пїњ

—ќѕ–ќ¬ќ∆ƒ≈Ќ»≈ ѕ–ј “» » Ѕ”ƒ”ў»’ —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ… —‘≈–џ ¬  ќЌ“≈ —“≈ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ√ќ ѕќƒ’ќƒј

”ƒ  378 . 147.88 ЅЅ  „48-951.266
ј. ¬. јнисимова
≈катеринбург
—ќѕ–ќ¬ќ∆ƒ≈Ќ»≈ ѕ–ј “» » Ѕ”ƒ”ў»’ —ѕ≈÷»јЋ»—“ќ¬ —ќ÷»јЋ№Ќќ… —‘≈–џ ¬  ќЌ“≈ —“≈ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌќ√ќ ѕќƒ’ќƒј
√—Ќ“» 14.35.07  од ¬ј  13.00.02  Ћё„≈¬џ≈ —Ћќ¬ј: студенческа€ практика; информаци€; модель; сопровождение; информационный подход.
јЌЌќ“ј÷»я. –ассматриваетс€ содержание сопровождени€ студенческих практик; раскрываетс€ сущность информационного подхода как основы данного педагогического процесса. ѕредлагаютс€ компоненты содержательной модели сопровождени€ студенческой практики.
A. V. Anisimova
Ekaterinburg
SUPPORT OF PRACTICE OF FUTURE EXPERTS IN THE SOCIAL SPHERE IN THE CONTEXT OF INFORMATION APPROACH
KEY WORDS: student's practice; the information; the model; support; the information approach.
ABSTRACT. The content of support of studentsТ practices is discussed, the essence of the information approach as the basis of the educational process is revealed. The components of the content model of student support practices are presented.
”чебна€ де€тельность студента не ограничиваетс€ лекци€ми. ƒл€ закреплени€ полученных знаний необходимы практические зан€ти€. ¬ современной ситуации, когда отечественна€ система образовани€ претерпевает значительные изменени€, практика в любых ее про€влени€х имеет важное значение дл€ учащихс€ высшей школы. ќсобую актуальность приобретает моделирование сопровождени€ студенческой практики будущих специалистов социальной сферы в области социальной педагогики и социальной работы в контексте информационного подхода.
ѕреддипломна€ практика как часть основной образовательной программы будущих специалистов социальной работы €вл€етс€ завершающим этапом
© јнисимова ј. ¬., 2011
обучени€ и проводитс€ после освоени€ студентами программы теоретического и практического обучени€. ”чебна€ и производственна€ практики могут осуществл€тьс€ как непрерывным циклом, так и путем чередовани€ с теоретическими зан€ти€ми по дн€м (недел€м) при условии обеспечени€ св€зи между теоретическим обучением и содержанием практики. Ёти положени€ зафиксированы в стандарте второго поколени€. ¬ формулировках проекта ‘едерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образовани€ по направлению Ђсоциальна€ работаї, квалификаци€ Ђбакалаврї нет оснований дл€ отказа от уже существующей системы организации практик по специальности. ¬ажное отличие в стандарте бака-
лавриата и магистратуры Ч позиционирование практики и научно-исследовательской де€тельности. ћагистратура предполагает, что это два совершенно самосто€тельных направлени€, а в бакалавриате разделом учебной практики может €вл€тьс€ научно-исследова-
тельска€ работа обучающегос€. ќсобо отмечено предоставление возможности обучающимс€ высшего учебного заведени€ осуществл€ть сбор, обработку, анализ и систематизацию научнотехнической информации по теме или задани€м практики [7] .
ѕрактика Ч это первый опыт вхождени€ будущего специалиста в профессиональную де€тельность. —пецифика данного процесса складываетс€ из нескольких важных моментов: социокультурного фона учреждени€, где проходит практика; личностных характеристик практиканта; позиции вуза в отношении практики как части образовательной программы по специальности. ѕозици€ вуза может быть разной, и базируетс€ она, как правило, на представлени€х о сущности практики. ¬ самом общем виде практика студентов €вл€етс€ составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучени€, приобретени€ необходимых умений практической работы по специальности. ќ. ј. јбдуллина, например, рассматрива€ сущность практики, подчеркивает необходимость ее взаимосв€зи с изучением теоретических курсов, актуализации ранее усвоенных знаний, их синтезировани€, выдел€ет необходимость целостного характера руководства практикой [1]. ¬. ¬.  раевский считает, что исходным пунктом построени€ системы св€зи педагогической науки и практики будет педагогическа€ действительность [6].
¬ыделенные факторы Ч актуальность и синтез теоретических знаний, а также педагогическа€ действительность диктуют сегодн€ пересмотр места и роли практики как учебной дисциплины в основных образовательных программах по огромному количеству специальностей, в том числе и по специальност€м Ђ—оциальна€ работаї и Ђ—социальна€ педагогикаї. ќсобое ме-
сто в реализации практик по специальности приобретает сопроводительный характер взаимодействий преподавател€ вуза и студента-практиканта. —ама практика как де€тельностна€ форма освоени€ профессионально значимой информации требует более тщательного рассмотрени€ сути информации и процессов ее предоставлени€ в профессиональном образовании.  ратко остановимс€ на пон€ти€х Ђинформаци€ї и Ђсопровождениеї.
»нформаци€ стала одним из важнейших стратегических управленческих ресурсов нар€ду с человеческим, финансовым, материальным ресурсами. ≈е производство и потребление составл€ют необходимую основу эффективного функционировани€ и развити€ различных сфер общественной жизни. »нформаци€ Ч это уже не только фактор обладани€ новыми знани€ми и критерий образованности, но и средство сопровождени€ товаров и услуг, заключени€ сделок, подтверждени€ событий и фактов.
». Ћ. Ѕачило считает, что информаци€ становитс€ поистине новым источником энергетики человеческого быти€ Ч такого ресурса, который самым тесным образом св€зан с самим обществом и его отдельными составл€ющими. »нформаци€ улавливаетс€ и создаетс€, используетс€ и снова воспроизводитс€ в прежней своей форме. Ёто неисс€каемый источник познани€ и изменени€ окружающего мира [3] .
ƒаже самое общее определение информации как набора Ђсведений о лицах, предметах, фактах, событи€х, €влени€х и процессах независимо от формы их представлени€ї [4] говорит об объемности самого €влени€. явлени€, которое в силу своей масштабности и многогранности уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событи€х и т. д.
¬ контексте профессиональной подготовки нужно отметить признаки значимой информации дл€ будущего специалиста социальной сферы. Ёто Ђсведени€, необходимые сообществу людей дл€ прин€ти€ решени€, св€занного с реализацией прав и законных интересов, в отношении которых (све-
дений) в нормах законодательства установлена об€занность их обладател€ предоставить такие сведени€ самосто€тельно или в св€зи с обращением заинтересованных лицї [5].
—татус социально значимой получает правова€, экологическа€ информаци€; информаци€ о де€тельности государственных органов и органов местного самоуправлени€ и имеюща€ значение дл€ жизнеобеспечени€ (здоровь€) населени€ (за исключением информации, имеющей значение только дл€ конкретного человека); информаци€, накапливаема€ в открытых фондах библиотек, музеев, архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных дл€ обеспечени€ граждан и организаций такой информацией; часть массовой информации [5].
»сключение Ђинформации, имеющей значение только дл€ конкретного человекаї не соответствует специфике профессий Ђ—оциальна€ работаї и Ђ—оциальна€ педагогикаї. »нформаци€ такого характера приобретает особое значение дл€ этих специалистов.
«начимой дл€ будущих специалистов социальной сферы информацией можно назвать весь информационный массив, предназначенный дл€ обеспечени€ процесса организации и прохождени€ различных видов практики, независимо от ее позиционировани€ в структуре основной образовательной программы и поколени€ образовательного стандарта и независимо от того, к какому количеству людей она имеет непосредственное отношение.
ѕередаватьс€ значима€ информаци€ может двум€ пут€ми: либо при помощи личных контактов, личного участи€ студента, преподавател€, специали-ста-практика в процессе передачи информации (выступление на конференции, переписка, лична€ беседа и т. д.), либо при опосредованной передаче Ч при помощи научно-технической литературы или средств цифровых технологий.
—егодн€ при обосновании моделей и механизмов реализации различных процессов наука, в том числе и педаго-
гическа€, все чаще обращаетс€ к информационному подходу как особому подходу в познании действительности. Ётот подход основан на рассмотрении окружающих нас €влений с точки зрени€ происход€щих в них информационных процессов, умени€ взгл€нуть на мир через призму информационных представлений. ћожно сказать, что информационный подход примен€етс€ к конкретному и специфическому предмету исследований Ч научной информации. –ассмотрение окружающих нас €влений с точки зрени€ происход€щих в них информационных процессов не единственное требование. ќдновременно подход включает в себ€ совокупность специфических идей и комплекс общенаучных математических средств исследовани€. ¬ нашем случае можно говорить о том, что специфику идей будет диктовать специфика профессиональных областей, в рамках которых идет подготовка будущих профессионалов, а математические (в том числе цифровые) средства обеспечивают универсальность подхода, его общенаучное значение [2].
¬ св€зи с существующим построением логики практик и требовани€ми гр€дущего стандарта серьезную роль в работе с информацией играет сопровождение будущих специалистов социальной сферы в процессе подготовки к студенческим практикам и их прохождени€.
¬ нашем понимании смыслом и целью сопровождени€ процесса профессиональной подготовки специалистов будет предотвращение/ предвосхищение €вных неудач в профессиональной области тех, кто только приступает к активной сознательной де€тельности. –оль преподавател€, руководител€ практики от вуза, бесспорно, будет иметь поддерживающий, наставнический характер.
»так, информационное сопровождение студенческой практики включает в себ€ систему педагогических действий преподавател€ Ч руководител€ практики от вуза (тьютора), св€занную с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на различных этапах практики (учебной, производственной или какой-
либо другой), оказанием оперативной помощи во врем€ выполнени€ работы и внесени€ корректив в любые значимые элементы процесса прохождени€ практики студентом (организаци€ практики, де€тельность студента, информационный фон и т. д.).
ќсновной инструмент в системе педагогических действий преподавател€ Ч профессионально значима€ информаци€, предоставл€ема€ студентам на всех этапах информационного сопровождени€ практики и в самых разных ее вариантах.
ќтметим, что при разработке стратегии информационного сопровождени€ нельз€ сужать представление о системе передачи информации до технических средств, облегчающих хранение и воспроизведение электронного варианта информационного массива.
ќдновременно именно эти технические средства €вл€ютс€ вещественным представлением комплекса общенаучных математических средств сопровождени€ профессиональной подготовки будущих специалистов социальной сферы.
¬се перечисленные теоретические положени€ мы положили в основу создани€ модели информационного сопровождени€ практики студентов Ч будущих специалистов социальной сферы Ч в ”ральском государственном педагогическом университете (см. рис.). —одержательные элементы модели реализуютс€ при сопровождении практики студентов будущих специалистов социальной работы и социальных педагогов.
ћодель предполагает наличие трех неразрывных компонент: инфологиче-ской компоненты, компонент Ђсопровождающийї и Ђсопровождаемыйї.
—опровождаемый Ч это студент, будущий специалист социальной сферы. ≈го потребности в информации, ее характере, направленности и объеме детерминируют характер сопровождени€.
¬ качестве сопровождающего выступают одновременно и педагог вуза, и специалист-практик. Ёто обсто€тельство фиксирует характер их взаимодействий и отношений.
—амыми продуктивными €вл€ютс€ партнерские взаимодействи€. Ёто усло-
вие принципиально и определ€ет некоторые особенности сопровождени€ практики студентов на местах.
»нфологическа€ компонента сама€ сложна€ по структуре, поэтому требует отдельного подробного рассмотрени€. Ќо практика реализации информационного сопровождени€ дала нам приблизительную структуру.
»нформаци€, наиболее часто актуализируема€ нашими руководител€ми практики, носит нормативно-правовой, содержательный и мотивационно-ценностный характер.
Ќормативно-правова€ информаци€ Ч это данные о законодательных и подзаконных актах, а также о различного рода нормативах как в профессиональной области (социальна€ работа или социальна€ педагогика), так и в других област€х (психологи€, экономика, экологи€ и др.).
—одержательный характер информации Ч это данные по профессии (т. е. специализированна€ информаци€ о технологи€х работы специалистов конкретных учреждений, о структуре системы специализированных учреждений, о должност€х и требовани€х к их соискател€м и пр.).
ћотивационно-ценностный характер информации требуетс€ тьютору и ментору дл€ объективной оценки личности студента и выстраивани€ адекватного подхода к каждому конкретному практиканту.
ћодель предполагает следующее:
- распространение значимой информации на всех этапах процесса прохождени€ практики студентом;
- помощь студентам в работе с учебной информацией, св€занной со сбором, обработкой и доставкой необходимой профессионально значимой ее составл€ющей;
- обеспечение студентов суперинформированностью в поле «”Ќов, актуализирующихс€ по мере вхождени€ ими в каждодневную практику де€тельности по профессии;
- обеспечение студентов необходимой информацией в максимально удобном виде; активизацию интеллектуальной де€тельности студентов.
»Ќ‘ќЋќ√»„≈— »»
–ис. —одержательна€ модель информационного сопровождени€ практики студентов
¬ рамках реализуемой модели процесс информационного сопровождени€ студентов в период прохождени€ практики идет по двум каналам. ѕервый канал
Ч Ђпреподаватель Ч студентї (назовем его Ђинформирование студентаї), содержательно это учебный теоретический канал, а преподаватель €вл€етс€ трансл€тором объема учебной информации (в контексте Ђдолжно бытьї). ¬торой канал
Ч Ђпрофильное учреждение Ч студентї, содержательно это учебный эмпирический канал в контексте Ђэто происходит такї, а преподаватель координирует когнитивную де€тельность студента по освоению профессиональных практик. ћеханизмы реализации сопровождени€ различаютс€ в зависимости от запроса практиканта и ситуации, в которой взаимодействуют в этот момент сопровождаемый и сопровождающий. ѕринципиально возможные варианты и пор€док сопровождени€ показаны на рисунке стрелками. ¬ рамках модели учтены сложившиес€ в процессе прохождени€ сту-
дентами производственной практики и способствующие ее информационной открытости формы взаимодействи€: обратна€ св€зь Ч система получени€ информационных запросов или конкретных вопросов студентов посредством электронной почты или при личном контакте; вопрос Ч ответ Ч учет в консультационной де€тельности преподавател€ наиболее часто задаваемых вопросов (важно удел€ть внимание актуальным вопросам и темам, которые интересуют студентов, и комментировать их в группе в режиме превенции); публичные меропри€ти€ Ч установочна€ и итогова€ конференции, печатные издани€ по результатам работы; веб-конференции Ч возможность проведени€ в режиме online интерактивных встреч со студентами-коллегами из других вузов. –есурсами информационного сопровождени€ в рамках данной модели €вл€ютс€:
- информационные потенциалы 1) тьютора (реализуетс€ через непосредственное общение в режиме
консультации по методическим дн€м) и 2) ментора Ч руководител€ практики от учреждени€, (реализуетс€ в процессе практической де€тельности на рабочем месте);
- цифровые ресурсы Ч поисковые системы, сайты отечественных вузов, страницы свободного доступа сайтов библиотек страны, официальные сайты учреждений системы социальной защиты населени€ и других социальных учреждений.
ƒл€ владеющих иностранными €зыками спектр сайтов расшир€етс€.
ќсновные форматы файлов ресурсов DjVu и PDF (Portable Document Format)
(данные визуально-текстовые форматы наиболее приемлемы, так как очень удобны в использовании и прин€ты мировым сообществом по стандартам сканированных документов), а также CHM [Compiled HtMl] Ч формат, жестко структурирующий электронное печатное издание. ”читыва€ традиционную поэтапную реализацию студенческих практик, назовем некоторые инструменты информационного сопровождени€. Ќа подготовительном этапе в работе тьюторов примен€етс€ компьютерна€ база данных учреждений-баз практики города ≈катеринбурга и —вердловской области. ѕрограмма помогает студенту определить: 1) тип учреждени€, наиболее отвечающего его учебным интересам; 2) конкретное учреждение, где студент желает пройти
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. јЅƒ”ЋЋ»Ќј ќ. ј. ќбщепедагогическа€ подготовка учител€ в системе высшего педагогического образовани€. ћ. : ѕросвещение, 1990.
2. јЌ»—»ћќ¬ј ј. ¬., »√ќЎ≈¬ Ѕ. ћ. »нформационный подход в сопровождении студенческих практик // ѕедагогическое образование и наука : в 2 ч. / ћѕ√” ; ћјЌѕќ. ћ., 2010. „. 1.
3. Ѕј„»Ћќ ». Ћ. √ражданское общество в зеркале информационной среды // »нформационное право и становление основ гражданского общества в –оссии: материалы теоретического семинара по информационному праву 2007 г. ћ., 2008.
4. √Ћќ——ј–»….ги : философский словарь / ѕортал —ловари Online. URL: http://www. glossary. ru/, свободный.30.03.10.
5. √–ќЎ» ќ¬  .  . ”головна€ ответственность за утаивание социально значимой информации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 : защищена 16. 10.09. ћ., 2009.
6.  –ј≈¬— »… ¬. ¬. ћетодологи€ педагогики : пособие дл€ педагогов-исследователей. „ебоксары : »зд-во „уваш. ун-та, 2001.
7. ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… государственный образовательный стандарт высшего профессионального образовани€. Ќаправление подготовки 42б Ч социальна€ работа, квалификаци€ бакалавр социальной работы : стандарт специальности / ‘едеральный портал –оссийское образование. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/okso fgos.plx, свободный. 01.07.10.
практику. ƒругой инструмент Ч методика расчета рейтинга учреждений-баз практики, позвол€ет преподавателю первоначально охарактеризовать данное конкретное учреждение в момент его выбора студентом. ¬ процессе самой практики проводитс€ цикл семинаров по запросам студентов-практикантов. “емы наиболее часто запрашиваемых семинаров: ЂЌаучна€ стать€: особенности стил€ и технологии написани€ї, ЂЋитературно-техническое оформление письменных студенческих работї, ЂЌормативно-правовые аспекты профессиональной де€тельности: нововведени€ї. “аким образом, информационный подход в реализации студенческих практик как особый подход в познании действительности заключаетс€ в рассмотрении окружающих €влений с точки зрени€ происход€щих в них информационных процессов. ѕри его применении необходимо учитывать специфику идей, которые будет диктовать специфика профессиональной области, по которой идет подготовка будущего профессионала, а математические (в том числе цифровые) средства обеспечат универсальность подхода, его общенаучное значение.
ѕредлагаема€ содержательна€ модель информационного сопровождени€ практики будущих специалистов социальной сферы поможет систематизировать сопроводительную работу педагогов и практиков.
—татью рекомендует д-р филос. наук, проф. ¬. ¬. Ѕайлук

пїњ