пїњ

јЌ“ќЋќ√»я ¬џƒјёў»’—я ƒќ—“»∆≈Ќ»… ¬ Ќј” ≈ » “≈’Ќ» ≈. „ј—“№ 18: –ј ≈“Ќјя “≈’Ќ» ј » ѕќ ќ–≈Ќ»≈ ЅЋ»∆Ќ≈√ќ  ќ—ћќ—ј

≈лектротехн≥ка. ¬изначн≥ под≥њ. —лаветн≥ ≥мена
–ис. 1. Ќемецкий самолет-снар€д "‘ау-1" (1942 год), ставший по праву прототипом современных крылатых ракет [1]
”ƒ  621.3:537.311:910.4 ћ.». Ѕаранов
јЌ“ќЋќ√»я ¬џƒјёў»’—я ƒќ—“»∆≈Ќ»… ¬ Ќј” ≈ » “≈’Ќ» ≈.
„ј—“№ 18: –ј ≈“Ќјя “≈’Ќ» ј » ѕќ ќ–≈Ќ»≈ ЅЋ»∆Ќ≈√ќ  ќ—ћќ—ј
Ќаведено короткий нарис з всесв≥тньоњ ≥стор≥њ створенн€ ракетноњ техн≥ки ≥ п≥дкоренн€ людством косм≥чного простору, що оточуЇ планету «емл€.
ѕриведен краткий очерк из всемирной истории создани€ ракетной техники и покорени€ человечеством космического пространства, окружающего планету «емл€.
"... “о, чего мы добились в освоении космоса, -это заслуга не отдельных людей, это заслуга всего народа..." (из речи выдающегос€ советского конструктора-ракетчика —.ѕ.  оролева)
¬¬≈ƒ≈Ќ»≈
Ќаучно-технической основой покорени€ ближнего и дальнего космоса в истории человечества стала ракетна€ техника [1]. ѕервое письменное упоминание об использовании в  итае ракет (этот термин происходит от немецкого слова "гакЇњЇ" - "€рко свет€щийс€ при полете снар€д" [2]) относитс€ к 1230-м годам (периоду правлени€ третьего сына великого монгола-завоевател€ „ингисхана - ”геде€, завершившего покорение  ита€) [1]. “ам они примен€лись, главным образом, дл€ проведени€ красочных фейерверков. ¬ св€зи с чем их (ракеты) в народе почти до 18-го века называли "стрелами летающего огн€". ѕозже ракеты нашли свое и боевое применение. — 1780 года ракетное оружие начали примен€ть в »ндии [1]. »звестно, что в 1807 году массированной ракетной бомбардировке (при числе выпущенных ракет до 46 тыс€ч шт.) был подвергнут датский г.  опенгаген, оказавшийс€ от этой атаки непри€тел€ почти опустошенным [1]. ¬ 19-м столетии усили€ми, прежде всего, английских изобретателей развитие ракетного оружи€ было заметно продвинуто вперед [1, 3]. ¬ 20-е годы 20-го века уже по€вились инженерные технологии, которые позвол€ли оборудовать ракеты аппаратными средствами управлени€, способными довести эти летающие объекты от их старта до поражаемой цели. Ћидирующие мировые позиции в этом перспективном военнотехническом вопросе к 1940-м годам стала занимать √ермани€ и ее талантливые конструктора-ракетчики.
1. ƒќ—“»∆≈Ќ»я √≈–ћјЌ»» ¬ —ќ«ƒјЌ»» –ј ≈“Ќќ… “≈’Ќ» »
¬ 1942 году выдающимс€ немецким конструкто-ром-ракетчиком ¬ернером фон Ѕрауном был создан оригинальный самолет-снар€д "‘ау-1" (рис. 1), €вившийс€ первой в мире мощной крылатой ракетой [1].
ќдновременно с крылатой ракетой "‘ау-1" ¬. фон Ѕрауном была разработана одноступенчата€ баллистическа€ ракета "‘ау-2" (рис. 2), имевша€ в своем составе систему наведени€ на цель поражени€ [1]. Ёто оружие возмезди€ √ермании нанесло т€желые потери населению и промышленности јнглии, а также силам ее союзников в период ¬торой мировой войны [1, 3].
ѕоэтому немецкий конструктор-ракетчик ¬. фон Ѕраун (рис. 3) фактически и стал в 1940-е годы "отцом" первой в мире грозной боевой ракетной техники.
–ис. 2. Ѕоевой пуск немецкой одноступенчатой баллистической ракеты "‘ау-2", созданной в 1942 году выдающимс€ конструктором ракетной техники ¬. фон Ѕрауном [1]
–ис. 3. ¬ыдающийс€ немецкий конструктор ракетной техники ¬ернер фон Ѕраун (1912-1977 гг.) с моделью разработанной им баллистической ракеты "‘ау-2" в руках [1]
»нтересным историческим фактом €вл€етс€ то, что первые попытки по разработке баллистических ракет, предназначенных дл€ запуска с «емли в околоземное мировое (космическое) пространство, были
© Ѕаранов ћ.».
осуществлены в √ермании в 1927 году инженерами немецкого ќбщества межпланетных путешествий, которым руководили ¬. фон Ѕраун и  . –иде ль [1].
2. ƒќ—“»∆≈Ќ»я ———– ¬ —ќ«ƒјЌ»» –ј ≈“Ќќ… “≈’Ќ» » » ќ—¬ќ≈Ќ»»  ќ—ћќ—ј ѕервые опытные работы по созданию и запуску маломощных ракет в бывшем ———– были проведены в 1933 году сотрудниками группы изучени€ реактивного движени€ (√»–ƒ) при ќсоавиахиме (г. ћосква) [1]. ¬ этом же году в ———– была запущена перва€ советска€ ракета "√»–ƒ-9", сконструированна€ прославившимс€ в будущем —. ѕ.  оролевым и ћ.  . “и-хонравовым и оснащенна€ маломощным жидкостным ракетным двигателем (∆–ƒ) типа ќ–-2 конструкции ‘.ј. ÷андера [1, 3]. ¬ 1939 году группа √»рƒ была расформирована, а ее члены арестованы и отправлены в специальные конструкторские бюро Ќ ¬ƒ ("шараги"). ¬ одной из казанских "шараг" оказалс€ и —.ѕ.  оролев, проработавший р€д лет под надзором Ќ ¬ƒ с другим талантливым советским конструктором ¬.ѕ. √лушко, ставшим впоследствии основоположником ракетного двигателестроени€ в ———– и конструктором первых мощных отечественных ∆–ƒ [3, 4]. ƒо мощных советских ракет этих общепризнанных в мире конструкторов-ракетчиков, по€вившихс€ в нашей стране в 1950-е годы, в ———– была создана мобильна€ ракетна€ установка '' атюша'' (рис. 4), успешно прошедша€ свое боевое "крещение" летом 1941 года под г. ќршой в ожесточенных бо€х ¬еликой отечественной войны (1941-1945 гг.) [1]. –акеты этой установки поражали живую силу и военную технику противника на рассто€нии до нескольких дес€тков км.
вдвое дальность полета и эффективную систему ра-диокомандного наведени€ [1]. ¬ 1950-е годы в ———– в ќ Ѕ-1 под руководством —.ѕ.  оролева была создана межконтинентальна€ многоступенчата€ баллистическа€ ракета "–-7' с п€тью "глушковскими" ∆–ƒ типа –ƒ-107 (при т€ге каждого из п€ти двигателей в 76 тс) [4] (рис. 5), котора€ 4 окт€бр€ 1957 года с южного советского космодрома "Ѕайконур" (полигон "“юра-“ам", ёго-«ападный  азахстан) вывела на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник «емли (»—«) [5]. —читаетс€, что этот день открыл в истории нашей планеты начало новой космической эры. —ледует отметить, что с
1951 года харьковское предпри€тие "Ёлектроприбор" (нынешний "’артрон") стало головным в —с—р разработчиком систем управлени€ т€желых баллистических ракет, создаваемых в "королевском" ќ Ѕ-1.
–ис. 4. ќбщий вид советской мобильной ракетной установки " атюша", смонтированной на базе американского автомобил€ "—тудебекер-иЅб" и ставшей во врем€ ¬торой мировой войны одним из самых грозных видов вооружени€ [1]
ѕосле окончани€ ¬торой мировой войны (19391945 гг.) в ———– были возобновлены работы по созданию т€желых баллистических ракет. —начала эти работы базировались на принципах конструировани€, заложенных еще ¬. фон Ѕрауном при разработке им немецкой одноступенчатой баллистической ракеты "‘ау-2" (см. рис. 2) [1]. ¬ 1947 году была создана перва€ советска€ т€жела€ баллистическа€ ракета "–-1", запуск которой прошел не совсем удачно. ƒалее на основе баллистической ракеты "–-1" была разработана геофизическа€ ракета "¬-1ј" со стартовой массой около 14 т, успешно доставивша€ в 1949 году на высоту 102 км контейнер с научной аппаратурой и затем возвративша€ его на земную поверхность [1, 5]. ¬
1950 году в ———– была создана принципиально нова€ баллистическа€ ракета "–-2", головна€ часть которой впервые отдел€лась от корпуса после завершени€ активного участка ее полета. ќна имела усовершенствованный ∆–ƒ конструкции ¬.ѕ. √лушко, увеличенную
–ис. 5. Ќатурный макет советской трехступенчатой баллистической ракеты "–-7" (разработка от 1957 года выдающегос€ конструктора-ракетчика —.ѕ.  оролева), выставленный в открытом павильоне ¬ƒЌ’ ———– (г. ћосква) [1, 5]
ƒругое харьковское предпри€тие " оммунар" стало головным в ———– разработчиком по наземным комплексам управлени€ дл€ новой в стране ракетнокосмической отрасли. ѕервый »—« имел форму герметичного шара диаметром 580 мм, полый корпус которого был изготовлен из специального алюминиевого сплава (рис. 6). ћасса первого »—« составл€ла 83,6 кг [1]. Ќа внешней поверхности этого »—« были установлены антенны радиопередатчиков в виде 4-х пр€молинейных усов-стержней - по два на радиопередатчик (см. рис. 6). ѕеред запуском в ближний космос корпус первого »—« дл€ терморегулировани€ был заполнен газообразным азотом, а к его усам-антеннам были подключены два маломощных радиопередатчика, непрерывно излучающие электромагнитные сигналы, похожие на телеграфные. ћощность этих радиосигналов была достаточной дл€ того, чтобы их могли принимать все радиолюбители нашей планеты.
3 но€бр€ 1957 года ———– вывел в ближний космос свой второй »—«, масса которого уже достигала 508 кг. Ётот спутник представл€л собой последнюю ступень ракеты-носител€ "–-7", в нескольких контей-
нерах которой размещались научна€ измерительна€ аппаратура и специальный отсек с первым живым существом - "собакой-космонавтом" Ћайкой [1]. ќчередной советский »—« был запущен в мае 1958 года. ≈го можно было бы назвать автоматической космической научной станцией (при его общей массе 1327 кг на аппаратуру приходилось 968 кг [1]). ќн уже имел солнечную электробатарею, благодар€ чему смог проработать на своей орбите рекордное на то врем€ - 691 сутки. — 1962 года ———– перешел на серийный выпуск спутников, выполн€ющих научные и военноприкладные исследовани€. ѕервым таким отечественным спутником стал " осмос", отправленный в свой первый орбитальный полет 16 марта 1962 года.
–ис. 6. ќбщий вид натурного макета первого в мире советского искусственного спутника «емли, выведенного 4 окт€бр€ 1957 года на околоземную орбиту трехступенчатой баллистической ракетой "–-7" (разработка от 1957 года выдающегос€ конструктора-ракетчика —.ѕ.  оролева) [1, 5]
ѕосле успешных запусков »—« в ———– в начале 1960-х годов объективно пришло врем€ дл€ создани€ космических аппаратов (кораблей), предназначенных дл€ доставки космонавтов (это пон€тие происходит от двух греческих слов "космос'' - "мировое пространство" плюс "паињ≥≥'" - "мореплаватель" и обозначает "человека, совершающего полет в космос" [2]) на околоземную орбиту и их возвращени€ на «емлю. ¬ ———– перед тем, как отправить человека в космос, на прот€жении 1960 года были трижды осуществлены беспилотные запуски космического корабл€ "¬осток" с подопытными животными: крысами и двум€ собаками - Ѕелкой и —трелкой [5]. ѕосле удачного возвращени€ с космоса на планету «емл€ указанных "пассажиров" и последней доводки всех частей корабл€ в ———– его руководством было прин€то историческое решение об осуществлении пилотируемого космического полета на корабле "¬осток-1" (рис. 7).
12 апрел€ 1961 года с космодрома "Ѕайконур" был осуществлен успешный запуск советского космического корабл€ "¬осток-1" с первым в мире космонавтом, военным летчиком, старшим лейтенантом ёрием јлексеевичем √агариным (рис. 8) на борту [1]. ¬ывод на орбиту высотой до 300 км этого космического корабл€ произвела указанна€ трехступенчата€ ракета-носитель "–-7", движуща€с€ со скоростью 28 тыс€ч км/ч и созданна€ под научно-техническим руководством выдающегос€ советского конструктора-ракетчика —.ѕ.  оролева (рис. 9). ќрбитальный полет ё.ј. √агарина продолжалс€ 108 мин, за которые космический корабль "¬осток-1" с космонавтом на борту совершил только один полный оборот вокруг «емли. “ак была открыта на нашей планете эра пилотируемых полетов в мировое космическое пространство.
–ис. 7. ћодель первого советского космического корабл€ "¬осток-1" (экспонат на ¬ƒЌ’ ———–, г. ћосква) [1, 5]
–ис. 8. ѕервый в мире космонавт ё.ј. √агарин (1934-1968 гг.) в скафандре дл€ пребывани€ и работы в космосе перед посадкой в советский космический корабль "¬осток-1" [1]
–ис. 9. ¬ыдающийс€ советский конструктор ракетнокосмической техники, дважды √ерой “руда, лауреат Ћенинской премии ———– в области науки и техники, академик јЌ ———– —ергей ѕавлович  оролев (1907-1966 гг.) [3, 5]
ѕервый советский космический корабль "¬осток-1" имел общую массу 4730 кг [1]. ≈го спускаемый аппарат с кабиной космонавта (рис. 10) был выполнен в форме шара 02,3 м и весил около 2,4 т, из которых
0,8 т приходилось на его термоустойчивую оболочку. «аметим, что при спуске на «емлю с околоземной орбиты космического аппарата из-за его торможени€ в плотных воздушных сло€х атмосферы нашей планеты температура его наружных слоев достигает не менее 2000 ∞— [3]. ѕоэтому без надежной теплозащиты подобные аппараты при спуске обречены на сгорание.
–ис. 10. ћузейные экспонаты приборной панели (слева) и спускаемого аппарата (справа) советского космического корабл€ "¬осток-1", впервые в мире вывившего 12 апрел€ 1961 года космонавта ёри€ јлексеевича √агарина (фото по центру) в околоземное космическое пространство [1, 5]
¬ тесной кабине "гагаринского" корабл€ размещались катапультирующее кресло космонавта, пульт управлени€, а также запасы пищи и воды. —истема жизнеобеспечени€ этого первого корабл€ была рассчитана на работу в течение 10-и суток полета.  осмонавт во врем€ всего этого полета находилс€ в герметичном скафандре с открытым шлемом (см. рис. 8).
Ќа рис. 11 первый космонавт ё. ј. √агарин в более поздний по времени период уже в звании полковника запечатлен на аэродроме космодрома "Ѕайконур" во врем€ беседы с генеральным конструктором советской ракетно-космической техники —.ѕ.  оролевым.
ќтметим, что модификаци€ этого ∆–ƒ типа –ƒ-275ћ (ракетный двигатель под номером 14ƒ14ћ) по состо€нию на 2009 год продолжала активно использоватьс€ в российской ракетно-космической технике [6].
ƒалее в ———– усили€ми многих организаций (ќ Ѕ-1, ќ Ѕ-52, ќ Ѕ-456,  Ѕ "Ёнергомаш" и др. [5-7]), занимающихс€ разработкой и созданием мощных ∆–ƒ и на их основе ракетоносителей разного назначени€, был создан новый космический корабль ''—оюз'' (рис. 12), долгие годы проработавший на советские и международные космические программы.
–ис. 11. ѕервый из земл€н космонавт ё.ј. √агарин (слева), ставший со временем начальником отр€да космонавтов ———–, и первый генеральный конструктор советской ракетно-космической техники —.ѕ.  оролев (справа) [1, 5]
Ќебезынтересно, что в ———– первым космонавтом планировалс€ стать мастер спорта, военный летчик, старший лейтенант ¬алентин Ѕондаренко, родившийс€ и выросший в г. ’арькове. ќднако, за три недели до запланированного на апрель 1961 года своего старта на космическом корабле "¬осток-1" он в период активной заключительной подготовки к этому полету сильно обгорел в барокамере, воздушна€ атмосфера которой содержала избыточный кислород, и скончалс€. «а про€вленное мужество он посмертно был награжден орденом  расной «везды. ѕохоронен он на одном из кладбищ г. ’арькова (район Ѕаварии), которое посещают все космонавты, оказавшиес€ на ’арьковщине (побывал на нем и автор этого очерка).
¬ 1963 году в ———– в  Ѕ и Ќѕќ "Ёнергомаш" был создан один из самых надежных российских ∆–ƒ типа –ƒ-253 (генеральный конструктор разработки - выдающийс€ специалист в области ракетного двигателестрое-ни€, академик јЌ ———– ¬.ѕ. √лушко) [4, 6]. ѕредназначен он был дл€ использовани€ на первых ступен€х ракет семейства "ѕротон". “опливом дл€ него служил токсичный гептил, а окислителем - тетраоксид диазота ( 204) [6]. ѕри полной массе 1260 кг (высота - 3 м; диаметр - 1,5 м) он имел т€гу до 170 тс и развивал давление в камере сгорани€ до 17 ћѕа (до 168 атм) [6]. ѕервый запуск советского ракетоносител€ "ѕротон" с двигател€ми –ƒ-253 состо€лс€ в июле 1965 года. ќн оказалс€ успешным. — по€влением в ———– нового ∆–ƒ типа –ƒ-253 был совершен качественный скачок в освоении высокого уровн€ избыточного давлени€ в камере сгорани€ ракетного двигател€ и достижении высоких значений удельного импульса его т€ги. Ўесть ∆–ƒ типа –ƒ-253 при общей т€ге до 1020 тс надежно работали в составе первой ступени советского ракетоносител€ "ѕротон", обеспечива€ успешные полеты таких советских космических аппаратов как "Ћуна", "¬енера", "ћарс" и других, а также впоследствии и первых советских орбитальных космических станций "—алют" и "ћир" [6].
–ис. 12. Ѕлок мощных ракетных двигателей первой ступени носител€ космического корабл€ "—оюз-“ћ", наход€щихс€ в монтажно-испытательном корпусе космодрома "Ѕайконур"
Ќа рис. 13 показан общий вид сборки в прикос-модромном монтажно-испытательном корпусе ракетоносител€ и транспортного космического корабл€ серии "—оюз-“ћ" с п€тью отдельными блоками мощных ∆–ƒ первой ступени этой ракеты-носител€. —ледует отметить, что неудачей в 1965 году закончилась лунна€ программа ———–, предусматривавша€ высадку на Ћуну и возвращение на «емлю советского космонавта. —верхмощна€ "королевска€" многодвигательна€ ракета Ќ1, использующа€ на своей первой ступени одновременно 30 двигателей типа Ќ -15 на на кислородно-керосиновом топливе разработки ќ Ѕ-276 (главный конструктор - Ќ.ƒ.  узнецов), не прошла летных испытаний (взорвалась на старте с разрушением дорогого стартового комплекса) и была в результате забракована. ѕредварительные усили€ ¬.ѕ. √лушко по замене на этой ракете двигателей типа Ќ -15 на двигатели типа 8ƒ420 с т€гой по 640 тс каждый были тогда —.ѕ.  оролевым отвергнуты [7].
–ис. 13. ¬нешний вид основных частей мощного советского трехступенчатого ракетоносител€ и транспортного космического корабл€ "—оюз-“ћ" во врем€ их сборки в монтажно-испытательном корпусе космодрома "Ѕайконур" [8]
”спехи ќ Ѕ-52 (главный конструктор - ¬.Ќ. „е-ломей) по разработке и созданию в июле 1965 года нового мощного ракетоносител€ "ѕротон" учтены не
были. ѕоследовавший вскоре уход из жизни —.ѕ.  оролева поставил финальную на то врем€ и, как оказалось, в дальнейшем окончательную "жирную" точку в советской "лунной" гонке за приоритет в освоении человечеством земного спутника - Ћуны. 18 марта 1965 года советский космонавт јлексей јрхипович Ћеонов первым в мире осуществил выход со шлюза корабл€ "¬осход-2'' в открытый космос. ¬ ———– в конце 80-х годов 20-го столети€ советскими учеными и инженерами был сконструирован космический корабль "Ѕуран", предназначенный дл€ многоразового использовани€ [7, 9]. ƒл€ вывода на околоземную орбиту данного корабл€ -"челнока" потребовалась разработка нового сверхмощного ракетоносител€ и соответственно нового ∆–ƒ к нему. ¬ мае 1974 года ¬.ѕ. √лушко стал директором и генеральным конструктором Ќѕќ "Ёнерги€", в которое вошли ÷ ЅЁћ (бывшее "королевское" ќ Ѕ-1) и  Ѕ "Ёнергомаш" с их заводами и филиалами [7]. ¬ это врем€ ¬.ѕ. √лушко, верно сохран€€ свой рабочий принцип "от двигател€ - к ракете", предложил тогдашнему главному конструктору  Ѕ "ёжное" (г. ƒнепропетровск) ¬.‘. ”ткину создать новую ракету-носитель среднего класса "«енит" с одним ракетным двигателем типа –ƒ-170 или –ƒ-171 от 1-ой ступени разрабатываемого им сверхт€желого ракетоносител€ "Ёнерги€". –азработка и создание в ———– нового ракетоносител€ "Ёнерги€" шли т€жело. Ѕольшую поддержку ¬.ѕ. √лушко в этой разработке оказывал вли€тельный советский партийный и государственный де€тель ƒ.‘. ”стинов, курировавший еще с 1946 года развитие в ———– ракетно-космической техники [7]. 13 апрел€ 1985 года новый ∆–ƒ типа –ƒ-170 успешно отработал при первом пуске ракеты-носител€ среднего класса "«енит" (рис. 14). “олько 15 ма€ 1987 года после длительных стендовых испытаний двигател€ типа –ƒ-170 состо€лс€ первый пуск сверхмощного ракетоносител€ "Ёнерги€", развивающего с помощью 4-х двигателей –ƒ-170 ее 1-й ступени реактивную силу т€ги в 3600 тс [7].
–ис. 14. ѕодготовка к пуску ракетоносител€ "«енит", использующего "глушковский" двигатель типа –ƒ-170 [7]
Ќа рис. 15 запечатлены моменты нахождени€ на стартовом столе космодрома "Ѕайконур" сверхмощного советского ракетоносител€ "Ёнерги€" с многоразовым космическим кораблем "Ѕуран" на борту и на начальном участке его успешного полета над «емлей, произошедшего 15 но€бр€ 1988 года [7]. —ледует констатировать, что сверхмощный ракетоноситель "Ёнерги€", содержащий в составе блок из 4-х двигателей типа –ƒ-170 и вывод€щий сразу на околоземную орбиту полезную нагрузку массой до 105 кг и лишь дважды по воле "судьбы" продемонстрировавший надежность своей работы, оказалс€ невостребованным. ¬ 1990 году по личному указанию первого президента ———– ћ.—. √орбачева работы по ракетоносителю "Ёнерги€" и ко-
раблю "Ѕуран" (к этому времени в бывшем ———– было изготовлено уже 14 шт. этих космических аппаратов -"челноков") были прекращены.
–ис. 15. Ќа старте космодрома Ѕайконур (слева) и в полете (справа) новый мощный ракетоноситель "Ёнерги€", вывивший 15 но€бр€ 1988 года на околоземную орбиту первый советский многоразовый космический корабль "Ѕуран" [7]
¬ тоже врем€ ракетоноситель "«енит", создававшийс€, в первую очередь, как вспомогательное средство дл€ отработки двигател€ первой ступени дл€ советской сверхмощной ракеты-носител€ "Ёнерги€", успешно эксплуатируетс€ и сейчас как по российским космическим программам, так и по международной программе "ћорской старт".  роме того, ∆–ƒ типа –ƒ-170 стал базовой конструкцией дл€ нового двухкамерного российского жидкостного ракетного двигател€ типа –ƒ-180, устанавливаемого в рамках международных программ по мирному использованию космического пространства на американские космические мощные ракеты типа "јтлас-3" и "јтлас-5" [7].
“еперь, что касаетс€ космического корабл€ "Ѕуран ", орбитальный полет которого показан на рис. 16.
–ис. 16. —оветский космический корабль многоразового использовани€ класса "Ѕуран" при орбитальном полете [7]
–аботы над "советским шаттлом" - многоразовым орбитальным космическим кораблем "Ѕуран" в ———– были начаты с 1974 года в противовес соответствующей американской разработке подобного корабл€ - "челнока" [7, 9]. ƒл€ практической реализации в ———– этой сложной и масштабной научнотехнической задачи закрытым ѕостановлением  абинета ћинистров ———– от 1976 года было создано Ќѕќ "ћолни€" во главе с его генеральным директором и главным конструктором, выдающимс€ советским авиаконструктором √лебом ≈вгеньевичем Ћози-но-Ћозинским (рис. 17) [9].
ѕосто€нно работа€ с 1940-х годов во всемирно известном  Ѕ им. ћико€на, он принимал активное участие в разработке и создании советских реактивных самолетов-истребителей 11-го поколени€ ћи√-19 и ћи√-21. ƒо своего нового назначени€ этот авиаконструктор просла-
вилс€ созданием в указанном  Ѕ сверхманевренных истребителей-перехватчиков Ў-го поколени€ ћи√-25 и 1”-го поколени€ ћи√ -29. «десь нам следует отметить то интересное обсто€тельство, что √.≈. Ћозино-Ћозинский в 1930 году был выпускником ’арьковского механикомашиностроительного института (’ћћ») по специальности "“еплотехника" и именно здесь он получил свою квалификацию инженера-паротехника [9]. »звестно, что ’ћћ» в 1950 году вошел в состав ’арьковского политехнического института (’ѕ») [10].
–ис. 17. ¬ыдающийс€ советский авиаконструктор, √ерой “руда, лауреат Ћенинской премии и двух √осударственных премий ———– в области науки и техники, "отец" корабл€ класса "Ѕуран" √.≈. Ћозино-Ћозинский (1909-2001 гг.) [9]
ѕоэтому это дает нам веское основание считать, что дл€ √.≈. Ћозино-Ћозинского Alma mater стал родной автору ’ѕ». ¬озвраща€сь снова к советскому космическому кораблю многоразового использовани€ "Ѕуран", укажем, что 15 но€бр€ 1988 года он, сделав два витка вокруг «емли (см. рис.16), в автоматическом режиме приземлилс€ на космодроме "Ѕайконур" [7, 9]. Ёто стало мировой научно-технической сенсацией и триумфом напр€женной и многолетней работы √.≈. Ћозино-Ћозинского в ракетно-космической области.
¬ажным этапом в разработке и создании мощных ракетоносителей военно-стратегического назначени€ были работы, проводимые в упом€нутом выше  Ѕ "ёжное" (ќ Ѕ-586) его главным конструктором, дважды √ероем “руда, академиком јЌ ———–, выдающимс€ советским конструктором-ракетчиком ћ. . янгелем (рис. 18) [11, 12], 100-летие со дн€ рождени€ которого 25 окт€бр€ 2011 года отмечала украинска€ и международна€ научно-техническа€ общественность. Ќа основе его межконтинентальной баллистической ракеты "–-16" (SS-7) в ———– было создано грозное ракетное оружие - ракета SS-18 ("—ейтен" или "—атана") с автономной системой управлени€ и раздел€ющейс€ боевой частью, содержащей до 10-ти индивидуально навод€щихс€ на цели термо€дерных боезар€дов огромной разрушительной силы [1, 11].
–ис. 18. ¬ыдающийс€ советский конструктор ракетнокосмической техники, дважды √ерой “руда, лауреат Ћенинской и √оспремий ———– в области науки и техники, академик јЌ ———– ћихаил  узьмич янгель (1911-1971 гг.) [11]
¬ последние годы эта ракета, наводивша€ неподдельный страх на западных специалистов-ракетчиков и простых граждан, после выработки своего боевого ресурса использовалась войсками стратегического назначени€ –оссии без своей штатной боевой части дл€ запуска в ближний космос различных космических аппаратов гражданского и военно-прикладного назначени€. ”пом€нем здесь и о советском мобильном ракетном комплексе боевого назначени€ с ракетой 88-20 или "—ейбр" (рис. 19), прин€тым на вооружение в ———– в 1976 году и ставшим в свое врем€ выдающимс€ достижением в области ракетной техники (генеральный конструктор - ј. Ќадирадзе) [1,7].
–ис. 19. —оветский мобильный ракетный комплекс с твердотопливной ракетой средней дальности 88-20, характеризующийс€ весом 37 т и дальностью стрельбы до 5000 км [1]
ѕосле неудач в масштабных работах по советской лунной программе в ———– основной акцент в области космических исследований был сделан на разработку и создание орбитальных космических станций, вращающихс€ вокруг планеты «емл€ на высоте до 400 км и содержащих на борту все необходимое (научную аппаратуру, системы жизнеобеспечени€, спортивные тренажеры и др.) дл€ длительной работы на них в услови€х невесомости советских кос-монавтов-исследователей. ѕервым таким космическим "домом" дл€ многих советских космонавтов стала станци€ "—алют-1", выведенна€ ———– на околоземную орбиту 19 апрел€ 1971 года. —танци€ "—алют-1" имела общую длину около 20 м [1]. ƒанна€ космическа€ станци€ включала в себ€ три отсека, два из которых были герметичными (переходной и рабочий дл€ космонавтов и приборов) и один негерметичный (агрегатный дл€ размещени€ двигательной установки). ¬ рабочем отсеке советской станции "—алют" находилась различна€ исследовательска€ аппаратура, приборы энергоснабжени€ и радиосв€зи, устройства управлени€ ней, система жизнеобеспечени€ космо-навтов-исследователей и места дл€ их отдыха.
ѕосле станций серии "—алют" в ———– новой космической научной лабораторией стала станци€ "ћир", базовый блок которой был выведен на орбиту 20 феврал€ 1986 года с апогеем в 393 км (рис. 20) [7]. ќтметим, что в 1990-е годы совместными усили€ми сотрудников ’ѕ» ћинобразовани€ и науки ”краины и »нститута проблем машиностроени€ ЌјЌ ”краины, участвовавших в выполнении программы "‘ер-мопостроитель", дл€ космических исследований была создана развертывающа€с€ (трансформируема€) механическа€ конструкци€ из легкого металла [13]. Ёта металлическа€ конструкци€ с оптимальными жестко-стно-весовыми характеристиками, защищенна€ авторскими свидетельствами ———– от 1990 года на изобретени€ єє 1563155 и 1632774 (соавторы - проф. ¬.¬. Ѕортовой, проф. ј.Ќ. ѕодгорный и др.), была применена на орбитальной космической станции "ћир" дл€ опытно-монтажных работ в открытом космосе [13].
ќрбитальна€ космической станци€ "ћир" (рис. 21) после совершени€ ею в течение 5511 дней 89067
витков вокруг «емли была выведена из режима эксплуатации и 23 марта 2001 года введена в плотные слои атмосферы «емли, что произвело к полному сгоранию ее элементов (многие из нас видели эти телевизионные кадры, демонстрирующие падение на «емлю ее сгорающих частей) [14]. Ќа смену станции "ћир" пришла международна€ космическа€ станци€ "ћ —", о которой кратко будет изложено в разделе 4.
–ис. 20. —оветска€ (российска€) орбитальна€ космическа€ станци€ "ћир" (снимок сделан 24 сент€бр€ 1996 года) [14]
кинг", развивавшую наибольшую скорость полета около 6400 км/ч (до 1,8 км/с), котора€ была еще значительно меньше первой космической скорости, равной примерно 7,9 км/с [1, 15]. ¬ 1952 году ¬. фон Ѕраун разработал дл€ —Ўј новую перспективную баллистическую ракету "–едстоун" (рис. 22) с дальностью полета до 900 км. »менно эта баллистическа€ ракета среднего класса была использована —Ўј при запуске 31 €нвар€ 1958 года своего первого искусственного спутника "Ёксплорер-1'' (рис. 23), ставшего третьим »—« в мире [1]. Ётот американский спутник, имевший массу всего 8,21 кг, создавалс€ с большой поспешностью в лаборатории реактивного движени€  алифорнийского технического университета [1]. ¬ его состав входили: ионизационный счетчик частиц √ейгера, счетчик метеоритных частиц, датчики температуры, два радиопередатчика и источники питани€ к ним. ѕроработал первый американский »—« "Ёксплорер-1" на околоземной орбите всего около двух мес€цев, в течение которых с него на «емлю по радиоканалу были переданы важные результаты космических наблюдений, касающиес€, например, наличи€ вокруг «емли на высоте около 1000 км радиационного по€са [1].
–ис. 22. ѕодготовка к старту американской баллистической ракеты "–едстоун" (разработка от 1952 года переехавшего в —Ўј из побежденной во ¬торой мировой войне √ермании на посто€нное место своего жительства выдающегос€ немецкого конструктора-ракетчика ¬. фон Ѕрауна) [1]
–ис. 21. —остыковка на околоземной орбите американского многоразового космического корабл€ класса "Ўаттл" с советской космической станцией "ћир" (вверху этого снимка виден пристыковавшийс€ ранее к станции "ћир" российский транспортный космический корабль "—оюз-“ћ") [1]
3. ƒќ—“»∆≈Ќ»я —Ўј ¬ —ќ«ƒјЌ»» –ј ≈“Ќќ… “≈’Ќ» » » ќ—¬ќ≈Ќ»»  ќ—ћќ—ј «десь нам сразу следует начать с того, что последующим всемирно известным достижени€м —Ўј в освоении космического пространства, у истоков которых в 1950-х годах сто€л выдающийс€ немецкий конструктор ракетной техники ¬. фон Ѕраун, предшествовали указанные выше в разделе 1 соответствующие работы военного назначени€ данного ученого еще в √ермании [1]. »спользу€ в дальнейшем опыт приглашенных на работу в —Ўј немецких специалистов-ракетчиков, американские конструктора в 1951 году создали свою первую баллистическую ракету "¬и-
–ис. 23. ѕодготовка к запуску »—« (слева) и ночной старт баллистической ракеты "–едстоун" (справа), вывившей 31 €нвар€ 1958 года на околоземную орбиту первый американский искусственный спутник "Ёксплорер-1" (общий вид этого малогабаритного спутника приведен по центру) [1]
20 феврал€ 1962 года американский астронавт ƒжон √ленн впервые совершил свой первый пилотируемый полет на космическом корабле "ћеркурий-6". «аметим, что свой последний космический полет знаменитый американский астронавт (этот термин происходит от греческих слов "astron'' - "звезда" и
"nautЄs" - "мореплаватель", примен€етс€ в р€де зарубежных стран и обозначает, как термин "космонавт", "человека, совершающего полет в космос " [2]) ƒж √ленн осуществил уже в пожилом возрасте 77 лет [7].
—Ўј после обескураживающего дл€ них прорыва ———– первым в космос еще в период пребывани€ на посту президента этой великой державы ƒжона  еннеди в 1960-е годы прин€ли стратегическую государственную программу - первыми посетить и вступить ногами американских астронавтов на ближайший к «емле ее естественный спутник - Ћуну. ѕод лунную программу —Ўј бюджетным комитетом американского сената было выделено около 20 миллиардов долларов (напомним, что под масштабный ћанхэттенский проект —Ўј дл€ создани€ атомной бомбы этим комитетом в 1940-е годы всего было выделено около 2 миллиардов долларов [16]). ¬ рамках лунной программы в —Ўј под руководством ¬. фон Ѕрауна были созданы новый мощный ракетоноситель "—атурн-5" и космический корабль "јполлон" [6,17]. ¬ 1967 году на корабле "јполлон-1", наход€щемс€ на стартовой площадке американского космодрома " еннеди" (мыс  анаверал, штат ‘лорида), в кабине астронавтов произошел пожар (вспыхнул избыточный кислород, как и в советском трагическом случае от 1961 года с ¬. Ѕондаренко, указанном в разделе 2), в результате которого погибли три американских астронавта - весь экипаж, готовившийс€ к отработке в космосе этого нового корабл€. Ѕез бесчисленных трудностей и утрат, как мы видим, не обходитс€ в мире ни одно сложное дело, св€занное с решением масштабных научно-технических задач. ¬ажным дл€ лунной программы —Ўј был пилотируемый космический полет американских астронавтов, состо€вшийс€ в марте 1969 года на корабле "јполлон-9", в течение которого была проведена обсто€тельна€ проверка работоспособности и отработка спускаемого лунного модул€ в услови€х открытого космоса. “олько после тщательной проверки готовности всех частей космического корабл€ "јполлон-11" и ракетоносител€ "—атурн-5" в июле 1969 года состо€лс€ исторический полет этого корабл€ с трем€ астронавтами на борту на Ћуну. јмериканский астронавт Ќейл јрмстронг после трехсуточного полета с околоземной орбиты в сторону Ћуны первым из земл€н 20 июл€ 1969 года вступил на ее нехоженую нами поверхность (рис. 24) [1].
–ис. 24. „лен американской лунной космической экспедиции Ќейл јрмстронг, первым из земл€н ступивший 20 июл€ 1969 года на поверхность Ћуны (его напарник Ёдвин ќлд-рин во врем€ этого исторического событи€ вначале находилс€ недалеко от него внутри спускаемого лунного модул€, а затем вышел из него и также спустилс€ на ее грунт) [1]
 осмический корабль "јполлон-11" 24 июл€ 1969 года после завершени€ своей космической миссии на Ћуну приводнилс€ в заданном районе “ихого океана.
”спешна€ высадка человека на Ћуну и его возвращение на «емлю €вились выдающимс€ событием в истории человечества. Ёто стало очередным триумфом как американской, так и мировой науки и техники.
ѕолет американского космического корабл€ "јполлон-17" завершил пилотируемые лунные экспедиции земл€н на этот естественный спутник, удаленный от «емли примерно на рассто€нии в 3-10 км [15]. ѕосле астронавтов Ќ. јрмстронга и Ё. ќлдрина на Ћуне побывало еще шесть американских экипажей. ¬ свое врем€ известный американский летчик „арльз Ћинберг, первым в мире пересекший в одиночку на самолете с бензиновым двигателем в 1928 году јтлантический океан [4], говорил: "ƒостигнешь славы,
- утратишь себ€". «нал ли Ќ. јрмстронг эту крылатую фразу своего соотечественника мне неизвестно, но, как показали дальнейшие событи€, себ€ он после своей исторической и триумфальной высадки на Ћуну не потер€л. ¬скоре после своего исторического полета на Ћуну он ушел из ћј8ј и аэронавтики и в 1971 году стал профессором кафедры самолетостроени€ в техническом университете американского г. ÷инци-натти, а с 1979 года плодотворно трудилс€ в машиностроительной отрасли —Ўј. Ћичных встреч с корреспондентами газет, радио и телевидени€ он принципиально избегал. –едкие интервью и научнотехнические комментарии в области аэронавтики давал он заочно и только по электронной почте.
¬ершины своей карьеры в области ракетостроени€ ¬. фон Ѕраун достиг в 1972 году, когда он стал заместителем директора ћј8ј и начальником космодрома —Ўј на мысе  анаверал (рис. 25). ƒл€ него ракетное призвание было важнее политических систем, в которых ему довелось работать и жить. —читаетс€, что "отец" мирового ракетостроени€, доктор ¬. фон Ѕраун сумел донести высокое "плам€" своего научно-технического знани€ до человечества [17].
–ис. 25. ¬. фон Ѕраун в период активных работ по разработке и созданию им ракетно-космической техники —Ўј [17]
¬ 1972 году —Ўј приступили к активной разработке орбитального космического корабл€ многоразового использовани€ "Ўаттл" [7, 9]. Ќа прот€жении нескольких дес€тилетий американские ученые и специалисты сконструировали р€д кораблей многоразового использовани€ класса "Ўаттл" (рис. 26), в том числе " олумбию", " „елленджер", "ƒискавери",
"јтлантис" и "»ндевор" [16]. Ёкипажи этих пилотируемых кораблей прин€ли непосредственное участие в создании на околоземной орбите космической станции "ћ —" мощностью 110 к¬т и в проводимых на ней обширных космических исследовани€х [14,17].
¬ мае 1973 года на околоземную орбиту была выведена и перва€ американска€ космическа€ станци€ "—кайлэб" ("Ќебесна€ лаборатори€"), внешний вид которой на фоне расположенных под ней земных облаков приведен на рис. 27. ќна включала в себ€: основной блок с научной аппаратурой, астрономическими приборами и астронавтами; шлюзовую камеру; конструкцию дл€ причала космических кораблей с двум€ стыковочными узлами; две солнечные батареи.
–ис. 26. јмериканский космический корабль многоразового использовани€ класса "Ўаттл" при орбитальном полете [17]
— 1990 года на околоземной орбите начал работать уникальный космический телескоп —Ўј "’аббл" (рис. 28), названный в честь крупного американского ученого-астронома Ёдвина ѕауэлла ’аббла (1889-1953 гг.) [8]. ¬ 1993 году с помощью американского многоразового космического корабл€ "»нде-вор" класса "Ўаттл" был выполнен плановый технический ремонт в открытом космосе этого телескопа стоимостью до 1 миллиарда долларов —Ўј (рис. 29).
–ис. 27. јмериканска€ орбитальна€ космическа€ станци€ "—кайлэб", успешно летавша€ не один год в ближнем космосе над «емлей с астронавтами-исследовател€ми [1]
–ис. 28. ¬нешний вид уникальной американской космической обсерватории "’аббл", "пар€щей" в открытом космосе на околоземной орбите и изучающей нашу вселенную [8]
— помощью данного уникального физического прибора (автоматической космической обсерватории —Ўј) ученым и специалистам на «емлю было передано более 700 тыс€ч снимков около 22 тыс€ч звезд вселенной, космических туманностей и галактик [8]. ѕолученные при этом новые научные результаты подтвердили мнение ученых-астрономов о том, что окружающий нас открытый космос необходимо всесторонне активно изучать и дальше. ѕрин€то считать, что создание учеными и специалистами —Ўј космического телескопа "’аббл" стало дл€ земл€н подлинной научно-технической революцией в астрономии.
–ис. 29. ѕроведение американскими астронавтами в открытом космосе ремонта телескопа "’аббл" с помощью "руки" манипул€тора корабл€ "»ндевор" класса "Ўаттл" [17]
4. ћ≈∆ƒ”Ќј–ќƒЌќ≈ —ќ“–”ƒЌ»„≈—“¬ќ ¬ ќ—¬ќ≈Ќ»»  ќ—ћќ—ј ———– и —Ўј в 1970-е годы всему миру продемонстрировали возможность научно-технического сотрудничества в мирном освоении космического пространства, окружающего «емлю. ƒл€ этих целей специалистами этих двух великих космических держав вначале был разработан и изготовлен переходной отсек между их различающимис€ по конструкции космическими корабл€ми. «атем в июле 1975 году во врем€ орбитального полета американского корабл€ "јполлон" и советского корабл€ "—оюз-19" была произведена их состыковка в космосе (рис. 30) дл€ проведени€ их экипажами (от —Ўј - “. —таффорд, ¬. Ѕранд и ƒ. —лейтон; от ———– - ј. Ћеонов и ¬.  убасов) совместных космических исследований [1,5].
–ис. 30. ћузейные экспонаты совместного полета в 1975 году на околоземной орбите американского космического аппарата "јполлон" (слева) и советского космического корабл€ "—оюз-19" (между этими корабл€ми разместилс€ специально разработанный дл€ этого переходной отсек) [1]
¬ этом уникальном совместном полете космических кораблей ''јполлон'' и "—оюз-19" советскими космонавтами и американскими астронавтами отраба-
тывалс€ и возможный аварийный вариант по космическому спасению земл€н разных национальностей, оказавшихс€ в услови€х космоса в реальной беде.
ƒл€ дальнейшего совместного исследовани€ ближнего космоса 15 стран мира в конце 20-го столети€ инвестировали свои денежные средства общим объемом до 100 млрд. долларов —Ўј в международный космический проект по созданию орбитальной космической станции. –оссийский космический корабль "—оюз-“ћ" 20 но€бр€ 1998 года вывел на околоземную орбиту первую секцию "«ар€" массой 2-104 кг дл€ международной космической станции "ћ —' (рис. 31). ѕри сборке орбитальной станции "ћ —" были использованы механические "руки" манипул€тора, установленного на американском многоразовом космическом корабле класса "Ўаттл" (см. рис. 21 и 26). ѕри орбитальной скорости полета станции "ћ —" массой 417,3-103 кг в 7,6 км/с апогей ее эллиптической орбиты над «емлей равен около 406 км [17].
–ис. 31. ќбщий вид на фоне белых облаков и голубого океана «емли космической станции "ћ —" (справа снимка, сделанного 30 ма€ 2011 года, виден пристыковавшийс€ к "ћ —" российский космический корабль "—оюз-“ћ") [17]
¬ насто€щее врем€ станци€ "ћ —" активно используетс€ земл€нами по своему пр€мому мирному назначению, €рко подчеркивающему в который раз всем люд€м неистребимый дух посто€нного исследовани€ нами окружающего нас сложного мира, генетически заложенный свыше в человеческой природе.
ќстановимс€ вкратце на электроснабжении станции "ћ —". ≈динственным источником электроэнергии дл€ исследовательского или иного оборудовани€ "ћ —" €вл€етс€ —олнце, свет которого ее солнечные батареи (рис. 32) преобразуют в электроэнергию [17].
»з данных рис. 31, 32 видно, что за 10 лет орбитального полета энергохоз€йство станции "ћ —" было значительно усилено. ќтметим, что по ее кра€м размещены попарно гибкие складные панели американских солнечных батарей (—Ѕ), образующие "крыло" —Ѕ.  аждое такое "крыло" —Ѕ имеет длину 35 м и ширину 11,6 м, а его полезна€ площадь составл€ет до 298 м2. ¬ырабатываема€ им суммарна€ электрическа€ мощность может достигать 32,8 к¬т [17]. јмериканские —Ѕ станции "ћ —" генерируют первичное посто€нное напр€жение от 115 до 173 ¬. Ёто напр€жение с помощью специального блока преобразуетс€ во вторичное стабилизированное посто€нное напр€жение величиной 124 ¬ [17]. ƒанное стабилизированное напр€жение непосредственно используетс€ дл€ пита-
ни€ электрооборудовани€ американского сегмента международной станции.
–ис. 32. —олнечные батареи станции "ћ —" в 2001 году (видны российские батареи модулей "«ар€" и "«везда" и ферменна€ конструкци€ с американскими батаре€ми) [17]
„то касаетс€ российского сегмента "ћ —" (с модул€ми "«ар€" и "«везда"), то здесь от его —Ѕ используетс€ посто€нное напр€жение величиной 28 ¬. ¬ указанный сегмент станции электроэнерги€ может передаватьс€ и от —Ѕ американского сегмента через специальный преобразователь напр€жени€ типа јя—и. ¬ случае передачи электроэнергии в обратном направлении (с российского на американский сегмент) используетс€ преобразователь напр€жени€ типа яј—и [17]. ѕри нахождении "ћ —" в тени «емли еЄ —Ѕ не работают. “огда электроснабжение "ћ —" происходит от никель-водородных аккумул€торных батарей, регул€рно подзар€жающихс€, когда эта станци€ снова выходит на солнечный свет.
ќдной из основных целей при создании станции "ћ —" €вл€лась возможность проведени€ на ней экспериментов, требующих наличи€ уникальных условий космического полЄта: микрогравитации, вакуума и космического излучени€, не ослабленного земной атмосферой. √лавные направлени€ научных исследований на "ћ —" включают в себ€: биологию (в том числе биомедицинские исследовани€ и биотехнологию), физику (включа€ физику жидкостей, материаловедение и квантовую физику), астрономию, космологию и метеорологию [17]. ѕриведем ниже краткие сведени€ о некоторых научных исследовани€х, проводимых космонавтами и астронавтами на станции "ћ —". ќ вли€нии микрогравитации на известный большинству земл€н химический процесс горени€ обычной свечи €рко и нагл€дно свидетельствуют данные российских космонавтов, приведенные на рис. 33.
–ис. 33.  ачественное сравнение между горением стеариновой свечи в земных услови€х (слева) и в услови€х невесомости (микрогравитации) на борту "ћ —" (справа) [17]
»з данных рис. 33 видно, что космические услови€ принципиальным образом вли€ют на протекание процесса горени€ свечи и формирование его пламени. »звестным примером международного сотрудничества в области физики пылевой плазмы стал космический эксперимент "ѕлазменный кристалл", проводимый р€дом научных учреждений √ермании и –оссии, в том числе »нститутом внеземной физики ќбщества ћакса ѕланка, »нститутом высоких температур и »нститутом проблем химической физики –јЌ [17]. Ќа рис. 34 приведены закрепленные вне герметичного объема "ћ —" экспериментальные образцы материалов, исследуемых в услови€х космического вакуума.
–ис. 34. ќпытные образцы из различных материалов, исследуемые за бортом "ћ —" на отдельных панел€х в открытом космосе (этот снимок был сделан 13 августа 2007 года) [17]
Ќа "ћ —" космическими исследовател€ми –оссии и √ермании был проведен совместный медикобиологический эксперимент "ћатрЄшка-–", в котором дл€ определени€ поглощЄнной дозы ионизирующих излучений использовались разные манекены (эквиваленты биологических объектов), созданные в »нституте медико-биологических проблем –јЌ и  Єльнском институте космической медицины [17]. –оссийскими космонавтами в коммерческих интересах ≈вропейского космического агентства и японского агентства аэрокосмических исследований вне "ћ —" были проведены испытани€ робототехнической экспериментальной системы яќ ”188, разработанной в »нституте робототехники и механотроники (г. ¬ес-линг, √ермани€) [17]. ¬ качестве примера медикобиологических исследований, выполненных американскими астронавтами на "ћ —", можно привести изучение патогенности одного из возбудителей герпеса, называемого вирусом Ёпштейна - Ѕарра (рис. 35).
–ис. 35. ¬ирус Ёпштейна - Ѕарра, показанный с помощью техники окрашивани€ флуоресцентными антителами [17]
ѕо статистическим данным около 90 % взрослого населени€ —Ўј €вл€ютс€ носител€ми латентной формы этого вируса [17]. »звестно, что в услови€х космического полЄта и воздействующей радиации происходит ослабление работы иммунной системы человека. —ледует указать, что в сутки члены экипажа станции "ћ —" из-за непрерывных потоков космических лучей получают дозу радиации в размере около 1 миллизиверта, что примерно равнозначно облучению человека на «емле за целый год ослабленным земной атмосферой космическим излучением [17]. ¬ этой св€зи этот вирус при полете может активизироватьс€ и стать причиной заболевани€ членов экипажа орбитальной станции. ¬ программу исследований €понских астронавтов на "ћ —", проводимых в лабораторном модуле " ибо", входит изучение процессов глобального потеплени€ на «емле, ее озонового сло€ и опустынивани€ земной поверхности, а также проведение р€да астрономических исследований в рентгеновском диапазоне.  роме того, на указанном орбитальном модуле запланированы эксперименты по созданию белковых кристаллов, призванные помочь пон€ть внутренние механизмы р€да болезней человека и направленные на разработку новых методов их лечени€. «десь будет изучатьс€ также действие микрогравитации и радиации на растени€, животных и людей, а также будут проводитьс€ космические опыты по робототехнике, в области коммуникаций и электроэнергетики [17]. Ѕольшую помощь космонавтам (астронавтам) в наблюдени€х за космосом, «емлей и проведении на "ћ —" научных экспериментов оказывает прозрачный обзорный купол (рис. 36), установленный на ее узловом модуле "“ранквилити" [17].
”казанный обзорный купол "ћ —" имеет семь иллюминаторов (самый большой из них - центральный диаметром 0,8 м) и используетс€ при выполнении всех стыковок космических аппаратов со станцией.
–ис. 36. јстронавт “рейси  олдвэл, наблюдающа€ при отдыхе из обзорного купола "ћ —" за планетой «емл€ [17]
¬ заключение этого очерка мне хочетс€ сказать, что среди людей часто говор€т о том, что врем€ неумолимо стирает многие облики и событи€ прошлого. ƒолго остаютс€ в людской пам€ти лишь очень важные исторические моменты, кардинально повли€вшие на ход человеческой истории. Ќа взгл€д автора, к таким событи€м можно отнести создание в нашем мире управл€емых т€желых межконтинентальных баллистических ракет, доставл€ющих термо€дерный зар€д
огромной разрушительной силы практически в любую точку на земном шаре. »менно их создание и сделало невозможным разв€зывание мировой термо€дерной войны. —трах самоуничтожени€ самого агрессора в такой войне сковывает его разум, действи€ и руки от нажати€ пусковой кнопки такого страшного оружи€. ѕоэтому ———– до освоени€ человеком ближнего космоса необходимо было, прежде всего, создать надежный ракетно-€дерный щит. ¬ этой св€зи в конце 1956 года выдающийс€ советский физик-€дерщик, академик јЌ ———– »горь ¬асильевич  урчатов сказал следующее [16, 18]: "—оветские конструкторы ракет и других носителей €дерного и термо€дерного оружи€ блест€ще сделали свое дело. Ќарод может быть спокоен. ќборона –одины теперь надежно обеспечена". ѕосле этого конструкторам-ракетчикам можно было, хот€ и оп€ть в спешном пор€дке (ух, уж этот мировой приоритет!), активно братьс€ за покорение и мирное освоение ближнего и дальнего космоса, посто€нно ман€щего к себе издревле человека своей бескрайностью, неизвестностью и таинственностью.
ќ некоторых важных научно-технических достижени€х мирового сообщества ученых в изучении дальнего космоса с помощью беспилотных космических аппаратов (станций) и доставленных на них в бескрайние просторы космоса не- и управл€емых с «емли человеком автоматических роботов, включа€ —елену (второе название Ћуны [18]), ¬енеру, ћарс, —атурн, ёпитер и другие планеты солнечной системы, автором в краткой форме будет рассказано в одном из его последующих научно-попул€рных очерков на страницах этого журнала в исторической рубрике.
—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ
1. —кл€ренко ¬.ћ., —€дро ¬.¬. ќткрыти€ и изобретени€. -’арьков: ¬еста, 2009. - 144 с.
2. Ѕольшой иллюстрированный словарь иностранных слов.
- ћ.: –усские словари, 2004. - 957 с.
3. http://vakul.ru/istoriya-aviacii/nachalo-reaktivnogo-veka.
4. Ѕаранов ћ.». јнтологи€ выдающихс€ достижений в науке и технике. „асть 14: »зобретение двигателей // ≈лектротехн≥ка ≥ електромехан≥ка. - 2013. - є 3 .- —. 3-15.
5. –оманов ј.ѕ.  онструктор космических кораблей. - ћ.: ѕолитиздат, 1976. - 190 с.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/–ƒ-253.
7. http://www.lpre.de/resources/articles/Energia.pdf.
8.  лимов ј. ј. Ѕольша€ книга знаний. - ’арьков: ¬еста, 2010. - 160 с.
9. »гнатченко ј. √енеральный конструктор "Ѕурана" -выпускник ’ѕ» // √азета "ѕол≥техник". - є 25 (2324) в≥д 23 грудн€ 2009 р. - 3 с.
10. Ќациональный технический университет "’арьковский политехнический институт": ‘отоальбом / Ћ. Ћ. “оважн€н-ский, √.¬. Ћисачук, ».ћ. Ўептун; ѕод общей ред. проф. Ћ. Ћ. “оважн€нского. - ’арьков: Ќ“” "’ѕ»", 2005. - 212 с.
11. http://space.hobby.ru/yangel.html.
12. √убарев ¬.—.  онструктор. Ќесколько страниц из жизни ћихаила  узьмича янгел€. - ћ.: ѕолитиздат, 1977. - 110 с.
13. Ќазаренко —.  осмический пам€тник политехникам // √азета "ѕол≥техник". -є 7 (23S2) в≥д 29 березн€ 2012 р. - 3 с.
14. http://ru.wikipedia.org/wiki/ћир_(орбитaльнa€_стaнци€).
15.  узьмичев ¬.≈. «аконы и формулы физики / ќтв. ред. ¬. . “артаковский. -  иев: Ќаукова думка, 19S9. - S64 с.
16. Ѕаранов ћ. ». јнтологи€ выдающихс€ достижений в науке и технике. „асть 7: —оздание €дерного и термо€дерного оружи€ // ≈лектротехн≥ка ≥ електромехан≥ка. - 2012. -є 2. - —. 3-15.
17. http://ru.wikipedia.org/wiki/ћ —_(космическa€_стaнци€). 1S. јсташенков ѕ.“. ќрбиты главного конструктора. - ћ.: ƒќ—јј‘, 1973. - 169 с.
Bibliography (transliterated): 1. Skljarenko V.M., Sjadro V.V. Otkrytija i izcbretenija. Har'kov, Vesta Publ., 2009. 144 p. 2. Bcl'shcj illjustrirc-vannyj slcvar' incstrannyh slcv. Moscow, Russkie slovari Publ., 2004. 957 p. 3. Available at: http://vakul.ru/istoriya-aviacii/nachalo-reaktivnogo-veka (accessed 31 May 2012). 4. Baranov M.I. An anthology of outstanding achievements in science and technology. Part 14: Invention of engines. Electrical engineering & electrcmechanics, 2013, no.3, pp. 3-15. 5. Romanov A.P. Kcnstruktcr kcsmicheskih kcrablej. Moscow, Politizdat Publ., 1976. 190 p. б. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/RD-253 (accessed 31 May 2012). 7. Available at:
http://www.lpre.de/resources/articles/Energia.pdf (accessed 31 May 2012). 8. Klimov A.A. Bcl'shaja kniga znanij. Har'kov, Vesta Publ., 2010. 160 p. я. Ignatchenko A. General'nyj konstruktor "Burana" - vypusknik HPI. Newspaper "Pclitekhnyk", 23.12.2009, no.25 (2324). 3 p. 10. Tovazhnjan-skij L.L., Lisachuk G.V., Sheptun I.M. [Pod obshhej red. prof. Tovazhnjanskogo L.L.]. Nacional'nyj tehnicheskij universitet "Har'kovskij politehnicheskij institut": Fotoal'bom. Har'kov, NTU "HPI" Publ., 2005. 212 p. 11. Available at: http://space.hobby.ru/yangel.html (accessed 31 May 2012). 12. Gubarev V.S. Kcnstruktcr. Neskcl'kc stranic iz zhizni Mihaila Kuz'micha Jangelja. Moscow, Politizdat Publ., 1977. 110 p. 13. Nazarenko S. Kosmicheskij pamjatnik politehnikam. Newspaper "Pclitekhnyk", 29.03.2012, no.7 (23S2). 3 p. l4. Available at: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Mir (orbital'naja stancija) (accessed 31 May 2012). 15. Kuz'michev V.E. Zakcny i fcrmuly fiziki. Kiev, Naukova dumka publ., 19S9. S64 s. 16. Baranov M.I. An anthology of outstanding achievements in science and technology. Part 7: Nuclear and thermonuclear weapon creation. Electrical engineering & electrcmechanics, 2012, no.2, pp. 3-15. 17. Available at: http ://ru. wikipedia.org/wiki/
MKS (kosmicheskaja stancija) (accessed 31 May 2012). 18. Astashenkov P.T. Orbity glavncgc kcnstruktcra. Moscow, DOSAAF publ., 1973. 169 p.
ѕоступила (received) 31.05.2012
Ѕаранов ћихаил »ванович, д.т.н., с.н.с.,
Ќ»ѕ » "ћолни€" Ќ“” "’ѕ»",
61013, ’арьков, ул. Ўевченко, 47,
тел/phone +3S 057 7076S41, e-mail: eft@kpi.kharkov.ua
M.I. Barancv
Scientific-&-Research Planning-&-Design Institute "Molniya"
National Technical University "Kharkiv Polytechnic Institute"
47, Shevchenko Str., Kharkiv, 61013, Ukraine An anthology of outstanding achievements in science and technology. Part 18: Rocket engineering and near-space exploration.
A brief scientific and historical essay on the history of designing rocket technology and exploring near and outer space around the Earth is given.
Key wcrds - history, rocket technology, space exploration.

пїњ