РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКА
ББК 65.240.5
Л.В. Родионова, А.Я. Троцковский
Региональный рынок труда: проблемы формирования, прогнозирования и регулирования
L.V. Rodionova, A.Ya. Trotskovsky
Regional Labor Market: Problems of Foundation, Prediction and Regulation
Представлены результаты исследования регионального рынка труда. На примере Алтайского края рассмотрены вопросы формирования спроса и предложения рабочей силы, выделены факторы, их определяющие, построен прогноз развития рынка труда на перспективу до 2020 г. Особое внимание уделено изучению и прогнозным оценкам влияния на рынок труда естественного движения и миграции населения, динамики основных фондов и инвестиций в основной капитал. Разработаны предложения по совершенствованию политики занятости в регионе.
Ключевые слова: региональный рынок труда, источники формирования спроса и предложения рабочей силы, прогнозирование и регулирование рынка труда.
This article presents the results of regional labor market research. It describes the main problems and factors of foundation of demand and supply of labor force, and forecasts the development of the labor market up to the 2020 year. Particular attention is paid to investigation and prediction of labor market connected with the influence of the natural movement and migration of population, dynamics of basic assets and investments to the fixed capital. The authors elaborated the suggestion to improve the employment policy in region.
Key words: regional labor market, sources to make up demand and supply of labor force, prediction and regulation of labor market.
Рынок труда является важнейшим системообразующим фактором территориальной социальноэкономической системы. От эффективности его функционирования в значительной степени зависят как направления и темпы макроэкономического развития региона, так и уровень и качество жизни населения. Ситуация на рынке труда выступает базовым параметром, по отношению к которому большинство индикаторов социально-экономического развития территории являются производными. Особое место рынка труда в регионе диктует острую необходимость его анализа, прогнозирования и эффективного регулирования.
Рынок труда выступает в качестве объекта изучения многих наук. В экономике труда он определяется как система социально-экономических отношений по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, по законам товарного производства; как механизм взаимодействия спроса на рабочую силу и ее предложения; как форма организации сферы обращения рабочей силы; как система социально-трудовых отношений, построенная на принципах рыночной экономики [1; 2]. В региональной экономике рынок труда рассматривается как важнейший элемент территориальной социально-экономической системы [3]; в экономи-
ческой социологии - как сфера социальных взаимодействий по поводу согласования интересов наемных работников и работодателей, а также взаимодействий между безработными и государством, между частными и государственными службами занятости, между безработными и частными биржами труда и другими субъектами [4; 5].
Рынок труда имеет сложную структуру. Она может быть раскрыта по разным признакам в зависимости от целей анализа. В данной работе мы остановились главным образом на функциональной структуре рынка труда, т.е. выделили те его компоненты, которые необходимы и достаточны для его возникновения и функционирования. В соответствии с выбранным критерием основными составляющими рынка труда являются: субъекты рынка труда, институты рынка труда, механизм рынка труда. Основными субъектами рынка труда являются наемные работники и их объединения (профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и органы местного самоуправления. Институты рынка труда -это формальные и неформальные правила и нормы, ограничивающие и стимулирующие поведение участников рынка. Механизм рынка труда основан на стоимостных принципах увязки и согласования социально различных интересов разнообразных групп работодателей и трудоспособного населения,
занятого в экономике, нуждающегося в работе и желающего работать по найму. Он включает цену, спрос и предложение рабочей силы. Предложение на рынке труда региона рассматривается нами как сложившаяся при данных экономических, демографических и социальных условиях общая численность занятых в экономике региона и ищущих работу (экономически активное население). Спрос на рынке труда выступает как сложившаяся при данных условиях суммарная численность занятых и вакантных рабочих мест в экономике региона. Цена рабочей силы является денежным выражением стоимости рабочей силы, которая зависит от интенсивности труда, затрат умственной и физической энергии работников, их квалификации, исторических условий формирования рабочей силы, уровня социально-экономического развития страны и региона, природно-климатических условий.
Главная цель регулирования рынка труда заключается в более полном удовлетворении потребностей работников в рабочих местах, а экономики - в рабочей силе. Для ее реализации необходимо дать количественную оценку ключевой рыночной пропорции между спросом и предложением и возможных ее изменений в перспективе. Сложность заключается в том, что это соотношение складывается под воздействием демографических, экономических, социальных и других факторов, которые тесно взаимосвязаны, постоянно оказывают влияние друг на друга и вместе с тем развиваются по своим собственным законам.
В первую очередь рассмотрим те направления формирования регионального рынка труда, которые в наибольшей степени детерминированы демографическими процессами. Анализ демографической ситуации в регионе и ее динамики позволяет определить многие количественные и качественные характеристики населения, которые являются основой для оценки и прогнозирования отдельных составляющих рынка труда. На базе демографического прогноза можно рассчитать: численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст в определенном году; численность женщин, которые могут покинуть сферу производства в связи с рождением ребенка и вернуться в сферу труда из отпуска по уходу за детьми; численность лиц, достигающих пенсионного возраста; абсолютные показатели смертности трудоспособного населения.
На начало 2010 г. численность населения в Алтайском крае составляла 2490,7 тыс. человек, из них 53,4% проживало в городах и 46,6% - в сельской местности*. Доля сельских жителей в структуре населения края является самой большой среди субъектов Российской Федерации, за исключением некоторых национально-территориальных образований. По общей численности населения Алтайский край занимает пятое место в Сибирском федеральном округе (СФО)
* Здесь и в дальнейшем использованы данные Росстата и его территориального органа по Алтайскому краю.
и девятнадцатое в России, а его доля в аналогичных общероссийских и общеокружных показателях составляет 1,8 и 12,7% соответственно. По сравнению с 1990 г. число жителей на Алтае сократилось на 5,7% (табл. 1), а их доля в общей численности населения России и Сибири изменилась несущественно. Последнее позволяет сделать вывод о том, что основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом идентичны общероссийским и сибирским. Тенденции изменения сельского населения не отличались от общей динамики всего населения края, а траектория движения городского населения характеризовалась частой сменой трендов в 1990-1997 гг. и устойчивым сокращением населения в последующие годы.
Обращает на себя внимание тот факт, что динамика общей численности населения не совпадала с динамикой населения в трудоспособном возрасте. В 1990-2005 гг. трудоспособное население устойчиво росло - в среднем на 0,7% в год, однако начиная с 2006 г оно стало сокращаться.
Численность населения и трудовых ресурсов региона складывается под влиянием их естественного и механического движения. В 2009 г. число родившихся в Алтайском крае составило 30,9 тыс. человек (табл. 2), а общий коэффициент рождаемости равнялся 12,4%о.
На протяжении 1990-х гг. в регионе наблюдалось устойчивое снижение рождаемости. В этот период число родившихся в крае сократилось в 1,6 раза, или в абсолютном выражении на 15 тыс. человек, коэффициент рождаемости снизился с 14,4 до 8,7%. Большинство семей отказалось от рождения вторых и третьих детей. Число рождений последних сократилось в 2-3 раза, в то время как число родившихся первенцев уменьшилось лишь на 18%. Падение рождаемости отмечалось во всех возрастных группах, но более интенсивно оно происходило у женщин старше 35 лет, а менее интенсивно - у лиц моложе 18 лет. Высокие темпы падения рождаемости в 1990-е гг. сформировали новую отрицательную демографическую волну, последствием которой стало наблюдаемое сегодня, ничем не восполнимое сокращение населения в трудоспособном возрасте и, соответственно, сокращение предложения рабочей силы на рынке труда.
В 2000-2009 гг. отмечалась тенденция постепенного повышения рождаемости. Этот процесс в той или иной степени затронул почти все категории родившихся: горожан и сельских жителей, родившихся в зарегистрированном браке и вне брака, независимо от возраста матери и очередности рождения. В 2009 г. по сравнению с 1999 г. число родившихся возросло на 33,0%, или на 7,7 тыс. человек, общий коэффициент рождаемости - на 3,7%. При этом более быстрыми темпами росли рождаемость в городах, внебрачная рождаемость и рождаемость в возрастной группе женщин 30-34 лет. Увеличению рождаемости спо-
Таблица 1
Динамика населения Алтайского края на начало года, тыс. человек
Показатели 1990 1995 2000 2005 2010
Все население 2641,1 2697,8 2653,6 2565,6 2490,7
в т.ч. в трудоспособном возрасте 1465,5 1522,9 1591,4 1628,1 1549,1
Городское население 1533,7 1400,5 1387,8 1371,4 1330,3
в т.ч. в трудоспособном возрасте 894,7 837,9 874,8 895,8 852,3
Сельское население 1107,4 1297,3 1265,8 1194,2 1160,4
в т.ч. в трудоспособном возрасте 570,8 685,0 716,6 732,3 696,8
Источник: данные Росстата.
Таблица 2
Естественное движение населения Алтайского края, тыс. человек
Показатели 1990 1995 2000 2005 2009
Все население
Число родившихся 34,2 23,3 24,7 26,4 30,9
Число умерших 29,3 39,6 37,8 42,6 35,8
в т.ч. в трудоспособном возрасте 7,5 11,8 9,8 13,6 9,7
Естественный прирост 4,9 -16,3 -13,1 -16,2 -4,9
Городское население
Число родившихся 19,0 11,2 12,1 14,0 16,9
Число умерших 16,1 20,4 18,8 21,9 17,5
в т.ч. в трудоспособном возрасте 4,3 6,6 5,3 7,4 4,8
Естественный прирост 2,9 -9,2 -6,7 -7,9 -0,6
Сельское население
Число родившихся 15,1 12,1 12,5 12,4 14,9
Число умерших 13,2 19,1 19,0 20,7 18,3
в т.ч. в трудоспособном возрасте 3,2 5,2 4,5 6,2 4,9
Естественный прирост 1,9 -7,0 -6,5 -8,3 -3,4
Источник: данные Росстата.
собствовало увеличение числа женщин наиболее активного детородного возраста - от 20 до 35 лет, повышение интенсивности деторождения в возрастных группах 25-29 и 30-34 лет и введение материнского капитала.
Если динамика рождаемости отражается на формировании рынка труда главным образом в отдаленной перспективе (через 15-25 лет), то рост или падение показателей смертности работающего населения непосредственно влияют на формирование спроса на рабочую силу.
В 2009 г. число умерших в Алтайском крае превысило 35 тыс. человек, в трудоспособном возрасте умерло 9,7 тыс. человек, коэффициенты смертности составили 14,3 и 6,3% соответственно. Показатели смертности в регионе несколько выше среднесибирских и ниже общероссийских.
В динамике смертности можно выделить четыре периода. Период с 1990 по 1994 г. ознаменовался небывалым ростом смертности населения. Он был вызван как увеличением возрастных интенсивностей смертности, так и повышением доли лиц старших возрастов в структуре населения. Среднегодовой
темп прироста числа смертей в Алтайском крае в эти годы составил 7,4%, максимальный прирост отмечен в 1994 г. - 19,4%. Рост смертности наблюдался во всех возрастных группах, но наиболее интенсивно он происходил в группах 20-24, 35-39 и 40-49 лет -число умерших в этих группах возросло в два и более раза. Среди причин смертности доминировали болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, несчастные случаи, отравления и травмы -их суммарная доля в общей структуре смертности превышала 70%.
В 1995-1998 гг. появились признаки улучшения некоторых демографических показателей. В этот период отмечено сокращение смертности в большинстве возрастных групп, снижение экзогенной (от несчастных случаев, отравлений, травм, убийств и самоубийств) и младенческой смертности, а также более высокие среднегодовые темпы снижения смертности мужчин. Наибольшее сокращение смертности наблюдалось среди населения в возрасте 35-44 и 55-59 лет.
В 1999 г. возобновились неблагоприятные тенденции в динамике смертности. Они продолжались 7 лет и коснулись почти всех возрастных групп, мужчин
и женщин, городского и сельского населения. Высокими темпами (свыше 7% в год) увеличивалась смертность от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений и травм; более низкими (2,3%) - от инфекционных и паразитарных болезней; смертность от онкологических заболеваний стабилизировалась и даже несколько снизилась.
С 2006 г. наблюдается снижение индикаторов смертности, вызванное повышением уровня жизни населения и проведением активной демографической политики, в частности реализацией приоритетных национальных проектов и программы «Демографическое развитие Алтайского края».
Отметим, что в анализируемый период в результате смертности населения в трудоспособном возрасте освобождалось от 7 до 14 тыс. рабочих мест в год, и если наметившиеся благоприятные тенденции в естественном движении населения сохранятся, то в перспективе дополнительный спрос на рынке труда по этой причине будет сокращаться.
Существенное влияние на процесс формирования населения и трудовых ресурсов Алтая оказывает миграция. В рассматриваемый период ее характерными чертами стали динамизм, многообразие, асимметричность, инновационность, проявляющиеся в неустойчивой структуре миграционных связей региона, частой смене трендов в территориальных перемещениях населения, существенной асимметрии встречных миграционных потоков, появлении новых форм и направлений миграции, изменении ее механизмов, фор-
мировании специфических моделей миграционного поведения населения. Кардинальной трансформации подверглись миграционные процессы как в городских поселениях, так и в сельской местности.
Если обратиться к общим показателям миграции, то в динамике валовой миграции наблюдались крайне неустойчивые тенденции. За последние двадцать лет периоды роста территориальной мобильности населения и ее снижения неоднократно сменяли друг друга. При этом траектории изменения числа прибывших и выбывших в основном совпадали. Динамика миграционного оборота определялась главным образом миграцией населения в пределах России и со странами ближнего зарубежья.
В настоящее время миграционная активность населения края очень низка. Если в девяностые годы в территориальных перемещениях участвовало около 200 тыс. человек в год, то сегодня этот показатель снизился более чем в два раза. В 2009 г. на территорию края прибыло 43,0 тыс. человек, а выбыло 44,2 тыс., в то время как в 1990 г. - 103,3 и 94,1 тыс. человек соответственно (табл. 3). Сокращение миграционного оборота происходило за счет уменьшения количества как прибытий, так и выбытий, вызванных относительным ухудшением социально-экономической ситуации в регионе, частичным использованием миграционного потенциала стран нового зарубежья для Алтайского края и перераспределением части потенциальных иммигрантов на Алтай в Кемеровскую и Новосибирскую области.
Таблица 3
Миграция населения Алтайского края, тыс. человек
Показатели 1990 1995 2000 2005 2009
Все население
Прибывшие 103,3 102,6 72,7 50,5 43,0
Выбывшие 100,3 95,9 70,5 56,9 44,2
Миграционный прирост 3,0 6,7 2,2 -6,4 -1,2
Городское население
Прибывшие 56,8 45,9 33,4 22,7 20,5
Выбывшие 51,0 40,6 30,0 25,4 19,5
Миграционный прирост 5,8 5,3 3,4 -2,7 1,0
Сельское население
Прибывшие 46,5 56,7 39,3 27,8 22,5
Выбывшие 49,3 55,3 40,5 31,5 24,7
Миграционный прирост -2,8 1,4 -1,2 -3,7 -2,2
Источник: данные Росстата.
Миграционный прирост населения увеличивался в течение первых пяти лет исследуемого периода и являлся основным источником сохранения и увеличения демографического потенциала края. Однако в 1995 г. ситуация изменилась - положительное сальдо миграции по сравнению с предшествующим годом сократилось почти в три раза, приток мигрантов
в Алтайский край впервые с 1992 г. не компенсировал естественную убыль населения. В дальнейшем миграционный прирост населения в крае неуклонно продолжал сокращаться, а в 2001 г. он сменился на миграционную убыль, среднегодовое значение которой в последнее десятилетие составило 5,2 тыс. человек.
Миграция населения оказывает существенное влияние на формирование предложения рабочей силы. И хотя численность прибывающего в регион населения сокращается, она по-прежнему составляет значительную величину. Среди мигрирующего населения 75-85% составляют лица в трудоспособном возрасте, в то время как среди всего населения - 63%. При этом пик миграционной подвижности приходится на лиц в возрасте 16-29 лет. Анализ результатов социологических опросов показывает, что из числа пребывающих в Алтайский край мигрантов в трудоспособном возрасте на работу устраивается 78% мужчин и 75% женщин. По нашей оценке, в 1990-2009 гг. предложение рабочей силы в крае увеличивалось за счет миграции в среднем в год почти на 60 тыс. человек. При сохранении тенденций, сложившихся в механическом движении населения, в ближайшей перспективе ежегодный приток рабочей силы на рынок труда в результате территориального перераспределения может составить от 30 до 40 тыс. человек.
Описанные выше демографические процессы привели к изменению половозрастного состава населения края. В распределении населения края по полу
Возрастная структура на
в 2009 г. доля женщин составляла 53,7%, а мужчин -46,3%, т.е. на тысячу мужчин в крае приходилось 1161 женщин. Такой перекос в сторону женского населения до недавнего времени обеспечивался в основном за счет старших возрастных групп, однако сегодня во всех когортах старше 20 лет женщин больше, чем мужчин, и с возрастом их преобладание увеличивается.
В возрастной структуре населения в анализируемый период преобладала тенденция роста численности и удельного веса населения в трудоспособном возрасте и старше и сокращение абсолютных и относительных показателей детского населения. За 1990-2009 гг. население трудоспособного возраста увеличилось на 5,7% и превысило 1549 тыс. человек, а его доля возросла с 55,5 до 62,2% (табл. 4). Численность лиц пенсионного возраста увеличилась в эти годы с 492,6 до 538,4 тыс. человек, или на 9,3%, а их удельный вес в населении региона возрос на
3,3 п.п. Темп сокращения числа детей и подростков в рассматриваемый период превысил 40%, их доля в общей численности населения уменьшилась с 25,9 до 16,2%, а их численность - с 683,0 до 403,2 тыс. человек.
Таблица 4
ения Алтайского края, %
Показатели 1990 1995 2000 2005 2010
Все население
Моложе трудоспособного возраста 25,9 23,6 19,8 16,6 16,2
Трудоспособного возраста 55,5 56,5 60,0 63,5 62,2
Старше трудоспособного возраста 18,6 19,1 20,2 19,9 21,6
Городское население
Моложе трудоспособного возраста 24,6 22,1 18,2 15,5 15,1
Трудоспособного возраста 58,3 59,8 63,1 65,3 64,1
Старше трудоспособного возраста 17,1 18,1 18,7 19,2 20,8
Сельское население
Моложе трудоспособного возраста 27,7 25,3 21,5 17,6 17,4
Трудоспособного возраста 51,5 52,8 56,6 61,3 60,0
Старше трудоспособного возраста 20,8 21,9 21,9 21,1 22,6
Источник: данные Росстата.
Структура и движение определенных категорий населения оказывают существенное влияние на формирование рынка труда и его главных компонентов. В настоящее время в сферу труда поступает рабочая сила, родившаяся в начале 90-х гг. ХХ в. Эти годы отличались крайне низким уровнем рождаемости, в связи с чем на рынок труда приходит сравнительно малочисленная категория молодежи. Чтобы оценить ее количественно, необходимо знать возрастной состав этого контингента и его распределение между сферами образования, экономики и обороны. В структуре распределения выпускников школ по видам деятельности наблюдается тенденция увеличения доли молодежи, продолжающей учебу по очной форме обучения,
а также нигде не работающей и не обучающейся, и сокращение удельного веса выпускников, поступающих на работу.
По данным Росстата, в 2009 г. аттестат об основном общем образовании в Алтайском крае получили 19,2 тыс. человек. Из них 66% продолжили обучение в 10-х классах, 12% - поступили в учреждения начального и среднего профессионального образования, 17% - на работу, и почти 5% пополнили «армию» безработных и экономически неактивного населения. Из выпускников 11-х классов на рынок труда пришли 5,1 тыс. человек, а из учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования - 33,2 тыс. человек. В ближайшие десять лет из сферы об-
разования на рынок труда будет приходить от 30 до 35 тыс. человек в год.
Непосредственно в 2009 г. пенсионного возраста достигли 17,3 тыс. человек, из них 76% оставили работу. С учетом коэффициента сменности в результате выхода на пенсию было освобождено 14,5 тыс. рабочих мест. Если сложившиеся пропорции в занятости пенсионеров сохранятся и в дальнейшем, то по причине выхода на пенсию с учетом демографических прогнозов в перспективе будет освобождаться от 17 до 20 тыс. рабочих мест.
Более 80% поступающих на работу составляют участники вторичного распределения рабочей силы. Главной составляющей этого процесса выступает текучесть кадров. В рассматриваемый период текучестью кадров в крае было охвачено ежегодно 250-300 тыс. человек. В перспективе с учетом сокращения населения в трудоспособном возрасте и тенденций в изменении коэффициента текучести эта величина может составлять 240-290 тыс. человек. Примерно таким же будет дополнительный спрос на рабочую силу. Предложение на рынке труда в результате текучести может составить 180-260 тыс. человек.
Важнейшим направлением формирования предложения рабочей силы является высвобождение работников, которое происходит в результате структурных преобразований в экономике и ликвидации убыточных и низкорентабельных предприятий. При исследовании вопросов взаимосвязи структурных изменений в экономике региона и рынка труда представляется целесообразным рассмотреть основные пропорции в распределении занятых по отраслям (видам экономической деятельности), формам собственности, размерам предприятий и возможные изменения этих пропорций в перспективе.
В анализируемый период отраслевые акценты в занятости постепенно смещались от производства к сфере услуг. Сокращение численности занятых отмечалось в большинстве отраслей производственной сферы, но особенно значительным оно было в строительстве (почти в 3 раза) и промышленности (в 2 раза). В сельском хозяйстве численность занятых оставалась относительно стабильной, однако в последние годы и здесь наблюдается сокращение. В торговле зафиксирован значительный рост занятости. В непроизводственной сфере постоянный рост занятости отмечался в таких областях деятельности, как управление (на 53,9%), финансы, кредит и страхование (на 49,5%). В здравоохранении, физкультуре и социальном обеспечении численность занятых оставалась относительно стабильной. В других отраслях занятость уменьшалась, при этом наибольшее сокращение произошло в науке и научном обслуживании (почти в 5 раз), культуре и искусстве (на 28%).
Преобразование отношений собственности значительно сократило масштабы и влияние госу-
дарственного сектора в экономике Алтайского края и ликвидировало преимущественную концентрацию рабочей силы на предприятиях государственной и муниципальной собственности. В 2008 г., по данным баланса трудовых ресурсов, в государственном секторе экономики региона было занято 359,6 тыс. человек, а в частном секторе - 674,2 тыс., из них 61,3% составляли работники частных предприятий, 35,2% -занятые индивидуальной трудовой деятельностью и по найму у отдельных граждан, 3,5% - работники крестьянских (фермерских) хозяйств, включая наемных работников. По сравнению с 1990 г. число работающих на государственных предприятиях уменьшилось на 910,8 тыс. человек, а на предприятиях других форм собственности увеличилось на 582,5 тыс. человек, т.е. сокращение занятости в государственном секторе не компенсировалось приростом занятости в частном секторе, общественных организациях, на совместных предприятиях и предприятиях со смешанной формой собственности. Однако, по мнению экспертов, частный сектор экономики края является и будет являться в перспективе основным источником дополнительного спроса на рабочую силу.
Формирование эффективной занятости связывается в современных условиях с демонополизацией экономики как основы организации конкурентного рыночного хозяйства. Одним из направлений разрушения монополии крупного производства является развитие малого предпринимательства. По данным Алтайкрайстата, в 2009 г. в регионе насчитывалось 27,6 тыс. предприятий малого бизнеса с численностью занятых 169,0 тыс. человек, без работников крестьянских (фермерских) хозяйств, внешних совместителей и лиц, занятых по договорам гражданско-правового характера. Соотношение удельных весов занятых и объемов производства на малых предприятиях в соответствующих общекраевых показателях свидетельствует о том, что эффективность живого труда в малом бизнесе существенно ниже среднекраевого уровня (в 2009 г. 15% занятых малым предпринимательством произвели 9,1% продукции).
По нашей оценке, в 2009 г. в результате структурных преобразований было высвобождено 31,5 тыс. человек. Если тенденция в изменении численности и структуры занятых сохранится, то в перспективе ежегодно из сферы экономики в связи с сокращением численности будет выбывать от 30 до 42 тыс. человек.
Дополнительный спрос на рынке труда определяется незанятыми рабочими местами, оставшимися вакантными в предыдущий период, вновь созданными рабочими местами и освободившимися в текущем периоде в результате увольнений работников и их естественной убыли. В 2009 г. вакансии предыдущего года составили 4,4 тыс., новых рабочих мест введено было 12,2 тыс., 24,2 тыс. рабочих мест освободилось в результате выхода на пенсию и смертности на-
селения в трудоспособном возрасте, 291,5 тыс. -в результате увольнения работников по собственному желанию.
Базой для определения количества и структуры рабочих мест в перспективе являются основные фонды. В 2009 г. стоимость основных фондов в Алтайском крае составляла 634,4 млрд рублей, степень их износа - 51,3%, коэффициент обновления - 6,4%, фондовооруженность - 563 тыс. рублей на человека. За последние 5 лет основные фонды увеличились на 10,8%, а фондовооруженность - на 16,0%. Инвестиции в основной капитал за этот же период возросли на 103,8%, за предыдущее пятилетие - на 66,2%, а в 1997-1999 гг. - на 21,1%, что свидетельствует
о крайне низкой их эффективности и темпах материализации в основных фондах и рабочих местах. При сохранении сложившихся тенденций ежегодный ввод рабочих мест не будет превышать 12 тысяч.
По нашей оценке, дополнительное предложение рабочей силы на рынке труда Алтайского края в 2009 г. составило 494,1 тыс. человек, а дополнительный спрос - 332,3 тыс. человек. Предложение превышало спрос на 161,8 тыс. По данным Росстата, число безработных в этом году было равно 157,7 тыс. человек, разница между расчетным и фактическим показателями составила 2,5%. В таблице 5 представлена структура неудовлетворенного спроса и предложения на региональном рынке труда.
Таблица 5
Структура спроса и предложения на алтайском рынке труда в 2009 г.
Источник формирования предложения рабочей силы % Источник формирования спроса на рабочую силу %
Незанятое трудоспособное население на начало года 27,6 Вакансии предыдущего года 1,3
Вступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образования 7,6 Ввод новых рабочих мест 3,7
Миграция трудоспособного населения 7,1 Рабочие места, освободившиеся в результате естественной убыли 7,3
Текучесть кадров 51,3 Рабочие места, освободившиеся в результате увольнений работников 87,7
Работники, высвобождаемые из организаций 6,4
Итого 100 Итого 100
Источник: расчеты авторов.
Динамичный характер изменений в российском обществе, неопределенность перспектив социальноэкономического развития России в целом и ее отдельных регионов, а также информационные ограничения делают весьма труднодостижимым сколько-нибудь точный прогноз регионального рынка труда на ближайшие десять лет. В этих условиях оценить перспективы его развития можно только на уровне сценарного описания и самых общих количественных оценок. В прогнозируемый период, в зависимости от состояния экономики и социальной сферы, типа и характера преобразований в народном хозяйстве, тенденций в демографическом воспроизводстве, проводимой социально-экономической и демографической политики ситуация на рынке труда Алтайского края может развиваться по нескольким сценариям, различающимся как общими параметрами занятости и безработицы, так и их структурными характеристиками. Остановимся на трех из них (табл. 6).
Первый вариант развития - инерционный. Он основан на гипотезах изменения демографического потенциала края, заложенных в аналогичном сценарии демографического прогноза, и сохранения тенденций в социально-экономическом развитии региона,
сложившихся в 2000-е гг. При этом предполагается, что доля работающих пенсионеров и подростков останется до конца прогнозного периода на современном уровне. Численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми, будет изменяться пропорционально изменению числа детей в возрасте до 3 лет. Распределение трудовых ресурсов между экономикой, сферой образования, вооруженными силами, домашним и личным подсобным хозяйством, а также степень участия населения в рабочей силе сохранятся на современном уровне.
Экономический кризис завершился, наметившийся экономический рост продолжится и в дальнейшем. При этом среднегодовые темпы прироста промышленного производства составят 4,7%, сельскохозяйственного - 3,2%, объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, - 2,7%. Производительность труда в этих секторах экономики будет расти опережающими темпами, в связи с чем число занятых в них будет сокращаться. Занятость в отраслях непроизводственной сферы сократится незначительно. Интенсивность движения рабочей силы, процессы ее высвобождения из экономики и создание новых рабочих мест сохранятся на современном уровне.
Таблица 6
Прогноз рынка труда Алтайского края, тыс. человек
Предложение рабочей силы 2015 2020 Спрос на рабочую силу 2015 2020
Инерционный вариант
Незанятое трудоспособное население на начало года 87,4 86,1 Вакансии предыдущего года 5,7 6,8
Вступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образования 33,8 34,7 Рабочие места, освободившиеся в результате естественной убыли 27,8 26,3
Миграция трудоспособного населения 30,9 31,3 Ввод новых рабочих мест 10,3 11,9
Работники, высвобождаемые из организаций 35,7 34,5 Рабочие места, освободившиеся в результате увольнений работников 287,6 285,8
Текучесть кадров 253,5 251,6
Итого 441,3 438,2 Итого 331,4 330,8
Превышение предложения над спросом 109,9 107,4
Пессимистический вариант
Незанятое трудоспособное население на начало года 152,3 150,4 Вакансии предыдущего года 3,9 4,3,
Вступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образования 31,2 32,6 Рабочие места, освободившиеся в результате естественной убыли 29,0 28,2
Миграция трудоспособного населения 17,9 19,2 Ввод новых рабочих мест 4,8 6,5
Работники, высвобождаемые из организаций 43,6 41,1 Рабочие места, освободившиеся в результате увольнений работников 267,4 264,1
Текучесть кадров 228,4 225,7
Итого 473,4 469,0 Итого 305,1 303,1
Превышение предложения над спросом 168,3 165,9
Оптимистический вариант
Незанятое трудоспособное население на начало года 61,3 60,7 Вакансии предыдущего года 9,5 10,7
Вступившие в трудоспособный возраст и выпускники сферы образования 32,8 33,1 Рабочие места, освободившиеся в результате естественной убыли 25,6 24,8
Миграция трудоспособного населения 31,5 32,6 Ввод новых рабочих мест 21,8 23,5
Работники, высвобождаемые из организаций 37,4 36,8 Рабочие места, освободившиеся в результате увольнений работников 290,9 289,6
Текучесть кадров 258,1 257,5
Итого 421,1 420,7 Итого 347,8 348,6
Превышение предложения над спросом 73,3 72,1
Источник: расчеты авторов.
Согласно прогнозным расчетам в 2020 г. численность экономически активного населения в Алтайском крае по инерционному варианту составит 1119 тыс. человек, а занятых - 1012 тыс. человек. Убыль населения в трудоспособном возрасте в сочетании со стабильным экономическим ростом уменьшит основ-
ные диспропорции на рынке труда, и уровень общей безработицы не будет превышать 10%.
Второй вариант - пессимистический. Он основан на соответствующем сценарии демографического воспроизводства и предположении о том, что выход из кризиса будет более медленным, периоды некоторого
оживления экономики и ее падения будут сменять друг друга вплоть до 2020 г. Последнее приведет к еще большему (по сравнению с инерционным вариантом) сокращению занятости в производственной сфере
и, как следствие, к обострению проблемы занятости мужчин. Реализация социальных реформ пойдет по пути значительного сокращения занятости в образовании, здравоохранении, культуре и других отраслях социальной инфраструктуры, что в первую очередь отразится на занятости женщин. Уменьшится число ученических мест. Текучесть кадров, инвестиции в основной капитал и ввод новых рабочих мест сократятся, а высвобождение рабочей силы по экономическим причинам увеличится. Все это, несмотря на значительное уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте, приведет к относительному увеличению предложения рабочей силы, усилению напряженности и росту безработицы на рынке труда.
При таком варианте развития численность экономически активного населения в прогнозируемый период уменьшится на 230 тыс. человек и составит в 2020 г. 1053 тыс. человек, удовлетворенный спрос будет равен 887 тыс. человек, дисбаланс на рынке труда, или число безработных, составит 167 тыс. человек.
Третий вариант развития - оптимистический. По этому сценарию предполагается, что в среднесрочной перспективе демографический кризис будет преодолен, и с 2016 г. ожидается постепенный рост населения в трудоспособном возрасте. В результате модернизации экономики, реализации проектов «Алтайское Приобье» и «Бирюзовая Катунь», развития фармацевтического кластера и прочего начнется постепенное наращивание темпов экономического развития. В большинстве отраслей материального производства процессы высвобождения рабочей силы и ее дополнительного привлечения будут носить более динамичный характер. В целом ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал, ввод новых рабочих мест и увеличение спроса на рабочую силу. Реформы в социальной сфере приведут не к сокращению здесь занятости, а к снижению трудовой нагрузки работников этой сферы до научно обоснованных нормативов. Повышение уровня оплаты труда и пенсий позволит не работать большему числу пенсионеров и подростков. С ростом рождаемости увеличится и число женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми. Изменение численности учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства, будет происходить пропорционально изменению численности населения в младшем трудоспособном возрасте (16-25 лет). В соответствии с оптимистическим сценарием в 2020 г. численность экономически активного населения составит 1150 тыс. человек, занятых - 1078 тыс. человек, безработица приблизится к естественному уровню и будет равна 6,3%.
Для реализации более оптимистических сценариев развития необходимо осуществить комплекс мер, направленных на повышение эффективности политики занятости в регионе, развитие экономики и расширение спроса на рабочую силу, формирование эффективного предложения, совершенствование пространственной организации производства и повышение территориальной мобильности рабочей силы, совершенствование ценообразования и активизацию экономического поведения населения на рынке труда.
С целью совершенствования механизмов регулирования регионального рынка труда необходимо а) изменить концептуальный подход к политике занятости и рассматривать ее как ядро всей социальноэкономической политики в регионе; б) усилить координацию деятельности региональных органов управления по регулированию совокупного рынка труда в рамках программ содействия занятости населения; в) создать надежную информационноаналитическую основу политики занятости в регионе. В рамках мониторинга мероприятий содействия занятости следует расширить список учитываемых мероприятий содействия занятости за счет мер, не включаемых сегодня в соответствующие программы, дополнить перечень анализируемых индикаторов финансовыми показателями, регулярно осуществлять прогноз рынка труда на средне- и долгосрочную перспективу, в структуре мониторинга выделить инновационные мероприятия с целью их изучения и распространения на другие территории. При этом, с нашей точки зрения, нужно упростить процедуру согласования финансовых вопросов с вышестоящими органами, ужесточить отдельные положения Закона о занятости населения в РФ и принять ряд новых федеральных и региональных законов, в частности «О занятости молодежи», «О занятости населения в сельской местности», «О финансировании программ активной политики занятости».
Расширение спроса на рабочую силу предполагает сохранение и повышение эффективности функционирования имеющихся рабочих мест и создание новых, особое внимание здесь необходимо уделить поддержке крупных и средних предприятий отраслей специализации, способных производить конкурентную продукцию, а также предприятий малого бизнеса. Важно усилить присутствие государства в аграрном секторе экономики, расширить госзаказ на основные виды продукции, разработать механизмы активизации участия алтайских сельхозпроизводителей в зерновых торгах, способствовать развитию интеграционных связей в агропромышленном комплексе края. Особый акцент целесообразно сделать на поддержке личных подсобных хозяйств, в первую очередь в селах, не имеющих относительно крупных работодателей. С целью сохранения и развития рабочих мест в про-
мышленности необходимо оптимизировать структуру промышленного сектора экономики региона, развивать инновационные высокотехнологичные производства, расширить рынки сбыта.
Для реализации выделенных направлений требу ет-ся улучшить инвестиционный климат в регионе путем предоставления льгот по налогообложению прибыли, направляемой на развитие производства, частичной компенсации банковской ставки предприятиям при использовании ими кредитных средств на реализацию высокоэффективных проектов, сформировать лизинговый фонд, разработать механизмы привлечения средств населения для инвестиций в основной капитал. Особые льготы нужно предусмотреть при создании специальных предприятий и специальных рабочих мест для инвалидов.
Эффективное предложение на рынке труда должно быть сбалансированным со спросом на рабочую силу в количественном и качественном аспектах и обеспечивать устойчивое развитие экономики региона. Единственным источником пополнения трудового потенциала региона в ближайшие пять лет может быть только миграция, следует осуществить комплекс мер по привлечению в край иммигрантов, в первую очередь молодых, высококвалифицированных, образованных. Для повышения качества трудовых ресурсов, быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда и удовлетворения спроса на рабочую силу необходимо повысить уровень и качество профессиональной подготовки населения и содействовать распространению в крае системы непрерывного профессионального образования. Особое внимание следует уделить подготовке молодых специалистов и квалифицированных рабочих, их закреплению в реальном секторе экономики, а также обучению, специальной подготовке и профессиональной реабилитации лиц, особо нуждающихся в социальной защите, обеспечению квалифицированными кадрами
предприятий, с трудом встраивающихся в рыночную экономику.
Для совершенствования ценообразования на рынке труда целесообразно разработать ряд новых социальных стандартов в области оплаты труда, определить объективно обусловленную цену рабочей силы в регионе, привести величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствие с реальными затратами на воспроизводство рабочей силы, обосновать отраслевые нормативы затрат на рабочую силу в совокупных издержках на производство продукции и оказание услуг. Необходимо осуществить комплекс мер по устойчивому росту реальной заработной платы, доведению минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума, устранению неоправданно высокой дифференциации в оплате труда. При этом последовательно сокращать разрыв между достигнутыми показателями и социальными нормативами, с тем, чтобы в обозримом будущем его ликвидировать. Особое внимание следует уделить созданию условий для своевременной выплаты заработной платы.
При реализации выделенных направлений совершенствования политики регулирования регионального рынка труда необходимо установить разумный баланс интересов между федеральным центром, региональными и местными органами власти, предприятиями и населением. При этом надо отдавать себе отчет в том, что усиление позиций государственных и муниципальных органов власти в регулировании регионального рынка труда может привести и к негативным последствиям. Однако опыт последних двадцати лет показал, что рынок не в состоянии решать долговременные стратегические задачи в области научно-технического прогресса, в демографической политике, подготовке высококвалифицированных кадров, защите социально уязвимых групп рабочей силы и не способен установить справедливую систему социально-трудовых отношений.
Библиографический список
1. Маслова И. Эффективная занятость и рынок рабочей силы // Вестник статистики. - 1990. - №12.
2. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. - М., 2001.
3. Шнипер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект. - Новосибирск, 1993.
4. Преодоление (материалы Международной весенней школы «Социальные эксклюзии в переходном обществе: пути преодоления»). - Новосибирск 2000.
5. Радаев В.В. Что такое рынок: экономико-социологический подход. - М., 2006.