САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТТ: ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
УДК 378
Власова Ирина Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения математике
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: vlasova@pspu.ru
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Irina N. Vlasova
Dean of the Faculty of Mathematics, Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer at the Chair of Theory and Methods of Teaching Mathematics
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,
e-mail: vlasova@pspu.ru
INDEPENDENT WORK OF STUDENTS AS A CONDITION OF SUCCESSFUL CAREER
Аннотация. Рассмотрены принципы организации самостоятельной работы студентов на математическом факультете, реализация которых способствует приобретению опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных задач.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; профессиональные компетенции; профессиональная деятельность.
Abstract. This paper describes the principles of students' independent work arrangement at a mathematical faculty, the implementation of which contributes to acquisition of experience in independent solutions of cognitive, communicative and organizational tasks.
Key words: independent work of students; professional competences; professional activity.
Главным результатом деятельности вуза является качественная подготовка специалистов. В качестве современных требований следует рассматривать социальный заказ, т.е. требования общества и государства к качеству образования. Требования к результатам освоения образовательных программ подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» сформулированы в виде перечня компетенций в федеральных стандартах высшего профессионального образования [2]. Однако при
© Власова И.Н., 2014
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
подготовке современного специалиста нельзя не учитывать и требования профессионального стандарта педагога, принятого в 2013 г. [1]. Компетенции и трудовые действия, зафиксированные в данных документах, по многим позициям совпадают, и достижение их возможно только при условии реализации компетентностного подхода в подготовке будущего педагога.
В данной статье рассматривается опыт реализации одного из положений компетентностного подхода - это создание условий для формирования у студентов математического факультета опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, которые и составляют содержание образования.
Формирование профессиональных компетенций будущих выпускников во многом зависит от опыта организации самостоятельной работы, накопленного в студенческие годы. Если за годы учебы в вузе студент не сформирует навык самостоятельного приобретения знаний и повседневного самообразования, то, будучи выпускником, он может оказаться в трудном положении. С этой позиции, самостоятельная работа студентов - это не что иное, как моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность работника как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Поэтому главной задачей самостоятельной работы студентов (далее СРС) является развитие у них умения приобретать профессиональные, научные и другие необходимые знания путем личного поиска информации, формирования у них активного интереса к творческому подходу в учебной деятельности при выполнении индивидуальных и коллективных, курсовых и выпускных квалификационных работ. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор -подготовка к дальнейшей успешной профессиональной деятельности.
К внутренним факторам, способствующим активизации самостоятельной работы студентов на факультете, относятся: индивидуализация обучения, полезность выполняемой учебной и внеучебной работы, участие студентов в научно-исследовательской и методической творческой деятельности, в олимпиадах, поощрение их за участие и полученные результаты, использование мотивирующих факторов контроля знаний, а также личность преподавателя. Поясним подробнее.
1. Индивидуализация обучения, в том числе выполняемых в аудитории и вне ее заданий с постоянным их обновлением. Учебные издания для организации СРС по дисциплинам факультета должны обновляться преподавателями раз в 3-4 года, быть в наличии в библиотеке, в учебно-методическом кабинете факультета и систематически использоваться преподавателями. При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (выбирают сами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой группой.
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают эффективность самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Такая система организации практических занятий позволяет упрощать или усложнять предлагаемые студентам задачи, вводить в них научно-исследовательские элементы.
Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов студентами и преподавателем приучает первых грамотно и правильно выполнять вычисления и обоснования, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость не только практических, но и лекционных занятий.
2. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии или лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, студент на I—II курсах определяется с основным направлением научной деятельности, например, «Реализация системно-деятельностного подхода при обучении математике». Поэтому он может выполнять специальные, индивидуальные самостоятельные задания по педагогике, психологии, информационным технологиям и другим дисциплинам, которые способствуют расширению и углублению знаний в выбранном научном направлении, и результаты таких работ могут быть использованы при подготовке выпускной квалификационной работы. Например, в курсе педагогики студент может выбирать задания, связанные с рассмотрением теоретических основ системного и деятельностного подходов, истории их становления, технологий реализации и т.п.
3. Участие студентов в научно-исследовательской, методической творческой деятельности. Это участие в работе, проводимой на кафедрах: организация и проведение конкурсов для школьников «Мой Пермский край» «Знаток истории математики», «Открытый мир»; занятия со школьниками в рамках дополнительного математического образования «Моя любимая математика»; участие в конкурсах и познавательных проектах для студентов «Десятичная система», «Математические дебаты», «По Пермскому краю с царицей наук».
4. Участие в олимпиадах различного уровня (факультетский, межвузовский, региональный, российский) по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д. Это ежегодные олимпиады по элементарной и высшей математике, методике обучения математике, культурологи, истории, педагогике.
5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы). На факультете разработана и внедряется балльно-рейтинговая система оценивания различных достижений студентов (учебных, научных, методических, спортивных, организационных
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
и т.п.), её результаты учитываются стипендиальной комиссией для поощрения студентов.
6. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента. Использование рейтинга при изучении дисциплин: математический анализ, алгебра, алгебраические структуры, математическая физика, информатика, информационные технологии.
7. Личность преподавателя. Преподаватель должен быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Он может и должен помочь студенту раскрыть творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста. Активное сотрудничество преподавателя и студента происходит, как правило, при организации внеаудиторной СРС, в ходе которой идет не только наблюдение за деятельностью педагогов и студентов старших курсов, но и личное участие, оказание помощи в проведении мероприятий. Ответственными за «включение» первокурсников в активную внеаудиторную самостоятельную работу являются кураторы групп и заместитель декана по внеучебной работе со студентами.
Анализ деятельности работающих в школах выпускников факультета свидетельствует об успешности используемых принципов к организации самостоятельной работы студентов и необходимости расширения в реализации образовательной программы всех видов учебной деятельности, которые приближены к профессиональной: лабораторных и практических занятий по методике на базе учебных заведений, социальных и культурно-просветительских проектов, учебно-исследовательских работ школьников под руководством студентов, деловых, ролевых, имитационных игр на дисциплинах профессионального цикла.
Список литературы
1. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Приказ от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 07.11.2014).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр»). Приказ № 46 от 17.01.2011 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. - URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения: 07.11.2014).