пїњ

—јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќјя –јЅќ“ј —“”ƒ≈Ќ“ќ¬  ј  ”—Ћќ¬»≈ ”—ѕ≈ЎЌќ… ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»

““: ¬≈—“Ќ»  ѕ√√ѕ”
—ери€ є 1. ѕсихологические и педагогические науки
”ƒ  378
¬ласова »рина Ќиколаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучени€ математике
ѕермский государственный гуманитарно-педагогический университет, ѕермь, –осси€, e-mail: vlasova@pspu.ru
—јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќјя –јЅќ“ј —“”ƒ≈Ќ“ќ¬  ј  ”—Ћќ¬»≈ ”—ѕ≈ЎЌќ… ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“»
Irina N. Vlasova
Dean of the Faculty of Mathematics, Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer at the Chair of Theory and Methods of Teaching Mathematics
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,
e-mail: vlasova@pspu.ru
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A CONDITION OF SUCCESSFUL CAREER
јннотаци€. –ассмотрены принципы организации самосто€тельной работы студентов на математическом факультете, реализаци€ которых способствует приобретению опыта самосто€тельного решени€ познавательных, коммуникативных, организационных задач.
 лючевые слова: самосто€тельна€ работа студентов; профессиональные компетенции; профессиональна€ де€тельность.
Abstract. This paper describes the principles of students' independent work arrangement at a mathematical faculty, the implementation of which contributes to acquisition of experience in independent solutions of cognitive, communicative and organizational tasks.
Key words: independent work of students; professional competences; professional activity.
√лавным результатом де€тельности вуза €вл€етс€ качественна€ подготовка специалистов. ¬ качестве современных требований следует рассматривать социальный заказ, т.е. требовани€ общества и государства к качеству образовани€. “ребовани€ к результатам освоени€ образовательных программ подготовки бакалавров по направлению Ђѕедагогическое образованиеї сформулированы в виде перечн€ компетенций в федеральных стандартах высшего профессионального образовани€ [2]. ќднако при
© ¬ласова ».Ќ., 2014
организаци€ самосто€тельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
подготовке современного специалиста нельз€ не учитывать и требовани€ профессионального стандарта педагога, прин€того в 2013 г. [1].  омпетенции и трудовые действи€, зафиксированные в данных документах, по многим позици€м совпадают, и достижение их возможно только при условии реализации компетентностного подхода в подготовке будущего педагога.
¬ данной статье рассматриваетс€ опыт реализации одного из положений компетентностного подхода - это создание условий дл€ формировани€ у студентов математического факультета опыта самосто€тельного решени€ познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, которые и составл€ют содержание образовани€.
‘ормирование профессиональных компетенций будущих выпускников во многом зависит от опыта организации самосто€тельной работы, накопленного в студенческие годы. ≈сли за годы учебы в вузе студент не сформирует навык самосто€тельного приобретени€ знаний и повседневного самообразовани€, то, будучи выпускником, он может оказатьс€ в трудном положении. — этой позиции, самосто€тельна€ работа студентов - это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной де€тельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самосто€тельность работника как одно из самых востребованных профессиональных качеств. ѕоэтому главной задачей самосто€тельной работы студентов (далее —–—) €вл€етс€ развитие у них умени€ приобретать профессиональные, научные и другие необходимые знани€ путем личного поиска информации, формировани€ у них активного интереса к творческому подходу в учебной де€тельности при выполнении индивидуальных и коллективных, курсовых и выпускных квалификационных работ. јктивна€ самосто€тельна€ работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. —амый сильный мотивирующий фактор -подготовка к дальнейшей успешной профессиональной де€тельности.
  внутренним факторам, способствующим активизации самосто€тельной работы студентов на факультете, относ€тс€: индивидуализаци€ обучени€, полезность выполн€емой учебной и внеучебной работы, участие студентов в научно-исследовательской и методической творческой де€тельности, в олимпиадах, поощрение их за участие и полученные результаты, использование мотивирующих факторов контрол€ знаний, а также личность преподавател€. ѕо€сним подробнее.
1. »ндивидуализаци€ обучени€, в том числе выполн€емых в аудитории и вне ее заданий с посто€нным их обновлением. ”чебные издани€ дл€ организации —–— по дисциплинам факультета должны обновл€тьс€ преподавател€ми раз в 3-4 года, быть в наличии в библиотеке, в учебно-методическом кабинете факультета и систематически использоватьс€ преподавател€ми. ѕри проведении семинаров и практических зан€тий студенты могут выполн€ть —–— как индивидуально, так и малыми группами (выбирают сами), кажда€ из которых разрабатывает свой проект (задачу). ¬ыполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируетс€ другой группой.
“^ѕ ¬≈—“Ќ»  ѕ√√ѕ”
—ери€ є 1. ѕсихологические и педагогические науки
ѕубличное обсуждение и защита своего варианта повышают эффективность самосто€тельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. “ака€ система организации практических зан€тий позвол€ет упрощать или усложн€ть предлагаемые студентам задачи, вводить в них научно-исследовательские элементы.
¬ыполнение —–— на зан€ти€х с проверкой результатов студентами и преподавателем приучает первых грамотно и правильно выполн€ть вычислени€ и обосновани€, пользоватьс€ вычислительными средствами и справочными данными. »зучаемый материал усваиваетс€ более глубоко, у студентов мен€етс€ отношение к лекци€м, так как без понимани€ теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Ёто улучшает посещаемость не только практических, но и лекционных зан€тий.
2. ѕолезность выполн€емой работы. ≈сли студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии или лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задани€ существенно мен€етс€ в лучшую сторону и качество выполн€емой работы возрастает. ƒругим вариантом использовани€ фактора полезности €вл€етс€ активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. “ак, студент на IЧII курсах определ€етс€ с основным направлением научной де€тельности, например, Ђ–еализаци€ системно-де€тельностного подхода при обучении математикеї. ѕоэтому он может выполн€ть специальные, индивидуальные самосто€тельные задани€ по педагогике, психологии, информационным технологи€м и другим дисциплинам, которые способствуют расширению и углублению знаний в выбранном научном направлении, и результаты таких работ могут быть использованы при подготовке выпускной квалификационной работы. Ќапример, в курсе педагогики студент может выбирать задани€, св€занные с рассмотрением теоретических основ системного и де€тельностного подходов, истории их становлени€, технологий реализации и т.п.
3. ”частие студентов в научно-исследовательской, методической творческой де€тельности. Ёто участие в работе, проводимой на кафедрах: организаци€ и проведение конкурсов дл€ школьников Ђћой ѕермский крайї Ђ«наток истории математикиї, Ђќткрытый мирї; зан€ти€ со школьниками в рамках дополнительного математического образовани€ Ђћо€ любима€ математикаї; участие в конкурсах и познавательных проектах дл€ студентов Ђƒес€тична€ системаї, Ђћатематические дебатыї, Ђѕо ѕермскому краю с царицей наукї.
4. ”частие в олимпиадах различного уровн€ (факультетский, межвузовский, региональный, российский) по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д. Ёто ежегодные олимпиады по элементарной и высшей математике, методике обучени€ математике, культурологи, истории, педагогике.
5. ѕоощрение студентов за успехи в учебе и творческой де€тельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы). Ќа факультете разработана и внедр€етс€ балльно-рейтингова€ система оценивани€ различных достижений студентов (учебных, научных, методических, спортивных, организационных
организаци€ самосто€тельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
и т.п.), еЄ результаты учитываютс€ стипендиальной комиссией дл€ поощрени€ студентов.
6. »спользование мотивирующих факторов контрол€ знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Ёти факторы при определенных услови€х могут вызвать стремление к сост€зательности, что само по себе €вл€етс€ сильным мотивационным фактором самосовершенствовани€ студента. »спользование рейтинга при изучении дисциплин: математический анализ, алгебра, алгебраические структуры, математическа€ физика, информатика, информационные технологии.
7. Ћичность преподавател€. ѕреподаватель должен быть примером дл€ студента как профессионал, как творческа€ личность. ќн может и должен помочь студенту раскрыть творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. јктивное сотрудничество преподавател€ и студента происходит, как правило, при организации внеаудиторной —–—, в ходе которой идет не только наблюдение за де€тельностью педагогов и студентов старших курсов, но и личное участие, оказание помощи в проведении меропри€тий. ќтветственными за Ђвключениеї первокурсников в активную внеаудиторную самосто€тельную работу €вл€ютс€ кураторы групп и заместитель декана по внеучебной работе со студентами.
јнализ де€тельности работающих в школах выпускников факультета свидетельствует об успешности используемых принципов к организации самосто€тельной работы студентов и необходимости расширени€ в реализации образовательной программы всех видов учебной де€тельности, которые приближены к профессиональной: лабораторных и практических зан€тий по методике на базе учебных заведений, социальных и культурно-просветительских проектов, учебно-исследовательских работ школьников под руководством студентов, деловых, ролевых, имитационных игр на дисциплинах профессионального цикла.
—писок литературы
1. ѕрофессиональный стандарт. ѕедагог (педагогическа€ де€тельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). ѕриказ от 18 окт€бр€ 2013 г. є 544н [Ёлектронный ресурс] /  онсультантѕлюс. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращени€: 07.11.2014).
2. ‘едеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образовани€ по направлению подготовки 050100 Ђѕедагогическое образованиеї (квалификаци€ Ђбакалаврї). ѕриказ є 46 от 17.01.2011 г. [Ёлектронный ресурс] / ћинистерство образовани€ и науки –‘. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращени€: 07.11.2014).

пїњ