РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕРЕГОВОЙ РЫБОПЕРЕРАБОТКИ НА СЕВЕРНОМ БАССЕЙНЕ

Куранов Ю.Ф. Региональные особенности развития береговой...
УДК 664.8/.9 (470.2)
Региональные особенности развития береговой рыбопереработки на Северном бассейне
Ю.Ф. Куранов
Институт экономических проблем КНЦРАН им. Г.П. Лузина, Апатиты
Аннотация. В статье рассмотрены процессы изменения и состояние производственной деятельности береговых рыбоперерабатывающих предприятий Северного бассейна. Проанализированы факторы, определяющие специализацию развития береговой рыбопереработки на основе реализации потенциальных региональных конкурентных преимуществ.
Abstract. This paper contains information about coastal fish processing enterprises in the North basin. Factors defining specialization of development of coastal fish processing basing on potential regional competitive advantages have been analyzed.
Ключевые слова: береговая рыбопереработка, потребление, платежеспособность, экономические факторы, импорт, конкурентные преимущества, сырьевые ресурсы
Key words: coastal fish processing, consumption, solvency, economic factors, import, competitive advantage, raw material resources
1. Введение
На Северном бассейне (до 90-х годов) в составе единого рыбохозяйственного комплекса организация береговой рыбопереработки характеризовалась высокой концентрацией (до 95,0 %) и комплексностью взаимосвязанных мощностей в местах базирования флотов на Мурманском и Архангельском рыбокомбинатах. В отличие от этих регионов в Республике Карелия береговые мощности были рассредоточены территориально между 4-5 предприятиями (в городах Петрозаводск, Беломорск, Сортавала и др.). Последнее было обусловлено использованием сырьевой базы Белого моря, Онежского и Ладожского озер.
Рыночные преобразования изменили целевые установки и мотивацию производственной деятельности, трансформировали ценовые пропорции в формировании эксплуатационных затрат и реализации продукции. Для частного бизнеса приоритетным становилось достижение конкурентных преимуществ и, как следствие, максимизация положительных финансовых результатов. Это сопровождалось снижением уровня обеспечения населения доступной рыбопродукцией и продовольственной безопасности государства в целом.
2. Количественные и структурные изменения в выпуске рыбопродукции береговыми предприятиями
Обеспечение продовольственной безопасности на государственном уровне, в том числе и населения, доступной рыбопродукцией, при прочих равных условиях, является, совместно с аквакультурой, преимущественно функцией и задачей рыбопромысловых организаций. Рыбопереработка, по своей сути, относится к сервисной производственной деятельности, развитие которой в рыночных условиях определяется, главным образом, экономическими факторами и определяющими среди них становятся предпочтения и совокупная платежеспособность населения, конъюнктура внутреннего и внешнего рынков. Исключение, на наш взгляд, здесь могут составлять выпуск консервов для государственных нужд (стратегические запасы) и выработка непищевой продукции (жиров, муки) для потребностей сельского хозяйства и развития аквакультуры.
Резкое снижение покупательной способности населения, смещение рыбопереработки (производство традиционных видов продукции) в менее затратные регионы (центр и юг России), появление конкурентоспособных импортных и отечественных товаров (более современных по технологии разделки и качеству упаковки) привело к снижению производства. Наибольший спад в береговой рыбопереработке пришелся на конец 90-х годов (табл. 1).
После кризиса 1998 г. береговая рыбообработка развивалась под воздействием влияния импортозамещающих факторов, дополненных ростом выгрузок относительно дешевой продукции пелагического промысла, расширением ресурсной поддержки береговых предприятий (до 2003 г.). Это способствовало и активизации инвестиционной деятельности как на действующих, так и вновь создаваемых предприятиях.
На Северном бассейне с первой половины 90-х годов и до 2003 г. осуществлялась практика ресурсной, а по сути дотационная поддержка береговых предприятий, носившая, можно отметить, зачастую субъективный характер индивидуальной направленности. Тем не менее, ее отмена (с 2004 г.) на
60
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.60-64
основе изменившегося законодательства и введения долевой системы распределения квотируемых биоресурсов оказала негативное воздействие на динамику выпуска рыбопродукции (табл. 1). Влияние этого частного случая происходило в рамках общих системных и долговременных тенденций.
Таблица 1. Динамика выпуска продукции рыбообрабатывающими предприятиями Северного бассейна по регионам, тыс.т
Наименование Годы
1990 2000 2003 2004 2006 2008
1. Архангельская обл. 26,2 1,3 1,2 1,3 1,5 1,6
2. Республика Карелия 13,9 4,9 4,3 9,1 7,6 11,6
3. Мурманская обл. 100,9 14,2 35,3 27,0 37,4 24,8
3.1 Пищевая продукция 57,9 8,6 22,9 19,8 30,3 17,6
3.2 Консервы, пресервы 20,9 3,9 10,7 6,2 6,5 6,7
4. Всего 141,0 20,4 40,8 37,4 46,5 38,0
4.1 Пищевая продукция 83,3 11,0 25,6 26,6 38,2 29,5
4.2 Консервы, пресервы 30,6 7,5 13,4 9,4 7,2 7,5
4.3 Непищевая продукция 27,1 1,9 1,8 1,4 1,1 1,0
Наиболее существенное воздействие на динамику развития всего рыбоперерабатывающего комплекса бассейна оказало снижение производства традиционной пищевой продукции (соленой, копченой и др.) и консервов (пресервов). На фоне роста выпуска этой продукции в других регионах, отмеченные отрицательные тенденции явились следствием снижения конкурентных возможностей предприятий Северного бассейна, проявлением факторов региональной специализации (табл. 2).
Таблица 2. Производство береговыми предприятиями пищевой рыбной продукции (включая консервы)
по регионам Северо-Западного округа, тыс. т
Наименование Годы Удельный вес региона, %
2000 2003 2004 2005 2006 2008 2000 2003 2008
1. Северный бассейн 18,5 39,0 36,0 41,1 44,0 37,0 18,9 21,3 15,5
1.1 Архангельская область 1,2 1,2 1,3 1,8 1,4 1,6 1,2 0,7 0,7
1.2 Республика Карелия 4,8 4,2 8,7 8,9 6,7 10,6 5,0 2,3 4,5
1.3 Мурманская область 12.5 33,6 26,0 30,4 36,9 24,8 12,7 18,3 10,4
2. Калининградская область (выпуск консервов) 38,9 84,7 94,5 97,0 87,9 88,9 40,2 46,1 37,3
3. Санкт-Петербург и Ленинградская область 31,7 44,5 56,9 66,5 59,5 79,9* 32,8 24,3 33,6
4. Прочие регионы* 7,8 15,3 23,3 30,1 30,2 32,3 8,1 8,3 13,6
5. Северо-Западный федеральный округ 97 184 210,7 235,5 223,0 238,1 100,0 100,0 100,0
Примечание: ^Показатели определены как разность между товарной пищевой продукцией, включая консервы и улов рыбы. В 2008 году показатели по выпуску продукции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области превышали объемы вылова в 7,7 раза, по прочим регионам - в 6,7 раза.
Итоговым, наиболее значимым результатом всех преобразований на Северном бассейне можно отметить снижение масштабности берегового производства по отдельным позициям до регионального уровня.
3. Внешние и внутренние факторы формирования и развития региональной специализации береговой рыбопереработки
Развитие береговой рыбопереработки все в большей степени происходит под воздействием институциональных и нормативно-правовых преобразований, изменений конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, реализации региональных конкурентных преимуществ и специализации производства. Для Калининградской области это льготы и преференции свободной экономической зоны, для Санкт-Петербурга - агломерационный эффект, более низкие транспортные и перегрузочные расходы, устойчиво высокая емкость и платежеспособность розничного рынка.
Практику переноса и концентрации производства рыбопродукции в районы сбыта подтверждает динамика показателей по прочим регионам СЗФО (Республика Коми, Вологодская, Новгородская и Псковская области). Увеличение в Республике Карелия производства пищевого фарша особых кондиции
61
Куранов Ю.Ф. Региональные особенности развития береговой...
(сурими) и на его основе кулинарной продукции (крабовых палочек и других аналоговых изделий) значительно повысило уровень специализации рыбопереработки региона.
В Мурманской области развитие рыбообработки определяется предприятиями, производство которых основывается на глубокой переработке донных видов рыб (выработка филе и п/ф клипфиска) с ориентацией на экспорт.
Таблица 3. Выпуск рыбопродукции береговыми предприятиями Мурманской области, тыс.т
Наименование 2003 2004 2006 2008 2009
1. Продукция пищевая, включая консервы 33,6 26,0 36,9 24,3 24,7
1.1 То же без рыбы мороженой и охлажденной 22,5 15,6 21,3 19,6 14,3
- Консервы и пресервы 10,7 6,2 6,5 6,7 3,8
- Филе, клипфиск (п/ф) 5,2 4,3 10,2 7,8 6,2
- Рыба соленая, копченая вяленая, кулинария, фарш, морепродукты 6,1 4,4 3,7 4,6 3,7
1.2 Рыба мороженая 11,0 10,4 15,2 4,2 9,9
1.3 Рыба охлажденная 0,1 0,1 0,4 0,5 0,5
2. Непищевая продукция 1,7 1,0 0,6 0,5 0,6
3. Общий выпуск 35,3 27,0 37,5 24,8 25,3
Позитивным для Мурманской области, с этой точки зрения, стало значительное (на порядок) увеличение прибрежной квоты (с 2004 г.). В период 2003-2009 гг. вылов трески и пикши на прибрежном промысле увеличился с 2,3 до 31,1 тыс. т. Второе перспективное направление связано с расширением деятельности по приемке, переработке и заморозке рыбы-сырца и рыбного полуфабриката. Значительную долю составляет импортное сырье, доставляемое норвежскими сейнер-траулерами.
После 2003 г. производство традиционных видов продукции (консервы, рыба соленая, копченая вяленая, кулинария, фарш) имеет устойчивую тенденцию к снижению. Кризисная ситуация последних лет оказала негативное воздействие на выпуск и экспортной продукции (филе, клипфиск).
В последние годы (начиная с 2005 г.) возрастают объемы освоения прибрежных квот морозильными судами, достигшие в 2008 году по Северному бассейну 50,0 %, по Мурманской области одной трети. Это обстоятельство и сокращение импортных поставок охлажденной рыбопродукции также обусловили снижение объемов береговой переработки.
Что касается заморозки охлаждённого сырья, как способа сохранения рыбопродукции в неизменном качестве, то это, по нашему мнению, вопрос эффективности разных форм и схем организации производства, а не роста продукции береговой обработки. Сказанное, применительно к организации производства, относится и к выбору альтернативных вариантов (морского или берегового) развития и размещения производств (мощностей) на основе технологий глубокой переработки рыбы (выпуск филе).
Тем не менее, в сложившихся условиях практика государственной поддержки береговых предприятий с традиционными и новыми видами продукции и услуг может быть продолжена и оценена, прежде всего, с социальных позиций (увеличение занятости, налоговых поступлений), расширения возможностей по переработке и оказания услуг по заморозке, массовых пелагических видов рыб.
С 2009 г. рыбопродукция промысловой деятельности в Российской экономической (рыболовной) зоне и Баренцевом море, в соответствии с законодательными решениями и постановлением Правительства, поставляется на территорию РФ. Это, наряду с возобновлением промысла мойвы, является потенциальным стимулирующим резервом роста береговой рыбопереработки.
Важным направлением является расширение ассортимента и объемов выпуска рыбной кулинарии (аналоговой, формованной), организация производства по выпуску инновационной продукции, в том числе биологически-активных добавок на основе разработок научных организаций, а также относительно дорогостоящей (деликатесной, в мелкой расфасовке, с высокой степенью переработки) рыбной продукции.
Расширение (количественное и ассортиментное) потребления рыбопродукции, как и всех белковых продуктов в структуре питания населения, является макроэкономической проблемой и в значительной мере определяется традиционностью, уровнем и дифференциацией доходов населения, обуславливается эффективностью общественного (отраслевого, регионального) производства, обеспеченностью и доступностью сырьевых ресурсов. Показательным индикатором изменения совокупного потребительского спроса, дифференцированного по группам потребительских предпочтений, являются объемные и структурные показатели импорта рыбопродукции.
62
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.60-64
Импортные поставки рыбной продукции по Северо-Западному таможенному управлению (более 80,0 % общероссийского импорта) оказывают существенное воздействие на развитие рыбообработки в Северо-Западном федеральном округе. В его структуре превалирует продукция (охлажденная, мороженая, филе) из пелагических видов рыб, цены на которую сопоставимы или ниже оптовых цен аналогичной продукции российского оптового рынка (табл. 4).
Таблица 4. Динамика и структура импорта рыбопродукции по Северо-Западному таможенному управлению
Наименование Г о д ы Структура импорта, % Индекс цены к среднему уровню (2007 г.)
2005 2006 2007
2005 2007
1. Рыба охлажденная и мороженая 605,5 522,1 645,8 86,5 74,6 0,69
1.1 Сельдь, мойва, прочие виды рыб 507,8 408,1 453,8 72,6 52,4 0,53
1.2 Форель и лосось 41,0 58,9 109,5 5,9 12,7 2,59
1.3 Скумбрия 56,7 55,1 83,1 8,1 9,6 1,08
2. Филе рыбное и прочее мясо рыбы 46,9 85,7 156,0 6,7 18,0 1,21
2.1 Сельдь (филе и спецразделка) 6.0 4,2 53,8 0,9 6,2 0,76
2.2 Филе прочих видов рыб 8,7 39,4 69,0 1,2 8,0 1,37
2.4 Сурими 17,6 17,2 21,3 2,5 2,4 1,25
2.5 Прочая продукция 14,6 24,9 11,9 2,1 1,4 2,04
3. Товары из ракообразных и моллюски 11,7 14,4 45,9 1,7 5,3 1,46
4. Консервы рыбные 33,4 19,8 13,9 4,8 1,6 0,91
5. Всего, тыс.т 699,7 644,4 865,1 100,0 100,0 1,0
- динамика показателей, % 100,0 92,1 123,6
6. Стоимость импорта, млн долл. 644,2 862,3 1387,2 (0.92) (1.6)
- динамика показателей, % 100,0 133,9 215,3
Вместе с тем, в 2005-2007 гг. рост стоимостных показателей импорта пищевой рыбопродукции, включая консервы, по Северо-Западному таможенному управлению превысили натуральные в 1,74 раза. Это было обусловлено как ценовыми факторами, так и изменениями в структуре импорта. Последнее определялось динамичным ростом поставок продукции (форель, лосось, товары из ракообразных и моллюски, филе рыб, помимо сельди) с уровнем цен значительно превышающих средние показатели.
Импортная продукция рыбных товаров реализуется в основном в Европейской части России, и, с одной стороны, является ресурсным источником для рыбообрабатывающих предприятий, с другой стороны, в части готовой продукции, составляет им значительную конкуренцию. Тем не менее, в целом, в условиях устойчивого снижения (до 2008 г.) уловов и роста в последующие два года до уровня 20052006 гг., относительно низкого среднедушевого потребления рыбопродукции (две трети от ранее рекомендованного АМН СССР годового уровня 23,7 кг) импорт рыбных товаров может оцениваться положительно.
Это подтверждает и динамика развития береговой рыбопереработки в Северо-Западном федеральном округе. В последнее десятилетие (2003-2008 годы) в структуре общероссийских показателей удельный вес Северного и Западного бассейнов в уловах рыбы и добыче других морепродуктов устойчиво колебался в пределах 30,0-34,0 %, в выпуске пищевой продукции береговых рыбообрабатывающих предприятий, имея тенденцию к росту, занял лидирующие позиции.
Вместе с тем, нельзя исключать меры тарифного регулирования долговременного и оперативного воздействия, направленные на ограничение ввоза продукции с высокой степенью переработки и минимизацию импортных пошлин на сырье.
В настоящее время внутреннее потребление возрастает за счет продукции деликатесной и с повышенной степенью переработки. Однако выпуск такой продукции имеет ограничения, определяемые совокупностью факторов формирования многоуровневой емкости внутреннего рынка. Воздействие таких ограничений существенно ниже для экспортной рыбопродукции.
Снижение сырьевой направленности экспорта в рыбной отрасли требует расширения производств по выпуску продукции глубокой переработки, в том числе и на береговых предприятиях.
Значительным фактором сдерживания развития береговой рыбопереработки является и ее низкая эффективность. Рыбная отрасль в целом характеризуется низкой коммерческой и бюджетной
63
Куранов Ю.Ф. Региональные особенности развития береговой...
эффективностью. Так, средний по отрасли показатель рентабельности в 2000-2006 годах был на уровне 1,7 %. Этот же показатель по береговым рыбоперерабатывающим предприятиям (175 ед.) в составе СЗФО в 2004 г. составлял 1,5 % (в 2003 г. итоговые сальдированные показатели были убыточными)
(Рыбохозяйственный комплекс..., 2006).
Аналогичные финансовые результаты наблюдаются и на предприятиях Северного бассейна. Так, по рыбоперерабатывающим предприятиям Мурманской области в период 2000-2008 гг. сальдированный финансовый результат в 2004, 2007 и 2008 годах был убыточным, в остальные годы средняя рентабельность к себестоимости продукции не превышала 3,3 %.
Снижение доли доходов производителей в цене конечной продукции, помимо воздействия конъюнктурных, производственных и затратных факторов, в значительной мере определяется несовершенством рыночной инфраструктуры (отсутствие системы электронных аукционных торгов), многоступенчатой структурой оптовой торговли на всех этапах продвижения сырья и готовой продукции. Следует принимать во внимание также имеющиеся нарушения налогового законодательства, использование "серых" схем реализации продукции и наличие оборота неучтенной рыбопродукции.
В 2006-2009 годы на Северном бассейне осуществляли свою деятельность 63-65 перерабатывающих предприятий и производств различной организационно-правовой формы. В Мурманской области, где сосредоточены основные мощности - около 50 предприятий, в Архангельской области - 5-6 единиц и в Республике Карелия - 8-9 производств.
Технический уровень и потенциальные возможности предприятий по повышению качества, расширению и диверсификации выпускаемой продукции дифференцированы в зависимости от состояния производственного аппарата, степени его физического и морального старения. В этом отношении можно выделить предприятия, действующие на базе ранее приватизированных и вновь созданные, а в составе последних - экспортоориентированные.
Большинство предприятий береговой переработки базируются на использовании устаревшей техники и технологических процессов. Так, в целом по предприятиям Мурманской области степень износа основных фондов на конец 2007 года составила 62,0 % (Рыболовство и производство..., 2007). Вместе с тем, в настоящее время в соответствии с требованиями Региональной Комиссии ЕС сертифицированы около 10 предприятий, что подтверждает их высокий технический уровень и возможность вести экспортную деятельность в Европейских странах. Это относится, прежде всего, к предприятиям, выпускающих филе и клипфиск из донных видов рыб, осуществляющих переработку морепродуктов.
4. Заключение
На региональных уровнях необходимо формирование условий, способствующих реализации потенциальных региональных конкурентных преимуществ, повышению эффективности деятельности береговых рыбоперерабатывающих предприятий, в том числе на основе интеграционных процессов и адекватной кластерной политики. Формирование этих условий в силу их региональной специфики дифференцировано по формам, направлениям и масштабности.
Для Мурманской области помимо развития глубокой переработки тресковых (филе, клипфикс) актуальным становится расширение промысловой базы, освоение и переработка дополнительных объектов водных биологических ресурсов. Исходя из этого следует предусмотреть (на определенных этапах развития производственной деятельности и в зависимости от степени влияния внешних факторов) комплекс мер экономического воздействия по стимулированию модернизации и диверсификации производства для переработки недоосваеваемых низколиквидных водных биоресурсов, маломерных гидробионтов и вторичного сырья.
В последние годы в области активно развивается рыбоводство (марикультура). Общий объем выращенной товарной рыбной продукции (лососевых) в 2010 превысил 2,0 тыс. т. В планах предприятий предполагается увеличение более чем на порядок достигнутых объемов. Для поддержания устойчивого развития этого вида деятельности потребуются меры поддержки, в том числе и по обеспечению рыбными гранулированными кормами. Одним из возможных направлений решения этой задачи может быть рассмотрено восстановление на новой технической основе действующего на территории рыбного порта рыбомучного производства.
Литература
Рыболовство и производство рыбной продукции в Мурманской области. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Мурманск, 29 с., 2007.
Рыбохозяйственный комплекс России в 2005 году (Белая книга). М., ВНИЭРХ, 136 с., 2006.
64