пїњ

–≈√»ќЌјЋ№Ќџ… –џЌќ  “–”ƒј: “≈Ќƒ≈Ќ÷»» » “–≈Ќƒџ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ –ј«¬»“»я (Ќј ѕ–»ћ≈–≈ –ќ—“ќ¬— ќ… ќЅЋј—“»)

–≈√»ќЌјЋ№Ќџ… –џЌќ  “–”ƒј: “≈Ќƒ≈Ќ÷»» » “–≈Ќƒџ »ЌЌќ¬ј÷»ќЌЌќ√ќ –ј«Ѕ»“»я (Ќј ѕ–»ћ≈–≈ –ќ—“ќ¬— ќ… ќЅЋј—“»)
—“–≈Ћ№„≈Ќ ќ ≈.ј.,
кандидат экономических наук, доцент, ёжный ‘едеральный университет, г. –остов-на-ƒону, e-mail: estrelchenko@sfedu.ru
¬ статье рассматриваютс€ динамика регионального рынка труда, а также основные тенденции, направлени€ и перспективы его развити€. ќсобое внимание удел€етс€ вы€влению инновационной составл€ющей основных трендов развити€ регионального рынка труда в –остовской области. ќпредел€етс€ комплекс меропри€тий, необходимых дл€ достижени€ стабильности на рынке труда в регионе.
 лючевые слова: региональный рынок труда; инновационное развитие; сбалансированность; диспропорции; демографическа€ нагрузка; модернизаци€; содействие зан€тости населени€.
REGIONAL LABOUR MARKET: TENDENCIES AND TRENDS OF INNOVATION DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)
STRELCHENKO E.A.,
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: estrelchenko@sfedu.ru
The article examines the dynamics of the regional labor market, as well as key trends, directions and prospects of its development. Special attention devoted to identifying innovative component of the main trends of development of the regional labour market in the Rostov region. Defines a set of activities required for achieving stability in the labour market in the region.
Keywords: regional labor market; innovative development; balance in labor market; disproportions in labor market; demographic pressure; modernization; promotion of employment.
JEL classification: R23, R28.
–остовска€ область €вл€етс€ одним из крупнейших регионов ёжного ‘едерального округа по численности населени€, ее рынок труда характеризуетс€ сложными процессами, происход€щими на прот€жении 20 лет, одним из которых €вл€етс€ переход от командно-административной системы управлени€ экономикой к рыночной, св€занный со спадом производства, кризисом угледобывающей отрасли, который привел к массовому высвобождению работников и кризисной ситуации в шахтерских территори€х.
¬ообще, региональные особенности рынка труда формируютс€ под вли€нием разнообразных условий - демографической ситуации, половозрастных характеристик, производственных отношений, экономической активности различных групп населени€. ѕоэтому, анализиру€ динамику рынка труда –остовской области и конкретные тренды развити€, необходимо св€зывать их с социально-экономическими показател€ми развити€ региона.
¬ажнейшей составл€ющей инновационного развити€ региональной экономки €вл€етс€ устойчивость и сбалансированность рынка труда, обеспечивающие конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в ре-
© ≈.ј. —трельченко, 2013
“≈RRј ECONOMICUS ^ 2013 ^ “ом 11 є 3 „асть 3
“≈RRј ECONOMICUS ^ 2013 ^ “ом 11 є 3 „асть 3
гионе. ¬ 2012 г. ситуаци€ на рынке труда –остовской области характеризовалась как стабильна€, что подтверждаетс€ статистическими данными:
Х численность зарегистрированных безработных снизилась с 22 871 человека до 18 981 человека;
Х напр€женность на рынке труда - с 0,8 до 0,7 чел. из числа незан€тых граждан, претендующих на одну вакансию;
Х потребность предпри€тий и организаций в работниках, за€вленна€ в службу зан€тости населени€ в течение года, составила 234 148 единиц, что на 10,3% больше чем за 2011 г.
—тандартными общеприн€тыми проблемами на рынке труда, которые привод€т, прежде всего, к дисбалансу спроса и предложени€ рабочей силы в –остовской области, выступают:
1.  адровый дефицит на рынке труда, который по прогнозам продолжает усиливатьс€, св€зан, прежде всего, с демографическими тенденци€ми (показатели смертности, рождаемости, миграции и др.) Ќаиболее проблемными с точки зрени€ поиска и привлечени€ персонала остаютс€ традиционные производства (некоторые обрабатывающие производства, сельское хоз€йство, транспорт), которые характеризуютс€ не самыми благопри€тными услови€ми труда и невысокой заработной платой и высоким средним возрастом сотрудников. ќсобенно дефицит кадров наблюдаетс€ в таких градообразующих районах, как √уково, Ўахты и «верево, при реализации комплексных инвестиционных планов модернизации.
2.  валификационные диспропорции также сдерживают реализацию экономического потенциала –остовской области в услови€х нарастающего дефицита трудовых ресурсов. Ќаиболее остро квалификационный дисбаланс выражаетс€ в нехватке рабочих кадров. “ак, из общего количества вакансий, за€вленных работодател€ми в органы государственной службы зан€тости, более 70% приходитс€ на рабочие профессии, что не соответствует структуре предложени€ рабочей силы.  роме того, несмотр€ на то, что спрос на трудовые ресурсы в области растет, дефицит квалифицированных рабочих и работников инженерных специальностей на рынке труда наблюдаетс€ уже в течение длительного времени. ѕо предварительным оценкам така€ ситуаци€ с квалификационным дисбалансом в ближайшие годы сохранитс€ и усугубитс€: экономика области будет нуждатьс€ более чем в 100 тыс. специалистах по 350 рабочим професси€м.
3. “ерриториальный дисбаланс наблюдаетс€ главным образом между уровнем зарегистрированной безработицы в городских округах и муниципальных районах. Ёто обусловлено не только недостаточной трудовой мобильностью населени€, но и высоким уровнем дифференциации социально-экономического развити€ различных муниципальных образований. ¬ разрезе муниципальных образований сама€ высока€ потребность за€влена работодател€ми в городах –остове-на-ƒону, “аганроге,  аменске-Ўахтинском, ¬олгодонске, Ќовошахтинске и в Ѕелокалитвинском,  расносулинском, —альском, ”сть-ƒонецком, ћорозовском, ћиллеровском районах.
ќднако стоит заметить, что на региональном рынке труда –остовской области наблюдались качественные изменени€. —труктура спроса изменилась в сторону высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. ¬ предложении рабочей силы стабильно сохран€ют позиции в качестве основных категорий незан€тое население и лица, мен€ющие место работы по причинам текучести кадров. Ќа этом фоне по€вилась тенденци€ к увеличению числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы (учащиес€ дневных образовательных учреждений, пенсионеры по возрасту и др.).
ѕоказателен в этом направлении специализированный мониторинг удовлетворенности полученного уровн€ образовани€ и квалификации по возрастным группам, которые скоординированы следующим образом: уровнем своего образовани€ и квалификации полностью удовлетворены 12,8% опрошенных, около двух третей (61,7%) - скорее удовлетворены этой стороной своей жизни. Ќаибольшие сложности вопрос вызвал у тинейджеров (12,3% затруднившихс€ с ответом) и пожилых респондентов (18,2% затруднившихс€ с ответом).
—огласно полученным данным (см. табл. 1), материальное положение значительно улучшитс€ у 11,3% в возрасте 16-19 лет, несколько улучшитс€ - у 57,5% в возрасте 16-19 лет, не изменитс€ - у 53,4% людей от 60 лет и старше, несколько ухудшитс€ - у 8,7% людей в возрасте 50-59 лет, значительно ухудшитс€ - у 3,4% людей от 60 лет и старше.
“аблица 1
ƒанные опроса о прогнозах изменени€ материального положени€ в течение следующих лет
(составлено автором)
 ак на ¬аш взгл€д изменитс€ ¬аше материальное положение в течение следующих лет ¬озраст
16-19 лет 20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет ќт 60 лет и старше ¬с€ выборка
«начительно улучшитс€ 11.3% 8.6% 4.8% 4.9% 1.8% 0.7% 4.8%
Ќесколько улучшитс€ 57.5% 50.7% 42.1% 36.9% 28.4% 9.8% 35.4%
Ќе изменитс€ 14.2% 23.5% 31.3% 38.7% 45.0% 53.4% 36.4%
Ќесколько ухудшитс€ 2.8% 0.7% 3.6% 3.1% 8.7% 16.6% 6.2%
«начительно ухудшитс€ 0.0% 0.0% 0.4% 0.0% 1.4% 3.4% 1.0%
«атрудн€юсь ответить 14.2% 16.6% 17.9% 16.4% 14.7% 16.2% 16.2%
ѕо данным опроса можно сделать вывод о том, что у молодых людей наблюдаетс€ в основном позитивные тенденции в изменении их материального положени€, лица же пенсионного возраста думают об ухудшении материального положени€.
ƒальнейшее развитие рынка труда региона, которое находитс€ под воздействием демографической нагрузки (сокращаютс€ трудовые ресурсы, поскольку население стареет) приведет к усилению кадрового дефицита. ѕри этом, даже в случае восстановлени€ и сохранени€ миграционного потенциала территории в силу тенденции старени€ населени€ миграционный приток не будет компенсировать естественную убыль. Ёти тренды на рынке труда будут развиватьс€ на фоне медленного сокращени€ численности населени€ области, роста нагрузки содержани€ неработающих пенсионеров на бюджет и социальную сферу. ѕарадоксально, но в этой ситуации молодежь оказываетс€ невостребованной на рынке труда. „астично компенсирует естественную убыль населени€ миграци€, но механический прирост населени€ создает напр€женность на региональных рынках труда, требует решени€ социальных проблем переселенцев.
“аким образом, в качестве основного долгосрочного социально-экономического тренда на рынке труда –остовской области можно ожидать рост конкуренции на рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости. ”же сейчас рынок труда –остовской области динамично развиваетс€ и трансформируетс€ в силу создани€ новых производств на территории региона, модернизации старых предпри€тий, формировани€ рынка услуг, развити€ новых форматов торговли и т. д. »менно поэтому в регионе на прот€жении последних лет показатели зарегистрированной безработицы ниже, чем в среднем по –оссии. ”ровень регистрируемой безработицы сократилс€ с 1,1% до 0,9%. Ёто ниже среднероссийского показател€ (1,4%) и один из самых низких показателей среди субъектов ёжного федерального округа.
ќсновные направлени€ инновационного развити€ рынка труда на региональном уровне в основном определ€ютс€ на макроуровне, такое регулирование входит в число основных приоритетов региональной политики. ѕодобно тому, как на федеральном уровне проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлени€ми реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.
ќсновой устойчивого инновационного развити€ регионального рынка труда €вл€ютс€ цивилизованные социально-трудовые отношени€, обеспечивающие эффективную зан€тость населени€, позвол€ющие преодолеть структурные диспропорции между спросом и предложением на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду, трудовую мобильность и стабильную оплату труда. ¬ –остовской области регулирование социально-трудовых отношений осуществл€етс€ на основе социального партнерства, представл€ющего собой систему институтов и механизмов согласовани€ интересов участников производственного процесса - работников и работодателей, основанную на равном сотрудничестве. ѕартнерство €вл€етс€ преобладающим типом в социальнотрудовых отношени€х развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой («ми€к, 2011. C. 36). ¬ –остовской области с 1993 г. осуществл€ет де€тельность ќбластна€ трехсторонн€€ комисси€ по регулированию социально-трудовых отношений, участниками которой выступают ѕравительство –остовской области, ‘едерации профсоюзов и —оюз работодателей.
Ќеобходимость системного подхода к решению проблем зан€тости предопределила разработку ѕрограммы содействи€ зан€тости населени€ –остовской области на 2012-2014 гг. ћеропри€ти€, предусмотренные ќбластной программой по снижению напр€женности на рынке труда –остовской области, смогли существенно повли€ть на ситуацию на данном рынке, снизить уровень регистрируемой безработицы. ¬ 2013 г. субсидирование самозан€тости безработных граждан и стимулирование создани€ ими дополнительных рабочих мест дл€ трудоустройства не предусмотрено (начинающим предпринимател€м компенсируютс€ расходы по организации предпринимательской де€тельности - оплата госпошлины за регистрацию предпри€ти€, нотариальные услуги, изготовление печатей и штампов, приобретение бухгалтерской документации). ѕрограмма сохранила свою социальную направленность в части содействи€ в трудоустройстве незан€тых инвалидов; родителей, воспитывающих детей-инвалидов; многодетных родителей. –аботодатели должны создать рабочие места дл€ данных категорий граждан, а служба зан€тости частично компенсирует затраты по их созданию ( ашникова, 2013. C. 57).
ќсновным институтом, реализующим меропри€ти€ ѕрограммы содействи€ зан€тости, €вл€етс€ департамент ‘едеральной государственной службы зан€тости населени€ по –остовской области, о результатах де€тельности которого можно судить исход€ из следующих данных
¬ течение 2012 г. в органах службы зан€тости был зарегистрирован 153 051 чел. из числа обратившихс€ с целью поиска работы, из них безработные - 51 008 чел. ѕри содействии службы зан€тости трудоустроен 115 621 чел., из них 66 155 чел. - на посто€нные рабочие места.
”слуги в подборе работников получили 15 499 работодателей области, в их числе - ќќќ Ђ омбайновый завод Ђ–остсельмашї, ќјќ Ђ–оствертолї, ќќќ Ђѕроизводственна€ компани€ ЂЌЁ¬«ї, ”правление ‘едеральной почтовой св€зи –остовской области ‘√”ѕ Ђѕочта –оссииї, «јќ Ђ орпораци€ √лори€ ƒжинсї, ќќќ ѕ ‘ Ђјтлантис - ѕакї и другие.
ƒл€ работы в свободное от учебы врем€ было временно трудоустроено 28 595 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. ќбщественно значимые временные работы были организованы дл€ 12 905 чел. из числа безработных и незан€тых граждан (в основном на объектах коммунального и дорожного хоз€йства, в строительстве, промышленности, в сфере малого бизнеса).
¬ приоритетах работы службы зан€тости населени€ - профессиональное обучение безработных граждан. ¬ 2012 г. оно организовано дл€ 8 644 безработных граждан по професси€м и специальност€м, востребованным на рынке труда, и 263 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижени€ им возраста 3-х лет.
“≈RRј ECONOMICUS ^ 2013 ^ “ом 11 є 3 „асть 3
“≈RRј ECONOMICUS ^ 2013 ^ “ом 11 є 3 „асть 3
¬ распор€жении областной службы зан€тости населени€ - 30 мобильных офисов центров зан€тости населени€, оснащенных необходимым оборудованием. ¬ 2012 г. услуги с использованием мобильных технологий получили 22 509 жителей области.
√лавной задачей современного этапа инновационного развити€ регионального рынка труда €вл€етс€ согласование потребностей рынка труда в квалифицированной рабочей силе и выпуска ¬”«ами специалистов по уровню, специальност€м и содержанию образовани€, дл€ чего, во-первых, должна быть разработана едина€ система государственных меропри€тий по изучению рынка образовательных услуг и потребностей рынка труда, а также определен механизм ее реализации; во-вторых, необходимо нацелить вузы не только на подготовку высококонкурентных специалистов, но и на создание собственных центров по трудоустройству выпускников, где могла бы аккумулироватьс€ информаци€ о состо€нии и потребност€х рынка труда.
ћеханизм реализации инновационных направлений на рынке труда –остовской области предполагает разработку совершенствование и осуществление меропри€тий по созданию правовых, финансово-экономических, организационно-методических и др. условий дл€ развити€ рынка труда и содействие зан€тости при помощи инструментов, представленных в табл. 2.
“аблица 2
»нструменты реализации основных направлений политики зан€тости населени€ –остовской области
Ёкономические стимулы (налоги, субсидии, государственный заказ и др.) ¬ыступают как инструменты стимулировани€ работодателей дл€ создани€ ими новых рабочих мест, сохранение уже существующих, а также граждан, которые открыли собственное дело, в рамках оказани€ услуг службой зан€тости по самозан€тости.  роме этого, используютс€ в случае стимулировани€ работодател€ с целью организации на базе его предпри€ти€ временной зан€тости, общественных работ, стажировок, профессионального обучени€ граждан, признанных в установленном пор€дке безработными
ѕособие по безработице ¬ыступает как материальна€ поддержка гражданина, признанного в официальном пор€дке безработным, в период поиска работы, т.к. его величина зависит, в том числе и от количества времени, которое безработный его получает
ћатериальна€ помощь ¬ыступает как материальна€ поддержка гражданина, признанного в официальном пор€дке безработным в период временной зан€тости, общественной работы
Ѕанк вакансий »меет решающее значение как дл€ безработных, так и дл€ обратившихс€ в службу зан€тости в поисках работы, поэтому важное значение имеет его своевременное обновление, полнота и разносторонность содержани€
—редства массовой информации ¬ыступает как инструмент информировани€ граждан и работодателей обо всех услугах, предоставл€емых службой зан€тости населени€, изменени€х в законодательстве о зан€тости, ситуации на рынке труда
»сточник: »гнатова “.¬., «емцова ј.¬., «ми€к —.—.  лючевые аспекты государственной политики зан€тости на современном этапе. –остов н/ƒ: »зд-во — ј√—. 2010. —. 163.
“аким образом, основными трендами инновационного развити€ регионального рынка труда в –остовской области должны выступать и оставатьс€:
1. совершенствование нормативно-правовой базы регулировани€ зан€тости населени€ в –остовской области;
2. содействие зан€тости населени€ –остовской области:
3. повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда:
4. содействие и регулирование трудовой миграции:
5. совершенствование социального партнерства на рынке труда.
Ћ»“≈–ј“”–ј
¬едомственна€ целева€ программа Ђ—нижение напр€женности на рынке труда –остовской области на 2012 годї. ƒоступно на: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91437.
»гнатова “.¬., «емцова ј.¬., «ми€к —.—. (2010).  лючевые аспекты государственной политики зан€тости на современном этапе. ћонографи€. –остов н/ƒ: »зд-во — ј√—.
«ми€к —.—. (2011). –ынок труда в системе социально-трудовых отношений: приоритеты развити€ и эффективность регулировани€. –остов н/ƒ: »здательство — ј√—.
 ашникова “.¬. (2013). ћодернизаци€ системы социальных гарантий государства в неустойчивой экономики // ¬опросы регулировани€ экономики. “. 4. є 2.
ќбластна€ долгосрочна€ целева€ программа Ђ—одействие зан€тости населени€ –остовской области на 20122014 годыї. ƒоступно на: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=103228.
ќбластной закон от 24.12.2012. є 1013-«— Ђќ некоторых вопросах регулировани€ социального партнерства в сфере труда на территории –остовской областиї // ѕравова€ система Ђ√арантї. —т. 2.
ќфициальный портал правительства –остовской области. ƒоступно на: http://www.depkazak.donland.ru.
REFERENCES
Departmental target program "Intensity decrease on a Labour Market of the Rostov Region in 2012". Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91437. (In Russian.)
Ignatova T.V., Zemtsova A.V., Zmiyak S.S. (2010). Key aspects of state employment policy at the present stage. Monography. Rostov-on-Don: By SKAGS. (In Russian.)
Kashnikova T.V. (2013). Modernization of social guarantees in the unstable state of the economy. Journal of economic regulation. V. 4. є 2. (In Russian.)
Regional long-term target program "Assistance of Employment of the Rostov Region for 2012-2014". Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=103228. (In Russian.)
Regional Law of 24.12.2012. є 1013-ES "On some issues of regulation of social partnership in employment in the Rostov region". The legal system "Garant". Article 2. (In Russian.)
The official portal of the Rostov region Government. Available at: http://www.depkazak.donland.ru. (In Russian.)
Zmiyak S.S. (2011). The labor market in the system of labor relations: development priorities and the effectiveness of regulation. Rostov-on-Don: SKAGS Publishing. (In Russian.)
“≈RRј ECONOMICUS ^ 2013 ^ “ом 11 є 3 „асть 3

пїњ