пїњ

—јћќ–≈јЋ»«ј÷»я јЅ»“”–»≈Ќ“ќ¬ Ќј «јЌя“»я’ ѕќ –»—”Ќ ” ¬ ѕќƒ√ќ“ќ¬»“≈Ћ№Ќќ… Ў ќЋ≈

”ƒ  372.016:741*11
». —. ћ≈Ќ№Ў≈Ќ»Ќј
ћагнитогорский государственный университет
—јћќ–≈јЋ»«ј÷»я јЅ»“”–»≈Ќ“ќ¬ Ќј «јЌя“»я’ ѕќ –»—”Ќ ” ¬ ѕќƒ√ќ“ќ¬»“≈Ћ№Ќќ… Ў ќЋ≈
—тать€ рассматривает модель как механизм формировани€ навыков самореализации у абитуриентов на зан€ти€х по рисунку. ¬се ее компоненты взаимосв€заны между собой.
 лючевые слова: самореализаци€, профессиональные умени€ и навыки, модель, педагогические услови€.
¬ современных услови€х развити€ высшего профессионального образовани€ важной проблемой €вл€етс€ поиск путей реализации человеком своих возможностей и способностей. ¬ ‘едеральной целевой программе развити€ образовани€ самореализаци€ каждого гражданина в течение всей жизни св€зана с формированием системы непрерывного образовани€. ќсобенно принцип непрерывности и преемственности образовани€ важен в сфере искусства. ¬ законодательстве –‘ предусмотрено создание условий дл€ вы€влени€ одаренных детей еще в раннем возрасте и способствование дальнейшему развитию и последовательному прохождению ими этапов профессионального становлени€.
—амовыражение и самореализаци€ человека как художника происходит при поиске его пути в искусстве. ƒл€ профессионального становлени€ художника необходимо не только художественное воспри€тие мира, но и наработанные (привитые) профессиональные умени€ и навыки. ѕодготовительные школы при вузах помогают абитуриентам осознать сферу приложени€ их возможностей и способностей, приобрести необходимые профессиональные умени€ и навыки. ¬се это способствует достижению цели успешного поступлени€ в вуз и последующему профессиональному росту.
—амореализаци€ проходит несколько этапов или ее можно поделить на фазы, св€занные с определенными ключевыми моментами в жизни каждого человека. –азвитие самореализации может быть св€зано, например, с решением проблем конкретного возрастного периода.
 аждому возрасту соответствует определенный уровень физического и интеллектуального развити€, отсюда и определенный, свой, уровень самореализации в зависимости от потребностей и интересов человека в данный период. ёношеский возраст, приход€щийс€ на врем€ окончани€ школы и определени€ своих путей в будущем, св€зан с развитием самовоспитани€, которое становитс€ осознанным и целенаправленным, внутренней потребностью, стремлением к самосто€тельности. ¬ св€зи с определением своего места в ближайшем окружении и обществе в целом по€вл€етс€ потребность в самовоспитании интеллектуальных, нравственных и физических качеств личности. ќткрытие себ€ как неповторимой индивидуальности и формирование как личности тесно св€зываетс€ с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Ќо, нар€ду
с этим, существует больша€ дол€ неуверенности в своих силах и внутреннее желание самоутвердитьс€.
ѕродолжа€ свое образование в подготовительной школе, абитуриенты направл€ют все свои знани€, умени€ и навыки на преодоление вступительных экзаменов. Ёто способствует приобретению уверенности в своих силах. —амореализаци€ абитуриента до поступлени€ в вуз очень важна. ќна стимулирует его к дальнейшему профессиональному росту. ¬ свою очередь самоактуализаци€ в профессиональной де€тельности и становление как профессионала способствует самореализации личности в целом.
Ќеобходимо разработать механизм самореализации, под которым мы будем понимать де€тельность и процесс. ƒл€ чего необходимо предоставить упрощенный вариант этой де€тельности в виде модели. ƒл€ нашего исследовани€ наиболее близко конструирование модели как прообраза учебного процесса.
ѕо определению Ѕольшой советской энциклопедии Ђмодельї Ч это образ или прообраз какого-либо объекта или системы объектов, используемый при определенных услови€х в качестве их Ђзаместител€ї или Ђпредставител€ї [1, с. 399]. ѕостроение и изучение моделей реально существующих предметов и €влений необходимо дл€ определени€ либо улучшени€ их характеристик, рационализации способов их построени€, управлени€ ими и т.п.
ѕри рассмотрении проблемы подготовки специалистов, с одной стороны, анализируетс€ профессиональна€ де€тельность (модель де€тельности), к которой готов€т учащихс€, с другой Ч содержание образовани€ и обучени€ (модель подготовки). ¬ нашем случае моделирование профессиональной подготовки используетс€ с целью разработки процесса, направленного на овладение системой навыков и умений.
ѕрежде чем приступить к моделированию подготовки абитуриентов к самореализации на зан€ти€х по рисунку, нами были определены предмет и цель моделировани€, функции, средства и методы, вход€щие в модель.
ѕредставление учебного процесса в форме модели дает возможность увидеть составл€ющие его компоненты в их взаимосв€зи и взаимовли€нии. ¬озникает возможность рассмотрени€ разных аспектов взаимосв€зи компонентов. «а предмет моделировани€ мы берем процесс подготовки абитуриентов к самореализации на зан€ти€х по рисунку.
ќћ— »… Ќј”„Ќџ… ¬≈—“Ќ»  є 1 (125) 2014 ћ≈“ќƒ» ј ѕ–≈ѕќƒј¬јЌ»я
ћ≈“ќƒ» ј ѕ–≈ѕќƒј¬јЌ»я ќћ— »… Ќј”„Ќџ… ¬≈—“Ќ»  є 1 (125) 2014
*
—оциальный заказ:
Ћичность с определенными профессиональными интересами и стремлением к самореализации

–ис. 1
÷елью модели €вл€етс€ проектирование процесса подготовки абитуриентов к самореализации на зан€ти€х по академическому рисунку. ƒанна€ цель вытекает из социального заказа общества на личность с определенными профессиональными интересами и стремлением к самореализации. Ќа пути достижени€ поставленной цели предсто€ло рассмотреть следующие вопросы:
Ч  акие задачи необходимо решить в процессе подготовки, чтобы добитьс€ поставленной цели?
Ч  то €вл€етс€ субъектами процесса подготовки абитуриентов к самореализации на зан€ти€х по рисунку?
Ч  аков уровень требований к субъектам данного процесса?
Ч  акие педагогические услови€ необходимо создать дл€ достижени€ цели?
Ч  аковы основные критерии и показатели дл€ определени€ достигнутой цели?
Ч  акой основной результат достигаетс€ при реализации модели?
Ќа рис. 1 можно увидеть взаимосв€зь следующих блоков модели: социальный заказ общества, цель, задачи подготовки абитуриентов к самореализации на зан€ти€х по рисунку.
ƒл€ реализации цели нашей модели мы выделили два следующих блока задач:
1. ¬ы€вление и формирование личностных качеств учащихс€: формирование у абитуриентов потребности к самореализации в художественнографической де€тельности, формирование у абитуриентов потребности в самосовершенствовании, развитие умени€ самоанализа учебной изобразительной де€тельности, формирование межличностных отношений, формирование потребности в профессиональном самоопределении.
2. ‘ормирование профессиональных качеств, предъ€вл€емых требовани€ми вступительного экзамена: развитие наблюдательности, формирование навыков целостного видени€ натуры, развитие базовых художественных навыков у абитуриентов.
¬ данной статье мы рассмотрим взаимосв€зь двух блоков задач, направленных на формирование профессиональных и личностных качеств абитуриентов.
ѕрофессиональные качества, формируемые у абитуриентов, будут св€заны с приобретением необходимого объема и уровн€ знаний, умений и навыков дл€ успешной сдачи вступительного экзамена.
–азвитие наблюдательности, а именно внимательное вдумчивое воспри€тие учебной постановки позвол€ет точнее передать свойства и пропорции предметов, вы€вить распределение светотени [2]. ќсобое видение художника сводитс€ к целостному воспри€тию натуры, отбрасыванию незначительного ради вы€влени€ основной формы и передачи Ђбольшойї тени и Ђбольшогої света, выделению главного и второстепенного в постановке. ¬се это вместе с развитием базовых художественных навыков способствует формированию у абитуриентов потребности к самореализации в художественнографической де€тельности.
–азвитие умени€ самоанализа учебной де€тельности с потребностью в профессиональном самоопределении будет стимулировать развитие базовых художественных навыков у абитуриентов.
ќтсюда формирование профессиональных качеств абитуриентов тесно св€зано с формированием их личностных качеств. ƒва блока выше обозначенных нами задач будут вли€ть и взаимно дополн€ть друг друга.
ѕроцесс самореализации абитуриентов предполагает активную роль педагога. —оздание педагогом положительной мотивации в учебной художественно-графической де€тельности будет стимулировать формирование у абитуриентов потребности к самореализации, способствовать формированию межличностных отношений в группе, потребности к профессиональному самоопределению. Ѕольшую роль положительна€ мотиваци€ будет оказывать и на развитие базовых художественных навыков у абитуриентов, так как, получа€ определенные ре-
зультаты обучени€, слушатели подготовительной школы будут стремитьс€ получить снова одобрение со стороны педагога, приобрета€ уверенность в своих силах [3]. “ак же развитие базовых художественных навыков будет активнее происходить при осуществлении абитуриентами самоконтрол€ и самоанализа собственной художественно-графической де€тельности.
¬ свою очередь, например, развитие базовых художественных навыков будет требовать другого уровн€ самоконтрол€ и самоанализа.
–азработка компонентов модели предполагает посто€нную ориентацию на конечную цель Ч подготовку абитуриентов к самореализации на зан€ти€х по академическому рисунку. –езультатом функционировани€ разработанной нами модели €вл€етс€ переход абитуриентов на более высокий уровень готовности абитуриентов к самореализации в области художественной де€тельности.
«ан€ти€ в подготовительной школе решают не только проблему по достижению абитуриентами достаточного уровн€ знаний, умений и навыков, но и проблему самореализации в важный период жизни, что дает им возможность самоутвердитьс€, приобрести уверенность в своих силах. Ќаша работа подтвердила, что самореализаци€ абитуриентов на данном этапе жизни св€зана с их профессиональным самоопределением, необходимостью приобретени€ определенных навыков и дальнейшим профессиональным художественным ростом. ѕроведенный эксперимент убедил нас в том, что оптимальным дл€
данного процесса €вл€етс€ формирование навыков самореализации на основе разработанной нами модели.
Ѕиблиографический список
1, Ѕольша€ советска€ энциклопеди€, “. 16 / √л. ред.
A. ћ, ѕрохоров, Ч ћ, : —ов, энциклопеди€, 1974 Ч 615 с,
2, Ѕеда, √, ¬, ќсновы изобразительной грамоты: –исунок, живопись, композици€ : учеб, пособие дл€ студентов пед, ин-тов по спец, є 2109 Ђ„ерчение, рисование и трудї / √, ¬, Ѕеда, Ч 2-е изд,, перераб, и доп, Ч ћ, : ѕросвещение, 1981, Ч 239 с,
3, ѕедагогика : учеб, пособие дл€ студ, высш, учеб, заведений / ¬, ј, —ластенин, », ‘, »саев, ≈, Ќ, Ўи€нов ; под ред,
B, ј, —ластенина, Ч 4-е изд,, стереотип, Ч ћ, : јкадеми€, 2005, - 576 с,
4,  лимов, ≈, ј, ѕсихологи€ профессионального самоопределени€ / ≈, ј,  лимов, Ч –остов-на-ƒону : ‘еникс, 1996 Ч 512 с,
5, Ўтофф, ¬, ј, ћоделирование и философии / ¬, ј, Ўтофф, Ч ћ,ЧЋ, : Ќаука, 1966, Ч 302 с,
ћ≈Ќ№Ў≈Ќ»Ќј »рина —ергеевна, соискатель по кафедре художественного металла и керамики, јдрес дл€ переписки: mensheirina@yandex.ru
—тать€ поступила в редакцию 28.11.2013 г.
© ». —. ћеньшенина
 нижна€ полка
—околова, ≈. Ќ. ћатериаловедение. ћетодика преподавани€ : методическое пособие дл€ преподавателей Ќѕќ / ≈. Ќ. —околова. - ћ. : Academia, 2010. - 96 с. - ISBN 978-5-7695-6831-2.
ƒанное методическое пособие дл€ преподавателей €вл€етс€ частью учебно-методического комплекта по дисциплине Ђћатериаловедениеї дл€ профессий металлургии, машиностроени€ и металлообработки. –ассмотрены основные принципы и методы изложени€ материала. ќсвещены необходимые технические средства обучени€, сопровождающие изложение материала. ѕредставлены различные формы проведени€ уроков с учетом уровн€ начальной подготовки учащихс€. ƒл€ преподавателей системы начального профессионального образовани€ по професси€м металлургии, машиностроени€ и материалообработки.
Ѕосова, Ћ. Ћ. ѕреподавание информатики в 5-7 классах / Ћ. Ћ. Ѕосова. - ћ. : Ѕ»Ќќћ, Ћаборатори€ Ѕазовых «наний, 2010. - 342 с. - ISBN 978-5-9963-0256-7.
¬ книге раскрываютс€ цели, принципы отбора содержани€ и методы преподавани€ курса »нформатика и » “ в 5 Ч 7 классах, положенные в основу ”ћ  Ћ. Ћ. Ѕосовой. — учетом психолого-педагогических особенностей обучаемых рассматриваютс€ эффективные подходы: к формированию у школьников общеучебных умений и способов интеллектуальной де€тельности на основе методов информатики; становлению и развитию умений и навыков информационно-учебной де€тельности на базе средств » “ дл€ решени€ познавательных задач и саморазвити€; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихс€. ѕредставлен р€д практических советов и методических приемов по организации и проведению курса. ƒл€ учителей общеобразовательных школ и методистов как руководство при планировании и проведении зан€тий, студентов педагогических вузов, изучающих курс методики преподавани€ информатики, а также всех, кто интересуетс€ перспективами развити€ школьной информатики.
ќћ— »… Ќј”„Ќџ… ¬≈—“Ќ»  є 1 (125) 2014 ћ≈“ќƒ» ј ѕ–≈ѕќƒј¬јЌ»я

пїњ