пїњ

јрхитектура  ита€ в период с 1949 по 1959 год: тенденции, направлени€, стили

„жоу ÷зюнъ€нь
ј–’»“≈ “”–ј  »“јя ¬ ѕ≈–»ќƒ — 1949 ѕќ 1959 √ќƒ: “≈Ќƒ≈Ќ÷»»,
Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я, —“»Ћ»
–абота представлена кафедрой художественного образовани€ и музейной педагогики.
Ќаучный руководитель - доктор искусствоведени€, профессор ѕ. ј.  удин
¬ статье предлагаетс€ детальна€ периодизаци€ архитектурной истории Ќового  ита€. ƒл€ китайской архитектуры в 1949-1959 гг. были характерны три архитектурные тенденции: стилизаци€, неофункционализм, Ђпоздн€€ неоклассикаї. ¬ результате проведенного композиционного анализа сооружений, представл€ющих неоклассическую тенденцию, удалось выделить четыре направлени€ формообразовани€: Ђсмешанный стильї, Ђстиль —уї, направление ЂЌова€ народна€ архитектураї и Ђ—тиль 1959 годаї, обладающий свойствами и атрибутами, имманентными и системе традиционной китайской архитектуры гоу цз€, и европейской ордерной системе.
 лючевые слова: архитектура  ита€, Ђпоздн€€ неоклассикаї, направлени€ формообразовани€, Ђ—тиль —уї, Ђ—тиль 1945 годаї
The article presents a detailed priodisation of the architectural history of New China. The Chinese architecture of 1949-1959 was characterised by three architectural tendencies: stylised design, neofunctionalism and Ђlate neoclassicsї. The conducted compositional analysis of constructions representing the neoclassic tendency has made it possible to allocate the four directions of shaping: Ђmixed styleї, ЂSu styleї, ЂNew folk architectureї and Ђ1959 styleї, which possesses features and attributes that are immanent in the system of the traditional Chinese architecture Gou Jia and the European order system.
Key words: Chinese architecture, Ђlate neoclassicsї, directions of shaping, ЂSu styleї, Ђ1959 styleї.
ѕосле капитул€ции японии 2 сент€бр€ 1945 г., в июле 1946 г. в  итае с новой силой вспыхнула гражданска€ война. Ёто была война между сторонниками  оммунистической партии  ита€ ( ѕ ) и сторонниками √оминьдана - Ќациональной партии, закончивша€с€ в 1949 г., когда была провозглашена  итайска€ Ќародна€ –еспублика ( Ќ–) / „жунхуа жэньминь гунхэго, а правительство „ан  айши, руководител€ √оминьдана, бежало на “айвань. –аспространив в 1951 г. власть на “ибете, правительство ћао ÷зэдуна, возглавившего страну, завершило объединение страны в ее современных границах.
ќсновные даты исторической канвы выстраиваютс€ следующим образом:
1. 1949-1952 гг. - работы по восстановлению экономики.
2. 1953-1957 гг. - 1-€ п€тилетка.
3. 1958-1960 гг. - ЂЅольшой скачокї.
4. 1961-1966 гг. - упор€дочивание экономики.
5. 1966-1978 гг. - культурна€ революци€ (1966-1976) и врем€ реформ.
Ќадо отметить, что ключевые моменты, даты политической, экономической и архитектурной истории  ита€ на отрезке от 1949 до 1966 г. взаимосв€заны, но архитектурна€ истори€ более дифференцирована.
јрхитектурный процесс в  Ќ– с 1949 по 1978 г., т. е. в течение почти тридцати лет, протекал достаточно изолированно, но интенсивно.  итайский историк архитектуры „оу ƒенонг в 1999 г. выделил два крупных периода развити€ архитектуры на указанном этапе. ѕервый период, 1950-1964 гг., был Ђпериодом строительства национальной экономикиї, когда культурное самоопределение обусловливалось вли€нием советской архитектурной школы, модернизацией и ростом строительства, осмыслением всего многообрази€ архитектурного наследи€. ¬торой период, 1965-1979 гг., был Ђпериодом Ђультралевых тенденцийї и постепенного уменьшени€ их вли€ни€ї1;
он характеризуетс€ герметичной изол€цией  ита€.
— 1950 г. объемы строительных работ действительно росли. ƒо этого года в —таром ѕекине вс€ площадь городских зданий составл€ла 20 млн кв. метров. «а дес€ть лет, прошедших после провозглашени€  Ќ–, т. е. к 1959 г., было сооружено различных зданий общей площадью более 26 млн кв. метров2. Ќо изменилс€ не только темп строительных работ, изменилась и архитектурно-художественна€ трактовка зданий.
¬ 1952 г. стали поднимать все виды производства. — 1953 г. в  итае начали реализовывать первый п€тилетний план строительства народного хоз€йства. ѕотребовалось разработать проекты зданий разных не только по функци€м, типам и размерам, но и по архитектурно-художественным решени€м; это разнообразие и стало характерной чертой архитектурной истории в период 1-й п€тилетки. ¬ начале 1958 г. было объ€влено, что в течение следующих трех лет страна должна совершить ЂЅольшой скачокї. »ногда ЂЅольшим скачкомї в российских источниках называют и всю вторую китайскую п€тилетку 1958-1963 гг. (запланированную, но нереализованную). Ќо это неверно. √одами, в течение которых проводилась экономическа€ политика ЂЅольшого скачкаї, следует считать 19581960 гг.3
ѕочувствовав удачную конъюнктуру, в преддверии дес€тилетней годовщины образовани€  Ќ–, ÷   ѕ  призвал архитек-торов-строителей провести в жизнь строительную программу по возведению в ѕекине представительных зданий. 3 сент€бр€ 1958 г. вице-губернатор ѕекина ¬ань Ћи на собрании городского правительства объ€вил о подготовке ÷  к предсто€щей дес€той годовщине. ќсуществление программы началось в 1959 г. ¬последствии эта программа, не имевша€ точно определенного количества сооружений, получила название Ђƒес€ть главных зданийї4, по числу возведенных в 1959 г. ѕроектирование двух из этих дес€ти зданий было начато на год
раньше, но на заключительном этапе строительства они также вошли в программу. ќднако входивший в программу ѕекинский дворец спорта рабочих в итоге не попал в список дес€ти, он был возведен только в 1961 г., а √осударственный театр, место которому было определено перед западным фасадом ƒома Ќародных собраний, в то врем€ вообще не был сооружен5.
ѕохожие здани€ проектировали в то врем€ дл€ центральных городов многих провинций  ита€. Ђƒес€ть главных зданийї, возведенных в ѕекине, закрепили архитектурно-типологические нормы времени, стали его эталонами. јрхитектуру этих зданий ј. ¬. »конников, автор фундаментального двухтомного издани€ Ђјрхитектура XX векаї, в целом назвал Ђкомпромиссной архитектуройї6. ќднако архитектурно-художественные особенности этих сооружений и монументальных представительных зданий, образовавших хронологически компактное множество, не одинаковы. ѕри детальном изучении образных ха -рактеристик и композиционных закономерностей сооружений, созданных в рамках общей строительной программы на всей территории  ита€, можно выделить три архитектурные тенденции, ставшие ведущими в 1949-1959 гг.
ѕерва€ архитектурна€ тенденци€ - неофункционализм. Ўирокое распространение этого творческого метода привело к тому, что он преобразовалс€ в некий Ђмеждународный стильї, оперировавший внешними атрибутами целесообразной формы. ѕрактичные, недорогие здани€, выполненные в этой стилистике, возводились и до 1949 г. Ёстетика интернационального стил€ требовала отказа от национальных культурных особенностей и любых разновидностей исторического архитектурного или изобразительного декора в пользу пр€мых линий и других чистых геометрических форм, в пользу легких и гладких поверхностей из стекла и металла. »злюбленным материалом архитекторов стал железобетон, в ин-
терьерах ценились широкие открытые пространства. Ёто была архитектура индустриального общества, котора€ не скрывала своего утилитарного предназначени€ и способности экономить на Ђархитектурных излишествахї.
ѕерва€ архитектурна€ тенденци€ наилучшим образом представлена комплексом зданий резиденции ƒ€оюйтай в ѕекине (1)7 („жан  айцзы ; ѕекинска€ ака-
деми€ архитектуры; 1959).
¬тора€ архитектурна€ тенденци€ представл€ет собой стилизацию сооружений китайской национальной архитектуры.
ќдно из значимых зданий, демонстрирующее развитие неофункционализма, второй архитектурной тенденции, - это здание “екстильной фабрики ЂЋенї в ’арбине (1952). ѕо мере осуществлени€ программы были построены: √остиница Ђћиньцзуї (ЂЌациональна€ї) (2) („жан Ѕо (%Ћ) ; јрхитектурно-проектный исследовательский институт ѕекина; 1958) и ѕекинский стадион рабочих (3) (ќу€н „эн ( –¬ Ў) , Ћинь  айу , —унь ёмин јр-
хитектурно-проектный исследовательский институт ѕекина; 1959).
“реть€ архитектурна€ тенденци€ про€вилась в разработке проектов, имеющие €вные черты неоклассики. “реть€ архитектурна€ тенденции представлена самой обширной группой сооружений и требует более внимательного рассмотрени€. ¬ы€вл€€ признаки индивидуального стил€ китайской неоклассической архитектуры Ќового  ита€ 1949-1969 гг., можно выделить четыре стилевых направлени€ (направлени€ формообразовани€), в русле которых шел поиск синтеза европейских и китайских архитектурных традиций.
Ќеоклассическую архитектуру, создан -ную во всем мире в середине XX в., часто называют Ђпоздней неоклассикойї. ¬ рамках поздней неоклассики возводились зда-ни€, чей облик непосредственно св€зан с результатом сотрудничества китайских и советских архитекторов. 14 феврал€ 1950 г.
был подписан ƒоговор о дружбе, союзе и взаимопомощи между ———– и  Ќ–. ¬ то врем€ правительство —оветского —оюза оказывало существенную помощь  итаю. Ќесмотр€ на огромные потери, которые понес —оветский —оюз в ¬еликой ќтече-ственной войне, в стране сохранились всесторонне образованные архитектурные кадры. ¬ 1950-1954 гг. советские специалисты были в разных формах привлечены к проектированию и возведению 156 объектов.
¬ результате этих контактов в рамках неоклассики сформировались четыре стилевые направлени€.
ѕервое стилевое направление - Ђсмешанный стильї, механистически включивший в себ€ элементы традиционной китайской, советской (ордерной) и функциональной архитектур . Ёто направление представлено та -кими здани€ми, как —лужебное здание —ыбу ихуэй, известное как «дание четырех министерств в ѕекине („жан  айцзи 1952-1955), гостиница ЂЋаньчжоуї в Ћаньчжоу („энь „жулинь ; јрхитек-
турно-проектный институт провинции √аньсу; 1953), ¬секитайска€ —ельскохоз€йственна€ выставка в ѕекине (4) (ян Ўин-хуа ; 1959).
¬торое стилевое направление - Ђ—тиль —уї. ‘ормирование Ђ—тил€ —уї - это результат пр€мого вли€ни€ советской архитектурной школы, в результате были заимствованы и идеи, и композиционные схемы, и приемы декоративного оформлени€, и система символов. Ќазвание —оветский союз по-китайски звучит как —улиан. ѕоэтому данное стилевое направление получило название Ђ—тиль —уї.
Ѕолее ранние пам€тники этого стил€ представлены зданием ѕервого вагоностроительного завода в ÷анцуне (19511953), здани€ми фабрик измерительных приборов в ’арбине (1953-1955) и в „энду (1955), зданием ¬оенного музе€ Ќародной революции  ита€ (5) (ќу€н —ын ( ^ ),
” √оуцын (Ћ Ќ…1) , 1959). Ѕольшинство более поздних пам€тников Ђ—тил€ —уї на-
делены крупными пространственными ордерными композици€ми, например ѕам€тник победы в ’арбине (Ћи √уанъ€о
1958). Ќа любом историческом этапе развити€ русской архитектуры высотность сооружени€ не была самоцелью, высотность несла на себе большую идейную и эмоциональную нагрузку. Ёта тема, тема устремленности, незнакома€  итаю, была раскрыта в здании ѕекинского выставочного павильона ———– (¬. —. јндреев,  . ƒ.  ис-лова, “ай Ќианши ; 1952-1954),
возводившегос€ в те же годы, что и √лавный павильон ¬—’¬ в ћоскве (ё. ¬. ўуко, ≈. ј. —тол€ров; 1954).
ѕериод наступившей в ———– Ђоттепели ї дл€ развити€ ордера в архитектурном процессе, анализа ордерных идей в теоре-тических исследовани€х не стал положи -тельным €влением. ѕостановление ÷   ѕ—— и —овета ћинистров ———– от 4 но€бр€ 1955 г. Ђќб устранении излишеств в проектировании и строительствеї остановило развитие ордерной архитектуры в ———–. ¬ ситуации нового исторического этапа, давшего некоторую свободу в научном осмыслении формально-содержательного аспекта художественного творчества, оценка ордера в культурном смысле была прив€зана к оценке предыдущей социально-исторической эпохи, эпохи Ђкульта личностиї.
ћао ÷зэдуну не понравились решени€, прин€тые в ———– в конце 1950-х гг. в св€зи с ƒокладом ѕервого секретар€ ÷   ѕ—— Ќ. —. ’рущева на XX съезде  оммунистической партии —оветского —оюза Ђќ культе личности и его последстви€хї, зачитанным 25 феврал€ 1956 г. »з-за возникших напр€женных отношений между странами в июле-августе 1960 г. из  Ќ– были отозваны все советские технические специалисты и архитектурные контакты между ———– и  итаем были прекращены.
“ретье стилевое направление - ЂЌова€ народна€ архитектураї. — формальной точки зрени€ оно демонстрировало повто-
рение на новом этапе стилевых приемов прошлого; это эклектична€ архитектура историзма. ѕодобные сооружени€ возводи -лись и до 1949 г., например здание актового зала ’энаньского университета в  ай-фыне (1912) или здание японской биржи в ÷индао (1925). јвторами проектов были европейские архитекторы, поэтому в здани€х данной стилистической группы всегда присутствуют и ордерные, и традиционные элементы.  итайские исследователи выдел€ют два пика архитектуры данной стилистики: до и после 1949 г. ЂЌова€ народна€ архитектураї представлена такими здани€ми, как здание вокзала в √уй€не (” ÷зиу (ћЎ∆) , —унь  эсю ; јрхи-
тектурно-строительное управление провинции √уйчжоу; 1955), ѕекинский вокзал (6) (ян “инбао и „ен ƒенТао ( «…≈);
ѕекинский строительный архитектурнопроектный институт, Ќанкинский рабочий институт; 1959), ƒворец Ќациональных культур (7) в ѕекине („жан Ѕо (∆Ђ), —уньѕэй€о , „жоу„жилан (|п|}йћ);
јрхитектурно-проектный исследовательский институт ѕекина; 1958-1959).
ƒвухнедельное собрание, проходившее с 27 декабр€ 1954 г. по 8 €нвар€ 1955 г. и проводимое начальником управлени€ всех провинций, многое изменило. Ќа нем была сформулирована нова€ директива - Ђборь-ба с расточительствомї, и как результат последовало требование отказа от элемен-тов традиционной и ордерной архитектуры. ѕоказательна в этом плане истори€ переделок уже упоминавшегос€ —лужебного здани€ —ыбу ихуэй в ѕекине. ¬ проекте 1952 г. были предусмотрены крыши, повтор€ющие криволинейные очертани€ крыш традиционной китайской архитектуры. »менно с такими крышами здание и возвели, а в 1955 г., затратив средства снова, их срочно сн€ли, ведь представительное зда-ние не может демонстрировать Ђрасточительствої.
„етвертое стилевое направление -Ђ—тиль 1959 годаї. Ёто стилевое направле-
ние формируетс€ в 1958-1959 гг. на волне ЂЅольшого скачкаї. јрхитектура Ђнациональной неоклассикиї стала отличатьс€ €вной образной самосто€тельностью. јрхитекторам удалось отойти и от принципов архитектуры историзма, и от подражани€ советской архитектуре.  итайские зодчие, обобщив неоклассический опыт ≈вропы, —Ўј, ———–, в частности опыт архитекторов, выполн€вших проекты дл€ кавказских и среднеазиатских —оветских республик, создали свой уникальный вариант неоклассической архитектуры.
Ђѕробой пераї в разработке данного стилевого направлени€ стал ƒом Ђ’уацаої (ƒом китайских эмигрантов) (8) (јрхитектурно-проектный исследовательский институт ѕекина; 1959), архитектура которого напоминает здани€ советского постконструктивизма, обладающие классической размеренной тектоникой.
¬ отличие от европейской неоклассики, где ордерна€ композици€ апеллирует только к ордерной композиции, китайска€ архитектура в 1958-1959 гг. апеллирует и к национальной тектоническо-декоративной системе гоу цз€, и к европейскому ордеру, что и наблюдаетс€ в архитектуре ƒома народных собраний (ƒЌ—) в ѕекине (9) („жан Ѕо («Ў) и коллектив архитекторов ѕекинского архитектурно-проектного института;
1959) и ћузе€ истории китайской революции / √осударственного музе€ (√ћ) (10) („жан  айцзи ; јрхитектурно-
проектный исследовательский институт ѕекина, архитектурный факультет университета ÷инхуа, 1959).
¬ данном случае архитектурные коррел€ции - это взаимосв€зь между китайской, западноевропейской и русской/советской архитектурными традици€ми, это взаимосв€зь между переменными, не предполагающа€ причинной зависимости8.  оррел€ционна€ св€зь не устанавливает причинной зависимости между архитектурными системами, но может использоватьс€ дл€ анализа тесноты и направлени€ св€зи.  оррел€-
ционный анализ (от лат. согге1айо - соотношение) композиционной структуры позвол€ет установить и оценить формы св€зи исследуемых свойств или признаков архитектурных сооружений.  оррел€ционный архитектуроведческий анализ пам€тников данной группы помогает установить приемы осуществлени€ взаимосв€зи между европейской и национальной традици€ми. ќсновным методом сопоставлени€ композиций, с помощью которого осуществл€етс€ коррел€ционный анализ, €вл€етс€ метод сопоставлени€ выразительных средств архитектурной композиции различных тектонических систем.
 ажетс€, что ордерна€ система и система гоу цз€ абсолютно самосто€тельны (не линейны и не одновременны), их невозможно объединить, что они войдут в парадигматические отношени€, отношени€ противопоставлени€ (наличие взаимоисключающих элементов), однако в архитектуре ƒЌ— и √ћ эти системы вход€т в синтагматические (от греч. 8Ё1ѕ^та греч. - буквально -вместе построенное, соединенное) ассоциативные отношени€. Ётот стиль можно назвать синтагмалъным стилем. ѕеременными в коррел€ционном анализе выбираютс€ выразительные средства архитектурной композиции - имманентные (от лат. ттапеп - пребывающий внутри) свойствам, характеристике, атрибутам и европейской ордерной системе и системе национальной китайской архитектуры. ќбразна€ целостность этих зданий обусловлена как тектонической природой традиционной китайской архитектуры, так и европейской классической (ордерной) архитектуры. “акие выразительные средства архитектур -ной композиции, как планировочные решени€, пространственные композиции (колоннады, портики, ланы), элементы (консоли, т€ги, карнизы, чунье), формы (капители, базы), архитектурный декор (калимматий, цзюгунгэ), отдельные композиционные св€зки, сами элементы и детали, могут читатьс€ одновременно и как ордерные, и как
присущие системе гоу цз€. “рансцендиру€, эти композиционные свойства создают форму композиционной взаимосв€зи - резонанс. ѕри наличии резонанса выразительное средство архитектурной композиции можно Ђпрочитатьї и как средство европейской ордерной, и как средство китайской архитектуры9.
Ёто сложившийс€ архитектурный метод, кристаллизовавшийс€ в архитектуре зданий Ќового  ита€ именно в 1959 г. ѕоэтому закономерно присвоить этому архитектурно-художественному стилевому направлению название Ђ—тиль 1959 годаї.
ѕерва€ жестка€ критика политики ЂЅольшого скачкаї прозвучала на Ћушаньской партконференции в июле-августе 1959 г. в св€зи с возникшими экономическими и социальными проблемами. ѕоследовало указание ћинистерства строительства, изложенное в докладе 15 окт€бр€ 1960 г., о запрете в течение п€ти лет строить крупные здани€. ¬ €нваре 1961 г. состо€лс€ IX пленум ÷ , который решил приостановить политику ЂЅольшого скачкаї. ѕровал ЂЅольшого скачкаї и политические событи€, последовавшие за ним, стали непосредственной причиной прекращени€ строительства неоклассических зданий.
Ћишенна€ подлинного идейного смысла архитектура приобрела черты безжизненности и, собственно, перестала быть воплощением Ђ—тил€ 1959 годаї, что заметно в жесткости композиции здани€ “еневого театра √анхуа (Ђ»скры сталиї) в „унцине (1964), в т€желовесности форм —ычуаньского выставочного павильона Ђћысли ћао ÷зэдуна о победеї (—инаньский архитектурно-проектный институт; 1969), возведенного в „энду в годы культурной революции. ¬ образе этого сооружени€ уже нет тектонической взаимосв€зи, диалектической легкости резонанса между архитектурными си-
стемами «апада и ¬остока, между пространственной свободой, свойственной русской ордерной архитектуре, и монументальностью традиционной архитектуры  ита€.
ѕристально рассмотрев архитектуру  ита€ периода 1949-1959 гг., подытожива€, теперь можно более точно выделить в этом периоде несколько приоритетных направлений, важных дл€ истории развити€ неоклассических композиций в китайской архитектуре.
1949-1952 гг. –еставраци€ народного хоз€йства:
Х приоритет: неофункционализм;
1951-1957 гг. »нтенсивные взаимоотношени€ с ———–:
Х 1-й приоритет: 1951-1957 гг. - Ђсмешанный стильї (элементы традиционной, советской (ордерной) и функциональной архитектуры);
Х 2-й приоритет: 1952-1959 гг. - Ђ—тиль —уї;
Х 3-й приоритет: 1953-1955 гг. - направление ЂЌова€ народна€ архитектураї;
1955 г. Ѕорьба с расточительством:
Х приоритет: отказ от элементов традиционной и ордерной архитектуры;
1958-1959 гг. ѕолитика ЂЅольшого скачкаї:
Х приоритет: Ђ—тиль1959 годаї;
1960-1969 гг. –азрыв архитектурных
контактов с ———– (август 1960 г.). Ќачало культурной революции (1966). јрхитектурна€ изол€ци€:
Х результат: Ђокостенениеї неоклассических традиций.
јрхитектуру Ђ—тил€ —уї и Ђ—тил€ 1959 годаї, обладающую смысловой завершенностью, можно пон€ть только в контексте реальных и ассоциативных св€зей архитектурного и внеархитектурного пор€дка, как условий дл€ адекватной семантизации архитектурных сооружений.
ѕ–»ћ≈„јЌ»я
1 ÷ит. по: »конников ј. ¬. јрхитектура XX века. ”топии и реальность: ¬ 2 т. ћ.: ѕрогресс-“радици€, 2001. “. II . —. 232.
2 »тоги строительства за 10 лет существовани€  итайской Ќародной –еспублики / ѕер. с китайского // јрхитектура ———–. 1959. є 10. —. 36-41.
3 √ун ƒэшунъ. »стори€ современной китайской архитектуры (1949-1985). ѕекин, 1989. // &ћ÷Ў
(1949-1985) 1989. —. 75.
4 ƒетище ЂЅольшого скачкаї. Ќова€ архитектура в столице: —б. ст. из газеты Ђ∆еньмин жи-баої. ѕекин, 1959.
5 Ёкстравагантное здание Ѕольшого ѕекинского национального театра было возведено только в XXI в. по проекту ѕол€ јндре на отведенном театру в 1959 г. месте. “еатр был открыт 23 декабр€ 2007 г.
6 »конников ј. ¬.: ”каз. соч. “. II. —. 235.
7 Ќомер в скобках указывает на принадлежность здани€ группе Ђƒес€ть главных зданийї. јвтор статьи присвоил номера сооружени€м самосто€тельно дл€ удобства читателей.
8  итайскому мироощущению как этнофеномену свойственны коррел€ции, например, между конфуцианством, даосизмом и буддизмом, между »нь и ян.
9  оррел€ционный анализ применен ≈.  . Ѕлиновой дл€ анализа композиционных зависимостей между классической ордерной композицией и неклассическими композици€ми в средневековой архитектуре –уси.

пїњ