пїњ

—јћќќ–√јЌ»«ј÷»я ”—ѕ≈ЎЌџ’ —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ ¬ ”„≈ЅЌќћ ѕ–ќ÷≈——≈

–аздел VII. √уманитарные науки
”ƒ  378.147.88
ј. ƒ. “ытарь
—јћќќ–√јЌ»«ј÷»я ”—ѕ≈ЎЌџ’ —“”ƒ≈Ќ“ќ¬ ¬ ”„≈ЅЌќћ
ѕ–ќ÷≈——≈
–ассмотрены индивидуальные психологические координаты успешности студентов - менеджеров четвЄртого курса. Ќа первом этапе решени€ поставленной задачи был проведЄн опрос воспри€ти€ студентами учебной ситуации. ƒл€ дальнейшего обследовани€ были выбраны студенты с высокими показател€ми по шкалам: способности самосто€тельно справл€тьс€ с учебными задани€ми; наличие обратной св€зи о его профессиональной подготовке; оценки значимости учебных курсов с точки зрени€ успешности в будущей профессиональной де€тельности. Ќа втором этапе проводилось тестирование по методикам, относ€щимс€ к вы€влению базовых компетенций: Ђ—мысло-жизненные ситуацииї; Ђ∆изнестойкостьї; Ђћетодика самоорганизации ƒќ—-89ї; Ђƒиагностика волевых качеств личностиї. ѕредложена модель успешного студента. ѕредставлены выводы по результатам исследовани€ личностных качеств студентов, успешно про€вивших себ€ в профессиональной самореализации в процессе обучени€.
ћодель успешного студента; внутренние ресурсы; эффективна€ стратеги€ поведени€.
A.D. Tytar
SELF-ORGANIZING OF SUCCESSFUL STUDENTS IN EDUCATIONAL
PROCESS
Individual psychological coordinates of success of students of managers of the fourth year are considered. At the first stage of the decision of a task in view poll of perception by students of an educational situation has been spent. For the further inspection students with high indicators on scales have been chosen: abilities independently to cope with educational tasks; feedback about efficiency of vocational training; estimations of the importance of courses in the curriculum from the point of view of success in the future professional work At the second stage testing by the techniques concerning revealing base компетенций was held: "Smyslo-reality situations"; Ђ∆изнестойкостьї; Ђthe Technique of self-organizing DOS-89";" Diagnostics of strong-willed qualities of the person ї. The model of the successful student is offered. Conclusions by results of research of personal qualities of students successfully proved in professional self-realization in the course of training are presented.
Model of the successful student; internal resources; effective strategy of behavior.
ќбразование должно быть ориентировано на развитие личности, на максимальное раскрытие имеющихс€ способностей. –еализаци€ индивидуального подхода в обучении предполагает оценку индивидуальных достижений с одновременным учетом индивидуального уровн€ развити€. ќднако этот принцип, представл€ющийс€ достаточно тривиальным, на практике не реализуетс€ в силу р€да серьезных методологических проблем, св€занных с адекватностью критериев оценки как уровн€ развити€ личности, так и ее самореализации.
ѕри этом имеющие более низкий исходный уровень развити€ с самого начала относ€тс€ к категории неуспевающих. ƒальнейшее закрепление на этой основе за учащимис€ стереотипов Ђспособныхї или же Ђслабыхї формирует соответствующую установку преподавател€ и, в свою очередь, самих студентов [1]. ”спехи или неуспехи закладывают основу устойчивого убеждени€ человека в собственной эффективности [2].
—итуаци€ ухудшаетс€ тем, что, не совладав с учебным материалом в начале процесса обучени€, студент так и остаЄтс€ в последующем неэффективным студентом, а, соответственно, и не сформировавшимс€ специалистом.
јктуальной проблемой в развитии личности студента в образовательном процессе €вл€етс€ отсутствие психологической модели успешного студента, позвол€ющей ориентироватьс€ в направлении развити€ его эффективности.
Ќа начальной стадии обучени€ в вузе необходимо помочь студентам вы€вить свои внутренние ресурсы дл€ совладающего поведени€ в трудных ситуаци€х и разработать индивидуальную эффективную стратегию поведени€ в таких ситуаци€х.
Ќа первом этапе решени€ поставленной задачи был проведЄн опрос воспри€ти€ студентами учебной ситуации по факторам [3]:
напр€жЄнность де€тельности, соответствие имеющихс€ ресурсов требуемым затратам дл€ выполнени€ учебного графика;
способность самосто€тельно справл€тьс€ с учебными задани€ми;
оценка значимости курсов в учебном плане, с точки зрени€ успешности в будущей профессиональной де€тельности;
оценка системности обучени€ будущей профессии;
наличи€ обратной св€зи об эффективности профессиональной подготовки;
св€зь учебного процесса с выполнением различных функций в будущем и степени задействовани€ имеющихс€ навыков и способностей.
ƒл€ дальнейшего обследовани€ были выбраны студенты с высокими показател€ми по шкалам:
способность самосто€тельно справл€тьс€ с учебными задани€ми;
обратной св€зи об эффективности профессиональной подготовки;
оценки значимости курсов в учебном плане с точки зрени€ успешности в будущей профессиональной де€тельности;
Ќа втором этапе проводилось тестирование по методикам, относ€щимс€ к вы€влению базовых компетенций [4]:
Ђ—мысло-жизненные ситуацииї;
Ђ∆изнестойкостьї;
Ђћетодика самоорганизации ƒќ—-89ї;
Ђƒиагностика волевых качеств личностиї.
Ќа третьем этапе проводилс€ совместный со студентами анализ результатов и вы€вление сильных, опорных качеств личности и разработка проекта профессиональной самореализации в учебном процессе [4].
–€д результатов проведЄнной работы были изложены в работах [3, 4]. ¬ насто€щей статье представлены некоторые выводы по результатам исследовани€ внутренних ресурсов дл€ совладающего поведени€ в трудных ситуаци€х и эффективной стратегии поведени€ в таких учебных ситуаци€х на примерах успешных студентов четвЄртого курса.
ƒл€ сопоставлени€ личностных особенностей, опорных качеств и самооценки приведены результаты исследовани€ трЄх успешных студентов четвЄртого курса, одного возраста (20 лет), одного пола (девушки).
I. Ётап. ќценка учебной ситуации [3]. ѕри максимальном значении оценки по шкалам 10 баллов ни по одной из шкал нет максимальной оценки; значени€ варьируют от 3 баллов до максимального значени€, равного 8 баллам;
все тестируемые отметили недостаточную обратную св€зь от преподавателей по своей эффективности профессиональной подготовки;
индивидуальное воспри€тие учебной ситуации существенно отличаетс€, хот€, повтор€ем, в учебном процессе все три представител€ одинаково успешны и €вл€ютс€ лучшими студентами своего курса.
¬озникает закономерный вопрос: благодар€ каким личным качествам тем не менее у этих студентов сохран€етс€ высока€ эффективность профессиональной самореализации?
II. Ётап. ¬ы€вление личностных особенностей, €вл€ющихс€ опорными дл€ эффективной де€тельности в учебном процессе. –езультаты тестов приведены по шкалам с высокими показател€ми у данных испытуемых.
–езультаты методики - тест Ђ—мысло-жизненных ориентацийї.
ќбследуема€ ƒ.ћ. –езультаты теста по шкалам:
ЂЋокус контрол€ - яї - имеет высокие значени€ (коэффициент 1,26), характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими цел€ми и представлени€ми о ее смысле.
Ђѕроцесс жизниї - имеет высокие значени€ (коэффициент 1,01) обычно характерны дл€ человека, воспринимающего сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. ќбследуема€ ¬. ». –езультаты теста по шкале:
Ђ÷ели жизниї - высокие значени€ (коэффициент 1,06) относительно средней нормы, могут характеризовать целеустремленного человека. ќбследуема€ ё.Ў. –езультаты теста по шкалам:
Ђѕроцесс жизниї - высокие значени€ (коэффициент 1,82) обычно характерны дл€ человека, воспринимающего сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Ђќбщий показатель ќ∆ї - высокие значени€ (коэффициент 1,53), характеризует значительный запас жизненной энергии.
ЂЋокус контрол€-яї - высокие значени€ (коэффициент 1,49) характеризуют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.
ѕо этому тесту можно сделать вывод, что эта группа в состо€нии построить свою жизнь в соответствии со своими цел€ми и представлени€ми о ее смысле.
–езультаты методики - Ђ∆изнестойкостьї.
ќбследуема€ ƒ.ћ. –езультаты теста по шкалам:
Ђ∆изнестойкостьї - выше статистической нормы (коэффициент 1,72).
Ђ¬овлеченностьї - выше статистической нормы (коэффициент 1,25).
Ђ онтрольї - выше статистической нормы (коэффициент 1,29).
ќбследуема€ ¬. ». –езультаты теста по шкалам:
Ђ∆изнестойкостьї - выше статистической нормы (коэффициент 1,17).
Ђ¬овлеченностьї - выше статистической нормы (коэффициент 1,24).
Ђ онтрольї - выше статистической нормы (коэффициент 1,39).
ќбследуема€ ё. Ў. –езультаты теста по шкалам:
Ђ∆изнестойкостьї - выше статистической нормы (коэффициент 1,56).
Ђ¬овлеченностьї - выше статистической нормы (коэффициент 1,63).
Ђ онтрольї - в пределах статистической нормы (коэффициент 0,35).
Ђѕрин€тие рискаї - существенно выше статистической нормы (коэффициент 2,50).
¬ысокие значени€ по шкале Ђприн€тие рискаї характерны дл€ людей, убежденных в том, что все то, что с ними случаетс€, способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. “акие люди рассматривают жизнь как способ приобретени€ опыта.
¬ысокие значени€ по шкале Ђжизнестойкостьї характерны дл€ людей, обладающих возможностью стойкого совладани€ со стрессами и воспри€тием их как менее значимых.
¬ысокие значени€ по шкале Ђвовлеченностьї характерны дл€ людей, получающих удовольствие от собственной де€тельности.
¬ысокие значени€ по шкале Ђконтрольї характерны дл€ людей, убежденных в том, что борьба позвол€ет повли€ть на результат происход€щего, пусть даже это вли€ние не абсолютно и успех не гарантирован.
–езультаты методики Ђƒиагностика волевых качеств личностиї, рис. 1,2,3.
ƒ.ћ. ƒиагностика волевых качеств личности
»нициативность
—амосто€тельность
¬нимательность*
Ёнергичность
–ис. 1. –езультаты методики Ђƒиагностика волевых качеств личностиї
обследуемой ƒ.ћ.
¬.». ƒиагностика волевых качеств личности
»нициативность
÷елеустремлен
ќтветственное!
Ќастойчивость
¬Ќ»ћЁ ≥ сльни≥ ≥ &
Ёнергичность
–ешительность
¬ыдержка
—амосто€тельность
–ис. 2. –езультаты методики Ђƒиагностика волевых качеств личностиї
обследуемой ¬.».
ё.Ў. ƒиагностика волевых качеств личности
»нициативность
8 -
\ –ешительность
/ /\J^ Ќастойчивость'-ЧJ / /<'
-4L-AЧ II —амосто€тельность
ќтветственность1 ¬ыдержка
¬нимательность Ёнергичность
–ис. 3. –езультаты методики Ђƒиагностика волевых качеств личностиї обследуемой ё.Ў.
ѕри всЄм многообразии оценки себ€ и своих качеств, общим €вл€етс€ высока€ оценка целеустремлЄнности и настойчивости.
–езультаты методики Ђћетодика самоорганизации ƒќ—-89ї
ќбследуема€ ƒ.ћ. ¬ысокие показатели по шкалам:
высокие показатели по шкале Ђ¬олевые усили€ї;
выше среднего показатель коррекции;
средний уровень самоорганизации.
ќбследуема€ ¬.». ¬ысокие показатели по шкалам: анализ ситуации, целепо-лагание, планирование, самоконтроль, высокий уровень самоорганизации.
ќбследуема€ ё.Ў. ¬ысокие показатели по шкалам: волевые усили€, анализ ситуации, планирование, целеполагание, самоконтроль, высокий уровень самоорганизации.
«аключение. Ќа основе анализа результатов обследовани€ успешной группы студентов четвЄртого курса по предложенной программе обследовани€ и последующего обсуждени€ с обследуемыми была предложена модель успешного студента, обладающего следующими качествами:
целевой ориентацией в учебной де€тельности;
осознанной ценностной ориентацией;
вовлечЄнностью в учебный процесс;
обладающих волевым потенциалом;
обладающих временной ориентацией;
имеющих способность к самоорганизации.
ƒанна€ модель успешного студента позвол€ет ориентироватьс€ кураторам групп в индивидуальной работе со студентами дл€ повышени€ качества профессиональной самореализации.
Ѕ»ЅЋ»ќ√–ј‘»„≈— »… —ѕ»—ќ 
1. »ванов ћ.—., яницкий ћ.—.   проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучени€ // ‘илософи€ образовани€. - 2004. - є 11. - —. 233-241.
2. —амоэффективность (self-efficacy) // ѕсихологическа€ энциклопеди€. - URL:
http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_psychology/966/ (дата обращени€ 20.03.2012).
3. “ытарь ј.ƒ. ћетодика оценки и коррекции мотивированности студентов в учебном процессе // »звести€ ё‘”. “ехнические науки. - 2012. - є 1 (126). - —. 235-240.
4. “ытарь ј.ƒ. Ћичный проект профессиональной самореализации // “езисы трудов второй ¬сероссийской научной школы ЂЌейробиологи€ и новые подходы к искусственному интеллекту и науке о мозгеї. - –остов-на-ƒону: »зд-во ё‘”, 2011. - —. 192-195.
—татью рекомендовал к опубликованию д.ф.н., профессор Ѕ.—. ўеглов.
“ытарь јлим ƒаниилович - ‘едеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образовани€ Ђёжный федеральный университетї; e-mail: alimdanilovich@mail.ru; 347928, г. “аганрог, пер. Ќекрасовский, 44; тел.: 88634371905; кафедра менеджмента; доцент.
Tytar Alim Danilovich - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education УSouthern Federal UniversityФ; e-mail: alimdanilovich@mail.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371905; the department of management; associate professor.
ЅЅ  67.99
Ќ.‘. «емченков
ћ≈—“Ќќ≈ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»≈  ј  ‘ј “ќ– ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я √–ј∆ƒјЌ— ќ√ќ ќЅў≈—“¬ј ¬ –‘
–ассматриваютс€ философско-правовые аспекты становлени€ гражданского общества в услови€х местного самоуправлени€ и общинной жизни. ћестное самоуправление в широком смысле позиционируетс€ как партнер гражданского общества, воплощающего принцип гражданского политического участи€ во власти. Ќародное представительство вли€ет на динамику общественных преобразований, так как непосредственно вносит в них определение целей и постановку задач. ѕодчеркиваетс€ роль местного самоуправлени€, которое становитс€ одной из форм пр€мого осуществлени€ народом принадлежащей ему власти, указываетс€ что развитие общественных св€зей на муниципальном уровне способствует реализации прав и свобод человека в соответствии с  онституцией –‘ и ≈вропейской ’артией о местном самоуправлении.
—амоуправление; гражданское общество; суверенитет; права и свободы; социальное партнерство; демократизаци€ политической жизни.
N.F. Zemchenkov
LOCAL GOVERNMENT AS THE FACTOR OF FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION
In article filosofsko-legal aspects of formation of a civil society in the conditions of local government and communal life are considered. The local government is in a broad sense positioned as the partner of the civil society embodying a principle of civil political participation in the power. The national representation influences dynamics of public transformations as directly brings in them definition of the purposes and statement of tasks. The role of local government which becomes one of forms of direct implementation by the people of the power belonging to it is emphasized, it is specified that development of public relations at municipal level promotes realization of the rights and freedoms of the person according to the Constitution of the Russian Federation and the European Charter about local government.
Self-management; dvil society; sovereignty; the rights and freedom; social partnership; democratization of political life.

пїњ