пїњ

јЌ–» √»Ћ№Ѕќ » ¬Ћјƒ»ћ»– ћјя ќ¬— »…: ЂЅќЋ№Ў≈¬»  »— ”——“¬јї √Ћј«јћ» ‘–јЌ÷”«— ќ√ќ Ћ≈¬ќ√ќ ѕќЁ“ј

Ћ. ¬. —луцка€
јнри √ильбо и ¬ладимир ћа€ковский:
Ђбольшевик искусстваї
глазами французского левого поэта
—луцка€ Ћюдмила ¬ладимировна,
кандидат
исторических наук,
доцент,
Ѕелорусский
государственный
университет
(ћинск, Ѕеларусь)
ѕерва€ треть ’’ в., этот исторически короткий отрезок времени, оказалс€ не только необычайно насыщенным политическими, революционными событи€ми, происходившими в –оссии, но и стал временем духовного новаторства и значительного скачка в развитии отечественной литературы. »менно в этот период родились новые литературные жанры и течени€, обогатилась эстетика художественного творчества. ¬идное место среди представителей поэтической элиты периода революционных потр€сений занимает выдающийс€ мастер слова, бесспорно ставший культовой фигурой русской и советской литературы ’’ в., ¬ладимир ћа€ковский. ≈го вклад в русскую, и шире Ч мировую литературу, общепризнан и хорошо изучен не только в –оссии, но и за ее пределами. Ќесмотр€ на это, некоторые работы, написанные его зарубежными современниками, до сих пор не увидели свет. ѕримером тому €вл€ютс€ труды французского левого поэта јнри √ильбо, посв€щенные жизни и творческому пути ¬. ¬. ћа€ковского, которые либо недоступны исследовател€м (одна из таких работ представлена в данной статье1), либо вовсе никогда не были опубликованы на русском €зыке2.
—ледует отметить, что оба поэта принадлежали не только к одному и тому же поколению, но и к одному художественному направлению Ч футуризму.  роме того, они творили в сходной исторической ситуации, направленной на разрушение старого мира во им€ сотворени€ нового общества, поэтому передовые идеи поэзии советского поэта оказались близки французу по духу.
»м€ ј. √ильбо, создател€ первой биографии ¬. ». Ћенина, не пользуетс€ широкой известностью как в –оссии, так и на «ападе. ¬ лучшем случае, в европейских исследовани€х его де€тельность рассматриваетс€ в политическом контексте3 или же относитель-
© Ћ. ¬. —луцка€, 2014
но основанного им во ‘ранции ежемес€чного литературного журнала "ќета1'п"4. ’от€ в начале ’’ в., по утверждению австрийского писател€ —. ÷вейга, лично знавшего французского поэта, антимилитаристска€ позици€ последнего и его Ђбезрассудна€ смелость, с которой он бросилс€ в бой, на какое-то врем€ сделали его в мире видным и незаменимым; ни одного француза в парижских политических и военных кругах не опасались и ненавидели так, как этого светловолосого человечкаї5. ќднако литературна€ и публицистическа€ де€тельность √ильбо была не менее значимой, чем политическа€.
јнри Ћуи Ёмиль √ильбо (1885Ч1938)6 Ч публицист, глава поэтического направлени€ Ђдинамизмї, аналогичного футуризму, писатель-ролландист. ¬ начале войны эмигрировал в Ўвейцарию, где, по рекомендации –. –оллана, исполн€л об€занности секретар€ гражданской секции ћеждународного агентства военнопленных: ЂЅлагодар€ –омену –оллану, Ч писал ј. √ильбо, Ч удалось освободитьс€ от воинской повинности, в начале 1915 г. перебратьс€ в ∆еневу и устроитьс€ работать в ћеждународный  расный  рестї7. ¬ Ўвейцарии он занимаетс€ антивоенной и революционной пропагандой, учреждает пацифистский и интернационалистский журнал " ќета1п" (1916-1918), в котором сотрудничали –. –оллан, ћ. ћартине, ∆. ћениль, ѕ. ∆. ∆ув, ». √олль, Ё. Ѕлох, ј. ¬. Ћуначарский, р€д видных пацифистов, печатались также работы ¬. ». Ћенина, ћ. √орького. Ётот журнал Ђ€вилс€ центром интернациональной, наднациональной дискуссии в разгар войны. ...¬ мире в течение года-полуто-ра не было более интересного, более независимого журнала, и если бы он пережил войну, то стал бы, возможно, определ€ющим по воздействию на общественное мнениеї8, Ч писал в своих воспоминани€х —. ÷вейг. јктивна€ антивоенна€ сущность этого журнала привела к тому, что он был запрещен как в √ермании, так и во ‘ранции.
¬ Ўвейцарии ј. √ильбо Ђсблизилс€ с большевиками, участвовал в  интальской конференции, €вл€лс€ сторонником ÷иммервальдской левой группыї9. ќн пришел к большевизму под непосредственным вли€нием ленинской группы в Ўвейцарии. ¬ марте 1917 г., совместно с –. –олланом, опубликовал брошюру Ђѕривет русской революцииї, в которой французские поэты воспевали –оссию как восход€щее светило революции мировой10. — этого времени его поэзи€ становитс€ все более революционной и облекаетс€ в форму ритмизированной агитационной прозы. –оллан, относившийс€ к большевикам с некоторой опаской, отмечал: Ђ√ильбо, готовый сопровождать всех женевских друзей, вождей большевизма в их "исходе" через объ€тую войной ≈вропу, чтобы нести в ѕетроград плам€ революции, сделал свой журнал большевистской трибуной во французской Ўвейцарии. Ќа этом пути € сопровождал его только в качестве беспристрастного наблюдател€.ї11 ѕриговоренный к смертной казни во ‘ранции, убежденный интернационалист и пацифист, ј. √ильбо с радостью прин€л приглашение на ”чредительный конгресс  оминтерна, после которого он осталс€ в –оссии.
¬озможно, именно потому, что ј. √ильбо был в свое врем€ и пацифистом, и анархо-синдикалистом, представл€л социалистов в ÷иммервальде, входил во ‘ранцузскую
коммунистическую группу в ћоскве, €вл€лс€ членом »сполнительного  омитета  оммунистического »нтернационала,  оммунистической академии ÷»  ———–, корреспондентом '“»итат„Є", его идеологическую позицию сложно определить. ЂЋевый интеллектуалї Ч это, пожалуй, тот термин, который наиболее точно характеризует французского поэта, поскольку главной чертой левого интеллектуала €вл€етс€ стремление быть Ђинымї в существующей общественно-политической системе.
јнри √ильбо (стоит в центре) в военном трибунале ѕарижа (1933 г.) (Ќациональна€ библиотека ‘ранции Ч —аЎса, Ѕћ–)
ј. √ильбо провел в советской –оссии достаточно продолжительный отрезок времени Ч с марта 1919 г. по июль 1922 г. Ќесмотр€ на его активное участие в интеллектуальной жизни новой –оссии и в становлении послереволюционного литературного процесса, эта сторона де€тельности француза до сих пор остаетс€ вне пол€ зрени€ исследователей. ¬еро€тнее всего, причиной малоизученности данного аспекта €вл€етс€ запрет на произведени€ французского интеллектуала в ———–, св€занный с обвинени€ми в Ђтроцкизмеї и с его критикой советского режима.
ѕриехав в –оссию, французский социалист сразу оказалс€ не только в центре политической жизни Ч Ђс лета 1917 г. становитс€ официальным корреспондентом газеты "ѕравда"ї12, но и в кругах творческой интеллигенции ѕетрограда и ћосквы. ќн самым тесным образом взаимодействовал со многими представител€ми советской культуры и искусства,
например, такими как ‘. Ўал€пин, ¬с. ћейерхольд, ј. “аиров, ћ. √орький, —. ≈сенин, ». Ёрен-бург, ћ. ¬олошин и другими, а значит, смотрел на происходившие событи€ изнутри, глазами участника и очевидца. ¬ качестве делегата III »нтернационала ј. √ильбо присутствовал на показательном выступлении ћосковского ѕролеткульта, регул€рно участвовал в литературных вечерах в кафе —оюза поэтов (более известное как кафе Ђƒоминої), в ƒоме печати, в ѕолитехническом ћузее.
¬ 1919 г. √ильбо вступает в —оюз работников науки, искусства и литературы (до начала 1919 г. —оюз —оветских ∆урналистов). ¬ анкете дл€ вступлени€ в —оюз √ильбо в графе Ђпрофесси€ї указывает: поэт, критик, публицист, романист, и за€вл€ет о своем желании быть членом двух секций: 1) литература и искусство; 2) критика и публицистика13. Ѕудучи членом секции писателей, художников и поэтов —оюза, √ильбо регул€рно присутствует в кафе Ђƒоминої, где собирались представители творческой интеллигенции новой –оссии. ЂЁто было единственное кафе, Ч писал он в своих воспоминани€х, Ч которое в течение долгого времени оставалось открытым. ¬ кафе "ƒомино" € встречалс€ с представител€ми всех новых поэтических школ, начина€ с символиста ¬. Ѕрюсова, поклонника и друга французских поэтов, мудреца и классика ѕастернака до ћа€ковского и имажинистов.ї14 »менно в этом кафе известный советский литературный и художественный критик, переводчик, близкий друг ј. √ильбо ». јксенов познакомил его с ¬. ¬. ћа€ковским.
ј. √ильбо был впечатлен жизненной силой, которой обладал советский поэт: Ђ.с сильным телосложением, с широкой грудью, массивными плечами. он был подобен монументу, олицетвор€ющему собой великий в своем поступательном движении народ. ћогучий поэт, заставл€вший звучать голос освобожденного от векового рабства народа. ќн был не только поэтом, он был агитатором и человеком дела. ќдаренный от природы исключительной пам€тью, он был способен цитировать свои стихи наизусть. ќн проделывал это в удивительно простой и в тоже врем€ удивительно захватывающей формеї15, Ч характеризовал его французский поэт.
ј. √ильбо высоко ценил творчество ¬. ¬. ћа€ковского, называл его Ђбольшевиком искусстваї и считал Ђокт€бристомї в большевистской концепции этого слова, который Ђбесповоротно признает программу Ћенинаї16. ¬. ¬. ћа€ковский дл€ него не просто современный поэт, это поэт близкий ему по духу, раздел€ющий такие же, как и он сам, революционные идеалы и ценностные установки: Ђ¬ладимир ћа€ковский, Ч писал он в одноименной статье, Ч единственный, который с самого начала пон€л революцию, приветствовал ее, воспева€ ее без устали. ≈го бунтующий дух, его непримирима€ вражда против буржуазии и ее общественных институтов, его марксистско-ленинское воспитание, его пропагандистска€ активность, его новый ультрамодный дух Ч все это делало его пригодным к разрешению поставленной перед собой задачи. .¬ ћоскве, провинции, за границей, ћа€ковский декламировал свои произведени€, распростран€€ тем самым свои боевые идеиї17.
—уществование в советской –оссии различных футуристических направлений €вилось неожиданностью дл€ ј. √ильбо. ¬ своем докладе ЂЌесколько рассуждений о возможност€х пролетарского искусстваї, с которым он выступил на общем собрании членов всех секций —оюза работников науки, искусства и литературы 4 апрел€ 1919 г., ј. √ильбо отмечал, что Ђбыл очень удивлен наблюдать в ћоскве и в ѕетрограде нашествие футуризма и^кубизмаї18. ѕо утверждению французского социалиста, Ђфутуризм и кубизм свидетельствуют о разложении исчерпавшего себ€ буржуазного искусстваї, но, несмотр€ на эти тенденции, Ђнарод, пролетариат нуждаетс€ в искусстве активном, мощном, динамичном, атлетическом, которое было бы св€зано с техническим прогрессомї19. ярким представителем такого искусства в советской –оссии ј. √ильбо считал ¬. ¬. ћа€ковского, который, по его словам, Ђвыступал как непримиримейший враг против вс€кого мнимого пролетарского демагогического искусства, представл€ющего собой лишь перелицовку консервативного, академического, лишенного силы и содержани€ искусстваї20.
ѕо мнению ј. √ильбо, ¬. ¬. ћа€ковский задавал новый вектор в литературе: Ђ—овременный, революционный, он отличалс€ от всего множества пролетарских поэтов. ≈го масштабна€ поэма "150 миллионов", Ч писал он в своих воспоминани€х, Ч возможно, самое прекрасное поэтическое произведение, созданное до этого революционного дн€, и его "ћистери€-Ѕуфф", котора€ была поставлена на сцене ћейерхольдом, демонстрируют разнообразие его таланта, который впоследствии посто€нно развивалс€ї21. ќднако людей, способных пон€ть новую революционную поэзию, были единицы. ћногим она казалось эпатажем и чудачеством, но дл€ ј. √ильбо это был закономерный итог развити€ современной литературы. јнализиру€ творчество ¬. ¬. ћа€ковского, он тонко подметил трудность воспри€ти€ его стихов дл€ европейского читател€, привыкшего видеть все €сным и легко объ€снимым.  ажетс€, и здесь ј. √ильбо находит ключ к разгадке, почему слава поэта вне границ гораздо меньше, чем в его родной стране. ѕо его мнению, доминирующей формой литературного произведени€ до сих пор остаетс€ проза, котора€ Ђобеспечивает наилучший контакт с читателем, по крайней мере, в лице широких читательских массї. “огда как стихи ¬. ¬. ћа€ковского Ђотличаютс€ крепкой и грубоватой рифмой, исполненной простого и здорового содержани€ї, Ђполные воодушевлени€, огн€, сильно сатирические, жаждущие мести и проникнутые силой библейского письма. они несколько суровы дл€ нежных, легких и обескровленных голов старого мираї22, Ч констатирует ј. √ильбо.
ј. √ильбо высказывает мысль о родстве ¬. ¬. ћа€ковского с американским поэтом ”. ”итменом, к которому был близок по стилю и сам французский поэт: Ђћа€ковский, Ч пишет он, Ч подобно ”итмену воспевает –усь, освободившуюс€ от царского ига, неграмотности, алкоголизма и средневековь€, и превратившуюс€ в страну Ћенина, страну электрификации и индустриализацииї23. ѕохожие строки есть и в Ђ–апсодииї ј. √ильбо, в которой он
описывал свое путешествие из Ўвейцарии, Ђстраны сыроторговцев и мелких буржуаї, в революционную –оссию, где ¬. ». Ћенин предстает Ђсовременным фараоном, упорным строителем и дерзателем, изобретателем революцийї, а Ђбольшевизм победителем, сбивающим цепиї24. ¬прочем, дело даже не в сходстве отдельных стихов, предопределенных существовавшей конкретно-исторической ситуацией, в которой преобладали риторика и лозунги, а в общем дл€ поэтов дерзостном новаторстве стил€, отвергающем традиционные поэтические каноны и €зык. ќднако дл€ ј. √ильбо ¬. ¬. ћа€ковский не просто новатор, он Ђвеличайший поэт ———–ї, Ђпламенный лирик, воодушевл€ющий массыї, наконец, Ђсатирик, способный на прокл€ть€ и высмеиваниеї25.
ƒруга€ жизненна€ параллель, сближавша€ поэтов, Ч это борьба, агитаци€ и пропаганда социалистических идей, котора€ повлекла за собой полицейский надзор, аресты, а дл€ ј. √ильбо еще и заочный смертный приговор. »менно поэтому француз глубоко осознавал драматизм судьбы советского поэта, у которого, по его мнению, при жизни было много противников и оппонентов, став€щих под сомнение его талант и новаторство. Ђ— первого дн€ революции ћа€ковский вынужден был вести борьбу против интриг, Ч за€вл€ет ј. √ильбо. ѕытались задушить его талант, так как посредственность за ним не поспевала. —вора Ђпролетарскихї поэтов ла€лась по его адресу и использовала все статуты бюрократизма, чтобы повредить емуї. Ђ¬ особенности, Ч отмечает он, Ч дают себ€ чувствовать интриги со стороны "ученых-женщин" (јндреева,  аменева, ћалиновска€ и компани€), которые, где бы они не работали, везде внос€т сум€тицу и интригуї26. Ќо даже козни завистников, отмечает
ј. √ильбо, не останавливают этого человека действи€. ќн продолжает отстаивать свою позицию, неутомимо работать, путешествует по –оссии и ≈вропе, читает доклады, декламирует стихи, создает новые произведени€, основывает группу ЂЋефї и ставит в театре две своих сатиры Ђ лопї и ЂЅан€ї27.
ѕоследн€€ встреча ј. √ильбо с ¬. ¬. ћа€ковским произойдет за три года до гибели последнего в 1927 г. в Ѕерлине на приеме в ќбществе друзей Ќовой –оссии. ј. √ильбо будет выступать с речью по случаю приезда советского поэта. ¬ ответном слове ¬. ¬. ћа€ковский скажет: Ђя благодарю за оказанный мне здесь дружественный прием, благодарю в особенности јнри √ильбо, почтившего мен€ как революционного поэта, поэта коллектива.ї28
–азмышл€€ над последним годом жизни ¬. ¬. ћа€ковского, ј. √ильбо обращает внимание на борьбу, котора€ велась Ђза кулисами против великанаї. Ќа него Ђнатравл€ли юных, честолюбивых писателей, долженствующих зан€ть вместо него первое место в революции.  ак будто можно добитьс€ такого места, Ч задает французский поэт риторический вопрос, Ч не облада€ талантом и прибега€ исключительно к помощи интригї29.
¬ статье на смерть ¬. ¬. ћа€ковского ј. √ильбо стремитс€ установить истинные причины, подтолкнувшие поэта к самоубийству, и делает по тем временам сенсационный вывод,
не вписывающийс€ в советскую систему ценностей: Ђћа€ковский стал жертвой прожигателей революцииї30. ќн пытаетс€ пон€ть, с какого времени поэт революции стал неугоден советской власти, заключа€, что Ђсатира повлекла за собой полный трагедии финалї31. ѕо утверждению ј. √ильбо, Ђликвидаци€ ќкт€брьской революции создала обильную почву дл€ бюрократов, интриганов, подхалимов и революционных шиберов, ныне в изобилии заполн€ющих собою советские учреждени€ и посольстваї32. ¬. ¬. ћа€ковский, Ђкак революционерї и Ђвраг вс€кого нездорового элементаї не мог оставатьс€ в стороне. ≈го главна€ цель, считает √ильбо, Ђпригвоздить к позорному столбу всех вредителей революции. ≈сли он, начина€ с этого времени, всецело посв€тил себ€ сатире, то это 100 % объ€сн€етс€ обилием той почвы, которую дает нынешн€€ –осси€. Ќе на него падает вина, но на всех дармоедов, ликвидаторов и бездарностей, наследовавших Ћенинуї33, Ч заключает он.
ƒл€ ј. √ильбо характерна своеобразна€ пр€мота суждений о причинах самоубийства
¬. ¬. ћа€ковского: Ђон никогда бы не покончил бы с собой из-за банальной любовной историиї, но сложивша€с€ ситуаци€ безысходности предопределила дальнейшее развитие событий. ј. √ильбо настаивает: Ђ∆енска€ истори€, на которую ћа€ковский ссылаетс€ в своем прощальном письме, была только каплей в переполнившейс€ чашеї34.
“ака€ оценка, по-видимому, обусловила то, что данна€ стать€ вышла только на немецком €зыке в журнале "Die Weltbuhne"35. “ем не менее, в фонде ¬ладимира ћа€ковского в –оссийском государственном архиве литературы и искусства сохранилс€ машинописный текст статьи немецкого издани€ на русском €зыке с правкой от руки самого ј. √ильбо. ћожно предположить, что советские власти, контролирующие все публикации, не могли допустить, чтобы в прессе по€вилась верси€ о травле поэта, интригах против него, то есть фактическом доведении до самоубийства.   тому же утверждение французского поэта о ликвидации окт€брьской революции и по€влении разросшегос€ бюрократического аппарата пр€мо противоречило официальной позиции  ремл€.
¬ заключение стоит сказать, что наследие, которое оставил после себ€ французский интеллектуал, стоит экспортировать в –оссию, поскольку оно позвол€ет вы€вить новые грани событий, происходивших не только в политической жизни, но и в творческой среде советского государства. јнализ творчества ¬. ¬. ћа€ковского, предложенный ј. √ильбо, отразил лучшие качества √ильбо-критика: умение уловить св€зь художника с его эпохой, прекрасное понимание своеобрази€ художественного слова. ‘ранцузский поэт был одним из тех, кто попыталс€ донести до зарубежной публики истинное лицо творчества ћа€ковского и истинные причины его самоубийства. Ќесмотр€ на отсутствие посто€нных личных контактов поэтов, их судьбы не раз переплетались. »менно смерть Ђбольшевика искусстваї прибавила политической остроты взгл€дам ј. √ильбо и стала дл€ него поворотным пунктом в воспри€тии и понимании процессов, происходивших в конце 1920-х - 30-е гг. в ———–. — этого времени ј. √ильбо стал €ростным противником советского
режима, и все последующие произведени€ этого французского интеллектуала будут направлены на критику советского стро€.
1 –оссийский государственный архив литературы и искусства (далее Ч –√јЋ»). ‘. 33б. ћа€ковский ¬ладимир ¬ладимирович (1893-1930), поэт. ќп. 7. ћатериалы о ¬. ¬. ћа€ковском. ƒ. 57. √ильбо ј. Ђ¬ладимир ћа€ковскийї. —тать€. Ћ. 1-10.
2 —м. Guilbeaux H. Meyerho[d en terre d'Europe, Maiakovsky dans [a terre russe // Les Humb[es. 1930. є. 5-б; W[adimir Maiakovsky // Die We[tbuhne. 1930. 29 ApriL. є 8.
3 —м: KriegelA. Communismes au miroir frangais: temps, cu[tures et societes en France devant [e communismes. Paris, 1974; Histoire du mouvement ouvrier frangais, 1914-1920. Paris, 19б4; Les communistes frangais. Paris, 19б8; CoeuK S. La grande [ueur a ['Est. Les Frangais et ['Union sovetique, 1917-1939. Paris, 1999; Mazuy R. Croire p[utot que voir: Voyages en Russie sovietique (1919-1939). Paris, 2002; Caute D. Le communisme et [es inte[[ectue[s frangais, 1914-19бб. Paris, 19б7; BrouЄ P. Histoire de ['International Communiste. 1919-1943. Fayard, 1997.
4 —м.: Winock M. Le siec[e des inte[[ectue[s. Paris, 1997; Santamaria Y. Demain // Dictionnaire des inte[[ec-tue[s frangais / sous [a direction de J. Ju[[iard, M. Winock. Paris, 2002. –. 412; Roudil R. Demain. Revue. 191б-1918 et 1919 // Dictionnaire P. J. Jouve. Ч URL: http://www.pierreieaniouve.org/Jouve-Dictionnaire/Jouve-G/Jouve-Dic-tionnaire-Gu-Henri Gui[beaux.htm[ (дата обращени€: 29.04.2014).
5 ÷вейг —. ¬черашний мир. ћ., 2004. —. 217.
6 Racine N. Gui[beaux Henri Louis, Emi[e // Dictionnaire biographique du mouvement ouvrier frangais (19141939) I sous [a dir. de J. Maitron, C. Pennetier. T. 19. Paris, 1983. Ч URL: http://maitron-en-[igne.univ-paris1.fr/ spip.php?artic[e114483 (дата обращени€: 23. 12. 2013); Gui[beaux Henri // Les Anarchistes. Dictionnaire biographique du mouvement [ibertaire francophone. Paris, 2014. Ч URL: http://maitron-en-[igne.univ-paris1.fr/spip. php?artic[e154931 (дата обращени€: 12. 05. 2014).
7 Guilbeaux H. Le fin de Soviets. Paris, 1937. –. 29.
8 ÷вейг —. ¬черашний мир... —. 217.
9 –оссийский государственный архив социально-политической истории. ‘. 495. »сполком  оминтерна 1920-1929 гг. ќп. 270. Ћичные дела членов  ѕ ‘ранции. ƒ. 2139. Ћ. 3.
10 Sa[ut a [a revo[ution russe. Geneve, 1917.
11 √лазами иностранцев, 1917-1932. ћ., 1932. —. б22-б23.
12 Roudil R. Henri Gui[beaux (1884-1938) // Dictionnaire P. J. Jouve. Ч URL: http://www.pierreieaniouve. org/Jouve-Dictionnaire/Jouve-G/Jouve-Dictionnaire-Gu-Henri Gui[beaux.htm[ (дата обращени€: 29.04.2014).
13 ÷ит по: јнкета ј. √ильбо дл€ вступлени€ в —оюз советских журналистов / —луцка€ Ћ. ¬. јнри √ильбо: Ђкультурна€ пропагандаї французского интеллектуала (1919-1924) // ‘ранцузы в научной и интеллектуальной жизни ———– в ’’ веке. ћ., 2013. —. 273-274; –√јЋ». ‘. 217 («линченко  ирилл ѕавлович (псевд. –аботников; 1870-1947) Ч публицист). ќп. 1. —лужебно-общественна€ де€тельность «линченко  ирилла ѕавловича. ƒ. 184. √ильбо ј. јнкета дл€ вступлени€ в —оюз —оветских ∆урналистов. Ћ. 7.
14 Guilbeaux H. Du Krem[in au Cherche-midi. Paris, 1933. –. 249.
15 –√јЋ». ‘. 33б. ќп. 7. ƒ. 57. √ильбо ј. Ђ¬ладимир ћа€ковскийї. Ћ. 2.
16 “ам же. Ћ. 4-5.
17 “ам же. Ћ. 2, б.
18 ÷ит по: ј. √ильбо. Ќесколько рассуждений о возможност€х пролетарского искусства / —луцка€ Ћ. ¬. ‘ранцузский интеллектуал о новых тенденци€х в искусстве начала ’’ века // –осси€ и ‘ранци€. XVIII-XX века. ¬ып. 11. ћ., 2014. —. 226-234; –√јЋ». ‘. 217 («линченко  ирилл ѕавлович (псевд. –аботников; 1870-1947) Ч публицист). ќп. 1. –укописи разных лиц. ƒ. 216. Guilbeaux H. Quelques considerations sur les possibilites d'un art proletarien. Ћ. 13-17.
19 ј. √ильбо. Ќесколько рассуждений о возможност€х пролетарского искусства / —луцка€ Ћ. ¬. ‘ранцузский интеллектуал о новых тенденци€х в искусстве начала ’’ века // –осси€ и ‘ранци€... —. 229.
20 –√јЋ». ‘. 336. ќп. 7. ƒ. 57. √ильбо ј. Ђ¬ладимир ћа€ковскийї. Ћ. 6.
21 Guilbeaux H. Du Kremlin au Cherche-midi... –. 249.
22 –√јЋ». ‘. 336. ќп. 7. ƒ. 57. √ильбо ј. Ђ¬ладимир ћа€ковскийї. Ћ. 1.
23 “ам же. Ћ. 7.
24 Guilbeaux H. Kraskreml / H. Guilbeaux. Petersbourg, 1922. P. 11; √ильбо ј.  расный  ремль // –еволюционна€ поэзи€ на «ападе / ѕод ред. ѕ. —.  огана. ћ., 1927. —. 59.
25 –√јЋ». ‘. 336. ќп. 7. ƒ. 57. √ильбо ј. Ђ¬ладимир ћа€ковскийї. Ћ. 7.
26 “ам же. Ћ. 5.
27 -г
“ам же.
28 ћа€ковский ¬. ¬. ¬ыступление на приеме в обществе друзей новой –оссии / ѕолн. собр. соч. “. 12 (Ќо€брь 1917-1930). ћ., 1959. —. 499.
29 –√јЋ». ‘. 336. ќп. 7. ƒ. 57. √ильбо ј. Ђ¬ладимир ћа€ковскийї. Ћ. 8.
30 “ам же. Ћ. 9.
31 “ам же. Ћ. 7.
32 “ам же. Ћ. 7-8.
33 “ам же. Ћ. 8.
34 “ам же. Ћ. 8-9.
35 Guilbeaux H. Wladimir Maiakovsky // Die Weltbuhne.
”ƒ  821.161.1.09
—луцка€ Ћ. ¬. јнри √ильбо и ¬ладимир ћа€ковский: Ђбольшевик искусстваї глазами французского левого поэта // Ќовейша€ истори€ –оссии. 2014. є 2 (10). —. 106-116.
јЌЌќ“ј÷»я: ¬ статье представлен взгл€д французского левого поэта, публициста, общественного и политического де€тел€ јнри √ильбо на жизнь и творческий путь выдающегос€ советского поэта ¬ладимира ћа€ковского. ј. √ильбо Ч политический де€тель, публицист, глава поэтического направлени€ Ђдинамизмї, аналогичного футуризму, писатель-ролландист. —оздатель первой биографии ¬. ». Ћенина, написанной еще при жизни большевистского вожд€, в научных кругах ј. √ильбо известен больше как французский анархо-синдикалист, социалист, коммунист, пацифист, корреспондент Ђёманитеї, основатель журнала "De-main". «а свою антивоенную и революционную пропаганду заочно был приговорен во ‘ранции к смертной казни. ѕриехав в советскую –оссию в 1919 г. на ”чредительный конгресс  оминтерна, ј. √ильбо сразу оказалс€ не только в центре политической жизни, но и в кругах творческой интеллигенции ѕетрограда и ћосквы. ќн прожил в ———– до июл€ 1922 г., вступил в —оюз работников науки, искусства и литературы, лично знал многих представителей советской культуры и искусства: ‘. Ўал€пина, ¬с. ћейерхольда, ¬. ћа€ковского, ћ. √орького, —. ≈сенина, ћ. ¬олошина, ». Ёренбурга и др. ¬ статье анализируетс€ неопубликованна€ на
русском €зыке работа ј. √ильбо из фондов –оссийского государственного архива литературы и искусства, посв€щенна€ ¬. ¬. ћа€ковскому, чье творчество француз ценил особенно высоко. ќн называл советского поэта Ђсовременным, революционным, величайшим поэтом ———–ї, Ђбольшевиком искусстваї, Ђпламенным лириком и сатирикомї. ѕыта€сь пон€ть истинные причины самоубийства ¬. ¬. ћа€ковского, ј. √ильбо обращает внимание на борьбу, котора€ велась против него за кулисами, отмечает, что у поэта было много противников и оппонентов, став€щих под сомнение его талант и новаторство. ‘ранцуз приходит к выводу, что ћа€ковский стал жертвой прожигателей революции, а женска€ истори€ Ч только каплей в переполнившейс€ чаше. —мерть Ђбольшевика искусстваї оказала огромное вли€ние на ј. √ильбо, она прибавила политической остроты его взгл€дам и стала дл€ него поворотным пунктом в воспри€тии и понимании процессов, происходивших в конце 1920-х - 30-е гг. в ———–. — этого времени ј. √ильбо стал €ростным противником советского режима.
 Ћё„≈¬џ≈ —Ћќ¬ј: ¬. ћа€ ковский, ј. √ильбо, поэзи€, литература, футуризм, советское искусство, революци€, большевизм, ———–, ‘ранци€.
—¬≈ƒ≈Ќ»я ќЅ ј¬“ќ–≈: кандидат исторических наук, доцент, Ѕелорусский государственный университет (ћинск, Ѕеларусь); l_slutskaya@mail.ru
Slutskaya L. V. Henri Guilbeaux and Vladimir Mayakovsky: "Bolshevik of Art" as seen by the French left-wing poet
ABSTRACT: The paper presents a view of the life and career of the prominent Soviet poet Vladimir Mayakovsky by the French left-wing poet, essayist, social and political figure Henry Guilbeaux. Guilbeaux was a politician, a journalist, a rollandist writer, and the head of the "dynamism" movement, a poetic movement similar to futurism. Being the author of Lenin's first biography written during the life of the Bolshevik leader, in scientific circles Guilbeaux was known better as a French anarcho-syndicalist, a socialist, a communist, a pacifist, a correspondent of "L'Humanite "and the founder of "Demain" magazine. In France he was sentenced in absentia to death for his antiwar and revolutionary propaganda. Having arrived in Soviet Russia in 1919 for the founding congress of the Comintern, Guilbeaux found himself at the center of political life as well as in the creative intelligentsia circles of Petrograd and Moscow. He lived in the USSR until July 1922, where he joined the Union of science, art and literature workers and personally knew many representatives of Soviet culture and art Ч F. Chaliapin, Vs. Meyerhold, V. Mayakovsky, M. Gorky, S. Yesenin, M. Voloshin, I. Ehrenburg etc. In this article the author analyzes Guilbeaux's work,preserved in the Russian State Archive of Literature and Art, and which has never been published in Russian. This work is dedicated to Mayakovsky, whom the Frenchman valued particularly highly. He called the Soviet poet "modern, revolutionary and the greatest poet of the USSR", "Bolshevik of art", "fiery lyricist and satirist". Trying to understand the real causes of Mayakovsky's suicide Guilbeaux drew attention to the struggle waged against him behind the scenes and noted that the poet had a lot of enemies and opponents calling into question his talent and innovation. The Frenchman concluded that Mayakovsky was the victim of revolution fast-livers and that the woman affair was only a drop in the overflowing cup. The Death of the "Bolshevik of art" had a huge impact on Guilbeaux, it added political acuity to his views and became the turning point in his perception and understanding of the processes occurring in the late 1920s - '30s in the USSR. From that time Guilbeaux became a fierce opponent of the Soviet regime.
KEYWORDS: Mayakovsky, Guilbeaux, poetry, literature, futurism, soviet art, revolution, bolshevism, USSR, France.
AUTHOR: Candidate of History, Belarusian State University (Minsk, Belarus); l_slutskaya@mail.ru
REFERENCES:
1 Guilbeaux H. 'Meyerhold en terre d'Europe, Maiakovsky dans la terre russe' in Les Humbles, no. 5-6, 1930.
2 'Wladimir Maiakovsky' in Die Weltbuhne, 29 April 1930, no. 8.
3 Kriegel A. Communismes au miroirfrangais: temps, cultures et societes en France devant le communismes (Paris, 1974).
4 Kriegel A. Histoire du mouvement ouvrier frangais, 1914-1920 (Paris, 1964).
5 Kriegel A. Les communistes frangais (Paris, 1968).
6 Coeure S. La grande lueur a l'Est. Les Frangais et l'Union sovetique, 1917-1939 (Paris, 1999).
7 Mazuy R. Croire plutot que voir: Voyages en Russie sovietique (1919-1939) (Paris, 2002).
8 Caute D. Le communisme et les intellectuels frangais, 1914-1966 (Paris, 1967).
9 Broue P. Histoire de l'Internationale Communiste. 1919-1943 (Paris, 1997).
10 Winock M. Le siecle des intellectuels (Paris, 1997).
11 Santamaria Y. 'Demain' in Dictionnaire des intellectuels frangais, Ed. J. Julliard, M. Winock (Paris, 2002).
12 Zweig S. Vcherashnii mir (Moscow, 2004).
13 Racine N. 'Guilbeaux Henri Louis, mile' in Dictionnaire biographique du mouvement ouvrierfrangais (1914-1939), Ed. J. Mai-tron, C. Pennetier. Vol. 19 (Paris, 1983).
14 'Guilbeaux Henri' in Les Anarchistes. Dictionnaire biographique du mouvement libertaire francophone (Paris, 2014).
15 Guilbeaux H. Le fin de Soviets (Paris, 1937).
16 Salut a la revolution russe (Geneve, 1917).
17 Glazami inostrantcev, 1917-1932 (Moscow, 1932).
18 Slutskaya L. V. 'Henri Guilbeaux: "kulturnaia propaganda" frantcuzskogo intellektuala (1919-1924)' in Frantcuzy v nauch-noi i intellektualnoizhizniSSSR vXX veke (Moscow, 2013).
19 Guilbeaux H. Du Kremlin au Cherche-midi (Paris, 1933).
20 Slutskaya L. V. 'Frantcuzskii intellektual o novykh tendentciiakh v iskusstve nachala XX veka' in Rossiia i Frantciia. XVIII-XX veka, Iss. 11 (Moscow, 2014).
21 Guilbeaux H. 'Kraskreml' in H. Guilbeaux (St. Petersburg, 1922).
22 Guilbeaux H. 'Krasnyi Kreml' in RevoliutcionnaiapoeziianaZapade, Ed. P. S. Kogan (Moscow, 1927).
23 Maiakovskii V. V. 'Vystuplenie na prieme v obshchestve druzei novoi Rossii' in Maiakovskii V. V. Poln. sobr. soch. Vol. 12 (November 1917-1930) (Moscow, 1959).

пїњ