РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

ББК 65.497
И. П. Ковцева
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Экономический потенциал региональных систем России различается в значительной степени. Анализ региональных экономических систем показывает, что наблюдается существенная диспропорция как отраслевого состава, так и уровня развития инновационного потенциала. Углубление региональной диспропорции российской экономики связано, в частности, с особенностями региональной специфики систем высшего профессионального образования [1]. Даже учитывая слабое развитие конкурентных механизмов в системе высшего профессионального образования, вузы крупных профицитных регионов, как правило, не только обладают более высоким ресурсным потенциалом, но и располагают лучшими возможностями для инновационного развития и внедрения новых перспективных инструментов сопровождения. Более того, эти вузы «притягивают» наиболее перспективный кадровый потенциал, а за счет внутренней конкуренции между вузами в этих регионах обеспечивается более высокий уровень качества кадров.
Тем самым крупные вузы наиболее экономически развитых регионов отбирают перспективные ресурсы, которые в будущем стимулируют дальнейшее развитие этих региональных экономических систем. Даже несмотря на изменение показателей доступности высшего образования, вследствие чего у абитуриентов из удаленных регионов появилась большая возможность поступления в престижные вузы крупных регионов, кадровая ситуация в регионах меняется слабо. Действительно, способные студенты из удаленных регионов в большинстве случаев стараются остаться в регионах обучения, и пополнение кадрового состава крупных вузов происходит в частности и за их счет. Студенты, поступившие на высоко востребованные программы, вследствие нарушений в приеме единого государственного экзамена и других теневых фактов развития системы образования, как правило, не способны к нормальному обучению и не представляют интереса ни для обеспечения экономического потенциала региона обучения, ни - региона проживания.
В то же время региональные экономические системы часто остро нуждаются в подготовке узких специалистов, специфика подготовки которых не всегда может быть учтена престижными вузами крупных регионов. Тем самым, на региональные системы высшего профессионального образования накладываются дополнительные задачи адаптации профессиональных компетенций выпускника к специфике регионального рынка труда.
Развитие же кадрового потенциала по отсутствующим в регионе профессиональным направлениям возможно за счет использования программ льготного и совмещенного с бизнесом типа образовательного кредитования и различных форм стратегических альянсов, позволяющих региональному вузу войти в объединение образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих совместную партнерскую деятельность. Использование указанных инструментов сопровождения системы высшего профессионального образования позволит региональным экономическим системам привлекать студентов возможностью получения престижного образования в крупных регионах страны при условии компенсации доли затрат на образование из средств региональных предприятий, где выпускники будут работать в течение оговоренного периода по договору кредитования [2]. Аналогичные договоры могут быть разработаны как по системе льготного, так и по системе совмещенного образовательного кредитования. В случае льготного кредитования вводится дополнительное ограничение на список вузов и образовательных программ, а доля затрат региональных предприятий снижается за счет государственных субсидий.
Включение в стратегические альянсы позволит региональному вузу шире задействовать собственные возможности и привлечь ресурсы альянса на реализацию собственных проектов. В то же время в рамках стратегического альянса каждый участник должен отчетливо обосновать свой вклад в достижение стратегических целей альянса, т. е. такая форма кооперации накладывает на региональный вуз гораздо более жесткие обязательства, требует от него значительных преобразований всех структур и качественных изменений по всем видам деятельности [3]. Не всегда региональные вузы способны к таким преобразованиям, как с точки зрения ресурсного потенциала, так и с точки зрения действительных целей развития.
Наиболее простым для регионального вуза становится путь ориентации на конкретные потребности региона и формирование своей образовательной ниши на рынке. Развитие и укрепление такой ниши позволят вузу не только обеспечить свою конкурентоспособность в условиях конкуренции за ресурсы (как государственные заказы, так и любые формы привлечения дополнительных финансовых ресурсов), но и способствовать росту экономического потенциала региона, в котором он работает и на который ориентирует свою нишу.
В настоящее время Мурманский государственный технический университет (МГТУ) является ярким примером таких «нишевых» вузов. С одной стороны, в регионе это вуз с наиболее сильным имиджем и сложившейся научной базов, с другой стороны, конкурировать с престижными вузами Москвы и Санкт-Петербурга он не может.
В течение длительного периода наблюдается тенденция к медленной утечке кадров из Мурманска и Мурманской области. Это связано как с неадекватной экономической ситуацией в регионе, которая в последние годы начинает стабилизироваться, так и с неадекватными климатическими условиями региона. Отток кадров идет фактически постоянно. Высококвалифицированные кадры уезжают на работу главным образом на предприятия Санкт-Петербурга и Калининграда, поэтому даже при стабилизировавшейся демографической ситуации в регионе (в 2007 г. наблюдался пик рождаемости, далее идет медленный спад), кадровое обеспечение предприятий региона недостаточно.
Основные направления экономического развития региона за последние 20 лет претерпели некоторые изменения: так, фактически исчезло направление добычи и обработки рыбы, которое в советский период было одним из перспективных. В настоящее время большинство рыболовецких судов работают на норвежских нанимателей и сдают улов в портах Норвегии, что обусловлено более выгодными для них условиями. Фактически в настоящее время коммерческая рыбодобыча в регионе отсутствует.
В настоящее время экономический потенциал региона Мурманска и Мурманской области обеспечивают: Мурманский морской порт, ОАО «Апатит», Ковдорский горно-обогатительный комбинат, Кандалакшский алюминиевый завод, порт Кандалакша, Штокмановское месторождение, Приразломное газовое месторождение. Все эти предприятия обеспечивают работу в добывающей и обогатительной сфере, а также осуществляют транспортировку грузов.
Следовательно, кадровое обеспечение региона требует прежде всего специалистов морских, добывающих, инженерно-технических направлений. Особенно престижными считаются специализации, обеспечивающие работу в нефтегазовой сфере. Из спектра юридических, экономических и управленческих специальностей больше всего востребованы специалисты в области логистики, бухгалтерского учета, экономики и управления на транспорте, таможенного и коммерческого права. В то же время ведущие предприятия региона не удовлетворены качеством подготовки выпускников в регионе по ряду важных для них направлений подготовки, что заставляет их привлекать специалистов, подготовленных в ведущих вузах страны. Приток специалистов в Мурманск осуществляется в основном за счет высококвалифицированных специалистов нефтегазовой отрасли.
Анализ экономической ситуации в регионе показывает, что развитие экономического потенциала существенно тормозится за счет неадекватной кадровой ситуации в регионе. Кадровый потенциал региона имеет выраженную специфику, что позволяет предполагать наличие высоких перспектив повышения экономического потенциала региона за счет реализации в крупнейших региональных вузах новых инструментов сопровождения высшего профессионального образования.
Мурманский государственный технический университет - это действительно крупнейший вуз региона, конкурентами которого являются только Мурманский государственный гуманитарный университет и негосударственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский гуманитарный институт». По мнению экспертов, в МГТУ сосредоточен наиболее сильный кадровый состав, кроме того, вуз имеет собственные диссертационные советы, что резко выделяет его среди конкурентов. Ситуация с набором в МГТУ отличается устойчивостью, высокую долю составляет платный набор - около 50 %, и эта ситуация остается неизменной в течение длительного времени. Анализ распределения по специальностям и направлениям подготовки показывает высокий уровень предпочтения при платном зачислении экономических, управленческих (прежде всего, логистики) и юридических направлений. Устойчивым интересом пользуются и профессиональные направления, позволяющие найти работу в нефтегазовой отрасли.
В то же время анализ выпуска и трудоустройства по МГТУ показывает, что большая доля выпускников внебюджетного набора, особенно по экономическим, управленческим и юридическим направлениям, остаются нетрудоустроенными. Опрос ведущих работодателей региона по-
казывает, что выпускники направлений, обеспечивающих нефтегазовую отрасль, в среднем имеют неудовлетворительный уровень компетенций, что заставляет их привлекать специалистов из других регионов. Работодатели, несущие серьезные финансовые потери от привлечения дорогостоящих для них специалистов, заинтересованы в развитии тесных отношений с МГТУ.
Таким образом, в регионе существует высокая потребность в эффективной модернизации системы высшего профессионального образования, в частности за счет внедрения новых инструментов сопровождения высшего профессионального образования. Внедрение таких инструментов на уровне крупных региональных вузов позволит развить тесное взаимодействие с бизнес-партнерами и улучшить социальную ситуацию в регионе (в этом секторе в среднем более низкие доходы, что снижает интерес к ним со стороны выпускников). Применение новых инструментов сопровождения на базе МГТУ обеспечит реальный рост конкурентоспособности вуза и всей региональной системы высшего профессионального образования, а также эффективное кадровое снабжение ведущих предприятий региона. Применение новых моделей сопровождения способно уменьшить отток специалистов и развитие важных для работодателей региона профессиональных компетенций (в частности, в нефтегазовой сфере). Тем самым станет возможно осуществлять подготовку специалистов по всем важным направлениям непосредственно в регионе. Оптимизация кадровой ситуации должна способствовать повышению экономического потенциала региона.
Действительно, модернизация региональных систем высшего профессионального образования в настоящее время должна осуществляться в жесткой взаимосвязи с потребностями региональной экономической системы [4]. Можно выделить основные направления анализа и модернизации региональной системы, которые позволят выявить приоритетные направления развития региональных вузов и обеспечат реальное развитие экономического потенциала региона:
1. Выявить основные предприятия региона, обеспечивающие формирование регионального экономического потенциала.
2. Выявить потенциальные направления развития экономического потенциала региона, по которым возможно осуществлять приоритетную подготовку кадров в регионе.
3. Выявить основные претензии работодателей к профессиональным компетенциям выпускников региональных вузов по направлениям, важным с точки зрения формирования экономического потенциала.
4. Выявить предпочтения потенциальных работодателей относительно формируемых в региональном вузе профессиональных компетенций.
5. Выявить основные социально-экономические проблемы региона, влияющие на степень развития экономического потенциала.
6. Оценить перспективы решения проблем социально-экономического развития региона за счет направленной модернизации региональных вузов.
7. Разработать программу мероприятий по совершенствованию системы сопровождения региональных вузов с учетом их ресурсного, инновационного и научно-исследовательского потенциала.
8. Выявить приоритетные с точки зрения работодателей региона направления модернизации региональных вузов.
9. Подготовить предложения о формировании стратегических альянсов, осуществлении фандрейзинговых проектов и применении системы образовательного кредитования (в частности, для органов управления образованием и местных органов власти).
10. Разработать системы оценки качества проектной деятельности вуза и индивидуального участия сотрудников вуза в этой деятельности.
11. Оценить степень заинтересованности потенциальных социальных и бизнес-партнеров в реализации конкретных проектов модернизации регионального вуза.
12. Осуществить пробные акции по интеграции с потенциальными партнерами или реализации региональных программ образовательного кредитования и произвести оценку их потенциала.
13. Выявить возможности вуза по участию в программах льготного образовательного кредитования.
14. Разработать бюджет модернизации вуза и оценить реальные перспективы ее реализации.
15. Выявить возможности внедрения новой модели сопровождения деятельности региональных вузов, с учетом полученной ранее информации.
Реализация предложенного алгоритма действий позволит осуществлять модернизацию региональных вузов в четкой привязке к потребностям и возможностям конкретного региона. Ориентация модернизации региональной системы высшего профессионального образования на конкретные потребности региона позволит региональным вузам обеспечить свой конкурентный ста-
тус и принимать активное участие в формировании экономической политики региона. В настоящих условиях для региональных вузов такая ориентация является единственно возможной, т. к. их возможности значительно ограничены и ориентация на лидерство для них недостижима.
Исходя из реальной ситуации, региональные вузы должны определить свою позицию в системе высшего профессионального образования и выделить свою нишу на рынке образовательных услуг [5]. Получив поддержку от местных органов власти, заинтересованных в стабилизации региональной социально-экономической ситуации и снижении уровня миграции из региона, региональные вузы могут получить потенциально высокие возможности по реализации инструментов сопровождения своей деятельности и оказывать действенное влияние на экономическое развитие региона. Возможности региональных вузов по взаимодействию с местными органами власти в среднем выше, чем в ведущих регионах страны. Это связано с тем, что концентрация вузов в этих регионах значительно ниже, а интерес со стороны ведущих вузов страны к проблемам конкретного удаленного региона достаточно слаб.
Тем самым представляется возможной модернизация региональных вузов, включающая внедрение новых инструментов сопровождения с учетом проблем и специфики экономического развития региона. Такой подход действительно открывает более высокие перспективные возможности по решению конкретных задач обеспечения конкурентоспособности регионального вуза и развития экономического потенциала региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенов В. С. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России: анализ, проблемы и перспективы. - М.: Экономика, 2010. - 204 с.
2. Матросов М. Б. Образовательный кредит в России: Проблемы и перспективы // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 3. - С. 137-147.
3. Мирсадиков Ф. Стратегические альянсы - элемент маркетинговых стратегий на рынке образовательных услуг // Маркетинг. - 2006. - № 4 (89). - С. 98-106.
4. Акулинин Ф. В., Пономарев М. А. Высшее образование как инструмент инновационного развития экономики России // Экономика образования. - 2010. - № 6. - С. 5-22.
5. Коробова Е. М. Стратегическое управление инновационной деятельностью высшего учебного заведения // Экономика образования. - 2010. - № 5. - С. 74-80.
Статья поступила в редакцию 12.03.2011
REGIONAL ASPECT OF MODERNIZATION OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION AS A DEVELOPMENT FACTOR OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION
I. P. Kovtseva
Nowadays regional economic systems are frequently in need of "narrow" specialists, whose training is not always taken into account by prestigious higher education institutions of large regions. Thus, regional systems of higher vocational education have additional tasks of the adaptation of professional competences of graduates to the specific character of the regional labor market. The realization of the offered algorithm will make it possible to accomplish modernization of regional higher education institutions, taking into account needs and possibilities of a specific region. The orientation of the modernization of the regional system of higher vocational education upon specific needs of the region will allow regional higher education institutions to provide their competitive status and to take an active part in the formation of the economic policy of the region.
Key words: development factor of the economic potential of the region; modernization of regional institutions of higher education; taking into account needs and possibilities of a specific region; new tools of the activity support of institutions of higher education; educational credit; strategic alliances of regional institutions of higher education with large enterprises of the region.