САМООРГАНИЗАЦИЯ УСПЕШНЫХ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Раздел VII. Гуманитарные науки
УДК 378.147.88
А. Д. Тытарь
САМООРГАНИЗАЦИЯ УСПЕШНЫХ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
Рассмотрены индивидуальные психологические координаты успешности студентов - менеджеров четвёртого курса. На первом этапе решения поставленной задачи был проведён опрос восприятия студентами учебной ситуации. Для дальнейшего обследования были выбраны студенты с высокими показателями по шкалам: способности самостоятельно справляться с учебными заданиями; наличие обратной связи о его профессиональной подготовке; оценки значимости учебных курсов с точки зрения успешности в будущей профессиональной деятельности. На втором этапе проводилось тестирование по методикам, относящимся к выявлению базовых компетенций: «Смысло-жизненные ситуации»; «Жизнестойкость»; «Методика самоорганизации ДОС-89»; «Диагностика волевых качеств личности». Предложена модель успешного студента. Представлены выводы по результатам исследования личностных качеств студентов, успешно проявивших себя в профессиональной самореализации в процессе обучения.
Модель успешного студента; внутренние ресурсы; эффективная стратегия поведения.
A.D. Tytar
SELF-ORGANIZING OF SUCCESSFUL STUDENTS IN EDUCATIONAL
PROCESS
Individual psychological coordinates of success of students of managers of the fourth year are considered. At the first stage of the decision of a task in view poll of perception by students of an educational situation has been spent. For the further inspection students with high indicators on scales have been chosen: abilities independently to cope with educational tasks; feedback about efficiency of vocational training; estimations of the importance of courses in the curriculum from the point of view of success in the future professional work At the second stage testing by the techniques concerning revealing base компетенций was held: "Smyslo-reality situations"; «Жизнестойкость»; «the Technique of self-organizing DOS-89";" Diagnostics of strong-willed qualities of the person ». The model of the successful student is offered. Conclusions by results of research of personal qualities of students successfully proved in professional self-realization in the course of training are presented.
Model of the successful student; internal resources; effective strategy of behavior.
Образование должно быть ориентировано на развитие личности, на максимальное раскрытие имеющихся способностей. Реализация индивидуального подхода в обучении предполагает оценку индивидуальных достижений с одновременным учетом индивидуального уровня развития. Однако этот принцип, представляющийся достаточно тривиальным, на практике не реализуется в силу ряда серьезных методологических проблем, связанных с адекватностью критериев оценки как уровня развития личности, так и ее самореализации.
При этом имеющие более низкий исходный уровень развития с самого начала относятся к категории неуспевающих. Дальнейшее закрепление на этой основе за учащимися стереотипов «способных» или же «слабых» формирует соответствующую установку преподавателя и, в свою очередь, самих студентов [1]. Успехи или неуспехи закладывают основу устойчивого убеждения человека в собственной эффективности [2].
Ситуация ухудшается тем, что, не совладав с учебным материалом в начале процесса обучения, студент так и остаётся в последующем неэффективным студентом, а, соответственно, и не сформировавшимся специалистом.
Актуальной проблемой в развитии личности студента в образовательном процессе является отсутствие психологической модели успешного студента, позволяющей ориентироваться в направлении развития его эффективности.
На начальной стадии обучения в вузе необходимо помочь студентам выявить свои внутренние ресурсы для совладающего поведения в трудных ситуациях и разработать индивидуальную эффективную стратегию поведения в таких ситуациях.
На первом этапе решения поставленной задачи был проведён опрос восприятия студентами учебной ситуации по факторам [3]:
напряжённость деятельности, соответствие имеющихся ресурсов требуемым затратам для выполнения учебного графика;
способность самостоятельно справляться с учебными заданиями;
оценка значимости курсов в учебном плане, с точки зрения успешности в будущей профессиональной деятельности;
оценка системности обучения будущей профессии;
наличия обратной связи об эффективности профессиональной подготовки;
связь учебного процесса с выполнением различных функций в будущем и степени задействования имеющихся навыков и способностей.
Для дальнейшего обследования были выбраны студенты с высокими показателями по шкалам:
способность самостоятельно справляться с учебными заданиями;
обратной связи об эффективности профессиональной подготовки;
оценки значимости курсов в учебном плане с точки зрения успешности в будущей профессиональной деятельности;
На втором этапе проводилось тестирование по методикам, относящимся к выявлению базовых компетенций [4]:
«Смысло-жизненные ситуации»;
«Жизнестойкость»;
«Методика самоорганизации ДОС-89»;
«Диагностика волевых качеств личности».
На третьем этапе проводился совместный со студентами анализ результатов и выявление сильных, опорных качеств личности и разработка проекта профессиональной самореализации в учебном процессе [4].
Ряд результатов проведённой работы были изложены в работах [3, 4]. В настоящей статье представлены некоторые выводы по результатам исследования внутренних ресурсов для совладающего поведения в трудных ситуациях и эффективной стратегии поведения в таких учебных ситуациях на примерах успешных студентов четвёртого курса.
Для сопоставления личностных особенностей, опорных качеств и самооценки приведены результаты исследования трёх успешных студентов четвёртого курса, одного возраста (20 лет), одного пола (девушки).
I. Этап. Оценка учебной ситуации [3]. При максимальном значении оценки по шкалам 10 баллов ни по одной из шкал нет максимальной оценки; значения варьируют от 3 баллов до максимального значения, равного 8 баллам;
все тестируемые отметили недостаточную обратную связь от преподавателей по своей эффективности профессиональной подготовки;
индивидуальное восприятие учебной ситуации существенно отличается, хотя, повторяем, в учебном процессе все три представителя одинаково успешны и являются лучшими студентами своего курса.
Возникает закономерный вопрос: благодаря каким личным качествам тем не менее у этих студентов сохраняется высокая эффективность профессиональной самореализации?
II. Этап. Выявление личностных особенностей, являющихся опорными для эффективной деятельности в учебном процессе. Результаты тестов приведены по шкалам с высокими показателями у данных испытуемых.
Результаты методики - тест «Смысло-жизненных ориентаций».
Обследуемая Д.М. Результаты теста по шкалам:
«Локус контроля - Я» - имеет высокие значения (коэффициент 1,26), характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
«Процесс жизни» - имеет высокие значения (коэффициент 1,01) обычно характерны для человека, воспринимающего сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Обследуемая В. И. Результаты теста по шкале:
«Цели жизни» - высокие значения (коэффициент 1,06) относительно средней нормы, могут характеризовать целеустремленного человека. Обследуемая Ю.Ш. Результаты теста по шкалам:
«Процесс жизни» - высокие значения (коэффициент 1,82) обычно характерны для человека, воспринимающего сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
«Общий показатель ОЖ» - высокие значения (коэффициент 1,53), характеризует значительный запас жизненной энергии.
«Локус контроля-Я» - высокие значения (коэффициент 1,49) характеризуют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.
По этому тесту можно сделать вывод, что эта группа в состоянии построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.
Результаты методики - «Жизнестойкость».
Обследуемая Д.М. Результаты теста по шкалам:
«Жизнестойкость» - выше статистической нормы (коэффициент 1,72).
«Вовлеченность» - выше статистической нормы (коэффициент 1,25).
«Контроль» - выше статистической нормы (коэффициент 1,29).
Обследуемая В. И. Результаты теста по шкалам:
«Жизнестойкость» - выше статистической нормы (коэффициент 1,17).
«Вовлеченность» - выше статистической нормы (коэффициент 1,24).
«Контроль» - выше статистической нормы (коэффициент 1,39).
Обследуемая Ю. Ш. Результаты теста по шкалам:
«Жизнестойкость» - выше статистической нормы (коэффициент 1,56).
«Вовлеченность» - выше статистической нормы (коэффициент 1,63).
«Контроль» - в пределах статистической нормы (коэффициент 0,35).
«Принятие риска» - существенно выше статистической нормы (коэффициент 2,50).
Высокие значения по шкале «принятие риска» характерны для людей, убежденных в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного. Такие люди рассматривают жизнь как способ приобретения опыта.
Высокие значения по шкале «жизнестойкость» характерны для людей, обладающих возможностью стойкого совладания со стрессами и восприятием их как менее значимых.
Высокие значения по шкале «вовлеченность» характерны для людей, получающих удовольствие от собственной деятельности.
Высокие значения по шкале «контроль» характерны для людей, убежденных в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
Результаты методики «Диагностика волевых качеств личности», рис. 1,2,3.
Д.М. Диагностика волевых качеств личности
Инициативность
Самостоятельность
Внимательность*
Энергичность
Рис. 1. Результаты методики «Диагностика волевых качеств личности»
обследуемой Д.М.
В.И. Диагностика волевых качеств личности
Инициативность
Целеустремлен
Ответственное!
Настойчивость
ВНИМЭ і сльниі і &
Энергичность
Решительность
Выдержка
Самостоятельность
Рис. 2. Результаты методики «Диагностика волевых качеств личности»
обследуемой В.И.
Ю.Ш. Диагностика волевых качеств личности
Инициативность
8 -
\ Решительность
/ /\J^ Настойчивость'-—J / /<'
-4L-A— II Самостоятельность
Ответственность1 Выдержка
Внимательность Энергичность
Рис. 3. Результаты методики «Диагностика волевых качеств личности» обследуемой Ю.Ш.
При всём многообразии оценки себя и своих качеств, общим является высокая оценка целеустремлённости и настойчивости.
Результаты методики «Методика самоорганизации ДОС-89»
Обследуемая Д.М. Высокие показатели по шкалам:
высокие показатели по шкале «Волевые усилия»;
выше среднего показатель коррекции;
средний уровень самоорганизации.
Обследуемая В.И. Высокие показатели по шкалам: анализ ситуации, целепо-лагание, планирование, самоконтроль, высокий уровень самоорганизации.
Обследуемая Ю.Ш. Высокие показатели по шкалам: волевые усилия, анализ ситуации, планирование, целеполагание, самоконтроль, высокий уровень самоорганизации.
Заключение. На основе анализа результатов обследования успешной группы студентов четвёртого курса по предложенной программе обследования и последующего обсуждения с обследуемыми была предложена модель успешного студента, обладающего следующими качествами:
целевой ориентацией в учебной деятельности;
осознанной ценностной ориентацией;
вовлечённостью в учебный процесс;
обладающих волевым потенциалом;
обладающих временной ориентацией;
имеющих способность к самоорганизации.
Данная модель успешного студента позволяет ориентироваться кураторам групп в индивидуальной работе со студентами для повышения качества профессиональной самореализации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванов М.С., Яницкий М.С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. - 2004. - № 11. - С. 233-241.
2. Самоэффективность (self-efficacy) // Психологическая энциклопедия. - URL:
http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_psychology/966/ (дата обращения 20.03.2012).
3. Тытарь А.Д. Методика оценки и коррекции мотивированности студентов в учебном процессе // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2012. - № 1 (126). - С. 235-240.
4. Тытарь А.Д. Личный проект профессиональной самореализации // Тезисы трудов второй Всероссийской научной школы «Нейробиология и новые подходы к искусственному интеллекту и науке о мозге». - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2011. - С. 192-195.
Статью рекомендовал к опубликованию д.ф.н., профессор Б.С. Щеглов.
Тытарь Алим Даниилович - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: alimdanilovich@mail.ru; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371905; кафедра менеджмента; доцент.
Tytar Alim Danilovich - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: alimdanilovich@mail.ru; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371905; the department of management; associate professor.
ББК 67.99
Н.Ф. Земченков
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РФ
Рассматриваются философско-правовые аспекты становления гражданского общества в условиях местного самоуправления и общинной жизни. Местное самоуправление в широком смысле позиционируется как партнер гражданского общества, воплощающего принцип гражданского политического участия во власти. Народное представительство влияет на динамику общественных преобразований, так как непосредственно вносит в них определение целей и постановку задач. Подчеркивается роль местного самоуправления, которое становится одной из форм прямого осуществления народом принадлежащей ему власти, указывается что развитие общественных связей на муниципальном уровне способствует реализации прав и свобод человека в соответствии с Конституцией РФ и Европейской Хартией о местном самоуправлении.
Самоуправление; гражданское общество; суверенитет; права и свободы; социальное партнерство; демократизация политической жизни.
N.F. Zemchenkov
LOCAL GOVERNMENT AS THE FACTOR OF FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION
In article filosofsko-legal aspects of formation of a civil society in the conditions of local government and communal life are considered. The local government is in a broad sense positioned as the partner of the civil society embodying a principle of civil political participation in the power. The national representation influences dynamics of public transformations as directly brings in them definition of the purposes and statement of tasks. The role of local government which becomes one of forms of direct implementation by the people of the power belonging to it is emphasized, it is specified that development of public relations at municipal level promotes realization of the rights and freedoms of the person according to the Constitution of the Russian Federation and the European Charter about local government.
Self-management; dvil society; sovereignty; the rights and freedom; social partnership; democratization of political life.