СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА

УДК 378 . 147.88 ББК Ч48-951.266
А. В. Анисимова
Екатеринбург
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОДХОДА
ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: студенческая практика; информация; модель; сопровождение; информационный подход.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается содержание сопровождения студенческих практик; раскрывается сущность информационного подхода как основы данного педагогического процесса. Предлагаются компоненты содержательной модели сопровождения студенческой практики.
A. V. Anisimova
Ekaterinburg
SUPPORT OF PRACTICE OF FUTURE EXPERTS IN THE SOCIAL SPHERE IN THE CONTEXT OF INFORMATION APPROACH
KEY WORDS: student's practice; the information; the model; support; the information approach.
ABSTRACT. The content of support of students’ practices is discussed, the essence of the information approach as the basis of the educational process is revealed. The components of the content model of student support practices are presented.
Учебная деятельность студента не ограничивается лекциями. Для закрепления полученных знаний необходимы практические занятия. В современной ситуации, когда отечественная система образования претерпевает значительные изменения, практика в любых ее проявлениях имеет важное значение для учащихся высшей школы. Особую актуальность приобретает моделирование сопровождения студенческой практики будущих специалистов социальной сферы в области социальной педагогики и социальной работы в контексте информационного подхода.
Преддипломная практика как часть основной образовательной программы будущих специалистов социальной работы является завершающим этапом
© Анисимова А. В., 2011
обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения. Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики. Эти положения зафиксированы в стандарте второго поколения. В формулировках проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «социальная работа», квалификация «бакалавр» нет оснований для отказа от уже существующей системы организации практик по специальности. Важное отличие в стандарте бака-
лавриата и магистратуры — позиционирование практики и научно-исследовательской деятельности. Магистратура предполагает, что это два совершенно самостоятельных направления, а в бакалавриате разделом учебной практики может являться научно-исследова-
тельская работа обучающегося. Особо отмечено предоставление возможности обучающимся высшего учебного заведения осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научнотехнической информации по теме или заданиям практики [7] .
Практика — это первый опыт вхождения будущего специалиста в профессиональную деятельность. Специфика данного процесса складывается из нескольких важных моментов: социокультурного фона учреждения, где проходит практика; личностных характеристик практиканта; позиции вуза в отношении практики как части образовательной программы по специальности. Позиция вуза может быть разной, и базируется она, как правило, на представлениях о сущности практики. В самом общем виде практика студентов является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретения необходимых умений практической работы по специальности. О. А. Абдуллина, например, рассматривая сущность практики, подчеркивает необходимость ее взаимосвязи с изучением теоретических курсов, актуализации ранее усвоенных знаний, их синтезирования, выделяет необходимость целостного характера руководства практикой [1]. В. В. Краевский считает, что исходным пунктом построения системы связи педагогической науки и практики будет педагогическая действительность [6].
Выделенные факторы — актуальность и синтез теоретических знаний, а также педагогическая действительность диктуют сегодня пересмотр места и роли практики как учебной дисциплины в основных образовательных программах по огромному количеству специальностей, в том числе и по специальностям «Социальная работа» и «Ссоциальная педагогика». Особое ме-
сто в реализации практик по специальности приобретает сопроводительный характер взаимодействий преподавателя вуза и студента-практиканта. Сама практика как деятельностная форма освоения профессионально значимой информации требует более тщательного рассмотрения сути информации и процессов ее предоставления в профессиональном образовании. Кратко остановимся на понятиях «информация» и «сопровождение».
Информация стала одним из важнейших стратегических управленческих ресурсов наряду с человеческим, финансовым, материальным ресурсами. Ее производство и потребление составляют необходимую основу эффективного функционирования и развития различных сфер общественной жизни. Информация — это уже не только фактор обладания новыми знаниями и критерий образованности, но и средство сопровождения товаров и услуг, заключения сделок, подтверждения событий и фактов.
И. Л. Бачило считает, что информация становится поистине новым источником энергетики человеческого бытия — такого ресурса, который самым тесным образом связан с самим обществом и его отдельными составляющими. Информация улавливается и создается, используется и снова воспроизводится в прежней своей форме. Это неиссякаемый источник познания и изменения окружающего мира [3] .
Даже самое общее определение информации как набора «сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» [4] говорит об объемности самого явления. Явления, которое в силу своей масштабности и многогранности уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т. д.
В контексте профессиональной подготовки нужно отметить признаки значимой информации для будущего специалиста социальной сферы. Это «сведения, необходимые сообществу людей для принятия решения, связанного с реализацией прав и законных интересов, в отношении которых (све-
дений) в нормах законодательства установлена обязанность их обладателя предоставить такие сведения самостоятельно или в связи с обращением заинтересованных лиц» [5].
Статус социально значимой получает правовая, экологическая информация; информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и имеющая значение для жизнеобеспечения (здоровья) населения (за исключением информации, имеющей значение только для конкретного человека); информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев, архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией; часть массовой информации [5].
Исключение «информации, имеющей значение только для конкретного человека» не соответствует специфике профессий «Социальная работа» и «Социальная педагогика». Информация такого характера приобретает особое значение для этих специалистов.
Значимой для будущих специалистов социальной сферы информацией можно назвать весь информационный массив, предназначенный для обеспечения процесса организации и прохождения различных видов практики, независимо от ее позиционирования в структуре основной образовательной программы и поколения образовательного стандарта и независимо от того, к какому количеству людей она имеет непосредственное отношение.
Передаваться значимая информация может двумя путями: либо при помощи личных контактов, личного участия студента, преподавателя, специали-ста-практика в процессе передачи информации (выступление на конференции, переписка, личная беседа и т. д.), либо при опосредованной передаче — при помощи научно-технической литературы или средств цифровых технологий.
Сегодня при обосновании моделей и механизмов реализации различных процессов наука, в том числе и педаго-
гическая, все чаще обращается к информационному подходу как особому подходу в познании действительности. Этот подход основан на рассмотрении окружающих нас явлений с точки зрения происходящих в них информационных процессов, умения взглянуть на мир через призму информационных представлений. Можно сказать, что информационный подход применяется к конкретному и специфическому предмету исследований — научной информации. Рассмотрение окружающих нас явлений с точки зрения происходящих в них информационных процессов не единственное требование. Одновременно подход включает в себя совокупность специфических идей и комплекс общенаучных математических средств исследования. В нашем случае можно говорить о том, что специфику идей будет диктовать специфика профессиональных областей, в рамках которых идет подготовка будущих профессионалов, а математические (в том числе цифровые) средства обеспечивают универсальность подхода, его общенаучное значение [2].
В связи с существующим построением логики практик и требованиями грядущего стандарта серьезную роль в работе с информацией играет сопровождение будущих специалистов социальной сферы в процессе подготовки к студенческим практикам и их прохождения.
В нашем понимании смыслом и целью сопровождения процесса профессиональной подготовки специалистов будет предотвращение/ предвосхищение явных неудач в профессиональной области тех, кто только приступает к активной сознательной деятельности. Роль преподавателя, руководителя практики от вуза, бесспорно, будет иметь поддерживающий, наставнический характер.
Итак, информационное сопровождение студенческой практики включает в себя систему педагогических действий преподавателя — руководителя практики от вуза (тьютора), связанную с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на различных этапах практики (учебной, производственной или какой-
либо другой), оказанием оперативной помощи во время выполнения работы и внесения корректив в любые значимые элементы процесса прохождения практики студентом (организация практики, деятельность студента, информационный фон и т. д.).
Основной инструмент в системе педагогических действий преподавателя — профессионально значимая информация, предоставляемая студентам на всех этапах информационного сопровождения практики и в самых разных ее вариантах.
Отметим, что при разработке стратегии информационного сопровождения нельзя сужать представление о системе передачи информации до технических средств, облегчающих хранение и воспроизведение электронного варианта информационного массива.
Одновременно именно эти технические средства являются вещественным представлением комплекса общенаучных математических средств сопровождения профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы.
Все перечисленные теоретические положения мы положили в основу создания модели информационного сопровождения практики студентов — будущих специалистов социальной сферы — в Уральском государственном педагогическом университете (см. рис.). Содержательные элементы модели реализуются при сопровождении практики студентов будущих специалистов социальной работы и социальных педагогов.
Модель предполагает наличие трех неразрывных компонент: инфологиче-ской компоненты, компонент «сопровождающий» и «сопровождаемый».
Сопровождаемый — это студент, будущий специалист социальной сферы. Его потребности в информации, ее характере, направленности и объеме детерминируют характер сопровождения.
В качестве сопровождающего выступают одновременно и педагог вуза, и специалист-практик. Это обстоятельство фиксирует характер их взаимодействий и отношений.
Самыми продуктивными являются партнерские взаимодействия. Это усло-
вие принципиально и определяет некоторые особенности сопровождения практики студентов на местах.
Инфологическая компонента самая сложная по структуре, поэтому требует отдельного подробного рассмотрения. Но практика реализации информационного сопровождения дала нам приблизительную структуру.
Информация, наиболее часто актуализируемая нашими руководителями практики, носит нормативно-правовой, содержательный и мотивационно-ценностный характер.
Нормативно-правовая информация — это данные о законодательных и подзаконных актах, а также о различного рода нормативах как в профессиональной области (социальная работа или социальная педагогика), так и в других областях (психология, экономика, экология и др.).
Содержательный характер информации — это данные по профессии (т. е. специализированная информация о технологиях работы специалистов конкретных учреждений, о структуре системы специализированных учреждений, о должностях и требованиях к их соискателям и пр.).
Мотивационно-ценностный характер информации требуется тьютору и ментору для объективной оценки личности студента и выстраивания адекватного подхода к каждому конкретному практиканту.
Модель предполагает следующее:
- распространение значимой информации на всех этапах процесса прохождения практики студентом;
- помощь студентам в работе с учебной информацией, связанной со сбором, обработкой и доставкой необходимой профессионально значимой ее составляющей;
- обеспечение студентов суперинформированностью в поле ЗУНов, актуализирующихся по мере вхождения ими в каждодневную практику деятельности по профессии;
- обеспечение студентов необходимой информацией в максимально удобном виде; активизацию интеллектуальной деятельности студентов.
ИНФОЛОГИЧЕСКИИ
Рис. Содержательная модель информационного сопровождения практики студентов
В рамках реализуемой модели процесс информационного сопровождения студентов в период прохождения практики идет по двум каналам. Первый канал
— «преподаватель — студент» (назовем его «информирование студента»), содержательно это учебный теоретический канал, а преподаватель является транслятором объема учебной информации (в контексте «должно быть»). Второй канал
— «профильное учреждение — студент», содержательно это учебный эмпирический канал в контексте «это происходит так», а преподаватель координирует когнитивную деятельность студента по освоению профессиональных практик. Механизмы реализации сопровождения различаются в зависимости от запроса практиканта и ситуации, в которой взаимодействуют в этот момент сопровождаемый и сопровождающий. Принципиально возможные варианты и порядок сопровождения показаны на рисунке стрелками. В рамках модели учтены сложившиеся в процессе прохождения сту-
дентами производственной практики и способствующие ее информационной открытости формы взаимодействия: обратная связь — система получения информационных запросов или конкретных вопросов студентов посредством электронной почты или при личном контакте; вопрос — ответ — учет в консультационной деятельности преподавателя наиболее часто задаваемых вопросов (важно уделять внимание актуальным вопросам и темам, которые интересуют студентов, и комментировать их в группе в режиме превенции); публичные мероприятия — установочная и итоговая конференции, печатные издания по результатам работы; веб-конференции — возможность проведения в режиме online интерактивных встреч со студентами-коллегами из других вузов. Ресурсами информационного сопровождения в рамках данной модели являются:
- информационные потенциалы 1) тьютора (реализуется через непосредственное общение в режиме
консультации по методическим дням) и 2) ментора — руководителя практики от учреждения, (реализуется в процессе практической деятельности на рабочем месте);
- цифровые ресурсы — поисковые системы, сайты отечественных вузов, страницы свободного доступа сайтов библиотек страны, официальные сайты учреждений системы социальной защиты населения и других социальных учреждений.
Для владеющих иностранными языками спектр сайтов расширяется.
Основные форматы файлов ресурсов DjVu и PDF (Portable Document Format)
(данные визуально-текстовые форматы наиболее приемлемы, так как очень удобны в использовании и приняты мировым сообществом по стандартам сканированных документов), а также CHM [Compiled HtMl] — формат, жестко структурирующий электронное печатное издание. Учитывая традиционную поэтапную реализацию студенческих практик, назовем некоторые инструменты информационного сопровождения. На подготовительном этапе в работе тьюторов применяется компьютерная база данных учреждений-баз практики города Екатеринбурга и Свердловской области. Программа помогает студенту определить: 1) тип учреждения, наиболее отвечающего его учебным интересам; 2) конкретное учреждение, где студент желает пройти
ЛИТЕРАТУРА
1. АБДУЛЛИНА О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М. : Просвещение, 1990.
2. АНИСИМОВА А. В., ИГОШЕВ Б. М. Информационный подход в сопровождении студенческих практик // Педагогическое образование и наука : в 2 ч. / МПГУ ; МАНПО. М., 2010. Ч. 1.
3. БАЧИЛО И. Л. Гражданское общество в зеркале информационной среды // Информационное право и становление основ гражданского общества в России: материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. М., 2008.
4. ГЛОССАРИЙ.ги : философский словарь / Портал Словари Online. URL: http://www. glossary. ru/, свободный.30.03.10.
5. ГРОШИКОВ К. К. Уголовная ответственность за утаивание социально значимой информации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : защищена 16. 10.09. М., 2009.
6. КРАЕВСКИЙ В. В. Методология педагогики : пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2001.
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 42б — социальная работа, квалификация бакалавр социальной работы : стандарт специальности / Федеральный портал Российское образование. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/okso fgos.plx, свободный. 01.07.10.
практику. Другой инструмент — методика расчета рейтинга учреждений-баз практики, позволяет преподавателю первоначально охарактеризовать данное конкретное учреждение в момент его выбора студентом. В процессе самой практики проводится цикл семинаров по запросам студентов-практикантов. Темы наиболее часто запрашиваемых семинаров: «Научная статья: особенности стиля и технологии написания», «Литературно-техническое оформление письменных студенческих работ», «Нормативно-правовые аспекты профессиональной деятельности: нововведения». Таким образом, информационный подход в реализации студенческих практик как особый подход в познании действительности заключается в рассмотрении окружающих явлений с точки зрения происходящих в них информационных процессов. При его применении необходимо учитывать специфику идей, которые будет диктовать специфика профессиональной области, по которой идет подготовка будущего профессионала, а математические (в том числе цифровые) средства обеспечат универсальность подхода, его общенаучное значение.
Предлагаемая содержательная модель информационного сопровождения практики будущих специалистов социальной сферы поможет систематизировать сопроводительную работу педагогов и практиков.
Статью рекомендует д-р филос. наук, проф. В. В. Байлук