пїњ

–ќЋ№ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ’ “≈’ЌќЋќ√»… ¬ ќ÷≈Ќ ≈ ћ”Ћ№“»ѕЋ» ј“»¬Ќќ√ќ Ё‘‘≈ “ј “”–»—“— ќ… »Ќƒ”—“–»»

≈.Ѕ.  ¬јЎЌ»Ќј
≈лена Ѕорисовна  ¬јЎЌ»Ќј Ч аспирантка кафедры экономики и управлени€ социальной сферой —ѕЅ√”Ё‘.
¬ 2006 г. окончила —анкт-ѕетербургский государственный университет технологии и дизайна.
јвтор 1 публикации.
ќбласть научной специализации Ч методики оценки вли€ни€ мультипликативного эффекта туристской де€тельности на смежные отрасли в региональной экономике.
-‘- -‘- ^
–ќЋ№ »Ќ‘ќ–ћј÷»ќЌЌџ’ “≈’ЌќЋќ√»… ¬ ќ÷≈Ќ ≈ ћ”Ћ№“»ѕЋ» ј“»¬Ќќ√ќ Ё‘‘≈ “ј “”–»—“— ќ… »Ќƒ”—“–»»*
ќсновными направлени€ми регулировани€ туристской де€тельности в –оссийской ‘едерации €вл€ютс€:
Ч создание условий дл€ развити€ внутреннего и въездного туризма;
Ч повышение качества туристских услуг;
Ч внедрение новых информационных технологий;
Ч проведение регул€рного системного анализа состо€ни€ отрасли;
Ч развитие международного сотрудничества и содействие в продвижении туристского продукта на международном туристском рынке;
Ч повышение уровн€ профессиональной подготовки кадров.
ѕри регулировании рекреационной де€тельности наиболее сложна€ проблема заключаетс€ в формировании целевых инвестиционных ресурсов. ѕоложительным фактором в решении этого вопроса €вл€етс€ устойчивый интерес предпринимателей к туризму, который объ€сн€етс€, во-первых, тем, что туристский бизнес не требует больших первоначальных инвестиций; во-вторых, на туристском рынке успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы; в-третьих, туристский бизнес характеризуетс€ быстрой оборачиваемостью капитала.
ќценка туристского потенциала территорий дл€ развити€ туризма должна вестись с точки зрени€ как пригодности данной территории дл€ удовлетворени€ различных потребностей туристов во врем€ их нахождени€ на ней, так и возможности строительства инженерных сооружений, благоустройства территории, рационального функционировани€ предпри€тий туристской сферы, бесконфликтности туристской де€тельности и хоз€йственной де€тельности местного населени€.
¬ цел€х упор€дочени€ структуры управлени€ туристско-рекреационными комплексами предлагаетс€, с одной стороны, использование принципов аудировани€ и мониторинга, и с другой Ч имеющегос€ механизма финансовых гарантий туроператорской де€тельности. ѕредложенный механизм позволит максимально эффективно использовать имеющиес€ в распор€жении предпри€тий туристско-рекреационной сферы ресурсы и обеспечить государстве н н ы й контроль в рамках отдельно вз€той территории.
ƒанный механизм особенно эффективен при строительстве новых или реконструкции старых объектов рекреации с привлечением большого объема инвестиций, поскольку зачастую именно в таких
√–Ќ“» 06.71.57 © ≈.Ѕ.  вашнина, 2012 ѕубликуетс€ по рекомендации д-ра экон. наук проф. √.ј.  арпова.
ситуаци€х необходимость скорейшего завершени€ работ и пуска объекта рекреации (будь-то гостиница, санаторий и т. д.) приводит к нарушению норм контрол€.
ƒл€ повышени€ эффективности развити€ туристской де€тельности была разработана  онцепци€ федеральной целевой программы Ђ–азвитие внутреннего и въездного туризма в –оссийской ‘едерации (2011-2016 годы)ї [3].
Ѕюджетные средства, согласно ѕрограмме, будут направлены на развитие инженерной инфраструктуры, создание в регионах инвестиционных площадок, а также на меропри€ти€ по продвижению отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках. ѕри этом предусматриваетс€ создание объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры (гостиницы, объекты показа и развлечений и др.) за счет привлеченных инвестиций и внебюджетных источников на основе государственно-частного партнерства.
 ак следует из рис. 1, интеграци€ усилий разнородных участников рынка туризма и заинтересованных в его развитии подразделений территориальных систем управлени€ наблюдаетс€ на уровне свойств коммуникативной среды.
–ис. 1. —одержание коммуникативной среды сферы туризма
”читыва€ высказанные замечани€, можно особо выделить проблему коммуникаций между тура-гентами и конечными потребител€ми.
¬се участники туристского рынка функционируют в:
Ч правовом поле, определ€ющем границы возможных изменений поведени€ рыночных субъектов;
Ч информационном поле, предоставл€ющем возможности продвижени€ на рынок производимых услуг;
Ч коммуникативной среде, определ€ющей эффективность бизнес-коммуникаций в сфере туризма;
Ч территориальной инфраструктуре, обеспечивающей воспроизводственные процессы в туристской отрасли и включающей предпри€ти€ Ч производителей услуг (гостиницы, санатории и пр.), транспортные коммуникации, св€зь и др. [2, с. 17].
”казанна€ декомпозици€ среды функционировани€ предпри€тий сферы туризма позвол€ет отнести наиболее значимые проблемы развити€ указанной сферы к коммуникативно-информационному полю.
¬ соответствии с базовым положением о двойственной природе коммуникативной подсистемы рынка туруслуг (см. рис 1) ее основными свойствами €вл€ютс€: общесистемный (региональный или территориальный) и локальный уровни (уровень предпри€ти€); достижение позитивных эффектов координации, единства правил поведени€ рыночных субъектов, согласованности принимаемых ими управленческих решений, с последующим переходом к следующей стадии Ч самоокупаемости и замене функций региона (подсистемы управлени€, территории) на саморегулирование.
–ис. 2. ћесто коммуникативной системы в структуре туристского рынка
ѕриведенна€ на рис. 2 схема позвол€ет установить, что коммуникативна€ система св€зывает всех участников: предпри€ти€ индустрии гостеприимства, туроператоров, турагентов и конечных потребителей. «десь же осуществл€етс€ согласование целей как действующих рыночных агентов, так и организаций нерыночного сектора, отражающих интересы развити€ территории, населени€.
»нформационные технологии Ч основа успешной де€тельности современных компаний и один из важнейших ресурсов, наход€щихс€ в их распор€жении. ¬ последнее врем€ роль этого ресурса заметно возросла. Ёффективность эксплуатации »“-системы и, как следствие, построение управл€емой »“-инфраструктуры стали основой успешного функционировани€ бизнеса [1].
ѕроблемы, дл€ решени€ которых создаютс€ региональные »“-компании, могут быть различными и завис€т непосредственно от специфики региона. ¬месте с тем можно выделить р€д общих задач:
Ч объединение всех субъектов регионального туристского рынка в единое информационное пространство на базе единых технических и программных решений (стандартов);
Ч улучшение координации по внедрению и обслуживанию информационных систем и программных комплексов, системы св€зи, ј—” “ѕ верхнего и нижнего уровней;
Ч техническа€ защита объектов и информационна€ безопасность;
Ч создание единой службы технической поддержки дл€ всех заинтересованных сторон;
Ч обеспечение технологического развити€ региона в области »“ за счет единой политики и стратегии.
јнализ используемых в насто€щее врем€ на предпри€ти€х сферы туризма информационных технологий позвол€ет сделать вывод о наличии единого подхода к организации системы продвижени€ услуг на рынок.
¬ажным составным элементом отраслевой региональной информационной системы должна стать база данных как структурированна€ совокупность сведений, позвол€юща€ получить необходимую дл€ прин€ти€ решений информацию, особенно в области инвестиционной политики. ƒругой важной задачей дл€ формализации методологической базы в инвестиционной политике €вл€етс€ формирование системы статистического мониторинга туристской сферы. ¬ последнее врем€ –остуризмом предприн€ты шаги дл€ ее решени€.
¬ посто€нном режиме анализируютс€ показатели въездных и выездных потоков, динамики туристских услуг, количества и структуры средств размещени€ и др. –езультаты анализа, представл€ющие интерес дл€ использовани€ в де€тельности организаций туристской индустрии, публикуютс€ в средствах массовой информации, в том числе электронных.
“аким образом, в насто€щее врем€ статистика туризма нуждаетс€ в посто€нном внимании, а технологической составл€ющей в процессе оценки мультипликативного эффекта должен быть комплекс математических моделей, что особенно важно в услови€х ограниченных инвестиций. ѕрименение таких моделей требует входной информации, полученной на основе обработки информации развити€ инфраструктуры.
Ћ»“≈–ј“”–ј
1. јссоциаци€ менеджеров, бриф, 2006. 1-038-05.1∆№: http://www.amr.ra (дата обращени€: 21.06.2011).
2.  овалев ¬.¬. ћетоды оценки инвестиционных проектов. ћ.: ‘инансы и статистика, 2000. 144 с.
3. ќфициальный сайт федерального агентства по туризму –оссийской ‘едерации. 1Ћ1№: http://www.rassia tourism.ru (дата обращени€: 19.06.2011).

пїњ