пїњ

—ќ¬≈–Ў≈Ќ—“¬ќ¬јЌ»≈ ћ≈’јЌ»«ћј ќЅ≈—ѕ≈„≈Ќ»я Ё ќЋќ√»„≈— ќ… Ѕ≈«ќѕј—Ќќ—“» »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

Ўевченко ћарина ќлеговна
Shevchenko Marina √ осударственный университет управлени€ State University of Management ƒоцент/Dozent E-Mail: SHMO@mail.ru
 иселева —ветлана ѕетровна
Kiseleva Svetlana √осударственный университет управлени€ State University of Management ƒоцент/Dozent  андидат экономических наук E-Mail: svetlkiseleva@yandex.ru
08.00.05 Ёкономика и управление народным хоз€йством:
экономика природопользовани€
—овершенствование механизма обеспечени€ экологической безопасности инновационной де€тельности
Improvement of ecological safety mechanism in innovation activities
јннотаци€: ¬ данной статье рассматриваютс€ вопросы обеспечени€ экологической безопасности инновационной де€тельности. јвторами обозначены проблемы экологического характера, св€занные с развитием инновационных процессов. ¬ы€влена необходимость создани€ инструментари€ экологического регулировани€ инновационной де€тельности. ¬ качестве одного из таких инструментов предлагаетс€ система обеспечени€ экологической безопасности инновационной де€тельности (—ќЁЅ»ƒ). јвторы выдел€ют и подробно описывают области устойчивости этой системы, а также предлагают показатели эффективности дл€ каждой из областей.
The Abstract: The article consideres the questions of ensuring ecological safety of innovative activities. Authors designated the problems of ecological character connected with growth of innovative processes. Need to create ecological regulation tools of innovative activity is revealed. As one of such tools the system of ensuring ecological safety of innovative activity (SEESIA) is offered. Authors allocate and in detail describe areas of stability of this system, and also offer efficiency indicators for each of areas.
 лючевые слова: »нновации, экологи€, экологическа€ безопасность, инновационна€ де€тельность, система, области устойчивости, показатели.
Keywords: Innovations, ecology, ecological safety, innovative activities, system, areas of stability, indicators.
***
—овременный этап развити€ экономики –оссии характеризуетс€ бурным развитием инновационных процессов. ќднако, траекторию реализации инновационной идеи от ее рожде-
ни€ до коммерциализации инновационного товара, диффузии его на рынке и последующей утилизации, сопровождает множество неопределЄнностей. Ёти неопределЄнности порождают социо-эколого-экономические конфликты, определ€ющие инновационную де€тельность (»ƒ) как высокорисковую. ќсобо отметим экологический риск инновационной де€тельности дл€ окружающей среды (ќ—), который предлагаетс€ понимать как веро€тность экологоэкономических потерь природных, природно-антропогенных, антропогенных систем в результате по€влени€ и развити€ инновационных процессов на различных этапах жизненного цикла инновации в заданном объеме пространства и периоде времени. —овременные услови€ и тенденции развити€ мировой экономической системы диктуют необходимость тесной интеграции инновационной и экологической политики посредством создани€ организационных, экономических, финансовых, правовых условий дл€ развити€ эколого-ориентированных инновационных процессов в экономике в рамках тесного международного сотрудничества и ориентации на международную политику в данной области.
ƒл€ совершенствовани€ экологического регулировани€ инновационной де€тельности и обеспечени€ социо-эколого-экономического баланса при инновационном развитии природнотехногенных систем необходимо формирование системы обеспечени€ экологической безопасности (ЁЅ) инновационной де€тельности (—ќЁЅ»ƒ). —оздание такой системы диктуетс€ необходимостью разработки методологических основ вы€влени€ и минимизации экологических рисков инновационной де€тельности. —ќЁЅ»ƒ должна представл€ть собой комплекс норм, мер и меропри€тий по предотвращению нанесени€ вреда экосистемам и населению со стороны инновационной де€тельности. ¬ еЄ основу следует заложить механизмы согласовани€ экономических и экологических интересов инновационного развити€, рассматриваемые как в вертикальном (федеральные, региональные, локальные), так и в горизонтальном (территориальные, ведомственные, на уровне св€зей между предпри€ти€ми) аспектах. Ѕазисом —ќЁЅ»ƒ может стать спектр областей устойчивости данной системы, каждую из которых будут определ€ть ключевые показатели, характеризующие уровень еЄ развити€ с позиции обеспечени€ экологической безопасности инновационной де€тельности. ѕод област€ми устойчивости —ќЁЅ»ƒ будем понимать те области, от которых может зависеть эффективность регулировани€ ЁЅ »ƒ.
ѕредлагаетс€ выдел€ть следующие области устойчивости —ќЁЅ»ƒ:
1. нормативно-правовое обеспечение ЁЅ »ƒ;
2. финансово-страховой сектор обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
3. наука и прогнозное моделирование и регулирование в сфере обеспечени€ ЁЅ
4. социальна€ инфраструктура сферы ЁЅ »ƒ;
5. информационное обеспечение ЁЅ »ƒ;
6. мониторинг ЁЅ »ƒ;
7. экономико-административное регулирование в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
8. методическое (методологическое) и технологическое обеспечение ЁЅ »ƒ;
9. организационно-кадровое обеспечение сферы ЁЅ »ƒ;
10. государственное управление в сфере ЁЅ »ƒ;
11. международное сотрудничество в сфере ЁЅ »ƒ;
12. образование и просвещение в сфере ЁЅ »ƒ.
Ќа рисунке схематически представлена система обеспечени€ экологической безопасности инновационной де€тельности.
–ис. —истема обеспечени€ экологической безопасности инновационной де€тельности
Ќиже рассмотрены выделенные области устойчивости —ќЁЅ»ƒ и возможные ключевые показатели по област€м.
Ќормативно-правовое обеспечение ЁЅ »ƒ (Ќѕќ)
Ќѕќ представл€ет собой совокупность правовых норм, определ€ющих создание и функционирование —ќЁЅ»ƒ. ¬ Ќѕќ можно выделить государственный уровень, в состав которого вход€т законы, указы и постановлени€, регламентирующие правовые аспекты, и ведомственный уровень, который реализуетс€ приказами, инструкци€ми и другими нормативными документами министерств, ведомств, организаций. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей Ќѕќ ЁЅ »ƒ:
1. разработанность нормативно-правовой базы в области регулировани€ ЁЅ »ƒ;
2. отсутствие противоречий в нормативно-правовом обеспечении между экологическим законодательством и законодательством в области инновационного регулировани€;
3. согласованность нормативных актов федерального и регионального уровней обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
4. степень покрыти€ регламентирующими материалами направлений и сфер обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
5. наличие правовых положений по сбору и использованию информации в области ЁЅ »ƒ;
6. посто€нное совершенствование нормативной правовой базы в области ЁЅ »ƒ;
7. нормативное правовое закрепление современных научно обоснованных методик расчета ущерба и компенсации вреда, причинЄнного в результате экологических правонарушений в процессе инновационной де€тельности;
8. наличие договорно-правовой базы дл€ осуществлени€ эффективного взаимодействи€ в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ между органами государственной власти различных уровней;
9. совершенствование нормативной правовой базы общественного экологического контрол€ »ƒ.
‘инансово-страховой сектор обеспечени€ ЁЅ »ƒ (‘——)
ќчевидно, что обеспечение ЁЅ »ƒ требует финансировани€. ‘ормирование финансовых ресурсов, их наиболее эффективное инвестирование и целенаправленное использование обеспечиваетс€ с помощью финансовых рынков. –оль страховых рынков заключаетс€ в том, что они выполн€ют функции специализированных кредитных и инвестиционных институтов. ’арактер аккумулируемых страховыми компани€ми ресурсов позвол€ет использовать временно свободные денежные средства дл€ долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. “акими возможност€ми банки, опирающиес€ на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. “аким образом, пон€тно, что обеспечение ЁЅ »ƒ должно опиратьс€ на финансовый и страховой секторы рынка. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей ‘—— обеспечени€ ЁЅ »ƒ:
1. финансирование расходов на обеспечение ЁЅ »ƒ;
2. контроль за целевым расходованием выделенных средств на обеспечение ЁЅ
»ƒ;
3. объЄмы субсидий малому и среднему бизнесу, занимающемус€ »ƒ в сфере экологии и рационального природопользовани€;
4. дол€ внебюджетных ассигнований (в общем объЄме ассигнований) предпри€ти€м инновационного направлени€ в сфере экологии и рационального природопользовани€;
5. количество венчурных фондов, работающих с инновационными проектами в сфере экологии и рационального природопользовани€;
6. объЄмы венчурных инвестиций в сферу обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
7. объЄмы инвестиций страховых компаний в »ƒ экологической направленности;
8. соотношение внутренних и иностранных сберегателей (страховых компаний), инвестирующих »ƒ экологической направленности;
9. привлечение частных инвестиций в проекты обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
10. использование механизма финансовых гарантий, включа€ экологическое страхование, дл€ обеспечени€ защиты от вреда ќ—, наносимого в результате »ƒ.
Ќаука и прогнозное моделирование и регулирование в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ
(Ќѕћ–)
¬ услови€х инновационного развити€ и его экологического регулировани€ научные исследовани€ в области ЁЅ провод€тс€ в цел€х выработки концепций, научных прогнозов и планов сохранени€ и восстановлени€ ќ—, совершенствовани€ законодательства в данной об-
ласти, создани€ нормативов и иного регулирующего инструментари€. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей Ќѕћ– в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ:
1. научно-профессиональный (квалификационный) уровень учЄных, зан€тых в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
2. уровень организации научной де€тельности в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
3. уровень развити€ стратегического планировани€ в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
4. уровень научных обоснований целевых программ в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
5. совершенствование научно-обоснованной критериальной базы обеспечени€ ЁЅ
»ƒ;
6. наличие комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозировани€ угроз экологического характера, а также негативных экологических последствий »ƒ;
7. разработанность средств моделировани€, типовых задач в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
8. разработанность моделей, алгоритмов и математических методов составлени€ и оценки прогнозов развити€ »ƒ с учЄтом еЄ вли€ни€ на ќ—;
9. методологический уровень вы€влени€ источников потенциальных угроз ЁЅ »ƒ, прогнозировани€ и анализа угроз ЁЅ »ƒ;
—оциальна€ инфраструктура сферы ЁЅ »ƒ (—»)
¬ рамках нашего исследовани€ под —» имеем в виду развитие социальной инфраструктуры »ƒ в интересах обеспечени€ ЁЅ. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей —» сферы ЁЅ »ƒ:
1. разработанность мер содействи€ развитию инфраструктуры сферы ЁЅ »ƒ;
2. дол€ трудоспособного населени€, зан€того в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
3. показатели уровн€ образовани€ работников сферы ЁЅ »ƒ;
4. показатели уровн€ материальной обеспеченности работников сферы ЁЅ »ƒ;
5. показатели уровн€ социальной защищЄнности работников сферы ЁЅ »ƒ;
6. показатели уровн€ удовлетворЄнности трудовой де€тельностью работников сферы ЁЅ »ƒ.
»нформационное обеспечение ЁЅ »ƒ (»ќ)
ќсуществление полного жизненного цикла инновации, а также его соответствие требовани€м ЁЅ, сопровождаетс€ информационно-поисковым процессом, направленным на вы€вление новых научных открытий и разработок, проведением экспертизы собранных сведений и т.д. ƒл€ этого необходимо создать надЄжную систему информационной поддержки, интегрированную в системы управлени€ разных уровней. —оответственно, информационное обеспечение должно включать различные документальные, лингвистические и прочие разделы. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей »ќ ЁЅ »ƒ:
1. степень охвата классификаторами и кодификаторами показателей и пон€тий об-
ласти ЁЅ »ƒ;
2. разработанность лингвистической базы (словарей, тезаурусов, рубрикаторов) сферы ЁЅ »ƒ;
3. наличие унифицированной системы документации сферы ЁЅ »ƒ;
4. наличие установленных каналов информационных потоков сферы ЁЅ »ƒ;
5. разработанность стандартов в области ЁЅ »ƒ;
6. разработанность статистических показателей по ЁЅ »ƒ;
7. разработанность системы сбора данных о потенциально опасных с позиций ЁЅ
объектах »ƒ;
8. информационна€ поддержка сферы ЁЅ »ƒ;
9. уровень международной интеграции информационных ресурсов в сфере ЁЅ »ƒ.
ћониторинг ЁЅ »ƒ (ћ√)
»нтенсивность процессов, происход€щих ныне в сфере инноваций, их вли€ни€ на экосистемы обусловливают необходимость регул€рного наблюдени€ за динамикой ситуации в данной сфере. ћониторинг - это специально организованное систематическое наблюдение за состо€нием каких-либо объектов.   основным задачам мониторинга относ€тс€ непрерывный контроль состо€ни€ наблюдаемого объекта, процесса, €влени€ и оперативное вы€вление причин и масштабов отклонений их состо€ни€ от желаемого. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей ћ√ ЁЅ »ƒ:
1. наличие комплекса оперативных и долговременных мер по вы€влению, предупреждению и устранению угроз ЁЅ »ƒ;
2. разработанность комплекса мер локализации и нейтрализации последствий про€влени€ угроз ЁЅ »ƒ;
3. контроль за соблюдением нормативов качества ќ— предпри€ти€ми инновационной направленности;
4. внедрение современных методов экологического мониторинга сферы »ƒ;
5. организационно-методологический уровень проведени€ государственной и общественной экологической экспертизы »ƒ.
Ёкономико-административное регулирование в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ (Ёј–)
¬ управлении сферой ЁЅ »ƒ должны примен€тьс€ как административные, так и экономические методы регулировани€. »х следует примен€ть комплексно, при приоритете экономических методов управлени€. јдминистративные меры имеют об€зательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предпри€тий, организаций, отдельных работников и население. Ёкономические методы управлени€ заключаютс€ в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулировани€, кредитов и т.п. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей Ёј– в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ:
1. эффективность экономических инструментов стимулировани€ обеспечени€ ЁЅ
»ƒ;
2. эффективность мер материального поощрени€ общественного экологического контрол€ сферы »ƒ;
3. эффективность мер государственной поддержки экологической экспертизы инновационных проектов;
4. существование специальных экономических мер обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
5. эффективность методологий экономической оценки воздействи€ на ќ— инновационных проектов;
6. осуществление контрол€ за исполнением нормативно-правовых актов в области ЁЅ »ƒ;
7. обеспечение реализации законодательных актов в области ЁЅ »ƒ;
8. эффективность правовых механизмов пресечени€ экологических правонарушений и преступлений, совершЄнных в процессе »ƒ;
9. содействие укреплению системы прокурорского надзора и реагировани€ в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
10. совершенствование методов экономического регулировани€, направленных на стимулирование де€тельности природопользователей по обеспечению ЁЅ »ƒ;
11. наличие системы ликвидации последствий негативных воздействий дл€ ќ— в результате »ƒ;
12. развитие системы добровольной сертификации и экологического страховани€ при осуществлении »ƒ;
13. эффективность налогового режима регулировани€ сферы обеспечени€ ЁЅ »ƒ.
ћетодическое (методологическое) и технологическое обеспечение ЁЅ »ƒ (ћи“ќ)
‘ункционирование любой системы или организации базируетс€ на некотором своде описаний методов, технологий де€тельности, описаний регламентов работы, пор€дка взаимодействий работников между собой и с используемыми техническими и прочими средствами. Ёто воплощаетс€ в совокупность должностных и технологических инструкций, инструкций по эксплуатации и прочих. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей ћи“ќ ЁЅ »ƒ:
1. разработанность инструкций, регламентирующих де€тельность и взаимодействие работников сферы ЁЅ »ƒ;
2. разработанность методологии повышени€ устойчивости системы ЁЅ »ƒ на соответствующем уровне (предпри€ти€, региона, иное);
3. методологическое обеспечение де€тельности в сфере ЁЅ »ƒ;
4. разработанность системы защиты от ущерба ЁЅ со стороны »ƒ;
5. разработка и внедрение методологии и методов научной оценки экологической опасности »ƒ.
6. технологический уровень реагировани€ на возникновение угрозы ЁЅ;
7. уровень технологического обеспечени€ де€тельности системы экологического мониторинга »ƒ;
8. разработанность регламентов функционировани€ —ќЁЅ»ƒ по всем направлени€м еЄ де€тельности.
ќрганизационно-кадровое обеспечение сферы ЁЅ »ƒ (ќ ќ)
”стойчивое развитие общества и, в частности, —ќЁЅ»ƒ возможно только при грамотном и эффективном использовании кадрового потенциала. –азвитие трудового потенциала должно базироватьс€ на осмыслении необходимых качеств работника, что влечЄт за собой эволюцию моделей работников, требований к качеству их подготовки. —ледующим шагом в работе с трудовыми ресурсами €вл€етс€ организаци€ подготовки кадров на базе соответствующих технологий обучени€. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей ќ ќ сферы ЁЅ »ƒ:
1. эффективность системы отбора, подготовки, переподготовки и повышени€ квалификации кадров, осуществл€ющих де€тельность в области ЁЅ »ƒ;
2. методологи€ оценки уровн€ подготовки в сфере ЁЅ »ƒ;
3. организационно-инфраструктурное обеспечение подготовки и переподготовки кадров сферы ЁЅ »ƒ;
4. реализаци€ программ повышени€ квалификации специалистов в области ЁЅ »ƒ.
5. ”ровень финансировани€ подготовки и переподготовки кадров сферы ЁЅ »ƒ.
√ осударственное управление в сфере ЁЅ »ƒ (√ ос”)
—огласно  онституции –‘, обеспечивать проведение общей государственной политики в экологической сфере на территории страны должны правительственные органы. ѕравительство –‘ проводит политику по обеспечению ЁЅ, занимаетс€ организацией охраны и рационального использовани€ природных ресурсов. —оответствующие задачи сто€т и перед органами местного самоуправлени€. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей √ ос” в сфере ЁЅ »ƒ:
1. разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти региона и органами местного самоуправлени€ в области ЁЅ »ƒ;
2. взаимодействие органов государственной власти региона с территориальными органами исполнительной власти –‘ по вопросам ЁЅ »ƒ;
3. наличие целевых программ по обеспечению ЁЅ »ƒ;
4. обеспечение эффективности государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контрол€ за реализацией »ƒ;
5. развитие технического регулировани€ »ƒ, оказывающей опасное воздействие на ќ— и на здоровье населени€;
6. достаточность бюджетного финансировани€ меропри€тий в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
7. государственное нормирование и контроль качества ќ— при осуществлении »ƒ;
8. содействие предпринимательству, развитию рынка услуг, обеспечение условий конкуренции в сфере ЁЅ »ƒ.
ћеждународное сотрудничество в сфере ЁЅ »ƒ (ћ—)
ѕроблемы охраны ќ— не ограничиваютс€ рамками отдельных стран или регионов -они имеют глобальный характер. Ќеобходимость их решени€ в мировом масштабе предполагает объединение усилий международного сообщества, развитие международного сотрудни-
чества в цел€х охраны ќ— в услови€х инновационного развити€. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей ћ— в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ:
1. реализаци€ мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организаци€ми по вопросам ЁЅ »ƒ;
2. наличие международных договоров –‘ в области охраны ќ— и обеспечени€ ЁЅ
»ƒ;
3. международный информационный обмен и участие в международных проектах по приоритетным направлени€м развити€ науки, техники и технологий в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ;
4. внедрение международных экологических стандартов, систем подтверждени€ соответстви€ экологическим требовани€м инновационных проектов;
5. эффективность мер стимулировани€ отечественных инновационно ориентированных природопользователей, сертифицированных на соответствие международным стандартам;
6. равенство экологических требований к отечественной и импортируемой инновационной продукции и услугам, и процедурам подтверждени€ их соответстви€ установленным требовани€м;
7. гармонизаци€ законодательства –‘ в части обеспечени€ ЁЅ »ƒ с международным экологическим правом.
ќбразование и просвещение в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ (ќиѕ)
Ќе вызывает сомнений то, что прин€тие всевозможных продуманных правовых, технологических, методических и прочих норм и условий не приведЄт к решающему успеху в деле защиты ќ— и обеспечени€ ЁЅ »ƒ, если в обществе не будет сформирована экологическа€ культура. ‘ормированию экологической культуры в обществе призваны помочь экологическое образование и просвещение. ѕредлагаетс€ рассмотрение и учет следующих показателей ќиѕ в сфере обеспечени€ ЁЅ »ƒ:
1. масштабность подготовки кадров в области Ђ–ациональное природопользование и ресурсосбережениеї, по направлению Ђ»нновационный менеджментї;
2. изучение вопросов ЁЅ в образовательных программах по направлению Ђ»нновационный менеджментї, в дисциплине Ђ»нновационный менеджментї;
3. изучение вопросов развити€ »ƒ по направлению ЂЁкологи€ и рациональное природопользованиеї в дисциплинах экологической направленности;
4. публикационна€ активность материалов по вопросам ЁЅ в услови€х инновационного развити€ в средствах массовой информации;
5. обеспечение непрерывного экологического образовани€ и просвещени€ населени€ в услови€х инновационного развити€;
6. практика проведени€ экологических акций, конкурсов, олимпиад и других массовых меропри€тий в области экологического образовани€ и просвещени€ в услови€х инновационного развити€;
7. подготовка и издание учебно-методических материалов с включением вопросов охраны ќ—, ЁЅ и безопасного природопользовани€ в услови€х инновационного развити€ дл€ всех уровней образовани€;
8. создание регионального банка данных инновационного педагогического опыта в области экологического образовани€ и просвещени€;
9. включение вопросов ЁЅ »ƒ в об€зательный минимум содержани€ образовательных программ в рамках национально-регионального компонента федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровн€х образовани€;
10. повышение уровн€ профессиональной компетенции руковод€щих работников сферы »ƒ через подготовку, переподготовку и аттестацию в области ЁЅ, а также повышение квалификации педагогов образовательных учреждений, специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов в области ЁЅ »ƒ.
»нновационные процессы характеризуютс€ тесной взаимосв€зью с совокупностью сфер и областей, обеспечивающих жизнеде€тельность населени€. “ака€ взаимосв€зь обуславливает согласованность целей, задач и координации действий между ведомствами всех уровней в области обеспечени€ ЁЅ »ƒ. ƒл€ повышени€ эффективности обеспечени€ ЁЅ »ƒ предлагаютс€ области устойчивости и система показателей в этой сфере в интересах общества и государства. –азвитие эколого-ориентированных инновационных процессов требует ускоренного тесного объединени€ инновационной и экологической политики в –‘. Ёто должно найти отражение в рамках средне- и долгосрочного планировани€ эколого-ориентированных инновационных проектов в национальной экономике –‘ при условии безотлагательного объединени€ усилий бизнеса, органов государственного и муниципального управлени€, науки и ¬ысшей школы, сориентированной на подготовку кадров в услови€х образовани€ в интересах устойчивого развити€.
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. ќбща€ теори€ рисков: учеб.пособие дл€ студ. высш. учеб. заведений
/я.ƒ.¬ишн€ков, Ќ.Ќ.–адаев. - 2-е изд., испр. - ћ.: »здательский центр Ђјкадеми€ї, 2008.
2. ¬ишн€ков я.ƒ.,  иселева —.ѕ. Ёколого-ориентированное инновационное развитие национальной экономики: ћонографи€. ћ.: Ђ÷Ќ»“» Ђ“ехномашї, 2009 г. - 290 с.
3. »нновационный менеджмент. ѕрактикум: учебное пособие/я.ƒ.¬ишн€ков,  .ј. ирсанов, —.ѕ. иселева. - ћ.:  Ќќ–”—, 2011. - 328 с.
4.  арабасов ё.—., „ижикова ¬.ћ. Ёкологи€ и управление: ”чебник дл€ вузов. -
ћ.: ћ»—»—, 2006.
5.  иселева —.ѕ. ».».». (»нформаци€. »нновации. »нвестиции). ћонографи€. ћ.: «јќ ‘»ƒ Ђƒеловой экспрессї, 2011.
6. ќлейник  .ј. Ёкологические риски в предпринимательской де€тельности (вопросы методологии). -ћ.: »здательство Ђјнкилї, 2002.
7. –оманов ¬. —. ћеханизм управлени€ рисками предпри€ти€ в современных услови€х хоз€йствовани€. јвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. ”ль€новский государственный университет. ”ль€новск, 2002.
–ецензент: √рызунова Ќаталь€ ¬ладимировна к.э.н, профессор каф. Ёкономических и финансовых дисциплин ћос√у

пїњ