пїњ

—јћќ—“ќя“≈Ћ№Ќјя –јЅќ“ј  ј  ќ—Ќќ¬ј ѕ–ќ≈ “Ќќ… ƒ≈я“≈Ћ№Ќќ—“» ¬ ѕ–ќ÷≈——≈ ќЅ”„≈Ќ»я

»нтернет-журнал ЂЌауковедениеї ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ ¬ыпуск 6 (25) 2014 но€брь - декабрь http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6-14 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/57PVN614.pdf DOI: 10.15862/57PVN614 (http://dx.doi.org/10.15862/57PVN614)
”ƒ  37
»ванова Ћюбовь ¬икторовна
ћуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - гимнази€ є19
–осси€, ќрЄл ”читель химии «аслуженный учитель –‘ E-Mail: l.ivanova1409@mail.ru
‘едорова ћарина јнатольевна
‘√Ѕќ” ¬ѕќ Ђќрловский государственный университетї
–осси€, ќрел1 ѕрофессор кафедры общей педагогики  андидат педагогических наук, доцент E-Mail: 09011975m@gmail.com
—амосто€тельна€ работа как основа проектной де€тельности в процессе обучени€
1 302026, ќрловска€ область, г. ќрел, ул.  омсомольска€, д. 95
јннотаци€. —овременное общество характеризуетс€ динамичностью процессов. ќдин из механизмов становлени€ будущего - образование. ¬сЄ это вызывает интерес к развитию личности, который актуализирует потребность в самообразовании, саморазвитии, в про€влении самосто€тельности и самореализации. ѕри этом необходимо проектирование, которое можно представить как способ собственного развити€ - Ђсаморазвити€ї, реализации своих сущностных сил, познавательной активности, Ђсамореализацииї.
ѕознавательна€ активность учащихс€ в процессе проектной де€тельности определ€етс€ многочисленными факторами - возможно один из определ€ющих самосто€тельна€ работа.
ƒл€ решени€ данной проблемы необходимо использовать метод проектов. ћетод проектов в образовании даЄт возможность организовывать обучение в процессе де€тельности, св€занной с самосто€тельной работой, развивает способность использовать знани€, умени€ и навыки дл€ достижени€ поставленной цели. ƒл€ реализации проектной де€тельности необходима особа€ технологи€, проектна€ технологи€, котора€ способствует развитию проектной компетентности учител€ и самосто€тельной работы учащихс€.
»спользование проектной технологии в образовательном процессе увеличивает количество учащихс€, умеющих работать самосто€тельно. Ёто определ€етс€ умением включатьс€ в проектную де€тельность на уроке и результатами внеурочной де€тельности.
ѕредложенное решение, в виде включени€ в образовательный процесс проектную де€тельность расшир€ет возможности использовани€ самосто€тельной работы.
 лючевые слова: проектирование; проектна€ де€тельность; познавательна€ активность; метод проектов; самосто€тельность; самосто€тельна€ работа; процесс обучени€.
—сылка дл€ цитировани€ этой статьи:
»ванова Ћ.¬., ‘едорова ћ.ј. —амосто€тельна€ работа как основа проектной де€тельности в процессе обучени€ // »нтернет-журнал ЂЌј” ќ¬≈ƒ≈Ќ»≈ї 2014. є 6 http://naukovedenie.ru/PDF/57PVN614.pdf (доступ свободный). «агл. с экрана. яз. рус., англ. DOI: 10.15862/57PVN614
—овременное общество, как часть глобальной социально-экономической системы, находитс€ в посто€нном режиме изменений. ¬ нЄм наблюдаетс€ динамичность всех процессов. ѕодвижность, гибкость, способствующие равновесию протекающих изменений - показатели развити€ общества. ƒл€ реализации данных показателей развити€ общества необходимо удел€ть серьЄзное внимание к одному из важнейших механизмов становлени€ будущего -образованию. «начимость образовани€ как эффективного фактора становлени€ развитого общества подчеркиваетс€ действующими документами. Ёто  онцепци€ самореализации личности в системе обосновани€ ценностей и целей образовани€, ‘едеральный закон –оссийской ‘едерации от 29 декабр€ 2012г. є273-‘«,  онцепци€ поддержки развити€ педагогического образовани€, ‘едеральный государственный стандарт и др.
¬сЄ это вызывает рост интереса к развитию личности, который актуализирует потребность в самообразовании, саморазвитии, в про€влении самосто€тельности и самореализации. ѕри этом необходимо проектирование, которое можно представить как способ собственного развити€ - Ђсаморазвити€ї, реализации своих сущностных сил, познавательной активности, Ђсамореализацииї.
ѕроектирование реализуетс€ в проектной де€тельности посредством метода проектов. ћетод проектов в образовании даЄт возможность организовывать обучение в процессе де€тельности, св€занной с самосто€тельной работой, развивает способность использовать знани€, умени€ и навыки дл€ достижени€ поставленной цели. —амосто€тельна€ работа в структуре проектной де€тельности способствует развитию познавательной активности учащихс€. ѕознавательна€ активность старшеклассника понимаетс€ нами как личностный опыт учащегос€ в сфере саморегулируемой познавательной де€тельности [6].
ƒл€ реализации данных видов де€тельности используютс€ образовательные технологии и наиболее инновационна€ на современном этапе развити€ общества - проектна€ технологи€. Ёто воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
—труктурными составл€ющими проектной технологии €вл€ютс€: концептуальна€ основа, содержательна€ и процессуальна€ части.
 онцептуальную основу разработанной нами технологии составл€ют следующие теори€: учебной де€тельности Ћ.—.¬ыготского, ƒ.Ѕ.Ёльконина; положени€ компетентностного, системно-де€тельностного подходов; современные отечественные концептуальные модели проектного обучени€ (ќ.√.ѕрикот, –.ћ.Ўерайзина и др.); концепци€ и практика организации образовательного проектировани€ в инновационной школе (».ё.ћалкова); положени€ теории самосто€тельной де€тельности обучающихс€ (Ћ.¬.∆арова, ѕ.».ѕидкастый, ћ.ј.‘едорова и др.).
—одержательна€ часть технологии позвол€ет определить цели и наполнение проектной де€тельности. ќпредел€ющими цел€ми данной технологии выступают:
Х закладывать позиции самосто€тельности;
Х €вл€тьс€ средством развити€ самосто€тельности в процессе обучени€;
Х учить систематизировать информацию;
Х использовать знани€ в практической де€тельности;
Х формировать и развивать образовательные компетентности;
Х расшир€ть образовательное пространство и придавать ему новые формы;
Х воспитание самосто€тельной, отзывчивой личности;
Х развивать творческие и интеллектуальные способности и педагогический потенциал;
Х умение общатьс€ с окружающими людьми;
Х развитие целеустремлЄнности и настойчивости, умение преодолевать трудности.
ѕроцессуальна€ часть проектной технологии позвол€ет выделить следующие этапы: диагностический, теоретический, практический, презентативный.
ѕроанализировав выделенные нами этапы проектной технологии, мы вы€вили, что практически каждый из них содержит элементы самосто€тельной работы. —ледовательно, чтобы овладеть проектной де€тельностью необходимо в образовательном процессе уметь работать самосто€тельно. —амосто€тельна€ работа участников проектной де€тельности носит познавательный характер. ƒл€ характеристики де€тельности необходимо отражать стремление участников накапливать и реализовывать свой потенциал в сфере самосто€тельной познавательной де€тельности дл€ успешного решени€ личностно-значимых (в том числе -учебных) задач [7].Ёто интегративное качество не просто самосто€тельность, а "познавательна€ самосто€тельность".
¬ыделени€ такого вида де€тельности подчеркнуто в материалах, характеризующих содержание общего образовани€: Ђƒоклад –оссийской академии образовани€ о ‘едеральном государственном образовательном стандарте общего образовани€ї и Ђ—тратеги€ модернизации содержани€ общего образовани€ї.
“ак, в ƒокладе отмечено, что стандарт второго поколени€ ориентирован на овладение учащимис€ не только универсальными способами учебной де€тельности, обеспечивающими успешность в познавательной де€тельности на всех этапах образовани€, но и на формирование личности обучающихс€ [4].
Ёто означает, что в образовательном процессе необходимо учителю создать такие услови€, которые позволили бы не только провести самоактуализацию личности учител€, но и самоактуализацию личности ученика, развива€ у него способности к саморазвитию и самосто€тельной работе. —амосто€тельна€ работа в ходе проектной де€тельности про€вл€етс€ в работе со специальной и научной литературой, умением отстаивать собственное мнение, как развитие способности в общении с аудиторией. ќсобенно важно воспитание при этом не только уверенности в себе, но и осознание значимости выполненной работы, поставленных задач, способствующих развитию стремлени€ заниматьс€ научно-исследовательской работой, котора€ €вл€етс€ об€зательным фактором проектной де€тельности. ”мение работать самосто€тельно позвол€ет обучающимс€ быть целеустремлЄнными, любознательными, способствует установлению контактов между участниками процесса проектной де€тельности.
Ѕольшинство педагогов, в том числе Ћ.—.¬ыготский, Ѕ.ƒ.Ёльконин, ¬.».—лободчиков, ћ.¬. аминска€ считают, что позицию педагога в проектной де€тельности и в де€тельности в общем плане можно принимать за посредничество, как особое выражение педагогической позиции. ѕосредничество необходимо в проектной де€тельности, это позици€ педагога в ходе выполнени€ самосто€тельной работы по Ѕ.ƒ.Ёльконину это поиск способа Ђинициации поискаї.
–абота над проектами, использование мини-проектов позвол€ет педагогам систематически на разных уровн€х активности учащихс€ использовать самосто€тельную работу, как в урочной, так и во внеурочной де€тельности, развива€ свой творческий потенциал и творческий потенциал учащихс€.
—амосто€тельна€ работа, как фактор реализации проектной де€тельности имеет свои особенности.  ак активный метод обучени€ она (самосто€тельна€ работа) позвол€ет выбирать
способы выполнени€ действий без помощи учител€, контролиру€ их в соответствии с поставленной целью. —амоконтроль позвол€ет достигать ожидаемые результаты. ¬сЄ это тесно св€зано с оценочной де€тельностью, котора€ способствует саморегул€ции участников. ѕроектна€ де€тельность с использованием самосто€тельной работы всегда предусматривает получени€ результата - продукта. ”частники стрем€тс€ к результату, приход€т к нему самосто€тельно, поэтому ценность знаний, личностных качеств, их значимость в самосто€тельной проектной де€тельности значительно повышаетс€. Ѕольшинство исследователей, занимающихс€ вопросами введени€ проектной де€тельности, выдел€ют не только проект как результат, но и педагогический эффект от включени€ учащегос€ в работу по проектной де€тельности.
ѕриведем в качестве примера сценарий урочной проектной де€тельности, с использованием активного метода обучени€ - самосто€тельной работы. ¬ ћЅќ”-гимназии є19 города ќрла действует научное общество учащихс€, руководит обществом »ванова Ћюбовь ¬икторовна - «аслуженный учитель –‘. »спользу€, формы и методы самосто€тельной работы с помощью проектной де€тельности гимназисты реализуют исследовани€, имеющие практическое, культурологическое значение. Ёто позвол€ет значительной группе учащихс€ развивать свои творческие способности, быть более подготовленными к самореализации, проектировать своЄ будущее. ”спешность в собственной реализации оценить очень трудно, но прослежива€ результаты обучени€ гимназистов, увлекающихс€ проектной де€тельностью, необходимо подтвердить, что это люди, которые наиболее полно реализовали свои мечты, св€занные с профессиональным определением. «ан€ти€ проектной де€тельностью, способствуют про€влению коммуникабельности и социализации школьников. ƒл€ учител€, занимающего проектной де€тельностью учащихс€ очень важно определить и помочь с темой проекта. ƒанна€ тематика также использовалась в ходе развити€ проектной компетентности учител€ в процессе повышени€ квалификации. ѕроцесс развити€ проектной компетентности учител€ потребовал реализации программы спецкурса Ђ–азвитие проектной компетентности учител€ї, автор - »ванова Ћ.¬, на базе Ѕќ” ќќ ƒѕќ (ѕ )— Ђќрловский институт усовершенствовани€ учителейї.ѕроектна€ компетентность педагога, как нова€ грань профессиональной де€тельности требует глубокой самосто€тельной работы учител€, поэтому предложенные темы использовались также и дл€ зан€тий с преподавательским составом.
¬от, например тема, св€зывающа€ ‘ранцию и –оссию.
“ема проекта: ”равнение ћенделеева- лайперона или  лайперона-ћенделеева?
ѕроектна€ и самосто€тельна€ де€тельность участников образовательного процесса действительно должны способствовать формированию целостной картины мира, развитию интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихс€. ¬от одно из исследовательских заданий: уравнение ћенделеева -  лайперона или  лайперона -ћенделеева? ¬ ходе реализаци€ данного проекта, учащиес€ получают задани€ по группам. ”читель выполн€ет роль посредника. ¬ ходе выполнени€ самосто€тельной работы, учащиес€ используют инструктивные карты дл€ создани€ общего объедин€ющего все группы проекта.
√руппа є1. »спользу€ интернет-ресурсы, научную литературу уточните историю эксперимента, подтверждающего атомную природу вещества.  ак истори€ науки св€зывает данные имена: ирландский химик –оберт Ѕойль, французский физик Ёдм ћариотт, французским химиком ∆. ѕруст, английский химик и физик ƒж. ƒальтон, французский физик √ей-Ћюссака, италь€нский химик и физик јмедео јвогадро.
”читель: ”ченик Ћевкиппа, философ ƒемокрит считал, что атомы каждого химического элемента имеют особые размеры и форму, и что именно этим объ€сн€ютс€ различи€ в свойствах элементов. ќднако его теори€ - лишь плод философских размышлений,
она не была подтверждена экспериментально. ƒревние греки ставили размышлени€ выше наблюдений
»тоги самосто€тельной работы группы є1: ѕервый эксперимент, подтверждающий атомную природу вещества, был проведЄн лишь спуст€ 2000 лет. »рландский химик –оберт Ѕойль в 1662году сжимал воздух под действием столбика ртути и обнаружил, что объЄм воздуха в трубке обратно пропорционален давлению:
ру=сопб1.
‘ранцузский физик Ёдм ћариотт подтвердил это соотношение после Ѕойл€ через 14 лет, и заметил, что оно выполн€етс€ только при посто€нной температуре.
”чащиес€ приход€т к выводу: что объ€снить результаты опытов учЄных можно, если признать существование мельчайших частиц вещества. –азвитие техники количественных измерений и методов химического анализа позволило определ€ть соотношение элементов в соединени€х. ќни вспоминают закон посто€нства состава открытый французским химиком ∆. ѕрустом(1801)
¬с€кое химически чистое индивидуальное вещество имеет всегда один и тот же количественный состав независимо от способа его получени€.
«акон кратных отношений английского химика и физика ƒж. ƒальтона(1803)
≈сли два элемента образуют между собой несколько соединений, то массы одного из элементов, приход€щиес€ на одну и ту же массу другого, относ€тс€ между собой как небольшие целые числа.
”читель предлагает вспомнить количественные исследовани€ реакций между газами французского физика √ей-Ћюссака или закон объЄмных отношений. ”чащиес€ привод€т примеры, раскрывающиес€ соотношени€ объЄмы реагирующих газов относ€тс€ между собой и к объЄмам образующихс€ газообразных продуктов, как небольшие целые числа.(1808).
”читель напоминает, что подлинный смысл закона объЄмных отношений вы€снилс€ после открыти€ великого италь€нского химика и физика јмедео јвогадро (1811). » так достигнута цель.
÷ель: рассмотреть историческую сторону данного вопроса, расширить кругозор учащихс€, показать тесное взаимодействие современной химии со всеми другими област€ми естествознани€.
Ђ „истой химии, изолированной от других наук, сегодн€ уже не существуетї.
—пособ действи€: исследование проблемы путЄм сравнени€ исторических данных, использование результатов работы учащихс€ нашей гимназии. –абота с презентацией. »сследование проблемы путЄм математических вычислений, решение задач.
ѕланируемый результат: учащиес€ самосто€тельно формулируют выводы об использовании газовых законов; исторической роли учЄных в развитии атомно-молекул€рной теории; самосто€тельно используют знани€ из близких межпредметных областей; считают возможным примен€ть известные им законы физики в решении расчЄтных задач.
√руппа є2. ќхарактеризуйте пон€тие идеальный газ.
»тоги самосто€тельной работы группыє2:
”чащиес€:
√аз - одно из агрегатных состо€ний вещества, при котором оно способно распростран€тьс€ по всему доступному ему пространству и заполн€ть его - так говорит словарь
ƒал€. √реческое слово Ђхаосї, послужившее родоначальником слова Ђгазї, приобрело вполне определЄнный смысл, отвечающий поведению газов. јнализиру€ агрегатное состо€ние веществ, учащиес€ приход€т к выводу, что частицы газа, отделЄнные друг от друга большими рассто€ни€ми, хаотически движутс€ в пространстве с большими скорост€ми. ѕопробуйте открыть колбу, содержащую сероводород, и вы скоро почувствуете этот характерный запах. ≈сли оставить колбу открытой достаточно долго, то весь наход€щейс€ в ней газ перемешаетс€ с воздухом помещени€.
”читель: скорость движени€ молекул азота при комнатной температуре составл€ет 1700км\час! ”чащиес€: ¬от почему газы очень летучи и трудноуловимы.
”читель: что представл€ет собой идеальный газ?
”чащиес€: простейша€ модель газообразного состо€ни€ веществ идеальный газ. ƒл€ него частицы представл€ют, собой материальные точки, между ними отсутствуют силы взаимодействи€.
”чащиес€ предполагают, что индивидуальное вещество в газообразном состо€нии характеризуетс€ давлением, температурой, объемом, массой всего газа, мол€рной массой. ќни отмечают, что именно газовые законы сыграли важную роль в становлении атомно-молекул€рной теории, котора€ позволила давать характеристику веществам.
”читель при необходимости задаЄт навод€щие вопросы дл€ формулировки газовых законов: при посто€нной температуре ру=сопб1 (закон Ѕойл€-ћариотта);
при посто€нном давлении ”\“=еопв1 (закон √ей-Ћюссака);
при посто€нном объЄме –\“=еопЅ1 (закон Ўарл€).
¬ продолжение беседы учитель предлагает решить задани€ на использование объединЄнного газового закона Ѕойл€-ћариотта и √ей-Ћюссака. Ётот закон отражает зависимость между объЄмом газа, давлением и температурой.
≈сли при некоторых заданных давлении и температуре один моль газа занимает мол€рный объЄм, то при тех же услови€х масса газа займЄт объем ”=(т\ћ)* ” мол€рный, где ћ - мол€рна€ масса (мол€рна€ масса одного мол€). ”равнение  лайперона-ћеделеева дл€ массы т газа–”=ш\ћ*я“ или –”=пя“.
”читель: часто пользуютс€ несколько иной формой уравнени€ состо€ни€ идеального газа, ввод€ посто€нную Ѕольцмана. “огда уравнение принимает следующий вид –=п к “.
”чащиес€: в краткой химической энциклопедии записано ћенделеева- лайперона уравнение- уравнение состо€ни€ идеального газа.
Ђ ...уравнение в его современном виде было выведено!874 году ƒ.».ћенделеевым путЄм сочетани€ законов Ѕойл€-ћариотта, √ей-Ћюссака и јвогадро. ¬ более частном виде (без использовани€ закона јвогадро) оно было предложено в 1834  лайпероном и содержало индивидуальную посто€нную, завис€щую от вида и количества газаї.
ѕри обсуждении результатов данного вывода возникают вопросы.
”чащихс€ интересует как правильно? ћожет быть  лайперона-ћенделеева или ћенделеева- лайперона? ѕочему в отдельных издани€х пишут так? ѕредлагаютс€ следующие объ€снени€: очевидно, используетс€ алфавитный принцип, или год публикации работы  лайперона и ƒ.». ћенделеева.
»ли дл€ науки это не главное? ¬ажно истинность данного положени€ и умение его использовать?
ƒл€ исследовани€ этой проблемы привлекалась группа учащихс€, котора€ предлагает собранный ими материал дл€ обсуждени€.
√руппа є3. »спользу€, доступ к »нтернет-ресурсам найдите, материал, характеризующий жизненный путь Ѕенуа ѕоль Ёмиль  лайперона.
»тоги самосто€тельной работы группыє3:
Ѕиографические данные Ѕенуа ѕоль Ёмиль  лайперона.
ќ семье известно мало. ћожно предположить, что его родители не были состо€тельными людьми (в архиве сохранилась запись об отсутствии у них недвижимого имущества). –одилс€ 26 феврал€ 1799года в ѕариже. ќкончив в 1816 году лицей,  лайперон поступил в ѕолитехническую школу, в 1818 закончил еЄ, получил диплом военного инженера, затем ‘ранцузский горный корпус.
ѕервые публикации, первые печатные работы  лайперона. ќдна из них посв€щена зубчатым колЄсам, а друга€ - описанию парохода. ”же в этих работах по€вилс€ присущий и всем последующим работам  лайперона интерес, как к науке, так и технике.
«наменательное событие.  лайперон и его друг Ћаме познакомились с русским генералом и дипломатом ѕ.ѕ. Ѕазеном, благодар€ которому  лайперон вскоре получил приглашение на работу в –оссию, в ѕетербургский институт инженеров путей сообщени€.
–абота в –осси.  лайперону поручили заведование кафедрами механики химии. ќн сразу приступил к модернизации читавшихс€ курсов, про€вилось его исключительно полезное стремление удел€ть большое внимание как инженерно- прикладным, таки теоретическим вопросам. Ёнергичные и инициативные французы добились организации публичных лекций.
»нженерна€ де€тельность  лайперона. –абота  лайперона не ограничивалась преподаванием. ќн продолжал как научные исследовани€, так и инженерную де€тельность. ¬ это врем€ в —анкт-ѕетербурге, впервые на континенте, было построено несколько вис€чих мостов, и Ћаме вместе с  лайпероном начали изучение механических свойств русского железа, используемого в этих мостах. ƒл€ этой цели была сконструирована и построена специальна€ испытательна€ машина, и результаты, полученные с помощью этой машины в лаборатории института, были использованы при проектировании металлических сооружений в –оссии.
¬ажной была работа  лайперона и в качестве эксперта: его первые в –оссии испытани€ бетона и исследовани€ известей привели его к заключению об их высоком качестве.
¬ св€зи с постройкой »саакиевского собора в —анкт-ѕетербурге Ћаме и  лайперон изучали проблему устойчивости арок и опубликовали важный мемуар по этому вопросу. Ќаиболее значительный труд  лайперона - " ќб устройстве сводов ".
√руппа є4. ќпределите наличие взаимосв€зи между мостами —анкт-ѕетербурга и трудами  лайперона
»тоги самосто€тельной работы группыє4:
ћосты —анкт- ѕетербурга.
ћногие мосты —анкт-ѕетербурга были спроектированы с участием  лайперона. «десь учащиес€ используют слайды созданной ими презентации.   каждому слайду под музыку идЄт комментарий.
ѕервый и второй инженерный мосты были созданы трем€ замечательными мастерами-Ѕазеном,  лайпероном, Ўарлеманем.(1824- 1826гг).Ќа следующем слайде можно наблюдать Ѕумажный мост. Ќазвание моста ведЄтс€ по Ѕумажной фабрике, находившейс€ в этом районе ещЄ с ѕетровских времЄн. ћолвинский мост соедин€ет Ћифл€ндскую улицу с
улицей  алинина. ” моста возвышаетс€ ћолвинска€ колонна, оставша€с€ от былого убранства ≈катерингофского дворца. ћногогранна€ де€тельность  лайперона была отмечена его избранием членом-корреспондентом ѕетербургской академии наук (1830).
ќднако, несмотр€ на всЄ это в 1831 и  лайперон и его друг Ћаме после срочной и длительной дл€ профессоров командировки в —ибирь, поспешно и неожиданно вернулись во ‘ранцию. ѕоводом к возвращению на родину было награждение их правительством Ћуи -‘илиппа орденом и запрещением Ќиколаем I носить этот орден. ќтношени€ между ‘ранцией и –оссией в это врем€ были не лучшими, и полковники \профессора имели ещЄ и военные чины \ были уволены с русской службы по болезни.
¬ывод, что  лайперон талантливый практик и теоретик.
√руппа є5 ќпределите границы действи€ уравнени€ ћенделеева и  лайперона.
»тоги самосто€тельной работы группыє5:два великих уравнени€.
Ќайденна€  лайпероном(1834) зависимость между физическими величинами, определ€ющими состо€ние идеального газа: давлением газа, его объемом и абсолютной температурой записываетс€ в виде pv=BT. «десь коэффициент пропорциональности зависит от массы газа. ¬о многих современных издани€х пишут, что PV\T=const.ѕодчЄркивают значение посто€нной в уравнении, еЄ зависимость только от количества вещества газа.
ƒ.». ћенделеев, использу€ јвогадро закон, вывел в 1874 году уравнение состо€ни€ дл€ 1 мол€ идеального газа. PV=nRT, где R- универсальна€ газова€ посто€нна€.R= 8,314 ƒж (моль* ) .Ќаиболее общее уравнение состо€ни€ идеального газа PV= (m\M)*RT.Ёто уравнение справедливо дл€ всех газов в любых количествах и дл€ всех значений P, VиT, при которых газы можно считать идеальными.
”читель: все четыре основных количественных характеристики (объЄм, температура, давление, количество вещества) имеют между собой взаимосв€зь, и она выражаетс€ уравнением ћенделеева- лайперона.
”чащиес€: это уравнение более общее дл€ состо€ни€ идеального газа. ќно включает как частную зависимость состо€ние газа от температуры, обнаруженную (1834г) физиком Ѕ.  лайпероном.
”чащиес€ приход€т к выводу, что уравнение  лайперона - наиболее простое уравнение состо€ни€, применимое с определЄнной степенью точности к реальным газам при низких давлени€х и высоких температурах, когда они близки по своим свойствам к идеальному газу.
¬ своих исследовани€х учащиес€ нашей гимназии моделировали данный процесс.
”читель: ƒ.».ћенделеев обратил внимание на то, что основные сведени€ о свойствах идеальных газов выражаютс€ трем€ законами: Ѕойл€ - ћариотта, √ей-Ћюссака и јвогадро, которые не €вл€ютс€ совершенно точными.
”чащиес€: почему не проверили опытным путем?
Х ќчевидно, дл€ осуществлени€ этого проекта требовались долгие годы работы, а самое главное - большие денежные средства, которых ƒ.».ћенделеев не имел.
”читель: ¬ 1872году ƒмитрию »вановичу с помощью –усского технического общества и јртиллерийского ¬едомства удалось получить необходимые средства и приступить к исследовани€м над упругостью газов, которые были ранее задуманы. ¬ы не знаете, как называетс€ эта работа?
”чащиес€: Ёто капитальный труд Ђ ќб упругости газовї. —вой труд ƒ.».ћенделеев рассматривал, как возможную причину побудить молодых учЄных к изучению природы газов
и к распространению точных методов дл€ их исследовани€. ћенделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объедин€ть различные стороны научного и вообще духовного творчества. ќн охотно работал в пограничных област€х между химией и физикой, между физикой и метеорологией, переходил в область термодинамики, геологии. ¬с€кое дело, за какое бы ни бралс€ ћенделеев, каким бы узко специальным оно ни было, он захватывал широко и стремилс€ глубоко проникнуть в сущность поставленного вопроса.
”читель: упомина€ о том, что техника всЄ более сближаетс€ с практикой опытных наук. ЂЋабораторные приЄмы всЄ более целиком переход€т в заводскиеї. ћенделеев выражал надежду, что его новый способ изготовлени€ барометров, новое устройство калориметров и многое другое будут полезны. –абота€ в области точных наук, особенно физики и химии, он придавал огромное значение числовым данным и потратил нем ало усилий и остроуми€ на выработку методов, как дл€ добывани€ этих данных путЄм эксперимента, так и дл€ их математической обработки.
”чащиес€: таким образом, потребности практики вызвали по€вление нового газового уравнени€. ќно более совершенно, чем уравнение  лайперона.
”читель: уравнение состо€ни€, выведенное, ћенделеевым позвол€ло, элементарным приЄмами разобрать возможные погрешности в опытах о сжимаемости газов. ƒмитрий »ванович послал заметку в «аписки ѕарижской јкадемии наук, к сожалению, к тому времени, профессор  лайперон умер в ѕариже ещЄ в 1864 году. ¬ €нваре1877 года ћенделеев сообщает научному миру јнглии результаты своих исследований.
”чащиес€: –ассматрива€ документы по истории физики, мы обнаружили следующие записи Ђ...уравнение состо€ни€ идеальных газов (выведенное ћенделеевым ещЄ в 1874году) впредь именовать уравнением ћенделеева, а я- газовую посто€нную, величина которой одинакова дл€ всех газов,- называть газовой посто€нной ћенделеева. “олько невнимательным отношением официальной науки царской –оссии к творчеству русских учЄных можно объ€снить такую историческую несправедливость в наименовании одного из основных уравнений учени€ о газообразном состо€нии вещества.
ќбщий вывод или результат проектной де€тельности:
”чащиес€: Ѕеспримерные заслуги ћенделеева перед наукой получили признание со стороны всего учЄного мира. ќн был членом почти всех академий и почЄтным членом многих научных обществ (общее число учЄных учреждений, считавших ћенделеева почЄтным членом, доходило почти до 100).Ќаша јкадеми€ Ќаук предпочла ему, однако в 1880году ‘.‘. Ѕельштейна, автора обширного справочника по органической химии - факт, вызвавший негодование в широких кругах русского общества.
”читель: несколько лет спуст€, когда ћенделееву вновь предложили баллотироватьс€ в јкадемию, он сн€л свою кандидатуру. ¬ 1904 году в день 70-летнего юбиле€ ƒ.».ћенделеева јкадеми€ одна из первых приветствовала его через своего представител€.
»стори€ всЄ поставила по своим местам, ввиду значимости исследований русского учЄного уравнение носит им€ ћенделеева- лайперона. “олько об этом нужно помнить. ќчень жаль, что врем€ не позволило встретитьс€ лично Ѕ.  лайперону и ƒ.».ћенделееву. Ёти талантливые учЄные, неординарные личности всЄ решили бы необычно. «акон существует, и действует, а это главное.
¬ыводы
ќснову процесса развити€ проектной де€тельности составл€ет самосто€тельна€ работа. Ќеобходимо создавать услови€ дл€ реализации проектной де€тельности, именно она в единстве с самосто€тельной работой даЄт возможность дл€ приобретени€ личностного опыта каждого участника образовательного процесса.
ѕроектна€ де€тельность способствует:
Х развитию мотивационного пол€ учащихс€ и учител€ дл€ своей профессиональной реализации;
Х обучению в сотрудничестве и сотворчестве;
Х самоактулизаци€ личностного опыта учител€ и учащихс€ в процессе реализации проектной компетентности.
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. »ванова, Ћ.¬. Ђѕраво первенстваї »деи и люди российской науки// ѕрактический журнал дл€ учител€ и администрации школы- 2007-.є4-—.55-58.
2. »ванова, Ћ.¬. Ђ ќт диссеминации инновационного педагогического опыта - к профессиональным победамї// омпетентностный подход в современном российском образовании: материалы региональной научно-практической конференции - ќрЄл: ќ√ќ” ƒѕќ (ѕ ) специалистов Ђќрловский институт усовершенствовани€ учителейї,2010- —.38-41.
3. ћенделеев, ƒ.». Ћитературное наследство, т.1,1939, стр.68.
4. ќ ‘едеральном государственном стандарте общего образовани€: ƒоклад –оссийской академии образовани€ / ѕод ред. ј.ћ. ондакова, ј.ј узнецова // ѕедагогика.-2008.-є10.-—.9-28.
5. ѕрикот, ќ. √. ѕедагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы// ћетодист. - 2002. - є2.
6. ѕустовойтов, ¬.Ќ. ѕознавательна€ компетентность старшеклассника : сущность категории и коррел€ты // European social science journal (≈вропейский журнал социальных наук). - 2012. - є 2(18). - —. 102-109.
7. ѕустовойтов,¬.Ќ. ”слови€ эффективности педагогического сопровождени€ формировани€ познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучени€//»нтернет-журнал ЂЌауковедениеї,2014-.-–ежим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/28EVN414.pdf
8. ‘Єдорова, ћ.ј. ‘ормирование учебной самосто€тельной де€тельности студентов в личностно развивающем профессиональном образовании: ћонографи€ / ћ.ј.‘едорова- ќрел: изд-во √ќ” ¬ѕќ Ђќ√”ї, 2011.- 312с.
9. Ёльконин Ѕ.ƒ, ¬ведение в психологию развити€.ћ.,1994.
–ецензент: якушкина Ћюдмила ѕавловна кандидат педагогических наук ,доцент кафедры общей педагогики ‘√Ѕќ” ¬ѕќ ќ√”.
Ivanova Lybov Viktorovna
School є19 Orel Russia, Orel E-Mail: l.ivanova1409@mail.ru
Fedorova Marina Anatol'evna
Orel State University Russia, Orel E-Mail: 09011975m@gmail.com
Independent work as a basis for project activities in the learning process
Abstract. The modern society is characterized by dynamic processes. Education is one of the future progress mechanisms. All these arouse interest in development of personality, which actualizes the need for self-education, self-evolution, demonstration of independence and self-realization. With regard to the above mentioned, it is necessary to design, that can be represented as a way of own development - "self-development", realization of own essential forces, cognitive activity and "self-realization".
The cognitive activity of the students in the process of project activities is determined by numerous factors. Perhaps one of the specifying ones is independent work.
To solve this problem, you must use a method of projects. In education this method of projects makes it possible to organize education in the course of activities related to independent work and develops the ability to use the knowledge and basic skills to achieve this goal. To implement the project activities, it is required a special technology, design technology, which promotes development of the teacher's design competence and students' independent work.
Utilization of design technology in the educational process increases the number of students who are capable of working independently. This is determined by skill to take part in the project activities in lessons and the results of extracurricular activities.
The proposed solution in the form of inclusion of project activities in the educational process extends the use of independent work.
Keywords: Design; project activities; cognitive activity; project method; independence; independent work; learning process.
REFERENCES
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Ivanova, L.V. ЂPravo pervenstvaї Idei i lyudi rossiyskoy nauki// Prakticheskiy zhurnal dlya uchitelya i administratsii shkoly- 2007-.є4-S.55-58.
Ivanova, L.V. Ђ Ot disseminatsii innovatsionnogo pedagogicheskogo opyta - k professionalem pobedamї//Kompetentnostnyy podkhod v sovremennom rossiyskom obrazovanii: materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii - Orel: OGOU DPO (PK) spetsialistov ЂOrlovskiy institut usovershenstvovaniya uchiteleyї,2010-S.38-41.
Mendeleev, D.I. Literaturnoe nasledstvo, t.1,1939, str.68.
O Federal'nom gosudarstvennom standarte obshchego obrazovaniya: Doklad Rossiyskoy akademii obrazovaniya / Pod red. A.M.Kondakova, A.AKuznetsova // Pedagogika.-2008.-є10.-S.9-28.
Prikot, O. G. Pedagogicheskoe proektirovanie kak rabochiy instrument metodicheskoy sluzhby shkoly// Metodist. - 2002. - є2.
Pustovoytov, V.N. Poznavatel'naya kompetentnost' starsheklassnika : sushchnost' kategorii i korrelyaty // European social science journal (Evropeyskiy zhurnal sotsial'nykh nauk). - 2012. - є 2(18). - S. 102-109.
Pustovoytov,V.N. Usloviya effektivnosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya formirovaniya poznavatel'noy kompetentnosti starsheklassnikov v protsesse obucheniya//Internet-zhurnal ЂNaukovedenieї,2014-.-Rezhim dostupa :
http://naukovedenie.ru/PDF/28EVN414.pdf
Fedorova, M.A. Formirovanie uchebnoy samostoyatel'noy deyatel'nosti studentov v lichnostno razvivayushchem professional'nom obrazovanii: Monografiya / M.A.Fedorova- Orel: izd-vo GOU VPO ЂOGUї, 2011.- 312s.
El'konin B.D, Vvedenie v psikhologiyu razvitiya.M.,1994.

пїњ