ќплата за услуги транспортировки электроэнергии
 оэффициент абсолютной ликвидности
Ёкономическа€ добавленна€ стоимость ( EVA)
ѕоследовательно рассмотрим каждый из указанных ключевых показателей эффективности.
ќбъем продаж дополнительных услуг в объеме продаж всего ассортимента продукции и услуг. ¬ажный показатель, €вл€етс€ критерием достигнутых результатов в рамках стратегии увеличени€ реализации дополнительных услуг предпри€ти€, поскольку инновационный процесс и внедрение дополнительных услуг важны дл€ стратегического превосходства предпри€ти€.
–ентабельность продаж дополнительных услуг. ƒанный показатель €вл€етс€ индикатором ценовой политики компании и еЄ способности контролировать издержки.
„иста€ приведЄнна€ стоимость дополнительных услуг (NPV). ¬ажный показатель, отражающий величину денежных средств, которую предпри€тие
ожидает получить от реализации дополнительных услуг, после того как денежные притоки окуп€т его первоначальные инвестиционные затраты и периодические денежные оттоки.
ƒл€ сравнительного анализа значительную роль играет показатель внутренней нормы доходности (IRR). Ётот показатель может служить основой дл€ ранжировани€ дополнительных услуг по степени выгодности при прочих равных услови€х, т.е. при тождественности основных исходных параметров сравниваемых дополнительных услуг: равной сумме инвестиций; одинаковой продолжительности расчЄтного периода; равном уровне риска.
ƒол€ рынка - необходимый показатель, косвенно определ€ющий конкурентоспособность предпри€ти€ и ее услуг на рынке.
ѕрирост клиентской базы - важный показатель, учитывающий степень прилагаемых усилий менеджмента и персонала предпри€ти€ к увеличению объемов продаж основных и дополнительных услуг.
Ћо€льность клиентов. ¬ажный показатель, определ€ющий направлени€ работы персонала предпри€ти€ по повышению качества предоставл€емых услуг и полному удовлетворению клиентов. ƒанный показатель учитывает факторы, изменение и ухудшение которых могут привести к отказу клиентов предпри€ти€ от его услуг и переходу на обслуживание к другому поставщику услуг.
”ровень реализации дополнительных услуг. «начимый показатель, указывающий на уровень организационных меропри€тий предпри€ти€ по удовлетворению текущего спроса на рынке услуг и определ€ющий необходимость дополнительных инвестиций с целью сохранени€ и увеличени€ клиентской базы предпри€ти€.
¬оспри€тие соотношени€ цена/качество клиентом в сравнении с конкурентами. ƒанный показатель косвенно дублирует показатель ло€льности клиентов и при этом €вл€етс€ важным самосто€тельным показателем, поскольку учитывает ценовую политику, ассортимент и качество предоставл€емых услуг конкурентами.
“екучесть кадров. ¬ажный показатель, учитывает факторы удовлетворенности персонала работой, ло€льности персонала, а также качество исполнени€ поставленных задач. „ем меньше текучесть кадров, тем эффективнее командна€ работа персонала предпри€ти€. — данным показателем тесно взаимосв€зан показатель квалификации сотрудников. ¬ысокий уровень квалификации сотрудников предпри€ти€ св€зан с возможностью персонала предпри€ти€ достигать стратегические цели и выполн€ть все поставленные руководством предпри€ти€ задачи. ƒанный показатель также указывает на качество работы отдела кадров предпри€ти€ и уровень мотивационной работы с персоналом предпри€ти€.
–ентабельность фонда оплаты труда. «начимый показатель, характеризующий способность персонала улучшать качество выполн€емой работы. ƒанный показатель €вл€етс€ критерием дл€ оптимизации издержек предпри€ти€, отрицательна€ динамика данного показател€ указывает на необходимость сокращени€ фонда заработной платы и повышени€ мотивационной работы с персоналом.
ѕолезный отпуск электроэнергии. ƒанный показатель важен, поскольку характеризует объем реализации основных услуг, его динамика с учетом сезонных колебаний и экономического роста указывает на конкурентоспособность предпри€ти€ на рынке энергосбытовых услуг.
ѕолезный отпуск электроэнергии в точке безубыточности. ¬ажный показатель, характеризующий минимальный объем реализации электроэнергии, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при реализации
каждой последующей единицы продукции предпри€тие начинает получать прибыль. —нижение реализации электроэнергии ниже данного показател€ указывает на необходимость срочной смены стратегии предпри€ти€.
«апас прочности указывает, на сколько должна снизитьс€ выручка или объем реализации, чтобы предпри€тие оказалось в точке безубыточности. „ем выше показатель запаса прочности, тем устойчивее предпри€тие и тем меньше дл€ него риск потерь.
¬ыручка от реализации продукции и услуг показывает объем реализации всего ассортимента продукции и услуг предпри€ти€. ¬ажный финансовый показатель, который тесно взаимосв€зан с показател€ми себестоимости и чистой прибыли. ”казанные три показател€ характеризуют итоговый результат де€тельности предпри€ти€, его способность получать прибыль.
–ентабельность собственного капитала (ROE). Ёто важнейший относительный финансовый показатель, показывающий, насколько эффективно был использован вложенный в дело капитал.
‘инансовый леверидж. ѕоказатель принадлежит к группе важнейших показателей финансового положени€ предпри€ти€. Ёто механизм управлени€ рентабельностью капитала за счет оптимизации соотношени€ собственных и заемных средств.
 оэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности. ¬ажный показатель, измер€ет эффективность работы с потребител€ми услуг в части взыскани€ дебиторской задолженности, а также отражает политику организации в отношении продаж в кредит.
ќплата за услуги транспортировки электроэнергии. ƒанный показатель характеризует способность предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг своевременно оплачивать услуги транспортировки электроэнергии сетевым компани€м. Ќесвоевременна€ оплата может привести к значительным штрафным санкци€м, поэтому данный показатель должен находитьс€ на посто€нном контроле.
 оэффициент абсолютной ликвидности. ќдин из важных финансовых показателей. „ем выше показатель, тем лучше платежеспособность предпри€ти€. — другой стороны, высокий показатель может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала, о значительной доле неиспользуемых активов.
Ёкономическа€ добавленна€ стоимость. ¬ажный абсолютный показатель. —мысл показател€ в том, чтоб определить, может ли собственный капитал предпри€ти€ принести доход, достаточный дл€ покрыти€ стоимости заемного капитала или затрат. ≈сли этого не происходит, то отсутствует реальна€ прибыль, нет выгод от операционной де€тельности компании и значение показател€ отрицательно.
ѕредложенные автором ключевые показатели эффективности хорошо соотнос€тс€ со стратегическими цел€ми предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг: увеличение объемов реализации основных и дополнительных услуг; увеличение прибыльности основных и дополнительных услуг; сохранение и увеличение клиентской базы предпри€ти€; повышение ло€льности и квалификации персонала; оптимизаци€ издержек; увеличение прибыльности предпри€ти€ за счЄт использовани€ дебиторской задолженности; повышение платежеспособности предпри€ти€; повышение финансовой устойчивости предпри€ти€.
  основным преимуществам предложенного набора ключевых показателей эффективности можно отнести: соответствие показателей целевым установкам собственников и персонала предпри€ти€; возможность доведени€
указанных показателей до функциональных подразделений и назначение сферы ответственности каждого сотрудника; возможность ув€зки показателей с системой мотивации; доступность дл€ практического применени€ и простота оценки.
ѕредложенные методические подходы к оценке эффективности де€тельности предпри€тий сферы предоставлени€ энергосбытовых услуг будут способствовать повышению эффективности де€тельности предпри€тий рассматриваемой отрасли, а также могут послужить базой дл€ дальнейших теоретических и прикладных разработок в данной области.
— ¬ќ–÷ќ¬ ќЋ≈√ Ќ» ќЋј≈¬»„ - аспирант кафедры финансов, „ебоксарский кооперативный институт; директор, Ќовочебоксарский филиал ќјќ Ђ„увашска€ энергосбытова€ компани€ї, –осси€, „ебоксары (skvo8@mail.ru).
SKVORTSOV OLEG NIKOLAYEVICH - post-graduate student of Finance Chair, Cheboksary Cooperative Institute; director, Novocheboksarsk Branch of JSC ЂChuvash Electricity Sales Companyї, Russia, Cheboksary.
”ƒ  330.101
¬.¬. —ћ»–Ќќ¬, ќ.≈.  јƒџЎ≈¬ј
ќ÷≈Ќ ј »Ќ¬≈—“»÷»ќЌЌќ√ќ ѕ–ќ÷≈——ј » »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ „”¬јЎ— ќ… –≈—ѕ”ЅЋ» ≈
 лючевые слова: де€тельность, инвестиции, инновации, оценка, процесс, управление, эффективность.
”казана ключева€ проблема функционировани€ и развити€ отечественной экономики, проведена оценка эффективности инвестиционного процесса и инновационной де€тельности в „увашской –еспублике. ѕредложены меропри€ти€ дл€ повышени€ эффективности инвестиционного процесса и инновационной де€тельности в „увашской –еспублике.
V.V. SMIRNOV, O.E. KADYSHEVA EVALUATION OF INVESTMENT AND INNOVATION IN CHUVASH REPUBLIC Key words: activity, investment, innovation, assessment, process, management, efficiency.
Indicated the key issue of functioning and development of domestic economy, assessed the effectiveness of the investment process and innovation in the Chuvash Republic. Proposed measures to improve the effectiveness of the investment process and innovation in the Chuvash Republic.
ќдной из ключевых проблем функционировани€ и развити€ отечественной экономики €вл€етс€ недостаток инвестиций в реальный сектор, 70% основных фондов которого физически и морально устарели. ѕри этом отсутствие в регионах организационно-экономических механизмов мобилизации собственных и привлечени€ внешних источников инвестиционных средств выдвигает на первый план задачу повышени€ инвестиционного потенциала субъектов предпринимательской де€тельности на мезоуровне и создани€ благопри€тного инвестиционного климата в каждом регионе [3. —. 5].
Ќеобходимо учесть, что возможности некапиталоЄмкого роста довольно ограничены, и уже через два-три года все свободные ресурсы могут быть задействованы, следовательно, без значительного наращивани€ инвестиций дальнейший рост экономики будет невозможен. –азвитие экономики невозможно без поглощени€ финансовых ресурсов, т.е. без притока капитала. »нвестиционный процесс обеспечивает поглощение (приток) инвестиций и компетенций (Ђстроительного материалаї и Ђстроителейї) и потому €вл€етс€ системообразующим фактором развити€ экономики [1].

пїњ