пїњ

—јћќѕќЌ»ћјЌ»≈ Ё“Ќќ ”Ћ№“”–Ќќ… »ƒ≈Ќ“»„Ќќ—“» ¬ ”—Ћќ¬»я’ ƒ»ј—ѕќ–џ:   ѕќ—“јЌќ¬ ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ

”ƒ  159.9.07 —јћќѕќЌ»ћјЌ»≈ Ё“Ќќ ”Ћ№“”–Ќќ… »ƒ≈Ќ“»„Ќќ—“» ¬ ”—Ћќ¬»я’ ƒ»ј—ѕќ–џ:   ѕќ—“јЌќ¬ ≈ ѕ–ќЅЋ≈ћџ
“учина ќ.–.
—тать€ посв€щена анализу проблемы этнокультурной идентичности в услови€х диаспоры. јвтор рассматривает проблему диаспоры в широком научном контексте, особое внимание удел€€ анализу феномена диаспорной идентичности. јнализиру€ исследовани€ в данной области, автор приходит к выводу, что диаспорна€ идентичность - это множественна€ идентичность, котора€ обусловлена структурой диаспоры, отличаетс€ динамизмом и отражает региональные особенности.
јвтор предлагает рассматривать диаспорную идентичность через призму индивидуального сознани€ представителей диаспоры, в контексте самопонимани€ субъекта. —амопонимание этнической идентичности рассматриваетс€ как субъективна€ сторона этнокультурного диалога: самопонимание субъекта в услови€х диаспоры представл€ет собой диалог культур на уровне индивидуального сознани€ представител€ диаспоральной общности. —ледствием такого диалога €вл€етс€ успешна€ социальна€ адаптаци€ представителей диаспоры без потери этнокультурной самобытности, что ведет к расширению границ бытийного пространства личности, осмыслению новых аспектов социокультурной реальности.
 лючевые слова: ƒиаспора; этнокультурна€ идентичность;
самопонимание; этнокультурный диалог.
SELF-UNDERSTANDING OF ETHNOCULTURAL IDENTITY IN THE DIASPORA: STATEMENT OF THE PROBLEM
Tuchena O.R.
This article analyzes the problem of ethnocultural identity in the diaspora. The author considers the problem of the diaspora in the broad scientific context, particular attention is paid to the analysis of the phenomenon of diasporic identity. Analyzing the research in this field, the author comes to the conclusion that diasporic identity - a multiple identity, which is due to the structure of the Diaspora, and reflects the dynamism of the different regional characteristics.
The author proposes to consider diasporic identity through the prism of the individual consciousness of the Diaspora, in the context of self-understanding of the subject. Self-understanding of ethnic identity is seen as a subjective aspect of ethnocultural dialogue: the self-understanding of the subject in the Diaspora is a cultural dialogue at the level of individual consciousness representative of the community of diaspora. The consequence of such a dialogue is a successful social integration of the Diaspora without loss of ethnocultural identity, which leads to the expansion of the boundaries of existential space of personality, understanding new aspects of social and cultural reality.
Keywords: Diaspora; ethnocultural identity, self-understanding, ethnocultural dialogue.
–абота выполнена в рамках реализации ‘едеральной целевой программы ЂЌаучные и научно-педагогические кадры инновационной –оссииї на 2009 -2013 годы. ѕроект 14.B37.21.0276. Ђ—амопонимание этнокультурной идентичности в услови€х диаспоры (на материале исследовани€ арм€нской диаспоры  раснодарского кра€)ї
¬ современном российском обществе происход€т процессы, оказывающие существенное вли€ние как на национальные отношени€, так и на общество в целом. –азвитие последних обусловливает необходимость их дальнейшего теоретического осмыслени€, в том числе с учетом такого феномена этносоциальной структуры, как диаспора. ¬ насто€щее врем€ в диаспорах наблюдаетс€ активизаци€ национального самосознани€ и национальной самоидентификации. ѕредставители диаспор вынуждены вновь обретать стабильные жизненные услови€, определ€ть перспективы своего этнического существовани€, искать собственную нишу в новой социокультурной среде
‘еномен диаспоры основываетс€ на культурной самобытности, котора€ обеспечивает жизнеспособность этнического организма. ќтрыв от исторической родины компенсируетс€ стремлением к сохранению национальной культуры, содействием ее развитию, устойчивостью к ассимил€ции. —ледует отметить, что не кажда€ этническа€ группа выступает в роли диаспоры и что диаспора €вл€етс€ определенной стадией развити€ этнического сообщества, котора€ отличаетс€ высоким уровнем сплоченности и консолидации, эффективностью организационных форм жизнеде€тельности, действенной социальной защитой своих членов, активной самоорганизацией и самоуправлением, полноправным вхождением в систему межнациональных св€зей.
ƒискуссии о проблемах диаспор ведутс€ философами, социологами, политологами достаточно давно. ќсобую актуальность проблема диаспор приобрела в постсоветский период, когда миллионы людей, считавшиес€ до 1990 гг. единой семьей народов, оказались вне своих государственных образований, а в р€де стран ближнего зарубежь€ превратились в национальные меньшинства. ¬следствие этого перед ними встает проблема социокультурной адаптации в прин€вшем их обществе.
 ак отмечает ¬. ƒ€тлов, в диаспорологии имеютс€ два направлени€:
теоретическое, исследующее фундаментальные проблемы диаспорологии как науки, и практическое, исследующее проблемы конкретной диаспоры в конкретный исторический период. ”ченый отмечает, что часто эти направлени€ существуют, почти не соприкаса€сь [1]. ѕроводимое в рамках проекта исследование предполагает заполнить этот пробел, обогатив как теоретические концепции, так и практический аспект взаимодействи€ диаспоры и других этнических общностей.
¬ насто€щий момент ведетс€ активна€ научна€ дискусси€, касающа€с€ самого пон€ти€ Ђдиаспораї. ѕо определению ¬. ј. “ишкова, Ђ..ƒиаспора - это культурно-отличительна€ общность на основе представлени€ об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной св€зи, солидарности и демонстрируемого отношени€ к родинеї [2., 40-42]. Ђќдни и те же люди, их совокупность, могут быть, а могут и не быть диаспоройї, - пишет ¬. ƒ€тлов, тракту€ рассматриваемое €вление как специфическую систему формальных и неформальных св€зей, основанных на общности судьбы, исторической пам€ти, на совместных усили€х по поддержанию образа жизни в качестве национального меньшинства в иноэтничном обществе [3]. ќдним из самых цитируемых в последние годы €вл€етс€ определение ∆.“. “ощенко и “.». „аптыковой: Ђƒиаспора - это устойчива€ совокупность людей единого этнического происхождени€, живуща€ в иноэтническом окружении за пределами своей исторической родины (или вне ареала расселени€ своего народа) и имеюща€ социальные институты дл€ развити€ и функционировани€ данной общностиї. јвторы особо подчеркивают такой признак диаспоры, как внутренн€€ способность к самоорганизации, котора€ позвол€ет диаспоре функционировать длительное врем€, при этом оставатьс€ относительно самодостаточным организмом [4, с. 36].
Ќ.Ќ. ’абибулина определ€ет диаспору как Ђустойчивую этносоциальную, культурную общность людей единого происхождени€, проживающую в иноэтничном окружении, имеющую социальные институты, обеспечивающие
защиту и поддержку ее членов и развивающуюс€ благодар€ внутренним источникам саморазвити€ї [5]. —.¬. —трельченко под диаспорой понимает Ђлюбое живущее в инородном окружении этническое или конфессиональное (эндогамное) меньшинство, объединенное общим самосознанием, которое выражаетс€ в чувстве групповой солидарностиї, при этом уточн€ет, что Ђдиаспорой €вл€етс€ лишь меньшинство, обладающее институтами внутренней консолидацииї [6, с. 65-68]. ќсобо следует подчеркнуть тезис автора о том, что диаспора, в отличие от этнической группы, всегда институализирована, т. е. она создает институты и организации, де€тельность которых направлена на сохранение и развитие этнической идентичности. ¬полне соотносимы с этим представлением и выводы ќ. √енисаретского, который выдел€ет собственно диаспоры как группы выходцев из метрополии, сохран€ющих с ней историческую св€зь в нескольких поколени€х, Ђподдерживающих между собой достаточно плотные коммуникативные и определенные конституциональные отношени€ї и дисперсии, т. е. выходцев из метрополии, сохран€ющих с ней св€зь по идентичности, Ђно не образующих достаточно плотных сообществї [7, с. 141].
ѕрактически все исследователи единодушны в том, что диаспора - это не Ђскол с этносаї, а этническа€ общность, сохран€юща€ основные черты национальной самобытности своего народа (€зык, традиции, сознание и пр.) и содействующа€ их развитию. «.¬.  анукова, обобща€ результаты научной дискуссии, резюмирует: Ђдиаспора - часть этноса, котора€ проживает вне своей исторической родины или территории обитани€ основного этнического массива, сохран€ет этническое самосознание, культурную самобытность и создает в ходе адаптации к принимающему обществу Ђдиаспорную структуруї, т. е. совокупность конфессиональных, благотворительных, культурнопросветительских, образовательных учреждений, а также хоз€йственных объединений (мононациональных ремесленных цехов, торговых компаний и пр.).  роме своих непосредственных задач, указанные организации выполн€ли
и выполн€ют функцию внутриэтнической консолидации, обеспечивают синергетические механизмы жизнеустройства, посредством которых складываетс€ и манифестируетс€ особый стиль жизненного поведени€ї [8, с. 24].
—тиль жизни диаспоры формируетс€ на основе взаимодействи€ традиций и современности, опыта и воспоминаний, св€зи историй, культур и €зыков, а также ориентаций трех акторов отношений: самой диаспоры, принимающей стороны и исторической родины.  роме того, серьезное вли€ние оказывают миграционные потоки, передел границ, распад государственных образований и др. ќни обусловливают географическое распыление этнических групп, представленных как меньшинство в другом обществе и поставленных в т€желые услови€ вы€снени€ своих интересов и поиска идентичности, обусловленной двойной принадлежностью.
—пецифика феномена диаспоры заключаетс€ в ее двойственном положении по отношению к принимающей стране и исторической родине. — одной стороны, стремление сохранить и далее развивать свою национальную культуру, традиции, €зык предполагает сохранение св€зи со страной исхода, исторической родиной; с другой стороны, необходимость проживани€ на новом месте, приспособлени€ к новым реали€м требует усвоени€ культурных ценностей принимающих народов, установлени€ св€зей с титульной нацией, ее властными структурами [9].
ƒвойственное положение диаспоры по отношению к принимающей стране и исторической родине про€вл€етс€ и во внутренней де€тельности диаспоры, определ€емой ее внутренними функци€ми, основными из которых €вл€ютс€ этнокультурна€, то есть сохранение или возрождение национальной культуры своего народа; развитие и передача этнических культурных ценностей; сохранение и развитие национального самосознани€, с одной стороны и социальна€, то есть приспособлени€ к новым реали€м, которое требует усвоени€ культурных ценностей принимающих народов, установлени€
св€зей с титульной нацией, ее властными структурами - с другой.
ќсобую и практически неисследованную область представл€ет собой изучение этнического самосознани€ в услови€х диаспоры.  ак отмечает ∆.—. алусть€нц, Ђƒиаспоральное самосознание никак не может полностью совпадать с национальным. »х нельз€ рассматривать и в контексте соотношени€ таких категорий как часть и целое. ƒиаспоральное сознание отлично и от сознани€ этнической группы.  ак известно, дело в том, что диаспоральное бытие нельз€ отождествл€ть целиком с бытием национальной или этнической группыї [10, с. 288].  ак отмечает исследователь, диаспоральное сознание - это Ђчувство принадлежности к своей этнической общине (группе), живущей в инонациональной среде, осознание общности интересов, целей и судеб, образующих ее индивидовї [10, с. 293].
—охранение этнического самосознани€ (или четкое осознание принадлежности Ђсвоемуї этносу) в качестве основной функции диаспоры выдел€ют и ∆. “ощенко и “. „аптыкова. ¬ основе этой функции лежит противопоставление Ђмы-ониї, которое определ€ет процессы идентичности членов диаспоры. ¬ажной функцией считаетс€ защита социальных прав членов диаспоры. Ёто касаетс€ помощи в профессиональном самоопределении, регулировании миграции и зан€тости.  роме того, здесь предусматриваетс€ де€тельность диаспор по преодолению предрассудков и других негативных €влений, св€занных снационализмом, шовинизмом и других агрессивных про€влений в отношении ее членов [4].
 лючева€ роль в образовании диаспор отводитс€ диаспорной идентичности. Ќапример, ћ. ƒабаг и  . ѕлатт рассматривают диаспору как общественную модель, котора€ создает идентичность, общественные институты, а также вводит коллективные ориентиры. ѕо мнению ћ. ƒабага и  . ѕлатта, данна€ позици€ приводит в своей основе к дискуссии о понимании идентичности. Ёто вытекает из тезиса о том, что стиль жизни диаспоры формируетс€ на основе взаимодействи€ традиций и современности опыта и
воспоминаний; а также взаимодействий историй, культур, €зыков и ориентаций трех актеров отношений: диаспоры, принимающей страны и страны исхода. ѕоскольку внутри принимающего общества группа, принадлежаща€ к диаспоре, всегда узнаетс€ как чужеродное тело, дальнейшее рассуждение должно идти об отдельных отличительных факторах, характерных дл€ данной группы, которые отграничивают ее от общества в целом. ∆изнь в диаспоре означает необходимость находитьс€ в поле напр€женности различного исторического опыта и социальной действительности. ¬ажно подчеркнуть, что диаспора создает идентичность не только на основании своих воспоминаний, но также на основе новых элементов реального общества. ƒиаспора сохран€ет живыми воспоминани€ о стране исхода, образу€, однако, идентичность, созданную также на основе новых элементов реального общества и €вл€ющуюс€ критерием обозначени€ собственной отличительности.
ћногие исследователи отмечают факт множественной идентичности членов диаспоры: диаспора предполагает смешение различных культурных, социальных, политических, экономических установок, характерных одновременно, как дл€ страны проживани€, так и дл€ страны происхождени€. ƒл€ диаспоры важным €вл€етс€ не проблема выбора альтернативного направлени€ в формировании идентичности и самоопределени€, а проблема синтеза выбранных культурных ориентиров и создани€ особого типа диаспорной идентичности. ƒиаспорна€ идентичность, как отмечает ћ.ј. јствацатурова, €вл€етс€ более динамичной, ситуативной и масштабной по сравнению с идентичностью коренных (автохтонных) меньшинств. ѕо ее мнению, переселенческое этническое меньшинство способно в большей степени варьировать этнокультурные характеристики, чем материнский этнос [11]. “аким образом, диаспорной идентичностью €вл€етс€ многогранна€ (или множественна€) идентичность, котора€ обусловлена структурой диаспоры, отличаетс€ динамизмом и отражает региональные особенности.
Ќе смотр€ на значительное количество как теоретических, таки эмпирических исследований диаспоры, среди них практически отсутствуют исследовани€, рассматривающие этническую идентичность и, соответственно, диаспорную идентичность через призму индивидуального сознани€ представителей диаспоры, в контексте самопонимани€ субъекта. ¬ исследовании, проводимом в рамках проекта Ђ—амопонимание этнокультурной идентичности в услови€х диаспоры (на материале исследовани€ арм€нской диаспоры  раснодарского кра€)ї, предполагаетс€ анализ самопонимани€ этнокультурной идентичности с позиций субъектно-бытийного подхода, в котором продолжены традиции гуманистической интерпретации личности со свойственным ей акцентом на самоактуализации, экспансии внутреннего во внешние пространства быти€ личности.
Ќовизна предлагаемого подхода состоит в том, что исследование проблемы этнокультурной идентичности предполагаетс€ в контексте исследовани€ самопонимани€ личности, самопонимание этнической идентичности рассматриваетс€ как субъективна€ сторона этнокультурного диалога.
¬ самопонимании этнокультурной идентичности про€вл€етс€ бытийна€ основа идентичности: этническое рассматриваетс€ как общечеловеческа€ и вместе с тем как индивидуально-человеческа€ сущность личности. Ётническа€ идентичность, таким образом, €вл€етс€ одним из фундаментальных ответов на вопрос Ђ то я?ї. ѕоэтому она не отделима от процесса самопонимани€, актуализаци€ которого ведет к проблематичности усто€вшихс€ норм традиции, к поиску скрытых за ними ценностей [12].
»сследование самопонимани€ этнокультурной идентичности в услови€х диаспоры представл€ет особый интерес, поскольку диаспора €вл€етс€ уникальным социально-этническим €влением с двойственной природой, в которой переплетаетс€ национально-исконное и инонациональное, со сложной, противоречивой сущностью, особой социальной ролью, котора€ служит своего
рода живым св€зующим звеном разных национальных культур. Ђ≈е удивительное свойство в том, что, отдел€€сь от материнской нации, национального ареала, она в то же врем€ играет благородную миссию сближени€ разных национальностей, остава€сь частицей одной нации, она превращаетс€ в одну из составл€ющих другого народа, покида€ историческую родину, она обретает вторую родинуї [10].
“аким образом, самопонимание субъекта в услови€х диаспоры представл€ет собой диалог культур на уровне индивидуального сознани€ представител€ диаспоральной общности. —ледствием такого диалога €вл€етс€ успешна€ социальна€ адаптаци€ представителей диаспоры без потери этнокультурной самобытности, что ведет к расширению границ бытийного пространства личности, осмыслению новых аспектов социокультурной реальности. »менно поэтому особый интерес дл€ исследователей представл€ет рассмотрение проблемы этнокультурной идентичности в услови€х диаспоры в русле исследовани€ самопонимани€ личности, €вл€ющейс€ одним из основных направлений психологии человеческого быти€ [13].
—писок литературы
1. ƒ€тлов ¬., ћелкон€н Ё. јрм€нска€ диаспора: очерки
социокультурной типологии. ≈реван, 2009, 207 с.
2. “ишков ¬.ј. ≈динство в многообразии: публикации из журнала ЂЁтнопанорамаї 1999-2011 гг. ќренбург: ќ√ј”, 2011. 232 с.
3. ƒ€тлов ¬. ƒиаспора: судьба термина. 2005. ÷^:
http://www.statusquo.ru/689/article_786.html/ (дата обращени€ 2.10.12).
4. “ощенко ∆.“., „аптыкова “.». ƒиаспора как объект социологического исследовани€ // —оцис. 1996. є 12. —. 33-42.
5. ’абибулина Ќ.Ќ. ƒиаспора: сущность, социально-философские
аспекты развити€: на материалах Ѕур€тии. јвтореф. дис. на соискание ученой степени к. филос. н. ”лан-”дэ, 2003. 23 с.
6. —трельченко —.¬. ƒиаспора как субъект социально-экономических процессов (—оциально-философский анализ наиболее общих тенденций в прошлом и насто€щем) // Ёнерги€, 2006, є 7. —.65-68.
7. Ётничность и диаспоральность. ћатериалы Ђкруглого столаї // Ётнометодологи€: проблемы, подходы, концепции. ¬ыпуск 3. ћ.,1997. ÷^: http://prometa.ru/projects/prospect/4/3 (дата обращени€ 12.10.12).
8.  анукова «.¬. ƒиаспора: функциональный анализ термина в
российском историографическом контексте // ¬естник ¬ладикавказского научного центра, 2011, є 4. —. 23-28.
9.  овалев ћ.ѕ. Ётнокультурна€ идентичность диаспоры в глобализирующемс€ мире: специфика состо€ни€ и векторы изменени€ в процессе репатриации јвтореферат дисс. на соискание ученой степени к. филос. наук. “омск, 2011. 24 с.
10.  алусть€нц ∆.—. ƒиаспорное сознание в современном обществе // ¬естник —тавропольского государственного университета, є 5, 2007. —. 288294.
11. јствацатурова ћ. ј. ƒиаспоры: этнокультурна€ идентичность
(возможные теоретические модели) //ƒиаспора. 2003, є2. —. 185-189.
12. јполлонов ».ј. ѕроблема личностной идентичности в контексте этнокультурной традиции // ¬ мире научных открытий.  расно€рск: Ќаучноинновационный центр, 2011. є 11.2. —. 704 - 714.
13. “учина ќ.–. ќсновные направлени€ исследовани€ феномена
самопонимани€ в современной психологии // —овременные исследовани€ социальных проблем (электронный научный журнал).  расно€рск: Ќаучноинновационный центр, 2012. є 2. ÷я№: http://sisp.nkras.ru/e-
ru/issues/2012/2/tuchina.pdf (дата обращени€: 20.10.2012).
References
1. Djatlov V., Melkonjan Je. Armjanskaja diaspora: ocherki sociokul'turnoj tipologii [The Armenian Diaspora: Essays on the socio-cultural typology]. Erevan, 2009, 207 p.
2. Tishkov V.A. Edinstvo v mnogoobrazii [Unity in diversity ]. Orenburg, 2008. 232 p.
3. Djatlov V. Diaspora: sud'ba termina [Diaspora: The fate of the term]. http://www.statusquo.ru/689/article_786.html/ (accessed October, 8, 2012).
4. Toshhenko Zh.T., Chaptykova T.I. Socis [Sociological research], no. 12 (1996): 33-42.
5. Habibulina N.N. Diaspora: sushhnost', social'no-filosofskie aspekty razvitija [Diaspora: the nature, social and philosophical aspects of development]: avtoref. dis. ...k. ph. n. Ulan-Udje, 2003. 23 p.
6. Strel'chenko S.V. Energia [Energy], no. 7 (2006): 65-68.
7. Jetnichnost i diasporalnost [Ethnicity and Diaspora]. M., 1997.
http://prometa.ru/projects/prospect/4/3 (accessed October, 12, 2012).
8. Kanukova Z.V. Vestnik Vladikavkazskogo nauchnogo centra [Bulletin of the Vladikavkaz Scientific Centre], no. 4 (2011): 23-28.
9. Kovalev M.P. Jetnokul'turnaja identichnost' diaspory v
globalizirujushhemsja mire [Ethnocultural identity of the community in the globalizing world]: avtoref. dis. ...k. ph. n. Tomsk, 2011. 24 p.
10. Kalust'janc Zh.S. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Stavropol State University], no. 5 (2007): 288-294.
11. Astvacaturova M. A. Diaspora [Diaspora], no. 2 (2003): 185-189.
12. Apollonov I.A. V mire nauchnyh otkrytij [In the World of scientific Discoveries], no. 11.2. (2011): 704 - 714.
13. Tuchena O.R. Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Modern
Research of Social Problems], no. 2 (2012). http://sisp.nkras.ru/e-
ru/issues/2012/2/tuchina.pdf (accessed October, 20, 2012)
ƒјЌЌџ≈ ќЅ ј¬“ќ–≈
“учина ќксана –оальдовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии  убанского государственного технологического университета
 убанский государственный технологический университет ул. ћосковска€, д. 2, г.  раснодар, 350072, –осси€ tuchena@yandex. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tuchena Oksana Roaldovna, candidate of psychological science, associate professor department of philosophy Kuban state technological university
Kuban state technological university
2, Moskovskaya street, Krasnodar, 350072, Russia tuchena@yandex. ru
–ецензент:
ќжигова Ћ.Ќ., д. пс. н., профессор кафедры психологии личности  убанского государственного университета

пїњ