пїњ

–≈√»ќЌјЋ№Ќџ… ј—ѕ≈ “ ћќƒ≈–Ќ»«ј÷»» ¬џ—Ў≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я  ј  ‘ј “ќ– –ј«¬»“»я Ё ќЌќћ»„≈— ќ√ќ ѕќ“≈Ќ÷»јЋј –≈√»ќЌј

ЅЅ  65.497
». ѕ.  овцева
–≈√»ќЌјЋ№Ќџ… ј—ѕ≈ “ ћќƒ≈–Ќ»«ј÷»» ¬џ—Ў≈√ќ ѕ–ќ‘≈——»ќЌјЋ№Ќќ√ќ ќЅ–ј«ќ¬јЌ»я  ј  ‘ј “ќ– –ј«¬»“»я Ё ќЌќћ»„≈— ќ√ќ ѕќ“≈Ќ÷»јЋј –≈√»ќЌј
Ёкономический потенциал региональных систем –оссии различаетс€ в значительной степени. јнализ региональных экономических систем показывает, что наблюдаетс€ существенна€ диспропорци€ как отраслевого состава, так и уровн€ развити€ инновационного потенциала. ”глубление региональной диспропорции российской экономики св€зано, в частности, с особенност€ми региональной специфики систем высшего профессионального образовани€ [1]. ƒаже учитыва€ слабое развитие конкурентных механизмов в системе высшего профессионального образовани€, вузы крупных профицитных регионов, как правило, не только обладают более высоким ресурсным потенциалом, но и располагают лучшими возможност€ми дл€ инновационного развити€ и внедрени€ новых перспективных инструментов сопровождени€. Ѕолее того, эти вузы Ђприт€гиваютї наиболее перспективный кадровый потенциал, а за счет внутренней конкуренции между вузами в этих регионах обеспечиваетс€ более высокий уровень качества кадров.
“ем самым крупные вузы наиболее экономически развитых регионов отбирают перспективные ресурсы, которые в будущем стимулируют дальнейшее развитие этих региональных экономических систем. ƒаже несмотр€ на изменение показателей доступности высшего образовани€, вследствие чего у абитуриентов из удаленных регионов по€вилась больша€ возможность поступлени€ в престижные вузы крупных регионов, кадрова€ ситуаци€ в регионах мен€етс€ слабо. ƒействительно, способные студенты из удаленных регионов в большинстве случаев стараютс€ остатьс€ в регионах обучени€, и пополнение кадрового состава крупных вузов происходит в частности и за их счет. —туденты, поступившие на высоко востребованные программы, вследствие нарушений в приеме единого государственного экзамена и других теневых фактов развити€ системы образовани€, как правило, не способны к нормальному обучению и не представл€ют интереса ни дл€ обеспечени€ экономического потенциала региона обучени€, ни - региона проживани€.
¬ то же врем€ региональные экономические системы часто остро нуждаютс€ в подготовке узких специалистов, специфика подготовки которых не всегда может быть учтена престижными вузами крупных регионов. “ем самым, на региональные системы высшего профессионального образовани€ накладываютс€ дополнительные задачи адаптации профессиональных компетенций выпускника к специфике регионального рынка труда.
–азвитие же кадрового потенциала по отсутствующим в регионе профессиональным направлени€м возможно за счет использовани€ программ льготного и совмещенного с бизнесом типа образовательного кредитовани€ и различных форм стратегических аль€нсов, позвол€ющих региональному вузу войти в объединение образовательных и коммерческих организаций, осуществл€ющих совместную партнерскую де€тельность. »спользование указанных инструментов сопровождени€ системы высшего профессионального образовани€ позволит региональным экономическим системам привлекать студентов возможностью получени€ престижного образовани€ в крупных регионах страны при условии компенсации доли затрат на образование из средств региональных предпри€тий, где выпускники будут работать в течение оговоренного периода по договору кредитовани€ [2]. јналогичные договоры могут быть разработаны как по системе льготного, так и по системе совмещенного образовательного кредитовани€. ¬ случае льготного кредитовани€ вводитс€ дополнительное ограничение на список вузов и образовательных программ, а дол€ затрат региональных предпри€тий снижаетс€ за счет государственных субсидий.
¬ключение в стратегические аль€нсы позволит региональному вузу шире задействовать собственные возможности и привлечь ресурсы аль€нса на реализацию собственных проектов. ¬ то же врем€ в рамках стратегического аль€нса каждый участник должен отчетливо обосновать свой вклад в достижение стратегических целей аль€нса, т. е. така€ форма кооперации накладывает на региональный вуз гораздо более жесткие об€зательства, требует от него значительных преобразований всех структур и качественных изменений по всем видам де€тельности [3]. Ќе всегда региональные вузы способны к таким преобразовани€м, как с точки зрени€ ресурсного потенциала, так и с точки зрени€ действительных целей развити€.
Ќаиболее простым дл€ регионального вуза становитс€ путь ориентации на конкретные потребности региона и формирование своей образовательной ниши на рынке. –азвитие и укрепление такой ниши позвол€т вузу не только обеспечить свою конкурентоспособность в услови€х конкуренции за ресурсы (как государственные заказы, так и любые формы привлечени€ дополнительных финансовых ресурсов), но и способствовать росту экономического потенциала региона, в котором он работает и на который ориентирует свою нишу.
¬ насто€щее врем€ ћурманский государственный технический университет (ћ√“”) €вл€етс€ €рким примером таких Ђнишевыхї вузов. — одной стороны, в регионе это вуз с наиболее сильным имиджем и сложившейс€ научной базов, с другой стороны, конкурировать с престижными вузами ћосквы и —анкт-ѕетербурга он не может.
¬ течение длительного периода наблюдаетс€ тенденци€ к медленной утечке кадров из ћурманска и ћурманской области. Ёто св€зано как с неадекватной экономической ситуацией в регионе, котора€ в последние годы начинает стабилизироватьс€, так и с неадекватными климатическими услови€ми региона. ќтток кадров идет фактически посто€нно. ¬ысококвалифицированные кадры уезжают на работу главным образом на предпри€ти€ —анкт-ѕетербурга и  алининграда, поэтому даже при стабилизировавшейс€ демографической ситуации в регионе (в 2007 г. наблюдалс€ пик рождаемости, далее идет медленный спад), кадровое обеспечение предпри€тий региона недостаточно.
ќсновные направлени€ экономического развити€ региона за последние 20 лет претерпели некоторые изменени€: так, фактически исчезло направление добычи и обработки рыбы, которое в советский период было одним из перспективных. ¬ насто€щее врем€ большинство рыболовецких судов работают на норвежских нанимателей и сдают улов в портах Ќорвегии, что обусловлено более выгодными дл€ них услови€ми. ‘актически в насто€щее врем€ коммерческа€ рыбодобыча в регионе отсутствует.
¬ насто€щее врем€ экономический потенциал региона ћурманска и ћурманской области обеспечивают: ћурманский морской порт, ќјќ Ђјпатитї,  овдорский горно-обогатительный комбинат,  андалакшский алюминиевый завод, порт  андалакша, Ўтокмановское месторождение, ѕриразломное газовое месторождение. ¬се эти предпри€ти€ обеспечивают работу в добывающей и обогатительной сфере, а также осуществл€ют транспортировку грузов.
—ледовательно, кадровое обеспечение региона требует прежде всего специалистов морских, добывающих, инженерно-технических направлений. ќсобенно престижными считаютс€ специализации, обеспечивающие работу в нефтегазовой сфере. »з спектра юридических, экономических и управленческих специальностей больше всего востребованы специалисты в области логистики, бухгалтерского учета, экономики и управлени€ на транспорте, таможенного и коммерческого права. ¬ то же врем€ ведущие предпри€ти€ региона не удовлетворены качеством подготовки выпускников в регионе по р€ду важных дл€ них направлений подготовки, что заставл€ет их привлекать специалистов, подготовленных в ведущих вузах страны. ѕриток специалистов в ћурманск осуществл€етс€ в основном за счет высококвалифицированных специалистов нефтегазовой отрасли.
јнализ экономической ситуации в регионе показывает, что развитие экономического потенциала существенно тормозитс€ за счет неадекватной кадровой ситуации в регионе.  адровый потенциал региона имеет выраженную специфику, что позвол€ет предполагать наличие высоких перспектив повышени€ экономического потенциала региона за счет реализации в крупнейших региональных вузах новых инструментов сопровождени€ высшего профессионального образовани€.
ћурманский государственный технический университет - это действительно крупнейший вуз региона, конкурентами которого €вл€ютс€ только ћурманский государственный гуманитарный университет и негосударственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образовани€ Ђћурманский гуманитарный институтї. ѕо мнению экспертов, в ћ√“” сосредоточен наиболее сильный кадровый состав, кроме того, вуз имеет собственные диссертационные советы, что резко выдел€ет его среди конкурентов. —итуаци€ с набором в ћ√“” отличаетс€ устойчивостью, высокую долю составл€ет платный набор - около 50 %, и эта ситуаци€ остаетс€ неизменной в течение длительного времени. јнализ распределени€ по специальност€м и направлени€м подготовки показывает высокий уровень предпочтени€ при платном зачислении экономических, управленческих (прежде всего, логистики) и юридических направлений. ”стойчивым интересом пользуютс€ и профессиональные направлени€, позвол€ющие найти работу в нефтегазовой отрасли.
¬ то же врем€ анализ выпуска и трудоустройства по ћ√“” показывает, что больша€ дол€ выпускников внебюджетного набора, особенно по экономическим, управленческим и юридическим направлени€м, остаютс€ нетрудоустроенными. ќпрос ведущих работодателей региона по-
казывает, что выпускники направлений, обеспечивающих нефтегазовую отрасль, в среднем имеют неудовлетворительный уровень компетенций, что заставл€ет их привлекать специалистов из других регионов. –аботодатели, несущие серьезные финансовые потери от привлечени€ дорогосто€щих дл€ них специалистов, заинтересованы в развитии тесных отношений с ћ√“”.
“аким образом, в регионе существует высока€ потребность в эффективной модернизации системы высшего профессионального образовани€, в частности за счет внедрени€ новых инструментов сопровождени€ высшего профессионального образовани€. ¬недрение таких инструментов на уровне крупных региональных вузов позволит развить тесное взаимодействие с бизнес-партнерами и улучшить социальную ситуацию в регионе (в этом секторе в среднем более низкие доходы, что снижает интерес к ним со стороны выпускников). ѕрименение новых инструментов сопровождени€ на базе ћ√“” обеспечит реальный рост конкурентоспособности вуза и всей региональной системы высшего профессионального образовани€, а также эффективное кадровое снабжение ведущих предпри€тий региона. ѕрименение новых моделей сопровождени€ способно уменьшить отток специалистов и развитие важных дл€ работодателей региона профессиональных компетенций (в частности, в нефтегазовой сфере). “ем самым станет возможно осуществл€ть подготовку специалистов по всем важным направлени€м непосредственно в регионе. ќптимизаци€ кадровой ситуации должна способствовать повышению экономического потенциала региона.
ƒействительно, модернизаци€ региональных систем высшего профессионального образовани€ в насто€щее врем€ должна осуществл€тьс€ в жесткой взаимосв€зи с потребност€ми региональной экономической системы [4]. ћожно выделить основные направлени€ анализа и модернизации региональной системы, которые позвол€т вы€вить приоритетные направлени€ развити€ региональных вузов и обеспечат реальное развитие экономического потенциала региона:
1. ¬ы€вить основные предпри€ти€ региона, обеспечивающие формирование регионального экономического потенциала.
2. ¬ы€вить потенциальные направлени€ развити€ экономического потенциала региона, по которым возможно осуществл€ть приоритетную подготовку кадров в регионе.
3. ¬ы€вить основные претензии работодателей к профессиональным компетенци€м выпускников региональных вузов по направлени€м, важным с точки зрени€ формировани€ экономического потенциала.
4. ¬ы€вить предпочтени€ потенциальных работодателей относительно формируемых в региональном вузе профессиональных компетенций.
5. ¬ы€вить основные социально-экономические проблемы региона, вли€ющие на степень развити€ экономического потенциала.
6. ќценить перспективы решени€ проблем социально-экономического развити€ региона за счет направленной модернизации региональных вузов.
7. –азработать программу меропри€тий по совершенствованию системы сопровождени€ региональных вузов с учетом их ресурсного, инновационного и научно-исследовательского потенциала.
8. ¬ы€вить приоритетные с точки зрени€ работодателей региона направлени€ модернизации региональных вузов.
9. ѕодготовить предложени€ о формировании стратегических аль€нсов, осуществлении фандрейзинговых проектов и применении системы образовательного кредитовани€ (в частности, дл€ органов управлени€ образованием и местных органов власти).
10. –азработать системы оценки качества проектной де€тельности вуза и индивидуального участи€ сотрудников вуза в этой де€тельности.
11. ќценить степень заинтересованности потенциальных социальных и бизнес-партнеров в реализации конкретных проектов модернизации регионального вуза.
12. ќсуществить пробные акции по интеграции с потенциальными партнерами или реализации региональных программ образовательного кредитовани€ и произвести оценку их потенциала.
13. ¬ы€вить возможности вуза по участию в программах льготного образовательного кредитовани€.
14. –азработать бюджет модернизации вуза и оценить реальные перспективы ее реализации.
15. ¬ы€вить возможности внедрени€ новой модели сопровождени€ де€тельности региональных вузов, с учетом полученной ранее информации.
–еализаци€ предложенного алгоритма действий позволит осуществл€ть модернизацию региональных вузов в четкой прив€зке к потребност€м и возможност€м конкретного региона. ќриентаци€ модернизации региональной системы высшего профессионального образовани€ на конкретные потребности региона позволит региональным вузам обеспечить свой конкурентный ста-
тус и принимать активное участие в формировании экономической политики региона. ¬ насто€щих услови€х дл€ региональных вузов така€ ориентаци€ €вл€етс€ единственно возможной, т. к. их возможности значительно ограничены и ориентаци€ на лидерство дл€ них недостижима.
»сход€ из реальной ситуации, региональные вузы должны определить свою позицию в системе высшего профессионального образовани€ и выделить свою нишу на рынке образовательных услуг [5]. ѕолучив поддержку от местных органов власти, заинтересованных в стабилизации региональной социально-экономической ситуации и снижении уровн€ миграции из региона, региональные вузы могут получить потенциально высокие возможности по реализации инструментов сопровождени€ своей де€тельности и оказывать действенное вли€ние на экономическое развитие региона. ¬озможности региональных вузов по взаимодействию с местными органами власти в среднем выше, чем в ведущих регионах страны. Ёто св€зано с тем, что концентраци€ вузов в этих регионах значительно ниже, а интерес со стороны ведущих вузов страны к проблемам конкретного удаленного региона достаточно слаб.
“ем самым представл€етс€ возможной модернизаци€ региональных вузов, включающа€ внедрение новых инструментов сопровождени€ с учетом проблем и специфики экономического развити€ региона. “акой подход действительно открывает более высокие перспективные возможности по решению конкретных задач обеспечени€ конкурентоспособности регионального вуза и развити€ экономического потенциала региона.
—ѕ»—ќ  Ћ»“≈–ј“”–џ
1. јксенов ¬. —. ћировой финансовый кризис и экономическа€ безопасность –оссии: анализ, проблемы и перспективы. - ћ.: Ёкономика, 2010. - 204 с.
2. ћатросов ћ. Ѕ. ќбразовательный кредит в –оссии: ѕроблемы и перспективы // ѕроблемы прогнозировани€. - 2007. - є 3. - —. 137-147.
3. ћирсадиков ‘. —тратегические аль€нсы - элемент маркетинговых стратегий на рынке образовательных услуг // ћаркетинг. - 2006. - є 4 (89). - —. 98-106.
4. јкулинин ‘. ¬., ѕономарев ћ. ј. ¬ысшее образование как инструмент инновационного развити€ экономики –оссии // Ёкономика образовани€. - 2010. - є 6. - —. 5-22.
5.  оробова ≈. ћ. —тратегическое управление инновационной де€тельностью высшего учебного заведени€ // Ёкономика образовани€. - 2010. - є 5. - —. 74-80.
—тать€ поступила в редакцию 12.03.2011
REGIONAL ASPECT OF MODERNIZATION OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION AS A DEVELOPMENT FACTOR OF THE ECONOMIC POTENTIAL OF THE REGION
I. P. Kovtseva
Nowadays regional economic systems are frequently in need of "narrow" specialists, whose training is not always taken into account by prestigious higher education institutions of large regions. Thus, regional systems of higher vocational education have additional tasks of the adaptation of professional competences of graduates to the specific character of the regional labor market. The realization of the offered algorithm will make it possible to accomplish modernization of regional higher education institutions, taking into account needs and possibilities of a specific region. The orientation of the modernization of the regional system of higher vocational education upon specific needs of the region will allow regional higher education institutions to provide their competitive status and to take an active part in the formation of the economic policy of the region.
Key words: development factor of the economic potential of the region; modernization of regional institutions of higher education; taking into account needs and possibilities of a specific region; new tools of the activity support of institutions of higher education; educational credit; strategic alliances of regional institutions of higher education with large enterprises of the region.

пїњ