РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ТЕНДЕНЦИИ И ТРЕНДЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ТЕНДЕНЦИИ И ТРЕНДЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗБИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
СТРЕЛЬЧЕНКО Е.А.,
кандидат экономических наук, доцент, Южный Федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, e-mail: estrelchenko@sfedu.ru
В статье рассматриваются динамика регионального рынка труда, а также основные тенденции, направления и перспективы его развития. Особое внимание уделяется выявлению инновационной составляющей основных трендов развития регионального рынка труда в Ростовской области. Определяется комплекс мероприятий, необходимых для достижения стабильности на рынке труда в регионе.
Ключевые слова: региональный рынок труда; инновационное развитие; сбалансированность; диспропорции; демографическая нагрузка; модернизация; содействие занятости населения.
REGIONAL LABOUR MARKET: TENDENCIES AND TRENDS OF INNOVATION DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE ROSTOV REGION)
STRELCHENKO E.A.,
PhD, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: estrelchenko@sfedu.ru
The article examines the dynamics of the regional labor market, as well as key trends, directions and prospects of its development. Special attention devoted to identifying innovative component of the main trends of development of the regional labour market in the Rostov region. Defines a set of activities required for achieving stability in the labour market in the region.
Keywords: regional labor market; innovative development; balance in labor market; disproportions in labor market; demographic pressure; modernization; promotion of employment.
JEL classification: R23, R28.
Ростовская область является одним из крупнейших регионов Южного Федерального округа по численности населения, ее рынок труда характеризуется сложными процессами, происходящими на протяжении 20 лет, одним из которых является переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной, связанный со спадом производства, кризисом угледобывающей отрасли, который привел к массовому высвобождению работников и кризисной ситуации в шахтерских территориях.
Вообще, региональные особенности рынка труда формируются под влиянием разнообразных условий - демографической ситуации, половозрастных характеристик, производственных отношений, экономической активности различных групп населения. Поэтому, анализируя динамику рынка труда Ростовской области и конкретные тренды развития, необходимо связывать их с социально-экономическими показателями развития региона.
Важнейшей составляющей инновационного развития региональной экономки является устойчивость и сбалансированность рынка труда, обеспечивающие конкурентоспособность экономики и социальную стабильность в ре-
© Е.А. Стрельченко, 2013
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
гионе. В 2012 г. ситуация на рынке труда Ростовской области характеризовалась как стабильная, что подтверждается статистическими данными:
• численность зарегистрированных безработных снизилась с 22 871 человека до 18 981 человека;
• напряженность на рынке труда - с 0,8 до 0,7 чел. из числа незанятых граждан, претендующих на одну вакансию;
• потребность предприятий и организаций в работниках, заявленная в службу занятости населения в течение года, составила 234 148 единиц, что на 10,3% больше чем за 2011 г.
Стандартными общепринятыми проблемами на рынке труда, которые приводят, прежде всего, к дисбалансу спроса и предложения рабочей силы в Ростовской области, выступают:
1. Кадровый дефицит на рынке труда, который по прогнозам продолжает усиливаться, связан, прежде всего, с демографическими тенденциями (показатели смертности, рождаемости, миграции и др.) Наиболее проблемными с точки зрения поиска и привлечения персонала остаются традиционные производства (некоторые обрабатывающие производства, сельское хозяйство, транспорт), которые характеризуются не самыми благоприятными условиями труда и невысокой заработной платой и высоким средним возрастом сотрудников. Особенно дефицит кадров наблюдается в таких градообразующих районах, как Гуково, Шахты и Зверево, при реализации комплексных инвестиционных планов модернизации.
2. Квалификационные диспропорции также сдерживают реализацию экономического потенциала Ростовской области в условиях нарастающего дефицита трудовых ресурсов. Наиболее остро квалификационный дисбаланс выражается в нехватке рабочих кадров. Так, из общего количества вакансий, заявленных работодателями в органы государственной службы занятости, более 70% приходится на рабочие профессии, что не соответствует структуре предложения рабочей силы. Кроме того, несмотря на то, что спрос на трудовые ресурсы в области растет, дефицит квалифицированных рабочих и работников инженерных специальностей на рынке труда наблюдается уже в течение длительного времени. По предварительным оценкам такая ситуация с квалификационным дисбалансом в ближайшие годы сохранится и усугубится: экономика области будет нуждаться более чем в 100 тыс. специалистах по 350 рабочим профессиям.
3. Территориальный дисбаланс наблюдается главным образом между уровнем зарегистрированной безработицы в городских округах и муниципальных районах. Это обусловлено не только недостаточной трудовой мобильностью населения, но и высоким уровнем дифференциации социально-экономического развития различных муниципальных образований. В разрезе муниципальных образований самая высокая потребность заявлена работодателями в городах Ростове-на-Дону, Таганроге, Каменске-Шахтинском, Волгодонске, Новошахтинске и в Белокалитвинском, Красносулинском, Сальском, Усть-Донецком, Морозовском, Миллеровском районах.
Однако стоит заметить, что на региональном рынке труда Ростовской области наблюдались качественные изменения. Структура спроса изменилась в сторону высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В предложении рабочей силы стабильно сохраняют позиции в качестве основных категорий незанятое население и лица, меняющие место работы по причинам текучести кадров. На этом фоне появилась тенденция к увеличению числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы (учащиеся дневных образовательных учреждений, пенсионеры по возрасту и др.).
Показателен в этом направлении специализированный мониторинг удовлетворенности полученного уровня образования и квалификации по возрастным группам, которые скоординированы следующим образом: уровнем своего образования и квалификации полностью удовлетворены 12,8% опрошенных, около двух третей (61,7%) - скорее удовлетворены этой стороной своей жизни. Наибольшие сложности вопрос вызвал у тинейджеров (12,3% затруднившихся с ответом) и пожилых респондентов (18,2% затруднившихся с ответом).
Согласно полученным данным (см. табл. 1), материальное положение значительно улучшится у 11,3% в возрасте 16-19 лет, несколько улучшится - у 57,5% в возрасте 16-19 лет, не изменится - у 53,4% людей от 60 лет и старше, несколько ухудшится - у 8,7% людей в возрасте 50-59 лет, значительно ухудшится - у 3,4% людей от 60 лет и старше.
Таблица 1
Данные опроса о прогнозах изменения материального положения в течение следующих лет
(составлено автором)
Как на Ваш взгляд изменится Ваше материальное положение в течение следующих лет Возраст
16-19 лет 20-29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет От 60 лет и старше Вся выборка
Значительно улучшится 11.3% 8.6% 4.8% 4.9% 1.8% 0.7% 4.8%
Несколько улучшится 57.5% 50.7% 42.1% 36.9% 28.4% 9.8% 35.4%
Не изменится 14.2% 23.5% 31.3% 38.7% 45.0% 53.4% 36.4%
Несколько ухудшится 2.8% 0.7% 3.6% 3.1% 8.7% 16.6% 6.2%
Значительно ухудшится 0.0% 0.0% 0.4% 0.0% 1.4% 3.4% 1.0%
Затрудняюсь ответить 14.2% 16.6% 17.9% 16.4% 14.7% 16.2% 16.2%
По данным опроса можно сделать вывод о том, что у молодых людей наблюдается в основном позитивные тенденции в изменении их материального положения, лица же пенсионного возраста думают об ухудшении материального положения.
Дальнейшее развитие рынка труда региона, которое находится под воздействием демографической нагрузки (сокращаются трудовые ресурсы, поскольку население стареет) приведет к усилению кадрового дефицита. При этом, даже в случае восстановления и сохранения миграционного потенциала территории в силу тенденции старения населения миграционный приток не будет компенсировать естественную убыль. Эти тренды на рынке труда будут развиваться на фоне медленного сокращения численности населения области, роста нагрузки содержания неработающих пенсионеров на бюджет и социальную сферу. Парадоксально, но в этой ситуации молодежь оказывается невостребованной на рынке труда. Частично компенсирует естественную убыль населения миграция, но механический прирост населения создает напряженность на региональных рынках труда, требует решения социальных проблем переселенцев.
Таким образом, в качестве основного долгосрочного социально-экономического тренда на рынке труда Ростовской области можно ожидать рост конкуренции на рабочую силу, что в долгосрочной перспективе должно привести к повышению ее стоимости. Уже сейчас рынок труда Ростовской области динамично развивается и трансформируется в силу создания новых производств на территории региона, модернизации старых предприятий, формирования рынка услуг, развития новых форматов торговли и т. д. Именно поэтому в регионе на протяжении последних лет показатели зарегистрированной безработицы ниже, чем в среднем по России. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,1% до 0,9%. Это ниже среднероссийского показателя (1,4%) и один из самых низких показателей среди субъектов Южного федерального округа.
Основные направления инновационного развития рынка труда на региональном уровне в основном определяются на макроуровне, такое регулирование входит в число основных приоритетов региональной политики. Подобно тому, как на федеральном уровне проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.
Основой устойчивого инновационного развития регионального рынка труда являются цивилизованные социально-трудовые отношения, обеспечивающие эффективную занятость населения, позволяющие преодолеть структурные диспропорции между спросом и предложением на рабочую силу, обеспечить повышение качества рабочей силы, мотивацию к труду, трудовую мобильность и стабильную оплату труда. В Ростовской области регулирование социально-трудовых отношений осуществляется на основе социального партнерства, представляющего собой систему институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса - работников и работодателей, основанную на равном сотрудничестве. Партнерство является преобладающим типом в социальнотрудовых отношениях развитых стран с социально ориентированной рыночной экономикой (Змияк, 2011. C. 36). В Ростовской области с 1993 г. осуществляет деятельность Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, участниками которой выступают Правительство Ростовской области, Федерации профсоюзов и Союз работодателей.
Необходимость системного подхода к решению проблем занятости предопределила разработку Программы содействия занятости населения Ростовской области на 2012-2014 гг. Мероприятия, предусмотренные Областной программой по снижению напряженности на рынке труда Ростовской области, смогли существенно повлиять на ситуацию на данном рынке, снизить уровень регистрируемой безработицы. В 2013 г. субсидирование самозанятости безработных граждан и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства не предусмотрено (начинающим предпринимателям компенсируются расходы по организации предпринимательской деятельности - оплата госпошлины за регистрацию предприятия, нотариальные услуги, изготовление печатей и штампов, приобретение бухгалтерской документации). Программа сохранила свою социальную направленность в части содействия в трудоустройстве незанятых инвалидов; родителей, воспитывающих детей-инвалидов; многодетных родителей. Работодатели должны создать рабочие места для данных категорий граждан, а служба занятости частично компенсирует затраты по их созданию (Кашникова, 2013. C. 57).
Основным институтом, реализующим мероприятия Программы содействия занятости, является департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области, о результатах деятельности которого можно судить исходя из следующих данных
В течение 2012 г. в органах службы занятости был зарегистрирован 153 051 чел. из числа обратившихся с целью поиска работы, из них безработные - 51 008 чел. При содействии службы занятости трудоустроен 115 621 чел., из них 66 155 чел. - на постоянные рабочие места.
Услуги в подборе работников получили 15 499 работодателей области, в их числе - ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш», ОАО «Роствертол», ООО «Производственная компания «НЭВЗ», Управление Федеральной почтовой связи Ростовской области ФГУП «Почта России», ЗАО «Корпорация Глория Джинс», ООО ПКФ «Атлантис - Пак» и другие.
Для работы в свободное от учебы время было временно трудоустроено 28 595 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Общественно значимые временные работы были организованы для 12 905 чел. из числа безработных и незанятых граждан (в основном на объектах коммунального и дорожного хозяйства, в строительстве, промышленности, в сфере малого бизнеса).
В приоритетах работы службы занятости населения - профессиональное обучение безработных граждан. В 2012 г. оно организовано для 8 644 безработных граждан по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, и 263 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3
В распоряжении областной службы занятости населения - 30 мобильных офисов центров занятости населения, оснащенных необходимым оборудованием. В 2012 г. услуги с использованием мобильных технологий получили 22 509 жителей области.
Главной задачей современного этапа инновационного развития регионального рынка труда является согласование потребностей рынка труда в квалифицированной рабочей силе и выпуска ВУЗами специалистов по уровню, специальностям и содержанию образования, для чего, во-первых, должна быть разработана единая система государственных мероприятий по изучению рынка образовательных услуг и потребностей рынка труда, а также определен механизм ее реализации; во-вторых, необходимо нацелить вузы не только на подготовку высококонкурентных специалистов, но и на создание собственных центров по трудоустройству выпускников, где могла бы аккумулироваться информация о состоянии и потребностях рынка труда.
Механизм реализации инновационных направлений на рынке труда Ростовской области предполагает разработку совершенствование и осуществление мероприятий по созданию правовых, финансово-экономических, организационно-методических и др. условий для развития рынка труда и содействие занятости при помощи инструментов, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Инструменты реализации основных направлений политики занятости населения Ростовской области
Экономические стимулы (налоги, субсидии, государственный заказ и др.) Выступают как инструменты стимулирования работодателей для создания ими новых рабочих мест, сохранение уже существующих, а также граждан, которые открыли собственное дело, в рамках оказания услуг службой занятости по самозанятости. Кроме этого, используются в случае стимулирования работодателя с целью организации на базе его предприятия временной занятости, общественных работ, стажировок, профессионального обучения граждан, признанных в установленном порядке безработными
Пособие по безработице Выступает как материальная поддержка гражданина, признанного в официальном порядке безработным, в период поиска работы, т.к. его величина зависит, в том числе и от количества времени, которое безработный его получает
Материальная помощь Выступает как материальная поддержка гражданина, признанного в официальном порядке безработным в период временной занятости, общественной работы
Банк вакансий Имеет решающее значение как для безработных, так и для обратившихся в службу занятости в поисках работы, поэтому важное значение имеет его своевременное обновление, полнота и разносторонность содержания
Средства массовой информации Выступает как инструмент информирования граждан и работодателей обо всех услугах, предоставляемых службой занятости населения, изменениях в законодательстве о занятости, ситуации на рынке труда
Источник: Игнатова Т.В., Земцова А.В., Змияк С.С. Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. 2010. С. 163.
Таким образом, основными трендами инновационного развития регионального рынка труда в Ростовской области должны выступать и оставаться:
1. совершенствование нормативно-правовой базы регулирования занятости населения в Ростовской области;
2. содействие занятости населения Ростовской области:
3. повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда:
4. содействие и регулирование трудовой миграции:
5. совершенствование социального партнерства на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
Ведомственная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2012 год». Доступно на: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91437.
Игнатова Т.В., Земцова А.В., Змияк С.С. (2010). Ключевые аспекты государственной политики занятости на современном этапе. Монография. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС.
Змияк С.С. (2011). Рынок труда в системе социально-трудовых отношений: приоритеты развития и эффективность регулирования. Ростов н/Д: Издательство СКАГС.
Кашникова Т.В. (2013). Модернизация системы социальных гарантий государства в неустойчивой экономики // Вопросы регулирования экономики. Т. 4. № 2.
Областная долгосрочная целевая программа «Содействие занятости населения Ростовской области на 20122014 годы». Доступно на: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=103228.
Областной закон от 24.12.2012. № 1013-ЗС «О некоторых вопросах регулирования социального партнерства в сфере труда на территории Ростовской области» // Правовая система «Гарант». Ст. 2.
Официальный портал правительства Ростовской области. Доступно на: http://www.depkazak.donland.ru.
REFERENCES
Departmental target program "Intensity decrease on a Labour Market of the Rostov Region in 2012". Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=91437. (In Russian.)
Ignatova T.V., Zemtsova A.V., Zmiyak S.S. (2010). Key aspects of state employment policy at the present stage. Monography. Rostov-on-Don: By SKAGS. (In Russian.)
Kashnikova T.V. (2013). Modernization of social guarantees in the unstable state of the economy. Journal of economic regulation. V. 4. № 2. (In Russian.)
Regional long-term target program "Assistance of Employment of the Rostov Region for 2012-2014". Available at: http://www.donland.ru/Default.aspx?pageid=103228. (In Russian.)
Regional Law of 24.12.2012. № 1013-ES "On some issues of regulation of social partnership in employment in the Rostov region". The legal system "Garant". Article 2. (In Russian.)
The official portal of the Rostov region Government. Available at: http://www.depkazak.donland.ru. (In Russian.)
Zmiyak S.S. (2011). The labor market in the system of labor relations: development priorities and the effectiveness of regulation. Rostov-on-Don: SKAGS Publishing. (In Russian.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3