пїњ

–≈√»ќЌјЋ№Ќџ… –џЌќ  “–”ƒј: ѕ–ќЅЋ≈ћџ ‘ќ–ћ»–ќ¬јЌ»я, ѕ–ќ√Ќќ«»–ќ¬јЌ»я » –≈√”Ћ»–ќ¬јЌ»я

Ё ќЌќћ» ј
ЅЅ  65.240.5
Ћ.¬. –одионова, ј.я. “роцковский
–егиональный рынок труда: проблемы формировани€, прогнозировани€ и регулировани€
L.V. Rodionova, A.Ya. Trotskovsky
Regional Labor Market: Problems of Foundation, Prediction and Regulation
ѕредставлены результаты исследовани€ регионального рынка труда. Ќа примере јлтайского кра€ рассмотрены вопросы формировани€ спроса и предложени€ рабочей силы, выделены факторы, их определ€ющие, построен прогноз развити€ рынка труда на перспективу до 2020 г. ќсобое внимание уделено изучению и прогнозным оценкам вли€ни€ на рынок труда естественного движени€ и миграции населени€, динамики основных фондов и инвестиций в основной капитал. –азработаны предложени€ по совершенствованию политики зан€тости в регионе.
 лючевые слова: региональный рынок труда, источники формировани€ спроса и предложени€ рабочей силы, прогнозирование и регулирование рынка труда.
This article presents the results of regional labor market research. It describes the main problems and factors of foundation of demand and supply of labor force, and forecasts the development of the labor market up to the 2020 year. Particular attention is paid to investigation and prediction of labor market connected with the influence of the natural movement and migration of population, dynamics of basic assets and investments to the fixed capital. The authors elaborated the suggestion to improve the employment policy in region.
Key words: regional labor market, sources to make up demand and supply of labor force, prediction and regulation of labor market.
–ынок труда €вл€етс€ важнейшим системообразующим фактором территориальной социальноэкономической системы. ќт эффективности его функционировани€ в значительной степени завис€т как направлени€ и темпы макроэкономического развити€ региона, так и уровень и качество жизни населени€. —итуаци€ на рынке труда выступает базовым параметром, по отношению к которому большинство индикаторов социально-экономического развити€ территории €вл€ютс€ производными. ќсобое место рынка труда в регионе диктует острую необходимость его анализа, прогнозировани€ и эффективного регулировани€.
–ынок труда выступает в качестве объекта изучени€ многих наук. ¬ экономике труда он определ€етс€ как система социально-экономических отношений по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых дл€ воспроизводства рабочей силы, по законам товарного производства; как механизм взаимодействи€ спроса на рабочую силу и ее предложени€; как форма организации сферы обращени€ рабочей силы; как система социально-трудовых отношений, построенна€ на принципах рыночной экономики [1; 2]. ¬ региональной экономике рынок труда рассматриваетс€ как важнейший элемент территориальной социально-экономической системы [3]; в экономи-
ческой социологии - как сфера социальных взаимодействий по поводу согласовани€ интересов наемных работников и работодателей, а также взаимодействий между безработными и государством, между частными и государственными службами зан€тости, между безработными и частными биржами труда и другими субъектами [4; 5].
–ынок труда имеет сложную структуру. ќна может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. ¬ данной работе мы остановились главным образом на функциональной структуре рынка труда, т.е. выделили те его компоненты, которые необходимы и достаточны дл€ его возникновени€ и функционировани€. ¬ соответствии с выбранным критерием основными составл€ющими рынка труда €вл€ютс€: субъекты рынка труда, институты рынка труда, механизм рынка труда. ќсновными субъектами рынка труда €вл€ютс€ наемные работники и их объединени€ (профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и органы местного самоуправлени€. »нституты рынка труда -это формальные и неформальные правила и нормы, ограничивающие и стимулирующие поведение участников рынка. ћеханизм рынка труда основан на стоимостных принципах ув€зки и согласовани€ социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населени€,
зан€того в экономике, нуждающегос€ в работе и желающего работать по найму. ќн включает цену, спрос и предложение рабочей силы. ѕредложение на рынке труда региона рассматриваетс€ нами как сложивша€с€ при данных экономических, демографических и социальных услови€х обща€ численность зан€тых в экономике региона и ищущих работу (экономически активное население). —прос на рынке труда выступает как сложивша€с€ при данных услови€х суммарна€ численность зан€тых и вакантных рабочих мест в экономике региона. ÷ена рабочей силы €вл€етс€ денежным выражением стоимости рабочей силы, котора€ зависит от интенсивности труда, затрат умственной и физической энергии работников, их квалификации, исторических условий формировани€ рабочей силы, уровн€ социально-экономического развити€ страны и региона, природно-климатических условий.
√лавна€ цель регулировани€ рынка труда заключаетс€ в более полном удовлетворении потребностей работников в рабочих местах, а экономики - в рабочей силе. ƒл€ ее реализации необходимо дать количественную оценку ключевой рыночной пропорции между спросом и предложением и возможных ее изменений в перспективе. —ложность заключаетс€ в том, что это соотношение складываетс€ под воздействием демографических, экономических, социальных и других факторов, которые тесно взаимосв€заны, посто€нно оказывают вли€ние друг на друга и вместе с тем развиваютс€ по своим собственным законам.
¬ первую очередь рассмотрим те направлени€ формировани€ регионального рынка труда, которые в наибольшей степени детерминированы демографическими процессами. јнализ демографической ситуации в регионе и ее динамики позвол€ет определить многие количественные и качественные характеристики населени€, которые €вл€ютс€ основой дл€ оценки и прогнозировани€ отдельных составл€ющих рынка труда. Ќа базе демографического прогноза можно рассчитать: численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст в определенном году; численность женщин, которые могут покинуть сферу производства в св€зи с рождением ребенка и вернутьс€ в сферу труда из отпуска по уходу за детьми; численность лиц, достигающих пенсионного возраста; абсолютные показатели смертности трудоспособного населени€.
Ќа начало 2010 г. численность населени€ в јлтайском крае составл€ла 2490,7 тыс. человек, из них 53,4% проживало в городах и 46,6% - в сельской местности*. ƒол€ сельских жителей в структуре населени€ кра€ €вл€етс€ самой большой среди субъектов –оссийской ‘едерации, за исключением некоторых национально-территориальных образований. ѕо общей численности населени€ јлтайский край занимает п€тое место в —ибирском федеральном округе (—‘ќ)
* «десь и в дальнейшем использованы данные –осстата и его территориального органа по јлтайскому краю.
и дев€тнадцатое в –оссии, а его дол€ в аналогичных общероссийских и общеокружных показател€х составл€ет 1,8 и 12,7% соответственно. ѕо сравнению с 1990 г. число жителей на јлтае сократилось на 5,7% (табл. 1), а их дол€ в общей численности населени€ –оссии и —ибири изменилась несущественно. ѕоследнее позвол€ет сделать вывод о том, что основные демографические тенденции в јлтайском крае в целом идентичны общероссийским и сибирским. “енденции изменени€ сельского населени€ не отличались от общей динамики всего населени€ кра€, а траектори€ движени€ городского населени€ характеризовалась частой сменой трендов в 1990-1997 гг. и устойчивым сокращением населени€ в последующие годы.
ќбращает на себ€ внимание тот факт, что динамика общей численности населени€ не совпадала с динамикой населени€ в трудоспособном возрасте. ¬ 1990-2005 гг. трудоспособное население устойчиво росло - в среднем на 0,7% в год, однако начина€ с 2006 г оно стало сокращатьс€.
„исленность населени€ и трудовых ресурсов региона складываетс€ под вли€нием их естественного и механического движени€. ¬ 2009 г. число родившихс€ в јлтайском крае составило 30,9 тыс. человек (табл. 2), а общий коэффициент рождаемости равн€лс€ 12,4%о.
Ќа прот€жении 1990-х гг. в регионе наблюдалось устойчивое снижение рождаемости. ¬ этот период число родившихс€ в крае сократилось в 1,6 раза, или в абсолютном выражении на 15 тыс. человек, коэффициент рождаемости снизилс€ с 14,4 до 8,7%. Ѕольшинство семей отказалось от рождени€ вторых и третьих детей. „исло рождений последних сократилось в 2-3 раза, в то врем€ как число родившихс€ первенцев уменьшилось лишь на 18%. ѕадение рождаемости отмечалось во всех возрастных группах, но более интенсивно оно происходило у женщин старше 35 лет, а менее интенсивно - у лиц моложе 18 лет. ¬ысокие темпы падени€ рождаемости в 1990-е гг. сформировали новую отрицательную демографическую волну, последствием которой стало наблюдаемое сегодн€, ничем не восполнимое сокращение населени€ в трудоспособном возрасте и, соответственно, сокращение предложени€ рабочей силы на рынке труда.
¬ 2000-2009 гг. отмечалась тенденци€ постепенного повышени€ рождаемости. Ётот процесс в той или иной степени затронул почти все категории родившихс€: горожан и сельских жителей, родившихс€ в зарегистрированном браке и вне брака, независимо от возраста матери и очередности рождени€. ¬ 2009 г. по сравнению с 1999 г. число родившихс€ возросло на 33,0%, или на 7,7 тыс. человек, общий коэффициент рождаемости - на 3,7%. ѕри этом более быстрыми темпами росли рождаемость в городах, внебрачна€ рождаемость и рождаемость в возрастной группе женщин 30-34 лет. ”величению рождаемости спо-
“аблица 1
ƒинамика населени€ јлтайского кра€ на начало года, тыс. человек
ѕоказатели 1990 1995 2000 2005 2010
¬се население 2641,1 2697,8 2653,6 2565,6 2490,7
в т.ч. в трудоспособном возрасте 1465,5 1522,9 1591,4 1628,1 1549,1
√ородское население 1533,7 1400,5 1387,8 1371,4 1330,3
в т.ч. в трудоспособном возрасте 894,7 837,9 874,8 895,8 852,3
—ельское население 1107,4 1297,3 1265,8 1194,2 1160,4
в т.ч. в трудоспособном возрасте 570,8 685,0 716,6 732,3 696,8
»сточник: данные –осстата.
“аблица 2
≈стественное движение населени€ јлтайского кра€, тыс. человек
ѕоказатели 1990 1995 2000 2005 2009
¬се население
„исло родившихс€ 34,2 23,3 24,7 26,4 30,9
„исло умерших 29,3 39,6 37,8 42,6 35,8
в т.ч. в трудоспособном возрасте 7,5 11,8 9,8 13,6 9,7
≈стественный прирост 4,9 -16,3 -13,1 -16,2 -4,9
√ородское население
„исло родившихс€ 19,0 11,2 12,1 14,0 16,9
„исло умерших 16,1 20,4 18,8 21,9 17,5
в т.ч. в трудоспособном возрасте 4,3 6,6 5,3 7,4 4,8
≈стественный прирост 2,9 -9,2 -6,7 -7,9 -0,6
—ельское население
„исло родившихс€ 15,1 12,1 12,5 12,4 14,9
„исло умерших 13,2 19,1 19,0 20,7 18,3
в т.ч. в трудоспособном возрасте 3,2 5,2 4,5 6,2 4,9
≈стественный прирост 1,9 -7,0 -6,5 -8,3 -3,4
»сточник: данные –осстата.
собствовало увеличение числа женщин наиболее активного детородного возраста - от 20 до 35 лет, повышение интенсивности деторождени€ в возрастных группах 25-29 и 30-34 лет и введение материнского капитала.
≈сли динамика рождаемости отражаетс€ на формировании рынка труда главным образом в отдаленной перспективе (через 15-25 лет), то рост или падение показателей смертности работающего населени€ непосредственно вли€ют на формирование спроса на рабочую силу.
¬ 2009 г. число умерших в јлтайском крае превысило 35 тыс. человек, в трудоспособном возрасте умерло 9,7 тыс. человек, коэффициенты смертности составили 14,3 и 6,3% соответственно. ѕоказатели смертности в регионе несколько выше среднесибирских и ниже общероссийских.
¬ динамике смертности можно выделить четыре периода. ѕериод с 1990 по 1994 г. ознаменовалс€ небывалым ростом смертности населени€. ќн был вызван как увеличением возрастных интенсивностей смертности, так и повышением доли лиц старших возрастов в структуре населени€. —реднегодовой
темп прироста числа смертей в јлтайском крае в эти годы составил 7,4%, максимальный прирост отмечен в 1994 г. - 19,4%. –ост смертности наблюдалс€ во всех возрастных группах, но наиболее интенсивно он происходил в группах 20-24, 35-39 и 40-49 лет -число умерших в этих группах возросло в два и более раза. —реди причин смертности доминировали болезни системы кровообращени€, онкологические заболевани€, несчастные случаи, отравлени€ и травмы -их суммарна€ дол€ в общей структуре смертности превышала 70%.
¬ 1995-1998 гг. по€вились признаки улучшени€ некоторых демографических показателей. ¬ этот период отмечено сокращение смертности в большинстве возрастных групп, снижение экзогенной (от несчастных случаев, отравлений, травм, убийств и самоубийств) и младенческой смертности, а также более высокие среднегодовые темпы снижени€ смертности мужчин. Ќаибольшее сокращение смертности наблюдалось среди населени€ в возрасте 35-44 и 55-59 лет.
¬ 1999 г. возобновились неблагопри€тные тенденции в динамике смертности. ќни продолжались 7 лет и коснулись почти всех возрастных групп, мужчин
и женщин, городского и сельского населени€. ¬ысокими темпами (свыше 7% в год) увеличивалась смертность от болезней системы кровообращени€, несчастных случаев, отравлений и травм; более низкими (2,3%) - от инфекционных и паразитарных болезней; смертность от онкологических заболеваний стабилизировалась и даже несколько снизилась.
— 2006 г. наблюдаетс€ снижение индикаторов смертности, вызванное повышением уровн€ жизни населени€ и проведением активной демографической политики, в частности реализацией приоритетных национальных проектов и программы Ђƒемографическое развитие јлтайского кра€ї.
ќтметим, что в анализируемый период в результате смертности населени€ в трудоспособном возрасте освобождалось от 7 до 14 тыс. рабочих мест в год, и если наметившиес€ благопри€тные тенденции в естественном движении населени€ сохран€тс€, то в перспективе дополнительный спрос на рынке труда по этой причине будет сокращатьс€.
—ущественное вли€ние на процесс формировани€ населени€ и трудовых ресурсов јлта€ оказывает миграци€. ¬ рассматриваемый период ее характерными чертами стали динамизм, многообразие, асимметричность, инновационность, про€вл€ющиес€ в неустойчивой структуре миграционных св€зей региона, частой смене трендов в территориальных перемещени€х населени€, существенной асимметрии встречных миграционных потоков, по€влении новых форм и направлений миграции, изменении ее механизмов, фор-
мировании специфических моделей миграционного поведени€ населени€.  ардинальной трансформации подверглись миграционные процессы как в городских поселени€х, так и в сельской местности.
≈сли обратитьс€ к общим показател€м миграции, то в динамике валовой миграции наблюдались крайне неустойчивые тенденции. «а последние двадцать лет периоды роста территориальной мобильности населени€ и ее снижени€ неоднократно смен€ли друг друга. ѕри этом траектории изменени€ числа прибывших и выбывших в основном совпадали. ƒинамика миграционного оборота определ€лась главным образом миграцией населени€ в пределах –оссии и со странами ближнего зарубежь€.
¬ насто€щее врем€ миграционна€ активность населени€ кра€ очень низка. ≈сли в дев€ностые годы в территориальных перемещени€х участвовало около 200 тыс. человек в год, то сегодн€ этот показатель снизилс€ более чем в два раза. ¬ 2009 г. на территорию кра€ прибыло 43,0 тыс. человек, а выбыло 44,2 тыс., в то врем€ как в 1990 г. - 103,3 и 94,1 тыс. человек соответственно (табл. 3). —окращение миграционного оборота происходило за счет уменьшени€ количества как прибытий, так и выбытий, вызванных относительным ухудшением социально-экономической ситуации в регионе, частичным использованием миграционного потенциала стран нового зарубежь€ дл€ јлтайского кра€ и перераспределением части потенциальных иммигрантов на јлтай в  емеровскую и Ќовосибирскую области.
“аблица 3
ћиграци€ населени€ јлтайского кра€, тыс. человек
ѕоказатели 1990 1995 2000 2005 2009
¬се население
ѕрибывшие 103,3 102,6 72,7 50,5 43,0
¬ыбывшие 100,3 95,9 70,5 56,9 44,2
ћиграционный прирост 3,0 6,7 2,2 -6,4 -1,2
√ородское население
ѕрибывшие 56,8 45,9 33,4 22,7 20,5
¬ыбывшие 51,0 40,6 30,0 25,4 19,5
ћиграционный прирост 5,8 5,3 3,4 -2,7 1,0
—ельское население
ѕрибывшие 46,5 56,7 39,3 27,8 22,5
¬ыбывшие 49,3 55,3 40,5 31,5 24,7
ћиграционный прирост -2,8 1,4 -1,2 -3,7 -2,2
»сточник: данные –осстата.
ћиграционный прирост населени€ увеличивалс€ в течение первых п€ти лет исследуемого периода и €вл€лс€ основным источником сохранени€ и увеличени€ демографического потенциала кра€. ќднако в 1995 г. ситуаци€ изменилась - положительное сальдо миграции по сравнению с предшествующим годом сократилось почти в три раза, приток мигрантов
в јлтайский край впервые с 1992 г. не компенсировал естественную убыль населени€. ¬ дальнейшем миграционный прирост населени€ в крае неуклонно продолжал сокращатьс€, а в 2001 г. он сменилс€ на миграционную убыль, среднегодовое значение которой в последнее дес€тилетие составило 5,2 тыс. человек.
ћиграци€ населени€ оказывает существенное вли€ние на формирование предложени€ рабочей силы. » хот€ численность прибывающего в регион населени€ сокращаетс€, она по-прежнему составл€ет значительную величину. —реди мигрирующего населени€ 75-85% составл€ют лица в трудоспособном возрасте, в то врем€ как среди всего населени€ - 63%. ѕри этом пик миграционной подвижности приходитс€ на лиц в возрасте 16-29 лет. јнализ результатов социологических опросов показывает, что из числа пребывающих в јлтайский край мигрантов в трудоспособном возрасте на работу устраиваетс€ 78% мужчин и 75% женщин. ѕо нашей оценке, в 1990-2009 гг. предложение рабочей силы в крае увеличивалось за счет миграции в среднем в год почти на 60 тыс. человек. ѕри сохранении тенденций, сложившихс€ в механическом движении населени€, в ближайшей перспективе ежегодный приток рабочей силы на рынок труда в результате территориального перераспределени€ может составить от 30 до 40 тыс. человек.
ќписанные выше демографические процессы привели к изменению половозрастного состава населени€ кра€. ¬ распределении населени€ кра€ по полу
¬озрастна€ структура на
в 2009 г. дол€ женщин составл€ла 53,7%, а мужчин -46,3%, т.е. на тыс€чу мужчин в крае приходилось 1161 женщин. “акой перекос в сторону женского населени€ до недавнего времени обеспечивалс€ в основном за счет старших возрастных групп, однако сегодн€ во всех когортах старше 20 лет женщин больше, чем мужчин, и с возрастом их преобладание увеличиваетс€.
¬ возрастной структуре населени€ в анализируемый период преобладала тенденци€ роста численности и удельного веса населени€ в трудоспособном возрасте и старше и сокращение абсолютных и относительных показателей детского населени€. «а 1990-2009 гг. население трудоспособного возраста увеличилось на 5,7% и превысило 1549 тыс. человек, а его дол€ возросла с 55,5 до 62,2% (табл. 4). „исленность лиц пенсионного возраста увеличилась в эти годы с 492,6 до 538,4 тыс. человек, или на 9,3%, а их удельный вес в населении региона возрос на
3,3 п.п. “емп сокращени€ числа детей и подростков в рассматриваемый период превысил 40%, их дол€ в общей численности населени€ уменьшилась с 25,9 до 16,2%, а их численность - с 683,0 до 403,2 тыс. человек.
“аблица 4
ени€ јлтайского кра€, %
ѕоказатели 1990 1995 2000 2005 2010
¬се население
ћоложе трудоспособного возраста 25,9 23,6 19,8 16,6 16,2
“рудоспособного возраста 55,5 56,5 60,0 63,5 62,2
—тарше трудоспособного возраста 18,6 19,1 20,2 19,9 21,6
√ородское население
ћоложе трудоспособного возраста 24,6 22,1 18,2 15,5 15,1
“рудоспособного возраста 58,3 59,8 63,1 65,3 64,1
—тарше трудоспособного возраста 17,1 18,1 18,7 19,2 20,8
—ельское население
ћоложе трудоспособного возраста 27,7 25,3 21,5 17,6 17,4
“рудоспособного возраста 51,5 52,8 56,6 61,3 60,0
—тарше трудоспособного возраста 20,8 21,9 21,9 21,1 22,6
»сточник: данные –осстата.
—труктура и движение определенных категорий населени€ оказывают существенное вли€ние на формирование рынка труда и его главных компонентов. ¬ насто€щее врем€ в сферу труда поступает рабоча€ сила, родивша€с€ в начале 90-х гг. ’’ в. Ёти годы отличались крайне низким уровнем рождаемости, в св€зи с чем на рынок труда приходит сравнительно малочисленна€ категори€ молодежи. „тобы оценить ее количественно, необходимо знать возрастной состав этого контингента и его распределение между сферами образовани€, экономики и обороны. ¬ структуре распределени€ выпускников школ по видам де€тельности наблюдаетс€ тенденци€ увеличени€ доли молодежи, продолжающей учебу по очной форме обучени€,
а также нигде не работающей и не обучающейс€, и сокращение удельного веса выпускников, поступающих на работу.
ѕо данным –осстата, в 2009 г. аттестат об основном общем образовании в јлтайском крае получили 19,2 тыс. человек. »з них 66% продолжили обучение в 10-х классах, 12% - поступили в учреждени€ начального и среднего профессионального образовани€, 17% - на работу, и почти 5% пополнили Ђармиюї безработных и экономически неактивного населени€. »з выпускников 11-х классов на рынок труда пришли 5,1 тыс. человек, а из учреждений начального, среднего и высшего профессионального образовани€ - 33,2 тыс. человек. ¬ ближайшие дес€ть лет из сферы об-
разовани€ на рынок труда будет приходить от 30 до 35 тыс. человек в год.
Ќепосредственно в 2009 г. пенсионного возраста достигли 17,3 тыс. человек, из них 76% оставили работу. — учетом коэффициента сменности в результате выхода на пенсию было освобождено 14,5 тыс. рабочих мест. ≈сли сложившиес€ пропорции в зан€тости пенсионеров сохран€тс€ и в дальнейшем, то по причине выхода на пенсию с учетом демографических прогнозов в перспективе будет освобождатьс€ от 17 до 20 тыс. рабочих мест.
Ѕолее 80% поступающих на работу составл€ют участники вторичного распределени€ рабочей силы. √лавной составл€ющей этого процесса выступает текучесть кадров. ¬ рассматриваемый период текучестью кадров в крае было охвачено ежегодно 250-300 тыс. человек. ¬ перспективе с учетом сокращени€ населени€ в трудоспособном возрасте и тенденций в изменении коэффициента текучести эта величина может составл€ть 240-290 тыс. человек. ѕримерно таким же будет дополнительный спрос на рабочую силу. ѕредложение на рынке труда в результате текучести может составить 180-260 тыс. человек.
¬ажнейшим направлением формировани€ предложени€ рабочей силы €вл€етс€ высвобождение работников, которое происходит в результате структурных преобразований в экономике и ликвидации убыточных и низкорентабельных предпри€тий. ѕри исследовании вопросов взаимосв€зи структурных изменений в экономике региона и рынка труда представл€етс€ целесообразным рассмотреть основные пропорции в распределении зан€тых по отрасл€м (видам экономической де€тельности), формам собственности, размерам предпри€тий и возможные изменени€ этих пропорций в перспективе.
¬ анализируемый период отраслевые акценты в зан€тости постепенно смещались от производства к сфере услуг. —окращение численности зан€тых отмечалось в большинстве отраслей производственной сферы, но особенно значительным оно было в строительстве (почти в 3 раза) и промышленности (в 2 раза). ¬ сельском хоз€йстве численность зан€тых оставалась относительно стабильной, однако в последние годы и здесь наблюдаетс€ сокращение. ¬ торговле зафиксирован значительный рост зан€тости. ¬ непроизводственной сфере посто€нный рост зан€тости отмечалс€ в таких област€х де€тельности, как управление (на 53,9%), финансы, кредит и страхование (на 49,5%). ¬ здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении численность зан€тых оставалась относительно стабильной. ¬ других отрасл€х зан€тость уменьшалась, при этом наибольшее сокращение произошло в науке и научном обслуживании (почти в 5 раз), культуре и искусстве (на 28%).
ѕреобразование отношений собственности значительно сократило масштабы и вли€ние госу-
дарственного сектора в экономике јлтайского кра€ и ликвидировало преимущественную концентрацию рабочей силы на предпри€ти€х государственной и муниципальной собственности. ¬ 2008 г., по данным баланса трудовых ресурсов, в государственном секторе экономики региона было зан€то 359,6 тыс. человек, а в частном секторе - 674,2 тыс., из них 61,3% составл€ли работники частных предпри€тий, 35,2% -зан€тые индивидуальной трудовой де€тельностью и по найму у отдельных граждан, 3,5% - работники кресть€нских (фермерских) хоз€йств, включа€ наемных работников. ѕо сравнению с 1990 г. число работающих на государственных предпри€ти€х уменьшилось на 910,8 тыс. человек, а на предпри€ти€х других форм собственности увеличилось на 582,5 тыс. человек, т.е. сокращение зан€тости в государственном секторе не компенсировалось приростом зан€тости в частном секторе, общественных организаци€х, на совместных предпри€ти€х и предпри€ти€х со смешанной формой собственности. ќднако, по мнению экспертов, частный сектор экономики кра€ €вл€етс€ и будет €вл€тьс€ в перспективе основным источником дополнительного спроса на рабочую силу.
‘ормирование эффективной зан€тости св€зываетс€ в современных услови€х с демонополизацией экономики как основы организации конкурентного рыночного хоз€йства. ќдним из направлений разрушени€ монополии крупного производства €вл€етс€ развитие малого предпринимательства. ѕо данным јлтайкрайстата, в 2009 г. в регионе насчитывалось 27,6 тыс. предпри€тий малого бизнеса с численностью зан€тых 169,0 тыс. человек, без работников кресть€нских (фермерских) хоз€йств, внешних совместителей и лиц, зан€тых по договорам гражданско-правового характера. —оотношение удельных весов зан€тых и объемов производства на малых предпри€ти€х в соответствующих общекраевых показател€х свидетельствует о том, что эффективность живого труда в малом бизнесе существенно ниже среднекраевого уровн€ (в 2009 г. 15% зан€тых малым предпринимательством произвели 9,1% продукции).
ѕо нашей оценке, в 2009 г. в результате структурных преобразований было высвобождено 31,5 тыс. человек. ≈сли тенденци€ в изменении численности и структуры зан€тых сохранитс€, то в перспективе ежегодно из сферы экономики в св€зи с сокращением численности будет выбывать от 30 до 42 тыс. человек.
ƒополнительный спрос на рынке труда определ€етс€ незан€тыми рабочими местами, оставшимис€ вакантными в предыдущий период, вновь созданными рабочими местами и освободившимис€ в текущем периоде в результате увольнений работников и их естественной убыли. ¬ 2009 г. вакансии предыдущего года составили 4,4 тыс., новых рабочих мест введено было 12,2 тыс., 24,2 тыс. рабочих мест освободилось в результате выхода на пенсию и смертности на-
селени€ в трудоспособном возрасте, 291,5 тыс. -в результате увольнени€ работников по собственному желанию.
Ѕазой дл€ определени€ количества и структуры рабочих мест в перспективе €вл€ютс€ основные фонды. ¬ 2009 г. стоимость основных фондов в јлтайском крае составл€ла 634,4 млрд рублей, степень их износа - 51,3%, коэффициент обновлени€ - 6,4%, фондовооруженность - 563 тыс. рублей на человека. «а последние 5 лет основные фонды увеличились на 10,8%, а фондовооруженность - на 16,0%. »нвестиции в основной капитал за этот же период возросли на 103,8%, за предыдущее п€тилетие - на 66,2%, а в 1997-1999 гг. - на 21,1%, что свидетельствует
о крайне низкой их эффективности и темпах материализации в основных фондах и рабочих местах. ѕри сохранении сложившихс€ тенденций ежегодный ввод рабочих мест не будет превышать 12 тыс€ч.
ѕо нашей оценке, дополнительное предложение рабочей силы на рынке труда јлтайского кра€ в 2009 г. составило 494,1 тыс. человек, а дополнительный спрос - 332,3 тыс. человек. ѕредложение превышало спрос на 161,8 тыс. ѕо данным –осстата, число безработных в этом году было равно 157,7 тыс. человек, разница между расчетным и фактическим показател€ми составила 2,5%. ¬ таблице 5 представлена структура неудовлетворенного спроса и предложени€ на региональном рынке труда.
“аблица 5
—труктура спроса и предложени€ на алтайском рынке труда в 2009 г.
»сточник формировани€ предложени€ рабочей силы % »сточник формировани€ спроса на рабочую силу %
Ќезан€тое трудоспособное население на начало года 27,6 ¬акансии предыдущего года 1,3
¬ступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образовани€ 7,6 ¬вод новых рабочих мест 3,7
ћиграци€ трудоспособного населени€ 7,1 –абочие места, освободившиес€ в результате естественной убыли 7,3
“екучесть кадров 51,3 –абочие места, освободившиес€ в результате увольнений работников 87,7
–аботники, высвобождаемые из организаций 6,4
»того 100 »того 100
»сточник: расчеты авторов.
ƒинамичный характер изменений в российском обществе, неопределенность перспектив социальноэкономического развити€ –оссии в целом и ее отдельных регионов, а также информационные ограничени€ делают весьма труднодостижимым сколько-нибудь точный прогноз регионального рынка труда на ближайшие дес€ть лет. ¬ этих услови€х оценить перспективы его развити€ можно только на уровне сценарного описани€ и самых общих количественных оценок. ¬ прогнозируемый период, в зависимости от состо€ни€ экономики и социальной сферы, типа и характера преобразований в народном хоз€йстве, тенденций в демографическом воспроизводстве, проводимой социально-экономической и демографической политики ситуаци€ на рынке труда јлтайского кра€ может развиватьс€ по нескольким сценари€м, различающимс€ как общими параметрами зан€тости и безработицы, так и их структурными характеристиками. ќстановимс€ на трех из них (табл. 6).
ѕервый вариант развити€ - инерционный. ќн основан на гипотезах изменени€ демографического потенциала кра€, заложенных в аналогичном сценарии демографического прогноза, и сохранени€ тенденций в социально-экономическом развитии региона,
сложившихс€ в 2000-е гг. ѕри этом предполагаетс€, что дол€ работающих пенсионеров и подростков останетс€ до конца прогнозного периода на современном уровне. „исленность женщин, наход€щихс€ в отпуске по уходу за детьми, будет измен€тьс€ пропорционально изменению числа детей в возрасте до 3 лет. –аспределение трудовых ресурсов между экономикой, сферой образовани€, вооруженными силами, домашним и личным подсобным хоз€йством, а также степень участи€ населени€ в рабочей силе сохран€тс€ на современном уровне.
Ёкономический кризис завершилс€, наметившийс€ экономический рост продолжитс€ и в дальнейшем. ѕри этом среднегодовые темпы прироста промышленного производства состав€т 4,7%, сельскохоз€йственного - 3,2%, объем работ, выполненных по договорам строительного подр€да, - 2,7%. ѕроизводительность труда в этих секторах экономики будет расти опережающими темпами, в св€зи с чем число зан€тых в них будет сокращатьс€. «ан€тость в отрасл€х непроизводственной сферы сократитс€ незначительно. »нтенсивность движени€ рабочей силы, процессы ее высвобождени€ из экономики и создание новых рабочих мест сохран€тс€ на современном уровне.
“аблица 6
ѕрогноз рынка труда јлтайского кра€, тыс. человек
ѕредложение рабочей силы 2015 2020 —прос на рабочую силу 2015 2020
»нерционный вариант
Ќезан€тое трудоспособное население на начало года 87,4 86,1 ¬акансии предыдущего года 5,7 6,8
¬ступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образовани€ 33,8 34,7 –абочие места, освободившиес€ в результате естественной убыли 27,8 26,3
ћиграци€ трудоспособного населени€ 30,9 31,3 ¬вод новых рабочих мест 10,3 11,9
–аботники, высвобождаемые из организаций 35,7 34,5 –абочие места, освободившиес€ в результате увольнений работников 287,6 285,8
“екучесть кадров 253,5 251,6
»того 441,3 438,2 »того 331,4 330,8
ѕревышение предложени€ над спросом 109,9 107,4
ѕессимистический вариант
Ќезан€тое трудоспособное население на начало года 152,3 150,4 ¬акансии предыдущего года 3,9 4,3,
¬ступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образовани€ 31,2 32,6 –абочие места, освободившиес€ в результате естественной убыли 29,0 28,2
ћиграци€ трудоспособного населени€ 17,9 19,2 ¬вод новых рабочих мест 4,8 6,5
–аботники, высвобождаемые из организаций 43,6 41,1 –абочие места, освободившиес€ в результате увольнений работников 267,4 264,1
“екучесть кадров 228,4 225,7
»того 473,4 469,0 »того 305,1 303,1
ѕревышение предложени€ над спросом 168,3 165,9
ќптимистический вариант
Ќезан€тое трудоспособное население на начало года 61,3 60,7 ¬акансии предыдущего года 9,5 10,7
¬ступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образовани€ 32,8 33,1 –абочие места, освободившиес€ в результате естественной убыли 25,6 24,8
ћиграци€ трудоспособного населени€ 31,5 32,6 ¬вод новых рабочих мест 21,8 23,5
–аботники, высвобождаемые из организаций 37,4 36,8 –абочие места, освободившиес€ в результате увольнений работников 290,9 289,6
“екучесть кадров 258,1 257,5
»того 421,1 420,7 »того 347,8 348,6
ѕревышение предложени€ над спросом 73,3 72,1
»сточник: расчеты авторов.
—огласно прогнозным расчетам в 2020 г. численность экономически активного населени€ в јлтайском крае по инерционному варианту составит 1119 тыс. человек, а зан€тых - 1012 тыс. человек. ”быль населени€ в трудоспособном возрасте в сочетании со стабильным экономическим ростом уменьшит основ-
ные диспропорции на рынке труда, и уровень общей безработицы не будет превышать 10%.
¬торой вариант - пессимистический. ќн основан на соответствующем сценарии демографического воспроизводства и предположении о том, что выход из кризиса будет более медленным, периоды некоторого
оживлени€ экономики и ее падени€ будут смен€ть друг друга вплоть до 2020 г. ѕоследнее приведет к еще большему (по сравнению с инерционным вариантом) сокращению зан€тости в производственной сфере
и, как следствие, к обострению проблемы зан€тости мужчин. –еализаци€ социальных реформ пойдет по пути значительного сокращени€ зан€тости в образовании, здравоохранении, культуре и других отрасл€х социальной инфраструктуры, что в первую очередь отразитс€ на зан€тости женщин. ”меньшитс€ число ученических мест. “екучесть кадров, инвестиции в основной капитал и ввод новых рабочих мест сократ€тс€, а высвобождение рабочей силы по экономическим причинам увеличитс€. ¬се это, несмотр€ на значительное уменьшение численности населени€ в трудоспособном возрасте, приведет к относительному увеличению предложени€ рабочей силы, усилению напр€женности и росту безработицы на рынке труда.
ѕри таком варианте развити€ численность экономически активного населени€ в прогнозируемый период уменьшитс€ на 230 тыс. человек и составит в 2020 г. 1053 тыс. человек, удовлетворенный спрос будет равен 887 тыс. человек, дисбаланс на рынке труда, или число безработных, составит 167 тыс. человек.
“ретий вариант развити€ - оптимистический. ѕо этому сценарию предполагаетс€, что в среднесрочной перспективе демографический кризис будет преодолен, и с 2016 г. ожидаетс€ постепенный рост населени€ в трудоспособном возрасте. ¬ результате модернизации экономики, реализации проектов Ђјлтайское ѕриобьеї и ЂЅирюзова€  атуньї, развити€ фармацевтического кластера и прочего начнетс€ постепенное наращивание темпов экономического развити€. ¬ большинстве отраслей материального производства процессы высвобождени€ рабочей силы и ее дополнительного привлечени€ будут носить более динамичный характер. ¬ целом ожидаетс€ значительный рост инвестиций в основной капитал, ввод новых рабочих мест и увеличение спроса на рабочую силу. –еформы в социальной сфере приведут не к сокращению здесь зан€тости, а к снижению трудовой нагрузки работников этой сферы до научно обоснованных нормативов. ѕовышение уровн€ оплаты труда и пенсий позволит не работать большему числу пенсионеров и подростков. — ростом рождаемости увеличитс€ и число женщин, наход€щихс€ в отпуске по уходу за детьми. »зменение численности учащихс€ в трудоспособном возрасте, обучающихс€ с отрывом от производства, будет происходить пропорционально изменению численности населени€ в младшем трудоспособном возрасте (16-25 лет). ¬ соответствии с оптимистическим сценарием в 2020 г. численность экономически активного населени€ составит 1150 тыс. человек, зан€тых - 1078 тыс. человек, безработица приблизитс€ к естественному уровню и будет равна 6,3%.
ƒл€ реализации более оптимистических сценариев развити€ необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности политики зан€тости в регионе, развитие экономики и расширение спроса на рабочую силу, формирование эффективного предложени€, совершенствование пространственной организации производства и повышение территориальной мобильности рабочей силы, совершенствование ценообразовани€ и активизацию экономического поведени€ населени€ на рынке труда.
— целью совершенствовани€ механизмов регулировани€ регионального рынка труда необходимо а) изменить концептуальный подход к политике зан€тости и рассматривать ее как €дро всей социальноэкономической политики в регионе; б) усилить координацию де€тельности региональных органов управлени€ по регулированию совокупного рынка труда в рамках программ содействи€ зан€тости населени€; в) создать надежную информационноаналитическую основу политики зан€тости в регионе. ¬ рамках мониторинга меропри€тий содействи€ зан€тости следует расширить список учитываемых меропри€тий содействи€ зан€тости за счет мер, не включаемых сегодн€ в соответствующие программы, дополнить перечень анализируемых индикаторов финансовыми показател€ми, регул€рно осуществл€ть прогноз рынка труда на средне- и долгосрочную перспективу, в структуре мониторинга выделить инновационные меропри€ти€ с целью их изучени€ и распространени€ на другие территории. ѕри этом, с нашей точки зрени€, нужно упростить процедуру согласовани€ финансовых вопросов с вышесто€щими органами, ужесточить отдельные положени€ «акона о зан€тости населени€ в –‘ и прин€ть р€д новых федеральных и региональных законов, в частности Ђќ зан€тости молодежиї, Ђќ зан€тости населени€ в сельской местностиї, Ђќ финансировании программ активной политики зан€тостиї.
–асширение спроса на рабочую силу предполагает сохранение и повышение эффективности функционировани€ имеющихс€ рабочих мест и создание новых, особое внимание здесь необходимо уделить поддержке крупных и средних предпри€тий отраслей специализации, способных производить конкурентную продукцию, а также предпри€тий малого бизнеса. ¬ажно усилить присутствие государства в аграрном секторе экономики, расширить госзаказ на основные виды продукции, разработать механизмы активизации участи€ алтайских сельхозпроизводителей в зерновых торгах, способствовать развитию интеграционных св€зей в агропромышленном комплексе кра€. ќсобый акцент целесообразно сделать на поддержке личных подсобных хоз€йств, в первую очередь в селах, не имеющих относительно крупных работодателей. — целью сохранени€ и развити€ рабочих мест в про-
мышленности необходимо оптимизировать структуру промышленного сектора экономики региона, развивать инновационные высокотехнологичные производства, расширить рынки сбыта.
ƒл€ реализации выделенных направлений требу ет-с€ улучшить инвестиционный климат в регионе путем предоставлени€ льгот по налогообложению прибыли, направл€емой на развитие производства, частичной компенсации банковской ставки предпри€ти€м при использовании ими кредитных средств на реализацию высокоэффективных проектов, сформировать лизинговый фонд, разработать механизмы привлечени€ средств населени€ дл€ инвестиций в основной капитал. ќсобые льготы нужно предусмотреть при создании специальных предпри€тий и специальных рабочих мест дл€ инвалидов.
Ёффективное предложение на рынке труда должно быть сбалансированным со спросом на рабочую силу в количественном и качественном аспектах и обеспечивать устойчивое развитие экономики региона. ≈динственным источником пополнени€ трудового потенциала региона в ближайшие п€ть лет может быть только миграци€, следует осуществить комплекс мер по привлечению в край иммигрантов, в первую очередь молодых, высококвалифицированных, образованных. ƒл€ повышени€ качества трудовых ресурсов, быстрой адаптации населени€ к динамично мен€ющимс€ услови€м на рынке труда и удовлетворени€ спроса на рабочую силу необходимо повысить уровень и качество профессиональной подготовки населени€ и содействовать распространению в крае системы непрерывного профессионального образовани€. ќсобое внимание следует уделить подготовке молодых специалистов и квалифицированных рабочих, их закреплению в реальном секторе экономики, а также обучению, специальной подготовке и профессиональной реабилитации лиц, особо нуждающихс€ в социальной защите, обеспечению квалифицированными кадрами
предпри€тий, с трудом встраивающихс€ в рыночную экономику.
ƒл€ совершенствовани€ ценообразовани€ на рынке труда целесообразно разработать р€д новых социальных стандартов в области оплаты труда, определить объективно обусловленную цену рабочей силы в регионе, привести величину прожиточного минимума трудоспособного населени€ в соответствие с реальными затратами на воспроизводство рабочей силы, обосновать отраслевые нормативы затрат на рабочую силу в совокупных издержках на производство продукции и оказание услуг. Ќеобходимо осуществить комплекс мер по устойчивому росту реальной заработной платы, доведению минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, устранению неоправданно высокой дифференциации в оплате труда. ѕри этом последовательно сокращать разрыв между достигнутыми показател€ми и социальными нормативами, с тем, чтобы в обозримом будущем его ликвидировать. ќсобое внимание следует уделить созданию условий дл€ своевременной выплаты заработной платы.
ѕри реализации выделенных направлений совершенствовани€ политики регулировани€ регионального рынка труда необходимо установить разумный баланс интересов между федеральным центром, региональными и местными органами власти, предпри€ти€ми и населением. ѕри этом надо отдавать себе отчет в том, что усиление позиций государственных и муниципальных органов власти в регулировании регионального рынка труда может привести и к негативным последстви€м. ќднако опыт последних двадцати лет показал, что рынок не в состо€нии решать долговременные стратегические задачи в области научно-технического прогресса, в демографической политике, подготовке высококвалифицированных кадров, защите социально у€звимых групп рабочей силы и не способен установить справедливую систему социально-трудовых отношений.
Ѕиблиографический список
1. ћаслова ». Ёффективна€ зан€тость и рынок рабочей силы // ¬естник статистики. - 1990. - є12.
2.  апелюшников –.». –оссийский рынок труда: адаптаци€ без реструктуризации. - ћ., 2001.
3. Ўнипер –.»., Ќовоселов ј.—. –егиональные проблемы рынковедени€: Ёкономический аспект. - Ќовосибирск, 1993.
4. ѕреодоление (материалы ћеждународной весенней школы Ђ—оциальные эксклюзии в переходном обществе: пути преодолени€ї). - Ќовосибирск 2000.
5. –адаев ¬.¬. „то такое рынок: экономико-социологический подход. - ћ., 2006.

пїњ