пїњ

—ќ÷»ќЋќ√»„≈— »… —–≈« ћ≈ƒ»јѕ–≈ƒѕќ„“≈Ќ»… Ѕ≈Ћ√ќ–ќƒ— ќ√ќ ќЅў≈—“¬ј

—ќ÷»ќЋќ√»„≈— »≈ Ќј” »
—оциологический срез медиапредпочтений белгородского общества —тариков Ќ.¬.1, “рапезников —.¬.2
'—тариков Ќикита ¬итальевич / Starikov Nikita Vitalyevich - научно-исследовательский центр трансфера социокультурных
технологий, кандидат социологических наук, директор Ѕелгородский государственный институт искусств и культуры, г. Ѕелгород;
2“рапезников —ергей ¬икторович / Trapeznikov Sergey Viktorovich - отдел социальной диагностики, главный специалист сектора
социологических исследований ћј” Ђ»нститут муниципального развити€ и социальных технологийї, г. Ѕелгород
јннотаци€: привод€тс€ итоги интерпретации результатов социологического опроса населени€ города Ѕелгорода об отношении к средствам массовой информации. јнализируютс€ уровни попул€рности и довери€ белгородским —ћ» в каждом сегменте медиарынка.
Abstract: results of interpretation of results of sociological poll of Belgorod population about the relation to mass media are given. Popularity and trust levels of Belgorod mass media in each segment of the media market are analyzed.
 лючевые слова: средства массовой информации, социологическое исследование, медиапредпочтени€, телевидение, газеты, журналы, информационные агентства, общественное мнение.
Keywords: mass media, sociological research, media preferences, television, newspapers, magazines, information agencies, public opinion.
Ќаиболее благопри€тное врем€ дл€ объективного анализа медиапредпочтений городского социума - период между избирательными кампани€ми, когда активность местных —ћ» не гипертрофирована в силу политической ангажированности большинства из них, а находитс€ на своем привычном усредненном уровне. ƒл€ белгородского общества такой период наступил в освобожденном от выборов 2014 году; следовательно, стало возможным без огл€дки на политические факторы формировани€ медиаспроса и предложени€ провести исследование попул€рности муниципальных —ћ». ѕроведенное нами социологическое исследование включало анкетный опрос 1200 респондентов - жителей города Ѕелгорода в 27 городских территори€х по многоступенчатой квотной выборке.
Ќапомним, что предыдущий социологический замер проводилс€ в городе в 2011 году ÷ентром социальных технологий Ќ»” ЂЅел√”ї, при этом социальна€ реальность заметно изменилась, и не последнюю роль в этом сыграли как раз прошедшие с того времени п€ть избирательных кампаний, в которых местные —ћ» принимали активное участие. ¬ св€зи с этим опубликованные только в 2013 году Ѕ.¬. «аливанским в журнале Ђ¬ластьї результаты того опроса, к сожалению, нельз€ было считать своевременными [1]. “ем не менее, не умал€€ научную значимость представленных вузовским социологом данных, подчеркнем, что их публикаци€ позволила нам отследить динамику медиапредпочтений по р€ду позиций нашего исследовани€.
»так, проведенное исследование было призвано определить основные источники получени€ информации жител€ми города Ѕелгорода, диагностировать те из них, которым они довер€ют в большей степени. ¬ этой св€зи интересным представл€етс€ нахождение общероссийского ориентира в результатах схожего по тематике социологического опроса, проведенного ¬сероссийским центром изучени€ общественного мнени€ (¬÷»ќћ) в августе 2013 года в 42 субъектах –‘. —огласно этим данным, по уровню довери€ в качестве источника информации »нтернет занимает второе место (22%) после телевидени€ (60%). ћеньшим доверием пользуетс€ пресса (7%), радио довер€ют 4% [2]. — опорой на ориентир ¬÷»ќћа был разработан инструментарий дл€ нашего опроса, таким образом, стало возможным сопоставить усредненное общероссийское мнение с белгородским.
¬ городе Ѕелгороде ситуаци€ несколько ина€. “акже большинство белгородцев довер€ет информации телевизионных —ћ» - это относитс€ как к центральному (49,92%), так и к региональному (местному) телевидению (49,83%). Ќа третьем и четвертом местах - центральна€ (39,25%) и региональна€ (местна€) пресса (38,75%). ¬ отличие от ситуации в целом по стране, »нтернет в городе пока не пользуетс€ особым доверием (35,17%). Ќо меньше всего довери€ вызывают зарубежные —ћ» (19,83%).  роме того, в их отношении отмечаетс€ и самый высокий рейтинг недовери€ (50,50%).
÷ентральному телевидению довер€ют в основном граждане среднего и предпенсионного возраста (30-39 лет - 57,49%; 50-59 лет - 52,47%). Ќе довер€ют ему в основном молодые люди (40,00%) и пенсионеры (45,49%). „то касаетс€ регионального телевидени€, то здесь выдел€етс€ наибольшее недоверие в группах в возрасте до 29 лет (41,43%) и 30-39 лет (39,13%).
–егиональным и местным газетам в большей степени довер€ет старшее поколение горожан (45,92%), а недоверие к ним чаще испытывает молодежь (47,71%). јнализ уровн€ довери€ в разрезе социально-профессиональной принадлежности респондентов показывает, что наиболее высокий уровень довери€ региональной и местной печатной прессе у работников финансово-кредитных организаций (48,78%), работников бюджетной сферы (от 47% до 53% в зависимости от отрасли), предпринимателей (46,94%), работников сферы ∆ ’ (46,67%). Ќе довер€ют, в основном, работники транспорта (уровень недовери€ - 57,50%), военнослужащие (50%), безработные (48,28%), студенты (46,74%) и домохоз€йки (46,27%).
—нова обратимс€ к данным ¬÷»ќћ, согласно которым в целом по –оссии, телевидение - наиболее востребованный источник новостей - 60%. »нтернет - второй по попул€рности источник получени€ информации о событи€х в стране
после телевидени€. “ак, из сетевых источников предпочитают узнавать новости 23% опрошенных. ќстальные разновидности —ћ» востребованы меньше: так, например, из газет узнают новости всего 7% опрошенных. –адио предпочитают в качестве основного источника информации лишь 5%. ≈сли рассматривать разговоры с людьми в качестве источника информации, то вы€сн€етс€, что он наименее востребованный (4%) по сравнению с другими —ћ» [2].
¬ Ѕелгороде на вопрос: Ђ„то дл€ ¬ас €вл€етс€ главным источником новостей о событи€х в городе?ї большинство респондентов также ответили, что это телевидение (43,17%). √азеты, журналы и радио также не €вл€ютс€ у белгородцев основным источником получени€ информации - таблица 1.
“аблица 1.
√лавные источники новостей о событи€х в –оссии/городе
–осси€ Ѕелгород
“елевидение 60% 43.17%
»нтернет 23% 19.17%
√азеты, журналы 7% 4.00%
–адио 5% 4.50%
–азговоры с людьми 4% 18.75%
¬ сравнении с результатами ¬÷»ќћа, разговоры с людьми дл€ белгородцев имеют более высокую информативность - в городе этот показатель равен 18,75%.
“ака€ значимость неформальных источников косвенно свидетельствует об ограниченной информативности официальных городских —ћ». Ѕелгородцы черпают новости из разговоров, веро€тно по той причине, что “¬, газеты и радио не в состо€нии удовлетворить информационные потребности аудитории в полной мере. “акое положение дел актуализирует постановку вопроса о проведении маркетинговых исследований потребительских информационных запросов со стороны городских —ћ».
ѕроанализируем рейтинги местных —ћ» в каждом из сегментов медиарынка
—реди телевизионных каналов в зрительском рейтинге лидируют “  Ђћир Ѕелогорь€ї и √“–  ЂЅелгородї. “елеканал ЂЅелгород 24ї смотрит приблизительно каждый п€тый белгородец - таблица 2.
“аблица 2. –ейтинг телевизионных —ћ»
абс. %
√“–  ЂЅелгородї 440 36.67%
“  Ђћир Ѕелогорь€ї 457 38.08%
“елеканал ЂЅелгород 24ї (“  ЂЅелый городї) 256 21.33%
Ќе смотр€т белгородские телеканалы 351 29.25%
∆енщины, как правило, €вл€ютс€ более активной аудиторией местных телеканалов (среди женщин посто€нными зрител€ми €вл€ютс€ 56,50%, а среди мужчин - 43,50%). „аще других смотр€т местные программы представители самой младшей (до 29 лет) и самой старшей (60 лет и старше) категорий телезрителей (29,17% и 19,42% соответственно).
Ќаиболее востребованы местные телепрограммы среди пенсионеров (23,75%), студентов (15,33%), работников сферы торговли (8,75%). ј наименее - среди работников учреждений социальной защиты (0,92%), работников спортивной сферы (1,00%), работников св€зи (1,08%).
ѕомимо определени€ рейтингов телеканалов, исследование предусматривало изучение уровн€ довери€ населени€ каждому из них. ¬ итоге вы€снилось, что “  Ђћир Ѕелогорь€ї довер€ет 22,83% белгородцев, √“–  ЂЅелгородї -22,25%, телеканалу ЂЅелгород 24ї - 11,58%.
јнализ востребованности среди белгородцев печатных средств массовой информации (газет) указывает на наибольшую попул€рность газеты Ђ∆итье-Ѕытьеї. ≈е читают 20,33% участников опроса. »з предложенных в анкете вариантов реже всего горожане читают газету Ђ√олос Ѕелогорь€ї (3,00%), котора€ безоговорочно проигрывает на рынке желтой прессы лидеру рейтинга. √руппа общественно-политических —ћ» расположилась в середине списка во главе с газетой местных органов власти ЂЌаш Ѕелгородї (10,75% читателей). ѕри всем при этом, подавл€юща€ часть горожан вообще никогда не читает местных газет (41,67%) - таблица 3.
“аблица 3. –ейтинг газет
 оличество
абс %
Ђ∆итье-Ѕытьеї 244 20.33%
ЂЌаш Ѕелгородї 129 10.75%
ЂЅелгородска€ правдаї 109 9.08%
ЂЅелгородские извести€ї 96 8.00%
Ђ омсомольска€ правдаї - Ѕелгород 90 7.50%
Ђ—менаї 68 5.67%
Ђ√олос Ѕелогорь€ї 36 3.00%
Ќе читают белгородские газеты 500 41.67%
ќтметим, что лидерство Ђ∆итье-Ѕытьеї в рейтинге местных газет вполне ожидаемо. Ёто издание имеет информационно-развлекательный характер и рассчитано на удовлетворение довольно простых (житейских) потребностей обывател€. ќчевидно, именно такие запросы доминируют у белгородских потребителей —ћ», которые мало интересуютс€ политикой или общекультурными проблемами, но воспринимают газету как своего рода Ђлегкое чтивої. Ќа этот факт обращал свое внимание и Ѕ.¬.«аливанский, интерпретиру€ результаты исследовани€ трехлетней давности. “огда, напомним, Ђ∆итье-Ѕытьеї регул€рно читали 12,26% белгородцев, периодически - 13,11% [1, 139].
—реди тех, кто предпочитает регул€рно получать информацию из местных газет, несколько больше женщин (56,50% против 43,50% респондентов-мужчин). „аще других читател€ми местных газет €вл€ютс€ представители самой старшей (60 лет и старше) возрастной категории. —реди них только 22,32% не читают никаких газет.  роме того, результаты исследовани€ позвол€ют говорить о некоторой закономерности, котора€ заключаетс€ в том, что чем младше возраст респондентов, тем меньше они читают газеты - рисунок 1.
61,43%
I-1-1-1-1-1
ƒо 29 лет 30 -39 лет 40 -49 лет 50 -59 лет 60 лет и
старше
–ис.1. Ѕелгородцы, не читающие местные газеты
»зучение уровн€ довери€ населени€ каждой из газет показало, что ЂЌашему Ѕелгородуї довер€ет 5,25% белгородцев; ЂЅелгородским извести€мї - 3,92%; Ђ—менеї - 1,92%; ЂЅелгородской правде - 5,33%ї; газете Ђ∆итье-Ѕытьеї - 8,50%; Ђ омсомольской правдеї - 3,25%; Ђ√олосу Ѕелогорь€ї - 1,50%.
 ак показывают результаты исследовани€, журналы среди жителей города пользуютс€ незначительным спросом (76,17% респондентов вообще не читают никаких журналов). ”словно наиболее попул€рным €вл€етс€ Ђ—татус Ѕелгородаї. ≈го читают 5,25% участников опроса. Ќемногим меньше, но примерно в равной степени распределились предпочтени€ белгородцев между журналами ЂќнќЌасї, ЂЅелгородское бизнес-обозрениеї, Ђ¬е1єаЅџопї - таблица 4.
“аблица 4. –ейтинг журналов
 оличество
абс. %
Ђ—татус Ѕелгородаї 63 5.25%
ЂќнќЌасї 34 2.83%
ЂЅелгородское бизнес-обозрениеї 25 2.08%
Ђ¬е1єаЅџопї 33 2.75%
Ќе читают белгородские журналы 914 76.17%
¬сего 1200 100.00%
—реди тех, кто предпочитает читать местные журналы, больше женщин (61,54% против 38,46% респондентов-мужчин).
–аспределение ответов в зависимости от возраста респондентов позволило определить, что журналы чаще других читает молодежь - 44,76%. — увеличением возраста респондентов интерес к местным журналам планомерно снижаетс€ - рис. 2.
44.76%
25.17%
6.99%
ƒо 29лет 30-39лет 40-49лет 50-59лет бќлетистарше
–ис.2. Ѕелгородцы, читающие местные журналы
ћестные журналы чаще всего выбирают студенты (23,08%). Ќо здесь также необходимо отметить, что попул€рность одного и того же журнала может быть не одинаковой в различных социально -профессиональных группах. Ёто зависит и от профессиональных потребностей горожан. “ак, например, среди тех респондентов, которые читают журнал ЂЅелгородское бизнес-обозрениеї, большинство - предприниматели и работники сферы торговли.
ѕомимо определени€ рейтингов местных журналов, исследованием был диагностирован уровень довери€ данным издани€м. ќднако полученные рейтинги довери€ варьируютс€ в пределах статистической погрешности: Ђ¬еЎаЅџопї довер€ет 0,92% белгородцев, ЂЅелгородскому бизнес-обозрениюї - 1,08%, ЂќнќЌасї - 0,50%, Ђ—татусу Ѕелгородаї -0,83%.
»нтернет-—ћ» в качестве источника информации белгородцами используютс€ значительно реже, чем телевидение и газеты.   информации, размещенной на сайте »нформационного агентства ЂЅел–”ї обращаютс€ 14,67% опрошенных. Ќемногим меньше пользователей получают информацию с интернет-портала ЂЅелЌовостиї (11,83%). ћенее востребованным €вл€етс€ портал информационного агентства Ђћедиатронї (1,83%) - таблица 5.
“аблица 5.
–ейтинг местных интернет-—ћ»
 оличество
абс. %
»нтернет-портал ЂЅелгородские новостиї (belnovosti.ru) 142 11.83%
»ј ЂЅел.–уї 176 14.67%
ћедиатрон (mediatron.ru) 22 1.83%
∆ивой Ѕелгород (BeLive.ru) 35 2.92%
»нтернет-портал Ђћир Ѕелогорь€ї (mirbelogorya.ru) 67 5.58%
Ќе посещают сайты белгородских интернет-—ћ» 617 51.42%
ќсновными факторами, определ€ющими выбор респондентов в пользу »нтернет-источников информации, €вл€ютс€ возраст и уровень образовани€ респондентов. “ак, среди молодежи »нтернет-ресурсы интересны 49,17% респондентов, а среди представителей самой старшей категории только 2,76% - таблица 6.
“аблица 6.
јудитори€ местных интернет-—ћ» в зависимости от возраста респондентов
»нтернет -портал ЂЅел√оро дские новостиї (№…ѕќ”ќЅ! гги) »ј ЂЅел.–уї ћедиатрон (те&а1гоп.г и) ∆ивой Ѕелгород (BeLive.ru) »нтернет-портал Ђћир Ѕелогорь€ї (тк№е^огу а.ги) ¬сего
ƒо 29 50.00% 47.16% 40.91% 71.43% 53.73% 49.17%
лет
30 - 39 21.83% 28.98% 27.27% 11.43% 10.45% 24.31%
лет
40 - 49 13.38% 13.07% 18.18% 8.57% 17.91% 13.81%
лет
50 - 59 11.97% 6.82% 9.09% 5.71% 14.93% 9.94%
лет
60 лет и 2.82% 3.98% 4.55% 2.86% 2.99% 2.76%
старше
¬сего 100.00% 100.00% 100.00% 100.00% 100.00% 100.00%
√ораздо чаще других информацию из местных интернет-—ћ» получают студенты (26,64%).
¬ целом, местные интернет-источники информации пока уступают по размеру аудитории печатным и телевизионным, однако имеют растущий потенциал, так как в основном их используют молодые белгородцы. ј вот рейтинги довери€ интернет-—ћ» весьма невелики: »ј ЂЅел.–”ї довер€ет 6,33% респондентов, порталам Ђћир Ѕелогорь€ї и ЂЅелгородские новостиї - по 2%, остальным - менее 1% опрошенных.
ѕодвод€ итоги, отметим, что проведенный социологический срез демонстрирует весьма очевидную поддержку местных —ћ» со стороны самой младшей (интернет-—ћ», журналы) и самой старшей (телевидение, газеты) аудиторий. »сточники информации, рассчитанные на людей среднего возраста, пока не освоили свой рынок даже на треть. ќбращает на себ€ внимание также невысока€ попул€рность интернет-—ћ» и в целом недоверие »нтернету как источнику информации, особенно в сравнении с общероссийскими показател€ми.
Ћитература
1. «аливанский Ѕ.¬. ћуниципальные средства массовой информации в воспри€тии городского сообщества // ¬ласть. 2013. є5. с.139-143.
2. Ђќнлайн и офлайн: откуда получают информацию росси€неї: ѕресс-выпуск є2370 // ¬сероссийский центр изучени€ общественного мнени€ [Ёлектронный ресурс]
URL: http://wciom.ru/index.php?id= 515&uid=114345. (ƒата обращени€: 17.07.2014).

пїњ