пїњ

–≈√»ќЌјЋ№Ќџ≈ ¬џ«ќ¬џ » √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ-„ј—“Ќќ≈ ѕј–“Ќ≈–—“¬ќ

”ƒ  334
ќрлов ¬. ¬., Ќемиров ј. Ћ.,  вашнина Ќ. ј.
–≈√»ќЌјЋ№Ќџ≈ ¬џ«ќ¬џ » √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ-„ј—“Ќќ≈ ѕј–“Ќ≈–—“¬ќ
¬ статье показаны проблемы социально-экономической жизни, эффективное решение которых предполагает использование государственно-частного партнерства.
 лючевые слова: региональные вызовы, государственно-частное партнерство, проект Ђ«олотое кольцої, дорожное строительство как мотор региональной экономики, региональный текстильный кластер, мультипликационный эффект √„ѕ.
¬ насто€щее врем€ формируетс€ повышенный интерес к государственно-частному партнерству (√„ѕ), св€занный как с вызовами национального характера, так и с потребност€ми регионального уровн€. ¬ данной статье мы поставим проблему √„ѕ применительно к услови€м »вановской и  остромской областей. “ема региональных вызовов в насто€щее врем€ характеризуетс€ повышенной актуальностью, существуют такие задачи, решение которых крайне затруднительно на базе применени€ частного капитала, и в то же врем€ проблема может быть успешно решена путем соединени€ частных и государственных ресурсов.
ѕервый сюжет имеет отношение к межрегиональным взаимодействи€м и соглашени€м, которые в област€х ¬ерхневолжь€ представлены откровенно слабо. ¬ то же врем€ эти межрегиональные договоры могут сыграть выдающуюс€ роль в активизации социально-экономической жизни одновременно в нескольких взаимодействующих между собой регионах.
ѕрежде всего мы вспомним о разрабатывавшемс€ еще в советское врем€ проекте Ђ«олотое кольцої, имевшем тогда по преимуществу туристическую направленность. ¬ эту программу включались четыре области - ¬ладимирска€, »вановска€,  остромска€, ярославска€. ћаршруты проходили по всем четырем област€м, в целом проект был достаточно перспективен, хот€ и требовал вложени€ немалых средств. Ќам представл€етс€, что этот проект может быть не просто возобновлен, но и расширен путем включени€ ћосковской и ¬ологодской областей, возможен вариант подключени€ “верской области. —ам по себе круг решаемых задач надлежит существенно расширить, име€ в виду организацию не только туризма, но и отдыха и оздоровлени€. ћасштабность проекта, географическое положение областей как подмосковных, имеющиес€
в област€х производственный, культурно-исторический, рекреационный потенциалы позвол€ют рассуждать об этом проекте с высокой долей оптимизма. ћультипликационный эффект значителен и многообразен: строительство и ремонт дорог и их обустройство, развитие гостиничного хоз€йства с участием всех форм собственности, расширение торговли и общепита, активизаци€ де€тельности в области транспорта и св€зи, дополнительные стимулы дл€ развити€ сельского и лесного хоз€йства, сувенирное производство и народные промыслы, выставочна€, конгрессна€ и театральна€ де€тельность, активизаци€ музейного дела и многое другое. ћожно высказать предположение, что переориентаци€ рекреационных интересов ћосквы и крупных подмосковных городов на области ¬ерхневолжь€ придаст высокий уровень динамизма этим регионам, раскроет новые возможности их социально-экономического развити€. ¬с€кий проект нуждаетс€ как в кадровом, так и финансовом обеспечении. —ама грандиозность проекта безусловно сделает его интересным как дл€ государственного капитала –оссии, крупных российских инвесторов, так и дл€ зарубежных предпринимателей, интересующихс€ туристическим бизнесом. ¬опрос в существенной степени упираетс€ в кадровые проблемы в сочетании с необходимостью добитьс€ федеральной поддержки. Ќужны организаторы, характеризующиес€ не только высоким профессионализмом, но и развитым государственным мышлением.   сожалению, в регионах существует дефицит таких людей.
¬ качестве второго проекта, отражающего межрегиональные взаимосв€зи, укажем на программу формировани€ текстильного кластера (швейно-текстильного кластера с учетом логистической составл€ющей). Ётот проект инициирует ѕравительство »вановской области, рас-
324
¬естник  √” им. Ќ.ј. Ќекрасова є 4, 2011
© ќрлов ¬. ¬., Ќемиров ј. Ћ.,  вашнина Ќ. ј., 2011
считыва€ на подключение к нему других регионов, в частности ¬ладимирской и  остромской областей. ¬ основе проекта лежит иде€ изменени€ сырьевой базы - переход на искусственные волокна, изготовление которых св€зано с нефтепродуктами. ѕо этому поводу идут переговоры с “атарстаном и ’анты-мансийском. —ама иде€ кластера как такового весьма продуктивна, по некоторым данным, свыше 50 % мирового промышленного производства развиваетс€ на кластерной основе.  ластер означает, что есть доминирующа€ отрасль (в данном случае текстильна€ с учетом швейной составл€ющей), на которую работает целый р€д обслуживающих и вспомогательных отраслей. ‘ормируетс€ своего рода планомерна€ система, поскольку ведуща€ отрасль, выход€ща€ непосредственно на рынок, выдает задани€ по производству промежуточного продукта и выполнению разнообразных работ и услуг сопр€женным с ней сферам де€тельности, создаютс€ внутрикластерные рынки. ѕланомерность - важное достоинство кластерной формы, невзира€ на то, что эта планомерность пространственно ограничена. –еализаци€ рассматриваемого проекта, отличающегос€ масштабностью и длительностью сроков исполнени€, наилучшим образом, по-видимому, может быть реализована в рамках √„ѕ. ѕерспективность проекта необходимо св€зывать с тем, что така€ колоссальна€ по емкости рынка страна, как –осси€, не может обойтись без собственной легкой промышленности.
ќбращение к любому субъекту –‘ показывает, что есть вопросы, нередко довольно острые, которые в принципе возможно решить на базе частного капитала, но есть такие масштабные и острые вопросы, которые по своему характеру требуют объединени€ частных и государственных средств. ≈стественно возникает вопрос о разграничении функций между сторонами, дополн€емый темой взаимной выгоды. ¬ыскажем некоторые суждени€ по этому вопросу.
¬ современных услови€х возникают ситуации, когда формируетс€ своеобразный избыток частного капитала: денежный ресурс есть, однако владелец денег не имеет нужной ориентировки, в какой сфере экономической де€тельности использовать свои свободные средства. ¬ заметной степени этим объ€сн€етс€ вывоз капитала за рубеж. √осударство на основе партнерства с частным капиталом в состо€нии пре-
вратить виды экономической де€тельности, коммерчески невыгодные дл€ частника, в привлекательные сферы приложени€ капитала. √осударство к тому же может прин€ть на себ€ ответственность за эффективное использование капитала, выступив в качестве своеобразного гаранта. ¬о вс€ком случае такую госфункцию сбрасывать со счетов не следует, экономическа€ жизнь очень разнохарактерна, и возникают и р€довые, и неординарные ситуации. ¬озможно возникновение таких ситуаций (жизнь на выдумки щедра), когда государство свои функции передает частному капиталу, а финансирование сохран€ет за собой. Ќапример, на «ападе существуют частные тюрьмы, с денежной стороны обеспечиваемые государственной властью. “о же можно сказать об образовательных организаци€х, а также о предпри€ти€х в сфере здравоохранени€. ѕоскольку зачастую реализаци€ частных проектов сдерживаетс€ по причине отсутстви€ необходимых инфраструктурных предпосылок, постольку государство может прин€ть на себ€ развитие инфраструктуры, а основной проект реализуетс€ за счет частного инвестора. ¬ этом отношении показательным €вл€етс€ жилищное строительство, когда государство финансирует инженерную инфраструктуру. Ќо эта же иде€ может быть реализована и в отношении производственного сектора, когда государство в интересах развити€ региона и обеспечени€ зан€тости стимулирует строительство промышленных и иных объектов, принима€ на свои плечи инфраструктурные затраты. ¬ообще все эти вопросы разграничени€ функций государства и частного инвестора могут быть предметом особого исследовани€, предполагающего опору на обширный круг материалов, отражающих практику взаимосв€зи этих двух участников.
¬ качестве одного из региональных вызовов, требующих использовани€ в широких размерах √„ѕ, выступает сюжет хоз€йственного освоени€ территорий. ¬  остромской области плотность населени€ составл€ет 11,1 чел. на 1 кв. км, однако больша€ часть территории заселена слабо, показатель плотности населени€ в отдельных случа€х падает до 2-3 чел. на 1 кв. км. Ќапомним, что в соответствии с международными нормами при плотности населени€ 5 чел. на 1 кв. км и менее территори€ считаетс€ хоз€йственно не освоенной. –ечь не идет о том, чтобы в массовом пор€дке строить города и поселки, как это было в годы
советской индустриализации, решение поставленной задачи возможно и иными пут€ми, но необходимо учитывать специфику региона, характер расселени€ людей, производственную специализацию, состо€ние дорог и целый р€д других факторов. ѕредварительно заметим, что численность населени€  остромской области, равно как и в большинстве регионов –‘, включа€ ÷‘ќ, непрерывно сокращаетс€. ѕравда, во второй половине предыдущего дес€тилети€ в  остромской области происходил рост рождаемости и снижение смертности, в итоге несколько сократилс€ коэффициент естественной убыли населени€. ¬ажно эту тенденцию закрепить. „тобы решить демографическую проблему и в перспективе преодолеть негативную тенденцию сокращени€ населени€, необходимо оперетьс€ на комплекс меропри€тий: резко улучшить состо€ние здравоохранени€, попул€ризировать здоровый образ жизни, обеспечить людей работой с нормальными услови€ми и достойной заработной платой, остановить трудовую миграцию, неблагопри€тную дл€ региона, провести целый р€д других меропри€тий. ѕоложение в целом крайне сложное. “ак, среднегодова€ численность зан€тых в экономике (по данным баланса трудовых ресурсов) с 1990 г. по 2010 г. включительно сократилась почти на 100 тыс. чел. Ёто сопровождалось обезлюдива-нием многих поселений, особенно сельских, и другими негативными моментами, имеющими отношение не только к численности, но и к качеству рабочей силы. Ќам представл€етс€, что дл€ более эффективного освоени€ хоз€йственной территории крайне актуальным дл€  остромской области €вл€етс€ развитие дорожного строительства.
≈сли в »вановской области на 1 тыс. кв. км территории приходитс€ 265 км железнодорожных путей, автодорог, внутренних водных судоходных путей, то в  остромской области аналогичный показатель не превышает 15 км. ¬ обеих област€х ведущую роль играют автотрассы. ѕроцент автодорог с твердым покрытием в  остромской области равен 70 %, а в »вановской области - 91 %.  ак видим, различи€ существенны. “ам, где идет дорога, особенно с нормальными характеристиками по важнейшим параметрам, там есть возможности жизнеде€тельности. Ќапример, строительство “ранссибирской магистрали, осуществленное в дореволюционный
период, €вилось мощным стимулом освоени€ —ибири. ѕравда, по мере ухода в сторону от трассы хоз€йственна€ активность падает, что свидетельствует о необходимости иметь сеть автомобильных и иных дорог. —троительство дорог, особенно современных, отличаетс€ и высокой трудоемкостью, и повышенной фондоемкостью, и высокими денежными затратами, измер€емыми дес€тками миллионов рублей на 1 км автомобильной дороги. „то же касаетс€ окупаемости дорог, то здесь существует два варианта. ≈сли дорога становитс€ платной, то она за определенное врем€ может окупить себ€ €вно, ибо несложно подсчитать не только затраты, но и в дальнейшем поступлени€ от эксплуатации этой трассы. ќднако в услови€х –оссии возможности платных автотрасс в достаточной степени ограничены.   тому же интенсивность движени€ в  остромской области не такова, чтобы говорить о возможности развити€ на ее бескрайних просторах платных дорог (территори€  остромской области 60,2 тыс. кв. км, в то врем€ как территори€ »вановской области 21,4 тыс. кв. км).
¬ услови€х хорошего состо€ни€ дорог и применени€ современных транспортных средств можно хоз€йственно использовать территории в пределах 100-150 км от центра базировани€ людей и транспортных средств. ѕодобные факты известны и в особых комментари€х не нуждаютс€. —уществуют специально оборудованные транспортные средства, позвол€ющие вести трудовую де€тельность вахтовым методом, то есть с отрывом от места посто€нного базировани€ людей. ќбратим внимание и на то обсто€тельство, что дорожное строительство может выступить в качестве мотора региональной экономики. »звестно, например, что в —Ўј имевшее место в прошлом веке массовое строительство автодорог в очень серьезной степени способствовало повышению темпов экономического роста. ћультипликационный эффект от дорожного строительства высок. Ёто и разработка карьеров, и транспортировка строительных материалов, и обеспечение работ дорожно-строительной техникой, и обустройство придорожной сети объектами инфраструктуры, и увеличение производства металлических и иных изделий дл€ строительства дорог и мостов, и многое другое. ѕрактически широкомасштабна€ дорожна€ программа, с одной стороны, выступит как мотор экономики (один из
326
¬естник  √” им. Ќ.ј. Ќекрасова є 4, 2011
моторов экономики), с другой - выступит в качестве ведущего фактора хоз€йственного освоени€ территории.
 остромска€ область характеризуетс€ чрезвычайно высоким уровнем лесистости. Ћес -это богатство региона и нации. ѕри правильном использовании древесины из нее можно получить издели€ многих сотен наименований. —пецифика леспромхозов, активно работавших в советское врем€, состо€ла в том, что они свертывали свою де€тельность по мере исчерпани€ лесных запасов. јреал их де€тельности ограничивалс€ еще и вследствие того, что транспорту приходилось перемещатьс€ по грунтовым дорогам, дорог с твердым покрытием было €вно недостаточно. ≈сли вести речь о возрождении лесных поселков, то необходимо ставить вопрос о диверсификации производственной де€тельности. Ёта тема может быть благопри€тно решена в услови€х развитой системы современных коммуникаций.
”частие частного капитала в содружестве с государственным в реализации дорожных проектов может идти различными пут€ми. Ќаиболее простой - государство выдел€ет средства, дорожно-строительна€ организаци€ строит дороги. ѕринципиален вопрос о цене, но в св€зи с этим важно развивать конкурентную среду.
ƒл€  остромской области, равно как и дл€ »вановской, остро стоит демографическа€ проблема (этот вопрос уже был нами подн€т), а также тема создани€ дл€ населени€ необходимых условий проживани€, обеспечени€ привлекательности региона в смысле трудоустройства лиц из других регионов. Ётому в очень сильной степени преп€тствует в целом недостаточно высокий уровень благоустройства жилищного фонда. Ќапример, по данным на 2009 г., водопроводом было обеспечено 70 % общей площади жилых помещений, водоотведением (канализацией) - 61,5 % (в сельской местности даже 28 %), отоплением - 64 % (в сельской местности - 29 %), гор€чим водоснабжением - 46 % (в сельской местности - 16 %), ваннами - 51 % (в сельской местности - 19 %). √ораздо лучше обсто€ло дело с газификацией -87 %, при этом различи€ в уровне этого показател€ в городе и на селе невелики.
ћожет ли быть жилищное благоустройство объектом √„ѕ? ѕо-видимому, может, но необходима проработка конкретных проектов, при-
в€занных к определенной местности, выполненных при этом с учетом имеющегос€ в стране и за рубежом опыта.
ћы ограничимс€ постановкой указанных вопросов, заметив, что специально брали масштабные проекты, реализаци€ которых в состо€нии дать мощный толчок росту и качественным преобразовани€м регионов, но в то же врем€ следует обратить внимание и на менее масштабные проекты, но обеспечивающие решение острых социально-экономических проблем.
¬ декабре 2011 г. в  остроме состо€лс€  руглый стол Ђ»спользование механизма государственно-частного партнерства дл€ привлечени€ внебюджетных инвестиций в развитие туристской инфраструктуры и объектов туристского показа на территории субъектов –‘ї, который был проведен в рамках ћежрегионального туристского форума Ђ»стори€ –оссии в малых городахї. ¬ ходе обсуждени€ было одобрено решение о создании –егионального центра государственно-частного партнерства  остромской области. ƒл€ нас представл€ет интерес, какие конкретные направлени€ развити€ √„ѕ в  остромской области были выдвинуты. ќни таковы: проекты строительства (модернизации) водопроводных насосных станций; проекты строительства (модернизации) канализационных насосных станций; проекты строительства (модернизации) котельных районного значени€; проекты строительства мусоросортировочного завода; проекты строительства (модернизации) локальных очистных сооружений водоснабжени€; проекты строительства (модернизации) локальных очистных сооружений канализации; проекты установки оборудовани€ по производству гипохлорида натри€ на канализационных очистных станци€х и станци€х водо-подготовки; проекты установки оборудовани€ по ультрафиолетовому обеззараживанию на канализационных очистных станци€х и станци€х водоподготовки.
—уд€ по литературе, тема √„ѕ находитс€ на такой стадии теоретической разработки и практического использовани€, что необходимы, с одной стороны, дальнейшие исследовани€ обобщающего характера, с другой - активное накопление практического опыта в этой области. »нтерес к поставленной нами теме существенен, но успехи практического пор€дка скромные.

пїњ